Аутизм это врожденная патология психического развития связанная с трудностями общения с окружающими. Это одно из самых загадочных заболеваний, аутисты зачастую обладают незаурядными способностями, но при этом не обладают элементарными навыками самообслуживания.
Симптоматика заболевания может отличаться в зависимости от возраста, вида аутизма, окружения и условий проживания больного.
Рассмотрим, как распознать аутизм, опираясь на симптоматику.
Основные причины заболевания аутизмом
Ученые до сих пор не могут назвать точные причины возникновения аутизма. Но в результате исследований специалисты выделяют несколько самых распространенных причин.
Недостаток питательных веществ в период внутриутробного развития может стать причиной развития аутизма. Гипоксия головного мозга считается главной причиной патологии.
Долгое время считалось, что аутизм передается по наследству, однако, клинические исследования не подтвердили эту теорию. Также не обнаружена взаимосвязь возникновения аутизма с проведением вакцинации.
Некоторые специалисты настаивают, что заболевание провоцирует нарушение гормональной сферы у мальчика. Аутизм у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.
Аутизм: симптомы и проявления
В каком возрасте проявляется аутизм? Как правило, первые признаки этого заболевания проявляются до трехлетнего возраста. Заболевание может проявляться по-разному, поэтому каждый случай уникален. Однако есть общие симптомы, при наличии которых можно диагностировать аутизм.
Проявление симптомов аутизма отличается в зависимости от возраста пациента. Остановимся подробно на симптомах раннего и детского аутизма, а также на проявлении этой болезни у взрослых.
Рассмотрим общие симптомы аутизма:
- при общении с людьми, у аутистов могут наблюдаться некоторые привычки, несвойственные здоровым людям, которые сразу заметны окружающим. Больные при общении могут пристально смотреть в глаза, принимать необычное положение или выражение лица;
- больным людям трудно развивать дружеские отношения с ровесниками;
- больные аутизмом не интересуются переживаниями, достижениями других людей;
- неспособность сопереживать;
- ребенок позже начинает говорить, а в некоторых случаях и вовсе не разговаривает;
- частое повторение одной и той же фразы;
- трудности во взаимопонимании при разговоре с собеседником;
- ограниченность интересов и концентрация внимания на отдельных деталях;
- стереотипное мышление может проявляться в повторении жестов, например, хлопанье в ладоши, раскачивание тела из стороны в сторону;
- необходимость соблюдать определенный режим в повседневной жизни и питании. К примеру, аутисты могут съесть хлеб до основного блюда, и никак иначе. Маршрут прогулок, как правило, один и тот же;
- нарушения сна.
Симптомы аутизма у детей до 2 лет
Первые признаки болезни раннего детского аутизма проявляются уже в первый год жизни. Поведение такого ребёнка значительно отличается от поведения сверстников.
Отмечаются и другие симптомы:
- при общении с родителями ребенок не смотрит в глаза;
- агрессивность по отношению к другим детям;
- не наблюдается привязанность к матери;
- ребенок может неадекватно реагировать на внешние раздражители;
- практически не улыбается;
- интерес только к одной игрушке, или к отдельной ее части;
- задержка развития речи. Ребенок к году не гулит, к полутора годам не произносит простейшие слова, к 2 годам не говорит простейшие фразы.
Следует отметить, что эти признаки могут относиться и к другим заболеваниям, но однозначно должны вызывать беспокойство у родителей.
Дети от 2 до 11 лет
Признаки аутизма у детей старшего возраста:
- говорит несколько слов, или не разговаривает совсем;
- возникает интерес к определенным наукам. Это может быть математика, музыка или живопись;
- ребенок повторяет одно и то же слово или фразу, беседу не поддерживает;
- трудности с освоением новых навыков. Школьники с большим трудом осваивают письмо и чтение;
- стереотипное мышление с повторяющимися ежедневно действиями. Смена привычной обстановки вызывает у ребенка беспокойство.
Дети после 11 лет
У подростков появляются специфические признаки заболевания. Это связано с периодом полового созревания, когда под влиянием гормонов происходит перестройка всех органов, в том числе и головного мозга.
Если до этого ребенок был замкнут и молчалив, то в подростковом возрасте эти признаки усиливаются. Депрессивные и тревожные состояния, агрессия, приступы эпилепсии и много других признаков аутизма приводят к тому, что ребенок становится неконтролируемым.
