Адаптация каждого человека в обществе зависит от определенных навыков и знаний, получаемых на протяжении всей жизни. В этой статье я расскажу о социальном интеллекте, дам подробное определение, и объясню, что это такое в психологии. За этим понятием кроется целая группа способностей, основное предназначение которых – сделать существование среди других людей комфортным.
Описание
Этим термином обозначают совокупность талантов и умений, с помощью которых индивиду удается стать успешным при взаимодействии с другими людьми, найти свое место в мире. Он включает в себя 3 основных навыка:
- Способность точно понимать поведение других, причины того или иного шага.
- Возможность осознавать собственные действия (зачем я веду себя так, какую цель преследую, могу ли я добиться желаемого результата).
- Умение действовать соответственно конкретной ситуации, учитывать все ее особенности и нюансы.
Во многом этот навык пересекается с так называемым эмоциональным интеллектом, позволяющим правильно определять и оценивать чувства окружающих. Одновременное развитие сразу двух этих способностей гарантированно повышает эффективность взаимодействия, но если для emotional intelligence крайне важен врожденный талант, то social прекрасно поддается тренировке.
Подходы к определению
Все по-разному определяют природу появления умений. Отмечу три главные установки:
- Социальный интеллект – одна из познавательных способностей человека, стоящая в ряду с математическими талантами или навыками быстрого усваивания иностранных языков. В таком случае его можно считать врожденным.
- Social intelligence – скорее приобретенный опыт, достичь его при определенной тренировке может абсолютно каждый человек, независимо от первоначальных знаний.
- Это некая черта личности и характера, которая изначально либо существует у индивида, либо отсутствует в нем.
Торндайк ввел термин социальный интеллект еще в 1920 году, в котором активно развивались сразу несколько психологических школ – бихевиористская, советская, психоаналитическая. Каждый из трех перечисленных подходов – правдив и должен использоваться в качестве основы для развития знаний.
Историческая справка
История исследования социального интеллекта началась в начале 20 века, когда Эдвард Торндайк впервые обозначил этот термин для определения умений человека добиваться успеха и эффективности при взаимодействии с другими людьми в самых разных ситуациях. Несколько позднее его идею подхватил британец Филипп Вернон. Он расширил понятие, заключив, что индивиды обязаны ладить друг с другом.
В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт, основываясь на суждениях своих коллег, обозначил social intelligence, как способность быстро и четко судить об окружающих людях и прогнозировать их вероятное поведение. В отличие от него, Огюст Конт и Ганс Айзенк верили в социальную природу явления, считая ее приспособлением индивида к жизни в обществе.
Попытку измерить уровень умственных процессов впервые сделал американский психолог Джой Гилфорд. Он разработал тест, который используется до сих пор. О нем мы поговорим подробно несколько позже, как и о модели Айзенка, которая тоже стала весьма популярной.
Наука психология
Как и любые другие таланты и навыки, умственная деятельность может быть вычислена с помощью тестов. При этом показатели ума фиксируются, с точки зрения развития разных способностей, главными среди которых можно назвать:
- Умение распознавать внутреннее состояние другого человека.
- Интерпретировать связь между ним и поведением.
- Гибко реагировать на происходящие изменения.
- Предсказывать варианты развития ситуации.
- Вести себя в соответствии с полученной и обработанной информацией.
Индивид, который обладает интеллектуальными качествами, может определять желания, потребности и эмоции своего собеседника и выстраивать собственное поведение так, чтобы партнеру было комфортно. В итоге складывается эффективная модель коммуникации и достигаются лучшие результаты.
Уровни social intelligence
Способность к пониманию окружающих людей можно развить, причем у кого-то это получается проще и быстрее из-за врожденных талантов, а кому-то требуется приложить немало усилий. В то же время умение можно измерить с помощью нескольких методик. Основные степени развития:
- Низкий социальный интеллект – предполагает, что человек не умеет эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Его поведение можно назвать неадекватным, а привлекательность в глазах других индивидов серьезно снижена.
- Средний – означает, что в большинстве ситуаций личность способна понять своего собеседника и подстроить свое поведение под его нужды, за редким исключением – когда необходимо находить общий язык с тем, кто не отвечает взаимностью.
- Высокий – предполагает, что индивид может установить контакт с абсолютно любым партнером, но такими навыками обладают не более 11% всех людей на Земле.
В любом случае развить в себе способности можно, хотя и придется приложить немало усилий.
Методики
Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:
- Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
- Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
- Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.
Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать.
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда
Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:
- Содержание данных.
- Умственные действия.
- Полученные результаты.
Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:
- Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
- Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
- Понимать отношения.
- Видеть логику развития ситуаций.
- Замечать изменения.
- Прогнозировать возможные последствия.
Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.
