Проводя занятия по подготовке ребёнка к школе, родители отмечают, что маленьким детям зачастую тяжело сконцентрировать внимание и запомнить предлагаемую информацию.
Целенаправленное развитие памяти в дошкольном возрасте поможет избежать проблем с запоминанием, тем более что хорошая память во многом является залогом развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Плохая память может быть также связана со специфическими особенностями работы мозга и развития маленького ребёнка, однако, случаи эти достаточно редки и должны диагностироваться исключительно специалистами.
Читайте подробней о том, как развивать интеллект ребенка — в статье по ссылке.
Для того чтобы разобраться, как у детей развивается способность запоминать, почему один ребёнок запоминают необходимое быстро и легко, а у другого память плохая, необходимо хорошо понимать, что такое память и каковы механизмы её развития.
Особенности процессов запоминания у младших школьников
Механическая память или осмысленное запоминание?
Интересный вопрос, с которым наверняка столкнутся родители в процессе занятий с ребёнком. Механическое запоминание, другими словами «зубрёжка», не считается успешным способом тренировки памяти, и не пользуется популярностью у педагогов и родителей. Совершенно справедливо считается, что хорошо запоминается то, что было проанализировано, осмыслено и стало понятно ребёнку.
Однако есть интересный нюанс: у детей 2-3 лет в силу особенностей их развития, преобладает механическая память, например, начиная повторять за взрослыми отдельные строфы и четверостишия, они зачастую не до конца понимают их смысл. При этом малышам очень нравится темп и рифма стихов, поэтому они с удовольствием декламируют понравившиеся строчки.
Этой особенностью детской памяти успешно пользуются преподаватели иностранных языков, именно поэтому считается, что обучение языкам будет эффективно, если оно начато в самом раннем возрасте.
Постепенно механическое запоминание вытесняется осмысленным, и уже у младших школьников потребность в заучивании и «зубрёжке» должна быть относительно невелика. Однако определённые элементы механического запоминания будут актуальны ещё какое-то время на уроках иностранного языка.
Важно: Необходимо следить за уровнем словарного запаса дошкольников и младших школьников, так как его недостаточность может стимулировать потребность в слепом «заучивании», а не в объяснении того или иного явления своими словами.
Подробней о том, как развивать словарный запас ребенка — читайте по ссылке.
Повторение – мать учения?
Многие педагоги считают эффективным такой метод тренировки памяти, как многократное повторение.
Метод этот действительно доступен и прост, однако его активное использование вызовет у младших школьников скуку и нежелание выполнять одни и те же задания несколько раз.
Между тем очень важно, чтобы именно в начальной школе у детей сохранялся живой интерес к процессу обучения. Поэтому задания на повторение для младших школьников должны быть разнообразны и содержать элементы игры.
Дополнительные материалы
Эти книги помогут не только понять как работает память но и дадут практические методики для ее тренировки. Весьма интересно и доступно об этом пишет автор книг-бестселлеров по развитию интеллекта и тренировке памяти Рюта Кавашима.
Его книги и рабочие тетради будут интересны и детям и взрослым. Японская система развития интеллекта и памяти, много интересных упражнений, советов по тренировке, хорошее оформление. Сразу несколько издательств публикуют его книги.
Его методика великолепна, проверьте сами.
Вторая не менее интересная методика развития памяти от Екатерины Додоновой будет интересна родителям детей школьного возраста, чтобы помочь им быстро запоминать и хорошо учиться. В книге даны инструкции по тренировке памяти и скорочтению.
Когда начинать?
Под памятью подразумевают способность нервной системы человека фиксировать, сохранять и воспроизводить информацию. У маленьких детей способность запоминать очень сильно обусловлена особенностями его возрастной физиологии.
С момента рождения и приблизительно до трёх лет у малыша работает наглядно-образная память, то есть основным стимулом к запоминанию служит визуальная информация: цвет предметов, их форма; лица людей, их голоса, интонации.
На этом этапе развитие памяти происходит в непроизвольном порядке, малыш не прилагает никаких усилий к сознательному запоминанию. Однако уже в этом периоде можно приступать к элементарным упражнениям по тренировке памяти.
