Центр речи: развитие и различные патологии

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Центр речи: развитие и различные патологии

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами.

Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми.

Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром.

При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными.

Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

Центр речи: развитие и различные патологии

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми.

У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада.

Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

Центр речи: развитие и различные патологии

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата.

Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы.

Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Центр речи: развитие и различные патологии

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми.

Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи.

Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

Центр речи: развитие и различные патологии

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

  • В этой группе опираются на медицинские критерии.
  • Нарушения голосообразования или фонации
  • У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/u-detej/

Речевые центры головного мозга человека

Первые исследования, связанные с различными проявлениями нарушения речи, проводились еще в середине 19-го века.

В 1830-ых годах, один из врачей-неврологов опубликовал свои исследования, которые говорили, что у пациентов с инсультом правого полушария, в большинстве случаев не выявляются речевые расстройства.

Однако с левым пораженным полушарием, пациенты страдали параличом одной стороны тела, вследствие чего и проявлялись определенные речевые патологии. Эти исследования, в дальнейшем выявили, что именно левая часть мозга в большей степени отвечает за наши когнитивные возможности.

Мозг состоит из нескольких речевых центров, которые, как правило, располагаются в левой части полушария. Поэтому даже частичное поражение одного из них вызывает определенные речевые патологии.

Центр речи: развитие и различные патологии

На сегодняшний день были выявлены 2 основные, речевые зоны:

  1. Моторная или центр Брока
  2. Сенсорная или центр Вернике

Каждая зона имеет разное расположение и отвечает за свои, определенные функции, которые мы сейчас подробно и разберем.

Расположение и функции

Каждый центр задействует свою область, следовательно, задействуются несколько участков коры. Существует 2 центральных мозговых отдела, отвечающих за речь:

Еще 100 лет тому назад, врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция.

Он выявил, что именно этот центр речи в головном мозге, который располагается в передней части, рядом с двигательным отделом и вызывает различные признаки нарушения, вследствие того, что именно этот отдел контролируют мышечную функциональность. Данная область вскоре получила название – речевой моторный центр или центр Брока.

Читайте также:  Волчанка системная: продолжительность жизни при заболевании

Центр речи: развитие и различные патологии

Повреждение этого центра вызывает афазию Брока, при которой пациент не в состоянии выполнять определенные речевые движения. Имеет несколько подвидов.

Данная область располагается в заднем отделе височной области.

Поражение данного центра головного мозга приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами.

Этот вид поражения получил название  — сенсорная афазия. При удалении этой зоны пациент не в состоянии понимать речь, а также полностью отсутствует возможность разговаривать.

Одну из ключевых ролей в речевой функциональности мозга занимает теменная область коры. Одна из видов афазии является амнезия, при которой человек забывает ряд слов или действий.

Причины и классификация нарушений речи у детей

Становление речевого аппарата, является одной из ключевых особенностей для полноценного развития малыша. Дети с отсутствием патологий развивающихся патологий, показывают высокие способности к овладению всеми речевыми функциями. Поэтому очень важно знать, какие причины могут спровоцировать их нарушение.

К причинам появлению определенных расстройств речи, относят:

  • Тяжелая беременность и роды
  • Поражение слухового органа
  • Торможение развития психики
  • Генетическая предрасположенность
  • Физические патологии и перенесшие тяжелые заболевания

Не стоит забывать, что неправильное воспитание, отсутствие должного внимания к ребенку и редкое с ним общение может вызвать некоторые дефекты речи в будущем на фоне психической составляющей.

Обследование на наличие нарушений у ребенка принимают участие сразу несколько специалистов (логопед, психолог и другие). На данный момент не было утверждено какой-либо единой системы классификации расстройств речи, при этом множество ученых создали свои определенные классифицирующие схемы.

Центр речи: развитие и различные патологии

Наиболее часто принимают во внимание классификацию расстройств с описание проявляющихся признаков — О. Бадалян:

  1. Расстройства речевых центров головного мозга, которые связаны с целостным повреждением ЦНС. Поэтому у детей они имеют следующие различия:
  • Афазия при которой происходит постепенное разрушение функций речи по причине повреждения корковой зоны
  • Алалия – комплексная недоразвитость речи по причине повреждения корковой зоны в период до ее становления
  • Дизартрия – в отличие от афазии, в этом случае выявляется некоторое ограничение в подвижности органов речи.
  1. Речевые патологии, связанные с функциональными нарушениями ЦНС (заикание, мутизм)
  1. Возникновение нарушений по причине аномальных изменений артикуляционного аппарата
  1. Торможение развития речевой функциональности при различных провоцирующих факторах (недоношенность, тяжелые заболевания ребенка, неправильное воспитание и т. д.)