Исследования от отечественных психологов
Первой описать термин взялась Маргарита Бобнева, когда изучала формирование личности, как части общества, в 1979 году. Она полагала, что толчком к появлению умений служит социализация, которую проходит каждый индивиду, живущий в человеческом обществе.
Другой известный психолог, Юрий Емельянов, исследовал понятие в рамках психологии практической деятельности. Он полагал, что для развития коммуникационных способностей необходимо активно обучаться, причем этот процесс должен длиться постоянно и непрерывно.
Алла Южанинова в своих изысканиях пошла дальше и пришла к выводу, что social intelligence – всего лишь часть интеллектуальной структуры, в которую также входят практика и логика. Для улучшения навыков взаимодействия необходимо тренировать все 3 области.
Диагностика социального интеллекта
Интерес специалистов к изучению взаимоотношений общества привел к тому, что уже в 1928 году был подготовлен первый многофакторный тест, призванный определить уровень развития ума у конкретного индивида. Его автором стал Т. Хан. Методика оценивает несколько компонентов:
- Суждения при участии в какой-либо ситуации.
- Память.
- Умение наблюдать за поведением.
- Распознавание внутренних состояний.
Метод позволит определить, умеет ли человек взаимодействовать с окружающими, и насколько эффективно это взаимодействие. Однако тест не стал популярным, но дал необходимую базу для подготовки другого метода исследования, гораздо более известного и точного. О нем мы поговорим несколько позже.
Методика выявления социального интеллекта от Гилфорда
Именно это тестирование быстро приобрело одобрение со стороны других специалистов, занимающихся изучением способностей общения. Оно используется и сейчас в качестве основного метода работы.
Измерение проводится с помощью 4-х отдельных субтестов, причем 3 из них выполнены с использованием невербального материала. Целью тестирования является определение наличия у индивида особых навыков:
- Познание классов и систем.
- Преобразования информации.
- Результатов поведения.
Протестироваться можно уже с 9-ти летнего возраста. При этом время на решение всех предлагаемых задач ограничено. В нашей стране используется не оригинальная, а адаптированная методика. Ее подготовила Е.С.Михайлова, основываясь не только на работе автора, но и на особенностях нашего менталитета.
Развитие
Умение взаимодействовать с окружающими людьми действительно является ключевым аспектом для каждого человека, живущего в обществе. Без него индивид не способен нормально обучаться в школе, получать профессию, трудиться, заводить семью. Естественно, что многих волнует вопрос, как улучшить навыки, если врожденных талантов не хватает.
Способ действительно есть, но он затрагивает и другие формы интеллектуальной деятельности, в том числе эмоциональную. Тренировка должна проходить постоянно и повсеместно. В этом случае она закрепляется на когнитивном уровне и позволяет адаптироваться.
Постоянно пребывая в обществе других людей, копируя их поведение, пытаясь понять их чувства и эмоции, человек начинает более адекватно реагировать на происходящие вокруг ситуации и, в конце концов, выдает именно те реакции, которые от него ждут. Его привлекательность в глазах общества растет.
Как развить social intelligence
Для того чтобы научиться взаимодействовать с окружающими, нужно следовать нескольким правилам. Их нельзя назвать простыми и легко усваиваемыми. Наоборот, некоторые потребуют длительной работы, но в конечном итоге приведут к желаемому результату. Вот главные принципы:
- Учитесь быть более восприимчивым к другим людям. Для этого нужно постоянно вступать с ними в контакт, наблюдать за ними, пытаться понять их.
- Познакомьтесь с основами невербальной коммуникации и читайте эмоции других по лицу, жестам.
- Заставляйте себя слышать, о чем говорит собеседник.
- Замечайте настроение людей. Это сложно лишь, на первый взгляд, но на деле еще в детстве по случайным шагам, чуть более сильному хлопку двери и другим факторам отмечали настрой человека.
- Запишитесь на актерские курсы. Взаимодействие – это в некоторой степени игра, которая доступна не всем.
- Фиксируйте свои собственные чувства и управляйте ими.
- Чаще бывайте на публике и не стесняйтесь выступлений.
- Заведите привычку играть в настольные игры – Мафию.
Чем моложе человек, тем проще ему научиться понимать поведение других, поэтому начать работу следует как можно раньше.
Заключение
Социальный интеллект и компетентность во многом связаны. Если вы работаете в коллективе, неумение взаимодействовать с коллегами сделает невозможным продвижение по карьерной лестнице.
Если у вас остались вопросы и вам нужна помощь, записывайте на мою консультацию. В конце концов, люди с низким уровнем ума кажутся всем странными, неадекватными.
Такое избегание может серьезно навредить, поэтому так важно развивать навыки.
Источник: https://damienmilay.com/basis/socialnyj-intellekt-chto-eto-takoe-v-psihologii-testy-metodiki-diagnostiki-i-razvitie/
9 способов развить социальный интеллект и научиться манипулировать людьми — Офтоп на vc.ru
В последнее время я стал замечать, что вокруг меня становится всё больше людей, у которых всё заметнее разница в развитии между «традиционным» интеллектом и «социальным» (или, если хотите, эмоциональным). Но обо всём по порядку.