Аутист рьяно защищает свои увлечения, не реагирует на советы и просьбы других людей. Могут выполнять действия, опасные для окружающих, поэтому подростков, страдающих аутизмом, постоянно должны контролировать близкие.
Лёгкая форма
Диагностировать легкую форму аутизма достаточно сложно, слишком тонкая грань между состоянием здорового человека и аутиста. Все же есть симптомы, которые могут указывать на наличие данного заболевания.
К признакам легкой степени аутизма относятся:
- ранимость;
- при возникновении даже небольших трудностей, ребенок прекращает общение;
- ярко выраженная мимика;
- способность смотреть в глаза собеседнику;
- речь ребенка замедлена;
- контактирует с другими только в присутствии родителей;
- трудно переносят расставание с родными.
Симптомы болезни у взрослых
У взрослых симптомы аутизма отличаются в зависимости от степени тяжести заболевания, социального статуса и индивидуальности.
Основные симптомы:
- неспособность к проявлению чувств и эмоций;
- во время разговора может не смотреть в глаза, или напротив, пристально наблюдать за собеседником;
- чрезмерная привязанность к предметам, местам или привычкам. Любые перемены могут вызвать испуг;
- отсутствие способности осознавать особенности своего поведения;
- монотонная речь;
- маленький словарный запас;
- тревожные состояния из-за перемен в жизни.
Диагностика аутизма
ЭЭГ для диагностики аутизма
Наличие симптомов требует немедленного обращения к специалисту. Для постановки правильного диагноза назначается специальная комиссия, в составе: психиатра, лечащего врача, невропатолога и других специалистов.
На комиссию приглашают родителей, учителя или воспитателя ребенка. Они смогут предоставить более точную информацию о том, как проявляются те, или иные симптомы.
Диагностика аутизма предполагает необходимость определения особенностей, которые отличают аутизм от других психических и генетических заболеваний.
Классификация
На сегодняшний день общепринята Международная классификация заболеваний 10-го пересмотра ВОЗ.
Классификация аутизма выделяет четыре вида заболевания:
- Синдром Аспергера – у больных слабо развита логика. Они практически не общаются с окружающими.
- Атипичный аутизм – этой формой заболевания страдают взрослые люди. При этом виде аутизма серьезно поражается головной мозг. У больного нарушена речь и координация движений. Больной подолгу может смотреть в одну точку.
- Синдром Каннера – человек полностью изолирован от окружающих, и живет в своем мире. Речь практически неразвита.
- Синдром Ретта – первые признаки проявляются на 7-8 месяце жизни. Речь либо отсутствует полностью, либо развита слабо. Этот вид аутизма труднее всего поддается корректировке. Заболеванием страдают только девочки.
Аутизм не поддается лечению, однако, психологи и специалисты считают, что такие больные могут вести полноценный образ жизни. Специальные мероприятия, уход за больным, диеты – все это поможет в социальной адаптации больного аутизмом.
Источник: http://7psihozov.ru/autizm/simptomy-i-proyavleniya.html
➊ Аутизм у взрослых мужчин и женщин. Признаки, формы, лечение
Аутизм – считается, часто данный недуг проявляет себя уже в раннем возрасте особенными внешними чертами, невозможностью общения или неадекватным поведением. Но порой случается, что аутизм у взрослых почти никак не проявляется, потому больные живут без конкретного диагноза на протяжении всей жизни.
Аутизм у взрослых
Аутизм относится к генетически обусловленным недугам, возникающим по причине хромосомных сбоев. Многие сопоставляют патологию с умственной недоразвитостью, отрешенностью больного и его бездейственностью. На практике все обстоит иначе.
Среди аутистов очень много талантливых и выдающихся личностей. Столь неправильное восприятие лиц, страдающих аутизмом, часто становится причиной насмешек со стороны окружающих.
В результате пациент становится еще более замкнутым, подавляя собственные гениальные способности.
Взрослый аутический синдром от детского отличается проявлениями.
Иногда недуг формируется на фоне длительно беспокоящих депрессивных расстройств.
По причине такой обособленности от реальности и ярко выраженного нежелания к контактированию с окружающими возникает приобретенный аутизм у взрослых.
