Несколько недель назад интернет взорвался критикой в сторону Греты Тунберг — 16-летней шведской эко-активистки. Девушка выступила с эмоциональной речью на саммите ООН по климату.
У Греты диагностирован синдром Аспергера. Из-за этого ее называют «больной» и «неуравновешенной». Стигма вокруг диагноза заставляет людей думать, что синдром Аспергера мешает мыслить, делать выводы и принимать самостоятельные решения.
Что такое синдром Аспергера
Согласно DSM-5, синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра (РАС). В отличие от многих других форм аутизма, он часто диагностируется в достаточно позднем возрасте. Это связано с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом и часто средним или выше среднего интеллектом — у ребенка с таким набором сложно заподозрить РАС.
Синдром назван в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера, который первым обратил внимание на необычное поведение некоторых детей. Он называл этих детей «маленькими профессорами». Маленькие профессора были чрезмерно увлечены какой-то одной темой. Им трудно было выражать эмоции, общаться и дружить с остальными.
Несмотря на то, что Аспергер впервые заметил и описал такое поведение в 1944 году, термин «синдром Аспергера» возник только в 1981 благодаря статье Лорны Уинг “Asperger’s syndrome: a clinical account”. В DSM его включили только в 1994.
Трудности социального взаимодействия
Человек с синдромом Аспергера воспринимает мир иначе, чем нейротипичные люди (те, кто соответствует статистической норме, не имеют РАС).
Социальное взаимодействие вызывает у них трудности: невербальное общение, образные выражения, жесты, намеки — человеку с синдромом Аспергера очень сложно распознавать это. Он воспринимает все слишком буквально.
Мир других людей кажется ему непонятным и слишком запутанным.
Человек с синдромом Аспергера может вести себя неуместно из-за того, что ему трудно распознавать социальные нормы. Он может выражать свои эмоции или мнение так, что это задевает окружающих — но из-за проблем с эмпатией искренне не понимает, что сделал не так.
Специальный интерес
У людей с РАС, в частности с синдромом Аспергера, часто есть один узкий специальный интерес, которым они готовы заниматься круглые сутки. Это явление называется «савантизм». Часто уровень знаний и таланта, который человек достигает в своем специальном интересе, выходит далеко за рамки обычного.
Внешние проявления
У синдрома также есть несколько характерных внешних особенностей:
- Плохая моторная координация, из-за которой движения кажутся странными и неуклюжими;
- Монотонная, «механическая» речь;
- Нежелание создавать и поддерживать контакт глаз;
- «Застывшее» выражение лица или неуместная мимика, не соответствующая ситуации и эмоциям;
- Гиперчувствительность: яркий свет, громкие звуки и быстрые движения сильно пугают человека.
Эти черты могут помочь диагностировать синдром Аспергера на раннем этапе и дать ребенку достаточную поддержку. Встречаются случаи, когда детей с не диагностированным синдромом Аспергера подвергают давлению дома и в школе — чтобы они «вели себя нормально».
Синдром Аспергера и ОКР
Люди с синдромом Аспергера часто также имеют обсессивно-компульсивное расстройство. Так как мир для них — слишком сложный, запутанный и непредсказуемый, возникает потребность хоть как-то его систематизировать.
Поэтому для синдрома Аспергера характерно создание определенных ритуалов и привычка к строгому порядку действий.
Если ритуал или порядок не соблюдается — это приводит к нарастанию тревоги и может полностью парализовать деятельность человека.
Причины: реальные и надуманные
Расстройства аутистического спектра до сих пор плохо изучены. Сказать с полной уверенностью, что именно вызывает их — невозможно. Однако, ряд исследований показывает, что большую роль в их формировании играет генетический фактор.
Существуют мифы, что в синдроме Аспергера у ребенка виноваты родители: допустили ошибку в воспитании, не развивали и не социализировали. Это не только ошибочное, но и очень болезненное для родителей мнение. Нейробиологическое расстройство невозможно привить — с ним рождаются.
Связь с интеллектом и когнитивными способностями
Увидев человека со странностями в общении и необычной мимикой, люди склонны приписывать ему умственные нарушения. На самом деле, синдром Аспергера не затрагивает сферу формального интеллекта. Нередко он бывает даже выше, чем у нейротипичных людей — ученые заметили это уже на первых этапах открытия синдрома.
В любой особенности скрывается сила. У людей с синдромом Аспергера есть сильные стороны, которые помогают им добиться значительных успехов, несмотря на социальные трудности:
- Способность фокусироваться на задаче: если человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его увлекает — он может долгое время не отвлекаться ни на какие посторонние задачи или раздражители.