В 1920 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк ввёл термин «социальный интеллект», который описывает способность правильно понимать поведение людей. Данная способность, развитая человеком в результате эволюции, необходима для эффективного взаимодействия между представителями нашей расы и успешной социальной адаптации новых её членов.
В 1937 году другой американский психолог, Гордон Олпорт, автор «теории черт личности», связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, «социальный интеллект» — это особый дар, позволяющий нам приспосабливаться к социуму и облегчающий взаимоотношения с людьми.
Да простят меня дотошные психологи, но к социальному интеллекту, в контексте нашей современной жизни, я бы добавил и другой термин — «эмоциональный интеллект». Ведь выражение эмоций в подавляющем большинстве случаев является социальным инструментом.
- В подтверждение социальной роли эмоций говорит хотя бы то, что мимика у слепых от рождения людей чрезвычайно бедна.
- Термин «эмоциональный интеллект» (EI), введённый в 1990 году Питером Сэловеем и Джеком Майером, описывает способность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.
- Коэффициент EI, в отличие от всем понятного IQ, описывает способность человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, понимать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
- Так вот, возвращаясь к началу данной статьи, многие психологи в последнее время приходят к тому, что уровень «общего» интеллекта никак не коррелирует с уровнем социального интеллекта.
Шэлдон Купер, один из главных героев «Теории большого взрыва» — классический пример человека с высоким IQ (в фильме называлось число 187) и низким «социальным интеллектом».
Высокий интеллектуальный уровень является необходимым, однако отнюдь не достаточным условием социального развития личности, то есть он может помогать социальному развитию, но не замещать его.
Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться, в случае, когда его обладатель страдает «социальной слепотой».
Наверняка у многих из вас есть примеры того, как умный парень (или девушка), общаясь, ведёт себя слегка неадекватно (не вписывается в «волну», на которой находятся все остальные) и провоцирует негативное отношение к себе.
Да что там, такие «фэйлы» наверняка были в жизни каждого из нас — неудачная шутка, неуместный смех или любая другая ситуация из нашего неудачного социального опыта.
Человек, настроенный на повышение своего социального интеллекта, постарается в деталях запомнить эту ситуацию, разобрать её «по косточкам» (что было «до», что было «после», почему такое произошло, как мне на самом деле следовало себя вести и так далее), чтобы усвоить опыт и не совершать этих ошибок в дальнейшем.
Результат осознания данного события закрепляется в когнитивных структурах психики в виде навыков, и чем больше у человека этих навыков, тем проще ему быть «своим» в социуме и достигать своих собственных целей, используя окружающих.
Как развить в себе социальный интеллект
1. Прокачивайте социальную восприимчивость
Основа социального интеллекта — эмпатия или «социальная восприимчивость». Ключ к развитию этого навыка лежит в том, чтобы выйти за рамки своего эгоизма и обратить внимание на других людей. Более того, лучше не просто обратить на них внимание, а сконцентрироваться на том, что делает объект вашего наблюдения, как он это делает, зачем он это делает и так далее.
Нам, жителям мегаполисов, тренироваться в этом достаточно просто — спускайтесь в метро и не спешите утыкаться в смартфон с Angry Birds. Просто осмотритесь и выберите 3-4 человек для наблюдения.
Постарайтесь представить, куда они едут, какие мысли у них в голове. Понаблюдайте за их мимикой: какие эмоции в данный момент они испытывают? Постарайтесь представить, как этот человек разговаривает с другими, о чём спорит, как при этом будут проявляться его эмоции.
Со временем вы вдруг поймёте, что морщины на лице объекта вашего внимания довольно быстро начнут сами собой оживать в вашем воображении и «оживлять» спокойное лицо улыбкой или недовольной гримасой.
2. Учитесь разбираться в языке тела
Современный человек — существо довольно скрытное, поэтому для того, чтобы лучше разбираться в том, что человек чувствует и какие мысли у него в голове, неплохо научиться читать «язык тела». Тут можно не изобретать велосипед и прочитать книжку Алана Пиза. Ну или в качестве краткой «шпаргалки» — 75 признаков языка тела по Максу Эггерту.
3. Учитесь читать эмоции по лицу
Согласно анатомическому атласу, у нас на лице 57 мышц. Благодаря этому наше лицо само по себе является мощным инструментом для коммуникаций, причём язык мимики зародился ещё до того, как в результате эволюции развился речевой аппарат. Соответственно и навыки чтения по лицу лежат в нашей генетической памяти глубже, чем лингвистические «надстройки», что делает их более универсальными.
