Если вы услышите в свой адрес заявление вроде «Ты вся / весь в мать», то знайте, что это заведомо ложное утверждение. На самом деле мы (особенно женщины) больше похожи на своих отцов, а не на матерей. Кроме того, есть предположение, что образ жизни отца до момента зачатия ребенка, его питание и самочувствие закладывают основы здоровья будущего малыша. О том, какие признаки передаются ребенку от папы, а какие — от мамы, читайте в этой статье.
AdMe.ru рекомендует помнить о том, что даже при хорошей наследственности не следует забывать о правильном образе жизни. Именно он в конечном итоге определяет, как вы будете выглядеть и как себя чувствовать.
Чаще всего дети наследуют от своих родителей форму кончика носа, область вокруг губ, размер скул, уголки глаз и форму подбородка. При распозновании лиц эти участки являются ключевыми, поэтому люди с одинаковыми областями кажутся нам поразительно похожими и даже идентичными.
А вот область между бровями часто отличается у родителей и их детей.
Дочь Риз Уизерспун унаследовала от мамы голубые глаза, форму скул, подбородка и кончика носа.
Мамины гены обычно составляют 50 % ДНК ребенка, а папины — остальные 50 %. Однако мужские гены более агрессивные, чем женские, поэтому они чаще проявляют себя. Так, на 40 % активных маминых генов может быть 60 % папиных.
Кроме того, организм беременной женщины распознает плод как наполовину чуждый организм. Чтобы сохранить ребенка, ему приходится мириться с захватническими отцовскими генами (иногда в ущерб собственным).
Тем не менее можно определить, какие признаки передадутся малышу от папы, а какие — от мамы.
Пол ребенка
© Pixabay © Pixabay
Пол будущего малыша зависит от отца. От мамы ребенок всегда получает X-хромосому, а от папы либо тоже X-хромосому (и тогда будет девочка), либо Y-хромосому (и тогда будет мальчик).
При этом если у мужчины в семье много братьев, то у него будет больше сыновей, а если много сестер, то, соответственно, дочерей. Лишь у части мужчин сперма содержит примерно равное соотношение X- и Y-хромосом, и у них с одинаковой вероятностью рождаются как мальчики, так и девочки.
Y-хромосома содержит намного меньше генов, чем X-хромосома, и часть из них отвечает за формирование мужских половых органов и выработку сперматозоидов. Поэтому черты внешности мальчик большей частью получит от мамы и похож будет на нее. Что касается девочек, то они получат Х-хромосомы от обоих родителей, так что заранее предугадать их облик не удастся.
Состояние зубов
© Depositphotos © Depositphotos
Если папа довольно частый гость в стоматологических клиниках, то, скорее всего, ребенок также будет нередко посещать дантиста. Хотя размер и форма зубов, а также особенности строения челюсти могут передаваться от любого из родителей, чаще доминирующими являются именно гены отца.
Поэтому если у папы кривые зубы, то у ребенка наверняка будет нарушение прикуса.
Интеллект
© Pexels © Depositphotos
Гены, ответственные за интеллект, содержатся в X-хромосоме. Поэтому именно матери передают свои умственные способности сыновьям. Дочери получают ментальные способности от обоих родителей. Однако наследуется лишь до 40 % материнского интеллекта, все остальное дети получают в результате воспитания. Поэтому усиленную работу над собой ничто не заменит.
В среднем IQ у мальчиков отличается от материнского не более чем на 15 пунктов.
Склонность к психическим заболеваниям
© Depositphotos © Depositphotos © Depositphotos
С возрастом у мужчин ухудшается качество спермы. Из-за этого пожилые люди могут передавать детям мутированные гены. Это повышает риск появления у ребенка психических болезней, аутизма, гиперактивности, биполярного расстройства. Также дети, рожденные от отцов в возрасте 45 лет и старше, могут быть склонны к суициду и иметь сложности с обучением.
В любом возрасте представители сильного пола, страдающие ишемической болезнью сердца, передают склонность к ней своим сыновьям. А мужчины, которые страдали от бесплодия, а потому зачатие проводилось искусственным путем, также передают сыну предрасположенность к данной проблеме.
Склонность к гемофилии и аутизму
© Osborne House, Isle of Wight / Wikimedia © Wikimedia
Одним из самых известных больных гемофилией является цесаревич Алексей. Слева на фото — его прабабушка, английская королева Виктория, которая была носителем гена гемофилии и передала его некоторым своим детям, внукам и правнукам.
Есть заболевания, которые передаются от матери, но проявляются только у мальчиков (у девочек вероятность этих болезней ничтожно мала). Так происходит, если женщина является носителем X-хромосомы с дефектным геном и именно эту хромосому передает сыну. В отличие от мамы, у мальчика только одна X-хромосома, поэтому ему нечем компенсировать мутированный ген.
К заболеваниям, передаваемым от матери, относится гемофилия (нарушение свертываемости крови) и миодистрофия Дюшенна (прогрессирующая слабость мышц). Аутизм бывает наиболее выраженным, когда он передается от матери к сыну.
Склонность к полноте
© Depositphotos
Склонность к полноте или, наоборот, стройности передается генетически. У некоторых людей вес и ширина талии на 25 % обусловлены генетикой, в большинстве же случаев — на 40%. У людей, борющихся с ожирением, эти цифры могут достигать 75–80 %, и тогда избавиться от лишних килограммов становится проблематично. Хотя и в этом случае разумная диета и физические нагрузки дадут результат.
Склонность к худобе или ожирению передается примерно одинаково от обоих родителей. При этом предрасположенность к стройности передается в меньшей степени, чем склонность к полноте.
Однако на вес ребенка при рождении влияет только мама. Независимо от того, насколько велика масса отца, ребенок родится стройным, если женщина худенькая. А вот если мама страдает ожирением, то у малыша с рождения может быть «резервный запас».
Рост
© Depositphotos © Depositphotos
На рост ребенка в большей степени влияют отцы, чем матери. У высоких мужчин дети, как правило, имеют при рождении более высокий рост. В целом от 60 до 80 % роста ребенка определяется его отцом и матерью, а остальное — результат его питания, образа жизни и здоровья. Кроме того, не все дети одних родителей имеют одинаковый рост: как правило, младшие ниже старших.
Есть 2 формулы для определения роста будущего ребенка.
- Если у вас мальчик, к росту мамы прибавьте рост папы и затем еще 13 см. Разделите сумму на 2 — и вы узнаете, насколько высоким будет ваш сын. Если у вас девочка, то к росту мамы прибавьте рост папы и вычтите 13 см. Разделите полученный результат на 2 — и вы получите примерный рост вашей дочки.
- Запишите рост девочки в 18 месяцев, а мальчика — в 2 года и умножьте данные на 2. Такой рост (плюс-минус 10 см) и будет у вашего ребенка во взрослом возрасте.
Цвет глаз
© Georges Biard / Wikimedia © East News © Georges Biard / Wikimedia
Карий цвет глаз является доминантным признаком. Поэтому, если у одного из родителей (особенно у отца) темные глаза, а у другого — голубые или зеленые, то ребенок, скорее всего, будет кареглазым. Шанс увидеть светлоглазого малыша все же остается, но только если у родителя с темными глазами есть рецессивный ген, ответственный за голубой цвет глаз.
Голубой и зеленый цвет глаз — рецессивные признаки, но голубой является более доминантным, чем зеленый.
В то же время не исключена возможность появления кареглазого малыша у голубоглазых родителей.
Ямочки на щеках
© s_bukley / Depositphotos © s_bukley / Depositphotos
Ямочки на щеках — это доминантный признак. Если они есть хотя бы у одного из родителей, то с большой вероятностью они проявятся и у ребенка.
Кудрявость волос
© s_bukley / Depositphotos © REHAB/bauergriffinonline.com / East News
Кудрявые волосы — это очень красиво, и многие мамы мечтают, что у их ребенка тоже будут кудряшки. Однако, несмотря на то что склонность волос завиваться — это доминантный признак, наличия его у одного из родителей недостаточно.
Упрощенный вариант схемы такой:
- Если у обоих родителей курчавые волосы, то и у ребенка будут кудряшки.
- Если у мамы и папы прямые волосы, то и у малыша будут прямые.
- Если у одного из родителей — кудри, а у другого — прямые волосы, то у их чада волосы будут волнистыми.
Вместе с тем если оба родителя имеют кудри, а в семье у них были люди с прямыми волосами, то может случиться, что и у ребенка волосы будут прямыми.
Бонус: как предсказать, какая внешность будет у малыша
Посмотрите семейные фотографии обоих родителей. Обратите внимание на то, какие черты неизменно повторяются у большинства родственников (нос с горбинкой, курчавые волосы, темный цвет глаз). Эти черты являются доминирующими, и с большой вероятностью они проявятся и у вашего будущего ребенка.
На кого из родителей вы похожи? Может быть, ваш ребенок удивил вас неожиданным цветом глаз или кудрявой шевелюрой? Расскажите нам об этом.
Фото на превью Pexels, Depositphotos
Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/10-nasledstvennyh-chert-kotorye-my-peredaem-detyam-mamy-umnyh-synovej-mogut-soboj-gorditsya-1932865/
Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству
Интеллект — только часть разума: разум есть у всех, а интеллект отличает людей друг от друга, это часть нашей индивидуальности.
Исследуют его сразу в нескольких направлениях: о чем мы говорим, когда говорим об интеллекте? как мы пытаемся измерить это «что-то»? насколько сильно «оно» нас отличает друг от друга? где в головном мозге прячется? Наследуем ли мы его от родителей или можем его развивать?
Строго говоря, интеллект — не свойство, а сумма свойств: способность осознать, понять, обдумать, запомнить, потом вспомнить, сделать вывод, экстраполировать или связать с чем-то абсолютно другим…
Человек, который хорошо всё это умеет, может стать ученым или продажным политиком, но для начала — научиться читать.
Что такое интеллект
Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.
Англичанин Чарльз Спирмен эмпирически высчитал, что люди, которые преуспевают в одном виде задач на интеллект, обычно хороши и в других.
Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”.
Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет.
Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.
Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.
В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн разрабатывают теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.
Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.
По Балтесу, старость — не причина весело упасть в маразм; «прагмативные» механизмы можно задействовать, компенсируя упадок «когнитивных». Он приводит в пример машинисток: те, что постарше, медленнее печатают, если им диктовать по букве… но быстрее читают текст, который нужно напечатать. В итоге разницы в процессе работы — никакой.
Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.
Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть.
Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много.
Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.
Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.
По мнению авторов, стоит выделить способности вербальные, к восприятию и к трактовке изображений, а из них уже следуют «широкие» когнитивные способности. При этом корреляция между этими тремя не так сильна: человек может показывать высокие способности в одном и низкие в двух других.
Есть еще теория множественных интеллектов Говарда Гарднера. Он отрицает g-фактор, а взамен насчитывает восемь «интеллектов».
В них входит, например, народный русский интеллект — внутриличностный: способность к рефлексии и самоанализу. Позже Гарднер застенчиво предложил добавить еще девятый — экзистенциальный — интеллект.
Это умение размышлять о бытии и ничто, дар философа или хотя бы директора по стратегии.
Как передают интеллект
Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже.
Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.
Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).
По итогам исследования 40 % вариаций «кристаллизированного» и 51 % вариаций «подвижного» интеллектов действительно связано с генетикой, то есть интеллектуальные различия частично обусловлены вариациями генов.
При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.
На протяжении жизни интеллект плюс-минус стабилен, если сделать поправку на маразм — спасибо исследованию интеллекта, которое испытуемые прошли дважды, в 11 лет и в 77.
Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.
Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.
Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. Теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел.
То, что ты унаследовал от родителей, стало твоим собственным, лично выбранным.
Высокий интеллект напрямую связан с образованием. Образование, в свою очередь, — со здоровьем и жизнью: хуже образованные люди умирают раньше. А высокий интеллект и надежность обещают долголетие.
Параллельно умнеет всё человечество, это называется «эффектом Флинна». Именно Джеймс Флинн открыл, что за период с 1932 до 1978 года средний американец поумнел на 13,8 пункта IQ, а затем проверил, как с этим в других странах. Оказалось, тоже растет.
Или рос тогда: сейчас эксперты предполагают, что в XXI веке IQ будет развиваться неравномерно. В регионах, где этот показатель в среднем невысок, он вырастет на 6–7 пунктов, но на Западе прибавит не больше одного, а в США вообще упадет на 0,45 пункта.
Как ваяют интеллект
Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.
Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.
В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права!
А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.
Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта).
Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери.
Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.
Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей. Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.
Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.
Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.
Так что если кто хочет раскладывать пасьянсы, пусть раскладывает. А тот, кто хочет запомнить что-то, пусть это учит, а не надеется на свой опыт раскладывания пасьянсов: специальные игры тренируют только навык игры, разгадывание судоку — только навык разгадывания судоку и т. д.
Как рассматривают интеллект
В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название.
Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики».
Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.
Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение, наносящее вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.
Вот мы поймем всё об интеллекте. Мы будем точно его измерять, будем знать его природу. Эти знания помогут работать как с одаренностью, так и с умственными нарушениями. Или разрушить мир, каким мы его знаем.
С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».
С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:
«Битва за возможность утверждать, что различия между людьми наследуются, не так давно отгремела в психиатрии, чуть позже в психологии и до сих пор продолжается в сферах вроде образования».
В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:
- Интеллект наследуется.
- В среднем афроамериканцы хуже показывают себя в тестах на абстрактное мышление и невербальных тестах, даже тех, что позиционируются «свободными от культурных предрассудков».
- Никто еще экспериментально не доказал, что интеллектуальные способности белого и черного детей можно уравнять, если обеспечить им равное образование и окружение.
- И вообще у афроамериканских детей хорошего социального статуса IQ в среднем на 2,6 пункта ниже, чем у белых детей низкого социального статуса, то есть дело не в бедности.
В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.
Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой. Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации пожертвовали на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях.
Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):
«С точки зрения „левых“ все рождаются одинаковыми, и каждый может достигнуть того же, чего достигли другие. Генетические исследования показывают, что это не так».
Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность.
Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.
Интеллект остается самой лучшей, драгоценнейшей человеческой индивидуальностью. А правят им эмоции.
В прошлом году тролли из Иллинойского университета в Чикаго провели исследование, дав консерваторам и либералам почитать научные исследования с цифрами, но без их интерпретации. Оказалось, что консерваторы и либералы проделали один и тот же фокус: сделали выводы в пользу своих убеждений и отринули те, что противоречат им.
Мы думаем то, во что верим, и верим в то, что думаем. Да еще передаем это своим детям.
Источник: https://knife.media/genetics-of-intelligence/
От кого передается интеллект ребенку: от матери или от отца?
Жизнь каждого из нас начинается во время слияния двух половых клеток мужчины и женщины, так называемых, гамет содержащих в себе ДНК. Иными словами ДНК каждого человека это гены, которые передались от отца и матери, они перераспределяются абсолютно случайным образом, формируя новые сочетания. Вот так и получаемся мы, совершенно непохожие друг на друга.
Личная история
Пожалуй, все мамы с самого рождения малыша просто мечтают вырастить настоящего вундеркинда. Да и я была не исключением. Когда родилась моя дочь я перерыла очень много разной информации в интернете о раннем развитии детей, о разных упражнениях и прочих системах.
Все это было довольно интересно, и я много чего узнала. Да и к тому же меня сильно вдохновили броские заголовки: «таблица умножения с 3 лет», «Обучение разным языкам с 2 лет» и так далее.
Но когда я начала делать глубокий анализ методов раннего обучения таблице умножения или английскому языку я поняла, что все это бред и они совершенно не помогут.
Моей дочери сейчас уже 6 лет и 4 года назад у меня не было возможности глубже проникнуть и изучить материал по развитию детей от 2 лет, поскольку в то время я вышла на работу, а дочь пошла в детский сад.
И, что самое странное, общаясь со знакомым доктором-нейропсихологом, я стала понимать, насколько разные способы раннего развития несовершенны, а в некоторых случаях даже могу иметь обратную сторону.
Но, несмотря на все это, моя дочь стала довольно умной для своего возраста и моя мама говорит, что она пошла в меня: так же рано начала ходить и разговаривать, рисовать и делать разные поделки.
Моя дочь с 3 лет ходила на кружок рисования и ей это нравилось. Она каждый день рисовала, а потом садилась рядом со мной и рассказывала про свой рисунок.
Только вот теперь я почему-то немного не могу понять, почему уроки труда и рисования в обычной школе нам даются с трудом? Я была просто уверенна в том, что у нас в школе не будет не каких проблем, но вот к примеру с математикой все хорошо: примеры до 10 она решает всегда правильно.
Особенности развития детей
Получается, что в детстве мы плохо развивали мелкую моторику. И на вопрос, почему у нас все так складывается с уроками труда и рисования, я нашла ответ у своего знакомого доктора нейропсихолога. Теперь попробую вам пересказать его слова: мозговая деятельность детей проявляется совершенно по-разному все зависит от возраста малыша.
Вот, к примеру, в 3 года у ребенка должна быть развита только небольшая часть мозга, а уже к 7 годам должна начинать развиваться остальная часть головного мозга. По этой причине опытные врачи-психологи не рекомендуют заниматься чтением и решением сложных математических задач до 5 лет. Поскольку от 2 до 5 лет нужно развивать сенсорику.
А для этого малышу просто будет достаточно играть и больше двигаться, общаться со сверстниками, гулять с родителями в парке, трогать траву и деревья, по возможности больше рисовать.
А для этого родителям совершенно не обязательно иметь какое-либо педагогическое образование, нужно просто иметь желание, ну и, конечно, немного свободного времени, чтобы уделить внимание своему малышу.
И только теперь я это поняла.
Многие родители благодаря негативному влиянию моды на раннее развитие своего чада, начинают его обучать уже с 2-3 лет. Конечно, можно вместе со своим чадом собирать пазлы или конструктор, тем самым развивая мелкую моторику.
Но важно знать, что до 5 лет не стоит пытаться обучить его чтению или решать с ним математические примеры, поскольку мозговая деятельность еще совсем к такому не готова. В ином случае можно только навредить своему малышу.
Каждая часть головного мозга малышей развивается в определенный период и поэтому для каждого возраста есть определенные параметры обучения.
И поэтому, если в этот момент мозг готов только к тому, чтобы малыш взял карандаш и начал рисовать свои художества, то чтение рассказов будет совсем неуместно. В ином случае вы будете развивать одни способности в ущерб другим необходим в его возрасте. Не забывайте об этом.
Если ваш малыш не склонен к тому, чтобы стать гением и если мама с папой имеют средний уровень интеллекта, то ваш ребенок будет точно таким же, не нужно над ним издеваться.
От кого передается интеллект?
На формирование интеллекта влияет множество факторов, от доступа к информации до генетических особенностей. На последних и сосредоточились исследователи. Вот несколько важных факторов из мира генетики, которые выявили ученые. Изучив их, вы будете точно знать, как передается интеллект от родителей к ребенку, будучи в утробе:
- Ген интеллекта не переходит от отца к сыну, то есть если у вас интеллект выше среднего, то с вероятностью 100% того, что ваш наследник будет иметь средний уровень интеллекта.
- Идиотизм также не передается по наследству от отца к сыну.
- Ум передается от отца только дочери, да и то только на 50%.
- Унаследовать 80% интеллекта сын может только от своей матери, который, в свою очередь, передался ей от своего отца.
- Дочери вундеркиндов будут иметь только половину их ума.
Вот по этой причине в нашем мире так много гениев мужчин и единицы гениальных женщин. Но так же много мужчин-тупиц, вот отсюда и выходит не очень хорошая статистика. Нобелевские лауреаты, в большинстве своем, мужчины, но и алкоголики и тупицы также могут быть мужчинами.
Выводы для мужчин и женщин по данной ситуации
Наш мир генетики – это просто чудо-наука, регулярное изучение которой очень сильно помогает миру не только успешно лечить многие заболевания, но и определить внешность и уровень интеллекта своего ребенка.
Современные ученые-генетики стоят на самом пороге научных открытий, которые в будущем значительно помогут уменьшить процесс старения людей и которые позволят увеличить жизнь человечества.
Выводы для мужчин:
- Чтобы хоть немного узнать о будущих способностях своего сына мужчина должен посмотреть на отца своей жены и, если он занимает хорошую должность, то сын будет сильно на него в этом похож.
- Ваша дочь получит по наследству ровно половину вашего ума, но и приобретет точно такую же половину глупости. По интеллекту она будет очень близка к вам, как и ее сын. Если вы умный и хотите такое же поколение — мечтайте о дочерях, а если не отличаетесь умом — о сыновьях
- Все твои интеллектуальные способности приобретены от папы твоей мамы.
Выводы для женщин:
- Если у вас родился сын, то он будет просто копией твоего отца, так что ругать его за то, что он «тупой»не стоит.
- Твоя дочь будет воспитана также как и ты, а вот ум у нее будет от вашего мужа.
Негенетические причины высокого уровня интеллекта у ребенка
Опытными врачами психологами давно доказано, что ум к детям напрямую передается от Х-хромосом, то есть от матери. Но ведь уровень интеллекта у детей будет зависеть не только от умственных способностей матери, но и от того, как он будет развиваться. На формирования определенного склада ума непосредственно влияют следующие важные факторы:
- Окружающая среда, в которой растет ваше чадо, методы воспитания и прочие условия, влияющие на развитие интеллекта.
- Довольно важным моментом считается развитие интеллекта на первых этапах, то есть с 3 лет, но это значит, что нужно сразу садиться за научные диссертации или прочие наукообразные книги.
- Использование методов развития умственной деятельности в комплексе – это будет результативнее.
Методы раннего развития малыша
Когда малыш еще не родился, врачи рекомендуют, по возможности, слушать больше классической музыки начиная с 6 месяца беременности, поскольку именно в этот момента малыш начинает все тонко слышать благодаря активной стимуляции нейронов головного мозга. Классическая музыка благоприятным образом влияет на будущий уровень интеллекта и умственные способности.
Кроме того не меньшее влияние на ум оказывает то, чем питается ребенок, поэтому, будучи еще беременной, старайтесь придерживаетесь правильного питания и здорового образа жизни в целом.
Французские ученые, после ряда больших исследований, доказали, что грудное молоко благоприятно воздействует на интеллектуальные способности, даже если вы кормили грудью всего пару месяцев.
Данный факт хорошо влияет на успешность ваших детей в школе и дальнейшей жизни.
Также немалое влияние на развитие оказывает окружающая среда, ребенок должен чувствовать себя в безопасности, но если он всегда находится в наряженном состоянии, часто плачет без причин, то это повод начать переживать. Во время постоянных стрессовых ситуаций интеллект у любого человека способен понижается, не говоря уже о детях.
Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/intellekt/peredacha-intellekta-rebenka.html
Дети наследуют интеллект по материнской линии
Экологичное родительство. Дети: Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.
Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.
У матерей больше шансов передать по наследству гены, отвечающие за умственные способности, так как эти гены сцеплены с Х-хромосомой, которая у женщин представлена в двух копиях, в то время как у мужчин – в одной, пишет The Independent.
Мало того, как предполагают исследователи, опираясь на последние научные данные, «интеллектуальные» гены, полученные от отца, могут у потомства автоматически деактивироваться.
Дело в том, что гены, отвечающие за интеллект, входят в категорию генов, контролируемых полом, которые ведут себя по-разному в зависимости от своего происхождения. Некоторые проявляют активность только если они унаследованы от отца, а некоторые – только если они унаследованы от матери.
«Интеллектуальные» гены как раз относятся к последней разновидности.
Как показали исследования, проведенные на генетически модифицированных лабораторных мышах, у особей с избыточной дозой материнских генов вырастает большой мозг, а тело развивается слабо. И наоборот, у мышей с излишком отцовских генов тело вырастает большое, а мозг остается маленьким.
Изучая распределение клеток, содержащих только материнские и только отцовские гены, в головном мозге мышей, ученые установили, что клетки с отцовскими генами превалируют в древней лимбической системе мозга и отвечают за такие базовые вещи как секс, пища и агрессия. В то же время ни одной «отцовской» клетки не было найдено в коре больших полушарий, отвечающей за наиболее продвинутые когнитивные функции – мышление, речь, память, планирование своих действий.
То, что эти данные верны и для людей, подтвердили исследователи из Университета Глазго (Великобритания). Они ежегодно, начиная с 1994 года, тестировали умственные способности почти 13 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет.
Анализ показал, что даже приняв во внимание множество факторов, от уровня образования до социально-экономического статуса участников исследования, точнее всего предсказать их интеллектуальный уровень можно по уровню IQ их матерей.
В то же время наука говорит о том, что умственные способности определяются наследственностью лишь на 40-60%. Все остальное связано с внешними условиями, в которых растет и развивается человек, но и эта часть вклада в интеллект ребенка в огромной степени зависит от матери.
Как выяснили исследователи из Вашингтонского университета (США), именно тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком является ключевым фактором для нормального развития некоторых областей его мозга. Ученые проанализировали, как группа мам общается со своими детьми в течение семи лет после их рождения.
- Оказалось, что у детей, получавших хорошую эмоциональную и интеллектуальную поддержку от матерей в возрасте 13 лет, размер гиппокампа – области мозга, связанной с памятью, обучением и реакцией на стресс, – был на 10% больше, чем у тех детей, которых матери держали на расстоянии.
Источник: https://econet.ru/articles/139862-deti-nasleduyut-intellekt-po-materinskoy-linii
Какие генетические черты дети унаследуют от мамы, а какие — от папы
24 сентября 2019 | 09:58 Интересное lifedeeper.ru
Какие же именно интеллектуальные и внешние данные наследуют от родителей дочери и сыновья?
Природа распорядилась так, что ребенок наследует гены и матери, и отца, но определенные доминирующие качества он перенимает только от своего папы — как хорошие, так и не слишком. Какие же именно интеллектуальные и внешние данные наследуют от родителей дочери и сыновья?
Все мы в свое время на уроках биологии в школе познакомились с генетикой. И помним кое-что из основ этой интересной и нужной науки. Сегодня поговорим о тайнах наследственности.
Можно ли сделать более или менее достоверный прогноз, какими будут интеллект и внешность вашего малыша? Какие качества он унаследует от именно матери, а какие – от отца? Оказывается, многое зависит конкретно от пола будущего ребенка.
Если отец — гений, его сын таким не будет
Безусловно, природой устроено так, что ребенок наследует гены и матери, и отца, но определенные доминирующие качества он перенимает только от своего папы — как хорошие, так и не слишком.
Генетические особенности и качества, наследуемые детьми именно от отцов:
1. Проблемы с сердцем
Специалисты Университета Лестера в своих исследованиях пришли к следующему выводу. Мужчины, имеющие определенную хромосому, практически на 50% чаще страдают болезнями, связанными с коронарной артерией (суть недуга — в ослаблении доставки кислорода к сердцу). Данная проблема может передаваться по наследству сыновьям.
2. Расстройства психики
Среди психических заболеваний, передающихся от мужчин к их детям – шизофрения и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чем старше отец, тем выше риск, потому что с годами ДНК мужчин поддается мутации. Женщины же появляются на свет с определенным набором яйцеклеток, и их ДНК неизменна в течение жизни.
3. Неровные зубы
Гены мужчины, отвечающие за зубы и конфигурацию челюсти, активнее, чем женские. От папы ребенок может «получить» не только неровные зубы, но и тонкую зубную эмаль.
4. Проблема, связанная с деторождением
Ученые утверждают, что невысокое качество спермы, возможно, генетическая проблема. Если ребенок появился на свет в результате процедуры ЭКО, то он, вероятно, также будет бесплодным.
5. Пол будущего ребенка
Спрогнозировать пол будущего ребенка возможно, изучив генеалогическое древо папы. Если сперма имеет Х-хромосому, то в соединении с Х-хромосомой мамы – на свет появится ребенок женского пола (девочка).
Если в сперме заложена Y-хромосома – родится ребенок мужского пола (мальчик).
Ученые высказывают предположение, что пока не обнаруженный наукой ген отвечает за процесс распределения хромосом X и Y по сперме родителя.
6. Цвет глаз будущего ребенка
Так как гены мужчины доминируют над генами женщины, чаще всего скульптура лица и оттенок глаз ребенка будут как у его папы.
7. Рост будущего ребенка
Рост ребенка зависит от генов отца. У высоких отцов обычно рождаются такие же высокие дети.
Как быть с уровнем интеллекта? Давайте разберемся в этом вопросе
- Уровень интеллекта от отца к его ребенку мужского пола (сыну), к сожалению, не передается. Говоря проще, если отец – гениальный человек, то его сын гарантированно не унаследует его замечательных генов.
- Идиотизм от отца к его ребенку мужского пола (сыну) не передается (к счастью).
Если отец не блещет, как говорится, умом, то его сын будет другим по уровню умственного развития. И это хорошо.
- Уровень интеллекта от отца генетически может наследоваться лишь ребенком женского пола (дочерью). Но только наполовину.
- Наследовать уровень интеллекта ребенок мужского пола может лишь от матери, который она наследовала от собственного отца.
- Ребенок женского пола (дочь) гения будет ровно на 50% так умна, как ее собственный отец, но ее сын будет гением. Если же отец глуповат, то дочь будет в два раза менее глупая, чем ее папа.
- Вот поэтому женщин-гениев настолько же мало, как и полных идиоток. Но зато гениальных мужчин и тупых мужчин достаточно много.
Итог для мужчин:
- Чтобы предположить интеллектуальные способности вашего ребенка мужского пола (сына), присмотритесь к отцу собственной жены (если он профессор, то ваш сын также поразит вас замечательными умственными возможностями).
- Ваш ребенок женского пола (дочь) может унаследовать лишь 50% вашего ума.
Но и ровно столько же глупости, присущей вам, она тоже возьмет себе. По уровню интеллекта дочь будет похожа на вас. А вот ее ребенок мужского пола, то есть сын унаследует все ваши интеллектуальные возможности. Если хотите иметь умных наследников — молитесь о внуке от своей любимой дочери.
- Ваши интеллектуальные возможности наследованы от матери, а точнее — от деда (ее отца).
Итог для женщин:
- Ваш ребенок мужского пола (сын) по уровню интеллекта необычайно похож на вашего отца, и корить его такими словами: «ты такой же глупец, как твой папочка» — не совсем правильно. Следует говорить: «ты настолько же туп, как и твой дедушка».
- Ваш ребенок женского пола (дочка) будет иметь интеллект как у ее отца. Её же дети мужского пола (сыновья) выйдут точными копиями вашего супруга.
Как видите, вполне возможно предугадать интеллектуальные способности и внешние данные вашего будущего ребенка.
Знание основ генетики в этом поможет. Главное – какого именно пола будет ребенок.
Источник: https://media-polesye.by/news/kakie-geneticheskie-cherty-deti-unasleduyut-ot-mamy-kakie-ot-papy-58506
Передается ли интеллект по наследству?
Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.
Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).
По итогам исследования 40 % вариаций «кристаллизированного» и 51 % вариаций «подвижного» интеллектов действительно связано с генетикой, то есть интеллектуальные различия частично обусловлены вариациями генов
При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.
На протяжении жизни интеллект плюс-минус стабилен, если сделать поправку на маразм — спасибо исследованию интеллекта, которое испытуемые прошли дважды, в 11 лет и в 77.
Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.
Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.
Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. Теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел
То, что ты унаследовал от родителей, стало твоим собственным, лично выбранным.
Высокий интеллект напрямую связан с образованием. Образование, в свою очередь, — со здоровьем и жизнью: хуже образованные люди умирают раньше. А высокий интеллект и надежность обещают долголетие.
Параллельно умнеет всё человечество, это называется «эффектом Флинна». Именно Джеймс Флинн открыл, что за период с 1932 до 1978 года средний американец поумнел на 13,8 пункта IQ, а затем проверил, как с этим в других странах. Оказалось, тоже растет.
Или рос тогда: сейчас эксперты предполагают, что в XXI веке IQ будет развиваться неравномерно. В регионах, где этот показатель в среднем невысок, он вырастет на 6–7 пунктов, но на Западе прибавит не больше одного, а в США вообще упадет на 0,45 пункта.
Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.
Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.
В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права!
А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.
Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта).
Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери.
Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.
Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей. Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.
Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни.
Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей.
Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.
Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.
Так что если кто хочет раскладывать пасьянсы, пусть раскладывает. А тот, кто хочет запомнить что-то, пусть это учит, а не надеется на свой опыт раскладывания пасьянсов: специальные игры тренируют только навык игры, разгадывание судоку — только навык разгадывания судоку и т. д.
Валентина Петрова
Читать текст статьи полностью
Источник: http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/peredaetsya-li-intellekt-po-nasledstvu/
Знали ли вы, что интеллект передается по наследству от матери?
Умные люди могут искренни поблагодарить своих матерей, потому что соответственно с исследованиями, именно мамы способны передавать ген мудрости. Так, гендерный стереотип, который существовал на протяжении столетий, возможно вскоре исчезнет, а женская мудрость станет самым важным критерием для мужчин при выборе партнёрши.
Исходя из этой теории были обнаружены «условные гены», которые ведут себя по-разному в зависимости от происхождения. Вообще, эти гены имеют биохимические связи, которые позволяют отслеживать их происхождение и даже показывают, активны они или нет в потоковых ячейках.
Интересно, что некоторые из этих «условных генов» работают только в том случае, если они передаются от матери. Если тот же самый ген наследуется от отца, он деактивируется.
Понятно, что другие гены работают в обратном порядке и активируются только, если они происходят от отца.
Именно гены матери отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца — за развитие лимбической системы.
Мы знаем, что у интеллекта есть наследственная составляющая, но несколько лет назад мы думали, что многое зависит не только от матери, но и от отца. Однако, несколько исследований показали, что дети более склонны наследовать мышление матери, потому что гены интеллекта расположены именно на хромосоме X.
Одно из первых исследований в этой области было проведено в 1984 году в Кембриджском университете, за которым последовали многие другие. В этих исследованиях анализировалась коэволюция мозга и кондиционирование генома. Это привело к выводу, что материнские гены вносят наибольший вклад в развитие мышления.
Во время первого эксперимента исследователи создали эмбрионы крыс, у которых были только гены матери или отца. Но когда пришло время перенести их в матку взрослой крысы, эмбрионы умерли.
Таким образом, обнаружили существеннее «условных ген», которые активируются только в том случае, если они были унаследованы от матери. Эти гены являются жизненно важными для правильного развития эмбриона.
С другой стороны, генетическое наследие отца очень важно для роста ткани, которая будет формировать плаценту.
Тогда исследователи предположили, что, если эти гены важны для развития эмбриона, также вероятно, что они могут играть важную роль в жизни животных и людей, возможно, они даже могут влиять на развитие функций мозга. Проблема состояла в том, как доказать эту идею, ведь эмбрионы с генами только от одного родителя быстро погибли.
Исследователи нашли решение: они обнаружили, что эмбрионы могли выживать, если поддерживались нормальные эмбриональные клетки, а остальными манипулировали.
Таким образом, они создали несколько генетически модифицированных лабораторных мышей, которые, на удивление, развивались не одинаково.
Интересно то, что у крыс с дополнительной дозой материнских генов быстрее развивался мозг и голова, но тела так и оставались маленькими. В ситуации с отцовскими генами было всё наоборот – у крыс были маленькие головы, но огромные туловища.
После более детального анализа, исследователи обнаружили клетки, в шести различных частях мозга, которые содержали гены только одного из родителей и контролировали различные когнитивные функции: от привычек питания к памяти.
В первые дни эмбрионального развития любая клетка может появиться в любом месте мозга, но по мере взросления и роста эмбрионов клетки с отцовскими генами накапливаются в определённых участках мозга: гипоталамусе, миндалине, преоптической области и перегородке.
Эти области – части лимбической системы, которая отвечает за наше выживание и за такие функции, как пол, питание и агрессия. Однако исследователи не нашли отцовских клеток в коре головного мозга, где разработаны самые передовые когнитивные функции, такие как интеллект, мышление, язык и планирование.
Новые исследования, новые открытия
Конечно же, ученые продолжают исследовать эту теорию. Например, Роберт Лерке показал, что значительная часть детского интеллекта зависит от Х-хромосомы. Он также доказал, что, поскольку у женщин есть две Х-хромосомы, они в два раза чаще передают интеллектуальные данные.
Недавно исследователи из университета Ульма (Германия) изучили гены, связанные с повреждением головного мозга, и обнаружили, что многие из них, особенно те, которые отвечают за когнитивные способности, находятся в хромосоме X. Поэтому, не случайно, что умственная отсталость в 30 % чаще встречается у мужчин.
Но, пожалуй, один из самых интересных результатов в этих экспериментах связан с продольным анализом, проведенным Отделом медицинских исследований и общественных наук в Глазго, Шотландия.
В этом исследовании ежегодно, начиная с 1996 года, брали интервью у 12 686 молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Исследователи учитывали несколько факторов – от цвета кожи и образования, до социально-экономического статуса.
Они обнаружили, что лучшим предиктором интеллекта был IQ матери. Фактически, IQ молодых людей отличался в среднем лишь на 15 пунктов, в сравнение с их матерями.
Генетика – не единственный фактор
Помимо генетических, мы также можем найти другие исследования, которые показывают, что мать играет важную роль в интеллектуальном развитии детей, например, через физический и эмоциональный контакт. Некоторые исследования показывают, что от непосредственного контакта с мамой также зависит интеллектуальное развитие ребёнка.
Исследователи из Университета Миннесоты обнаружили, что дети, у которых крепкая привязанность к своим матерям, уже в возрасте двух лет способны играть в сложные символические игры, они более настойчивы и проявляют меньше разочарований во время решений задач.
Это потому, что сильная связь дает детям необходимую безопасность для исследования мира и уверенность для решать сложных задач не падая духом. Кроме того, матери умеют лучше поддерживать своих детей в решении проблем, тем самым способствуя дальнейшему стимулированию их потенциала.
Важность эмоциональных отношений для мозговой деятельности была продемонстрирована исследователями из Университета Вашингтона, которые впервые показали, что крепкая связь и любовь матери – решающее для развития некоторых частей мозга. В течение семи лет эти исследователи анализировали то, как матери относятся к своим детям.
Они обнаружили, что, когда матери эмоционально поддерживали и правильно удовлетворяли интеллектуальные и эмоциональные потребности своих детей, гиппокамп у них в возрасте 13 лет был на 10% выше, чем у детей матери которых были эмоционально далеки.
Стоит упомянуть, что гиппокамп — это область мозга, связанная с памятью, обучением и поведением в стрессовых ситуациях.
По оценкам, около 40-60% интеллекта наследственные. Это означает, что оставшийся процент зависит от окружающей среды, стимуляции и личностных характеристик. На самом деле то, что мы называем интеллектом, — это не что иное, как способность решать проблемы.
Но интересен тот факт, что даже во время простых математических или физических упражнений, лимбическая система также задействуется, ведь наш мозг работает как одно целое.
Таким образом, даже если интеллект тесно связан с функцией рационального мышления, на него также влияют интуиция и эмоции, которые, с генетической точки зрения, зависят от отцовского вклада.
Более того, мы не должны забывать, что даже если у ребенка высокий IQ, мы должны стимулировать этот интеллект и подкармливать его на протяжении всей жизни новыми знаниями. Иначе этот интеллект станет бездеятельным.
Несмотря на то, что женская генетика по большей части влияет на умственное развитие ребёнка, отцы не должны расстраиваться, поскольку их вклад также немало важен, особенно в эмоциональном плане. IQ, с которым мы рождаемся, важен, но не решающий.
Источник: http://thejizn.com/2017/04/27/znali-li-vy-chto-intellekt-peredajotsja-po-nasledstvu-ot-materi/