Нарушение речи после инсульта

Довольно часто можно услышать, что взрослые пациенты, перенесшие инсульт, не могут сформулировать слова, говорят обрывками или вообще теряют возможность разговаривать. Специалисты выделяют 2 группы речевых нарушений у взрослых:

Это патологическое состояние возникает по причине нарушения иннервации мышц речевого аппарата. То есть это говорит о том, что после инсульта больной теряет возможность говорить по причине пареза речевых мышц. В зависимости от локализации выделяют:

  • Бульбарную
  • Псевдобульбарную
  • Корковую
  • Подкорковую
  • Мозжечковую

Из положительных факторов в дальнейшем можно отметить, что данное расстройство достаточно хорошо поддается лечению. Также после инсульта, дизартрия не вызывает слуховых расстройств, то есть пациент отлично слышит окружающих.

Носит системный характер и охватывает весь мозговой отдел, отвечающий за речь и ряд психических процессов, которые связаны с ее организацией. Вследствие этого психическое состояние пациента также терпит некоторые патологические изменения.

Центр речи: развитие и различные патологии

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, афазия классифицируется на следующие подвиды:

  • Афферентная. Характеризуется отсутствием регулирующей возможности органов движения (языка и губ). То есть в этом случае, больной просто не в состоянии произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Второй подвид моторной афазии, отмечается поражением отделов мозга, которые ответственны за произношение. Стоит отметить, что пациент в состоянии произнести какой-либо звук или слог, но произнести предложение из нескольких слов, будет невозможным.
  • Сенсорная. В этом случае наблюдается сильное расстройство понимания речи, при этом слуховое восприятие не нарушается.
  • Динамическая. Имеет 2 варианта течения, в 1-ом случае нарушается регулирующая функция речи, а 2-ой вариант выражается в трудности построения ее конструкций.
  • Акустико-мнестичесая. Характеризуется отсутствием восприимчивости речи на слух, то есть если быть точнее, пациент может услышать и понять речь, а вот удержать ее в памяти не представляется возможным.
  • Амнестическая. Память нарушена, пациент не в состоянии запомнить окружающие его предметы, однако он помнит их назначение.
  • Тотальная. Сюда включается моторное (афферентное или эфферентное) расстройство и сенсорное. В этом случае пациент полностью теряет устную речь.

При обнаружении какой-либо из вышеперечисленной симптоматики, стоит немедленно обратиться к врачу, с целью установления типа речевого нарушения. Только квалифицированный врач определит главную причину нарушения и назначит правильное, терапевтическое лечение.

Врач невролог Махеев Константин Олегович.

Источник: http://umozg.ru/struktura/centri-rechi-cheloveka.html

Центр патологии речи и нейрореабилитации в Москве, запись на прием онлайн

В Москве функционирует специализированная служба нейрореабилитации.

Центр патологии речи и нейрореабилитации (цпр и нейрореабилитации) осуществляет комплекс лечебно-нейрореабилитационных, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий по восстановлению высших речи.

Пациентов лечат в центре реабилитации речи и нейрореабилитации на Таганке, шкловском центре патологии речи и нейрореабилитации. Коррекцию речи и нейрореабилитацию успешно проводят специалисты Юсуповской больницы.

Центр речи: развитие и различные патологии

Причины, виды и симптомы нарушений речи

Реабилитологи оказывают медицинскую помощь пациентам со следующей патологией:

  • последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции и других заболеваний центральной нервной системы, в результате которых нарушаются высшие психические (в том числе речь) и двигательные функции;
  • заболеваниями гортани и с нарушением голоса;
  • заиканием, заикоподобными расстройствами речи.

В Юсуповской больнице создана мощная диагностическая база. Врачи с помощью современной аппаратуры ведущих фирм Европы и США проводят комплексное обследование пациентов:

  • биохимические, общеклинические, гематологические, иммунологические и генетические исследования;
  • ультразвуковое исследование;
  • функциональную диагностику сердечно-сосудистой системы;
  • компьютерную и магнитно-резонансную томографию, в том числе функциональную МРТ головного мозга и МРТ с ЭЭГ-картированием.

В клинике реабилитации работают профессора и врачи высшей категории, которые применяют авторские методики нейрореабилитации. Юсуповская больница сотрудничает с ведущими нейрореабилитационными центрами Москвы. Пациенты имеют возможность пройти наиболее сложные обследования в институте патологии речи и нейрореабилитации.

Нейрореабилитация включает:

  • медикаментозную терапию;
  • индивидуальные и групповые логопедические занятия;
  • нейросенсорный тренинг;
  • нейролингвистические анализы и программирование;
  • эрготерапию;
  • индивидуальные и групповые занятия лечебной физкультурой;
  • различные виды массажа;
  • иглорефлексотерапию;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию;
  • компьютеризированные и механические тренажёры, вертикализаторы.

Многопрофильная команда специалистов восстанавливает высшие психические функции, в том числе речь, возникшие в результате очаговых поражений головного мозга вследствие перенесенного инсульта, операций, черепно-мозговых травм. Специализированная помощь оказывается пациентам с нарушениями общения и коммуникации, расстройствами голоса, сопутствующими нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями.

Речевые нарушения – это отклонения речи, нарушения вербальной коммуникации и речевой моторики. Причины речевых расстройств многочисленны:

  • отягощённая наследственность;
  • приёмом лекарственных препаратов;
  • осложнения во время беременности и родов;
  • преждевременные роды.

Расстройства речи развиваются следствие патологии речевого аппарата, нарушения психомоторного развития ребёнка, перенесенных черепно-мозговых травм и острых нарушений мозгового кровообращения.

Известны следующие симптомы нарушений речи:

  • расстройства экспрессивной речи – у человека очень ограничен словарный запас, он испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз;
  • экспрессивно-рецептивное расстройство речи – к предыдущим симптомам присоединяются проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз;
  • фонологическое расстройство – неспособность использовать при разговоре отдельные звуки, пациент допускает ошибки при произношении, воспроизведении или использовании звуков;
  • заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

У пациентов врачи выявляют следующие виды нарушений речи:

  • дизартрию – нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата;
  • дислалию – расстройство звукопроизношения, которое характеризуется отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи;
  • дисглоссию – нарушение речи, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов (губ, верхней, нижней или обеих челюстей, нёба, наличием щелей между зубами или неправильного расположения зубов, дефектами языка и патологией носа;
  • дисфемию – речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными нарушениями моторной мозговой координации;
  • афазии – отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи;
  • дислексию – расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека.

Центр речи: развитие и различные патологии

  • Татьяна Александровна Косова
  • Заведующая отделением восстановительной медицины, врач-невролог, рефлексотерапевт

По данным статистики ВОЗ, в России регистрируется высокий показатель диагностирования инсульта. С каждым годом количество случаев растет. Подсчитано, что ежегодно диагностируется около 400 тысяч новых случаев. Инсульт поражает каждого 3 человека на 100 тысяч населения.

В 30 % случаев впервые возникшее нарушение мозгового кровообращения заканчивается летальным исходом. В 20 % случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60 % становятся инвалидами, а у 10 % утрачивается способность к самообслуживанию. Инсульт опасен своими осложнениями. Чаще всего пациенты страдают речевыми дисфункциями.

На долю афазии приходится 30–40 % случаев, дизартрия развивается в 15 %.

Для работы с пациентами, перенесшими инсульт с развитием нарушений речи, на базе Юсуповской больнице функционирует Центр патологии речи и нейрореабилитации.

Опытные неврологи и реабилитологи разрабатывают индивидуальную программу восстановления для каждого пациента. Для этого используется комплекс, состоящий из лечебной физкультуры, физиотерапии, а также занятий с логопедом.

Такой подход позволяет сократить восстановительный период и добиться положительных результатов за минимальное количество времени.