Синдром опасен, потому как чреват абсолютными расстройствами человеческой психики. Пациент становится конфликтным, из-за чего может потерять рабочее место или семью и пр.
Признаки аутизма у взрослых характеризуются яркой выраженностью.
Хоть пациенты и наделены интеллектом, имеют определенные жизненные задачи и богатое внутреннее мировоззрение, их взаимоотношения с остальными достаточно сложные.
Большинство отлично управляется с бытовыми задачами, но жить и заниматься творчеством они продолжают обособленно. Но бывают и сложные случаи патологии, когда пациенту непостижимы даже самые простые навыки самообслуживания.
Статья в тему: Причины аутизма у детей и признаки детского аутизма
Признаки
При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание. У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.
Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.
Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:
- Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
- Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
- Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
- Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
- Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
- При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
- Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
- Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
- Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
- К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
- Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
- Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.
У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.
Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя. Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного.
Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы.
Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.
Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.
Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.
Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам. Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр.
Формы недуга
Для каждого типа характерна идентичная симптоматика, но они имеют и некоторые различия.
Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных аутичных форм:
- Синдром Каннера. Типичны ярко выраженные поражения головномозговой коры, приводящие к коммуникационным проблемам. Пациенты страдают речевыми отклонениями, присутствует агрессивность, слабо выражен интеллект. К такому аутисту найти подход практически невозможно. Это наиболее сложная аутическая форма, для которой типично наличие практически всех проявлений патологии;
- Синдром Аспергера. Отличается аналогичной симптоматикой, но проявляется в сложной либо легкой форме, чаще протекает более мягко. Симптомы легкого аутизма у взрослых не препятствуют становлению аутиста в полноценного члена общества, если тот сможет преодолеть страх и робость. Такие больные способны выполнять нужные для работы и полноценной жизни действия. Но они порой сильно зацикливаются на работе, у них нет увлечений, все время стараются проводить в изоляции;
- Синдром Ретта. Наиболее опасная форма, передается по женскому наследованию. Поведенческую симптоматику легко купирует медикаментозное лечение, однако, речевые и внешние отклонения убрать лекарствами невозможно. Развивается недуг долго, встречается редко. Признаки аутизма у взрослых женщин обычно связаны с отсутствием коммуникации, несоциабельностью и склонностью к символизации. Такие больные обычно живут всего около 30 лет;
- Атипичная форма. Для данного аутизма типично отсутствие одного из характерных признаков, что усложняет диагностику. Присутствуют речевые и двигательные нарушения, расстройства двигательных функций.
- Высокофункциональный аутизм. Эта форма патологии диагностируется, когда у пациента выявляются относительно высокие показатели интеллекта (больше 70). Подобная аутичная форма проявляется притупленным либо острым сенсорным восприятием, ослабленным иммунитетом. Высокофункциональный аутизм у взрослых сопровождается раздраженным кишечником, периодическими приступами судорожных сокращений мышц, нарушениями в деятельности поджелудочной. Признаки высокофункционального аутизма у взрослых характеризуются поведенческой стереотипностью, узким спектром интересов, внезапными вспышками агрессии и затруднениями в социализации.
Статья в тему: Подробное описание всех видов и классификация аутизма
Определить точный диагноз сможет только специалист, поскольку для выявления аутизма любой формы необходима очная консультация специалиста и достаточно продолжительное наблюдение за больным.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Рекомендации членам семьи аутиста
Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.
Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.
Вот еще несколько полезных рекомендаций:
- Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
- Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
- Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
- Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.
Можно ли получить инвалидность
Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:
- Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
- Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
- Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
- Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.
Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму
Отзывы
Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,
Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».
Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».
Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.
Выводы
Аутизм поддается коррекции при правильном подходе. Не существует специального лекарства, способного избавить пациента от характерных проявлений патологии. Но как жить взрослому с аутизмом.
Помочь больным все же возможно. Посредством медикаментозных препаратов и поведенческого направления терапии можно существенно сократить риски возникновения психических расстройств, панических или агрессивных приступов.
При сложной форме заболевания, близким нужно позаботиться о попечении и уходе, причем пожизненном, подобрать наиболее оптимальную программу, по которой пациент будет жить и заниматься.
Если же патология протекает в легкой форме, то больному понадобятся коррекционные занятия, где он обучится социализации, к примеру, перестанет пугаться окружающих, научится здороваться при встрече и интересоваться чувствами окружающих, а также сможет нормально выражать свои эмоции и чувства.
Такие аутисты вполне могут обучиться навыкам общения в трудовом коллективе, что даст им возможность нормально работать.
Источник: https://autizmy-net.ru/12-priznakov-autizma-u-vzroslyih/
Аутизм: разные степени тяжести
Предлагаем вам разобраться с тем, какие синдромы внутри РАС выделяют и какие степени тяжести диагностируют.
Тип и степени тяжести при РАС
Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:
- Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
- Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
- Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
- Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
- Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).
Как определяется уровень функциональности
Чаще всего мы читаем описание аутизма со словами «спектр признаков». Опираясь на слово «спектр» гораздо легче понять всю широту возможных сценариев болезни, а также исходов развития к моменту окончательного взросления человека с аутизмом.
Высокая функциональность предполагает возможность вести самостоятельную независимую жизнь, будучи взрослым. Человек со средним уровнем функциональности зачастую может осуществлять режимное самообслуживание, но не обладает хорошо развитой речью и коммуникацией, или имеет не достаточно высокий интеллект, что ограничивает возможности трудоустройства и общения с окружающими.
Низкофункциональный аутизм предполагает отсутствие полного самообслуживания даже в простых рутинных моментах (приготовление еды, уборка, одевание) и отсутствие применения речи как средства для коммуникации. Плюс к этому столь же выраженными, как и в детстве, остаются яркие признаки аутизма – отсутствие глазного контакта и разделённого внимания.
Если вы столкнулись с РАС впервые (из-за проблем у своего ребёнка или у себя), имеет смысл время от времени по ходу лечения и коррекционной терапии проходить подходящий по возрасту тест:
Тест для детей в возрасте 16-30 месяцев (опросник M-CHAT-R ™)
Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. — для детей от 2 до 4 лет
Тест ASSQ 6-16 лет
Анкета оценки эффективности лечения аутизма (АТЕС)
Характеристики тяжёлого или низкофункционального аутизма
Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?
Нарушение психики или когнитивной деятельности
Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.
Читайте также Последние научные открытия относительно причин аутизма
Недоразвитие речи
Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.
Аномалии в поведении
Повторяющееся поведение (стереотипии, стиминг) – одна из отличительных черт аутизма. В случае с тяжёлым расстройством такое поведение существенно искажает режим дня и многие виды активности.
Одновременно с этим реакция на сенсорную перегрузку может быть слишком бурной и содержать элементы агрессии не только по отношению к себе, но и к другим людям.
При изменении рутин и шаблонов гнев человека переходит все приемлемые в обществе границы.
Социальная ригидность
Когда речь идёт о низкой функциональности, всегда подразумевается невозможность легко вступать в контакт и взаимодействовать с другим человеком. Чтобы достучаться до пациента с тяжёлым аутизмом, требуется дополнительное терпение и время.
Характеристики аутизма средней степени тяжести
Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.
Уровень интеллекта — норма или ниже нормы
Уровень IQ колеблется около 100. У человека могут возникать сложности с комплексными задачами в самообслуживании.
Трудности в коммуникации
Средняя степень тяжести аутизма нередко создаёт возможности для развития речи. Однако речь может включать эхолалии, не всегда отвечать обстоятельствам и осуществляться в отрыве от целевого назначения.
Кроме того, у таких людей часто возникают трудности в освоении манер и правил поведения в обществе.
Поэтому даже для взрослых с таким аутизмом одним из самых эффективных способов коммуникации могут оставаться жестикуляция, карточки или технологические приспособление (приложения на планшетах и телефонах), созданные на основе принципов визуальной поддержки.
Аномалии в поведении
Особенности поведения чаще всего обусловлены аномалиями в сенсорном восприятии. Человек может быть гипер- или гипочувствительным. Это определяет его желание уклоняться от раздражителей или добирать усиленных ощущений.
В связи с тем, что обычные люди воспринимают эти же раздражители спокойно (легко к ним адаптируются), им сложно понять странное поведение, и это создаёт непреодолимые трудности в поверхностном общении – по работе, в общественных местах и т.п.
Уровень средней функциональности не предполагает способности найти наиболее приемлемый способ адаптации своих сенсорных особенностей к социальным нормам. Поэтому многие стереотипии, неизбежные при сенсорной перегрузке (хлопанье руками, как крылышками, неречевые звуки, хождение по кругу и на цыпочках) удаляют человека от возможности легко вписаться в социум.
Социальная отгороженность
Люди с аутизмом средней тяжести воспринимаются отстранёнными и часто находятся вне активного социального взаимодействия. Для них является проблемой начать и поддерживать диалог. Однако человек со средней степенью аутизма, как правило, осознаёт, что вокруг него другие люди.
Читайте также Как проверить развитие ребёнка и когда нужно беспокоиться
Характеристики мягкого или высокофункционального аутизма
Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме. Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.
Нормальный или высокий уровень интеллекта
Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.
Нормальная речь, но некоторые сложности в коммуникации
Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях.
Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе.
Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».
Основные особенности в поведении
Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе.
Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).
Аномалии в социальном поведении
Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.
Могут ли изменяться уровни функциональности в процессе болезни?
Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно.
Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)
Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.
Не отчаивайтесь из-за текущей степени тяжести
Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.
Источник: http://autism.lovetoknow.com/Different_Levels_of_Autism
Источник: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/autizm-raznye-stepeni-tyazhesti/
Причины и симптомы развития детского аутизма. Методы терапии
Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет. Детский аутизм не принято считать заболеванием, это – отклонение, отражающееся на течении интеллектуального развития ребенка и его вербальных функциях. Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе специалистов в области детской психологии. Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя реализацию личностного потенциала.
Причины развития раннего детского аутизма
Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства.
Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства.
Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.
В пользу этой теории выступают факты того, что аутизм – отклонение врожденное, а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.
Некоторые исследовательские работы описывают возможную зависимость детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок.
Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует.
Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.
Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи.
Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей.
Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, аутизм часто проявляется у детей в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.
Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом период, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.
Симптомы детского аутизма
Общая симптоматика детского аутизма индивидуальна для каждого ребенка, однако всегда характеризуется эмоциональной тупостью, нарушениями вербального общения и некоторыми задержками интеллектуального развития.
При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью.
Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Часто дети проявляют особенности зацикливания на каком-либо определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фраз.
Как правило, такое избыточное повторение возникает по причине повышенного интереса к какому-либо предшествующему событию.
Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта.
Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.
Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена.
Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов.
Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.
Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям.
Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.
Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.
Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами.
Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна.
Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.
Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется.
Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами.
В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.
Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия тактильного и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.
Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения.
Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением.
У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.
Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.
Признаки легкой формы аутизма
Современная медицина различает четыре степени синдрома детского аутизма, которые условно можно различить по степени тяжести симптоматики.
Степень тяжести внутри групп градируется от четвертой группы к первой, которая является самой тяжелой и характеризуется яркой классической симптоматикой синдрома РДА.
Вторая и третья группы, содержат симптомы, благодаря которым, ребенка, страдающего аутизмом можно отличить от здоровых сверстников. В четвертую группу входят клинические признаки, позволяющие характеризовать течение расстройства как легкую форму аутизма.
Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна.
У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Форм общения у детей с легкой формой практически не сформировано.
Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии.
Мимические эмоциональные проявления носят, будто, демонстративный характер, что характерно для малоопытных актеров в театре, когда эмоциональное проявление выглядит неприкрыто наигранным.
Основным признаком легкой формы аутизма у детей является способность ребенка смотреть в глаза собеседнику, чего не наблюдается в остальных трех формах.
Разговор замедлен, создается впечатление, что ребенок долго подбирает слова, прежде чем сформулировать фразу. Социальные контакты возможны только в присутствии взрослых, которым пациент доверяет.
После каждого действия, родители будут встречать вопросительный взгляд своего дитя о правильности его действий.
Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине, психологи строго не рекомендуют оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.
Развитие интеллекта и способности к обучению у детей с легкой формой аутизма, близки к таковым у здоровых сверстников. При определенной помощи и поддержке со стороны специалистов и родителей, ребенку станут доступны все социальные возможности здоровых людей во взрослом возрасте.
Легкая форма детского аутизма сильно различает симптоматику по гендерной принадлежности пациентов. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно.
К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на стереотипных действиях и задержек психического развития.
Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям.
Лечение детского аутизма
Вопрос о том, как вылечить аутизм у ребенка, ставят перед собой не только родители, но и специалисты. Учитывая нераспознанность причин, вызывающих развитие синдрома РДА и его патогенез, медикаментозных средств терапии не разработано.
Единственным способом борьбы с детским аутизмом является психотерапия и специальные коррекционные программы обучения, где педагоги владеют всеми основами донесения знаний на фоне имеющихся условий, которые создает расстройство. Кроме того, существуют специальные класс для родителей, где проводятся занятия о том, как лучше общаться с ребенком-аутистом, обучать его и стимулировать развитие потенциала.
Источник: http://onevroze.ru/prichiny-i-simptomy-razvitiya-detskogo-autizma-metody-terapii.html
Легкая форма аутизма у детей: симптомы, как проходит, лечение
Легкая форма аутизма — это расплывчатая формулировка при оценке состояния ребенка, у которого обнаружены симптомы аутистического спектра, но их недостаточно для того, чтобы диагноз воспринимался в привычном нам понимании.
Это отнюдь не означает отсутствие проблем, а скорее указывает на их умеренный характер, хороший контакт ребенка с внешним миром, способность к обучению и высокую вероятность полной адаптации в обществе при условии правильно подобранной программы лечения и реабилитации.
В этой статье:
В 1980-х годах аутизм все еще считался тяжелым неврологическим заболеванием, приводящим к инвалидизации. Считалось, что общеобразовательная школа не для аутичных детей, они никогда не смогут нормально общаться, особенно с чужими людьми и вынуждены всю жизнь прожить на пособие по инвалидности (при отсутствии обеспечения от родственников), потому что нетрудоспособны.
В 1994 году появился новый термин — синдром Аспергера. Дети с этим диагнозом хоть и являются аутистами, но растут яркими личностями, способны общаться и обучаться. В некоторых областях они развиваются наравне со здоровыми, в других немного отстают. Согласно ДСМ-5, всем детям с аутизмом теперь ставят только один диагноз: расстройство аутистического спектра.
У них могут наблюдаться или отсутствовать ЗРР, СДВГ, нарушения сенсорного восприятия, неадекватное поведение и многие другие признаки. Термин РАС — это своеобразный купол, который объединяет обширную группу расстройств онтогенеза.
Согласно МКБ-10, можно считать, что у ребенка легкая форма аутизма, если ему поставили один из следующих диагнозов:
- атипичный аутизм без умственной отсталости;
- синдром Аспергера;
- высокофункциональный аутизм.
В МКБ-11 добавилась отдельная категория расстройства аутистического спектра, как вариант диагноза (раньше ее не было). Заболевание делится на подтипы: с/без расстройства интеллекта, речи. Другие общие расстройства развития, в том числе неуточненные, могут протекать в любой, в том числе в легкой форме (возможны и крайне тяжелые варианты). Что имеют ввиду врачи, учителя и родители, когда говорят о легкой степени аутизма? Поскольку в официальных современных классификациях болезней МКБ-11 и ДСМ-5 отсутствует такая формулировка диагноза, говоря о легкой разновидности аутизма, люди могут вкладывать несколько различный смысл, в зависимости от своих представлений. Обычно этот термин используется, когда у ребенка есть диагноз аутизм и основные его симптомы, но он обладает хорошими разговорными навыками или другими способностями, которые облегчают взаимодействие в обществе или позволяют добиться серьезного прогресса в обучении. Например: «Влад очень умный и хорошо учится в школе, но из-за легкого аутизма ему сложно заводить друзей». Аутизм в легкой форме — это термин, который можно использовать для смягчения представления о диагнозе. Указание на мягкий аутизм делается вовсе не для обозначения незначительности или маловажности симптомов, а чтобы отметить, что есть нечто положительное в динамике развития ребенка. Например: «Я рада видеть, что ребенок показывает жестами то, о чем хочет сказать. У него может быть относительно легкий аутизм». Концепцию умеренного аутизма используют врачи, когда хотят объяснить, какое лечение лучше подойдет ребенку. Например: «У вашего ребенка легкая форма аутизма, поэтому более полезной для него будет игровая терапия, а в АВА-терапии он не нуждается». В обществе и медицинской практике сложилось представление, что дети с легким аутизмом имеют нормальные или высокие когнитивные способности и не запаздывают в речевом развитии. Тем не менее, их социальные навыки развиваются очень медленно, дети страдают от проблем с сенсорным восприятием и дезорганизованы. Дети с легкой формой аутизма учатся в общеобразовательных школах и в будущем могут работать на более ответственной или сложной должности, чем люди с серьезной задержкой речи, даже если они не имеют выраженных сенсорных и социальных проблем, однако прогноз индивидуален. Для примера представьте себе отличника с хорошо развитой речью, который первым вызывается отвечать в классе, но замирает от звука пылесоса или впадает в истерику от яркого света. Сравните такого ребенка с тем, у кого есть серьезные проблемы с обучением, но нет особых трудностей, связанных с сенсорными раздражителями или умением соблюдать правила. У кого из них симптомы аутизма мягче? Ответ зависит от условий и обстановки. Согласно различным тестам на аутизм, выделяют несколько степеней этого заболевания. Термин «легкий аутизм» относится скорее к 1-2 степени. Это означает, что пациентам необходима поддержка и медицинское вмешательство в детстве, но они могут жить полноценной жизнью. На самом деле, в этом термине нет большой пользы. Может оказаться, что ребенку с легкой формой аутизма потребуется значительная помощь и поддержка на этапе взросления, становления личности в раннем молодом возрасте. Например, человек с легким аутизмом может отлично общаться, знать даже несколько языков, но совершенно не разбираться в языке жестов и не понимать эмоции других людей. В результате, дорастая до подросткового возраста, аутисты с легкой формой течения заболевания часто попадают в неприятности с противоположным полом, в том числе, соглашаются на токсичные и неравные отношения, не могут поддерживать здоровое общение с одноклассниками. Им трудно найти работу, а под влиянием импульсов или плохой компании не исключены проблемы с полицией. Людям, не столкнувшимся с проблемой аутизма, логика часто подсказывает, что детям с низкофункциональным аутизмом тяжело, а с высокофункциональным аутизмом будто бы легко, но это отнюдь не так. Люди с легкой степенью аутизма действительно часто обладают яркими способностями и впечатляющими талантами, но в реальности они нечасто встречаются. Дело в том, что диагноз «аутизм» редко стоит рядом со словами «гений», «карьерист» или «звезда». На самом деле, пациенты с легким аутизмом испытывают вот такие проблемы:
- Некоторые из них имеют высокий интеллект, единицы даже оказываются необыкновенно умными, но у них редко бывает сильная мотивация для достижения успеха, ведь многочисленные проблемы, связанные с аутизмом, никуда не деваются. Им приходится работать больше, чем нейротипичным (здоровым) людям.
- Они не чувствуют себя комфортно, начиная новые отношения, устраиваясь на работу и развивая то, что начали. Иногда им не хватает такта, а иногда чувства собственного достоинства. Аутистам сложно справиться с этими проблемами отчасти потому, что других они шокируют или расстраивают.
- От людей с тяжелым аутизмом окружающие ожидают отклонений в поведении, замкнутости и любых странностей, но услышав формулировку «легкий аутизм», надеются встретить «почти здорового человека» и судят его за любые промахи.
- Дети с легким аутизмом рано начинают понимать, в чем их проблемы и болезненно воспринимают негативные реакции окружающих.
Пройти тест на аутизм можно на нашем сайте. Здесь вы найдете 6 полных версий популярных тестов, которые используются в клиниках, но доступны для предварительной диагностики (проходят родители, отвечая за ребенка). Тесты предоставлены для определения вероятности и фиксации симптомов аутизма, а не для самодиагностики. Для обследования и постановки диагноза обратитесь к детскому неврологу. Распространенные нарушения и степень их выраженности у детей с легкой формой аутизма.
Проблемы в сенсорной сфере. Люди с аутизмом 1-2 степени могут так же ярко и болезненно воспринимать сенсорную информацию, как дети на 3-5 степени этого заболевания. Возможна слабая чувствительность к звуку, свету, вкусам, запахам, прикосновениям, то есть ребенок их игнорирует или реагирует неправильно, например, отвлекается на шум холодильника, но пропускает мимо ушей обращенную к нему речь. Чаще при легкой форме аутизма наблюдается гиперреакция. Человек на всю жизнь остается неспособным посетить концертный зал или переполненный ресторан, сходить в кино, справиться с паникой в торговых центрах и других общественных местах.
Невежество в социальных отношениях.
В чем разница между обычным «привет» и намеком на романтический интерес? Говорить громко — что это значит? Когда можно рассказать о личном, поделиться опытом и интересами и в каких ситуациях лучше смолчать? Когда можно пожертвовать своими интересами ради помощи другому человеку и как отличить шутку или издевку от реальной просьбы? «Это всего лишь легкий аутизм», — скажет кто-то. «Перерастет». Но социальные проблемы даже при успешном лечении могут повлиять на возможность устанавливать социальные контакты и выбирать людей, с которыми стоит общаться, романтические отношения, трудоустройство.
Детей с легким аутизмом отличает сочетание нормального уровня интеллекта и абсолютной бесталанности при взаимодействиях с обществом. Они поддерживают беседу, не теряют нить разговора, но им сложно понять что-то большее, чем просто слова в буквальном их значении.
Аутисты плохо распознают юмор, иронию, романтический интерес (или его отсутствие) и гнев. Намеки, настроение собеседников, что происходит, когда все перемигиваются и понимают друг друга с полуслова — что все это значит? Для аутиста совершенно непонятно.
Как правило, дети с легкой формой аутизма не знают, что и когда говорить, как говорить, а когда лучше промолчать.
Другие проблемы в общении, которые у людей с легкой формой аутизма порой сохраняются на всю жизнь:
- может подойти слишком близко или слишком отдалиться во время разговора, неспособен определить оптимальную дистанцию;
- говорит на одну и ту же тему, не обращая внимания, что слушателю откровенно скучно;
- избегает зрительного контакта;
- говорит и выглядит неловко;
- не меняет выражение лица или использует мимику невпопад;
- не отвечает на эмоции собеседника (не улыбается, услышав хорошую новость; не использует жесты и не меняет позу во время разговора или делает это неподходящим образом; говорит слишком тихо или громко, использует неверную интонацию);
- не умеет сочувствовать, не замечает эмоций других людей, неверно представляет, о чем думают и что чувствуют другие люди.
Расстройства эмоциональной сферы при легком аутизме часто неверно понимаются людьми, которые лишь слышали об этом диагнозе, но не вникали в суть проблемы. Популярен миф об отсутствии эмоций у аутистов. Для тяжелых разновидностей заболевания это отчасти правда, но при легком аутизме дети способны испытывать широкую палитру эмоций и даже проявлять излишнюю эмоциональность в ситуациях, когда это выглядит странно. Представьте, 20-летний парень расплакался из-за отмены мероприятия в университете, а взрослая женщина полностью расклеилась и почувствовала беспомощность, потому что машина перестала заводиться.
Тревожность, депрессия, перепады настроения, включая биполярное расстройство, ОКР, часто встречаются у людей с мягким аутизмом. Ученые еще не предъявили миру ответ: провоцирует ли аутизм эти нарушения или они являются следствием массы разочарований, социальной изоляции. Расстройства настроения могут привести к инвалидизации, какой бы ни была причина.
Неспособность планировать — еще одна черта, которая ставит крест на карьерных возможностях аутиста и ограничивает выбор профессий.
Обычные взрослые способны планировать свое расписание, замечать, например, когда гель для душа заканчивается и строить график на месяцы и годы, ориентируясь на долгосрочные цели и проекты. Кажется, так просто, но при аутизме, даже малозаметном, это может быть невозможным.
Людям с легкой формой аутизма тяжело планировать свой быт и заботиться о себе, поэтому в идеале им должен помогать кто-то еще. Им тяжело справиться с изменением расписания в школе и на работе, подстроиться под новый график.
Необходимость перемен воспринимается, как огромная проблема. Это не просто нежелание. Это барьер, связанный с функционированием мозга. После того как будет сформирован определенный шаблон на каждый день, к которому тоже непросто привыкнуть, ребенок с аутизмом любой степени захочет сохранить его навсегда.
Если ребенок отправляется на урок музыки каждый вторник, то идея перенести занятия на среду, а вместо запланированного урока сходить в гости к товарищам может вызвать крайнее волнение и беспокойство, даже злость. Такая тенденция прослеживается и у аутистичных взрослых.
В повседневной жизни это проявляется в строгой упорядоченности занятий в течение дня, выборе одних и тех же продуктов и блюд.
Нарушения распознавания устной речи
Источник: http://www.golovaok.ru/2019/04/legkaya-forma-autizma.html