Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Асимметрия мозга (латеральность) – это теория доминирования использования одной стороны парных органов, основанная на различии функций правого и левого полушарий головного мозга. Наиболее известные проявления латеральности – доминирование правой или левой руки.

Доминирование – это преобладание одной гемисферы головного мозга над другой. Ранее широко распространенное мнение о том, что у левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое было опровергнуто в ходе последних исследований. В 1960-х годах Дж. Вада обнаружил, что почти 100% правшей и 60-70% леворуких имели доминирующее левое полушарие.

Асимметрия функций мозга

Латерализация мозговых функций – это термин, также известный как функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Мозговая кора разделена бороздкой (лат.: fissura longtitudeis cerebri). Она делит кору на два полушария, одновременно пресекаясь мозолистым телом, соединяющим полушария.

Между гемисферами существуют многочисленные межполушарные анатомические различия. Например, боковая борозда длиннее в левом полушарии, что приводит к разным размерам височной плоскости (planum temporale), являющейся частью височной доли.

Исследования показывают, что причиной может быть не разница в размерах между полушариями, но расщепление коры.

Большие отличия имеют также полусферические внутренние поверхности костей черепа – правая лобная доля расширяется вперед, левая затылочная доля выходит за пределы правой затылочной доли назад.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Кроме анатомических различий, полушария отличаются структурно и нейрохимически. Но современные исследования в основном касаются функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия головного мозга – это специализация полушария на конкретной функции или части функции. Например, память латерализована таким образом, что левое полушарие отвечает за вербальную память, а правое – за невербальную.

Интерпретация латеральности полушарий широкой публикой в ​​основном включает в себя представление правого полушария, как ответственного за креативность, духовность, авантюризм, богатое воображение и т.д. Левое полушарие считается рациональным, знаковым, логическим, научным.

Эти интерпретации, как минимум, необоснованные и упрощенные. Сегодня они потеряли актуальность, приняли форму мифов, пользующихся популярностью.

Одна из возможных причин этих мифов (в дополнение заинтересованности человека в классификации мира на бинарные отношения) – это тот факт, что латерализация речи в левом полушарии облегчает его исследование.

Но правое полушарие в этом отношении не уступает; оно скорее «молчит» и долго не проявляется. Поэтому невозможно говорить об однозначно доминирующем и пассивном полушарии. Доминирование проявляется в разных функциях в каждой гемисфере.

Взаимосвязь полушарий мозга

Левое и правое полушария связаны сложной сетью нервных волокон, называемых мозолистым телом. Уже древние египтяне заметили, что левая гемисфера контролирует правую сторону тела, а правая – левую.

Мозолистое тело (Corpus callosum) – это сильная полоса нервных волокон, соединяющих мозговые клетки обоих полушарий.

Левши и правши

Мозг анатомически и функционально несимметричен (как гистологически, так и химически). Боковая асимметрия полушария проявляется уже на ранних стадиях развития головного мозга (у плода и новорожденного ребенка).

Доминирование правой или левой руки считается континуумом, а не четко разделенным свойством. Это предпочтение определяется некоторыми стандартными тестами (напр., Edinburgh handedness inventory).

Другой фактор праворукости и леворукости – боковая борозда (отделяющая лобную и височную долю). У правшей она длиннее, чем у левшей.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Речь и ее отношение к доминирующей руке

Латерализация речи в одном (чаще всего левом) полушарии была продемонстрирована при односторонних (затрагивающих только одно полушарие) поражениях головного мозга, описанных в афазии Брока и Верника (опухоль, мозговой инфаркт, мозговая киста и т.д.).

Сегодня для исследования латерализации речи (и других функций) используются методы визуализации, такие как позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография. Они позволяют более тонко исследовать отдельные участки коры. Более 90% правшей и только 70% левшей имеют специализацию левого полушария на речь.

Определение места речи в одном из полушарий имеет решающее значение, особенно перед операциями на головном мозге. Для этой цели используется тест Вада. Важная роль левого полушария по отношению к речи проявляется, например, при синдроме расщепленного мозга (split-brain syndrome).

Индивидное предпочтение левой или правой руки можно наблюдать у плода человека уже с 9-10-й недели.

Пространственное визуальное внимание

При описании функции зрительного внимания при повреждении мозга в определенном месте, чаще всего упоминается синдром пренебрежения (neglect syndrome). Его особенность – нарушение объемного восприятия, «пренебрежение» человеком одной стороной пространства. Он не воспринимает одну сторону изображения, не может одеть одну сторону тела и т.д.

Характеристика синдрома – неспособность человека обрабатывать стимулы с одной стороны тела или окружающей среды, но причина не заключается в неспособности получения восприятия. Синдром пренебрежения чаще всего обнаруживается на стороне, противоположной поврежденной части мозга.

Наиболее распространенный вариант – повреждение правого полушария, следовательно, отсутствие восприятия на левой стороне пространства.

Существуют также ипсилатеральные варианты (встречающиеся на стороне поврежденной части мозга).

В пространственном восприятии участвуют различные области мозга, создающие своеобразную сеть.

Эта сеть асимметрична: левое полушарие в значительной степени направлено на правую сторону пространства и в противоположном направлении, в то время как правая гемисфера направляет внимание более равномерно на обе стороны пространства и в обоих направлениях. Поэтому одностороннее пренебрежение наблюдается только в случаях повреждения правого полушария.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Некоторые исследования предполагают, что следует рассматривать асимметрию определенных компонентов пространственного внимания, а не латерализацию в целом. Это обусловлено тем, что, например, правое полушарие отвечает за глобальные аспекты визуального стимула, тогда как левое сосредоточено на его локальных аспектах.