Читайте также:  Кружится голова при повороте: причины возникновения

Нарушения речи после инсульта

После перенесенного инсульта из-за поражения речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей могут возникнуть различные виды афазий:

  • моторная – нарушение речи, при котором человек с трудом произносит слова, но справляется с произнесением отдельных звуков и понимает речь других (при тяжёлой моторной афазии речь отсутствует);
  • сенсорная – нарушение понимания речи при сохранении слуха и способности говорить;
  • семантическая – человек может говорить, но не воспринимает смысл сложных лексических конструкций, путается в окончаниях и предлогах, не понимает формулировок, которые отражают сравнение и пространственные отношения;
  • тотальная – тяжёлое нарушение речи, которое характеризуется полным отсутствием понимания речи и способности говорить.

Максимального эффекта восстановления речи можно добиться в первые три месяца после инсульта. Восстановление в условиях клиники реабилитации идёт значительно быстрее, чем дома. Если с момента инсульта прошло от полугода до 2 лет, улучшения возможны, но процесс будет сложным и длительным.

На первом этапе реабилитации логопеды и реабилитологи «растормаживают» речевую функцию. Занятия начинают с лёгких упражнений, доступных пациенту. В ходе реабилитации их сложность нарастает.

В зависимости от вида афазии логопед подбирает необходимые упражнения: называние предметов, построение фраз. Для лучшего эффекта выясняет значимые для пациента темы, поскольку они являются более мотивирующими.

Для того чтобы не вызвать разочарование неудачей и уничтожить всю мотивацию к восстановлению речи пациенту не дают сложных заданий.

Сотрудники клиники реабилитации внимательно относятся к пациентам с нарушением речевой функции:

  • никогда не высказываются резко относительно больного в его присутствии;
  • контролируют выражение лица, чтобы не ранить его недовольной гримасой;
  • общаются с пациентом мягко и терпеливо;
  • много разговаривают с больным, поскольку при отсутствии общения исчезает речевая стимуляция и развивается депрессивное состояние.

Логопеды выполняют речевые упражнения. Родственникам рекомендуют вести с пациентом беседы, рассказывать ему о повседневных делах или каких-то положительных событиях. Такие диалоги стимулируют больного к общению, и мотивируют к скорейшему выздоровлению.

Одним из видов лечения пациентов с расстройствами речи, а также глотательных и дыхательных функций, который используют специалисты клиники реабилитации, является метод Кастильо Моралес. Он основан на ручном воздействии и психологическом контакте. Базовыми вариантами ручного воздействия при терапии по данному методу выступает прессование, потягивание и ручная вибрация.

Методы нейрореабилитации

Реабилитологи Юсуповской больницы применяют широкий набор методов нейрореабилитации. Это даёт возможность в каждом отдельно взятом случае выбрать оптимальный подход и разработать наиболее эффективную программу восстановления утраченных функций. Основными принципами реабилитации являются:

  • раннее начало реабилитационных мероприятий;
  • их систематичность и длительность;
  • комплексность, мультидисциплинарность и адекватность реабилитационных мероприятий;
  • активное участие в восстановительном процессе самого пациента, его близких и родных;
  • индивидуальный подход к составлению программы реабилитации.

Групповые или индивидуальные занятия лечебной физкультурой проводятся в залах и в палатах. Широко используются в комплексном лечении различные виды массажа. Процедуры проводят опытные массажисты владеющие методиками классического, сегментарного, точечного, рефлекторного массажа.

Наиболее часто при тяжёлых двигательных нарушениях используют следующие методики:

  • лечебную физкультуру;
  • гидротерапию (всевозможные водные процедуры);
  • электростимуляцию (стандартную, ЭМГ-триггерную);
  • аудиовизуальную стимуляцию, при которой на центральную нервную систему воздействуют посредством периодических импульсов света на зрительный анализатор и звука (щелчков или бинауральных биений на уши);
  • магнитную стимуляцию;
  • транскраниальную стимуляцию;
  • иглорефлексотерапию.

В клинике реабилитации работают кандидаты и доктора медицинских наук, ведущие специалисты в области нейрореабилитации.

Они владеют методиками PNF (проприоцептивного нейромышечного облегчения), Бобат-терапии, Vojta-терапии, концепции Маллиган, методом Кастильо-Моралеса.

Широко используют для восстановления нарушенных функций малую мануальную терапию, кинезиотейпирование и медицинское тейпирование.

Основой ранней двигательной реабилитации является онтогенетически обоснованная кинезотерапия.

Воспроизведение в методах кинезотерапии последовательности формирования движений пациента, а в обучении бытовым навыкам – физиологического соучастия позволяет пациенту заново пройти онтогенетический процесс становления моторики.

Реабилитологи Юсуповской больницы широко используют рефлекторные упражнения по системе Фельденкрайса и координационную гимнастику «Баланс». Это эффективные методики, простые в исполнении, что позволяет привлекать к занятиям с пациентов родственников и персонал клиники.

Пассивные движения и массаж назначают как можно раньше, с того дня, когда пациент приходит в сознание.

В раннем восстановительном периоде продолжают коррекцию положением, а массажные приёмы (лёгкое поглаживание) выполняют поверхностно на поражённых мышцах конечностей, в которых повышается тонус.

Для остальных мышц конечностей применяют более глубокий массаж – растирания и несильные разминания. Массаж комбинируют с осторожно проводимыми медленными пассивными движениями.

Если у пациента ещё не появился повышенный мышечный тонус, нет тугоподвижности в суставах, активные и пассивные движения начинают с удалённых от туловища отделов конечностей. При развитии повышенного мышечного тонуса, тугоподвижности и синкинезии (непроизвольных содружественных движений), начинают упражнения с крупных суставов конечностей.

Дыхательные упражнения применяют в качестве специальных упражнений, которые способствуют нормализации кровообращения, средства снижения общей и специальной нагрузки в процедуре лечебной гимнастики и массажа, для обучения пациентов правильному рациональному дыханию и снижения мышечного напряжения.

Эффективным методом восстановления двигательной активности после инсульта и черепно-мозговой травмы является PNF-терапия. Это наиболее передовая методика кинезиотерапии, то есть лечения движением. С помощью этой методики реабилитологи Юсуповской больницы восстанавливают у пациентов утраченную способность к движениям, увеличивают моторную функцию и предотвращают двигательные осложнения.

Основой Бобат-терапии является применение специальных положений тела пациента, приёмов ухода за ним. Они контролируют сенсорные стимулы к нервной системе.

Бобат-терапию специалисты клиники реабилитации используют как для снижения патологических рефлексов и патологических двигательных моделей, так и для создания реакций равновесия, нормального мышечного тонуса, правильных двигательных моделей.

Войта — терапия является методом нейрореабилитации. Его в Юсуповской больнице применяют в комплексном лечении пациентов с расстройствами моторных функций, развившихся из-за нарушений центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Концепция Маллиган – новый подход к решению проблем, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методику называют мобилизацией с использованием движений. Она основана на том, что пациент совершает движение, бывшее до этого болезненным.

Для того чтобы пройти курс коррекции речи и нейрореабилитацию, звоните по телефону Юсуповской больницы.

Центр речи: развитие и различные патологии Врач-невролог, кандидат медицинских наук

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: https://yusupovs.com/articles/neurology/korrektsiya-narusheniy-rechi-i-neyroreabilitatsiya/

Детям

Центр речи: развитие и различные патологии

В нашем Центре оказывается комплексная специализированная помощь детям и подросткам с различными видами речевой патологии.

doneНаши преимущества:

  • уникальные авторские методики реабилитации детей с речевой патологией
  • оказание помощи мультидисциплинарной бригадой: логопед,  психиатр, невролог, психотерапевт, нейропсихолог, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт, педиатр
  • современные методы лечебной, восстановительной и коррекционно-развивающей работы
  • персонифицированный подход к каждому пациенту
  • вариативность форм оказания помощи: амбулаторный режим, дневной стационар, круглосуточное пребывание

Как осуществляется приём на лечение

Для решения вопроса о возможности и целесообразности лечения ребенка в Центре необходимо пройти комплексное обследование специалистов (логопеда, психиатра, невролога,) в детском Консультативно-диагностическом отделении.

Куда направляют на лечение

После прохождения первичной консультации у специалистов Центра, на основании решения Отборочной комиссии дети направляются:

  • На лечение в Консультативно-диагностическое отделение Центра
  • На лечение в Дневной стационар Центра
  • На лечение в Стационарное отделение с круглосуточным пребыванием Центра
  • В иную медицинскую или медико-социальную организацию
  • Дети, имеющие постоянную или временную московскую регистрацию. Заявки принимаются через  он-лайн сервис приёма заявок на консультацию в детское консультативно-диагностическое отделение.
  • Иногородние и иностранные граждане. Предварительная запись по телефону+7 (495) 637-83-63 ежедневно с 8:00 до 20:00

История болезни пациента направляется на Отборочную комиссию после прохождения консультации у всех специалистов консультативно-диагностического отделения (логопед, психиатр, невролог).

На основании  комплексной оценки заключений всех специалистов – Отборочной комиссией может быть принято решение как с рекомендацией о лечении в нашем Центре, так и с рекомендацией обратиться в иную медицинскую или медико-социальную организацию.

Наиболее частой причиной направления в другую медицинскую организацию является необходимость проведения индивидуальных занятий с ребенком. Основной организационной формой логопедической помощи детям в Центре является групповая форма.

На основании заключений специалистов Центра (логопеда, психиатра, невролога) Отборочная комиссия выносит решение о возможности и целесообразности лечения ребенка в Центре.

Порядок формирования Детских групп

Если решением Комиссии Вашему ребенку рекомендовано лечение в нашем Центре, просим принять во внимание, что сроки зачисления на курс занятий зависят не только от очерёдности обращения в Центр.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП:

  • При первичном обращении однократным правом внеочередного получения помощи пользуются инвалиды детства, дети из многодетных семей.
  • Скорость набора в группы зависит от:
    • возраста ребенка
    • уровня его речевого развития
    • вида нарушения речи
    • степени тяжести расстройств и наличия сопутствующих факторов (особенностей внимания, работоспособности, поведения и эмоциональной сферы)
    • класса обучения и образовательного маршрута (для школьников).
  • Детям, которые поступают в 1 класс в текущем году, курс занятий не назначается в адаптационный период (1-3 четверти учебного года).
Читайте также:  Постоянные головные боли: причины, методы лечения, профилактика

Когда вызывают на лечение?

За месяц до планируемой даты госпитализации по указанному Вами телефону с Вами свяжется сотрудник Центра для выдачи направления (талона) на госпитализацию.

В случае отказа от госпитализации в предложенную дату или неявки на госпитализацию пациенты могут быть вновь зачислены только после повторного обследования у специалистов КДО и прохождения Отборочной комиссии.— Заявление об отказе от госпитализации

Источник: https://cprin.ru/detyam/

Центр патологии речи

Валерия

Если у вашего ребенка проблемы с речью — не ходите в Центр Патологии речи! Не повторяйте моих ошибок

Центр Патологии Речи в Москве — это огромный комплекс из нескольких отделений. Отделение для детей (бесплатное) — современное, красивое здание в несколько этажей. И в нем практически нет детей. За два посещения, что я там была, видела всего пару-тройку детей.

А все дело в том, что в Центр мало того, что нереально трудно попасть на прием. Так и на лечение-реабилитацию они почти никого не берут!
В инете вы, возможно, как и я встречали восторженные отзывы 3х-5 ти летней давности о…

Читать далее →

Аня

Расстройство экспрессивной речи

Начали заниматься в Центре Патологии Речи и тут же невролог поставила диагноз Расстройство экспрессивной речи. пришли мы туда с диагнозом ОНР-1, стертая дизартрия. Ребенку 4,6лет. У кого подобный диагноз, как лечится? Читать далее →

*****

Центр патологии речи и нейрореабилитации

Кто ходил на занятия в Центр патологии речи и нейрореабилитации на Таганке? Как вам показались их методики, есть ли изменения? В общем поделитесь своими впечатлениями!?Мы отходили уже почти курс, и что то я не поняла ничего…………… Читать далее →

Наталья

Что делать дальше????????

Ума не приложу, руки опускаются нам исполнилось 3 года,НЕ ПОВТОРЯЕМ, НЕ ГОВОРИМ ни слов, ни тем более предложений.

Устала ждать, хочу еще раз к неврологу записаться, звонить на таганку «центр патологии речи», что пить, чего делать???? Понимают ВСЕ.

Из разговоров даааа(дай), да, тут, ав, ааааа (мяу), кря, ам, ням, ту-ту, и еще куча лепета, который разобрать невозможно! Сколько это безобразие будет продолжаться(((((( Читать далее →

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

Наталья Левкавичене

Предназначение знаков зодиака

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/centr-patologii-rechi

Зеленоград — Новости — Центр речи: как помочь ребёнку заговорить

Новые технологии в коррекции речевых нарушений

Если ребёнок не разговаривает совсем, какими методами ему могут помочь заговорить в вашем Центре? Какие новые технологии использует Ваш Центр?

— Есть очень интересный метод, который у нас широко используется для стимуляции речи неговорящих детей. Это метод сенсорной интеграции, в котором задействованы все органы чувств ребёнка для того, чтобы он мог составить целостное впечатление о каком-то предмете. Можно предмет и лизнуть, и понюхать, и потрогать, и увидеть.

Например, мы используем льдинки, в которые вморожены вишенка, кусочек лимона, кусочек чеснока. Они все разного цвета. Детки опускают их в теплую воду и видят, как льдинка тает и вдруг там получается вишенка — все это создаёт у малыша яркое полное ощущение мира — насыщенного запахами, цветами, формами и тактильными ощущениями.

И эта полнота впечатлений является стимулом речи.

— Дети с нарушенной или отсутствующей речью часто неуклюжи, имеют плохую координацию. Двигательные проблемы и речь — они как-то связаны между собой?

— Да. Движение — это тоже важная часть речевой цепочки. Улучшая двигательные механизмы и координацию с помощью специальной нейродинамической гимнастики, можно и речь запустить.

— А что представляет собой эта гимнастика?

— Нейродинамическая гимнастика — это система подвижных упражнений, которая улучшает функцию вестибулярного аппарата. Она восстанавливает механизм мышечного напряжения и расслабления, лежащий в основе координации, а также развивает способности мозга соединять и обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств.

— Получается, можно специальными упражнениями восстановить те связи между органами чувств и мозгом, которые не до конца сформировались у плода во время беременности или не сложились в ходе раннего развития ребёнка?

— Да. И кроме уже названных методов есть ещё одна очень эффективная программа. Она называется «нейропсихологическая коррекция». С её помощью можно восстановить у ребёнка контакт с собственным телом, снять телесное напряжение, улучшить внимание, память.

В ходе коррекции восстанавливаются те связи, которые по каким-то причинам не сложились вовремя. Этот метод творит чудеса с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания, и задержкой психического развития, помогает неговорящим детям и малышам с расстройством аутичного спектра. Курс длится девять месяцев.

Дети не принимают лекарств, они просто выполняют телесные упражнения по определённой системе, и достигают потрясающих успехов.

Несколько специалистов нашего Центра владеют этим методом, и имеют сертификаты. Но здесь, помимо того, что есть тренер, который показывает комплекс упражнений, огромное значение имеют родительские усилия. Папы и мамы дома должны закрепить всё это с детьми, и только затем получить новое упражнение.

Источник: https://www.zelenograd.ru/news/41142/

Речевой центр Брока и зона Вернике

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока. 

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры , управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей — зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов — моторики речи. 

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. 

Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить. 

Зона Брока — это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов — моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. 

Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция — преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть синтаксис (или грамматику) высказываний. 

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике , отвечающая за понимание речи. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов.

Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса.

Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы. 

При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь. 

Источник: https://logopedprofiportal.ru/blog/550444

Виды речевой патологии

Нарушения устной речи подразделяют на дефекты: внешнего высказывания (или произносительной стороны речи); внутреннего оформления высказывания.

Нарушения внешнего высказывания:

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажения, смешениях тех или иных звуков.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание обычно возникает в критические периоды развития ребенка.

Брадилалия – патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением.

Тахилалия – нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

Нарушения внутреннего оформления высказывания:

Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

Афазия – нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться средствами языка. При этой форме речевой патологии, ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. Таким образом, происходит утрата уже сформированной речи.

Дисграфия – частичное специфическое расстройство процессов письма. Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замена и пропуски букв.

Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. Нарушен процесс чтения. Ребенок не может правильно распознать буквы, в результате чего, неверно их воспроизводит. Из-за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного.

Источник: https://zaikanie.org/vidy-rechevoi-patologii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector