Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе.

А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат.

Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. С помощью эмоций люди выражают свое состояние и отношение к происходящему, к окружающим. В свою очередь, пытаются понять чувства других людей.

Проявление и осмысление чувств регулируется эмоциональным интеллектом. Развитие эмоционального интеллекта у детей — такая же важная задача, как и развитие других способностей и познавательных возможностей.

 

Что понимают под эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие в практической психологии. Но свойство, которое обозначили данным термином, проявляется столько, сколько существует человеческое общество на планете. Ведь люди испокон веков пытаются понять происходящее, наблюдая за проявлением чувств и эмоций другими людьми.

Эмоциональный интеллект – это набор способностей, позволяющих человеку выразить свои эмоции и понять чувства других людей, используя речевые и невербальные средства.

Психологи отмечают, что это свойство формируется в течение всей жизни человека. Эмоциональный интеллект развивается в тесной связке с приобретением и совершенствованием коммуникативных навыков. Это «своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств».

Выделяют четыре компонента, представляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Умение различать и выражать конкретное чувство
  • Осмысление эмоции (понимание)
  • Способность регулировать эмоции
  • Ассимиляция эмоций с мыслительными процессами

Соответственно, эмоциональный интеллект оказывает прямое влияние на развитие таких личностных характеристик как самосознание, самоконтроль, чуткость в осмыслении межличностных отношений. Также напрямую от этого вида интеллекта зависит качество общения с окружающими.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

Эмоциональное развитие ребенка – это комплексное постепенное обогащение его эмоциональной сферы, протекающее в контексте общей социализации.

Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Ребенок будет постигать чувственный мир с каждым годом. Это закономерный процесс. Однако для формирования эмоционального интеллекта этого недостаточно. Даже некоторые взрослые люди могут проявлять свои эмоции неуместно, что говорит о низком уровне этого вида интеллекта.

Следовательно, необходимо направленное эмоциональное воспитание, чтобы еще с дошкольного детства ребенок учился:

  • Распознавать, какая эмоция проявляется в данный момент;
  • Осмысливать, насколько соответствуют эмоция и ситуация;
  • Корректировать свое эмоциональное состояние в соответствии с происходящим;
  • Проявлять эмоции так, чтобы это не оскорбляло окружающих.

Дети легче распознают эмоции по мимике и выражению лица. Самым выразительным критерием для них являются глаза, а затем мимическая складка губ. Только к старшему дошкольному возрасту к восприятию лицевой экспрессии добавляется поза.

В познании эмоций дошкольникам хорошо помогают упражнения на отображение конкретных состояний. Например:

  • Представь, что мама задерживается на работе, и тебе грустно. (Изобразить эмоцию, обратить внимание на мимику, состояние).
  • Оля увидела летающую тарелку. Какие эмоции проявились при этом? (Один ребенок изображает, другой – определяет).
  • Что ты испытываешь, когда видишь жалобно мяукающего котенка?

Чтобы дети учились соотносить уместность проявления эмоций с конкретными ситуациями, важно обращать их внимание на чувства других людей. Если кто-то упал, то ему больно. Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Получил в подарок не робота, о котором мечтал, а настольную игру – раздражение или обида здесь не уместны. Подаркам радуются.

Если взрослые уделяют внимание эмоциональному воспитанию своих детей, у них формируется эмоциональное предвосхищение.

Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»).

Благодаря развитию предвосхищения вырабатывается потребность соблюдать нравственные нормы. Эмоциональный интеллект дошкольников позволяет им уже в 4-5 лет сформировать внутреннее понимание нравственных понятий «хорошо» и «плохо».

Что мешает развитию эмоционального интеллекта

Взрослые могут создавать как благоприятный, так и нездоровый климат для становления эмоциональной сферы ребенка. Очень увлекательно изложена данная тема в книге Дж.Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Большой урон наносят родители, придерживающиеся следующих позиций:

  • Игнорирование отрицательных эмоций, которые испытывают их дети («покричит и перестанет», «что за выдумки: боится оставаться один в 5 лет» и пр.).
  • Запрет на проявление отрицательных эмоций (нельзя обижаться на маму, злиться на младшего).
  • Невмешательство в чувства ребенка, т.е., сочувствие родители проявляют, но не помогают малышу пережить нахлынувшую эмоцию и преодолеть ее.

Взрослые часто игнорируют детские негативные чувства, надеясь, что они пройдут сами по себе. И делают огромную ошибку. Подобный эмоциональный всплеск будет повторяться.

Ребенок нуждается в помощи, чтобы отрицательные чувства рассеялись.

Для этого взрослый должен поговорить с ребенком, разобраться вместе с ним, что произошло, какие чувства накатились, принять их вместе и решить, как с этим быть.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Пример. От старшего ребенка в семье требуют, чтобы он отдал игрушку младшему, так как с «маленькими нужно делиться». Старший обижен, но родители не обращают на это внимания. Хотя в этом случае крайне важно поддержать.

Скажите, что понимаете, как ему обидно; что вы сожалеете, что не купили каждому из детей такую игрушку. Подчеркните, что вы надеетесь договориться с ним, как со старшим, в то время как маленький еще не способен понять. И обязательно обсудите, чем бы интересно было заняться, помимо этой игрушки.

Невмешивающиеся родители вроде бы поддерживают своих детей сочувствием, но они не учат справляться с негативными эмоциями и завершать их переживания.

Взрослые должны усвоить, что не бывает плохих эмоций. Бывает плохое поведение, вызванное определенным чувством. Нельзя запретить что-либо чувствовать.

Читайте также:  Рентген головы: особенности исследования, противопоказания

Родительская ответственность за эмоциональное развитие детей

Большую ошибку делают взрослые, потешаясь над асоциальными поступками дошкольников. Бывает, что ребенок скажет двусмысленность или откровенную пошлость (чего он, конечно же, не понимает), а у молодых родителей это вызывает безудержное веселье.

Дошкольник автоматически относит свою выходку к положительным поступкам, радующим окружающих, и, разумеется, будет повторять.

Эмоциональный интеллект делает опасный крен в своем развитии, и с большой долей вероятности это нарушение в подростковом возрасте выльется в настоящие проблемы.

Представление о социально правильном поведении сформируется у дошкольника только в том случае, если он освоит адекватное эмоциональное отношение к нравственным ситуациям. Ребенок должен однозначно понимать, что тащить кошку за хвост – не смешно, а возмутительно; дразнить сверстника – не весело, а подло и стыдно.

Если родители выразительно, в эмоциональном смысле, передают свое отношение к негативным выходкам дошкольника, он верно расценивает свой поступок. Появляется чувство вины, и в дальнейшем ребенок прекращает поведение, вызывающее порицание.

Дети получают самый наглядный пример, какие эмоции уместны в определенных ситуациях, как справляться с негативными чувствами, у своих родителей. И потом применяют те же способы проявления чувств. Развитие эмоционального интеллекта у детей невозможно без социальной ответственности взрослых.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detej

Эмоциональный интеллект ребенка. Как развивать у детей дошкольного возраста

  • /
  • /

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет.

Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта.

И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Развитие эмоционального интеллекта у детей и дошкольников

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость. Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию.

Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.

Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребенка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении. Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них. «Похоже, тебе сейчас очень весело» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен» «Я вижу, что ты очень растерян» «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев» Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами.

Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного.

Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка: «Я так горжусь твоими увлечениями» «Я радуюсь, когда ты радуешься» «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок» «Я злюсь, когда меня не слушают»

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы: «Тебе весело или грустно?» «Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование. И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:

Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.

Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение: — далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие) — близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие)

Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:

Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда…», затем по очереди озвучивайте варианты: «…ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями: я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т.д.

Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию. Угадавший тянет следующую карточку.

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен.

Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его.

Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Если родитель эмоционально закрыт

Часто родители сталкиваются с собственной эмоциональной закрытостью, что, конечно, влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Взрослый не готов понимать и принимать эмоции ребенка, потому что не распознает их сам в себе.

И потому готов сделать все для того, чтобы ребенок вел себя «хорошо» и спокойно – радовался потише, веселился посдержанней. В данном случае истинное значение «хорошего поведения» – удобное поведение. Подобное спокойное поведение блокирует чувства ребенка.

Ребенок понимает, что плакать, злиться, обижаться нехорошо и вытесняет такие чувства – сначала он перестает их показывать, затем и осознавать.

Блокировка таких неприятных переживаний, как обида, страх, зависть, печаль, гнев, может привести как к проблемам с коммуникацией, так и к нарушениям в психической сфере (навязчивые состояния, эмоциональные срывы, психосоматические заболевания, неожиданные страхи).

Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет «дышать полной грудью».

Потому, если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Это одинаково важно для гармоничного развития эмоциональной сферы как ребенка, так и самого родителя.

