Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Эмоции играют важную роль в принятии решений. Поэтому необходимо уметь управлять как своими, так и чужими чувствами для достижения поставленных целей и планов. Для этого введен термин эмоциональный интеллект.

Что значит эмоциональный интеллект?

Под термином понимают возможность человека распознавать эмоциональную составляющую других людей. В понятие включено и управление личными переживаниями. Такое воздействие широко применяется для решения практических задач в бизнесе, трудовой деятельности, обучении.

ЭИ является основополагающим элементом в оценке окружающей обстановки. Помогает определить то, в чем нуждаются люди, узнать сильные и слабые стороны.

Модели эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Разделяют 3 разновидности, которые отличаются составляющими.

Модель способностей Майера ― Сэловея ― Карузо

Считается основной на сегодняшний день.

Элементы:

  • восприятие эмоций: за счет жестов, мимики, голоса, поведения, внешнего вида, походки;
  • понимание впечатлений: определение причин их появления, рассмотрение связи мысли и эмоций, сложные чувства;
  • эмоциональность, как стимул мышления: способность к активизации креативности как фактора мотивации;
  • управление переживаниями: их пробуждение, направление, укрощение, построение логических цепочек.

Модель Гоулмана смешанная

На основании нее создано три теста: ECI, ESCI, ESCI-U.

В основе концепции лежат следующие элементы:

  1. Самоконтроль ― управление своими чувствами, приспособление к изменениям в обстоятельствах.
  2. Самопознание ― признание личной эмоциональности. Понимание того, как чувства влияют на поведение и мысли.
  3. Социальность― понятие чувствительности других людей и комфортное общение.
  4. Эмпатия ― приятное влияние, заключающееся в направлении и вдохновении, поддержке хороших отношений.
  5. Мотивация ― знание цели, плана, четкое следование к ним на каждом этапе.

Как заставить сотрудников работать на результат — Компромисс между романтикой и оцифровкой

Модель Рувена Бар-Она

Данная социально-эмоциональная модель отличается большим числом показателей.

К ним относят:

  • осознанность: распознавание своих переживаний в конкретный миг, их различение и понимание;
  • независимость: отсутствие моральной зависимости от других людей;
  • стрессоустойчивость: укрощение переживаний и видение быстрого выхода из трудных ситуаций;
  • гибкость: возможность корректирования эмоций в изменяющихся обстоятельствах;
  • оптимизм: сохранение положительного настроя и надежды на благополучное разрешение проблем;
  • счастье: удовлетворенность всеми жизненными аспектами;
  • эмпатия: понимание ощущений окружающих;
  • самоуважение: способность рациональной оценки возможностей;
  • самовыражение: ясность в выражении чувств и мыслей, твердость убеждений;
  • социальная ответственность: способность проявлять заботу и управление над другими людьми;
  • межличностные отношения: комфортное общение и социальные контакты;
  • контролирование импульсов: управление соблазнами, преодоление их;
  • оценка действительности: объективное соотношение мыслей и чувств во внешнем мире;
  • решение проблем: способность нахождения потенциального решения в эффективной форме;
  • самоактуализация: реализация индивидуального потенциала.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Человек способен адаптироваться не только за счет полученных знаний, но и с помощью собственной чувствительной составляющей.

При анализе научных работ в области ЭИ сделан вывод, что тот определяется как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности.

Социально-психологическая адаптация рассматривается с точки зрения внутренних и внешних критериев. Так люди с различным уровнем ЭИ сильно отличаются в особенностях социально-психологической адаптации.

Внутриличностный ЭИ играет главенствующую роль в приспособительных возможностях человека. Межличностное взаимодействие оказывает меньшую способность к быстрому адаптированию.

Наиболее адаптированными считаются люди с высоким уровнем ЭИ. Это обусловлено большей удовлетворенностью личности, что дает уверенность и целенаправленность в жизненных ситуациях.

Как развить эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Высокий уровень ЭИ определяет благополучие человека по жизни. Четкая и отлаженная связь между эмоциональной и рациональной деятельностью является источником ЭИ. Если вы не относитесь к группе людей с его повышенным уровнем, то стоит начать развитие.

Улучшение должно быть направлено на повышение уровня его отдельных элементов:

  1. Самовосприятие.
  2. Управление собой.
  3. Социальная восприимчивость.
  4. Управление отношениями.

При гармоничной работе каждого из них будет обеспечен высокий уровень ЭИ в целом.

Развитие правильного самовосприятия

Четкое понимание личных эмоций возможно лишь при уделении этому аспекту жизни достаточного времени. Это делается для того, чтобы осмыслить чувства, понять причины их возникновения.

Высокое самовосприятие достигается концентрацией на личных сильных чертах. Старайтесь использовать их при выполнении сложных задач. Не позволяйте эмоциям овладевать вами и тормозить деятельность.

Развитие навыка управления собой

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Ответственность за собственные эмоции предоставляет контроль в сложных ситуациях.

Способы развития навыка:

  1. Правильное дыхание: недостаток или переизбыток кислорода плохо влияет на мозговую деятельность. Старайтесь делать размеренные вдохи и выдохи. Избегайте увеличения или снижения темпа даже в стрессовых ситуациях. Гармоничное дыхание придает уверенность и спокойствие в последующих действиях, позволяет быстро собраться с мыслями.
  2. Список эмоций и их объяснений: он должен состоять из двух колонок ― призыв к действию от каждого чувства, рациональное определение. При сложной ситуации, чтобы избежать паники, используйте этот прием, для приведения мыслей в порядок. Список позволяет решить каким аспектом личности стоит воспользоваться в определенный момент.
  3. Счет до десяти: в сложных ситуациях используйте прием счета на выдохе. Это позволяет остановиться я и собраться в нужный момент.
  4. Публичное объявление целей: является лучшим мотиватором к действию.
  5. Отложите принятие решений: тщательно переваривайте информацию в голове. Здесь отлично подходит поговорка: утро вечера мудренее.
  6. Четкий распорядок дня, в котором есть место решению проблем.
  7. Посещайте семинары и коучи по управлению эмоциями.
  8. Сохраняйте позитивный настрой.
  9. Улучшение качества сна.
  10. Знайте цену общению с любым человеком.
  11. Используйте в течение дня психологическую перезагрузку: для этого подходят занятия йогой, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  12. Осознайте возможность и близость перемен.