Если вы смотрели сериал, снятый по мотивам книги Пола Экмана «Обмани меня», или даже читали саму книгу, то через некоторое время вы начнёте замечать, что большая часть наблюдений профессора Калифорнийского университета очень похожа на правду.
4. Учитесь слышать
Слушать умеют большинство людей, однако вот слышать — далеко не все. Слушая собеседника, постарайтесь не просто выуживать только ценную для вас информацию (как вы это обычно делаете), а представлять через этот рассказ ту реальность, в которой живёт ваш визави. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и дополнять эту реальность новыми деталями.
Через некоторое время вы будете удивлены тем, что в глазах собеседника ваш авторитет начнёт расти. Почему? Ведь вы ничего ему не рассказали, а только слушали и задавали наводящие вопросы!
5. Учитесь улавливать настроение
Настроение людей — очень полезный индикатор для определения своевременности того или иного социального воздействия, необходимого вам. И навык быстрого определения настроения другого человека по обрывочным, на первый взгляд, сведениям, поможет вам оперативно скорректировать ваше поведение.
Вспомните, как в детстве по громкому хлопку двери и недовольному покашливанию в коридоре вы узнавали, в каком настроении пришёл ваш отец. Вам хватало всего нескольких косвенных признаков, чтобы понять, стоит ли давать дневник с двойкой на подпись или подождать, пока родитель поужинает и подобреет.
Комбинация навыков, прокаченных в чтении эмоций и языка тела, умение слушать, позволят вам с высокой точностью определить настроение нужного вам человека.
6. Прокачивайте свой актёрский талант
После того как вы немного освоите все вышеперечисленное, начинайте развивать свои актёрские таланты. Потому как одним из важных навыков социального интеллекта является способность приспосабливаться, подстраиваться под окружение.
И не стоит тут цитировать известную песню Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас» — если наша цель состоит в том, чтобы научиться управлять социумом вокруг себя, то способность правдиво играть нужную в данный момент роль становится незаменимым инструментом.
А вышеупомянутый Гордон Олпорт и вовсе называл социальное приспособление ключевым продуктом социального интеллекта.
Вы можете быть большую часть своей жизни брутальным мачо, но если вам надо успокоить девочку, потерявшую своих родителей в толпе торгового центра, то вам придётся достать из глубин своей души розового пони и дать этой девочке увидеть его.
7. Научитесь управлять своими эмоциями
Источник: https://vc.ru/flood/6595-nine-steps-social
Социальный интеллект: что это и как развить (упражнения для тренировки)
Лучше понимать окружающих, предугадывать их действия, «видеть», какие эмоции они испытывают, поможет развитие социального интеллекта. Умение схватывать атмосферу «на лету» обеспечит успех в личных отношениях, бизнесе, учебе. Чуткость к душевному состоянию собеседника или даже толпы, можно развивать при помощи проверенных на практике методов.
Под термином «социальный интеллект» понимаются навыки успешного взаимодействия индивидуума с социумом. Такие способности у одних хорошо выражены от природы и являются естественной частью их личности, а у других – почти не проявляются. Кому-то легко удается войти в любую компанию, стать в ней «своим», а кто-то преодолевает множество внутренних барьеров, чтобы начать непринужденную беседу.
Социальный интеллект: что это такое
Впервые о социальном интеллекте заговорили в 20-х годах прошлого столетия (Э. Торндлайк), обозначив этим словосочетанием дальновидность и умение предсказать развитие межличностных отношений. Многие ученые внесли свой вклад в развитие направления в психологии взаимоотношений, что позволило разработать методики по улучшению качества социальной адаптации.
Выявлены следующие подходы в понимании этого обозначения:
- Один из типов познавательных способностей, наравне с вербальным, аналитическим.
- Врожденная черта, обеспечивающая легкую интеграцию в любое общество.
- Знания, обретенные путем изучения методик социализации и их применения.
Тема обширна, имеет несколько вариантов интерпретации, каждый из которых интересен для изучения. Навык качественного общения с людьми, необходимый для полноценной жизни в обществе, поддается взращиванию, улучшению и расширению. Отсутствие способности или ее неразвитость, приводит к одиночеству, отсутствию друзей и любимых, чувству отчуждения даже среди ближайших родственников.
Уровни социального интеллекта
Данный вид интеллектуального навыка не связан с умственной деятельностью. Люди с высоким IQ могут оставаться непонятыми, если не ощущают настроение собеседника, группы, аудитории, толпы. Увидеть себя глазами других, понять, что именно от тебя ожидают, и какая тактика общения даст желаемый результат – особенность социнтеллекта, его «изюминка» и механизм действия.
Как быстро запомнить информацию
Для определения степени выраженности данной способности были разработаны специальные тесты, определяющие свойство индивидуума решать сложные социальные задачи. В процессе тестирования учитывались такие параметры, как быстрая реакция на условную ситуацию, скорость поиска решений и оригинальный подход к его выполнению.