Читайте также:  8 типов интеллекта: классификация по говарду гарднеру

Сомневаетесь в вашем уровне эмоциональной открытости?

Определить его поможет простой тест. Вспомните недавнюю обыденную ситуацию и какие чувства вы при этом испытывали. К примеру, что вы чувствовали по дороге на работу?

Если ваш ответ подразумевает то, о чем вы думали (о количестве запланированных дел, что подарить коллеге на день рождения или в какой магазин зайти после работы) – вам стоит обратить внимание на развитие эмоциональной сферы.

Вы больше задумались о своих чувствах, чем о мыслях, их вызывающих («У меня было плохое настроение» вместо «Я был раздражен из-за долгого стояния в пробке»)? Чаще наблюдайте за своим эмоциональным состоянием, старайтесь распознавать испытываемые эмоции.

Вам не составило труда вспомнить эмоциональное состояние, сопровождающее вас в пути? Поздравляем, вам не стоит беспокоиться об уровне открытости эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта и вседозволенность

Родители часто задаются вопросом: как не допустить вседозволенности при развитии эмоционального интеллекта? Ведь ребенку, с одной стороны, нужно давать время на понимание и принятие свое эмоционального состояния в различных ситуациях, возможность справиться самостоятельно.

А с другой – отсутствие определенного контроля за поведением может привести к вседозволенности. Как грамотно выстроить границы дозволенного, не ограничивая при этом свободу личности ребенка, а также о соотношении понятий «чувства» и «эмоции» расскажут специалисты нашего центра «Как Здорово» в практическом видео – руководстве для родителей.

Тращенкова СветланаРедактор: Ломакина Яна

В нашем центре «Как здорово!» Вы можете получить консультацию замечательного детского психолога Виктории Айзикович, чей высокий профессионализм, многолетний опыт и любовь к своему делу помогают достичь высоких и стойких результатов в решении различных проблем у детей и взрослых.

Детский психолог в Москве

Источник: https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/emocionalnyy-intellekt-rebenka

Эмоциональный интеллект у дошкольников – Развитие ребенка

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста. Понятие «эмоциональный интеллект» возникло совсем недавно, впервые оно было описано в 1999 году.Эмоциональность человека рассматривается как врожденный потенциал, который формируется в течение всей его жизни.

Большинство ученых, специализирующихся в исследованиях проблемы эмоций, выделили пять областей эмоционального интеллекта:

  • Знание собственных эмоций – область, связанная с самосознанием, которое подразумевает, что человек способен распознавать свое настроение и называть его. Люди, ориентирующиеся в своих чувствах, значительно лучше управляют своей жизнью.
  • Управление эмоциями – область, связанная с властью над чувствами, то есть навыками управления способами выражения собственных эмоций, приведением их в соответствие с определенной ситуацией и способность быстро прийти в себя после неприятных переживаний. При этом негативные эмоции должны служить хорошим опытом, чтобы в следующий раз человек смог лучше отреагировать на сложную ситуацию, что, в свою очередь, положительно скажется на его самочувствии и даже способно поднять настроение.
  • Способность мотивировать себя – область, связанная с положительной мотивацией, то есть с верой в себя. Если эмоции будут подчиняться ранее избранной цели, это повлияет на концентрацию внимания, вовлеченность и реализацию творческой деятельности и в конечном итоге – на жизненный успех. Важную роль играет сам факт того, что можно и нужно противостоять эмоциям, которые препятствуют реализации ранее поставленной цели, а хорошо мотивированные люди проявляют в работе большее рвение и оптимизм.
  • Распознавание эмоций у других ‑ удивительная способность, связанная с проявлениями эмоционального интеллекта. Она не сможет развиваться полноценно, если человек в полной мере не научится распознавать собственные эмоции. Наука об эмпатии очень сложна и в первую очередь требует развития собственного самосознания. Как показали исследования, эмпатия начинает проявляться уже в детстве, а когда дети слышат плач другого ребенка, то в ответ практически сразу грустнеют сами. Взрослые должны направлять ребенка на правильное распознавание и идентификацию собственных эмоций, только тогда он сможет по-настоящему овладеть чувством эмпатии.
  • Установление и поддержание отношений с другими – является, по сути, искусством общения и необходимым условием для установления хороших и прочных социальных контактов. Эта эмоциональная область тесно связана с двумя предыдущими областями эмоционального интеллекта – распознаванием эмоций у других и управлением эмоциями. Установление и поддержание отношений с другими людьми – это в определенной степени подчинение и подавление себя, чтобы лучше почувствовать, понять и принять потребности другого человека.

У каждого человека перечисленные эмоциональные области имеют свои индивидуальные особенности и степень выраженности, соответственно, у каждого индивидуума свой уровень эмоционального интеллекта. Все человеческие способности из области эмоций не являются врожденно обусловленными, а значит, можно повлиять на их позитивное развитие.

Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребенка, период формирования его высших эмоций. В это время происходит обогащение и насыщение разнообразием эмоциональной жизни, что связано с процессом нарастающего полового созревания и чувственным влиянием окружающей среды.

У детей дошкольного возраста хорошо развиты такие эмоции, как зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение и застенчивость.

Это тот период, в который дети могут развить свой эмоциональный интеллект, обрести так называемые хорошие эмоциональные привычки ‑ навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, познакомиться со способами снятия напряжения и управления эмоциями. Накопленные в этот период навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнь человека.

Эмоциональный интеллект ‑ это личностная характеристика, позволяющая ребенку адекватно и эффективно вести себя по отношению к людям, задачам, ситуациям. Обучая детей эмоциональному интеллекту, необходимо учитывать, что он тесно связан с интеллектуальным интеллектом.

«У нас есть два ума: один думает, а другой чувствует». Рациональный ум является центром, более осознанным, рассудительным, способным к размышлениям и рефлексии.

Наряду с ним существует другая система познания реальности, более импульсивный и мощный ум ‑ эмоциональный.

И оба они работают в абсолютной гармонии друг с другом; именно соединение разных способов познания мира и ведет детей по жизни.

«Эмоции важны для мысли, а мысль ‑ для эмоций». Целью воспитателя дошкольного заведения должно быть не безусловное подавление эмоций, а формирование у ребенка способности к сохранению их равновесия и управление ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение.

Всегда следует помнить, что излишнее погашение эмоций, прежде всего у детей, может вызывать апатию, а их беспрепятственное проявление – привести к формированию патологического поведения даже у взрослого человека. Поэтому так важно уже с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций.

Дети должны знать, что человек не может повлиять на то, когда и какие чувства у него возникнут, но он может решить, как долго их удерживать. Кроме того, дети должны знать, что одобрить можно все эмоции, но определенное поведение следует ограничить.

Важно, чтобы проявление детских эмоций было адекватным конкретной ситуации.

«Удержание в узде своих эмоций ‑ залог эмоционального благополучия». Следовательно, целью воспитателя не должно быть только осуществление контроля над поведением детей. Очень важно объяснять им возможные последствия негативного поведения и предложить другие варианты своих поступков.

Чтобы помочь ребенку справиться с собственными эмоциями, необходимо:

  • слушать его очень спокойно и внимательно;
  • принять его эмоции и выразить это в словах;
  • дать определение эмоциям ребенка;
  • изменить стремление ребенка к фантазированию.

Воспитателю следует обращать особое внимание на правильное распознавание тех или иных эмоций у детей и их правильную интерпретацию и, соответственно, ‑ правильную реакцию на них.

В дошкольной группе во время занятий обязательно нужно выделять время для совместного решения возникающих проблем и конфликтов.

Это способствует формированию навыков взаимного внимания, приучает детей терпеливо выслушивать друг друга и грамотно выражать свои эмоции в рамках определенной темы.

Дети, решая проблемы коллективно, учатся устанавливать социальные контакты, что, несомненно, будет полезным на любой стадии развития, как в детстве, так и в юности. Ребенок обязательно должен иметь сформированное самосознание, и чем больше для него будут открываться собственные эмоции, тем более умело он будет считывать эмоции других людей.

«Условием эмпатии является внимание к чувствам другого человека». Несколько принципов обучения детей грамотному выражению эмоций:

  • замечайте потребности и желания детей;
  • создавайте атмосферу, в которой раскрытие эмоций не является чем-то предосудительным;
  • используйте примеры, чтобы поощрять распознавание и правильное прочтение эмоциональных состояний у себя и других людей;
  • не позволяйте, чтобы в группе возникали конфликты;
  • научите детей, как избегать поведения определенного рода;
  • поощряйте и закрепляйте успешные попытки детей справиться с негативными эмоциями.

Воспитатель детского сада играет огромную роль в жизни ребенка, ведь он является свидетелем его ежедневных баталий ‑ иногда успешных, иногда нет. А это требует большого терпения и внимания.

Со временем воспитатель становится для ребенка близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведением служить им примером для подражания.

Больше шансов на успех в развитии эмоционального интеллекта имеет тот воспитатель, который обращает особое внимание на положительные качества ребенка и постоянно совершенствует их. Поэтому всевозможная похвала за по-настоящему хорошее поведение будет посредством воспитателя стимулировать ребенка к дальнейшим свершениям.

Главной задачей воспитателя или учителя должно стать познание ребенка, его преимуществ и недостатков, прежде всего обращая внимание на потребности детей детсадовского возраста. Необходимо стремиться постоянно получать информацию о ребенке, чтобы использовать ее в дальнейшей работе.

Работа должна быть нацелена на развитие тех навыков, свойств и преимуществ, которые непосредственно способствуют повседневной деятельности человека, чем можно укрепить сильные стороны личности.

Вот почему такое большое значение в педагогическом и воспитательном процессе играют детский сад и та атмосфера, которая в нем царит.

Во время организации воспитательного процесса следует:

  • помочь детям открыть, распознать и выразить свои эмоции;
  • позаботиться о том, чтобы дети познали собственные потребности и потребности других людей;
  • ввести детей в культуру бытия.

Работа учителя и воспитателя должна заключаться в постоянном поиске методов улучшения взаимоотношений с ребенком, анализе их соответствия потребностям и ожиданиям детей.

С момента самого первого контакта с дошкольником воспитатель становится для него авторитетом, поэтому если он будет проявлять чуткость к детям, то очень вероятно, что и дети также будут с теплотой относиться к своим сверстникам.

То есть от взрослого напрямую зависит, как будет развиваться эмоциональная зрелость у его подопечных.

Конечно же, учитель или воспитатель не может действовать один, поэтому важным аспектом развития эмоционального интеллекта у ребенка является сотрудничество с родителями, так как только сообща можно добиться успеха. В ходе сотрудничества должна образоваться атмосфера доверия и плодотворного взаимодействия.

Читайте также:  Дуплексное сканирование сосудов: всё о методике диагностики

Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность.

Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно от успеха в воспитании зависит то, в какой мере дети станут ответственными и внимательными членами нашего общества.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.7 из 5 на основе 9 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/41/

Эмоциональный интеллект для детей 4-15 лет на научной методике

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства  и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать свое эмоциональное состояние.

В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению.

Однако, современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д.

 Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции;
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций);
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния
  • Как же двигаться по этим 4-м шагам?
  • Шаг 1. Учимся распознавать эмоции
  • Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?  

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня — это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком — чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например:

  1. Радость — проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
  2. Печаль — хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.
  3. Страх — верхние веки сильно приподняты, брови сведены вместе, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад. Эмоция страха влечет за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть. В зависимости от этого различаются способы поведения в пугающей ситуации. Кого-то страх парализует, и он не способен ничего поделать с собой и ситуацией. В других случаях происходит мобилизация энергетических ресурсов на активное разрешение ситуации или ее избегание.
  4. Злость — сведенные брови, сверкают широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты. Губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или же они могут быть плотно сжаты. Повышается громкость голоса, иногда человек переходит на крик, угрозы. Жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
  5. Удивление — широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть. При крайней степени удивления происходит повышение тембра голоса, а также изменение интонации.
  6. Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, слегка приоткрытый рот. Все движения направлены к предмету интереса. Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма (человек будто замирает на мгновение), однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект — человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.
  7. Отвращение — сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята. Активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях. Иногда возникает передергивание по телу, в крайних случаях — тошнота и рвота (организм словно изгоняет из себя неприятное). 

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

  1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
  2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.
  3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
  4. Страх поможет держаться вдали от опасности.
  5. Удивление научит узнавать новое.
  6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
  7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае.

Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации.

А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций.

Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению.

Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является — определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.

Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.

Почему развивать эмоциональный интеллект важно

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению.

В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни — это научно доказанный факт.

Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI[1].  

Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры.

И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников.

А по данным Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum)  — эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.

Тренировать данные способности вы можете дома, а также записав ребенка на занятия по развитию эмоционального интеллекта. При выборе таких занятий важно руководствоваться критериями качества обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и методическую базу.

  1. Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!
  2. Записывайтесь на пробный урок в школу «ЭИ дети» в вашем городе — 8 800 333 9690
  3. [1] Caruso, Brackett et al., 2013 – 2017 Yale Center for Emotional Intelligence

Источник: https://ei-kids.com/novosti/472/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector