Опубликовано в Аутизм, дети, СДВГ,
Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС – расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.
Чем отличается аутизм от СДВГ?
Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.
Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.
Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.
Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.
Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:
- Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
- Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
- Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
- Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
- Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
- Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
- Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
- Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.
Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.
Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.
Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно. Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.
Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.
Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:
- Неуклюжесть движений.
- Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
- Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
- Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
- Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
- Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
- Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
- Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
- Проблемы с обучением новым навыкам.
- Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
- Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Источник: https://newneuro.ru/otlichie-sdvg-ot-autizma/
Как выявить аутизм у ребенка
Аутизм – это наиболее частое заболевание, связанное с нарушением нервно-психического развития. Расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются в среднем у 1 из 59 детей.
Аутизм проявляется в виде проблем с социальным взаимодействием, общением, гибкостью мышления и поведения.
Людям с аутизмом трудно общаться с окружающими, выстраивать дружеские отношения, понимать чувства других людей.
Люди с аутизмом чаще имеют другие сопутствующие заболевания: у 70% одно заболевание, у 41% – 2 и более. Часто встречаются судороги, заболевания ЖКТ, психиатрические проблемы (тревога, депрессия). Вылечить аутизм невозможно, но врачи и тераписты могут помочь научить контролировать симптомы болезни, а значит поддерживать счастливую и здоровую жизнь.
Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у 3-летнего малыша
Социальные:
- ребёнок предпочитает играть в одиночестве;
- не проявляет интереса к другим людям;
- неохотно делится игрушками;
- не любит игры, где нужно ждать своей очереди;
- не откликается на своё имя;
- не понимает ролевых игр и игр на воображение.
Что касается выражения эмоций, то аутисты испытывают полный спектр эмоций, но выражают их иначе, чем остальные люди.
Ребёнок с аутизмом в 3 года:
- имеет сложности в выражении и обсуждении своих чувств;
- ему трудно понять чувства других людей;
- его сложно успокоить/утешить;
- выражение лица может не соответствовать его чувствам;
- избегает физического контакта;
- напрягается, когда кто-то пытается его обнять;
- не выражает никаких эмоций, когда родители уходят из комнаты.
Такие дети также имеют трудности с общением:
- задержка или регресс в развитии речи;
- разговаривает безэмоционально или нараспев;
- совсем не говорит;
- избегает зрительного контакта;
- не выражает своих эмоций;
- неуместно отвечает на вопросы;
- повторяет слова других людей;
- многократно повторяет слова, фразы, звуки (эхолалия);
- неправильно употребляет местоимения (говорит «ты» вместо «я»);
- не использует жесты (например, указательные);
- не реагирует на указания;
- не понимает соответствующий возрасту юмор.
Дети с аутизмом часто демонстрируют необычное поведение или повторяющиеся движения:
- несколько раз хлопают в ладоши;
- крутятся на месте;
- раскачиваются взад-вперёд;
- проявляют восхищение к определённой игрушке или действию;
- имеют навязчивое поведение;
- выстраивают игрушки в определённом порядке;
- становятся гиперактивными в определённых ситуациях;
- не умеют долго концентрироваться;
- настаивают на соблюдении особенных ритуалов;
- демонстрируют волнение, гнев, тревогу, беспокойство, когда кто-то мешает выполнению ритуала.
К другим признакам ауитизма у детей в 3-летнем возрасте относятся:
- агрессия;
- импульсивность;
- нанесение себе повреждений;
- сильная эмоциональная реакция на звуки, запахи, ощущения, цвета, вкусы;
- перепады настроения;
- необычные пищевые привычки.
Замечу важное (!): не все дети с аутизмом проявляют все вышеперечисленные симптомы, а множество нейротипичных детей демонстрируют некоторые из этих признаков. Вот почему так важно получить оценку профессионала.
Признаки аутизма также зависят от возраста ребенка. Школьники и подростки могут проявлять следующие симптомы:
- необходимость рутины, выполнения определённого порядка действий;
- предпочитает одиночество;
- отсутствие дружеских отношений;
- агрессия;
- возбуждение или чрезмерное разочарование при нарушении ритуалов;
- беспокойство;
- проблемы в общении, ребёнку трудно вести разговор по очереди;
- обострённое или наоборот сниженное восприятие запаха, вкуса, тактильных, зрительных или слуховых ощущений;
- одержимость, излишняя увлечённость определёнными темами или видами деятельности;
- сложность в интерпретации невербальных и социальных сигналов;
- проблемы при необходимости соблюдать правила школы или спортивной секции;
- необычная поза или движения (щёлкает пальцами);
- необычная манера говорить.
Диагностика аутизма: если вы заметили какие-либо симптомы, обратитесь к своему доктору за советом. При необходимости он расскажет вам, консультацию каких специалистов следует получить.
Это могут быть ЛОР, детский психолог, логопед, психиатр. Раннее вмешательство – это ключ к решению проблемы.
Пока ребёнок ещё маленький ему проще обучиться полезным социальным, коммуникативным и поведенческим навыкам.
Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся
Источник: https://www.obozrevatel.com/health/mamaclub/kak-vyiyavit-autizm-u-rebenka.htm
Аутизм что это за болезнь и как она лечится ?
Аутизм – болезнь, характеризующаяся рядом нарушений психического развития, моторики, речевой функции, поведенческих и стереотипных характеристик. Проявляется, прежде всего, в виде тяжелых расстройств социального взаимодействия.
Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, в каком возрасте чаще всего дает о себе знать эта болезнь, почему она возникает, как проявляется и какие меры можно предпринять для нормализации состояния пациента.
Основные сведения о заболевании
Аутизм как болезнь в ее традиционном понимании проявляется в раннем возрасте. В целом характерные для недуга процессы обычно возникают еще в период внутриутробного развития.
Каких-либо анализов и диагностических мероприятий, которые позволяли бы выявить аутизм в утробе или младенческом возрасте, не существует. О наличии недуга судят по результатам наблюдения за поведением малыша, его развитием и особенностями взаимодействия с другими людьми
В соответствии со степенью выраженности, болезнь может классифицироваться на легкую и тяжелую формы. У пациентов с данным диагнозом медленно развивается речевая функция. Нередко дети придают словам ошибочное значение либо заменяют их жестами.
Заводить друзей таким больным неинтересно. Они отдают предпочтение времяпрепровождению в одиночестве. Радостные эмоции, как правило, отсутствуют.
В любом возрасте аутизм может сопровождаться другими нарушениями. Чаще всего это: расстройства пищеварения, проблемы со сном, аллергические проявления.
Причины возникновения заболевания
В детском возрасте аутизм гораздо чаще диагностируется у пациентов мужского пола. Точные причины появления недуга в настоящее время не установлены. Специалисты сходятся во мнении, что очень важную роль в этом вопросе решает наследственность.
В соответствии с усредненными статистическими данными, если в семье растет малыш с изучаемым недугом, у другого ребенка аутизм возникнет минимум с 5-10%-й вероятностью.
Связь между вакцинацией в детском возрасте и данной патологией не установлена.
Признаки и осложнения
Перечень общих проявлений аутизма включает нижеперечисленные положения:
- отсутствие реакции на свое имя;
- отсутствие способности нормально выразить свои желания и требования;
- задержка развития речевой функции;
- игнорирование просьб и указаний со стороны взрослых;
- периодические нарушения слуха;
- сложности с освоением нового;
- трудности с визуальным контактом;
- отсутствие положительных эмоций;
- нарушения мелкой моторики;
- сложности с установлением социальных контактов.
У родителей создается впечатление, что малыш живет в каком-то собственном мире.
У некоторых пациентов признаки болезни обнаруживаются еще в младенческом возрасте. В большинстве случаев болезнь диагностируют к 2-3 годам. Степень выраженности признаков недуга может меняться в зависимости от уровня развития больного.
В действительности перечень симптомов включает гораздо больше пунктов. Для удобства восприятия, классифицируем их на несколько групп.
Во-первых, нарушения коммуникативных функций. Проявляются в виде:
- отсутствия или серьезных нарушений жестикуляции, ненормальной мимики;
- неулыбчивости;
- трудностей в общении с другими людьми;
- несодержательности речи, склонности к повторению некоторых слов и фраз;
- проблем с ритмом и интонацией.
Во-вторых, проблемы в плане социальных навыков. Проявления следующие:
- отсутствие интереса к взаимодействию с ровесниками, равно как необходимости в дружбе;
- игнорирование других, даже самых близких людей;
- замкнутость.
В-третьих, нарушения воображения, на фоне которых происходит существенное сужение круга интересов. Признаки такие:
- отчужденное, неуравновешенное и неестественное поведение;
- вспышки гнева и агрессии даже при незначительных изменениях привычной обстановки;
- стремление к уединенности, времяпрепровождению наедине;
- отсутствие фантазии;
- навязчивая тяга к некоторым отдельным предметам;
- стремление повторять одинаковые действия;
- концентрация внимания на каких-то избранных событиях и вещах.
Если пациент имеет более-менее нормальные по сравнению со здоровым человеком интеллектуальные способности, он может хорошо развиться и достичь успеха в какой-то отдельной области, к примеру, живописи или музыке.
Некоторые больные дети проявляют склонность к самоистязанию, временами достаточно существенно себя калеча. Ситуация усугубляется тем, что у многих аутистов отмечается высокий болевой порог, ввиду чего человек может попросту не обращать никакого внимания на болезненные раздражители.
- Что делать родителям?
- Во-первых, запастись терпением и настроиться на тяжелую длительную работу.
- Во-вторых, убедиться, что педиатр адекватно оценивает состояние пациента.
Если вы заметили у своего малыша признаки изучаемой болезни, немедленно сообщите об этом врачу.
В случае подтверждения наличия недуга, специалист назначит соответствующие терапевтические мероприятия, направленные на коррекцию нарушений и развитие навыков социального взаимодействия.
Диагностические мероприятия
Как правило, на подтверждение того, что человек болеет именно изучаемым недугом, уходит некоторое время. Проблема в том, что признаки данного отклонения встречаются как при других патологиях, так и в принципе при нормальном течении детского развития.
Как отмечалось выше, аутизм характеризуется многогранным проявлением, а у некоторых детей одновременно присутствует всего 2-3 симптома, что вносит сложности в диагностический процесс. Наряду с этим, одним из ключевых признаков отклонения является неправильное восприятие реальности.
Больной не будет проявлять стремления к дружбе и общению с другими людьми. У него медленно развивается речь, иногда до недостаточного уровня. Пациента пугает все новое, он предпочитает жить по устоявшемуся укладу, зачастую совершая повторяющиеся монотонные действия.
При обнаружении первых проявлений патологии, надо обратиться к психиатру. Сегодня по всему миру функционирует множество специализированных центров, сотрудники которых могут своевременно определить наличие заболевания и оказать помощь.
Что могут сделать врачи?
Мировыми специалистами разработано множество средств для коррекции поведения больного. Вероятность существенного улучшения состояния значительно увеличивается, если начать работать еще в раннем возрасте.
Для корректирования специфических отклонений, применяются методы трудовой и физиологической терапии, а также логопедии. Специалисты помогают скорректировать поведение и приобрести новые необходимые навыки.
В некоторых случаях приходится прибегать к медикаментозной терапии, в особенности, если пациент склонен к самоистязанию или другим действиям, способным навредить ему и окружающим.
Нужно сразу настроиться на то, что лечение является сложным и затяжным мероприятием, сильно изматывающим как в физическом, так и в психологическом плане. При этом значимые положительные результаты отмечаются далеко не во всех случаях, к чему тоже нужно быть готовыми.
Эффективных лекарств не существует. Есть лишь препараты, способные подавлять характерную симптоматику. Главные направления в борьбе с недугом – психиатрия и адаптация к жизни в обществе
В процессе проведения лечения должен соблюдаться ряд важных правил.
- Ребенка надо не только лечить в специализированном центре, но и работать с ним дома, на улице и в принципе везде. Родителям придется уделять много времени походам к психологу, при этом не только для работы с малышом, но и непосредственно с ними, ведь заниматься воспитанием таких детей далеко не просто.
- Пациента должен лечить опытный психиатр с высокой квалификацией. При этом врача нужно подобрать так, чтобы он в течение как можно большего времени работал с ребенком, ведь частая смена специалистов не лучшим образом отражается на состоянии таких больных.
- Одним из важнейших моментов в лечении патологии является повторение. Ежедневно придется работать над улучшением одних и тех же навыков, пока ребенок не научится выполнять их самостоятельно. И даже после этого придется периодически повторять пройденный материал.
- Время от времени родители должны давать себе возможность отдохнуть от лечения малыша, т.к. постоянно заниматься этим крайне тяжело, прежде всего, в психологическом плане. Специалисты рекомендуют хотя бы каждый год ездить на отдых.
- Нужно создать точный распорядок дня для пациента и не вносить в утвержденный план каких-либо существенных изменений.
- Родителям рекомендуется завести знакомства в кругу людей с такой же проблемой – вместе переносить сложности гораздо проще. Существуют специальные организованные группы, постарайтесь найти такую в месте вашего жительства.
- Надо работать над умением привлекать внимание ребенка, сохраняя, при этом, спокойствие и не повышая голос.
- Запрещается вносить изменения в привычный уклад жизни ребенка, если на то нет острой необходимости.
Что касается прогноза – в каждом случае он индивидуален. Не стоит рассчитывать на то, что через неделю, месяц или даже год человек, словно по волшебству, станет полностью нормальным и дееспособным. В некоторых случаях лечение затягивается на всю жизнь. Наряду с этим, у многих больных уже спустя пару месяцев наблюдаются улучшения.
Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/chto-eto-za-bolezn.html
Какова связь между аутизмом и депрессией?
Кристофер Макдугл / Christopher McDougleИсточник: Autism Speaks
Это очень важный вопрос. Эмоциональные расстройства — включая депрессию — действительно чаще встречаются у людей с нарушениями развития, чем среди населения в целом. Однако диагностика депрессии у людей с аутизмом связана с трудностями, история которых восходит еще к первому описанию «детского аутизма» Лео Каннером в 1943 году.
Каннер описывал нарушения «аффективного контакта» у детей с аутизмом. Врачи используют термин «аффект» для описания видимых проявлений чужого эмоционального состояния. Другими словами, выглядит ли человек подавленным или тревожным? Эти проявления могут не совпадать с «настроением», то есть с тем, что человек чувствует на самом деле.
Аффект и настроение не всегда совпадают. Например, аффект может быть плоским, когда каких-либо проявлений эмоциональных реакций практически не наблюдается. Тем не менее, человек при этом может уверять, что он или она находится в хорошем настроении. Врачи называют это «инконгруэнтностью аффекта и настроения».
Сложности диагностики
Многие люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) проявляют очень мало эмоций с помощью мимики. Это не означает, что они находятся в состоянии депрессии! Другими словами, их аффект не обязательно совпадает с тем, что они чувствуют.
Однако это также означает, что распознать депрессию у человека с аутизмом гораздо сложнее. Более того, у многих людей с РАС речь ограничена или отсутствует вообще. Так что, возможно, такой человек не способен нам сказать, что он чувствует.
Как вы можете себе представить, это затрудняет верную диагностику депрессии у людей с РАС. Мы можем спрашивать про другие симптомы, которые иногда указывают на депрессию.
К таким симптомам относятся изменения в аппетите или сне — как увеличения, так и снижения.
На депрессию также может указывать резкое снижение энергии или утрата способности получать удовольствие от занятий, которые раньше приносили человеку радость. Это может сопровождаться общим снижением интересов и мотивации.
Мы можем измерять изменения в весе и часы сна. Однако трудно с уверенностью диагностировать депрессию у пациентов, которые могут быть неспособны сообщить о своем самочувствии словами или внешним видом.
Другая трудность в диагностике депрессии у человека с аутизмом — это пересечение симптомов.
К симптомам депрессии относятся плоский или подавленный аффект (уменьшение мимических реакций), снижение аппетита, нарушения сна, снижение работоспособности, уменьшение мотивации, отказ от социальных контактов и сниженное желание общаться с другими людьми.
Очевидно, что многие из этих симптомов могут быть связаны с аутизмом, а не с депрессией.
Аутизм, депрессия и суицидальные тенденции
При обсуждении диагностики и лечения депрессии очень важно рассмотреть возможность суицидальных тенденций. В университете психиатров учат оценивать риск суицида для каждого пациента, которого мы обследуем в связи с возможной депрессией.
Это также относится и к обследованию пациентов с РАС.
Недавнее исследование, опубликованное в журнале «Research in Autism Disorders» Ангелой Горман и коллегами, выявило ряд факторов риска, связанных с мыслями о самоубийствие и суицидальными попытками у детей с РАС.
Ученые провели интервью с родителями 791 ребенка с аутизмом, 186 типично развивающихся детей и 35 не аутичных детей, у которых была диагностирована депрессия.
Процент детей, которые, по оценке родителей, думали о самоубийстве по школе от «иногда» до «очень часто» или предпринимали попытки самоубийства, был в 28 раз больше среди детей с аутизмом, чем среди детей с типичным развитием. Суицидальные тенденции среди детей с аутизмом встречались в три раза реже, чем среди не аутичных детей с депрессией.
Депрессия была основным и единственным фактором, который предсказывал суицидальные мысли и попытки среди детей с аутизмом. По счастью, суицидальные тенденции были не характерны для детей младше 10 лет.
Эти данные показывают, насколько важно врачам оценивать потенциальный риск суицида при обследовании подростков и взрослых с РАС. Да, точная диагностика депрессии и риска суицида у людей с РАС затруднена.
Для этой цели мы должны собирать все возможную информацию. Такая информация должна включать прямое взаимодействие и наблюдение за нашими пациентами.
Мы должны также говорить с членами семьи, педагогами, наставниками на рабочем месте, сотрудниками учреждений и так далее.
Нам срочно необходимо провести больше исследований и разработать улучшенные инструменты и техники для диагностики эмоциональных и тревожных расстройств у людей с РАС. Это особенно важно для тех, у кого есть серьезные проблемы с коммуникацией. В этом отношении может помочь использование устройств для вспомогательной или альтернативной коммуникации.
Более того, существует огромная потребность в исследованиях по разработке эффективных лекарственных препаратов и методов поведенческой терапии для лечения депрессии у людей с РАС.
На данный момент не было опубликовано ни одних систематических клинических испытаний антидепрессантов для лечения депрессии у людей с аутизмом.
Очень вероятно, что отсутствие такого прогресса связано с тем, что правильно диагностировать депрессию у людей с РАС затруднительно. Мы должны удвоить наши усилия в этой важной области медицинской помощи.
Источник: https://outfundbel.ru/pro-autizm/kakova-svyaz-mezhdu-autizmom-i-depressiey
У моего ребенка аутизм. что делать? рассказывают опытные родители — meduza
По данным Всемирной организации здравоохранения, расстройства аутистического спектра встречаются примерно у каждого 160-го ребенка. Благодаря ранней диагностике выявить аутизм можно примерно с двух лет, и чем раньше это произойдет — тем лучше. Художник-иллюстратор, графический дизайнер Мария Бронштейн (мама шестилетнего Гриши) и директор АНО «Открытый город» Анна Клещева (мама девятилетнего Гриши) поделились с «Медузой» своим опытом — и рассказали, как жить родителям после того, как стал известен диагноз их ребенка.
Этот материал публикуется в рамках программы поддержки благотворителей MeduzaCare. В апреле 2019 года мы рассказываем об аутизме.
Вы узнали, что у ребенка РАС. Что делать?
Мария Бронштейн: Во-первых, надо позволить себе переживать и горевать. Но не отрицать проблему. Я завела дневник про сына: сначала вела его каждый день. С момента постановки диагноза прошло три года, и когда мне грустно, я смотрю, что было год назад — и вижу прогресс, так что вести дневник очень полезно.
Чтобы не потеряться в информации, лучше зарегистрироваться в каком-то сообществе, например в группе «Аутизм. Форум родителей и профессионалов», и написать туда — многие поддержат и откликнутся. Помните, что не стоит бросаться на [коррекции].
Безусловно, ваша жизнь будет другой. Но это не конец, а начало нового пути: сложного, трудного, но интересного. Он принесет много новых знаний и много новых людей. Аутизм можно и нужно корректировать, помогайте ребенку там, где ему трудно. И чем раньше и интенсивнее начнутся вмешательства, тем больше можно сделать.
Что нужно делать в первую очередь, сразу после того, как стало известно о диагнозе?
Мария: Нужно поговорить с родными. Обязательно поговорить с братьями и сестрами, если они есть, и объяснить, что такое аутизм.
Им тоже трудно, и чем больше вы будете разговаривать друг с другом, тем легче вам будет решать проблему. Но знайте, что на самом деле ничего не поменялось. Ваш ребенок остается любимым и родным.
И хорошо, что теперь вы знаете, что с ним, потому что теперь понятно, куда дальше двигаться.
Анна Клещева: Я всегда советую сначала сесть и собраться с мыслями. Реабилитация аутизма — это не спринт, а очень длинный марафон.
Чтобы его успешно пройти, важно распределять силы и возможности. Не сразу понятно, какие проблемы надо решать в первую очередь.
Иногда неудачное место или метод реабилитации могут скорее навредить, чем помочь. Поэтому очень важно взвешивать каждое решение.
Если до постановки диагноза ребенок не прошел тщательное медицинское обследование, обязательно сделайте это. То, что у ребенка аутизм, не значит, что у него нет проблем со слухом, зрением, нервной системой или ЖКТ. Ваш ребенок вряд ли сможет внятно сообщить вам о боли, поэтому очень внимательно следите за его физическим состоянием.
И чем быстрее и грамотнее будет педагогическое вмешательство, тем выше ваши шансы на успешную реабилитацию.
Как рассказать о диагнозе родственникам и близким?
Мария: Расскажите как есть. Объясните, что есть методики помощи, и что теперь нужно их освоить и применить. Не все родственники принимают сразу — меня очень злило и расстраивало, что они говорили: «Ерунда, ничего у него нет». Или: «Не говори при мне этого слова „аутизм“». Надо сразу дать понять, что аутизм есть, и это не подвергается сомнению и обесцениванию.
Если родные не готовы стать частью терапевтической команды — хорошо, они могут помочь любым удобным способом. Наша бабушка, например, тоннами делает любимые котлетки внука и варит его любимый суп, но (прикладной анализ поведения) она так и не приняла.
Дедушка просто любит [внука]. Тети приходят поиграть. Не надо обижаться и сердиться на них, но важно объяснить, что вам нелегко, и любая помощь и понимание — уже большое дело.
Если они готовы быть в команде, дайте им почитать, посмотреть все, что читаете и смотрите сами.
Анна: Аутизм — дело коллективное. Чтобы справиться с ним, недостаточно усилий одних родителей. Безусловно, все родственники и знакомые должны знать, что поведение и проблемы вашего ребенка — это не «плохое воспитание и равнодушие родителей», а объективная проблема. Они — ваши потенциальные помощники и соратники в борьбе.
Но это в теории. А на практике спокойно рассказывать об аутизме даже самым близким людям можно только тогда, когда ты сам полностью принял диагноз. Это процесс, который каждый родитель проходит с разной скоростью, но если этого не сделать, любой разговор на эту тему превращается в пытку.
Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца» рассказывает, как могут помочь другие члены семьи:
1. Примите аутизм и не скрывайте его. Это не болезнь и не производственный брак. Человек с аутизмом просто другой.
2. Постарайтесь узнать об аутизме как можно больше. Ищите достоверную информацию, обращайтесь в родительские организации и к людям с аутизмом, готовым делиться опытом.
3. Помогите ребенку или взрослому понять свой аутизм — себя и свои особенности. Это важно любом возрасте.
4. Давайте ребенку возможность выбирать — там, где это возможно и соответствует возрасту. Это развивает ответственность и самостоятельность, а также повышает уровень самоуважения.
5. Родители ребенка с аутизмом должны работать и отдыхать, встречаться с друзьями, иметь свои увлечения. Другие члены семьи могут провести время с ребенком, устроить совместный обед, пойти в парк, кино, театр — это не только развлечения, но и возможность обрести особенную близость.
6. Не осуждайте и уважайте решения родителей ребенка с аутизмом. Поддерживайте их. Не сравнивайте детей.
7. Выделите отдельное время для каждого ребенка в семье: как типично развивающегося, так и для ребенка с аутизмом.
8. Дети с аутизмом предпочитают рутину, повторяющиеся события, поэтому найдите одну вещь, которую вы можете делать вместе. Используйте стратегии родителей. Если родители ребенка дома используют дополнительную коммуникацию или визуальную поддержку (картинки, коммуникационные доски, устройства с синтезатором речи), попросите их научить вас этим подходам.
9. Братья и сестры детей с аутизмом нуждаются не в жалости или сочувствии, а в том, чтобы их понимали и давали возможность просто побыть детьми.
10. Не давайте советов. Семьям детей с аутизмом и так дают гораздо больше советов, чем другим.
Что надо объяснить самому ребенку — и как?
Мария: Объясните ребенку его состояние, если ему уже восемь-девять лет, и если он сам чувствует дискомфорт, понимает, что отличается от других. Надо объяснить так, чтобы он понял, что это не недостаток, а лишь его особенность — как близорукость или любое другое состояние, при котором не все так, как у большинства.
Анна: У вас есть время подготовиться к этому разговору.
Диагноз обычно ставят в очень раннем возрасте, а вопросы о том, «что со мной не так» начинают задавать ближе к подростковому периоду, если позволяют коммуникативные навыки.
Все люди с аутизмом очень разные, поэтому одного рецепта нет. Скорее всего, это должен быть очень честный и логичный рассказ, может быть, в картинках.
Каких специалистов надо искать — и как? Нужно ли искать других родителей, оказавшихся в такой ситуации?
Мария: Нужно искать методики и куратора (или супервизора), который будет писать и корректировать программу вашего ребенка. Если позволяют финансы, ищите . И, конечно, вы будете заниматься с ребенком сами.
Нужно заниматься спортом — это важно, потому что обычно дети с РАС плохо чувствуют свое тело. тоже важна. Нужен логопед-дефектолог, игровой терапевт, возможно, групповые занятия. После четырех-пяти лет очень хорошо найти нейропсихолога.
К сожалению, всю команду, как правило, выстраивает сам родитель — методом проб и ошибок. И конечно же, нужно искать других родителей.
Анна: Я всегда говорю, что сообщество родителей детей с аутизмом — одно из самых важных достижений современного человечества. Врачи, специальные педагоги и многочисленные прикладные специалисты никогда не добились бы таких результатов, если бы не сила воли и желание семей.
Это информация и постоянная психологическая поддержка. Сообщество всегда посоветует специалистов, оно следит за новейшими исследованиями. Именно благодаря родителям появилось множество социальных проектов, которые помогают детям с аутизмом.
Кажется, специалист вам не подходит — но как это точно понять и что делать в этой ситуации? Каких специалистов нужно точно избегать?
Мария: Если вы не видите, что ребенку комфортно, если ребенок не хочет заниматься и боится, если специалист разговаривает свысока, не разрешает присутствовать на занятии, если вам самому некомфортно рядом — уходите без сожаления. Иногда ребенок отказывается заниматься и с хорошим педагогом, но такой специалист будет что-то предпринимать, чтобы увлечь ребенка.
Анна: У каждого родителя есть некоторые приметы, по которым можно узнать «не своего» специалиста. Для меня лично — это отсутствие профессиональной этики. Если специалист обесценивает ваш опыт, это точно не тот человек, который вам нужен. Аутизм не терпит формального подхода. Только полное включение в проблему может принести результат.
- «Мама, вы видите, что он вас ни в грош не ставит?»
- «А вы знаете, что ваш ребенок никогда не заговорит?»
- «Прогноз у вас неблагоприятный»
- Если специалист называет вас «мамочка» или «женщина», обесценивает вас и ваш опыт.
- Обещает «полное излечение» и назначает диеты без показаний.
Где искать информацию о РАС? Кому доверяют родители?
Мария: Посмотрите цикл лекций Елисея Осина, там все очень подробно, ясно и правильно. Он действительно разбирается в проблеме. Книги: «Ребенок и сенсорная интеграция.
Понимание скрытых проблем развития» Джин Айрес, «Игнат и другие» Юлии Мазуровой и Дениса Билунова, «Игры и занятия с особым ребенком» Сары Ньюмен, «На ты с аутизмом» Стенли Гринспена — про игровую терапию , «Идет работа» (еще есть диски, редактор — Лиф Рон), «Денверская модель раннего вмешательства» (Роджерс, Доусон, Висмара) — про ПАП.
Сайты: фонд «Выход», «Особые переводы» — здесь много нужных статей, РОО «Контакт» — здесь могут помочь и проконсультировать. Фильмы: «Мозг Уго» (документалка про синдром Аспергера), «В космосе чувств не бывает».
Анна: Больше всего информации — в группах в фейсбуке: фонд «Выход», «Планета аутизм», «Центр проблем аутизма». Еще есть центры изучения аутизма: МИП (Московский институт психоанализа), Новосибирский университет, АНО «Физическая реабилитация»в Питере,«Центр проблем аутизма» в Москве.
Как понять, что выбранные методики помогают? Как убедиться в том, что есть прогресс?
Мария: Я бы применила во всем, чем ребенок занимается. Идеально, если все специалисты будут в курсе этого, тогда будет полное включение. Я вывела для себя правило: все что ребенка радует — его развивает. Он должен получать удовольствие от занятий. Особенно вначале, когда его надо «вытянуть» к нам.
Если он начинает лучше понимать, интересоваться, радоваться, чувствовать свое тело, то все работает. За этим как раз удобно следить в дневнике, в ПАП вообще все просто: там есть программа, вы видите, с какой скоростью ребенок ее осваивает и вычеркиваете пройденные пункты.
Анна: Стоит опираться только на те методики, которые научно доказаны. В педагогике — это ПАП. Правильный метод всегда должен давать улучшение поведения и появление новых навыков: «раньше не делал — теперь делает», «раньше не умел — теперь умеет».
Как правило, если метод подходит, то первые результаты видны очень быстро — месяц, и будут улучшения. Любое ухудшение состояния (например, возникло новое нежелательное поведение, агрессия, ухудшилось физическое состояние) — это повод сразу же отказываться от методики.
Может ли государство как-то помочь? Что говорит об этом ваш опыт?
Мария: Пока у нас есть возможность оплачивать все наши занятия, к помощи государства мы не прибегаем. Я не верю в эту помощь.
Анна: Государство помочь может, но пока очень плохо и мало. Единственная гарантированная помощь — это пенсия по инвалидности, которую я всем советую обязательно оформлять. Пока у вас не будет инвалидности, государство вас не увидит — и не поможет.
Государственная система реабилитации очень неповоротлива, она медленно реагирует на изменения. Поэтому государственный реабилитационный потенциал пока близок к нулю. Родители все меняют сами, сообща.
Как помочь себе?
Мария: Мне помогают встречи с друзьями. Можно и нужно ухаживать за собой: парикмахер, косметолог и массажист — ваши лучшие терапевты. А также походы в кино, в магазины или в музей.
Посвящайте время мужу. Кому-то потребуется помощь психолога — в этом нет ничего постыдного. Как и в ничегонеделании: если ребенок просто гуляет, возится с вами на кровати или смотрит мультики. Это прекрасно.
Анна: Главная задача родителя — не надорваться в процессе войны с аутизмом.
Примите, что вам нужна постоянная психологическая помощь, вы не робот и нуждаетесь в отдыхе, вы просто обязаны время от времени отвлекаться от проблем аутизма и заниматься чем-то, что не связано с ним.
«Вашему ребенку нужна здоровая и счастливая мама», — это не просто красивая фраза. Без родителей ребенок с аутизмом в буквальном смысле обречен.
Источник: https://meduza.io/feature/2019/04/28/u-moego-rebenka-autizm-chto-delat
Аутизм
До определенного времени малознакомое заболевание — аутизм (ранний детский аутизм) — в настоящий момент становится все более распространенным. Происходит это, в том числе и по причине все большего распространения информации о нем.
Проблема диагностики аутизма разрабатывается учеными всего мира достаточно широко, и потому расширяются диагностические возможности, становится, к большому счастью, все больше квалифицированных специалистов, действительно способных провести дифференциальную диагностику и поставить правильный диагноз.
А ведь еще несколько лет назад ситуация была действительно катастрофической и ребенка — аутиста могли причислить к числу умственно отсталых или поставить диагноз «шизофрения». Есть страны, где аутизм оказался практически «модным», например, США.
По данным статистических исследований, носителем аутичных черт там становится каждый восьмой ребенок. Вероятно, это один из примеров гипердиагностики.
Не в последнюю очередь это происходит и потому, что данный диагноз закрепляет за родителем пожизненную ренту по уходу за ребенком, а также более широкие образовательные возможности, которые государство гарантирует особенным детям, даже если они просто имеют некоторые аутичные черты.
Действительно, ребенок, страдающий аутизмом, может нуждаться в постоянном, пожизненном присутствии близкого человека, который мог бы решать повседневные, бытовые проблемы и осуществлять уход.
Нередко даже функциональному аутисту (условно специалисты делят аутизм на функциональный, когда человек способен проявлять самостоятельность, выполнять некоторые виды работы и тем или иным способом эффективно взаимодействовать с окружающим миром, и нефункциональный), сложно бывает решать ряд бытовых и прочих проблем.
Почему и когда появляется аутизм неизвестно до сих пор. Но многие факты о данном расстройстве все же стали более понятными:
- детский аутизм — это следствие нарушения развития и функционирования центральной нервной системы
- Проявляется он всегда в раннем возрасте (от рождения до трех лет). Однако нередко приходится сталкиваться с обратными картине, наблюдаемой в США, случаями: недостаточной и несвоевременной диагностикой аутизма. Увы, порой родители ребенка-аутиста впервые обращаются к специалистам за помощью в 5-7 лет, когда время для оказания эффективной помощи может быть безнадёжно упущенным. Это происходит либо по причине неготовности, невозможности принять информацию и признать, что с ребенком что-то не так. Это по-человечески вполне понятно, но эффективность лечения аутизма зависит от своевременности начала реабилитации и коррекции.
- Аутизм никак не связан с образом жизни родителей, местом их проживания, уровнем образования и порядком рождения детей в семье. Однако, есть данные, что процент детей-аутистов больше, если они рождаются у матерей старше 35 лет.
- Среди мальчиков аутистов больше, чем среди девочек, но точное соотношение по различным выборкам установить сложно.
- Если один из детей в семье уже страдает аутизмом, то вероятность, что данное заболевание обнаружится у младших сиблингов (кровных братьев и сестер) возрастает.
- Детский аутизм не равен умственной отсталости, но ребенок — аутист может отставать в своем развитии от сверстников, что связано с особенностью восприятия и усвоения им информации, поступающей из окружающего мира.
- В мире нет данных, полученных из серьезных источников, которые бы свидетельствовали о полном излечении аутизма. Это означает, что полностью аутизм неизлечим, но возможна коррекция и реабилитация ребенка — аутиста, позволяющая ему в итоге посещать детские дошкольные учреждения общего типа и общеобразовательные школы.
- Ребенок — аутист обладает очень низкими порогами чувствительности по отношению к любым внешним раздражителям: свету, звуку, тактильной стимуляции и даже лицам окружающих людей, что так же влияет на его особенности взаимодействия с окружающим миром. Иными словами, обычные с точки зрения здорового человека раздражителя для него являются невыносимо сильными.
- Ребенок — аутист, вопреки ложному мнению псевдоспециалистов, не является ребенком — индиго. Да, каждый аутичный ребенок исключительно необычен, но аутизм — не избранность, а тяжелое неврологическое заболевание, которое требует профессионального и своевременного лечения.
- Некоторые дети — аутисты обладают исключительными способностями, например, к счету в уме, сочинению стихов и прочее. Но это, увы, не дает гарантии того, что каждый ребенок —аутист обладает необычными и исключительными особенностями.
Важно: каждое явление в поведении или особенностях развития ребенка имеет под собой вполне объяснимую и реальную причину. Преступлением по отношению к ребенку являются попытки объяснить его необычность псевдонаучными явлениями «дети-индиго», «дети-кристаллы» и проч.
Это может звучать красиво, но опасность подобного объяснения кроется в том, что упущенным для своевременной помощи оказывается время. Например, наилучшее время для речевого развития — это возраст от 3 до 5 лет.
Более позднее начало коррекции может быть менее успешным и драгоценное время окажется упущенным безвозвратно.
Диагностику аутизма должен проводить профессиональный врач — невролог и врач — психиатр. Аутизм — это заболевание, и, несмотря на трудности коррекции, правильная постановка диагноза — это залог эффективного лечения.
Основной целью лечения аутизма является выравнивание темпов развития ребенка, его адаптация в обществе, прививание навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающими и, по возможности, способности к саморегуляции.
Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация, работа психиатров, неврологов, психологов и дефектологов способны создать условия для полноценного развития ребенка — аутиста, а его родителям дать необходимую информацию и внутренние ресурсы для поддержки.
Источник: http://www.depressia.com/psihicheskie-rasstroystva-i-zabolevaniya/autizm
Депрессия при аутизме: диагностика и лечение
У людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) уровень депрессии в течение жизни почти в 4 раза выше, чем у населения в целом [1]. Было показано, что депрессия при РАС значительно влияет на качество жизни. Этот двойной диагноз связан с возросшей потребностью в медикаментозном лечении и уходе за больными с повышенным риском самоповреждений и самоубийства.
Диагностика депрессии при РАС часто крайне сложна из-за схожих симптомов между этими расстройствами и отсутствия психометрических инструментов, которые могли бы эффективно определять депрессию при РАС [1].
Доказательная практика лечения депрессии при РАС все еще находится в разработке, хотя многие врачи находят, что большинство вмешательств, используемых для населения в целом, одинаково эффективны и для лиц с РАС, если эти методы лечения подбираются для каждого пациента индивидуально.
Прежде чем разрабатывать план лечения депрессии при РАС, клиницисты должны понять уникальные проблемы, связанные с диагностикой депрессии среди этой группы, наряду с общими факторами риска и специальными диагностическими исследованиями.
Проблемы диагностики депрессии при аутизме
Депрессия и РАС имеют несколько общих симптомов, которые затрудняют правильную диагностику и лечение депрессии среди этих лиц.
Раздражительность, социальная отстраненность, низкая мотивация, задумчивость, уплощенный аффект, проблемы с аппетитом и сном – это все симптомы, схожие для депрессии и РАС.
Очень немногие пациенты с РАС открыто и прямо выражают симптомы депрессии, которые они могут чувствовать. Например, грусть, тяжелое чувство вины, безнадежность, бесполезность и мысли о самоубийстве [2].
Отчеты о случаях раннего выявления депрессии при РАС позволили понять, как врачи могут правильно диагностировать депрессию у этих пациентов.
Например, описаны два случая, когда пациенты плакали впервые в жизни, после чего им был поставлен диагноз «сопутствующая депрессия».
В некоторых случаях пациенты начинают пренебрегать личной гигиеной, в других – выражают свои болезненные переживания только через письма и рисунки [2].
Показано, что во многих случаях депрессия усугубляет симптомы и признаки РАС. Пациенты становятся более социально замкнутыми, взволнованными и агрессивными и могут либо инициировать, либо увеличить частоту эпизодов аутоагрессивного поведения.
Также они могут испытывать проблемы со сном, заторможенность психомоторных функций и резкие изменения веса и аппетита.
Исследователи предполагают, что депрессия должна рассматриваться у пациентов с РАС, которые испытывают значительные и заметные изменения в повседневной деятельности и нарастании дезадаптивного поведения в течение некоторого времени.
Аспекты диагностики депрессии при РАС
Прежде чем диагностировать депрессию при РАС, врачи должны получить полное представление о базовом диапазоне эмоциональной выразительности пациента и его повседневной деятельности, чтобы правильно оценить изменения, которые могут указывать на депрессию. Исследование включает выявление эпизодов депрессии и/или РАС в семейном анамнезе и выявление существенных изменений в семейном укладе, которые могли вызвать депрессию [1].
Врачам, которые не слишком знакомы со своими пациентами и их анамнезом, может быть сложнее диагностировать и лечить депрессию при РАС. Поскольку психометрические инструменты для диагностики депрессии при РАС отсутствуют, клиницистам настоятельно рекомендуется проводить опросы и собирать информацию о пациенте у родителей, учителей, опекунов, других специалистов и самих пациентов.
Подростки с РАС подвержены более высокому риску депрессии, так же как и те, у кого средний или высокий IQ [1]. Депрессия при РАС также чаще встречается у лиц, имеющих другие сопутствующие психические расстройства, и у тех, кто пережил стрессовые и травмирующие жизненные события.
Подходы к лечению депрессии при РАС: актуальные доказательства на сегодняшний день
Депрессию при РАС можно лечить с помощью лекарств и поведенческой терапии.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), как правило, используются для лечения депрессии среди населения в целом, хотя их эффективность при РАС может быть ниже.
В настоящее время существует два утвержденных Федеральным управлением по лекарственным средствам антипсихотических препарата, которые были признаны эффективными при лечении раздражительности, связанной с РАС: рисперидон и арипипразол [2].
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является наиболее широко используемой поведенческой терапией, которая, как было показано, эффективна для уменьшения симптомов депрессии при РАС.
Многие программы КПТ были адаптированы для пациентов с РАС и сосредоточены на тревожности и агрессивности при остальных симптомах депрессии [2].
Также был показан положительный эффект от других видов поведенческой терапии при лечении депрессии при РАС, таких как терапия, основанная на осознанности, программы социальных и профессиональных навыков и семейная терапия [1].
Системное взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с РАС (SAFE), – это новый вид семейной терапии, созданный специально для семей с детьми, у которых диагностирован РАС [3].
Она использует различные терапевтические действия, такие как рисование, лепка из глины и ролевые игры, чтобы помочь семье и их детям изучить аспекты РАС и улучшить навыки копинг-стратегий для решения проблем. Сеансы SAFE-терапии, как правило, длятся 3 часа и проводятся дома и в других семьях.
Эффективность такого метода в настоящее время оценивается в рандомизированном контролируемом исследовании [3].
Как использовать методы диагностики
При диагностике депрессии с РАС врачам рекомендуется учитывать несколько факторов. Во-первых, следует определить, являются ли определенные симптомы новыми или просто обострились симптомы РАС. Должны быть выявлены схожие симптомы, а также симптомы, ограниченные депрессией.
Врачи также должны помнить, что лица с РАС могут не распознавать и/или не выражать эмоциональные состояния, связанные с депрессией, поэтому они должны опросить родственников и других людей, которые регулярно проводят время с пациентом, об изменениях в поведении и нарастании симптомов [1].
Поскольку депрессия при РАС часто сопровождается другими сопутствующими заболеваниями, врачи должны проводить скрининг на выявление тревоги, судорог, расстройств ЖКТ и других сопутствующих заболеваний. Люди с РАС также подвержены высокому риску суицидальных мыслей и поведения, поэтому должны проходить соответствующий осмотр при каждом обращении [1].
При выборе лечения депрессии при РАС врачи должны адаптировать его к индивидуальным потребностям и интересам каждого пациента, а также к их уровню когнитивного функционирования и социально-эмоционального понимания.
Поддержание здорового образа жизни уменьшает депрессию среди населения в целом, поэтому его также следует рекомендовать при депрессии в рамках РАС [1].
СИОЗС и поведенческую терапию, например, КПТ, следует рассматривать в каждом конкретном случае, так как они еще не считаются научно обоснованной практикой лечения депрессии при РАС.
Автор перевода: Сафи А. И.
Источники:
Источник: https://psyandneuro.ru/stati/depression-in-youth-with-autism/