Упражнения для тренировки памяти
«Вспомни, что было на картинке»
Выберете картинку из детской книги либо карточку детского лото, на которой изображены несколько разных по цвету форме и назначению предметов. Например, на картинке может быть изображён мячик, кукла и кубик.
Рассмотрите, как следует, с ребёнком картинку, повторите пару раз, что на ней изображено. Затем закройте картинку и попросите ребёнка вспомнить, что было на ней нарисовано.
По мере выполнения задания увеличивайте число предметов на запоминаемой картинке.
«Наведи порядок»
Воспроизведите простейшую бытовую ситуацию, с игрушками, в которые любит играть малыш. Например, для девочек это могут быть куклы и кухонные принадлежности (игрушечная посуда, печка, маленький столик), для мальчика – набор машинок, игрушечный гараж, паркинг.
Расставьте принадлежности в определённом порядке: столик, на нём тарелка, приборы, чашечка, салфетка, рядом посадите куклу. Затем попросите малыша на секунду отвернуться и смешайте предметы в произвольном порядке. Ребёнку можно сказать, что налетел сильный ветер и все разбросал.
Предложите ему поработать «спасателем» и восстановить положения предметов именно в том порядке, в каком они были до этого. Не торопите ребёнка в процессе выполнения этого задания, желательно чтобы он делал его обдуманно, используя память.
В возрасте трёх-пяти лет у ребёнка активно наполняется словарный запас, тренируется способность рассуждать и анализировать. Поэтому наглядно-образная память дополняется следующим типом памяти – словесно-логическим.
У детей появляется выраженное желание запоминать, они начинают подходить к этому избирательно, выбирая из разнообразия получаемой информации ту, которую считают необходимой для запоминания.
Очевидно, что развитие памяти у дошкольников на этом этапе будет сильно зависеть от их мотивации, и задача родителей – простимулировать детей таким образом, чтобы задания для тренировки внимания и памяти вызывали у них интерес.
«Сложи кубики»
Несмотря на кажущуюся лёгкость, это непростое задание. Запомнить цвета и расположение трёх- четырёх кубиков, возможно, и не составит труда, а вот если кубиков и соответственно цветов будет больше? Отличный способ проанализировать уровень развития не только детской, но и родительской памяти. Это упражнение позволит не только развить у ребёнка внимание, но и закрепить знание цветов и оттенков.
Читайте подробней о том, как развить внимание у ребенка — в статье по ссылке.
Учим стихи с удовольствием
Скорее всего, в этом возрасте у ребёнка уже появились любимые стихотворения или их герои – доктор Айболит, Муха-Цокотуха и т.д. Детям нравится повторять за родителями отдельные строчки и четверостишия, поэтому эти моменты очень легко и удобно использовать для тренировки слуховой памяти, что очень пригодится во время обучения в школе.
Начиная стихотворную строчку, не читайте её до конца, предложите закончить её малышу самостоятельно, например:
Добрый доктор… (Айболит)
Он под деревом… (сидит) – если ребёнок затрудняется, задавайте наводящие вопросы, «что делает?»
Приходи к нему лечиться… (и корова, и волчица) — «Кто?»
Для начала подбирайте небольшие четверостишия, которые хорошо рифмуются, просты и понятны малышу. Предлагайте ему сначала закончить строфу, затем переходите к четверостишию – таким образом, вы сможете учить стихотворения легко и без проблем.
Тренируем память в быту
Используем навыки логического мышления
Ряд упражнений на тренировку внимания и памяти тесно связан с умением ребёнка мыслить логически, с развитием у него навыков по обобщению, классификации и анализу информации.
О том, как развивать логику ребёнка — читайте в статье по ссылке.
«Съедобно-несъедобно» – известная и популярная игра среди младших школьников. Один игрок становится впереди ряда других игроков, и, бросая мячик, называет предмет, например, «яблоко».
Если предмет «съедобен» то игрок, которому кидают мяч, должен его поймать. Если же предмет не съедобен, тогда, наоборот, оттолкнуть мячик.