Развитие социальной восприимчивости

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Фокусировка на выявлении и понятии эмоций других людей оказывает большое влияние на все сферы жизни.

Советы для повышения социального взаимодействия:

  1. Приветствие людей по имени: это позволяет снять барьеры в общении.
  2. Своевременность: учитывайте, что путь к социальной восприимчивости чрез своевременность лежит через концентрацию на окружающих, а не на собственной личности.
  3. Следите за языком тела: развивайте его с помощью соответствующих книг.
  4. Использование подготовленных вопросов: позволяет быстро выйти из ситуации неловкого молчания. Применяйте резкую перемену темы.
  5. Отодвигайте внутренний диалог: сложно воспринимать собственные мысли одновременно с чужими. Разграничивайте эти понятия.
  6. Живите настоящим: присутствуйте именно в текущем моменте.
  7. Изучайте ЭИ на примере фильмов: рассматривайте любую киноленту, как пособие по эмоциональному общению.
  8. Наблюдайте за людьми: рассматривайте их повадки, сигналы, настроение.
  9. Ставьте себя на место другого: это позволяет посмотреть на общение с иной точки зрения.

Развитие навыка управления отношениями

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Любые отношения нуждаются в постоянных усилиях для их поддержания.

Советы для правильного понимания отношений и их управлением:

  1. Открывайтесь людям и чему-то новому: помимо основной работы, обязательно делайте упор на поддержание связей с другими людьми.
  2. Используйте чаще слова «спасибо», «извините», «пожалуйста».
  3. Чувство гнева используйте только в уместных ситуациях.
  4. Повышайте качество индивидуального стиля общения: оцените ваш стиль с помощью оценок знакомых. Определите для себя сильные и слабые стороны. Чаще используйте первые и развивайте последние.
  5. Выстраивайте доверительные отношения.
  6. Показывайте заботу.
  7. Избегайте неоднозначных сигналов: держите в гармонии смысл слов с языком тела.
  8. Научитесь правильно воспринимать невербальные сигналы других людей.
  9. Признавайте и улавливайте эмоции окружающих.
  10. При принятии решений объясняйте их.

Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Лидерские качества человека напрямую зависят от его эмоционального интеллекта.

Руководитель обязан обладать:

  • точным восприятием и управление собственными и чужими эмоциями;
  • знанием и понятием причин переживаний и впечатлений;
  • использованием эмоциональной составляющей для решения задач.

Эмоциональный интеллект руководителя позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения, набирать и поддерживать сильную команду, создавать положительную обстановку в коллективе, принимать четкие решения, управлять стрессовыми ситуациями.

Лучшими и успешными руководителями признаются те, кто в полной мере обладает характеристиками высокого ЭИ. Этот человек точно знает эмоции, умеет с ними обращаться и строить взаимосвязь с мыслительным центром.

Развитие ЭИ руководителя производится как в общем плане, так и в лидерском направлении. Ранее было рассмотрено повышение уровня ЭИ для каждого человека. Помимо этих советов руководитель должен придерживаться также следующих правил:

  1. Смотреть на успех в долгосрочной перспективе.
  2. Вдохновлять людей.
  3. Стойко проходить все испытания.
  4. Строить вокруг себя только сильную команду.

Применение этих навыков позволяет повысить качество взаимодействия как внутри себя, так и среди окружающих людей.

Наиболее подробно об ЭИ руководителя можно прочитать в одноименной книге Дэвида Карузо и Питера Сэловея.

Интересные материалы по данной теме

Для развития личного ЭИ следует обратиться к самым эффективным книгам.

К ним относят:

  • «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман;
  • «Укрощение Амигдалы» Д. Арден;
  • «Сила эмпатии» Д.Эбенштейн;
  • «Эмоциональный интеллект руководителя» Д. Карузо, П. Сэловей;
  • «Эмоциональный интеллект в переговорах» Р.Фишер;
  • «Эмоциональное лидерство» Д.Гоулман, Р.Бояцис, Э.МакКи.

Для повышения уровня ЭИ можно применять не только литературу, но и кинематографию. К действенным и полезным фильмам относят:

  • Шоу Трумана 1998;
  • Побег из Шоушенка 1994;
  • Жизнь прекрасна 1997;
  • В погоне за счастьем 2006;
  • Планета Ка-Пэкс 2001;
  • Двухсотлетний человек 1999.

Интересные факты

  1. При отсутствии должного контроля над происходящим человеческий мозг способен находить несуществующие закономерности, искать связь между не соотносящимися друг другу картинками, и даже верить в теорию заговора.
  2. Существует определенная связь между эмоциональным состоянием человека и одеждой. Так женщины, находящиеся в подавленном настроении, предпочитают мешковатую одежду, джинсы. При положительном настрое они выбирают красивые платья, украшения и выглядят изящнее.
  3. Эмоции заразительны. Так отрицательные эмоции более воздействуют на окружающих и способны ими перениматься. Нейтральные и положительные в этом смысле им значительно уступают.

Эмоциональный интеллект играет значительную роль во всех сферах человека. Повышение его уровня способствует личному благополучию и удовлетворенности. Для повышения навыков ЭИ нужно постоянно самосовершенствоваться с помощью книг, фильмов, живого общения и наблюдения за окружающими.

Источник: https://promdevelop.ru/rabota/emotsionalnyj-intellekt/

Из чего состоит эмоциональный интеллект человека

27 09 2017      Н.Лейкина       Пока нет комментариев Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Этот непривычный для нас термин тесно связан с развитием эмоциональной сферы. Именно развитый эмоциональный интеллект помогает справляться с аффективными состояниями.

 

Что такое аффективное состояние?

Это состояние, в котором эмоции нас настолько захватывают, что мы теряем способность мыслить, принимать решения, адекватно и творчески реагировать на ситуацию, выбирать способы реагирования. Как правило, с этих состояний мы скатываемся на автоматические реакции, чаще всего неэффективные. Мы не можем слышать ни себя, ни другого. Нас, как говорят, “несет”.

Вам знакомо такое состояние? Потом бывает стыдно за свое поведение, возникает чувство вины.

Когда мы остываем, то понимаем, что были неадекватны. Что можно было бы и по-другому поступить. В состоянии аффекта сила нашей реакции превышает опасность ситуации, в которую мы попадаем.

С женщинами это случается чаще, так как мы более эмоциональны.

Эмоциональный интеллект включает четыре составляющие:

  1. Способность осознавать свои эмоции и чувства.
  2. Умение их контролировать. Это не то же самое, что управлять. Управление — это значит, мы можем вызвать эту эмоцию, а можем не дать ей возникнуть. На самом деле мы не можем контролировать возникновение эмоций.

    Но мы можем что-то сделать, когда она возникла. Ограничить силу, перенаправить в другое русло.

  3. Распознавание эмоций в других людях (эмпатия). Понимать, что чувствует другой человек. Присоединяться к нему и разделять его эмоции.
  4. Умение строить отношения с другими.

    Эмоциональный интеллект ребёнка и взрослого тесно связан с межличностными отношениями. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку сотрудничать с другими. И в профессиональной сфере, и в дружеских, супружеских или детско-родительских отношениях.

Эмоциональный интеллект нужен там, где мы взаимодействуем с другими людьми.

Расширенная модель эмоционального интеллекта

Мне очень нравится расширенная модель, предложенная психологом Рувеном Бар-Оном.

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она

Думаю, после знакомства со всеми пунктами, вы согласитесь, что значимость эмоционального интеллекта для человека трудно переоценить. Наверное, вам захочется прикладывать все усилия для того, чтобы развивать его и у себя, и у своих детей.

Итак, в расширенную модель входят:

1. Самоуважение

То есть способность понимать, приниматься себя, признавать свою ценность ( важность). Знать свои сильные и слабые стороны. И принимать себя вместе с ними.Не обесценивать свои желания и потребности.

Заботиться о себе. Это базовое принятие себя, базовая адекватная самооценка. Согласитесь, самоуважение нам по жизни очень нужно. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными, уважающими себя личностями.

2. Эмоциональная осознанность

Значит, мы способны различать эмоции в конкретный момент у себя, понимать причины их возникновения, и, аналогично, видим их у другого человека. Понимаем свои и чужие потребности.

3. Ассертивность

Это способность открыто выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уважая себя и своего собеседника. То есть это открытое поведение, которое способствует самовыражению. Отсутствует страх озвучить свое мнение, чувства и состояния.

4. Независимость

Это способность полагаться на себя и доверять себе. Эмоционально не зависеть от других. Не бояться быть уязвимым и открытым. Это профилактика всех зависимостей. Профилактика созависимых отношений, о которых психологи давно много говорят и пишут.

Созависимые люди вступают в брак не потому что, “я — цельный человек и мне очень радостно жить с другим человеком”. А потому что “я настолько нуждаюсь в другом, что без него я не могу существовать”. Созависимые отношения проявляются во взрослом возрасте.

Эмоциональный интеллект: назначение и функции5. Эмпатия

Способность понимать и разделять чувства другого.

6. Социальная ответственность

Это способность включаться в различные социальные группы, конструктивно сотрудничать с другими, проявлять заботу и брать ответственность, где нужно, за других людей. Это и про семью. Способность выполнять свою роль в семье. Быть матерью, быть женой, быть отцом.

7. Межличностные отношения

Способность конструктивно общаться, способность устанавливать отношения. Быть в достаточно хорошей эмоциональной близости. Умение чувствовать себя и быть в комфортных для себя социальных контактах.

Эмоциональный интеллект: назначение и функции8. Стрессоустойчивость

Под стрессоустойчивостью иногда ошибочно понимают, что человек вообще не подвержен стрессу. Это не так. Стрессу подвержены все люди. Так мы устроены, что реагируем на стресс. Но люди различаются способностью восстанавливаться после стресса.

Взрослому человеку очень трудно жить, если он не умеет восстанавливаться после стресса, если у него возникает постравматический синдром. То есть событие уже завершилось, надо жить дальше, а человек все ещё не может выйти из стрессовой состояния.

Я не говорю сейчас про глобальные изменения в жизни, про катаклизмы. У каждого человека есть своей стресс. Бывает, что люди испытывают стресс даже от общения. И потом долго восстанавливаются.

Другой пример. После активного дня мне обязательно нужен день на восстановление. А есть люди, которым нужен не день, а целая неделя или больше. Стрессы сопровождают всю нашу жизнь. Вопрос только в том, что для конкретного человека является стрессом. И это тоже зависит от развитого эмоционального интеллекта. Способности к самоосознанию, рефлексии, саморегуляции.

9. Контролирование своих эмоций

Способность переживать свои эмоции, не сваливаясь в аффективные состояния. Отодвигать удовольствие ради достижения цели, воздерживаться от соблазна, достигать своих целей и так далее. Справляться со своими аффективными состояниями, направлять их в конструктивное русло мы учимся на 6-недельном тренинге «Приручи дракона» злости, который скоро стартует.

10. Оценка действительности

Способность сверять свои мысли и чувства с внешней реальностью. Мы всегда субъективны в своих суждениях, чувствах. А эта способность — посмотреть за пределы своей субъективности, увидеть более-менее цельную картинку, возникает благодаря развитому эмоциональному интеллекту.

11. Гибкость

Это способность не быть ригидным, по-разному реагировать в похожих ситуациях, творчески перестраиваться, не боятся нового. Как я всегда говорю, что взрослый человек — это не тот человек, который уже знает, как реагировать во всех ситуацих.

Это тот человек, который не теряется в незнакомой для него ситуации. Продолжает учиться, встречается с новыми для него задачами в жизни.

И не боится этих задач, потому что знает, что с ними справится, даже если сейчас у него нет готовой модели или решения.

В это понятие входит и способность к решению проблем.

Бывает, люди очень боятся проблем. Любая проблема выбивает их из колеи. Как будто есть убеждения,что проблема- это плохо, их не должно быть.

Взрослый человек способен решать разные проблемы, которые ему встречаются в жизни. Потому что жизни без проблем не бывает, так же как жизни без стрессов.

Эмоциональный интеллект: назначение и функции12. Оптимизм. Счастье и благополучие

Вот такая модель эмоционального интеллекта. Поделитесь в комментариях, какие мысли возникают по поводу этих пунктов.

Для меня это модель про взросление человека. Качества зрелого человека. Я бы хотела, чтобы мои дети умели всё это делать, обладали такими способностями.

Как это для вас? Отметьте для себя: что вам откликается? Что вам бы хорошо развить в себе?

Не будьте слишком критичны. Если вы выжили, дожили до своего возраста, имеете семью и родили детей, то, я думаю, у вас эти качества есть. Вы иначе не смогли бы это все сделать. Возможно, вы не знаете своих сильных сторон.

Так бывает. Мы привыкли думать, что у нас чего-то не хватает. А на самом деле, нам трудно объективно себя оценить. Скорее всего, вы многое приобрели, став супругой и родив детей. Вместе с детьми это особенно хорошо получается.

В следующий раз мы рассмотрим отдельные сферы эмоционального интеллекта человека. Надеюсь я вас убедила, что развивать эмоциональный интеллект полезно?

И в заключение.

Эмоциональный интеллект и IQ

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Специалисты показали, что познавательные способности, тот самый IQ, не имеет никакого отношения к эмоциональной жизни. Нет корреляции между высоким IQ и высоким эмоциональным интеллектом. Поэтому, если эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект человека плохо развиты или он постоянно пребывает в тревоге, не умеет справляться со своими импульсами, откладывать удовольствие, преодолевать преграды на пути к цели, — всё это может привести к неуспешности в жизни. И к низкой успеваемости, если речь идет об эмоциональном интеллекте школьника.

Даже при хороших познавательных способностях, когда академический ум достаточно развит, эмоциональная сфера может мешать пользоваться ими. Вспомните себя в состоянии тревоги, страха. Легко ли вам было принимать решения?

То же происходит с ребенком. Когда его стыдят и виноватят, ему трудно думать. Живя в тревоге, он не может развиваться. Давайте бережно относиться к таким чувствам как стыд и вина, они нам даны от природы.

Если нагружать ими дополнительно, эти чувства становятся токсичными, непереносимыми для человека. И человек, вырастая на стыде и вине, не сможет развить ни самоуважения, ни всех заложенных в него прекрасных способностей.

О какой самоактуализации тут можно будет говорить?

И самое важное, что эмоциональный интеллект влияет на то, как мы будем справляться с превратностями судьбы, особенно с фрустрацией и соблазнами, как мы будем реализовывать свои таланты и следовать велениям своей души и сердца!

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/emotsionalnyj-intellekt-iz-chego-on-sostoit

Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект: назначение и функции

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, EQ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями.

Слово «интеллект» в этом понятии появилось не случайно: скорее всего это был ответ на неспособность тестов на IQ предсказать успех человека в жизни. Психологи, исследовавшие природу эмоций, пришли к выводу, что успешные люди становятся таковыми прежде всего из-за своего умения ладить с людьми и уже затем благодаря своему интеллекту. Сам же тест IQ не учитывал эти способности.

Так чем же так важен эмоциональный интеллект и зачем его нужно повышать?

Важность эмоционального интеллекта в 21 веке

Почему эмоциональный интеллект так важен именно в 21 веке? Конечно, он имел значение и раньше, особенно для выживания, но сейчас многое изменилось. Развитие коммуникационных технологий и интернета привело к тому, что мы находимся в постоянном контакте с другими людьми, даже если многие из них находятся на значительном расстоянии от нас.

В прошлые столетия человек проводил солидную часть своей жизни в поле или на заводах, зарабатывая на жизнь физическим трудом. Ты должен был работать, иначе умрешь, поэтому человеку даже мотивировать себя дополнительно не приходилось.

Современный человек (даже в развивающихся странах) вполне обеспечен: у него есть кров над головой, еда на столе и вода в стакане. Поэтому ему, а особенно его детям, не нужно лезть из кожи вон, чтобы не умереть. И именно умение себя мотивировать становится необычайно важным в 21 веке.

Мотивация имеет непосредственное отношение к умению управлять своими эмоциональными состояниями, вводить себя в них (пусть даже искусственно) и добиваться успеха в жизни.

Итак, в нашем веке мы все меньше занимаемся физическим трудом и все больше интеллектуальным и эмоциональным. Мы общаемся с другими людьми, испытываем стресс, когда что-нибудь идет не так и пытаемся себя мотивировать, отучая от эмоциональной привязанности удовлетворять сиюминутные потребности.

Работая на заводе, вам нужно было выполнять норму производства деталей, работая дизайнером или переводчиком, одна из ваших главных задач — умение находить общий язык с людьми. Логика работает не во всех случаях, поэтому апеллирование к эмоциям выходит на первый план. Если вы научились направлять эмоции людей в определенное русло, перед вами открываются невероятные возможности.

Стив Джобс был в этом мастером. Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей.

Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью. Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями.

Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними.

Разница между IQ и эмоциональным интеллектом

Что такое IQ? Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека. IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями.

Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения.

Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции. И вот где возникают серьезные проблемы.

Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями.

Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни. Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни.

В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает. В обоих примерах речь идет о важности эмоционального интеллекта.

Мы все приходим в восторг от одной новости, которую и так инстинктивно знали: IQ не является единственным фактором, при помощи которого можно достичь успеха. Конечно, мы должны развивать свой интеллект, однако помимо этого отчаянно нуждаемся в хороших эмоциональных способностях.

Ответьте себе на вопрос: какой дизайнер (музыкант, хирург, бизнесмен, маркетолог) добьется большего в жизни при всех прочих равных условиях, но при разном уровне эмоционального интеллекта? Например, представим, что вы дизайнер и пытаетесь устроиться на работу. У вас есть конкурент, который обладает идентичными с вами профессиональными навыками. Разница лишь в том, что вы оптимистично настроены, полны энтузиазма, умеете находить общий язык с клиентами и будущим боссом, тактичны и стрессоустойчивы.

Так кого же возьмут на работу? Кто будет двигаться по служебной лестнице? Поставьте себя на место босса. Кого вы возьмете на работу при всех прочих равных условиях? Приятного в общении профессионала или неприятного в общении профессионала? Мало того, достигают успеха даже те люди, чей профессиональный уровень ниже, чем у его конкурентов.

Да, существуют профессии, для которых уровень эмоционального интеллекта не особо важен. Например, программист, уборщик, строитель. В этих профессиях больше ценятся профессиональные и технические навыки, никто от вас не будет непременно требовать эффективного взаимодействия с людьми.

Эти люди вполне способны выполнять свою работу качественно, некоторые из них неплохо зарабатывают и у них есть многие блага для хорошей жизни.

Но что насчет любовных и дружеских взаимоотношений? Что насчет понимания эмоций других людей с тем, чтобы помогать им справляться с трудностями? Люди с низким эмоциональным интеллектом могут быть успешными на своей работе, но при первых проблемах испытывают неимоверные трудности.

Если такого человека уволят с работы, он будет подвержен сильнейшему стрессу и впадет в депрессию. Он может пойти на несколько собеседований подряд, потерпеть неудачу и пребывать во фрустрации.

Вы слышали когда-нибудь о колесе жизни? Это техника определения личных приоритетов, которая учит нас одной важной мысли: количество часов, выделенных одной сфере жизни влияет на ее качество.

Вы можете все свое время тратить на развитие технических навыков, но вместе с этим начнут провисать другие аспекты вашей жизни — здоровье, семья, отдых, друзья, хобби, саморазвитие. Вы просто не сможете быть счастливыми, если преуспеете в чем-то одном.

Великие, поистине великие люди были счастливыми, потому что умели находить грамотный баланс.

Человек не сможет быть удовлетворенным жизнью, если не возьмет свои эмоции под контроль и не сможет их использовать себе во благо. Он будет работать ради зарплаты, тратить деньги на вещи, которые как он думает, дадут ему ощущения счастья, но будет чувствовать себя подавленным и раздраженным.

Внешние факторы никогда не сделают человека счастливым, счастье всегда идет изнутри. Чтобы радоваться жизни, нужно изменить если и не свою психологию, то хотя бы взять под контроль свои эмоции. Ведь что такое, в сущности, подавленность? Она редко бывает физической, это скорее состояние мыслей и эмоций.

Вы испытываете негативные эмоции и у вас появляются подкрепляющие ваше настроение мысли. Или наоборот, вы снова и снова прокручиваете одну и ту же неприятную мысль, благодаря чему это накручивание вызывает у вас негативную эмоцию. Эта эмоция растягивается во времени и вы получаете плохое настроение.

Дальше меланхолия, депрессия, ощущение никчемности, неуверенность в своих силах.

Так уж устроена наша психология, что нас привлекают жизнерадостные, оптимистично настроенные люди, а не раздраженные и вечно не удовлетворенные. Почему? Эмоции действуют как вирус, влияние другого человека на наши эмоции переоценить невозможно.

Если мы длительное время общаемся с угрюмым пессимистом, это настроение передается и нам. Когда же мы имеем дело с приятным, располагающим к себе человеком, мы чувствуем себя лучше.

Человек, который умеет решать логарифмические уравнения вызывает уважение, но если он портит вам настроение своим присутствием, вы захотите держаться от него подальше.

Можно сделать простой вывод: симбиоз IQ и EQ позволит человеку добиться значительных успехов. Если вы умеете мыслить логически, анализировать информацию и при этом ладите с людьми, умеете мотивировать себя и их, тогда у вас наверняка все получится.

Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе

Если вы помните свой выпускной класс, то наверняка интересовались успехами своих бывших одноклассников.

Что случилось с самыми умными учениками? Достигли ли они больших высот? Возможно вы также вспомните одноклассника, который не блистал высокими оценками и теперь открыл собственную компанию.

Даже если у вас нет примеров из жизни, вы наверняка слышали подобные истории от своих друзей. Никто не мог представить, что этот отпетый троечник через десять лет будет успешным и приятным человеком.

Мы все знаем, что сложно выявить настоящий талант в примитивной школьной модели измерения достижений.

Мы также подсознательно понимаем, что существует большая разница между сообразительностью в классе и сообразительностью в реальной жизни.

Мир постоянно меняется (современный мир особенно), но кто или что учило нас быть гибкими? Мы приобретали знания, которые казались незыблемыми, а спустя несколько лет понимали, что они не помогают ни заработать, ни быть счастливыми.

В книге Томаса Стэнли «The Millionaire Mind» приведены результаты опроса 733 мультимиллионеров США. Их попросили оценить факторы, которые обеспечили им успех. Вот первые пять лидирующих факторов:

  1. Честность перед другими людьми.
  2. Дисциплина.
  3. Умение ладить с людьми.
  4. Поддержка супругасупруги.
  5. Высокая трудоспособность.

Все пять факторов являются отражениями эмоциональных способностей.

Есть еще один вопрос, на который нужно найти ответ.

Что такое успех?

Давайте определим понятие успеха как «способность ставить и добиваться личных и профессиональных целей». Однако разумеется все не так просто.

Персональное определение успеха совершенно естественно и изменяется со временем. Мы преследуем разные цели в связи с возрастом, набираясь все больше опыта.

Юношеский идеализм переходит во взрослое осознание реальности и необходимости компромиссов. Став более мудрыми, мы понимаем, что успех лишь тогда является таковым, когда приходит к нам в разных сферах.

Разные аспекты жизни ставят свои условия.

  • Какую роль вы исполняете в данный момент? Работника, лидера, родителя?
  • Хотите ли вы получать больше денег, продвигаясь по служебной лестнице, или наслаждаться семейной жизнью?

Нельзя обойти вниманием и о понятиях общества об успехе. Долгое время финансовое положение человека считалось показателем успешности в жизни. Мы все знаем вопрос «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Такой подход к успеху не мог принести ничего хорошего.

Мы снова возвращаемся к колесу жизни: современный человек все отчетливее понимает, что понятие успеха искажено и понимается неправильно.

Счастье формирует не только заработная плата и дорогая машина, но и (и скорее в первую очередь) личные и семейные взаимоотношения, физическое здоровье, всеобщее признание, ощущение значимости своей деятельности.

Можно ли повысить эмоциональный интеллект?

Простой ответ: можно. Пол, возраст и этническое происхождение не имеют никакого значения. Уровень вашего эмоционального интеллекта меняется и без вашего участия, только это происходит хаотично.

Чем выше уровень вашего эмоционального интеллекта, тем более вы будете успешны как родитель, работник, лидер или друг. Даже если бы вы жили на необитаемом острове, вы нуждались бы в управлении своими эмоциями.

С годами мы становимся мудрее, приобретаем опыт и учимся. И одна из вещей, которую четко и ясно понимаем — равновесие эмоций и разума дает самые лучшие результаты.

Кстати, не стоит путать эмоциональный интеллект с личностью и характером. Черты характера (или темперамента), как правило, фиксированы. Например, вы склонны к преданности, интровертному поведению или прямоте.

Психологи называют эти черты характера статическими и утверждают, что они так или иначе сохраняются на протяжении всей жизни человека. В то время как эмоциональные способности являются динамическими, они могут быть приведены в действие по ситуации.

Отдельные строительные блоки эмоциональных способностей (и вся их структура) могут быть улучшены при помощи опыта, тренировки и обучения.

Мужчины гораздо более склонны недооценивать важность развития эмоциональных способностей, возможно из-за подозрения, что они сами эмоционально ограничены. Тем не менее, вы заметите, что те мужчины, которые научились справляться со своими эмоциями, достигают намного большего.

Другие пренебрежительно относятся к эмоциональному интеллекту, считая его женской прерогативой и считая, что в наше время коэффициент интеллекта IQ притесняется или даже высмеивается.

Это тоже неправда: IQ и EQ скорее дополняют друг друга, они способны продуктивно и мирно сосуществовать.

Во всяком случае вы должны иметь достаточный уровень IQ для того, чтобы понять, на что способен EQ и какие преимущества может привести его развитие.

В человеке все должно быть гармонично. Если вы делаете упор на понимание эмоций и все время тратите на повышение эмоционального интеллекта, то может быть и станете приятным человеком, но все же не сможете открыть собственную компанию, логически мыслить и анализировать информацию.

Если вы развиваете только коэффициент интеллекта, то становитесь подверженным стрессу и не умеете развивать хороших отношений с другими людьми. Словом, вам ничего не мешает развивать эти два интеллекта одновременно — в этом будет несравненно больше пользы, чем делать упор лишь на одном.

В этом уроке мы осознали важность эмоционального интеллекта и сравнили его с коэффициентом интеллекта. Мы выяснили, что только грамотный симбиоз двух этих способностей позволит добиться успеха практически в любой области жизни.

В следующем уроке мы говорим об истории эмоционального интеллекта и его моделях. Мы увидим, что разные психологи призывают совершенствовать разные навыки для того, чтобы научиться управлять своими и чужими эмоциями. Тем не менее, у всех моделей есть и похожие черты, которые мы рассмотрим в дальнейшем.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Эмоциональный интеллект: назначение и функцииГригорий Кшеминский← Эмоциональный интеллект2 Модели →

1Психорегуляция

Источник: https://4brain.ru/emotion/ponyatie.php

Функции эмоционального интеллекта

В предыдущих главах мы выяснили, что же именно называется эмоциональным интеллектом и какова его структура, теперь, на основе выделенных структурных компонентов, попытаемся выяснить, какие же функции он выполняет.

Мы выяснили, что, несомненно, в первую очередь, гармоничное развитие (личности в целом, и эмоционального интеллекта в частности) начинается с осознания своих положительных и отрицательных качеств.

Совершенно справедливо самой первой, и, наверное, самой главной категорией в структуре эмоционального интеллекта является самосознание, и это совершенно справедливо, т.к.

только личность с высоким уровнем самосознания может осознать себя, и свои эмоции в частности.

Для ребёнка, как мы увидим далее, уровень самосознания во многом определяется его взаимоотношениями с родителями. Вот почему так важно, помогать ребенку анализировать себя (без субъективных оценок), чтобы в дальнейшей жизни он мог более эффективно и объективно оценивать себя.

Таким образом, на наш взгляд, эмоциональный интеллект имеет когнитивно — оценочную функцию.

В тесной взаимосвязи с осознанием и оценкой своего эмоционального состояния находится контроль над ним. Ценность такой способности очевидна: такой ребенок не обижается на любой пустяк, не вступает в драку с любым (иногда только потенциальным) обидчиком. Ему более легко адаптироваться среди сверстников, т.к.

они предпочитают общаться с таким ребенком больше, чем с излишне агрессивным и задиристым. Считают его более подходящим партнером для игр и общения, в целом реакции такого ребенка более адекватны.

Следовательно, если эта способность помогает лучше приспособиться к взаимодействию с людьми, со сверстниками в частности, можно сказать что имеет место и адаптивная функция.

Адаптивная функция эмоций тесно связана с потребностями человека, в данном случае наиболее актуальной потребностью является потребность взаимодействия с людьми, желание быть принятыми ими, признанным.

Развитый эмоциональный интеллект, как нельзя лучше реализует эту потребность, способствуя выработке у человека коммуникабельности (способность наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон) и открытости (способности строить доверительные отношения).

В более старшем возрасте осознание и контроль над своими эмоциями становятся еще более необходимым качеством, так как способствуют не просто установлению хороших отношений с людьми, но и лучшему обучению, а затем и карьерным успехам.

Любые эмоции содержат информацию, положительную или отрицательную, не столь существенно, главное, что эта информация влияет на мышление, поэтому стоит учитывать эту информацию, чтобы эффективно строить стратегии поведения.

Способность к эмпатии является ключом, с помощью которого, ребенок открывает перед собой мир не только своих, но и чужих эмоций и чувств.

Если мать расстроена, а его способность к эмпатии явно развита достаточно хорошо, то он не будет капризничать и вероятно воздержится от крика и шума, а, скорее всего, постарается в меру своих способностей утешить своего близкого человека. Так ребёнок учится распознавать не только свои, но и чужие эмоции.

В этой задаче ему должны помогать родители: называя и заостряя внимание ребенка на какой-то конкретной эмоции они помогают ему лучше разбираться в них, что в свою очередь в дальнейшем поможет ему научиться ставить себя на место других, чувствовать тоже что и окружающие.

Развивая в ребенке эмпатию мы формируем в нем личность способную корректировать свое поведение, не только с учётом собственных интересов, но и интересов других. Эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.19

Таким образом, эмоциональный интеллект выполняет своеобразную познавательную функцию.

Эмоциональный интеллект тесно связан с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляет собой одну из мотивационных систем человека, в нём представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, причем, более существенным, чем интеллект.

Правильно сформированный в ребёнке эмоциональный интеллект даст ему возможность позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).

Подводя итог, можем сказать, что функциональной особенностью эмоционального интеллекта является, главным образом, самосознание, которая является центральной в структуре эмоционального интеллекта, из которой вполне логично вытекает когнитивно-оценочная функция. Ребенок осознает свои эмоциональные состояния через взаимодействие со сверстниками и родителями. Родители, в первую очередь, способствуют распознаванию и обозначению тех или других эмоций.

Следующей рассмотренной нами функцией является функция контроля и адаптации. Данные функции тесно взаимосвязаны между собой.

Умеющий в достаточной степени контролировать свои эмоциональные проявления дошкольник легче адаптируется среди сверстников, что является вполне логичным, так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и соответственно дети более стремятся к общению с детьми менее агрессивными, задиристыми, а предпочитают скорее тех, с кем интереснее играть. А от совместных игр с плаксами и забияками воздерживается большинство дошкольников. Предпочитая им более творческих, а главное более эмоционально стабильных сверстников.

В дальнейшем развитие контроля над своими эмоциональными состояниями благоприятно скажется на карьерных достижениях сегодняшнего ребёнка.

Значительное влияние оказывает познавательная (или информативная) функция, которая осуществляется в частности через развитие эмпатийных способностей ребенка.

Эмпатия является одним из важнейших условий установления личностных связей человека с окружающим миром, его гармоничных отношений с другими людьми и имеет первостепенное значение для воспитания в ребёнке социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др.

Именно эмпатийной способности, выполняющей ко всему прочему, информативную функцию на наш взгляд стоит отвести значительную долю в формировании эмоционального интеллекта, возможно именно степенью её развитости во многом определяется степень сформированности эмоционального интеллекта.

В будущем, имеющий либо получивший благоприятные задатки, обладатель высокого эмоционального интеллекта наверняка окажется приятен в общении, будет старается избегать конфликтных ситуаций, проявит себя самодостаточным и независимым, реалистично оценивает свои способности человеком, что несомненно окажет только положительное влияние на его достижения в карьере и в жизненной самореализации.

В дальнейшем мы рассмотрим особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и укажем на значимость формирования задатков эмоционального интеллекта именно в этом возрасте.

Наиболее важным вопросом для нас остается вопрос о доминировании социальных либо биологических факторов.

А именно, значительный ли ущерб в развитии данной личностной структуры наносят родители, которые по тем или иным причинам не отдают ребёнка в детский сад и можно ли в связи с этим как-то компенсировать ребёнку посещение дошкольного образовательного учреждения.

Источник: https://studbooks.net/899758/psihologiya/funktsii_emotsionalnogo_intellekta

Что отличает успешных людей от неуспешных интеллектуалов? Высокий EQ!

Умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей – навык, который способен приблизить результат и исключить провал во многих важных сферах человеческого взаимодействия – управлении, переговорах, совещаниях, согласовании решений, публичных выступлениях. То есть в случаях, когда имеет место общение, важное для достижения целей.

Чтобы понять, как научиться управлять эмоциями, необходимо разобраться в их ключевых функциях. Понимая это, можно отслеживать, насколько данные эмоции целесообразны для достижения целей.

Неважно, окружают нас леса или прерии, тропические или каменные джунгли, офисный экстрим и волчьи нравы себе подобных, – во всех случаях имеет смысл рассматривать эмоции как инстинктивный механизм обеспечения жизнеспособности, выживания и доминирования человека в окружающей среде.

Функция первая: мобилизационная

Например, инстинкт самосохранения провоцирует возникновение страха перед опасностью, превосходящей человека по размерам и силе. Страх приводит к выбросу адреналина в кровь, что способствует оперативной мобилизации всех интеллектуальных и мышечных сил, чтобы спастись. Это может быть встречный удар или скачок в сторону.

Функция вторая: релаксационная

Отдых – важнейшее средство восстановления сил и сохранения работоспособности. Если вам удалось вызвать эмоцию радости, умиротворения, восстановление энергетических ресурсов произойдет быстрее. Вы сможете лучше себя проявить в новых схватках с реальностью.

Функция третья: сигнальная

Эмоции, проявляющиеся в интонации и жестах, показывают отношение человека к происходящему. Именно поэтому так важно научиться определять те эмоции, которые овладели вашим оппонентом по переговорам во время ответа на вопрос.

Важно уметь определять эмоции партнера и оппонента даже по тому, как он или она говорят, или что-то делают в процессе диалога. Очевидно, что обращения с просьбой или предложением в момент, когда адресатом нашей коммуникации владеет неподходящая эмоция, почти всегда обречены на неудачу.

При этом речь идет как о субъекте, так и объекте коммуникативного воздействия.

Если вы возмущены, а партнер по коммуникации радостен, то это чревато диссонансом. Но если один подстроится под другого, этого не произойдет. Умение общаться на одной эмоциональной волне зависит от того, способны ли вы распознать свои и чужие эмоции и четко определить их целесообразность, то есть актуальность для достижения поставленных целей.

Ну, и конечно, эмоциональный интеллект бесполезен, если вы не умеете определять наилучший желаемый результат своих поступков и действий других людей, влияющих на ваше движение к цели.

Клинический психолог, занимавшийся реабилитацией воинов-афганцев, рассказал мне интересный пример. Общение с пациентами, видевшими смерть боевых товарищей, было трудным.

«Я понимаю, как вам тяжело», – обращался к ним врач. – «Да что вы понимаете! Вы не видели войны», – не принимали сочувствия пациенты. Тогда психолог выбрал другие слова: «Я понимаю, как тяжело терять близких людей».

И они вызвали совершенно противоположные эмоции.

Это только один из примеров присоединения к собеседнику, подкрепленного эмоциональным интеллектом.

Функция четвертая: регулирующая

Направлена на изменение эмоций людей и других живых существ, с которыми мы вступаем в эмоциональный контакт. Гнев способен мобилизовать и отрезвить других, а иногда спровоцировать просто волнение или даже усиление гнева.

Почему-то сразу вспоминается банк, где человеку в очереди сделали глупое замечание, и он взорвался, обматерил всех и вся по периметру.

Очевидно, что это замечание было нецелесообразным для банка, который стремится создать репутацию учреждения с комфортным сервисом.

Умение расставлять приоритеты в достижении целей и рассчитывать допустимую цену результатов – еще одна часть эмоционального интеллекта.

Включая регулирующую функцию, мы обеспечиваем эмоциональный контакт с другим человеком. В интересах дела мы можем вызывать нужные чувства у собеседника, транслируя ему собственные эмоции и тем самым регулируя его состояние. Иногда это чуть ли не единственные инструменты, чтобы «дожать» важную сделку.

Один менеджер рассказал мне такой случай. Однажды он долго пытался наладить сотрудничество с крупным производственно-эксплуатационным холдингом. Познакомился с заместителем генерального директора этой компании и несколько лет наносил ему визиты, поздравляя с очередным праздником. Но дальше разговоров дело не шло.

Каждая такая встреча переходила в мини-совещание, после которого помощники клиента откладывали сотрудничество на потом. Эмоциональный фон обсуждений был ровным, почти равнодушным. Потенциальный клиент благодушно выслушивал идеи, но реагировал на них довольно вяло.

Весь потенциал положительных эмоций был исчерпан, и дело стояло.

Тогда менеджер решил всколыхнуть эмоциональный фон вокруг проекта. Чтобы подтолкнуть своего визави к решительным действиям, он задел его амбиции, передал отзыв генерального директора холдинга, не так давно вышедшего на пенсию:

– Знаете, как Петров описал ваш стиль управления?

– Нет. – Ответил потенциальный клиент. – Но интересно!

– Он сказал: в армии есть два типа руководителей – замполит и политрук. Замполит говорит: «Делай, как я». А политрук: «Делай, как я сказал». Вы – замполит.

На это заместитель генерального с волнением возразил:

– Если я чего-то хочу, это обязательно будет!

Через месяц на правлении холдинга было, наконец, согласовано техническое задание на закупку. Чуть позже менеджер заключил договор, который успешно выполнил с прибылью.

Функция пятая: идентификационная

Эмоции позволяют идентифицировать характер событий, последствия которых мы еще не осознали. Люди с развитой интуицией предчувствуют степень их благоприятности так, будто дух узнает о событиях раньше разума.

Ощущение радости или приятного волнения дает позитивный сигнал.

А чувство тревоги, ощущение незащищенности и страха позволяют идентифицировать незримую угрозу благополучию в жизни или бизнесе и стимулируют к принятию защитных решений.

Интуиция подает сигнал на языке эмоций. Эмоции дают разуму сигнал, который необходимо верно расшифровать, а затем принять целесообразное решение и продумать целесообразные действия.

Ярким примером четкой работы идентификационной роли эмоций для меня стала ситуация из жизни участницы моего тренинга – владелицы крупного оптового бизнеса.

Будучи на девятом месяце беременности, она столкнулась с шантажом трех сотрудниц отдела продаж, которые безосновательно потребовали поднять вознаграждение.

Собственница в этот же день уволила всех троих, почувствовав, что после ее ухода в декрет от них можно ждать бесконтрольных злоупотреблений. И уже на следующий день она начала отбор новых сотрудников.

Распознавание своих и чужих эмоций, купирование негативных и моделирование позитивных чувств – это важный ресурс, который отличает человека с высоким IQ и развитым EQ. По результатам исследований, именно способность видеть и моделировать целесообразные эмоции отличает успешных людей от тех, кого принято называть просто интеллектуалами.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnost/1988373-chto-otlichaet-uspeshnyh-ludei-ot-neuspeshnyh-intellektualov-vysokii-eq

Ссылка на основную публикацию