Эффективность социального интеллекта условно разделяется на три уровня:
- низкий (деструктивность, раздутие проблем на «пустом месте»);
- средний (шаблонное поведение в обыденных сценариях);
- высокий (быстрое и грамотное манипулирование любой по сложности ситуацией).
Важно! Социальный интеллект является способностью, которую можно наращивать как мышечную массу.
Развитие социального интеллекта
Вокруг каждого человека имеется микросреда и макросреда. Эти две составляющие жизни – необходимость, с которой ежедневно приходится сталкиваться. Именно адекватное взаимодействие является гарантом спокойной и успешной деятельности без стрессов, огорчений, обид и провалов.
Формирование качественного сосуществования с социумом начинается с тренировки следующих личностных данных:
- предварительная разработка линии своего поведения в различных ситуациях;
- улавливание обстановки в различных ситуациях;
- понимание сложности отдельных отношений;
- оценка своих действий «чужими глазами»;
- скорость реагирования на ситуацию и быстрота разработки плана;
- реализация обдуманного плана согласно конкретным сложностям.
Также важно научиться ставить себя на место другого человека. Такая тактика позволит понять мотивы других людей, определить их настроение и желания, страхи и переживания. Это поможет использовать ситуацию в собственных целях, для продвижения своих идей, товаров и услуг.
Способность понимать других важна не только для бизнесменов, продавцов, ораторов, политиков. Эта часть интеллектуального развития позволяет ненавязчиво формировать эмоциональную близость с окружающими людьми, что является важной составляющей полноценной человеческой жизни.
Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/sotsialnyj-intellekt.html
Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом?
Библиографическая ссылка на статью:
Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14964 (дата обращения: 26.03.2019).
В большинстве публикаций практических психологов по проблемам социального интеллекта это понятие трактуется как общеизвестное, а методики его исследования рассматриваются, как безусловно надежные, и непосредственно применяются к исследованию социального интеллекта конкретных социальных групп [1; 2; 3, 4 и др.].
Однако психологи, интересующиеся методологическими проблемами своей науки, считают, что до сих пор сложно отыскать такую общепризнанную теоретическую концепцию социального интеллекта, которая бы «строилась на чёткой теоретико-методологической базе, а эмпирическое исследование соответствовало мировому уровню проведения исследований» [5, с. 44]. В частности, О.В. Лунева выделяет шесть основных направлений исследований социального интеллекта в зависимости от используемых подходов: когнитивного, когнитивно-личностного, деятельностного, «имплицитного» (исследование имплицитных представлений о социальном интеллекте), «прикладного» (исследование практических аспектов социального интеллекта), «компонентного»: трактовка социального интеллекта как компонента практического, адаптивного и эмоционального интеллектов [6, с. 231].
Зарубежные исследователи пишут о том же. Так, Р. Стернберг фиксирует недостаточную теоретическую разработанность понятия «социальный интеллект» и подчеркивает, что «существует так же много определений этого понятия, как и исследователей этой проблемы» [7; цит. по: 5, с. 44].
Сама идея социального интеллекта порождена усилением внимания психологов к факторам эффективного взаимодействия индивида с другими людьми и, по мнению известного американского психолога Д. Векслера, это понятие характеризует «приспособленность индивида к человеческому бытию» [см.: 8, с. 174].
Более того, понятие социальный интеллект стало отождествляться с понятием «интеллект успеха» [9]. Но интеллект – это инструмент деятельности, которая может либо привести к успеху, либо нет, в зависимости от способа его применения на практике.
Никто не ставит проблему «молотка успеха», понимая, что успех зависит не только от молотка, а и от пользователя этим инструментом.
Как считается, термин «социальный интеллект» введен Э. Торндайком в 1920 г.
Вполне логично ученый выделил три стороны интеллекта: абстрактный интеллект (абстрактно-научный: понимание мыслей, идей и управление ими), механический интеллект (механико-визуально-пространственный: то же, но применительно к конкретным объектам) и социальный интеллект (практический: то же, но уже применительно к практическому взаимодействию с людьми). С его точки зрения, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений: «социальный интеллект представляет собой способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать мудро в человеческих отношениях» [10, цит. по: 8, с. 173]. Фактически у Э. Торндайка социальный интеллект – это весь комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта, направленный на анализ социальной действительности. Нетрудно видеть, что здесь выделение типов интеллекта осуществлено по «объектному» критерию: выделяются различающиеся объекты интеллектуального освоения.
К сожалению, многие последователи Э. Торндайка от такой логики отошли, и это в известной мере связано с тем, «что «ясно очерченный предмет… не влечёт за собой лёгкой операционализации…Дать определение социального интеллекта оказалось гораздо проще, чем его измерить» [11].
В результате внимание было перемещено на разработку и применение измерительных методик, а проблема обоснования понятия отодвинулась на второй план. Н.А. Батурин и Л.Г. Матвеева саркастически комментируют вывод одного из исследований о том, что IQ обеспечивает от 1 (?) до 20% успеха на рабочем месте [12, с. 7]. В свое время М.Е.
Форд и М.С. Тисак выявили, что для определения социального интеллекта в литературе чаще всего используется один из трех критериев, в числе которых – «любой социальный навык, который может быть измерен» [см. об этом: 11]. С.С.
Белова не без юмора резюмирует: «социальный интеллект – это то, что измеряет тест социального интеллекта» [11].
Видимо, многих российских исследователей гипнотизирует сам факт употребления конкретных понятий в зарубежных исследованиях. Раз исследования зарубежные, то, видимо, безупречные?
Небезынтересно, что повышение интереса к социальному и особенно эмоциональному интеллекту связано с публикациями журналиста Д. Гоулмена, который переиначил аббревиатуру EQ (прежде – в методике известного психолога Р.
Бар-Она – означавшую коэффициент эмоциональности) в коэффициент эмоционального интеллекта и противопоставил ее коэффициенту когнитивного интеллекта IQ [см., напр.: 12, с. 6]. Безусловно, журналисты вправе использовать в своих публикациях нестрогие образные понятия, но вправе ли идти на поводу у них ученые, как сделал автор аббревиатуры EQ Р.
Бар-Он, согласившись, что это – коэффициент эмоционального интеллекта? Неужели «эмоциональность» = «эмоциональный интеллект»?
Комментируя подобные взгляды, российские исследователи зачастую оказываются непоследовательными в своих выводах. «Может ли интеллект быть «эмоциональным»? Означает ли это, что основными механизмами познания являются эмоциональные процессы? Способен ли человек решать какие-то задачи на эмоциональном уровне?» – задаются, в частности, вопросами Н.А. Батурин и Л.Г.
Матвеева и дают четкий ответ: «Оперировать информацией, выражающейся на языке эмоциональных переживаний, без их перевода на уровень сознания (а значит, вербального самоотчета) – задача, решить которую пока ещё никому не удавалось» [12, с. 7].
Совершенно справедливо они утверждают, что нельзя смешивать «эмоциональный интеллект» и «уровень развития эмоциональности» [12, с. 5]. Напрашивается вывод: наличие эмоциональности у каждого индивида (с разным уровнем развития) – факт бесспорный, но существование эмоционального интеллекта (именно как интеллекта) надо, как минимум, подвергнуть сомнению.
Это понятие методологически избыточно, поскольку всё его содержание вполне укладывается в содержание термина «эмоциональность».
Однако авторы противоречат собственным выводам, утверждая, что социальный интеллект и эмоциональный интеллект – это термины, обозначающие разновидности интеллекта, используемые для решения «когнитивными способами» эмоциональных и социальных задач, производя «когнитивное оперирование «объектами», имеющими эмоциональную или социальную природу. При этом для познания используются нетрадиционные формы: интроспекция, ауторефлексия, совсем мало изученные способы: эмпатия, интуиция, «чувство кожей» и т.д.» [12, с. 6].
Мало того, что ни одно из обсуждаемых понятий сомнению не подвергается, так еще и совершается логическая ошибка.
Сначала совершенно справедливо указывается объектный критерий выделения: объект социального интеллекта – решение социальных задач, эмоционального – эмоциональных задач (хотя ранее авторы утверждали, что работать с информацией, «выражающейся на языке эмоциональных переживаний», невозможно без их перевода на уровень сознания).
А дальше неявно вводится иной критерий – способы когнитивного освоения, включая «чувство кожей». Следовательно, «чувство кожей» – это и есть «перевод на уровень сознания», т.е. форма рационального мышления?
При этом сами же авторы критиковали небезупречность подходов западных психологов: «Сторонники «эмоционального интеллекта» по Д.
Гоулмену иногда доходили до полного отрицания ценности изучения общего интеллекта, опираясь на сравнение несравнимого [Выделено мной. – Г. О.]» [12, с. 7].
Действительно, никто не станет сравнивать сладкое яблоко и красное яблоко. Но сравнивать социальный интеллект с эмоциональным почему-то считается возможным.
Интеллект (от лат.
intellectus — ум, рассудок, разум) традиционно характеризуется как мыслительная способность человека: «Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образование понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания» [13]. Именно на таком понимании интеллекта основаны многочисленные психологические тесты по измерению IQ.
Поскольку само понятие «интеллект» связано с разумом, то сомнительными становятся его расширительные определения, в частности, далеко не безупречным представляется понятие «эмоциональный интеллект» (в той его трактовке, когда он обозначает не рациональное освоение эмоциональных объектов, а отождествляется с эмоциональностью как особым компонентом психики). Любой научный термин оправдан лишь тогда, когда он фиксирует содержание, отличное от содержания других терминов. Но в рассматриваемой ситуации понятие «интеллект» представляется едва ли не излишним, поскольку его содержание распространяется до объема понятия «сознание», а то и «человеческая психика».
Многие авторы указывают на трудности, связанные с «разведением» содержания понятий «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект» [см., напр.: 14]. Но это – непреодолимые трудности в той ситуации, когда эти интеллекты разделяются на основе различных критериев. Дело еще больше запутывается введением понятия «социальный эмоциональный интеллект».
Термин «социальный интеллект» также вряд ли следует считать безупречным априори, а существующие определения и методологические подходы к социальному интеллекту надо выверять в разных аспектах, в том числе в семантическом и логическом.
Не выдерживают, в частности, никакой критики заявления о несовместимости «общего» интеллекта и социального интеллекта. Такой подход противоречит логическим соотношениям рода и вида: если социальный интеллект не включает в себя родовых характеристик интеллекта, то термин «интеллект» в словосочетании «социальный интеллект» мгновенно становится алогичным и требует исключения или замены.
Так, из публикации в публикацию отечественных исследователей кочует тезис о том, что «Дж.
Гилфорд, создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации» [8; 15 и др.].
Однако, во-первых, никто из публикантов не задается вопросом: действительно ли этот тест «надежен», а во-вторых, не видит, что сам этот тезис подрывает вывод о надежности: если социальный интеллект независим «от фактора общего интеллекта», то он может являться чем угодно, но только не интеллектом. Тем не менее, идею независимости друг от друга социального и общего интеллектов разделяют и некоторые отечественные ученые — Н. А. Кудрявцева, М. И. Бобнева и др. [подробнее см.: 15].
Видимо, Э. Торндайка подобный подход поверг бы в шок, поскольку для него социальный интеллект – это, прежде всего, интеллект. Поэтому не будет ошибкой сказать, что социальный интеллект Э. Торндайка и социальный интеллект Д. Гилфорда – это разные феномены.
В числе российских исследователей О.В. Лунева является одной из немногих, кто однозначно рассматривает социальный интеллект «как самостоятельный вид интеллекта, качественно отличный от общего интеллекта (в его доминирующей когнитивной трактовке) и имеющий с ним родовидовые отношения.
Родовым, базовым, компонентом в социальном интеллекте можно считать способность к ментальной деятельности» [6, с. 234]. Тем самым она развивает методологически безупречный подход Д.В. Ушакова, утверждавшего, что социальный интеллект – это один из видов интеллекта, а потому «подчиняется его общим закономерностям» [16, с. 25]. С этим следует согласиться при учете того, что ментальная (лат.
mens – ум, разум) деятельность – это, прежде всего, деятельность ума, но не подсознания или эмоций.
Вывод. Таким образом, социальный интеллект – это одна из разновидностей интеллекта (разума, способности мыслить). Объектом его когнитивного освоения выступает социальная действительность. Имеет право на существование и такая его трактовка (ведущая начало от Э.
Торндайка), когда социальный интеллект мыслится как специально направленный интегральный интеллект человека, а именно – направленный на когнитивное освоение социальной действительности. Вне и помимо общего, «целостного» интеллекта осмысление социального интеллекта бессмысленно.
Отметим, что может быть дано и существенно отличающееся понимание социального интеллекта, вытекающее из принципиально иного понимания термина «социальный», чем это принято в психологических публикациях по социальному интеллекту.
Это понимание «социального» связано не с объектом отражения, а субъектом социального интеллекта, и в качестве социального интеллекта понимается интегральный интеллект социума, социальной группы. Подобный подход развивается в ряде социологических публикаций, а также в работах Д.А.
Ростовых по философскому осмыслению социального интеллекта [17; 18; 19].
Библиографический список
- Кальной Д.А. Социальный интеллект как условие развития психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4350 (дата обращения: 14.11.2015).
Источник: http://human.snauka.ru/2016/05/14964
Социальный интеллект: возможности социальной адаптации
С научной точки зрения интеллект понимается, как способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому не удивительно, что процесс социальной адаптации часто напрямую связывают с развитием интеллекта.
В связи с этим не теряет актуальности вопрос: есть ли возможность с помощью доступных средств помочь больным с такими диагнозами, как ДЦП и аутизм, синдром Дауна или Аспергера, и сделать их полноценными членами общества? В этом сегодня и попробуем разобраться, уважаемые читатели.
Понятие социального интеллекта и его особенности
Социальный интеллект – это интеллект, который формируется путем социализации, под воздействием условий социальной среды.
Иными, более простыми словами, это способность адекватно воспринимать человеческое поведение, умение быстро адаптироваться в обществе и строить личностные взаимоотношения.
По мнению ученых, этот процесс напрямую связан со способностью выражать автоматические суждения об окружающих и прогнозировать их реакции на те или иные обстоятельства.
Интеграция в общество людей с отклонениями умственного развития, разумеется, не может происходить также, как у здоровых, ведь имеющийся дефект разрушает социальные и культурные связи. Отсюда вытекает непринятие социальных норм и требований, которое нужно устранять на самых ранних этапах развития.
Зависимость социальной адаптации от интеллекта
Основными неблагоприятными факторами в данном случае являются слабая любознательность, плохая восприимчивость ко всему новому и, как следствие, слабая обучаемость, низкий и кратковременный интерес к предметному миру.
Именно поэтому при отсутствии грамотной коррекционной работы ребенок почти не контактирует с людьми, вне зависимости от их возраста, а, значит, не накапливает социальный опыт, что, в свою очередь, пагубно влияет на высшие психические функции, такие как воля и мышление, речь и самосознание, воображение и произвольная память.
Дети, имеющие интеллектуальные нарушения располагают неполными представлениями о своем социальном окружении, достаточно размытым пониманием жизненных перспектив и пассивным отношением к общественным поручениям.
Для них социальная адаптация – это, в первую очередь, соответствие общепринятым нормам и ценностям, т.е.
возможность взаимодействовать с изменениями, правильно оценивая их, а также достигать определенных целей в рамках существующих норм.
Поэтому первоочередной задачей в данном контексте является обеспечение их адекватного взаимоотношения с обществом, осознанного принятия установленных норм и правил и, самое главное, способности активной, полноценной жизни в социуме. Но реально ли это? Или все абсолютно безнадежно?
Возможности социальной адаптации при сниженном интеллекте
Ответ однозначный дать сложно. Многое зависит от степени поражения интеллекта. Но при условии неравнодушия общества, расширения бытового и социального опыта, социализация людей со сниженным интеллектом возможна. Эта задача успешно решается:
- средствами специального образования, максимального приближения учебного процесса к реальным жизненным условиям, например, путем моделирования жизненных и производственных ситуаций;
- вниманием к востребованности теоретических знаний в повседневной жизни;
- связью теоретических понятий с окружающей действительностью;
- формированием адекватного восприятия общественных социальных ролей;
- повышением регулирующей роли интеллекта в человеческом поведении при разных обстоятельствах;
- повышением и усилением мотивационной стороны речи путем стремления сделать общение понятным.
При формировании у особого ребенка социальных умений, ключевым фактором является достижение его положительного отношения. Этого возможно достичь путем постоянного обучения элементарным навыкам – обязательно с улыбкой и доброжелательным отношением, ведь такая простая вещь, как улыбка – это не врожденная способность, а качество, развивающееся под воздействием социальных факторов.
Необходимо регулярно создавать ситуации, направленные на стимуляцию речи, поощрять любые успехи, даже самые незначительные, повторять и разучивать слова и фразы на основе просьб, спрашивать о местонахождении предметов, работать с картинками и действиями, максимизировать разговоры, оречевлять каждую мелочь, происходящую в окружающем мире.
Немаловажным фактором успеха является обучение адекватному поведению в общественных местах и на улице, критическому отношению к собственному поведению, выдержке и организованности через «Я хочу». С помощью этих и других способов достигаются значительные сдвиги в соотношении интеллектуальных и аффективных компонентов личности:
- осуществляется не только приспособление к новым социальным условиям, но и реализация потребностей, интересов и стремлений человека;
- происходит вхождение личности в новое социальное окружение, как полноправной части общества;
- устанавливается четкое самоутверждение индивидуальности и ее дальнейшее развития;
- совершенствуется качество общения, поведения и предметной деятельности на основе принятых общественных устоев;
- эволюционируют стремления, потребности и интересы, необходимые для самоопределения.
Для мотивации, или гении со сниженным интеллектом
В современном мире ни для кого не является секретом, что люди с синдромом Дауна работают, как обычные люди, хотя почти в 100% случаев заболевания их интеллект заметно снижен. А при синдроме Аспергера – разновидности аутизма – уровень интеллекта и вовсе может достигать планки выше среднего.
Истории известно множество примеров: это и гениальный физик Альберт Эйнштейн, которого считали необучаемым, и известная английская писательница Джейн Остин, и мудрейший из древних философов Сократ, и французская экспериментаторша, и педагог Мария Кюри, и Исаак Ньютон.
Каждый из них, как доказала история, по-своему гениален. И, тем не менее, каждый из них, по мнению современных экспертов мог обладать элементами аутизма.
Можно ли после всех феноменальных достижений этих людей сказать, что отсутствие социальной адаптации влияет на интеллект?
Дорогие друзья, помните, что при доброжелательном отношении и гармоничной атмосфере все невозможное становится возможным. Читайте, думайте, делитесь опытом и своими успехами!
Источник: https://dcpmama.ru/socialnyj-intellekt-vozmozhnosti-socialnoj-adaptacii.html