Эта игра не только тренирует внимание и память, но также навыки по классификации предметов, в данном случае, по признаку возможности или невозможности употребления в пищу.
Эта игра универсальна так предоставляет возможность для большого количества вариаций: можно играть в «сладкое-несладкое», «быстрое-медленное», «летающее-нелетающее» (звери, птицы, животные).
Как правило, всевозможные задачи на логику также стимулируют развитие памяти у детей. Например, задания на продолжение узора, воссоздания правильной последовательности предметов, распределения их в тематические группы.
Статья с задачами на развитие логики ребенка — по ссылке.
Для эффективных занятий с детьми можно использовать пособия и рабочие тетради с готовыми заданиями на тренировку памяти. Тетради рассчитаны на детей разного дошкольного возраста.
Развитие памяти у детей – важная задача, в решении которой родители не должны руководствоваться личным негативным опытом, думая примерно так: «да у меня тоже всегда была память плохая», «это у нас семейное» и т.д.
Способность запоминать и пользоваться впоследствии результатами запоминания тренируется так же, как умение быстро считать в уме, важно лишь подойти к процессу тренировки памяти с пониманием особенностей этого процесса.
- Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена - Интересные игровые методики по развитию памяти дошкольников:
Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvit-pamjat-rebenka.html
Как развить память, внимание и внимательность у ребенка 3-12 лет: упражнения, гимнастика и тренировка
Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.
У ребенка плохая память: что делать
Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.
Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?
Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.
Также на его работу благотворно влияют продукты:
- фосфор (рыба);
- Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
- холин (яичный желток);
- глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
- сложные углеводы (бобовые);
- витамин В (молочные продукты);
- железо и цинк (мясо, печень).
Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.
Варианты эффективных занятий по развитию памяти
Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.
Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.
Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.
Деткам постарше рекомендована пальчиковая гимнастика для развития внимания:
- Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
- Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
- Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
- Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.
Как учить ребенка говорить в 1-2 года
Диагностика на внимание для дошкольников
Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:
- Подготовьте карточки с изображением различных предметов. Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
- Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся. Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
- Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки. Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».
Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.
Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.
Что делать с невнимательностью ребенка в школе?
Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.
Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.
Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.
При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:
- объем (тест на проверку указан выше);
- устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
- концентрация (способность вникнуть);
- распределение (способность делать несколько дел одновременно);
- переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).
Как учить ребенка читать с 5 до 9 лет
У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.
Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)
В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Ниже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:
- Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
- Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
- Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
- Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
- Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.
Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.
Автор методики для тренировки памяти Шамиль Ахмадуллин предлагает эффективный комплекс для дошкольников:
- Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы. Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
- Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
- Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.
Методики на память для младших школьников (6-10 лет)
В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.
Как быстро выучить билеты ПДД
Эффективно ускорит развитие памяти у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».
Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».
Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.
Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.
Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.
Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.
Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)
У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.
Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.
Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.
Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.
В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.
На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.
Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/kak-razvit-pamyat-u-rebenka-3-12-let.html
Развитие памяти у младших школьников особенности и упражнения
Одной из самых актуальных проблем современности остается плохая память у детей младшего школьного возраста. Дело в том, что в процессе обучения ребенка не уделяется достаточно внимания тому, как именно облегчить запоминание материала. Это приводит к тому, что обучение школьника становится непродуктивным.
У каждого педагога в арсенале есть определенные приемы, которые могут помочь развить память ребенку, но не всегда возможно применить их на практике.
Для ребенка младшего школьного возраста важно не столько развивать саму память, сколько обучить способам запоминания. Чтобы он сам организовывал информацию так, что она усваивалась бы без труда.
Чтобы развивать память, можно использовать различные игры и упражнения. Нужно выявить факторы, которые улучшают мотивацию к учебе.
Работа педагогов и психологов в направлении изучения особенностей развития памяти у школьников младших классов помогла определить причины плохого запоминания учебного материала.
- Отсутствие мотивации к обучению.
- Слабое здоровье детей.
- Плохо развитая речь.
- Маленький объем памяти, не способность сконцентрироваться на деталях.
Для учащегося ребенка память означает скорость запоминания информации, время, которое он будет помнить необходимое и способность применить знания. В память всегда лучше всего врезается самое яркое, а также то, что постоянно находится в поле зрения.
В основе самого эффективного фактора лежат несколько факторов. Если они задействованы, то успех гарантирован.
- Фактор желания. Невозможно запомнить ничего, если нет элементарного желания. Перед собой нужно иметь четкую цель запомнить данную информацию. Часто школьник просто не хочет учиться.
- Фактор сознания. Чтобы запомнить материал, нужно четко осознавать, где и как может пригодиться данная информация. Кроме того, каждая новая единица информации находится в связи с другой. Если она не связывается ни с каким другим фактом из памяти, то будет сложно запомнить даже элементарную информацию. Так и при воспоминании одного факта по цепочке будут возникать другие, с которыми будет выявлена связь. При этом связи могут быть не только логическими, но и ассоциативными, абстрактными.
- Фактор ярких впечатлений. Чтобы помочь памяти запомнить информацию, нужно придать ей вид, который будет наиболее легким для запоминания – она должна быть яркой.
- Фактор хорошего внимания. Для хорошего запоминания важно уметь концертировать внимание на запоминаемой информации. Для этого, конечно, нужно выработать навыки по концентрации внимания и уметь вовремя его включать.
Существует много техник запоминания, но это не значит, что они подменят запоминание, они скорее упростят этот процесс. У каждого человека есть память, которая дается от рождения. Просто не каждый человек умеет ею правильно воспользоваться. Если школьника обучить этим приемам с самого начала, то и в дальнейшем он будет сам использовать эти приемы бессознательно.
Самым простым способом запоминания для школьников обычно становится прочтение материала несколько раз. А потом можно начинать чередовать чтение и воспроизведение по памяти.
Нередко ребенка просто надо научить «учиться». Например, когда нужно запомнить какой-то текст, эффективным приемом будет разбить его на смысловые части. Ответить мысленно на вопрос, о чем именно говорится в каждой из частей.
При заучивании стихотворений ошибкой будет делить стихотворение на строчки, ведь там тоже есть деление на смысловые короткие части, или на строфы. Строчки разрывают общий смысл стихотворения, так на самом деле еще сложнее запомнить его.
Чтобы развивать память школьника младших классов есть много приемов и упражнений:
- Игры на прослушивание звуков и их запоминание. Это могут быть звуки леса, где нужно запомнить, какие звери их произносят.
- Игры на составление длинных логических цепочек из слов или предложений.
- Веселые запоминалки, считалки.
- Диктанты.
- Разгадывание ребусов и кроссвордов.
- Проговаривание скороговорок.
- Упражнения, развивающие эмоциональную память.
Хорошо тренируют внимание и память зрительные диктанты. Можно дать прочитать ребенку текст. Он должен сам прочитать его, найти слова на те правила, которые он разучивает. Затем текст убирают из поля зрения и читают ребенку, а он пишет диктант. Потом школьник должен самостоятельно проверить, как он написал текст.
Еще вариант диктанта – письмо по памяти. Ребенку дают выучить кусок текста наизусть, а затем он должен написать его по памяти. Хорошо, если в тексте есть еще неизученные правила, на них стоит сделать акцент.
Диктант-игра «Запомни больше»
Нужно читать предложение быстро, а ребенок в паузе между предложениями должен записать все, что он запомнил. Тут важно не то, сколько слов запишет ребенок, а насколько точно воспроизведет.
Самым младшим школьникам достаточно сложно запоминать правила орфографии. Поэтому лучше придумывать веселые запоминалки, ведь каждый из нас помнит именно «жи-ши пиши через и», а не сложную формулировку этого правила.
Какие существуют способы для развития навыков запоминания?
- Наглядность. Она добавляет впечатлений от обучения школьникам, они учатся запоминать образы. Нужно использовать разные картинки, макеты и пособия.
- Повторение. Опытные учителя называют именно этот метод одним из главных при запоминании материала. Главное не повторять слишком часто, потому что так ребенок просто теряет интерес к обучению. Даже многократное написание одной и той же буквы приводит к тому, что ребенок начнет писать ее вообще безобразно. Поэтому при повторении можно обращаться не ко всему материалу, а к его части.
- Самоконтроль. Чтобы хорошо усвоить информацию, ребенок должен понимать, насколько хорошо он это делает и почему так происходит. Если буква получается кривой, то он должен знать, что «плохо» это потому, что она кривая. Он плохо старался. Можно предложить ребенку самому выбрать самую красивую букву из всех, которые он написал. И показать, как именно он должен стараться. Так воспитывается самоконтроль и умение работать.
- Мотивация. Чтобы материал остался в памяти, ребенок должен понимать, зачем ему это нужно. Среди мотивов изучения должны быть не только страхи перед родителями. У него самого должен быть познавательный интерес.
- Осмысливание. Если материал осмыслен, то продуктивность запоминания будет значительно выше. Чтобы удержать в памяти информацию, нужно разбить ее на смысловые части, составить план. Это средство запоминания помогает улучшить умственную деятельность ребенка.
Без сомнений только личная заинтересованность ребенка в занятиях в школе, активность являются самыми главными условиями для развития отличной памяти. Чтобы пробудить интерес можно попробовать поискать сферы деятельности, которые интересны лично ему, и делать упор на них в развитии памяти.
Помимо запоминания простейшей школьной программы, в первые годы обучения стоит задача обучить ребенка стратегии запоминания. Он должен сам понять, как именно ему легче добиться понимания и сохранения информации. Но без контроля родителей и педагогов это процесс может стать хаотичным и непродуктивным.
Любопытно, что школьники младшего школьного возраста в разном возрасте имеют разные способности к запоминанию. В первые два года ребенок запоминает материал без всякой привязки к стратегии, а вот в следующие два года для него способ запоминания становится первостепенным. Чаще всего в этом возрасте работает механическое повторение несколько раз.
Но дело и в том, что в первые 2 года от ребенка требуется запомнить и гораздо меньше простой информации.
Если в дальнейшем он не освоит другие приемы сохранения в информации, то все последующие годы он так и будет заучивать все механически. Будут нарушены логические связи в материале, а память не сформируется до конца.
Кроме того, ребенок не научится правильно использовать полученные знания и применять их на практике в нужный момент. В этом функция логической памяти.
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
- Учебная деятельность – самая лучшая практика для развития памяти и тренировок по применению полученной информации. Развиваются все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
- Заучивание учебного материала неизбежно заставляет память развиваться. В этот период времени происходит формирование произвольной памяти. На первый план выходит не предмет запоминания, а то, как это делается.
- У школьника возникает необходимость овладения приемами быстрого запоминания информации.
- В этот период самоконтроль у ребенка развит слабо. Он может выучить материал, но не может сам проверить свои знания и оценить результат.
- Способность к запоминанию возрастает. В первые 2 года обучения дети могут запомнить материал примерно такой же по объему, как в детском саду. И только с третьего года обучения у детей просматривается сильный прогресс в этой сфере.
Чтобы проконтролировать и помочь ребенку выучить информацию, взрослый должен вмешаться в этот процесс. Он должен подсказать школьнику способы быстрого запоминания и овладения информации.
Такими методами могут быть:
- Обсуждение содержания материала.
- Разделение материала на смысловые части.
- Помогать контролировать то, как материал усваивается.
- Контролировать, чтобы ребенок именно понимал, а не просто заучивал.
- Акцентировать внимание ребенка на необходимости именно понимания информации.
Что нужно делать, чтобы ребенок легко запоминал прочитанное?
- Убедитесь, что ребенок понимает то, что прочитал.
- Найдите то, что заинтересует ребенка в его учебе.
- Не перегружайте память ребенка, не нужно на один раз планировать слишком много.
- Не делите информацию на слишком короткие или длинные части. Такая ошибка приведет к тому, что ребенок потеряет связь между частями единого целого. Логическая составляющая будет потеряна, а вспомнить части будет сложнее.
- Если вы занимаетесь самостоятельно с ребенком, то лучше всегда делать это в одно и то же время. Тогда он привыкнет к умственной активности в это время и будет работать продуктивнее.
- Пусть время от времени ребенок повторяет выученные стихотворения или другой материал. Но не требуйте этого раньше, чем через 5-6 часов после того, как он его выучил.
Источник: http://kartinamira.info/selfactualization/3997-razvitie-pamyati-u-mladshix-shkolnikov-osobennosti-i-uprazhneniya
Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста [21,70].
- Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, то есть психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
- В психологической литературе в качестве новообразований младшего школьного возраста выделяют произвольность психических процессов (произвольной памяти, мышления, внимания) [21,71].
- Подавляющее большинство всех этих исследований направленно на выяснение того, как изменяется с возрастом продуктивность запоминания, его объем, скорость и длительность удерживания заученного в памяти, то есть количественная, результативная сторона процессов.
- Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы: увеличивается объем (мощность) памяти [21,72].
- В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходят в том, что и как сохраняет память [21,72].
Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы которые окружают ребенка и которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала [21,72]. память обучение младший школьник
Если же говорить о запоминании словесного материала, то на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов. Хуже запоминается тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия, не связанные с картой, описания) и не является значимым при усвоении, того, что запоминается.
- Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используются.
- На протяжении всего младшего возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу.
- Смысловая память младших школьников обладает огромными преимуществами по сравнению с механической и проявляется в особенностях воспроизведения освоенного материала. Эти особенности сводятся к следующим:
- 1. Дети заменяют малознакомые трудные слова или понятия более привычными: вместо «строения» говорят «дом» и другие;
- 2. Дети пропускают некоторые детали, частности, подробности;
- 3. Могут изменить порядок изложения, последовательность отдельных эпизодов или описаний, не нарушая логики излагаемого материала;
- 4. Передовая воспринятое содержание, дополняют его от себя рядом подробностей;
5. Могут обобщенно излагать факты, подробности, характеристики, дополняя воспринятое собственными рассуждениями.
Переход к смысловому запоминанию совершается в процессе общего умственного развития школьника [20,73].
Чем старше становятся дети, тем все большую роль в их памяти играют смысловые связи, тем больше и полнее функции памяти включают в себя процессы мышления и воображения, и тем менее продуктивным оказывается дословное запоминание [21,66].
Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которыми они действуют. К 3 классу непроизвольное запоминание становиться более продуктивным.
Продуктивность непроизвольного запоминания становится более осмысленным. А.А. Смирнов [56,45] провел сравнительное исследование памяти у детей младшего школьного возраста и пришел к выводам:
- — с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные механические единицы информации.
- — вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала, фактически обнаруживается обратное отношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
- Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминания, ведут к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой [20,58] .
Исследования отечественных психологов показывают, что механическое заучивание у детей менее эффективно, чем осмысленное: запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее, чем во взрослом. Это объясняется тем, что заучивание бессмысленного материала требует больших волевых усилий, а дети на это еще не способны [ 21,75].
При сравнении данных по возрастным группам оказалось, что у младшего разница между продуктивностью бессмысленного материала и осмысленного запоминания значительно больше, чем у взрослого. В то же время известны факты: дети легко запоминают понятное (объективно-осмысленно) и заучивают учебный материал нередко буквально.
Так, дети запоминают песни, которые они слышат от взрослых, и смысл которых им не понятен, слова и выражения, употребляемые взрослыми, легко заучивают считалки, часто бессмысленные. Основная причина легкого запоминания непонятного и бессмысленного связано с особым отношением к нему детей [17,67].
Часто непонятное делается особенно заманчивым для ребенка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться сначала, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его — запоминать даже невольно, незаметно.
К тому же непонятное слово или выражение выступает обычно на фоне понятного, известного, выделяется на этом фоне и тем самым особенно привлекает к себе внимание ребенка.
Объективно бессмысленный материал иногда заинтриговывает своей звуковой стороной: своеобразным сочетанием звуков, четко выраженным ритмом, который сам по себе значительно облегчает заучивание, чувство количественного или другое положительное эмоциональное отношение. Очень часто оно вплетается в игровую деятельность детей.
К недостаткам памяти младших школьников относятся неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделить опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
Следует так же отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняется случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.
От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочая память. О качестве памяти часто судят по скорости запоминания. Но это неверно: о силе памяти нельзя судить только по скорости запоминания. Необходимо учитывать одновременно и скорость запоминания и скорость забывания.
Первый тип — медленное запоминание и быстрое забывание — признаки слабой памяти. Особенности проявления памяти можно наблюдать у школьников. Есть дети, которых по силе памяти можно отнести к первому типу: эти ребята запоминают материал легко, быстро. Запоминание таких учащихся очень продуктивно [17,58].
Второй тип — медленное запоминание и медленное забывание. При такой памяти заучивание достигается путем многократного повторения и с помощью различных приемов — чтения, слушания, записывания и т.д. Забывание у таких учащихся происходит медленно. Прочность запоминания у них такая же, как у учащихся с первым типом.
Третий тип памяти — быстрое запоминание, быстрое забывание — это память «схватывающая». Школьники этого типа после одного, двух чтений могут тут же воспроизвести материал со всей полнотой. Однако такая воспроизводимость сохраняется только на короткий срок. Этим детям нужно советовать повторить заученное через некоторое время [17,59].
Четвертым типом памяти обладают школьники, которые затрачивают на заучивание много сил и времени. Но заучивание отличается малой продуктивностью. Ребята воспроизводят материал не полно и не точно. Быстро забывают его.
Сила памяти у разных людей неодинаково проявляются в различных областях знаний. Одни лучше запоминают материал литературоведческий, другие математический и так далее. При односторонности интересов может развиться односторонняя память.
Выделяют различные виды памяти в зависимости от того, что успешно запоминает человек и как он предпочитает запоминать материал. Ребенок прекрасно воспринимает и запоминает музыку, картину, лица, но имеет слабую способность к логическому мышлению. Здесь можно говорить о представителей наглядно-образного вида памяти [17,59].
Ребенок хорошо запоминает мысли и словесные формулировки, понятия, формулы, числа, но не имеет склонности запомнить цвета, звуки — это представитель словесно-логического типа памяти [17,60].
Многие, однако, продуктивно запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал. Таких людей большинство. И они принадлежат к гармоничному типу. С другой стороны при запоминании материала разные люди отдают предпочтение различным органам чувств.
Наблюдая за детьми можно заметить, что одни успешнее усваивают зрительные образы, другие лучше воспринимают на слух, третьи прибегают к записи.
Приведенные эксперименты показали, что категорического ответа на вопрос, что запоминается лучше, нет. Видимо, одни люди лучше помнят приятное, другие — не приятное, третьи — то и другое.
Это в большей мере зависит, как от объективной значимости, так и от направленности человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальные различия в памяти младших школьников проявляются в соответствии ее процессов, то есть в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение, что запоминается, в особенностях содержания младших школьников.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. В психологии различают наглядно-образные, словесно-абстрактные и промежуточные виды памяти. Необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти детей, развивать у них всестороннюю память.
- В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становиться мыслящей»[60,76]. Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:
- — усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логическое, словесного запоминания (по сравнению с наглядно-образной);
- — ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)
- В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.
- Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Итак, к переходу в среднее звено у учащихся должно сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументаций, логических схем, рассуждений.
Если с первых лет обучения в школе специально учить методам и приемам развития памяти, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.
Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти и у многих детей данного возраста.
Источник: https://studbooks.net/1273870/pedagogika/osobennosti_razvitiya_pamyati_mladshih_shkolnikov
2.2. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие
памяти в дошкольном возрасте характеризуется
постепенным переходом от непроизвольного
и непосредственного к произвольному и
опосредованному запоминанию. З.М.
Истомина проанализировала, как идет
процесс становления произвольного и
опосредованного запоминания у дошкольников
и пришла к следующим выводам.
В младшем
и среднем дошкольном возрасте у детей
3-4 лет запоминание и воспроизведение в
естественных условиях развития памяти,
т.е. без специального обучения мнемическим
функциям, являются непроизвольными.
В
старшем дошкольном возрасте при тех же
условиях происходит постепенный переход
от непроизвольного к произвольному
запоминанию и воспроизведению материала.
При этом в соответствующих процессах
выделяются и начинают относительно
самостоятельно развиваться специальные
перцептивные действия, опосредствующие
мнемические процессы и направленные
на то, чтобы лучше запомнить, полнее и
точнее воспроизвести удержанный в
памяти материал.
В
школьные годы продолжается развитие
памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное
исследование памяти у детей младшего
и среднего школьного возраста и пришел
к следующим выводам:
- с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;
- вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.
Различные
процессы памяти развиваются с возрастом
у детей неодинаково, причем одни из них
могут опережать другие. Например,
произвольное воспроизведение возникает
раньше, чем произвольное запоминание,
и в своем развитии как бы обгоняет его.
От интереса ребенка к выполняемой им
деятельности и мотивации этой деятельности
зависит развитие у него процессов
памяти.
Переход
от непроизвольной к произвольной памяти
включает в себя два этапа. На первом
этапе формируется необходимая мотивация,
т.е. желание что-либо запомнить или
вспомнить. На втором этапе возникают и
совершенствуются необходимые для этого
мнемические действия и операции.
Считается,
что с возрастом увеличивается скорость,
с какой информация извлекается из
долговременной памяти и переводится в
оперативную, а также объем и время
действия оперативной памяти. Установлено,
что трехлетний ребенок может оперировать
только одной единицей информации,
находящейся в настоящий момент времени
в оперативной памяти, а пятнадцатилетний
– семью такими единицами.
С
возрастом развивается способность
ребенка оценивать возможности собственной
памяти, причем, чем старше дети, тем
лучше они могут это сделать.
Со временем
становятся более разнообразными и
гибкими стратегии запоминания и
воспроизведения материала, которые
применяет ребенок.
Из 12 предъявленных
картинок ребенок в возрасте 4 лет узнает
все 12, но способен воспроизвести только
две или три, в то время как 10-летний
ребенок, узнав все картинки, в состоянии
воспроизвести 8 из них.
У
детей раннего дошкольного возраста
доминирует непроизвольная,
зрительно-эмоциональная память.
У
большинства нормально развивающихся
детей младшего и среднего дошкольного
возраста неплохо развиты непосредственная
и механическая память. Из психологии
известно, что развитие памяти тесно
соотносится с развитием мышления у
детей.
Установлено, например, что прогресс
операциональных структур интеллекта
оказывает положительное воздействие
на мнемические процессы ребенка.
В
целом память детей младшего школьного
возраста является достаточно хорошей,
и это в первую очередь касается
механической памяти, которая за первые
три-четыре года учения в школе прогрессирует
достаточно быстро. Несколько отстает
в своем развитии опосредованная,
логическая память, так как в большинстве
случаев ребенок, будучи занят учением,
трудом, игрой и общением, вполне обходится
механической памятью.
Если,
однако, детей младшего школьного возраста
с первых лет обучения в школе специально
учить мнемическим приемам, то это
существенно повышает продуктивность
их логической памяти. Незнание этих
приемов, неумение ими пользоваться на
практике, является, вероятно, основной
причиной слабости произвольной памяти
у многих детей данного возраста.
Обучение
детей мнемическим действиям должно
проходить через два этапа.
На первом из
них детям необходимо овладеть мыслительными
операциями, нужными для запоминания и
воспроизведения материала, а на втором
– научиться пользоваться ими как
средствами запоминания в различных
ситуациях.
В норме это должно произойти
еще в старшем дошкольном возрасте,
однако можно начать и в основном завершить
этот процесс в младших классах школы.
Активному
развитию памяти детей в первые школьные
годы способствует решение специальных
мнемических задач, которые возникают
перед детьми в соответствующих видах
деятельности.
Источник: https://studfile.net/preview/1493248/page:4/