В данной статье мы рассмотрим популярные сервисы, которые, согласно разработчикам, способны улучшить ваши умственные способности.
Представленные тренажеры являются набором игровых упражнений на тренировку скорости и реакции, а также концентрации внимания и улучшения запоминания.
Упражнения и тренажеры выполнены в игровой форме, что позволит весело с комфортом заниматься развитием мозга и интеллекта.
1
Техника тренировок построена на основе научных работ по нейропсихологии. В процессе регистрации вы сами задаете навыки мышления, памяти и внимания, которые хотите улучшить.
Сервис составляет индивидуальный план упражнений с учетом результатов пройденного теста и ваших потребностей. Созданная комплексная программа развития включает задания для разминки и тренировки навыков.
Викиум содержит около 50и различных тренажеров, каждый из которых имеет подробную информацию о том, на что направлено конкретное упражнение, и что вы получите на практике.
К примеру, мини-игра «Найди число» улучшает внимание и зрительный поиск. При регулярных тренировках вы научитесь сосредотачиваться на разных занятиях, выполнять цели и доводить дела до конца.
Сервис регулярно устраивает соревнования между пользователями. Так вы сможете проверить свои навыки и сравнить себя с другими игроками. Для некоторых это станет дополнительной мотивацией продолжать заниматься.
- Весь текущий прогресс, статистику и историю тренировок можно отслеживать в личном кабинете.
- Новый раздел Викиум содержит специальные курсы с набором видео и аудио материалов, а также практических заданий, которые могут быть направлены, к примеру, на развитие навыка управлять эмоциями, на улучшение сна и концентрации.
- В разделе «Наука» собрана теоретическая справка о сервисе и используемых методах обучения.
На бесплатном уровне доступны базовые упражнения и ограничено число возможных тренировок. Премиум уровень расширяет возможности сервиса и предлагает приобрести подписку на месяц, год или навсегда. Регулярные космические акции позволяют стать премиум-пользователем с существенной скидкой.
2
Площадка содержит умные игры для развития мозга. Все упражнения разработаны совместно с учеными из МГУ и известными клиническими психологами.
После регистрации вы должны будете пройти тестирование для определения текущего уровня развития памяти, мышления и внимания. Сайт создаст персональную программу тренировок на основе полученных результатов.
BrainApps содержит более 50 различных мини-игр. Сервис показывает рейтинг игроков для каждого из упражнений. Вы сможете соревноваться с друзьями, сравнивать свои результаты и мотивировать друг друга продолжать улучшать свои показатели.
Раздел статистики содержит информацию о каждой вашей игре и помогает выявить слабые стороны, чтобы сделать вас лучше.
Среди полезного дополнительного функционала можно выделить развивающие курсы, тесты на развитие мозга и проверку текущих навыков и способностей, а также блок задач на логику и рассуждения. Всё это поможет вам проверить и закрепить навыки, которые вы получили после регулярных упражнений.
Обычный бесплатный тариф содержит 29 игр-тренажеров, ежедневные тренировки и статистику. Премиум-тариф предоставляет доступ ко всему функционалу сервиса. BrainApps предлагает подписку на месяц, год и семейный тарифный план с максимальным числом участников до 5 человек.
3
Сервис сразу после регистрации проводит тест для определения уровня ваших текущих способностей, а также для формирования персональной тренировки.
Помимо индивидуальной программы площадка предоставляет комплексы упражнений по развитию специальных навыков, используемых, к примеру, для вождения, вычисления в уме и планирования.
Сognifit содержит 32 мини-игры, которые направлены на развитие внимания, мышления и памяти. Раздел тестов позволит проверить наличие определенных способностей или расположенность к ним.
Площадка предоставляет информативный кабинет статистики, где отображается текущий уровень навыков во всех когнитивных областях, сильные и слабые стороны, сравнение с другими пользователями и возможность отправить отчет специалисту для анализа.
Бесплатный режим ограничен базовыми упражнениями, для полноценных тренировок и прохождения тестов необходимо оплатить месячную или годовую подписку. Сервис имеет мобильные приложения для Android и iOs.
Рекомендуем уделить тренировкам до 30 минут в день в течение 2-4 недель в одном из вышеописанных сервисов. По окончании срока проверьте полученные способности в других приложениях.
Важно сравнить результаты и отследить изменение навыка в течение времени. Гарантированно рабочий инструмент по развитию мышления – это изучение иностранных языков.
Вот несколько сервисов, которые будут вам полезны в изучении английского:
- Lingualeo – бесплатный сервис с десятком различных упражнений, тестов, курсов грамматики и другого полезного контента
- Puzzle English – множество уникальных инструментов сервиса позволяет улучшить понимание на слух, чтение, письмо и устную речь
- SkyEng – обучение языку при помощи преподавателя по скайпу, помогает преодолеть языковой барьер
Улучшать интеллект можно и другими способами, к примеру, с помощью изучения новых областей знаний.
- Сервис 4brain.ru – содержит программы саморазвития и курсы различных направлений и вместе с этим предлагает список игр для развития памяти и внимания
- Онлайн университеты Нетология и Skillbox позволяют получить профессию под руководством известных преподавателей в сфере дизайна, программирования, бизнес управления и маркетинга
- Geekbrains разработала систему онлайн-обучения программированию с десятком бесплатных материалов
- Площадки Upstudy, и «Ваш репетитор» помогут быстро найти преподавателя по любому предмету и направлению
Подписывайтесь на push-уведомления в браузере на наш сайт! Впереди еще больше интересных и полезных статей!
26.06.2018 Это Просто
Источник: https://prosto-eto.ru/servisy-trenirovki-vnimaniya-pamyati-i-myshleniya-uprazhneniya-dlya-razvitiya-mozga-i-intellekta/
Коррекционные игры на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и мелкой моторики
Комплекс коррекционных упражнений-игр для средней группы коррекционной школы
Игры и упражнения по развитию восприятия
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Типы восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
Упражнение 1. «Перечисли предметы». Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов, относящихся к теме занятия или к той или иной жизненной ситуации.
Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного – «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
Упражнение 2. Фигурно-фоновое различение. Развитие зрительного восприятия. Упражнение включает несколько упражнений.
Задание 1. Посмотри: на карточке нарисован прямоугольник. А теперь найди его на этом рисунке и обведи.
Задание 2. А на этой карточке ты видишь крест. Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.
Задание 3. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спрятано несколько ромбов. Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.
- Игры и упражнения по развитию памяти
- Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
- Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание, собственно припоминание.
- Виды памяти: произвольная, непроизвольная, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.
Упражнение 1. «Рисунок». Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме (тема прошлого занятия или настоящего).
Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес ребенка. На это отводится 5 мин.
Упражнение 2. «Запомни рисунки». Задание предназначено для развития объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.
Детям дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу.
На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел.
Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время показа стимульной картинки (А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку (Б). Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Упражнение 3. «Калейдоскоп». Все игроки выстраиваются в полукруг перед водящим, водящий стоит к ним лицом. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится.
Упражнение хорошо использовать в качестве смены вида деятельности, вместо физкультминутки.
Упражнение 4. «Тахитоскоп». Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет.
В момент вспышки, сидящие в кругу, стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места.
Затем включают свет, и члены групп, за исключением позировавших совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели.
Игры и упражнения по развитию внимания
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Упражнение 1. Развитие произвольного внимания. Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Упражнение 2. Развитие устойчивости внимания.
Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
Упражнение 3. «Морские волны». Развитие переключения внимания.
Игру хорошо использовать в качестве физ.минутки или как вариант смены деятельности на воспитательском часе.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами.
Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д.
Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.
Упражнение 4. «Гвалт». Развитие концентрации внимания. Один из учеников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или известную всем цитату, пословицу, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову.
Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за фраза, цитата, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Игры и упражнения по развитию мышления
Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Упражнение 1. «Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Воспитатель предлагает детям следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».
Например:
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Упражнение 2. «Выражение». Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме воспитательского часа. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.
Упражнение 3. «Словесная ассоциация». Привести как можно больше определений для какого-либо слова или определения, в зависимости от темы урока. Например, найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга.
Какая еще бывает книга? Старая, новая, современная, большая, тяжелая, длинная, медицинская, военная, справочная, художественная, известная, популярная, знаменитая, редкая хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная и т.д.
Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики
Игра 1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя.
После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Игру хорошо использовать как переключение со сложной деятельности на более простую, как вариант отдыха или релаксации. Например, предложить ребенку погладить каждый пальчик руки, не вынимая рук из сосуда с водой.
Или в ёмкости с мелкой крупой повторить тот же массаж, таким образом, чтобы крупинки как бы втирались в пальчики ребенка.
Также можно использовать природный материал для узнавания на ощупь. Например, с закрытыми глазами узнать, какому дереву принадлежит листок. При этом, чтобы пальцы работали более дифференцировано, нужно задавать ребенку вопросы: какой формы листок, фактуры («жесткий или мягкий», «гладкий или шероховатый, с прожилками»), какие ощущения возникают в пальчиках.
Игра 2. «Слоны» Средний палец правой или левой руки превращается «в хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Игра 3. «Не урони!» Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее – безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
Игру хорошо использовать в качестве смены вида деятельности.
Источник: https://multiurok.ru/files/korrektsionnye-igry-na-razvitie-vospriiatiia-pamia.html
Игры и упражнения для развития памяти, внимания и мышления
Учитель-дефектолог Копчикова Е.И.
«Игры и упражнения для развития памяти, внимания и мышления».
Для успешного обучения в школе необходимо развивать у учащихся память, внимание, мышление, восприятия. Приведенные здесь упражнения не новы, но они позволят вам улучшить состояние основных психических процессов у ребенка и, как следствие этого, добиться повышения успеваемости.
Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных со взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им игровую форму.
Начать лучше с того, что по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь.
В основном это должна быть словесно регулирующая помощь или организующая помощь для мобилизации внимания ребенка, или эмоциональная стимуляция. Но помните, что не следует быть слишком многословными.
Не должно быть ни какого выполнения задания за ребенка. Помощь должна быть дозированной.
Особое внимание следует уделить физическому воспитанию и развитию ребенка, т.к. это необходимое условие успешного обучения. Полезны игры на свежем воздухе, занятия спортом, прогулки.
- Особое внимание следует обратить на движения рук и развитие мелкой моторики. Для укрепления пальцев и развития координации можно рекомендовать следующие упражнения:
- — обрывание лепестков у цветка, цветов с ветки;
- — прибивание молотком гвоздей;
- — протыкание палочкой отверстий в картоне;
- — упражнение с пульверизатором, резиновой грушей;
- — линование.
- Развитие наблюдательности и способности сравнивать.
Для того чтобы облегчить ребенку процесс обучения, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом на изучаемом объекте, т.к. несформированность внимания приводит к слабой успеваемости.
- Для коррекции внимания нужны специальные занятия. Например:
- Упражнение № 1.
- Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок – встать на одну ногу; два хлопка – руки на поясе; три хлопка – побежали.
- Упражнение № 2.
Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если называете животное, он должен прыгать на месте на двух ногах; если называете растение, он должен поднять правую руку и т.п.
Упражнение № 3.
Для развития внимания очень полезны ежедневные «корректурные пробы». Возьмите страницы из старой детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстраций). Объем текста – в пределах 15-19 страниц. Продолжительность занятий 5-7 минут. Предложите ребенку вычеркивать или подчеркивать буквы. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы.
- Упражнение № 4.
- Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одновременно рисовать карандашом вертикальные палочки на листе бумаги.
- Другой вариант: подчеркивать букву О и считать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через одинаковые интервалы.)
Можно посоветовать и такие игры: «Летает – не летает», «Наоборот», «Найди ошибку в тексте» и д.р. Эти игры требуют определенного волевого напряжения и самоконтроля.
А) В игре «Летает – не летает» взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка, что надо быть очень внимательным, так как вы можете его «обмануть».
Б) в игре «Наоборот» нужно отвечать словом и кивком головы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но при этом говорить «нет». Эта игра очень трудная, поэтому не надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее правила.
В) Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости от класса определяется содержание текста и характер ошибок, которые должен найти ребенок. Последний принимает на себя роль учителя, и это придает занятиям игровой характер.
Игры на ориентировку в пространстве.
«Слушай команду!» Сначала поставьте ребенка и спросите, что он видит впереди, что слева, что справа, сзади, и только после этого начинайте играть. Ребенок закрывает глаза и идет, выполняя ваши указания: «Шаг вперед, шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, руки на пояс, правую руку вперед…» Можете по своему усмотрению менять команды.
Положите на столе знакомые предметы и спросите, что лежит в середине, что слева вверху, слева внизу. После выполнения этого задания дайте картинку с изображениями предметов и попросите назвать, что где нарисовано.
«Художник». Дайте ребенку лист в клетку из школьной тетради. Ребенок рисует по вашей инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клеточки треугольник и т.д.». Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой.
Учите детей приемам запоминания.
Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстро запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей.
Старайтесь развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную.
Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке.
При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, стол, гриб, окно, вода, чашка — … и т.д.
), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес – гриб; стол – чашка; вода — …и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.
Сделайте осмысленным заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому тексту, стихотворению есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Используйте составление плана.
- В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие.
- Предложите ребенку рассмотреть картинку, а затем покажите другую и спросите, что изменилось.
- Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
- окно – цветок лыжи – холод
- чашка – молоко книги – учитель
- нога – палец дорога – машина
- После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
«Угадай-ка!» Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».
«С какой ветки детки?» Покажите детям ветки сосны, ели орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.
«Узнай, кто это (что)?». Покажите детям части предмета и спросите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.
Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в слова»:
— кто больше придумает слов на заданную букву или назовет цветов, зверей;
— предложите ребенку называть слова противоположного значения. Например, вы говорите «большой», а ребенок – «маленький».
— можно называть признаки знакомых предметов. Например: яблоко – большое, круглое, сочное, вкусное.
— можно предложить ребенку закончить предложение. Например: взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом …».
Используйте любую возможность, чтобы расширить сведения об окружающем, уточнить представления ребенка. Старайтесь сделать каждое занятие приятным и интересным, переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой (игры слушание музыки, рукоделие).
- Помните, что здоровье и общее развитие ребенка во многом зависит от ваших систематических усилий.
- Консультация для родителей.
- «Игры и упражнения для развития памяти, внимания и мышления».
Для успешного обучения в школе необходимо развивать у учащихся память, внимание, мышление, восприятия. Приведенные здесь упражнения не новы, но они позволят вам улучшить состояние основных психических процессов у ребенка и, как следствие этого, добиться повышения успеваемости.
Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных со взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им игровую форму.
Начать лучше с того, что по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь.
В основном это должна быть словесно регулирующая помощь или организующая помощь для мобилизации внимания ребенка, или эмоциональная стимуляция. Но помните, что не следует быть слишком многословными.
Не должно быть ни какого выполнения задания за ребенка. Помощь должна быть дозированной.
Особое внимание следует уделить физическому воспитанию и развитию ребенка, т.к. это необходимое условие успешного обучения. Полезны игры на свежем воздухе, занятия спортом, прогулки.
- Особое внимание следует обратить на движения рук и развитие мелкой моторики. Для укрепления пальцев и развития координации можно рекомендовать следующие упражнения:
- — обрывание лепестков у цветка, цветов с ветки;
- — прибивание молотком гвоздей;
- — протыкание палочкой отверстий в картоне;
- — упражнение с пульверизатором, резиновой грушей;
- — линование.
- Развитие наблюдательности и способности сравнивать.
Для того чтобы облегчить ребенку процесс обучения, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом на изучаемом объекте, т.к. несформированность внимания приводит к слабой успеваемости.
- Для коррекции внимания нужны специальные занятия. Например:
- Упражнение № 1.
- Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок – встать на одну ногу; два хлопка – руки на поясе; три хлопка – побежали.
- Упражнение № 2.
Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если называете животное, он должен прыгать на месте на двух ногах; если называете растение, он должен поднять правую руку и т.п.
Упражнение № 3.
Для развития внимания очень полезны ежедневные «корректурные пробы». Возьмите страницы из старой детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстраций). Объем текста – в пределах 15-19 страниц. Продолжительность занятий 5-7 минут. Предложите ребенку вычеркивать или подчеркивать буквы. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы.
- Упражнение № 4.
- Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одновременно рисовать карандашом вертикальные палочки на листе бумаги.
- Другой вариант: подчеркивать букву О и считать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через одинаковые интервалы.)
Можно посоветовать и такие игры: «Летает – не летает», «Наоборот», «Найди ошибку в тексте» и д.р. Эти игры требуют определенного волевого напряжения и самоконтроля.
А) В игре «Летает – не летает» взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка, что надо быть очень внимательным, так как вы можете его «обмануть».
Б) в игре «Наоборот» нужно отвечать словом и кивком головы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но при этом говорить «нет». Эта игра очень трудная, поэтому не надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее правила.
В) Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости от класса определяется содержание текста и характер ошибок, которые должен найти ребенок. Последний принимает на себя роль учителя, и это придает занятиям игровой характер.
Игры на ориентировку в пространстве.
«Слушай команду!» Сначала поставьте ребенка и спросите, что он видит впереди, что слева, что справа, сзади, и только после этого начинайте играть. Ребенок закрывает глаза и идет, выполняя ваши указания: «Шаг вперед, шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, руки на пояс, правую руку вперед…» Можете по своему усмотрению менять команды.
Положите на столе знакомые предметы и спросите, что лежит в середине, что слева вверху, слева внизу. После выполнения этого задания дайте картинку с изображениями предметов и попросите назвать, что где нарисовано.
«Художник». Дайте ребенку лист в клетку из школьной тетради. Ребенок рисует по вашей инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клеточки треугольник и т.д.». Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой.
Учите детей приемам запоминания.
Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстро запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей.
Старайтесь развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную.
Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке.
При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, стол, гриб, окно, вода, чашка — … и т.д.
), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес – гриб; стол – чашка; вода — …и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.
Сделайте осмысленным заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому тексту, стихотворению есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Используйте составление плана.
- В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие.
- Предложите ребенку рассмотреть картинку, а затем покажите другую и спросите, что изменилось.
- Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
- окно – цветок лыжи – холод
- чашка – молоко книги – учитель
- нога – палец дорога – машина
- После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
И«Угадай-ка!» Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».
«С какой ветки детки?» Покажите детям ветки сосны, ели орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.
«Узнай, кто это (что)?». Покажите детям части предмета и спросите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.
Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в слова»:
— кто больше придумает слов на заданную букву или назовет цветов, зверей;
— предложите ребенку называть слова противоположного значения. Например, вы говорите «большой», а ребенок – «маленький».
— можно называть признаки знакомых предметов. Например: яблоко – большое, круглое, сочное, вкусное.
— можно предложить ребенку закончить предложение. Например: взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом …».
Используйте любую возможность, чтобы расширить сведения об окружающем, уточнить представления ребенка. Старайтесь сделать каждое занятие приятным и интересным, переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой (игры слушание музыки, рукоделие).
Помните, что здоровье и общее развитие ребенка во многом зависит от ваших систематических усилий.
Учитель-дефектолог Копчикова Е.И.
Источник: https://sch47himki.edumsko.ru/about/news/195019
Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти (стр. 1 из 3)
- Министерство общего и профессионального
- образования Свердловской области
- Государственное образовательное учреждение
- среднего профессионального образования
- «Камышловский педагогический колледж»
- Творческая работа
- Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти
- Исполнитель:
Кузнецова Е. П.,
Хайретдинова О.Ф.
студентки 3 «Р» группы
Руководитель:
Якимова А.В.
- Камышлов,2009
- Упражнения на развитие мышления
- Упражнения на развития воображения
- Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие памяти
- Введение
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов – познавательно – аналитическая.
- В этой работе представлены упражнения, направленные на развитие не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
- Упражнения, направленные на развитие мышления
- Загадки
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах.
- Гуляю по свету,
- Жду ответа,
- Найдёшь ответ-
- Меня и нет. (Загадка)
- Заворчал живой замок,
- Лёг у двери поперёк. (Собака)
- На ночь два оконца
- Сами закрываются,
- А с восходом солнца
- Сами открываются. (Глаза)
- Не море, не земля,
- Корабли не плавают,
- А ходить нельзя. (Болото)
- Сидит на окошке кошка,
- Хвост как у кошки,
- Лапы как у кошки,
- Усы как у кошки,
- А не кошка. (Кот)
- Два гуся – впереди одного гуся,
- Два гуся – позади одного гуся,
- И один гусь – посередине.
- Сколько всего гусей? (Три)
- У семерых братьев по одной сестрице.
- Много ли всех? (Восемь)
- Составление предложений
- Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).
Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Исключение лишнего
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо составить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить.
Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему.
Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них.
Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой.
Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним – единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Поиск аналогов
Называется какой – либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам.
Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались.
Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор (важные детали вращаются) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Способы применения предмета
Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.
Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Упражнения, направленные на развитие воображения
Незаконченные фигуры
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми.
Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.
Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.
Изучение географической карты
Ребёнку даётся карта – туристская маршрутная схема, с изображением какой – либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и т. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
- Возможны такие варианты рассказов:
- Дети добросовестно перечисляют всё, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них не возникает.
- Сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободно представляют себя плывущим на теплоходе.
Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, большую роль в них играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его в определенное русло.
«Волшебные кляксы»
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.
Завершение рассказа
Детям предлагается начало, какого – либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 минут.
- Рассказ можно оценить по следующим критериям:
- — законченность рассказа;
- — яркость и оригинальность образов;
- — необычность поворота и сюжета;
- — неожиданность концовки.
- Составление рассказа с использованием отдельных слов
- Детям предлагаются отдельные слова.
- Например:
- а) девочка, дерево, птица;
- б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
- Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
- Упражнения, направленные на развитие внимания
Предлагаем упражнения для развития внимания, зарекомендовавшие себя как наиболее результативные в практике работы психолога Е.Л. Яковлевой (задания №1-3)*.
Корректурное задание
Выполнения корректурного задания способствует развитию концентраций внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для его проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши или ручки. Для детей 6-11 лет тексты должны быть с крупным шрифтом.
Задание может выполняться с учащимися 6-17 лет
Время выполнения: 5 мин. Ежедневно (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.
Занятия может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребёнку раздаются старая книга, карандаш или ручка. Для подростков- газеты и журналы.
Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин. Нужно найти буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные. И в названии текста, и в фамилии автора».
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
Источник: https://mirznanii.com/a/199965/uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya-voobrazheniya-vnimaniya-pamyati
Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым
Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет | 6-8 лет | 9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
- Перед началом игры установите правила: — нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
- — нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
- Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
- Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,
- Галки, макароны.
- Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи,
- Чайки и моржи.
Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания
Источник: https://logiclike.com/razvitie-rebenka/vnimanie