- Склонность к логике и порядку. Именно эта черта позволяет добиться высоких результатов в точных науках.
- Хорошая, иногда фотографическая память.
- Внимание к деталям.
- Независимость от общественного мнения.
Для синдрома Аспергера нет лечения — но это не значит, что человек не может адаптироваться в обществе, заниматься значимыми проектами и выражать мнение по важным вопросам. Он не будет судить о вещах предвзято и обманывать — потому что не видит в этом смысла.
Вы можете по-разному относиться к деятельности Греты Тунберг. Но мы призываем строить мнение о ней и других людях с РАС не на базе диагноза.
Причина стигматизации — непонимание. Если мы будем знать, что именно стоит за ярлыками «синдром Аспергера», «аутизм» или «ОКР» — то будем лучше друг друга понимать. А как следствие — лучше относиться и к окружающим, и к себе.
Источник фото: the Guardian, Unsplash
Источник: https://blog.psyalter.ru/news/travlia-grety-tunberg-pri-chem-tut-sindrom-aspergera/
Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей. Особенности течения заболевания
Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации детей с синдромом Аспергера более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.
Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи.
Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.
Симптомы
Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени.
Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния.
Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.
У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:
- Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
- Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
- Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
- Имеются стереотипии, навязчивости;
- У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.
Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:
- Тревожно-фобические расстройства, которые свойственны половине больных;
- Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
- Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
- Обсессивно-компульсивные состояния встречаются также у трети больных;
- Различные зависимости к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
- Дисморфофобия (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
- На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
- Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.
Динамика проявлений синдрома Аспергера
Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений.
В детском саду и первых классах школы аутистические, классические проявления синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов.
Параллельно появляются различные аффективные, тревожные и депрессивные расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики.
Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях аутизма. По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.
Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых
Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:
- Гипернормативный тип: отличается разнообразной симптоматикой и тенденцией к чередованию различных сопутствующих расстройств. Они с трудом приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающего мира и имеют ограниченный спектр социальных реакций. В детстве отличаются недостаточным развитием психомоторной сферы и социального поведения. Хорошо справляются с монотонными занятиями, при этом не склонны к творчеству. Затруднено выражение эмоций, что сопровождается агрессивностью и вспыльчивостью. Взрослые больные этой группы успешно взаимодействуют с окружающими на формальном уровне и с трудом – в более близких, доверительных отношениях.
- Эксцентричный вариант проявляется часто возникающими тревожно-фобическими симптомами, эпизодами стойко сниженного настроения, интенсивными реакциями протеста. Недостаточная социальная адаптация проявляется в профессиональной и семейной сфере. С раннего возраста появляются узкие сферы интересов, впоследствии приводящие к неравномерному развитию. Эгоцентричны, но способны устанавливать контакты, во взрослом возрасте довольно успешно. Сохраняется высокая чувствительность к отказам от общения и пренебрежение социальными нормами.
- Пограничный тип часто сопровождается симптомами маниакально-депрессивного психоза, перепадами эмоций, склонностью к суициду, расстройствами самосознания и зависимостями. Характерными для этих больных являются проблемы с трудоустройством и невозможность продолжительной работы на одном месте. С раннего детства крайне эмоциональны, однако стойкие связи с окружающими начинают устанавливать только в старшем возрасте. Плохо приспосабливаются к жесткому распорядку, бывают несамостоятельны и безответственны.
- Тормозимый тип характеризуется длительными, тяжело протекающими депрессиями и тревожными расстройствами, возможно присоединение психопатологических проявлений шизоидного типа. Наибольший социальный дефицит у таких пациентов наблюдается в семейных и межличностных отношениях. Эмоциональная сфера с детства развита недостаточно. Интеллектуальное развитие нормальное, однако для усвоения информации нужно больше времени. В подростковом возрасте формируется сильная привязанность к эмоционально значимым людям. Впоследствии крайне осторожны в общении, с трудом устанавливают контакт, склонны к поддержанию однажды заведенного распорядка, медлительны, с трудом могут организовать себя. Из-за этого имеются трудности в профессиональной сфере.
- Интегрированный тип наиболее адаптирован социально, симптоматика незначительная, большинство проявлений хорошо компенсированы. У таких больных имеется вероятность развития биполярного расстройства. В детстве у них преобладает когнитивная сфера с погружением в узкую сферу интересов. После начала обучения в школе и при последующем профессиональном развитии навыки общения совершенствуются, развивается эмоциональность, появляется способность избирательно устанавливать контакты. Они достаточно успешно приспосабливаются к установленным обществом правилам.
Лечение и прогноз
Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.
Симптоматическое лечение Синдром Аспергера
Источник: http://onevroze.ru/proyavleniya-sindroma-aspergera-u-vzroslyx-lyudej-osobennosti-techeniya-zabolevaniya.html
Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков
В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.
Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:
1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.
2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.
3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.
4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести.
Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом.
Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.
5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку.
И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение.
Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.
6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии.
Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других.
Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.
7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.
8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.
9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.
10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.
11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.
12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.
Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?
Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.
Источник: harleytherapy.co.uk
Источник: http://www.psychologies.ru/articles/sindrom-aspergera-u-vzroslyih-12-priznakov/
Циркадные ритмы при биполярном расстройстве и пограничном расстройстве личности
Биполярное расстройство (БАР) и пограничное расстройство личности (ПРЛ) – два психических расстройства, имеющие общие черты и которые порой трудно дифференцировать между собой. Все больше данных указывают на то, что нарушения циркадного ритма ассоциированы с психическими расстройствами, однако циркадные паттерны поведения при БАР не изучены и не дифференцированы от ПРЛ.
Существуют данные, указывающие на то, что нарушение циркадных ритмов может быть неотъемлемой чертой БАР.
Так, при БАР отмечается ослабленная амплитуда и задержка фазы секреции мелатонина, снижение амплитуды ритма покоя-активности и большая фрагментация ритма, причем аномальные характеристики сохраняются и в состоянии эутимии.
Нарушение паттернов покоя и активности отмечается и в группах лиц, не имеющих психической патологии, но отличающихся нестабильным настроением, повышенной импульсивностью, а также у лиц с повышенным риском развития БАР. При ПРЛ нарушение циркадных ритмов исследовалось мало.
Авторы нового исследования сравнивали структуру циркадного ритма и тайминг паттернов покоя-активности у испытуемых с БАР и ПРЛ и здоровых добровольцев.
Участники с БАР (31 человек) и ПРЛ (21 человек), и здоровые испытуемые (35 человек) в течение 28 дней носили на запястье недоминантной руки актиграф в рамках исследования по автоматизированному мониторингу тяжести симптомов (Automated Monitoring of Symptom Severity (AMoSS) study).
Для того, чтобы изучить циркадные ритмы внутри групп, проводились непараметрический анализ циркадных ритмов паттернов покоя-активности и косинор-анализ дистальных температурных ритмов. Учитывались такие ковариаты как статус занятости, ИМТ и пол.
Наиболее значимые результаты, по мнению авторов, заключаются в том, что по сравнению с лицами с БАР и здоровыми, у лиц с ПРЛ отмечается задержка фаз покоя-активности, а по сравнению со здоровыми – задержка фазы снижения дистальной температуры конечностей.
При исследовании пациентов с БАР, авторы обнаружили, что в группе здоровых лиц показатель IV (IntraDaily Variability, вариабельность в течение дня) был выше, чем в группе пациентов с БАР.
Эти данные отличаются от уже имевшихся ранее, и возможное объяснение может заключаться в том, что такие изменения возникают временно, вероятно, в зависимости от изменчивости настроения или методики эксперимента; в проводившемся авторами исследовании состояние пациентов с БАР было стабильным.
Различия по показателям IV могут быть объяснены симптомами депрессии, аналогично тенденциям, наблюдаемым при продолжительности сна при БАР в ремиссии.
В предыдущих исследованиях, где определялась активность испытуемых с использованием актиграфии, было обнаружено, что как в эутимии, так и при депрессии группы с БАР отличались от здоровых более низкой средней активностью. Таким образом, более низкий показатель IV может быть результатом более низкой активности в течение дня при БАР, обусловленной настроением, а не проявлением эндогенных нарушений циркадного ритма как такового.
Согласно двухпроцессной модели регуляции сна, задержка фаз активности при ПРЛ может быть результатом дезорганизации циркадной физиологии или недостатка внешних сигналов (в особенности света, сигнализирующего о примерном времени суток и синхронизирующего циркадные ритмы).
Неустойчивое настроение и хаотичное поведение являются характеристиками ПРЛ и могут приводить к неадекватному воздействию факторов внешней среды, которые отвечают за синхронизацию биологических ритмов.
Если так, то полученные данные могут быть полностью вторичны по отношению к психопатологии, или же задержка циркадных фаз ведет к большей нестабильности настроения и наоборот. Дополнительно к этому может быть каким-то образом нарушена циркадная функция мозга.
Важно, помнить, что ранее были описаны ассоциации между индикаторами задержки фаз и неблагоприятными исходами, такими как суицидальные попытки и депрессивная настроенность.
Таким образом, каким бы ни был механизм, дальнейшую работу следует направить на то, чтобы определить – является ли задержка ритмов релевантым пердиктором тяжести ядерных симптомов при ПРЛ.
Так, в пилотных исследованиях была продемонстрирована эффективность светотерапии в сочетании с антидепрессантами, использующихся вместе для нормализации циркадных ритмов и улучшения остальных симптомов.
Таким образом, стабилизация и нормализация циркадных ритмов может быть важной целью при лечении ПРЛ.
Автор перевода: Лафи Н.М.
Источник: McGowan, N. M., Goodwin, G. M., Bilderbeck, A. C., & Saunders, K. E. A. (2019). Circadian rest-activity patterns in bipolar disorder and borderline personality disorder. Translational Psychiatry, 9(1). doi:10.1038/s41398-019-0526-2
Источник: https://psyandneuro.ru/novosti/circadian-patterns-in-bipolar-disorder-and-borderline-personality-disorder/
Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера. Клиническое наблюдение
Австрийский педиатр Ханс Аспергер в 1944 году описал аутистическое расстройство с ранним речевым развитием, дисгармоничностью в эмоциональном развитии и своеобразными двигательными нарушениями.
Интеллект детей с данной патологией был выше, чем у обычных детей. Ханс Аспергер называл своих пациентов «маленькими профессорами». «Аутистическая психопатия» — оригинальный термин Х.Аспергера для данного расстройства, был преобразован в 1981 г. Лорной Винг в синдром Аспергера.
Иногда синдром Аспергера называют «высокофункциональный аутизм», используя для этого уровень IQ. Интеллект при данном синдроме сохранен, а у некоторых детей он выше интеллекта обычных детей.(IQ-120 и выше). Социальные нарушения могут не иметь такой степени нарушений, как при аутизме с низким уровнем интеллекта.
К. Гилберг рассматривает возможность постановки диагноза синдрома Аспергера при высокой степени эмпатии. Исследователи синдрома Аспергера подчеркивают наивность, чрезмерную правдивость в характерах таких пациентов [Гилберт К., Питерс Т., 1989, П.Сатмари,2005, У.
Фрит,1991], а также подчеркиваются коммуникативные нарушения: отсутствие способности поддерживать беседу (семантическое прагматическое нарушение речи), измененная тональность и темп речи. [Л.Винг,1981, Т.Эттвуд,2005], нарушения невербальной коммуникации: амимичное лицо, отсутствие или скудная жестикуляция.
До настоящего времени среди исследователей нет единого взгляда на данное заболевание. Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?
В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с высокой долей вероятности не будут соответствовать новым критериям, что, безусловно, будет влиять на социальную поддержку таких детей.
Распространенность заболевания среди мальчиков в 10 раз выше, чем у девочек. Многие ученые [Л.Винг,1981] считают развитие мозга у людей с синдромом Аспергера по нетипичному варианту мужского типа.
Для детей с таким синдромом характерно узко специализированное увлечение одним предметом, имеется ограниченный круг интересов, в котором такие люди могут достигнуть выдающихся результатов. Гениальные безумцы, «саванты», так определял их психиатр Дарольд Трефферт. Среди таких аутисты-гении: А.Эйнштейн, И.Ньютон, Б.Гейтс, Винсент Ван Гог, Т.
Грендин, Стивен Спилберг. Абсолютный рекорд по аутистам-гениям удерживает американская «силиконовая долина»- место высоких компьютерных технологий.
Несмотря на существующие многочисленные тесты для диагностики синдрома Аспергера у детей [С.Барон-Коэн, Эмми Клин, 2006, Тони Эттвуд, 2005.] раннее выявление нарушений затруднено.
Ранняя диагностика синдрома Аспергера — установленный диагноз до достижения ребенком 10 лет.
В отечественной литературе работ, посвященных изучению синдрома Аспергера у детей мало, чаще всего он упоминается при описании аутизма у детей, поэтому каждый случай наблюдения представляет научный интерес.
Приводим 2 случая наблюдений синдрома Аспергера у детей.
Cлучай 1. Больной А., 1996 г.р., младший из двух детей семьи служащих. При рождении ребенка отцу было 39 лет, матери-32 года. Психозов у родственников не выявлено. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды — кесарево сечение, у ребенка — перинатальная энцефалопатия. Катамнез. В грудном возрасте был беспокойным, много плакал, кричал.
Ходить начал в 14 мес., фразовая речь в 12 мес. Любимыми игрушками были карандаш и стрела игрушечного подъемного крана, с которыми мог играться часами, раскачиваясь туловищем. Со слов матери в 2.5 года перестал говорить, мог только повторять слова матери (эхолалии.
) Впервые обратились к психиатру в 2001 году, когда мальчику было 5 лет в связи с отсутствием разговорной речи: «не разговаривает, а только повторяет чужую речь». Неоднократно консультирован в Киевском центре «Психічне здоров’я дітей та підлітків».
Посещал логопедическую группу детского сада, детей сторонился, в играх не участвовал, его пугали громкие звуки, шум лифта. Мать отмечает повышенную тревожность сына. На фоне тревоги появился страх «туалета»: мог по 8 дней не испражняться. В 2003 г. стал посещать школу. С педагогической характеристики: «….программный материал усваивает на начальном уровне.
На уроках несобран, разговаривает сам с собой, постоянно трясет ногами. Проявляет интерес к истории ХХ века, но полностью игнорирует математику, арифметику». В настоящее время посещает 10 класс общеобразовательной школы.
Психический статус. На осмотре с матерью, сидит опустив голову, избегает зрительного контакта. На вопросы отвечает нехотя, пытается уйти, диалог с врачом непродуктивен, речевому контакту труднодоступен, зрительный не поддерживает, напряжен, испытывает тревогу, страх.
На вопросы отвечает односложно, голос монотонный, речь замедленна. Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам. Анализы мочи, крови, ЕКГ без изменений. Консультация психолога. Снижение интеллекта до ст. легкого слабоумия.
Умеренная социальная дезадаптация.
Осмотр невролога: Диагноз: Минимальная мозговая дисфункция (ММД). На ЭЭГ выявляются ирритативные и эпилептиформные (с пик -волной) очаги.
Консультация логопеда: дефектов речи не обнаружено.
Диагноз: Синдром Аспергера с интеллектуально-когнитивным дефицитом. Стойкая социальная дезадаптация.
Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин.
Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в семье, от первой беременности вне брака. Наследственность не отягощена. Мальчик живет с мамой и бабушкой.
Беременность протекала с токсикозом первой и второй половины, с угрозой выкидыша на сроке 24 недели. Роды стремительные, в срок, родился весом 3,100 кг, закричал сразу. Сидеть начал в 5 мес.
, ходить- 11 мес. Разговорная речь фразами в 2 года.
Катамнез. Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития. Консультирован в Украинском НИИ Социальной, судебной психиатрии и наркологии. Исследование на выявление аутизма при помощи рейтинговой шкалы аутизма (CARS) выявило: Общее количество баллов-31.
Умеренно выраженные признаки аутизма в виде эмоциональных, адаптационных нарушений, недостаточной координации движений- мальчик леворукий; зрительная перцепция: сходящееся косоглазие, зрительная память очень развита, читает страницу целиком, правильно воспроизводит ее содержание, не понимая смысла, зрительный контакт поддерживает непродолжительное время, мимика лица малоподвижна.
Тактильная чувствительность несколько повышена. Любит играть косметическими кремами, размазывает по рукам. Коммуникация: Вербальная — обращает на себя внимание выраженные нарушения экспрессивной речи, ребенок произносит слова очень быстро, взахлеб. Речь немодулированная, невнятная. Использует отстроченные и непосредственные эхолалии, словарный запас недостаточен.
Невербальная: Мальчик пользуется жестами, понимает жесты других людей.
Уровень познавательной деятельности достаточен: ребенок знает счет до миллиона, знает дни недели, читает бегло страницами. Устанавливает логические связи, классифицирует по форме, цвету.
Детский сад не посещал, был под присмотром бабушки. В школе с учебным материалом справляется. С педагогической характеристики: “…В контакт со сверстниками не вступает; мальчику характерны перепады настроения, которые сопровождаются гудением, верчением и раздеванием одежды. Неорганизованный, отсутствует самоконтроль, тяжело осваивает навыки самообслуживания”.
Консультирован психологом: Вторичная когнитивная задержка. Нарушение активности и переключения внимания. Консультация логопеда: Нарушения речи II уровня. Специфические расстройства артикуляции. Данные лабораторных и инструментальных исследований: Анализы крови, мочи без патологии. ЭКГ — вариант нормы.
Компьютерное ЭЭГ — картирование головного мозга-заключение: В фоне регистрируется дезорганизованная БЭАГМ (биоэлектрическая активность головного мозга) доминированием в картине ЭЭГ регулярного, дезорганизованного альфа — ритма, модуляции неустойчивой частоты, высокой энергетической плотности выраженными зональными различиями и значительной межполушарной асимметрией (Д>S).Форма альфа-волн нормальная. Пиковая частота доминантного спектра альфа — ритма соответствует возрастной норме. Определяются умеренно стойкие региональные нарушения БЭАГМ ирритативного характера резидуально-органического генеза в области левых заднелобных и левых затылочно-теменных полей коры мозга в форме относительной спектральной плотности медленных (дельта- и тета-) составляющих. Специфической эпилептической активности, явлений генерализации и признаков снижения порога судорожной готовности мозга в картине фоновой ЭЭГ не выявлено. Диагноз: Синдром Аспергера. Вторичная когнитивная задержка. Нарушение речи II уровня. Леворукость. Сходящееся косоглазие.
Назначено: Когнитивный тренинг, коррекция дизартрии с логопедом. От медикаментозного лечения мать ребенка категорически отказалась.
У обоих мальчиков наблюдается классическая триада нарушений при аутистических расстройствах: 1) социального взаимодействия, 2) коммуникативные нарушения, 3) стереотипии.
Отличительным дифференциальным признаком являются ранние языковые навыки с особенностями речи, развитие фразовой речи до 3-х лет, уровень интеллектуального развития, избирательность познавательных интересов.
Изоляцию в социуме провоцируют узкие интересы и фрагментарные способности данных больных, отсутствие навыков самообслуживания, других социальных навыков.
Литература:
1. Гилберг К.,Питерс Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты.СПб.,1998–144 с.
2. Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. М.: Генезис., 2010- 400с.
3. П. Сатмари. Дети с аутизмом. Изд-во: Питер.,2005–224с. 4. Ф.Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф,2006 -216c. 5. Baron-Cohen S. (2002) Is Asperger’s Syndrome necessarily aviewedasa disability? Focus Autism. Other Dev Disable 17/3/:91–186. 6. Wing L. Asperger syndrome: a clinical account.,1981 Wing L. Autistic children N. Y. 1985.
4. 7. Attwood T.(2003). “ Frameworks for behavioral interventions”. Child Adolesc. Psychiatry. Clin. Am 12(1):65–86.
Источник: https://moluch.ru/archive/72/12298/
Что такое синдром Аспергера и как его вовремя заметить
Синдром Аспергера — из тех удивительных расстройств, которые однажды вдруг стали модными. Популяризация этого состояния началась с «Человека дождя», вышедшего в 1988‑м, и продолжается до сих пор — достаточно вспомнить знаменитых «милых аутистов»: Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва» или Сагу Норен из сериала «Мост».
Блестящий ум, вдумчивость, способность к нестандартным подходам в сочетании с граничащей с бестактностью прямотой и неумением следовать социальным нормам — люди, страдающие синдромом Аспергера действительно зачастую выглядят именно так. Однако кино, как всегда, демонстрирует далеко не всё.
Синдром Аспергера у мальчиков встречается в четыре раза чаще , чем у девочек.
Лайфхакер выяснил основные моменты о раскрученном сериалами нарушении.
Что такое синдром Аспергера
Так называют один из типов аутизма. Точнее, называли. В 2013 году настольная книга всех психиатров мира — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM‑5) — изменила классификацию и понятие «синдром Аспергера» официально исчезло.
Чисто технически на сегодня такого диагноза нет. Синдром Аспергера стал частью более широкой категории — расстройств аутистического спектра (РАС).
Тем не менее в разговорной речи название синдрома ещё используется. По той причине, что он отличается от многих других вариантов РАС.
Прежде всего тем, что относится к высокофункциональным типам РАС — то есть таким, при которых интеллект сохранён, а «аутичные» симптомы не слишком ярко выражены.
В большинстве случаев у людей с синдромом Аспергера страдает социальная функция: им сложно понимать других и взаимодействовать с ними.
Как распознать синдром Аспергера
Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.
Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:
- Механическая речь. В ней отсутствуют ритм и интонация, голос звучит ровно и однообразно. Некоторые дети всегда говорят слишком громко.
- Стереотипии. Так называют повторяющиеся действия или однообразные интересы. Например, ребёнок может часами играть в машинки, выстраивая их в бесконечный ряд. Основной признак стереотипий при синдроме Аспергера — жёсткая упорядоченность. Предметы, которыми играет ребёнок, всегда расставляются по строго определённым местам, нумеруются или классифицируются иным способом.
- Склонность создавать ритуалы и методично им следовать. Ребёнок, например, всегда ходит в садик одной и той же дорогой. И устраивает истерику, если мама пытается предложить другой путь. Ест суп из определённой тарелки — и откажется кушать из другой. Ставит обувь только в одно выбранное место… Любое отступление от ритуала вызывает неуправляемую эмоциональную реакцию.
- Отсутствие эмоций при обычном общении. Ребёнок не понимает шуток и не смеётся над ними. Не улыбается, когда счастлив. Его невозможно «растормошить».
- Неумение распознавать эмоции у других людей. Такой человек не замечает социальные сигналы, очевидные для других. Например, не понимает, когда на него злятся.
- Проблемы с дистанцией. Ребёнок с синдромом Аспергера может не осознавать, что излишне приближается к другому человеку во время разговора. Остальных детей такая бестактность и вторжение в личное пространство могут пугать.
- Отсутствие ролевых игр. Мышление построено на логике, поэтому воображаемые игры для ребёнка непонятны и неинтересны.
Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.
Чем опасен синдром Аспергера
В целом какой‑либо опасности для жизни этот подвид РАС не представляет. Дети с синдромом Аспергера чаще всего вырастают пусть и в не совсем стандартных, «с особенностями», но способных к самостоятельной жизни взрослых.
Однако есть и тёмная сторона. Американская писательница Лидия Нецер, мама одного из детей с синдромом, сравнивая «милый аутизм» Шелдона Купера с настоящим расстройством, охарактеризовала явление примерно так :
«Такие персонажи (как Шелдон. — Прим. ред.) […] создают нереалистичное ожидание, будто аутичные люди будут казаться другим очаровательными и причудливыми, что в конечном итоге сделает их социально успешными. Но в реальной жизни этого не произойдёт. […] Аутизм может быть прекрасен, волшебен, даже гениален, но он также кричит, причиняет боль и раз за разом мучительно сталкивается с миром».
За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.
Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.
Лидия Нецер, писательница
Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.
По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.
Как лечить синдром Аспергера
Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:
- Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
- Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
- Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
- Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.
Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.
Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.
Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.
????????????
Источник: https://Lifehacker.ru/sindrom-aspergera/
Фгбну нцпз. ‹‹аутизм в детстве››
Индивидуальное распределение ЭЭГ по основным типам показало, что обнаруживается его большое сходство с нормальным возрастным, что проявляется в виде преобладания во всех возрастных группах организованного (1-го) типа с доминированием -активности (табл. 10).
Таблица 10. Представленность различных типов ЭЭГ у детей с синдромом Аспергера (в процентах от общего числа ЭЭГ в каждой возрастной группе)
Тип ЭЭГ | Возраст, годы | ||||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-12 | |
1-й | 45 | 46 | 43 | 67 | 85 |
2-й | 11 | 18 | 19 | 8 | 0 |
3-й | 11 | 9 | 19 | 17 | 15 |
4-й | 33 | 27 | 19 | 8 | 0 |
5-й | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отличие от нормы заключается в выявлении до 20 % ЭЭГ 2-го типа с доминированием ритмической -активности (в возрасте 4—6 лет) и несколько более высокой частотой встречаемости десинхронного (3-го) типа в возрасте 5—7 лет. С возрастом увеличивается процент детей с 1-м типом ЭЭГ.
Несмотря на то что по типологической структуре ЭЭГ детей с синдромом Аспергера близка к норме, в этой группе значительно больше, чем в норме, представлена -активность, преимущественно р-2-полосы частот.
В младшем возрасте несколько больше, чем в норме, выражена медленноволновая активность, особенно в передних отделах полушарий; -ритм, как правило, ниже по амплитуде и имеет меньший индекс, чем у здоровых детей того же возраста.
-ритм у большинства детей этой группы являлся доминирующей формой активности. Его частотные характеристики у детей разного возраста представлены в табл. 11.
Таблица 11. Распределение доминирующего -ритма по частоте у детей разного возраста с синдромом Аспергера (в процентах от общего числа детей каждой возрастной группы)
Возраст, годы | Частота -ритма, Гц | |||
7-8 | 8-9 | 9—10 | 10-11 | |
3-5 | 7(11) | 50(71) | 43(16) | 0(2) |
5-6 | 9(0) | 34(52) | 40(48) | 17(0) |
6-7 | 0(6) | 8(34) | 28(57) | 64(3) |
7-8 | 0(0) | 0(36) | 40(50) | 60(14) |
Примечание. В скобках указаны аналогичные данные для здоровых детей.
Как видно из табл. 11, у детей с синдромом Аспергера уже в возрасте 3—5 лет отмечено достоверное увеличение частоты встречаемости сегмента 9—10 Гц по сравнению со здоровыми детьми того же возраста (43 % и 16 % соответственно).
В возрасте 5—6 лет различий в распределении различных частотных составляющих ЭЭГ меньше, но следует отметить появление у детей с; синдромом Аспергера сегмента 10— 11 Гц, который в возрасте 6—7 лет является у них преобладающим (в 64 % случаев).
У здоровых детей этого возраста он практически не встречается, и его доминирование отмечено только в 10—11 лет.
Таким образом, анализ возрастной динамики формирования зрительного -ритма у детей с синдромом Аспергера показывает, что имеются значительные различия в сроках смены доминирующих составляющих по сравнению со здоровыми детьми.
Можно отметить два периода, на протяжении которых у этих детей происходят наиболее существенные изменения доминирующей частоты -ритма. Для компонента 9—10 Гц -ритма таким критическим периодом будет возраст 3—4 года, а для компонента 10—11 Гц — возраст 6—7 лет.
Аналогичные возрастные преобразования у здоровых детей отмечены в 5—6 и 10—11 лет.
Амплитуда -ритма на ЭЭГ в этой группе несколько снижена по сравнению с ЭЭГ здоровых детей того же возраста. В большинстве случаев преобладает амплитуда 30—50 мкВ (у здоровых — 60—80 мкВ).
Реакция на ГВ-пробу была выраженной примерно у 30 % больных (табл. 12).
Таблица 12 Представленность различных типов реакции на гипервентиляционную пробу у детей с синдромом Аспергера
Возраст, годы | Реакция на ГВ-пробу | |||
Невыраженная | Средневыраженная | Умеренно выраженная | Выраженная | |
3-5 | 33 | 17 | 17 | 33 |
5-6 | 7 | 33 | 33 | 27 |
6-7 | 20 | 60 | 20 | 0 |
7-8 | 0 | 40 | 30 | 30 |
Примечание В процентах указано число случаев с тем или иным типом реакции
В 11 % случаев на ЭЭГ регистрировались пароксизмальные нарушения. Все они наблюдались в возрасте 5—6 лет и проявлялись в виде комплексов «острая — медленная волна» либо «пик — волна» в теменно-височных и затылочных зонах коры правого полушария большого мозга. В одном случае световая стимуляция вызвала появление разрядов генерализованных по коре комплексов «пик — волна».
Исследование спектральных характеристик ЭЭГ с помощью узкополосного ЭЭГ-картирования позволило представить обобщенную картину и статистически подтвердить изменения, обнаруженные при визуальном анализе.
Так, было обнаружено достоверное увеличение АСП высокочастотных составляющих -ритма у детей 3—4 лет.
Кроме того, удалось выявить нарушения, которые невозможно обнаружить при визуальном анализе ЭЭГ; они проявляются увеличением АСП в 5-полосе частот.
Проведенное исследование показывает, что в основе изменений ЭЭГ у детей с синдромом Аспергера лежит нарушение сроков смены доминирующего -ритма, характерных для здоровых детей; это отражается в более высокой частоте доминирующего -ритма практически во всех возрастных периодах, а также в достоверном увеличении АСП в полосе частот 10—13 Гц.
В отличие от здоровых детей у детей с синдромом Аспергера преобладание частотного компонента 9—10 Гц отмечено уже в возрасте 3—4 лет, тогда как в норме оно наблюдается только в возрасте 5—6 лет Еще больший временной разрыв между этими группами выявлен по времени появления доминирующего компонента частотой 10—11 Гц в 6—7 лет у детей с синдромом Аспергера и в 10—11 лет — в норме. Если придерживаться общепринятых представлений о том, что частотно-амплитудные характеристики ЭЭГ отражают процессы морфофункционального созревания нейронного аппарата различных зон коры большого мозга, связанные с образованием новых корковых связей [Фарбер В. А. и др., 1990], то столь раннее включение в функционирование нейронных систем, генерирующих высокочастотную ритмическую -активность, может свидетельствовать об их преждевременном формировании, например, в результате генетических нарушений регуляции. Есть данные о том, что развитие различных полей коры больших полушарий, участвующих в зрительном восприятии, происходит хотя и гетерохронно, но в строгой временной последовательности [Васильева В. А, Цехмистренко Т. А., 1996].
Следовательно, можно предполагать, что нарушение сроков созревания отдельных систем может внести диссонанс в развитие и приводить к установлению морфологических связей со структурами, с которыми на данном этапе нормального онтогенеза они не должны устанавливаться. Это может быть причиной диссоциации развития, которая наблюдается у детей с рассматриваемой патологией.
Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/2/chapter/33