Свободная фокусировка внимания рассматривается как проявление активности левого полушария.

Слуховая функция (дихотическая стимуляция)

Дихотическая стимуляция используется для исследования асимметрии слуховой функции, как у здоровых людей, так и у пациентов с нарушениями головного мозга. Суть метода состоит в прослушивании человеком 2-х разных записей.

Одна запись прослушивается одним ухо, вторая – другим, причем, одновременно. Как правило, человек с левосторонней полусферической латерализацией вербальной функции больше реагирует на вопросы, связанные с записью, прослушанной правым ухом.

Это свидетельствует о предпочтении правого уха и латерализации речи в левое полушарие.

Но некоторые люди имеют противоположное доминирование, т.е. предпочтение левого уха и латерализацию правого полушария. Предпочтение слуха также проявляется в отношении характера, соответствующего содержанию записи.

В случаях, когда вместо словесных сообщений использовались музыкальные стимулы или звуки окружающей среды, было доказано более частое предпочтение левого уха.

Это предполагает латерализацию этого типа стимулов в правое полушарие.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Дихаптическая стимуляция и латерализация осязания

Техника дихапитической стимуляции включает в себя представление тактильных раздражителей человеку (один предмет в одной руке). Он не видит того, к чему прикасается.

Используются предметы с различным значением и содержанием, например, буквы и произвольные формы.

Специализация левого полушария отражается в лингвистическом содержании и последовательности, тогда как правая гемисфера доминирует в пространственной интерпретации.

Причины асимметрии

Причины латеральности еще недостаточно обоснованы, поэтому сегодня они подвергаются научным соображениям и гипотезам.

Генетическая обусловленность

Аргументом в пользу наследования леворукости считаются в частности, неудачные попытки переучивания, часто приводящие к психическим и невротическим расстройствам.

Согласно текущему исследованию британских ученых в Оксфордском центре исследований генетики человека, за леворукость отвечает ген LRRTM1. Найденная генетическая информация все еще обрабатывается.

Но если на леворукость оказывает влияние генетика, механизм будет более сложным.

Теория Гешвида-Галабурда

Теория Гешвида-Галабурда об асимметрии мозга основана как на влиянии генов, так и на внутриутробной среде. В качестве стандартного доминирования полушарий рассматривается праворукость, в то время, как леворукость, с точки зрения физиологии, считается аномальной. Развитие аномального доминирования в полушарии, согласно этой теории, связано с уровнем тестостерона.

Еще одно открытие Гешвида и Галабурда – возможное влияние времен года при рождении. «Боковое несовершенство» чаще обнаруживалось у людей, родившихся зимой. Указывается, что это обусловлено сезонными колебаниями гормонального воздействия на мозг плода.

Теория «мать-ребенок»

Согласно этой теории, среди женщин больше правшей, потому что они держат голову ребенка на левом плече, а правую руку расслабляют. Но это также можно объяснить тем, что ребенка в этом положении успокаивают тоны сердца матери. Это облегчает эмоциональное общение между матерью и ребенком.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Различия в асимметрии у мужчин и женщин

С биологической точки зрения мозг взрослых женщин и мужчин различается, например, по количеству нейронов – у мужчин их больше, тогда как у женщин больше разветвленных дендритов, следовательно, взаимосвязей между нейронами. Причиной, вероятно, является влияние половых гормонов.

В некоторых областях мозга женщины имеют больший объем серого вещества.

Различия также возникают в случае вероятности наличия некоторых заболеваний ЦНС, нарушения кровотока в кровеносной системе (напр., обусловленного дисфункцией желудочков и т.д.), реабилитации после травм головного мозга.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга более выражена у мужчин, что может быть связано с большей успешностью реабилитации женщин после травм (меньшая степень асимметрии может упростить восстановление некоторых функций).

В случае пространственного внимания у мужчин была продемонстрирована более выраженная латерализация правого полушария.

Это можно интерпретировать как свидетельство широко распространенного убеждения, что пространственная ориентация мужчины развита лучше, чем у женщин.

Более высокая речевая эффективность женщин не была однозначно подтверждена. Но некоторые исследования показывают большую латерализацию этой функции у женщин.

Преимущества асимметрии с точки зрения эволюционной теории

В пользу гипотезы о преимуществах асимметрии, как фактора, влияющего на выживаемость, говорит контрольное исследование Л. Роджерса. Он предположил, что это преимущество заключается в способности параллельно выполнять различные задачи в обоих полушариях.

В исследовании использовались молодые цыплята – латерализованные (в определенный момент подвергавшиеся свету) были способны распознать опасность, создаваемую хищником, одновременно с первоначальным заданием – клювом зерна.

Не латерализованные цыплята не справились с этой задачей.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Кинезиологические недостатки

Кинезиологический анализ, в свою очередь, показывает негативный аспект асимметрии. Он заключает в том, что люди используют для деятельности только доминирующую сторону.

Это часто приводит к мышечному дисбалансу, напряжению доминирующей конечности (напр.

, руки и кисти), что подтверждается не только миографией, но и односторонними головными болями, шумом в ушах, другими неврологическими проблемами.

Известны также:

  • жевательный дисбаланс (жевание только на одной стороне);
  • различия в мимических мышцах;
  • локомоция нижних конечностей (перегрузка левой ноги правшами, ношение сумок на правом плече);
  • смещение туловища к недоминантной стороне (функция поддержки при выполнении деятельности доминирующей стороной);
  • прикладывание телефона к голове, использование компьютерной мыши доминирующей рукой;
  • смещение туловища в положении сидя с различной нагрузкой на седалищные кости и т.д.

Решение заключается в осознанном, симметричном движении, более частых расслабляющих паузах, расширении идеомоторного репертуара (йога, тай-чи, упражнения Фельденкрайза, танцы, массаж, индивидуальная физиотерапия и т.д.).

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Мифы об асимметрии мозга

Один из самых распространенных мифов о мозге заключается в том, что правая сторона отвечает за эмоции и творчество, а левая – за систематическое и аналитическое мышление.

Эксперты предполагают, что эта ошибка была сделана учеными, обнаружившими, что повреждение на одной стороне мозга вызывали потерю определенных способностей. Эта концепция была подтверждена в 1960 г. путем присуждения Нобелевской премии Р. Сперри за раскрытие особой роли отдельных гемисфер головного мозга у людей.

Ученые провели исследования с пациентами, перенесшими рассечение мозолистого тела, соединяющего полушария, в рамках лечения эпилепсии. Невозможность гемисфер сотрудничать обусловила их разную реакцию на раздражители. Это привело к предположению, что они имеют разные функции.

В новом исследовании специалисты из области неврологии и психологии сканировали мозг более 1000 человек в возрасте 7-29 лет. В рамках тестирования была измерена их функциональная асимметрия (специфические психические процессы с размещением на каждой стороне мозга). У участников исследования не было обнаружено более сильной функции одной из гемисфер.

Исследователи признают, что некоторые функции происходят в той или иной части мозга. Язык, речь, имеет тенденцию располагаться слева, внимание, способность к образованию, изучению – справа. Но мозг не столь ясно разделен, как принято считать. Например, правая гемисфера участвует в обработке некоторых аспектов языка, в частности, интонации.

Читайте также:  Упражнения для развития эмоционального интеллекта у человека

Источник: https://vsepromozg.ru/oslozhneniya/asimmetriya-mozga

Особенности функциональной асимметрии мозга

Каждый человек индивидуален, отличаясь по характеру, темпераменту, специфической памяти и мышлению, манерам и умениям от другой личности.

Несомненно, серьезный след оставляют воспитательный процесс и социум, однако основной причиной считается функционирование центральной нервной системы.

Функциональная асимметрия мозга определяет особенность полушарий касательно эмоциональных  проявлений, высокой психической деятельности.

Особенности асимметрии

Функциональная асимметрия головного мозга характеризуется размещением функций психики относительно правой и левой гемисферы. Доказано, что деятельность левого полушария заключается в оперировании значимыми сведениями, чтении и счете.

Работа правого состоит из оперирования образами, ориентировки на местности, различения звуков в музыке; опознавания  объектов, внешности людей; а также воспроизведения снов.

Полушария работают взаимосвязано, представляя свою индивидуальность на функциональность мозга.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

По рассуждениям ученых, асимметрия гемисфер является прорывом эволюции, указывающим на большой показатель деятельности разума человека. В своей сущности асимметрия владеет генетическими корнями, то есть ей свойственна родовая передача.

Ее формирование происходит в близкой связи с обществом при публичном развитии личности. Полушарие, которое несет ответственность за работу речевого аппарата, положено рассматривать как доминантное. Большинство людей, согласно данной теории, владеет доминантой в качестве левой гемисферы и считаются правшами. У левши, наоборот, имеется зеркальное отражение в действии их мышления.

Исходя из доминирующих полушарий, всех людей разделяют на 3 категории:

  1. Левополушарные – составляют 42 % от общей численности.
  2. Правополушарные – 10 – 20 % населения.
  3. Равнополушарные – владеют равным формированием двух полушарий мозга, составляя 40 %.

Левши (правополушарные) всегда порождали интерес у общественности по причине своей индивидуальности. Раньше таких людей опасались, внося в это нелестное значение. При этом никакого заболевания, чтобы быть левшой, не существует. Психологические нарушения у людей не наблюдаются, считаясь индивидуальной чертой человека.

По статистике, левши зачастую становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами. А вот среди правшей часто появляются инженеры, математики, философы, лингвисты.

Самым простым методом определить принцип асимметрии мозга считается сравнение формирования левой и правой верхних конечностей.

Люди, которые пишут правой рукой, относятся к правшам и, разумеется, к левополушарной категории. У левшей все наоборот.

Есть небольшое количество людей, которые имеют умение одинаково проворно владеть обеими конечностями. Данную особенность называют амбидекстрией с врожденным и приобретенным проявлением.

У каждого человека определенность доминантности полушария и принципы размещения своеобразных функций посреди них достаточно индивидуальны.

Разделение функциональных обязательств посредине полушарий заложено генетически. При этом из-за влияния социальных причин происходит изменение функциональной асимметрии мозга.

Функция полушарий относительно несложной работы (органов чувств, мускулатуры скелета) рассмотрена учеными как условно эквипотенциальная. Отделы симметрии гемисфер равноценно способствуют движению и определенной ощутимости.

Вместе с тем данное усреднение не обходится без высшей корковой работы, эмоциональных проявлений, активационных процессов и привыкания.

Межполушарная асимметрия бывает:

  • анатомической – проявляется в морфологической смешанности гемисфер;
  • биохимической – выражается в различии реакции клеток, наличии нейромедиаторов;
  • психологической – моторная, сенсорная, когнитивно-эмоциональная.

Функциональная асимметрия между полушариями обуславливает ответственность левого полушария за результат вербального информирования, правого – за изменение зрительных и образных правомерностей.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Разделение функциональных нагрузок

У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний.

У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике.

Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.

Главные признаки левого полушария:

  • логические и важные аналитические способности мозга;
  • соображение по абстрактному виду;
  • возможность усваивать события, даты, имена;
  • функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;
  • способность определять схожесть среди объектов;
  • возможность проделывать нелегкие двигательные акты;
  • способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;
  • возможность давать оценку временным соотношениям;
  • умение определять схожесть по названиям.

Признаки правого полушария следующие:

  • соображение по типу конкретики;
  • музыкальный дар;
  • умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека;
  • способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;
  • умение воспринимать конкретный зрительный объект;
  • возможность распознавать определенные происшествия;
  • одновременное целостное и общее восприятие;
  • умение давать оценку пространственным отношениям;
  • возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
  • умение обозначать сходство относительно физических стимулов;
  • предположения, мечты.

И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости.

На этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет.

Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании.

Гемисферы объединены мозолистой плотью, служащей переправой посреди них и доходящей до остаточного формирования в 25-летнем возрасте. У женского пола она большого размера.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Асимметрия гемисфер близко взаимосвязана с симметричностью лица. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.

Зачастую у правшей нос отклонен на правый бок, когда у левшей – на левую сторону. Если поднята одна бровь, это свойственно  узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица.

Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга способствует выполнению гармоничной работы церебральных систем, чаще всего благодаря реципрокным отношениям. При этом возможно расположение функционального давления между 2 гемисфер, совмещение информации и наблюдение за 1 из полушарий.

Асимметрическая связь с полами

Существует близкий контакт асимметрии с полом. Среди заикающихся, леворуких, косоглазых, невротиков и детей с дислексией на 1 девочку доводится 5 мальчишек.

Доказано, что имеется отчетливая связанность между данными проявлениями, и все они непосредственно соединены с мозговой асимметрией.

К примеру, если принудительно переучивать леворукого ребенка писать правой рукой, у него нередко проявляются представленные отклонения, а также они становятся умственно отсталыми, у них возникают психозы, нарушения в речи.

Понимание об отличиях полов, функции мозга первоначально построены на итогах клинических и бихевиористических экспериментов. Если повреждена левая гемисфера по причине кровопотери, злокачественного образования либо хирургического вмешательства элемента височной доли относительно эпилептических припадков, нехватка вербальной работы у мужского пола случается часто.

Подобные нарушения правой гемисферы тоже ведут к сильной нехватке работы невербального течения у мужчин относительно женского пола. Заболевание по причине повреждения левой гемисферы происходит у мужчин в 3 раза больше с тяжелым течением. Отсюда было представлено заключение, что языковые и пространственные женские умения представлены симметричнее, по сравнению с мужским полом.

С отличиями полов в мозговой латерализации сопряжен психологический диморфизм:

  1. Различные умения и расположенности у полов.
  2. Разнообразная профпригодность, преференция.
  3. Неодинаковая обучаемость, находчивость.

К примеру, относительно вербальных умений (речевой аппарат, быстрота речи, орфография, непродолжительное запоминание, комфортность мысли во всех классах) – большой показатель у женского пола. У них хорошо развито обоняние, которое с годами не так атрофируется.

У мужского пола хорошо развернута зрительная возможность. В учебном заведении они больше девочек разбираются в геометрических концепциях. Также гораздо значительнее мужчины добиваются успехов в шахматах, музыке, творчестве. Немного женщин, которые становятся сатириками, юмористками, комиками.

Вследствие асимметрии происходит согласованная работа конституции мозга. Из-за того, что отдельная из деятельностей мозга разделена касательно 2 гемисфер, клиническое течение при нарушении одного из гемисфер будет различаться.

Это дает возможность выделить функциональную асимметрию как результативное положение, чтобы выявить большое количество неврологических недугов.

Только единая функция 2 гемисфер, их асимметричная работа, позволит дать гарантию жизни и деятельности человека.

Источник: https://glmozg.ru/stroenie/osobennosti-funktsionalnoj-asimmetrii-mozga.html

Что такое межполушарная асимметрия, и за что отвечает каждое полушарие

Межполушарная асимметрия — это закономерность, характеризующаяся распределением  контроля над выполнением психических функций организма между правым и левым полушариями головного мозга.

Асимметрия мозга: функциональные отличия у женщин и мужчин

История развития концепции межполушарной асимметрии

Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы (ЦНС), регулирует деятельность внутренних органов организма и обеспечивает координацию высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие). Он не является цельным органом. Мозг разделен на правое и левое полушария, которые соединены мозолистым телом. Ранее считали, что полушария головного мозга  взаимодействуют друг с другом, выполняя схожие функции.

Однако  в 19 веке клиницисты  впервые  заговорили о неравнозначности выполняемых функций полушарий мозга – латерализации.

В 1836 году французский ученый Марк Дакс, основываясь на опыте работы сельским врачом, обнаружил, что у людей с повреждением левого полушария мозга наблюдаются нарушения речи, вплоть до полной потери способности разговаривать.

В 1861 году французский хирург Поль Брока проводя вскрытие пациента с потерей речи обнаружил, что у него повреждена лобная доля левого полушария. П. Брока в многочисленных докладах отстаивал свою точку зрения, согласно которой центр речи находится в левом полушарии мозга. На сегодняшний день данная область левого полушария имеет название зона Брока.

В 1868 английский невролог Джон Хьюлингс Джексон, основываясь на трудах коллег, высказал идею о ведущих функциях левого полушария и вспомогательных правого.

Немецкий психоневропатолог Карл Вернике обнаружил  у пациентов с травмой задней части верхней височной борозды левого полушария осложнения в освоении и понимании речи. Впоследствии эту зону назвали зоной Вернике.

Таким образом, многочисленные исследования, показавшие основную роль левого полушария в контроле речевых функций, создали концепцию доминантности полушарий, которая является отправной точкой в изучении проблемы межполушарного взаимодействия.

Типы межполушарной асимметрии

Изучением межполушарной асимметрии головного мозга занимались ученые из различных сфер: анатомии, биохимии, нейрофизиологии и психофизиологии. Следовательно, асимметрия проявляется на различных уровнях:

  • морфологическая асимметрия характеризуется различиями в структуре полушарий головного мозга (неравномерное строение борозд, извилин, разная форма и количество корковых полей, различия в размерах тех или иных зон);
  • биохимическая – неравномерное распределение нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, ацетилхолина) и пептидов;
  • психофизиологическая, или функциональная, асимметрия обусловливает распределение контроля сложных психологических процессов между полушариями головного мозга.

Различия функций левого и правого полушарий

Левое полушарие контролирует двигательную активность и чувствительность правой половины тела, правое полушарие – левой половины тела.

Так как зачастую ведущим полушарием является левое, преобладающее большинство людей являются правшами с левополушарным мышлением. Левшей насчитывается менее 9 %.

Однако, несмотря на контроль моторных функций правым полушарием, у 60% левшей  высшими психическими функциями управляет левое полушарие.

Функциональная межполушарная асимметрия основана на различии в типе мышления. Принято считать, что правое полушарие является ответственным за абстрактно-логическое мышление, левое – за пространственно-образное. Распределение доминирующего полушария индивидуально.

Основополагающие функции левого полушария связаны с эволюцией человека и специализацией самого человеческого мозга.

Следовательно, в мире преобладают люди с левополушарным мышлением, а также амбидекстеры  — люди, у которых оба полушария в равной мере отвечают за выполнение высших психических функций.

Левое полушарие отвечает за контроль следующих функций:

  • речь;
  • аналитическое, абстрактное мышление;
  • последовательное восприятие;
  • последовательную обработку информации;
  • восприятие времени;
  • идентификация и нахождение сходства предметов.
Читайте также:  Диета при атеросклерозе сосудов головного мозга: полезные продукты

Правое полушарие в ответе за:

  • оценка неречевых звуков, музыкальные способности;
  • эмоциональная окраска речи;
  • пространственная ориентация;
  • обработка невербальной информации;
  • воображение (фантазии, мечты, художественные способности);
  • восприятие зрительных объектов.

Половые и возрастные особенности асимметрии

На протяжении изучения анатомии и психофизиологии человека, вставал вопрос о гендерных различиях в состоянии высших психических функций. Отечественные и зарубежные ученые (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Э.

Голдберг) изучали психофункциональные различия мужчин и женщин.

В ходе исследований было выявлено, что во время проявления таких высших функций как восприятие, память и внимание у мужчин и женщин активнее используются разные части мозга, так как префронтальные отделы мозга у полов структурно отличаются.

У женщин более развито левое полушарие, а у мужчин -правое. Известно, что в пренатальный период в эмбриональной стадии у девочек левое полушарие мозга развивается быстрее, при этом замедляя структурное развитие правого полушария. Однако для женщин характерно межполушарное взаимодействие, в то время как мужчинам присуща ярко выраженная асимметрия.

Возрастные особенности развития организма также сказываются на проявлениях функциональной межполушарной асимметрии. В детском возрасте оба полушария в равной степени участвуют в формировании  и осуществлении речевых функций.

Таким образом, если у ребенка произойдет поражение левого полушария мозга, правое полушарие «возьмет на себя» часть контроля над формированием речи. Однако полноценное замещение левого полушария правым учеными не доказано.

Окончательное разделение функциональных обязанностей между полушариями мозга происходит к 12-14 годам.

В период взрослости различия в обработке информации становятся более выражены: у мужчин становится выше уровень конструктивного мышления, запоминания невербализуемых фигур, проекционного представления, у женщин — точнее зрительное восприятие, обработка слуховой информации.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/mezhpolusharnaya-asimmetriya

Связь асимметрии мозга с полом

8 Г Л А В А 1 . А С И М М Е Т Р И Я О Р Г А Н И З М О В И О Р Г А Н О В

вербальное—невербальное (Kimura, 1973), временнóе—пространственное, аналитическое— синтетическое (Hellige, 2001), последовательное—целостное (восприятие), абстрактное— конкретное, логическое—интуитивное (Harrington, 1987). Специализацию полушарий связывали с определением цели и её реализацией, с индуктивным и дедуктивным (Бианки, 1985), а также числовым и аналоговым способами обработки информации (Иванов, 1978; Спрингер, Дейч, 1984).

В латерализации усматривали способ удвоения информационной емкости мозга, хотя, казалось, она может увеличить надежность, но не емкость и даже с западным техницизмом и восточным мистицизмом.

Дэвидсон (Davidson, 2004) предположил, что левое полушарие специализируется на приближение (approach), а правое—на избегание (avoidance).

Наследование асимметрии мозга. Корреляции по асимметрии были небольшими между родителями и детьми и отсутствовали между братьями и сестрами (Bryden, 1975).

В последние десятилетия много внимания стали уделять исследованию зависимости функциональной асимметрии мозга от пола (Отмахова, 1984; Бианки, 1985; Тетеркина, 1985; Спрингер, Дейч, 1984). Такая связь обнаружена не только у человека, но и у многих животных. Бóльшая степень асимметрии мозга обнаружена у самцов крыс и китов (Walker, 1980).

Бианки (1985) обнаружил половые различия у крыс при решении пространственных и временных задач и многократно подчеркивает, что функциональная межполушарная асимметрия чаще встречается и более сильно выражена у самцов, чем у самок.

Бóльшая функциональная асимметрия и более высокая межполушарная связь париетальной коры у самцов крыс по сравнению с самками была показана методом ЭЭГ (Juarez, Corsi-Cabrera, 1995).

АС И М М Е Т Р И Я М О З Г А И П О Л О В О Й Д И М О Р Ф И З М У Ч Е Л О В Е К А

Учеловека связи между асимметрией мозга и полом были замечены давно. Ещё в прошлом веке Крайтон-Браун (Crichton-Browne, 1880) высказал гипотезу, что тенденция к асимметрии двух полушарий сильнее у мужчин. Противоположную гипотезу высказали Баффри и Грей (Buffery, Gray, 1972).

В настоящее время большинство авторов поддерживает первую гипотезу. Анализ большого количества работ свидетельствует, что несмотря на значительный разброс данных, латерализация функций больше выражена у мужчин (Voyer, 1996; Hiscock-Kalil et al., 1994,1995).

Отмечают, что значительные внутриполовые различия затрудняют поиск существующих небольших различий между полами.

О том, что такие различия существуют свидетельствует во-первых, большое число разных методов (клинические исследования, изучение поведения, нейровизуализация), которыми были получены данные.

Обзор исследований, не подтверждающих это заключение, показывает, что в большинстве из них сообщается об отсутствии различий между полами и очень редко можно встретить работы, свидетельствующие о большей латерализации у женщин. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований.

Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей (Wada, 1975). Использование методов измерения мозгового кровотока и магнитно-резонансной томографии в ходе вербальной и фонологической обработки слов показало бóльшую межполушарную асимметрию височных плоскостей у мужчин, чем у женщин (Coney, 2002; Levy, Heller, 1992; Shaywitz et al., 1995).

Г Л А В А 1 . А С И М М Е Т Р И Я О Р Г А Н И З М О В И О Р Г А Н О В 9

У мужчин значительно чаще, чем у женщин обнаруживается также преимущество правого уха, левой руки (у правшей) при тактильном узнавании предметов (дигаптическая стимуляция) (Спрингер, Дейч, 1984).

Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

Большинство авторов сходятся в том, что латерализация полушарий четче выражена у мужчин.

Есть данные, что в онтогенезе асимметрия мозга появляется раньше у мальчиков. Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет (Witelson, 1976).

Исследования полушарной асимметрии мозга привели к предположению, что половые различия

ввербальных и пространственных способностях могут быть связаны с разным распределением этих функций между полушариями у мужчин и женщин. При повреждениях левого полушария,

врезультате кровоизлияния или опухоли, или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин.

Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами (McGlone, 1978, 1980). Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер.

Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин (Спрингер,

Дейч, 1983, McGlone, 1980).

Вбольшом критическом обзоре, посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак Глон (McGlone, 1980) обсуждает два вопроса: а) существуют ли значимые половые различия в асимметрии мозга по вербальным и пространственно-зрительным функциям? И если да, то б) организован ли мозг одного пола более симметрично, чем другого? Рассмотрев около 500 работ и комментарии к ним 33 специалистов, Мак Глон считает, что “гипотеза существования половых различий функциональной асимметрии мозга выдерживает критику в нескольких направлениях”. Она приходит к выводу, что “существует впечатляющее скопление данных, позволяющих предположить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и по невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для зрелого организма”.

Вбольшинстве исследований, посвященных половым различиям, была выявлена меньшая асимметрия мозга у женщин по сравнению с мужчинами. Для познавательных способностей различия включали языковые способности (Bryden, 1979; Franzon, Hughdahl, 1986; Shaywitz et al., 1995), пространственную ориентацию (Witelson, 1976; Corballis and Sidey, 1993),

пространственное внимание (Hausmann et al., 2002) и распознавание лиц (Rizzolatti, Buchtel,

1977; Borod et al., 1983).

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Й П О Л О В О Й Д И М О Р Ф И З М

Психологический половой диморфизм проявляется во многих сферах: разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и профессиональный преферендум, разная обучаемость и сообразительность.

Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития отличаются мало.

Однако, число мужчин на обоих концах нормального распределения, построенного по результатам измерения коэффициентов интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. На основе подобных

1 0 Г Л А В А 1 . А С И М М Е Т Р И Я О Р Г А Н И З М О В И О Р Г А Н О В

исследований было сделано заключение, что диапазон умственных способностей мужчин значительно шире (Lehrke, 1978; Benbow, Stanley, 1980; Mosiey, Slan, 1984; Rothman, 1988).

Мужчины и женщины отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей, но и качественно. Например, по вербальным (языковым) способностям во всех возрастных группах более высокий уровень наблюдается у женщин.

По данным МакКоби и Жаклин (MaсСoby, Jakline, 1972), в раннем детстве речевые навыки у девочек развиваются быстрее, чем у мальчиков.

Девочки начинают говорить на 2–6 нед раньше мальчиков и все предшкольные годы сохраняют первенство по артикуляции, понятности, вразумительности речи, которая у них по своему звучанию и модальности стоит ближе к речи взрослых (Wellman, 1931; Goodenough, 1957; Darbey, 1961).

У девочек по сравнению с мальчиками более выражена беглость речи, им лучше даются письменные и устные языки (Hall, 1985; Kelly, Britton, 1996). Девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь и более тонкая координация (McNemar, 1942; Maccoby, Jakline, 1974; Watson, 1991).

Преимущества женщин установлены по разным показателям: речи в целом, беглости речи, правописанию, навыкам чтения и др. (Блинков, Глезер, 1964; Harris, 1978; McGlone, 1978,1980; Levy, 1978; Maccoby, Jaklin, 1974). Результаты женщин выше по кратковременной памяти. Отмечается также более высокая степень конформности мышления у женщин (McGlone, 1980).

С другой стороны, у мужчин лучше развиты пространственно-зрительные способности. Мальчикам лучше даются математика и счет и у них лучше развиты механические и пространственно-зрительные способности.

В детстве у мальчиков и девочек наблюдаются примерно одинаковые способности (Maccoby, Jaklin, 1972), однако в школьные годы мальчики начинают проявлять более выраженную склонность к решению зрительных и пространственных задач и продолжают более успешно заниматься этой деятельностью, будучи взрослыми (Levine et al., 1999).

Различные типы пространственных заданий включали мысленное вращение объектов, мысленное составление фигур из элементов, восприятие горизонтальности, распознавание форм, включенных в другие формы и оценка скорости движения объектов.

В школе мальчики значительно лучше девочек понимают геометрические задачи, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике (Harris, 1978). Мужчины лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, определяют направления городов, рек, дорог, легче определяют левое—правое.

Наибольшие различия отмечены для мысленного вращения объектов, а также по трехмерным задачам по сравнению с двумерными (Halpern, 1992; Phillips, Silverman, 1993). По многим тестам только 20–25% женщин превышает среднее значение для мужчин.

В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они превосходят женщин в игре в шахматы, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности (Harris, 1978; McGlone, 1980). Мало женщин в области юмора: среди сатириков, юмористов, комиков и клоунов.

У мужчин выше показатели в тестах на способность к пространственной ориентации (Harnqvist, 1997). Мужчины также чаще используют понятия сторон света и оценки расстояния до объектов, тогда как женщины используют относительные направления (такие как направо и налево) и ключевые точки на местности (Ward e.a., 1986; Bever, 1992; Galea, Kimura, 1993).

Читайте также:  Работоспособность мозга: как улучшить и от чего зависит

Большинство этих фактов неоспоримо. Спорят только об их трактовке. В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчинылевши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий (Levy, 1978).

Теории половых различий в асимметрии мозга

Для объяснения половых различий в асимметрии мозга было высказано несколько гипотез. Вебер (Waber, 1976) предположила, что они связаны не с полом как таковым, а с различиями в темпах развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае,

Источник: https://studfile.net/preview/6825680/page:6/

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин.

Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер.

Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

С половыми различиями в латерализации мозга связан психологический половой диморфизм: разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность.

Трудно составить систематизированное описание различий индивидуальных профилей асимметрии мужчин и женщин. Многочисленные высказывания можно разделить на две группы. В одной утверждается, что леворуких больше среди мужчин, в другой — среди женщин.

Несравненно меньше публикаций о несходстве сенсорных асимметрий. Левое ухо мужчин более чувствительно к различению простых акустических звуков, чем правое; у женщин асимметрия менее выражена [Вольф Н. В., Цветовский С. Б. 1985].

В эксперименте с тахистоскопическим и дихотическим предъявлением словесных и несловесных стимулов преобладание правого уха (в восприятии словесных стимулов) было у мужчин, левого (в восприятии неречевых стимулов) у женщин-правшей; при восприятии музыкальных мелодий обнаружилось незначительное преобладание левого уха мужчин-правшей и значительное — у женщин-правшей, а у женщин-левшей это преобладание было незначительным [Piazza D., 1980].

Точность гаптической идентификации стимулов оказалась выше у мальчиков, чем у девочек, в возрасте 10 лет и старше [Posluszny R., Barton K., 1981]. Вкусовая чувствительность больше у женщин, хотя и у женщин, и у мужчин она острее на левой половине языка [Благовещенская Н. С, Мухамеджанов Н.3., 1985].

Большой обзор о различиях асимметрий у мужчин и женщин McGlone (1980) заключает: «Существует впечатляющее скопление данных, позволяющих предположить, что мозг мужчины может быть организован более асимметрично, чем мозг женщины, как по вербальным, так и по невербальным функциям.

Эта тенденция редко наблюдается в детстве, но часто важна для зрелого организма». Она ссылается на то, что афазия вследствие повреждения левого полушария мозга отмечается у мужчин в 3 раза чаще, чем у женщин.

Есть мнение, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши; характеризуется пониженной (по сравнению с мозгом мужчины-правши) специализацией полушарий [Levy J., 1978, 1982].

Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности.

Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике. В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое-правое.

В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов.

У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом.

У мужчин и женщин в возрасте 20-30 лет изучалась электрическая активность мозга при запоминании 1) существительных, 2) музыкальных отрывков, 3) десяти двузначных чисел.

На основании полученных данных предполагается, что мозг мужчины более асимметричен, что у женщин «речевые функции локализованы в обеих гемисферах, и это приводит к использованию ими преимущественно вербально-аналитической стратегии решения даже в невербальных задачах».

Говорится о «большей выраженности половых различий в ЭЭГ правого полушария».

Это объясняется тем, что левое полушарие «специализировано одинаково у мужчин и у женщин, именно для аналитического, последовательного вербально-логического мышления»; правая же гемисфера, у мужчин «более специализирована в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду ее участия в речевом поведении. Другими словами, специализация правого полушария у мужчин и женщин различна» [Коновалов В. Ф., Отмахова Н. А., 1984].

В основе изложенных различий асимметрий у мужчин и женщин [Levy J., 1978] предполагают роль эволюционных факторов. Мужчины в эволюции исполняли роль охотников и руководителей, и имели преимущества те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями. Женщины постоянно использовали навыки, связанные с воспитанием детей, использованием речи в качестве средства общения.

Более убедительна, на наш взгляд, концепция В. А. Геодакяна (1983) о дифференциации полов как «о выгодной форме информационного контакта со средой». Речь идет о специализации «по двум главным альтернативным аспектам эволюции». Первый — генетический аспект (передача информации от поколения к поколению), обеспечивает сохранение.

Второй — экологический аспект (получение информации от среды), обеспечивает изменения. Задачу сохранения генетической информации реализует больше женский пол, а изменения — мужской.

Эволюционная устойчивость человеческой популяции повышается за счет сопряженных подсистем, «специализированных по консервативным и оперативным тенденциям».

Источник: https://studwood.ru/915302/psihologiya/svyaz_asimmetrii_mozga_polom

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

. . .

Еще в древних мифологиях и обрядах правая сторона тела ассоциировалась с мужским началом, а левая — с женским (В. В. Иванов, 1978). Конечно, эти представления были наивными, и все же половые различия в проявлении функциональной асимметрии были выявлены многими исследователями.

По данным М. П. Брайдена (M. P. Bryden, 1977), мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин — с плохими.

Мужчины и женщины различаются по билатеральной электрокожной активности (M. Ketterer, B. Smith, 1977), по взаимосвязи разных форм асимметрии больших полушарий (R. E. Gur, R. С. Gur, 1977), латерализации эмоций (R. Alford, K. Alford, 1981; J. Borod, H. Caron, 1980; R. Graves et al., 1981; Е. Ladavas et al., 1980).

Показано, что при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины — обоими. По теории Г. Ленсделла (H.

Lansdell, 1962), подтвержденной его собственными наблюдениями над больными эпилепсией и данными более поздних исследований, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну в обоих полушариях.

В связи с этим у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого полушария — невербальных, у женщин успешность выполнения вербальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие повреждено. И если в результате несчастного случая повреждается левое полушарие, у женщин восстановление основных функций (за счет правого полушария) происходит быстрее, чем у мужчин.

Девочки распознают на ощупь предметы одинаково хорошо правой и левой рукой, между тем как мальчики значительно лучше распознают предметы, когда ощупывают их левой рукой.

Д. Лейк и М. Брайден (D. Lake, M. Bryden, 1976) выявили, что правое ведущее ухо у мужчин встречается чаще, чем у женщин (соответственно в 73,6 % и 62,2 %). Однако ряд исследователей считают эти различия случайными.

Н. Гешвинд (N. Geschwind, 1978) полагает, что существует мозг мужской и мозг женский. Он утверждает, что тестостерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого полушария головного мозга.

Следствием этого является увеличение у представителей мужского пола правого полушария. Таким образом, именно им на роду написано стать выдающимися музыкантами, художниками, математиками. Этот вывод вроде бы подтверждается данными В. Д. Еремеевой и Т. П.

Хризман (2001): в массовой школе более успешны в начальных классах мальчики правополушарного типа («художники») и девочки левополушарного («мыслители»).

Однако в гимназии, где в первом классе введен иностранный язык и предметы преподают разные учителя, у мальчиков картина обратная: более успешно учатся левополушарные, а не правополушарные.

По данным Д. Джианитрапани (D. Giannitrapani, 1981), у мужчин функциональная асимметрия мозга выражена сильнее, чем у женщин. Амплитудные характеристики альфа-ритма ЭЭГ у женщин в левом полушарии выражены слабее, чем в правом; у мужчин наблюдается обратная картина (W. Haynes, W. Moore, 1981). В. Ф. Коновалов и Н. А.

Отмахова (1984) нашли, что межполушарная функциональная асимметрия (по ЭЭГ) у женщин при запечатлении различной информации выражена меньше, чем у мужчин. К сходным выводам при изучении функциональной асимметрии с помощью регистрации ЭЭГ пришли и другие исследователи (W. Ray et al., 1976; S. Trotman, G. Hummond, 1979; S. Warrenberg, R.

Pagano, 1981).

Вообще, многие авторы отмечают, что выраженность функциональной асимметрии у женщин в целом ниже, чем у мужчин, и близка к таковой у амбидекстров и у лиц с семейной леворукостью (B. Jones, 1979; R. Kail, A. Siegel, 1978; J. MacGlone, 1980; S. Trotman, G. Hummond, 1979).

Однако такое заключение выглядит слишком общим, не учитывающим всю сложность такого явления, как функциональная асимметрия.

Многое зависит от показателя, который принимался во внимание при выявлении асимметрии: двигательный навык или двигательное качество, от того, какая система (двигательная, слуховая, зрительная) рассматривается. Например, по моим данным (Е. П.

Ильин, 1958), различий между лицами мужского и женского пола в степени выраженности асимметрии по силе рук нет.2 В одни возрастные периоды асимметрия может быть не намного больше у мужчин, а в другие периоды — у женщин.

2Степень выраженности асимметрии рук определяется через отношение силы правой руки к силе левой в процентах и показывает, насколько процентов правая рука сильнее левой.

Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова пришли к выводу, что левое полушарие и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для аналитического, последовательного вербально-логического мышления.

Правое же полушарие у мужчин более специализировано в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду участия его в речевом поведении.

Другими словами, заключают авторы, специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.

Некоторые подробности о половых различиях в проявлении функциональной асимметрии мозга можно найти в книге С. Спрингера и Г. Дейча (1982).

Источник: https://bookap.info/genpsy/ilyin/gl9.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector