Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Умственной отсталостью, или олигофренией, называют недостаточное развитие интеллекта и связанных с ним возможностей по причине ограниченного физиологического или функционального развития головного мозга, вследствие чего пациент физически неспособен преодолеть порог своих умственных возможностей. Таким образом, интеллектуальные способности жестко ограничены биологическими возможностями.

  • В преобладающем количестве случаев болезни, олигофрения вызвана врожденными факторами, однако науке известны случаи приобретенной умственной отсталости вследствие глубоких травм черепа, сосудистых дисфункций или других экзогенных факторов, влияющих на деятельность головного мозга и когнитивные возможности человека.
  • Достаточно часто олигофрены рождаются вследствие кровосмешения или тяжелых инфекционных заболеваний матери на первых стадиях беременности.
  • Умственная отсталость не подвергается лечению в силу анатомических особенностей головного мозга, а средняя и тяжелая формы расстройства, как правило, сопровождаются рядом сложных психопатологических состояний.

Олигофрения – состояние статичное, со временем не подвергающееся прогрессу или регрессу. Однако легкая форма характеризуется сглаживанием клинических признаков во взрослом возрасте вследствие приобретенного жизненного опыта и занятия человеком своей ниши в социуме.

Классификация умственной отсталости

Умственную отсталость, или малоумие, классифицируют по тяжести и формам клинических признаков, проявляющихся при данном расстройстве. Одна из традиционных классификаций включает в себя следующие виды умственной отсталости:

  • Дебильность – легкая умственная отсталость, характеризующаяся наличием сглаженных клинических признаков олигофрении, тем самым обуславливая некоторые сложности в постановке диагноза;
  • Имбецильность – умеренная умственная отсталость;
  • Идиотия – тяжелая форма умственной отсталости, сочетающая в себе, помимо облигатных признаков практически нулевого интеллекта, симптоматику сложных психопатологических состояний.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) предусматривает отдельную классификацию умственной отсталости, основанную на проверке уровня интеллекта тестом Айзека (IQ) и различает, в зависимости от результатов теста, легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму олигофрении.

В России такой подход используется в крайне редких случаях с целью определения уровня дебильности. Для более тяжелых форм использование теста IQ нецелесообразно.

Для постановки диагноза на умственную отсталость и ее качество, в нашей стране приняты методы Векслера и различные вербальные и не вербальные шкалы, которые с определенной точностью позволяют определить уровень интеллекта у испытуемого.

Серьезный вклад в педагогические направления работы с умственно-отсталыми детьми принадлежит М. С. Певзнер, которая, в 1979 году, предложила свою разновидность классификаций олигофрении исходя из этиологических и патогенетических особенностей заболевания:

  • Неосложненная форма олигофрении;
  • Умственная отсталость на фоне нарушений нейродинамических процессов, направленных в сторону возбуждения либо торможения;
  • Умственная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых. Зрительных, тактильных;
  • Умственная отсталость, сочетающаяся с психопатологическими проявлениями поведения пациента;
  • Умственная отсталость на фоне выраженной лобной недостаточности.

Дебильность

Данный термин в современной психиатрии используется все реже, его рекомендуют заменять на – «легкую умственную отсталость». Как все виды умственной отсталости, легкая форма зависит от биологических характеристик головного мозга, заложенных при рождении.

Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Данная форма расстройства диагностируется только с применением специализированных тестов по определению уровня интеллекта, так как клиническая картина выражена довольно слабо.

Особенно сильно симптоматика проявляется в детском возрасте, дети при этом расстройстве сохраняют механическую память и эмоционально-волевую сферу.

Получение новых знаний и закрепление полученных проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь.

Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов.

Детям крайне сложно связать между собой логические нити двух разных объектов, понятие «время» и «пространство» недоступно для понимания.

Вербальные проявление демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти – выученное быстро исчезает из нее.

Нередко при дебильности проявляются определенные одаренности в той, или иной области – ребенок может с успехом проводить сложные математические вычисления или достаточно красиво рисовать. Эмоциональное проявление жестко привязано к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм.

В англоязычных странах, термин «дебил» аналогичен по смыслу понятию «moron», который довольно долго время использовался в английской и американской психологии, обозначая примерно ту же картину, которая свойственна для дебильности или – мягкой интеллектуальной инвалидности. Именно так в США называют легкую форму умственной отсталости.

На сегодняшний день «морон» постепенно выходит из психиатрической американской номенклатуры, как и «дебил» из российской, поскольку эти термины приобрели оскорбительный характер в виде частого использования в быту.

Имбецильность

Данный термин применяют к умеренной умственной отсталости, которая занимает промежуточное значение между легкой и тяжелой формами олигофрении.

Стадия имбецильности характеризуется пониманием пациентами окружающей действительности, в их разговорной речи присутствуют логически правильные подобранные слова, отражающие поверхностную суть их требований на фоне очень бедного запаса слов и коротких – из двух-трех слов, предложений. Ярко просматриваются неразвитая воля, эмоциональная скудность, невозможность к сосредоточению и получению новых знаний. Собственно, о последнем пункте не может быть и речи, как правило, действия имбецилов ограничиваются приобретенными рефлексами.

При определенном уровне стараний, пациентов возможно обучить общим навыкам чтения, письма и счета. Для математических исчислений возможно использование первого десятка и элементарных арифметических операций.

Реакция на похвалу или порицание выражены логически правильно, эмоции выражены ярче, чем при последней стадии олигофрении. Также хорошо просматривается привязанность к близким или тем людям, которые за ними хорошо ухаживают или дарят иные положительные эмоции. Такие проявления характера, как инициативность, адаптация, социальность имбецилам не знакомы.

Пациентам, страдающим данной формой олигофрении, присваивается государственная поддержка в виде выплат пенсий и льготного обслуживания.

Идиотия

Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.

Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна.

Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков.

Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.

Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.

Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-stepeni-umstvennoj-otstalosti-po-mezhdunarodnoj-klassifikacii.html

Умственная отсталость: классификация

Неадекватное поведение, проявления интеллектуальных дефектов, дефектов реакций или общения есть признаки психической патологии, именуемой в науке умственной отсталостью.

На сегодняшний день вопросы, связанные с исследованием данной проблемы находятся в компетенции социально – психологических дисциплин.

Изучением видов, типов, форм и степеней проявления данных отклонений психического развития личности занимается предмет «Психология лиц с умственной отсталостью».

Существует три основных симптома данного заболевания:

  • заниженный интеллектуальный уровень по шкале Айзенка;
  • патологическая затрудненность социальной адаптации более чем в трех областях;
  • продолжительное течение двух предыдущих симптомов.

Формы умственной отсталости: классификация в психологииПервый признак начинает проявляться в дошкольном и школьном возрастах, когда у ребенка возникают проблемы с обучаемостью, выражающиеся в неуспеваемости. Следующий признак может проявляться в отклоняющемся поведении или гипертрофированной инфантильности. Третья позиция заключается в длительности проявления двух вышеназванных симптомов. Если они наблюдаются у личности с раннего возраста и по настоящее время, то имеет место умственная отсталость. Периодическое присутствие признаков свидетельствуют об иных расстройствах личности.

Как и всякое заболевание или патология, умственная отсталость подразделяется на виды и формы. При этом в основе классификации заложены различные критерии, как природно-генетического происхождения, так и социально – экономического характера.

В настоящее время, помимо общепринятых традиционных типов классификации, существует множество альтернативных подходов к рассмотрению данной проблемы.

В качестве критериев выступают степени и уровни выраженности дефектов, характер протекания заболевания, характер причин возникновения заболевания, социально — психологические причины.

Принято различать следующие виды умственной отсталости: легкая, средняя, выраженная и глубокая умственная отсталости. Они различаются степенью IQ – количественным показателем умственного развития индивида. Диагностирование проводится в форме теста. Той или иной степени отсталости соответствует количественный показатель уровня интеллектуального развития.

Умственная отсталость: классификация по характеру причин. Согласно данному критерию, различают: органическую и семейно – культурную умственную отсталость.

Органическая умственная отсталость основывается на генетических и конструктивных причинах.

Причины семейно – культурной умственной отсталости носят социальный характер: низкий уровень жизни, экономические факторы, неблагополучная окружающая социальная среда.

Также целесообразно рассмотреть основные формы умственной отсталости. По степени выраженности умственной отсталости различают:

  • Дебильность;
  • Имбецильность;
  • Идиотия;
  • Олигофрения.

Формы умственной отсталости: классификация в психологииМежду видами формами отсталости существует определенная взаимосвязь. Представить ее можно следующим образом. Например, умственная отсталость легкой степени может проявляться в форме дебильности. Дебильность – слабо выраженное недоразвитие психики, характеризующееся упрощенным мышлением и неспособностью воспринимать сложные понятия. Дебильность может протекать в легкой, средней и тяжелой формах. Имбецильность и идиотия соответственно сопоставимы со средней и глубокой умственной отсталостью. Имбецильность представляют собой средний уровень психического недоразвития. В этом случае присутствует способность к образованию понятий, но утрачиваются способности их обобщения и способности мыслить абстрактно. Методом тренировки у таких больных можно выработать навыки самообслуживания и примитивного труда. При идиотии отсутствуют способности к познанию. Им невозможно привить навыки самообслуживания, они не способны различать цвет, звук. Для них не характерна эмоциональность. Из всех эмоциональных проявлений наиболее характерны гнев и злоба. Что касается олигофрении, то степени выраженности данного заболевания сопоставимы со всеми видами умственной отсталости. Олигофрения подразделяется на пять форм: несложная форма, осложненная повышенной возбудимостью и нейродинамическими нарушениями; осложненная нарушениями анализаторских функций; олигофрения с психопатоподобным поведением; олигофрении, осложненные выраженной лобной недостаточностью. Данная классификация разработана педагогом – дефектологом М.С. Певзнер.

В зависимости от синдромов, сопровождающих заболевание, отсталость принято подразделять на клинические формы. Наиболее часто встречающейся клинической формой является синдром Дауна, Альцгеймера, а также патологии, вызванные детским церебральным параличом (ДЦП). Реже встречаются такие формы умственной отсталости, как гидроцефалия, кретинизм, болезнь Тея – Сакса.

Источник: http://LechenieDepressii.ru/umstvennaya-otstalost-klassifikaciya.html

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Расстройства психического развития

22.11.2017

7.5 тыс.

5 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

Читайте также:  Что делает человеческий мозг во сне: активность органа

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность — легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия — глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции — удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Классификация умственной отсталости

Определение 1

Умственная отсталость – это недоразвитость в интеллектуальном плане, вызванная нарушениями функционирования центральной нервной системы или физиологическими недостатками в коре головного мозга.

Умственные возможности человека при наличии указанные повреждений не могут быть развиты. Они имеют определенный порог, за пределы которого личность не может выйти. Интеллектуальное развитие оказывается ограниченным биологическими параметрами.

Замечание 1

Как правило, умственная отсталость развивается вследствие врожденных факторов. В некоторых случаях, она может стать последствием получения черепных травм, развития сосудистых нарушений и иных факторов, оказывающих воздействие на функционирование головного мозга

Лечению данное заболевание не поддается. Это связано с тем, что головной мозг необратимо повреждается либо имеет врожденные особенности строения, что может вызвать сложные нарушения психики и нервных процессов.

Умственная отсталость является статичным и постоянным заболеванием. В большинстве случаев оно не прогрессирует и не регрессирует.

Если заниматься развитием ребенка, при наличии у него заболевания в неярко выраженной форме, вполне можно сгладить его проявления и адаптировать ребенка к социальной жизнедеятельности.

Формы умственной отсталости: классификация в психологии

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Заболевание диагностируется посредством изучения истории заболевания и параметров индивидуального развития.

В медицинских учреждениях проводится врачебная диагностика, исследуется психическое состояние личности, а также проводится обследование педагогического характера.

Эта система процедур дает возможности выявить трудности в развитии ребенка и определить потенциальные возможности его развития.

Проведенная диагностика должна помочь поставить точный диагноз заболевания, отражающий следующие показатели:

  1. Уровень психического развития ребенка, особенности работы его познавательной области. Дать оценку психического состояния и выявить нарушения в развитии, чтобы определить степень умственной отсталости.
  2. Структура отклонения в развитии. Производится анализ и оценка развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, речевые навыки. Проводится сравнительный анализ этих показателей с существующими нормативными значениями, а также проводится качественный анализ этих параметров.
  3. Проверка наличия физических и психических отклонений в развитии.
  4. Уровень социальной развитости, адаптивные возможности.

В процессе диагностики проводится выявление механизма появления и развития заболевания.

Традиционная классификация умственной отсталости

Традиционная классификация умственной отсталости выявляет ее степень по тяжести и формам проявления клинических признаков этого расстройства. В нее включены три степени развития умственной отсталости:

  1. Дебильность — легкая форма проявления заболевания, клинические признаки которой проявляются достаточно слабо, поэтому диагностировать ее относительно сложно. Дети, с данной формой заболевания могут быть обучены по специальным программам обучения.
  2. Имбецильность — средняя форма проявления умственной отсталости. Такие дети не подвергаются обучению достаточно сложно, только частично. Они могут освоить простые трудовые навыки. Их приучают к адекватному поведению в обществе.
  3. Идиотия – тяжелая форма проявления заболевания. В данном случае, развитие интеллекта ребенка находится на нулевом этапе, а также могут иметься разнообразные отклонения в психическом развитии. Такие дети относятся к категории необучаемых. Для них создаются специализированные учреждения, в которых осуществляется их проживание и уход.

Классификация умственной отсталости по М. С. Певзнеру

Ученым-педагогом М. С. Певзнером была предложена классификация умственной отсталости, учитывающая этиологическую и патогенетическую специфику проявления заболевания. Она включает в себя пять основных форм:

  1. Неосложненная олигофрения. Проявление заболевания характеризуется устойчивыми показателями функционирования нервных процессов, стабильным и относительно нормальным поведением, которое, в большинстве случаев не отличается от нормально развитых детей. Сложных отклонений в психике у данной группы не имеется. Аналитическая деятельность остается нормально развитой.
  2. Олигофрения с нейродинамическими отклонениями. Функционирование нервной системы в данном случае не является нормальным и стабильным. Человек оказывается подвержен периодическим возбуждениям или торможениям. Поэтому поведение отклоняется, нарушаются эмоциональные процессы и подвергаются отклонениям волевые способности. Способность к обучению данных детей является достаточно слабой.
  3. Олигофрения с дисфункцией чувственных анализаторов. Она возникает вследствие поражения отделов головного мозга, приводящим к нарушению слуха, зрения, опорно-двигательных процессов, функционированию речевого аппарата.
  4. Олигофрения с психопатологическими нарушениями. Поведение таких личностей характеризуется ненормальным, нестабильным поведением, которое они не способны самостоятельно контролировать. Они могут вести себя неадекватно и асоциально, импульсивно и агрессивно. Их социальная адаптация проходит достаточно сложно.
  5. Олигофрения на фоне ярко выраженной лобной недостаточности. Она развивается из-за повреждений лобной доли коры головного мозга. Дети с данным заболеванием не могут нормально развиваться. Невозможно заставить их проявлять инициативу или действовать целенаправленно. Самостоятельно жить в социуме они не приспособлены. Кроме того, у них наблюдаются отклонения в функционировании речевого аппарата.

Современная классификация умственной отсталости

На текущем этапе общественного развития умственная отсталость по международным параметрам оценки классифицируется на следующие виды:

  1. Легкая степень. Она характеризуется незначительными отклонениями в развитии, которые позволяют вполне нормально обучаться и строить коммуникативные взаимоотношения в обществе. Они способны к общественной адаптации, усвоению норм социума, освоению простых профессиональных направлений деятельности. Умственно отсталые дети с легкой степенью нарушения легко ориентируются в пространстве, не имеют нарушений с памятью, речью и мыслительной деятельностью.
  2. Умеренная степень. Она характеризуется достаточно выраженными интеллектуальными нарушениями. Обучение и способности к нему у детей оказываются слабо развитыми. В окружающем мире они ориентируются очень плохо. Развитие самостоятельности у них практически не возможно. Наблюдаются речевые нарушения, как с произношением, так и с пониманием. Если подобрать специализированную программу, то возможно обучить их элементарным трудовым навыкам. Но жить самостоятельно они вряд ли окажутся способны.
  3. Тяжелая форма. Интеллектуальная деятельность характеризуется ярко выраженными дефектами. Дети характеризуются нарушением внешности, поведения, наличием соматических заболеваний, нарушениями пространственной ориентации и во времени. Обучение их возможно только по специальным программам, но оно не всегда способно принести должный эффект.
  4. Глубокая форма. Данная форма характеризуется практически полным отсутствием интеллектуального развития, отклонениями в физическом и психическом развитии, наличием соматических нарушений, сбоями в эмоционально-волевой области деятельности. Дети считаются необучаемыми, поскольку они не способны к элементарным мыслительным операциям и характеризуются совершенно неразвитой речью.
Читайте также:  Массаж при головной боли и мигрени: как правильно проводить

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/klassifikaciya_umstvennoy_otstalosti/

Умственная отсталость. Причины. Классификация

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 11Следующая ⇒

  • Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познава­тельной деятельности, возникшее в результате органического пораже­ния головного мозга.
  • Причины возникновения:
  • · наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной си­стемы и др.)

· нарушения в строении и числе хромосом (синдром Да­уна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Щерешевского-Тернера и др.).

Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период вну­триутробного развития:

· внутриутробные инфекции: хро­нические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, и др., ви­русные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые ин­фекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефа­лита или менингоэнцсфалита

· хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени.

· Примене­ние лекарственных препаратов, которые противопоказаны к исполь­зованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства).

· курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, не­благоприятные условия окружающей среды, повышенный радиацион­ный фон в местности, .где проживает беременная женщина.

· Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной от­сталости.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана пейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.

Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в болеепоздние сроки нарушения будут менее выражены и могут при­вести к задержке психического, речевого развития.

Среди клинических форм умствен­ной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения— стойкое недоразвитие сложных форм познаватель­ной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненно­го процесса при ней не наблюдается.

Олигофрения ставится до ТРЕХ ЛЕТ.

Олигофрения может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомны­ми аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения центральной нервной системы при родовом и раннем постнатальном периоде.

В то время как деменция — это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопро­вождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фра­зовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере ин­тереса к игре, рисованию.

Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга мо­жет наблюдаться большая или меньшая сохранность других его от­делов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофрени­ей, эпилепсией и др.

При прогрессировании этих заболеваний проис­ходит распад психических образований, умственная отсталость усу­губляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

СТЕПЕНИ У.О.

Легкая степень умственной отсталости (дебильность) — Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверст­ников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети не­ловки, физически слабы, часто болеют.

Они мало интересуются окру­жающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрос­лых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный сло­варь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятель­ность не становится ведущей.

В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются пред­метно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процес­суальная игра — многократное повторение одних и тех же действий.

Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального кор­рекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками за­труднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он ста­новится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стой­кие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, разви­тию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ре­бенок не получил в детском саду специальной педагогической помо­щи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитыва­ются в условиях массового детского сада, так как их отставание неяр­ко выражено. Но, попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.

Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК.

Если это будет необходимо, ему будет реко­мендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможно­сти для развития.

У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентирова­ны на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудо­вую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждают­ся в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают особенности их психического развития.

Для этого существуют специ­альные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития.

Воз­можно включение двух-трех детей с незначительной степенью ум­ственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверст­ников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где обуче­ние ведется по специальным программам. В небольших городах от­крыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.

Однако возможности профессиональной подготов­ки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью ум­ственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психо­метрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустра­иваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, созда­ют семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

2. Имбецильность (средняя умственная отсталость – умеренная степень)- При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение вы­является в ранние периоды развития ребенка.

В младенческом возра­сте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладе­вают ходьбой после трех лет.

У них практически отсутствуют гудение, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет со­бой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Име­ющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон кото­рых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бед­на, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т. е. спо­собны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, на­учиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести само­стоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они спо­собны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвер­тов, коробок и т. д.).

Практика показала, что лица с умеренной сте­пенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяй­ственным трудом (опыт кэмпхиллобщин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

3. Идиотия (тяжелая степень) — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диаг­ностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.

Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении диф­ференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относитель­но позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружа­ющим объектам и игре.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внима­ния, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и огра­ниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые наруше­ния моторики, координации движений, пространственной ориенти­ровки.

Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементар­ные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и ос­тальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслу­живать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается толь­ко уход.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:  Метастазы в головном мозге: особенности лечения и прогноз

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x6ba2.html

4.2.5 Классификации умственной отсталости

Классификации умственной отсталости
различаются в зависимости от того, по
какому критерию проводится разделение
детей на группы. Наиболее известная
классификация строится на основе
критерия выраженности нарушения, степени
умственной отсталости.

По этому
критерию в9-м пересмотре Международной
класси­фикации болезней (МКБ-9)
выделялись следующие 3 вида умственной
отсталости в порядке уменьшения степени
умственного отставания: идиотия,
имбецильность, дебильность. Еще
Э.

 Крепелин, один из основоположников
учения о слабоумии, считал, что слабоумие
– это не просто отставание от норм
развития, а своеобразное, патологическое
развитие. Критерием той или иной степени
недоразвития он считал меру соответствия
патологического развития нормальному.

Он полагал, что при идиотии патологическое
развитие взрослого человека соответствует
состоянию нормального ребенка в возрасте
от 1 до 6 лет, при имбецильности – возрасту
от 6 до 14 лет, при дебильности – возрасту
от 14 до 18 лет.

Классификация МКБ-9 в настоящее время
уже не используется. Однако представленные
в ней характеристики детей с умственной
отсталостью разной степени тяжести в
основном сохранились.

В 10-м пересмотре этой классификации
(МКБ-10) выделяется уже 4 вида (степени)
олигофрении, и имеют они другие названия:
глубокая умственная отсталость, тяжелая
умственная отсталость, умеренная
умственная отсталость, легкая умственная
отсталость. На основе психометрических
исследований, направленных на измерение
коэффициента интеллекта, умственную
отсталость подразделяют на 4 вида
(степени) в соответствии с показателями
коэффициента интеллекта (IQ).

Таблица 4.1 – Виды умственной отсталости
в соответствиями с показателями
коэффициента интеллекта

Вид (степень) умственной отсталости Значения коэффициента интеллекта (IQ)
Легкая умственная отсталость 40-69
Умеренная умственная отсталость 35-49
Тяжелая умственная отсталость 20-34
Глубокая умственная отсталость ниже 20

Психометрические исследования сыграли
важную роль для классификации умственной
отсталости, однако, они имеют существенные
ограничения.

Опираясь только на
психометрический подход, невозможно
описать структуру нарушения у детей и
разработать индивидуальную программу
работы с ними.

Психометрический подход
дает только количественные показатели
снижения интеллекта, но не обеспечивает
качественного описания особенностей
развития детей.

В противовес взглядам о том, что умственная
отсталость предполагает обязательное
снижение интеллекта, существует другой
подход, представленный Г. Гарднером
[24]. При рассмотрении мыслительных
способностей человека Г. Гарднер
отказывается от понятия коэффициента
интеллекта и предлагает многофакторную
теорию интеллекта.

Эта теория основывается
на наблюдениях ученого за детьми с
интеллектуальной недостаточностью и
с аутизмом, у которых наблюдаются
частично сохранные способности.

По его
мнению, у человека существует несколько
автономных видов интеллекта (он описывает,
по крайней мере, семь видов интеллекта),
среди них: лингвистический, музыкальный,
логико-математический, пространственный,
телесно-кинестетический, внутриличностный
(знание о себе) и межличностный (знания
о других).

Если придерживаться теории
Гарднера, то у умственно
отсталых людей можно обнаружить необычные
музыкальные, художественные или телесные
способности, то есть признать у них в
некотором смысле даже одаренность.
Однако описанные в литературе особые
способности страдающих интеллектуальной
недостаточностью представляют собой
скорее исключение.

При этом следует
обратить внимание, что при изолированных
способностях речь идет скорее о таких,
которые приобретены путем механического
научения. Речевые способности при
соответствующей стимуляции могут также
достигать удивительно хорошей
выразительности, включая правильное
употребление детьми иностранных слов.
Но лица, страдающие интеллектуальной
недостаточностью, все-таки не обладают
возможностями абстрактно-логического
мышления.

۞
Иллюстрация

Как отмечает В.С. Мухина, дети с
интеллектуальной недостаточностью
редко обнаруживают специальные
способности. Она приводит в своей книге
описание уникальных способностей к
рисованию Нади 6-ти лет, которая была
помещена в клинику для умственно отсталых
детей.

У девочки отмечался глубокий
дефицит языка как в понимании, так и в
его применении, она не употребляла
символов в ролевой игре, отмечалось
слабое моторное развитие. На фоне общей
тяжелой отсталости Надя на четвертом
году жизни начала внезапно делать
интересные рисунки. Источником рисования
была натура и картинки в детских книжках.

Девочка рассматривала картинки по
нескольку недель, однако, ее собственные
рисунки отличались от оригинала. Все
были поражены рисунками Нади и не верили,
что такое возможно. Однако этот случай
является уникальным, как и другие,
единичные случаи, когда дети с
интеллектуальной недостаточностью
обнаруживают особые способности.

И если
в норме эти способности приводят к
созданию новых художественных образов,
к открытиям в сфере познания, то «у
умственно отсталых если и обнаруживаются
какие-то возможности, то они находятся
на уровне заимствованных стереотипов»
[12, с. 155].

Как уже отмечалось, согласно подходу,
принятому среди американских ученых,
необходимым условием отнесения человека
к людям с интеллектуальной недостаточностью
является дефицит социальной адаптации,
так как только на основании результатов
интеллектуальных тестов не может быть
поставлен диагноз умственной отсталости.
Под социальной адаптацией понимается
объем, в котором индивидуум соответствует
возрастным нормам личной независимости
и социальной ответственности в рамках
своего социального круга. В разном
возрасте под социальной адаптацией
понимаются разные навыки [2].

В раннем и дошкольном возрастах:

  1. Сенсомоторные навыки.

  2. Коммуникативные навыки, включая говорение и речь.

  3. Навыки ухода за собой.

  4. Социальное поведение (взаимодействие с другими).

В школьном и раннем юношеском возрасте:

  1. Владение основными культурными навыками в повседневности.

  2. Использование адекватных понятий и суждений в отношениях с окружающим миром.

  3. Социальные навыки (участие в групповых действиях и межличностных отношениях).

В старшем юношеском возрасте и для
взрослых:

  1. Профессиональная и социальная ответственность и достижения.

Как отмечалось выше, американская
ассоциация изучения умственной отсталости
предлагает рассматривать понятие
адаптивного поведения и адаптивных
навыков
, которые считаются очень
важным при диагностике умственной
отсталости. Было выделено 4 основных
уровня адаптации, которые варьировали
от легкой степени дезадаптации до
полного ее отсутствия. В таблице
классификация умственной отсталости
дается на основании показателей
социальной адаптации.

Таблица 4.2 – Уровни адаптивного поведения
при умственной отсталости

Степень умственной отсталости Дошкольный период (0–5 лет): развитие и созревание Школьный период (6 лет–21 год): воспитание и образование Взрослые (старше 21 года): социальная и профессиональная достаточность
1 уровень Грубое отставание в развитии; минимальная способность функционирования в сенсомоторной области; нуждается в домашнем уходе Ограниченное моторное развитие; невозможность овладения навыками самообслуживания; нуждается в полном уходе Ограниченное моторное и речевое развитие; полностью неспособен к самообслуживанию; нуждается в уходе и контроле
2 уровень Слабое моторное развитие; минимальное развитие речи, общая неспособность овладения навыками самообслуживания; навыки коммуникации незначительные или отсутствуют
  • Способность к овладению речью/навыками коммуникации.
  • Способность к овладению элементарными навыками самообслуживания.
  • Неспособность к овладению учебными навыками.
  • Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый).
Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении.Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении
3 уровень
  1. Способность к овладению речью/навыками коммуникации.
  2. Слабая социальная осведомленность.
  3. Способность к овладению навыками самообслуживания.
  4. Достаточное моторное развитие.
  5. Значительно нуждается в помощи.
Способность к овладению школьными навыками в объеме 4 класса в позднем отрочестве при условии предоставления специального обучения Способен к самостоятельности в приобретенных профессиях, не требующих высокой квалификации; нуждается в контроле и помощи в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-экономического плана
4 уровень
  • Возможность развития социальных, коммуникативных навыков.
  • Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере.
  • Трудности отграничения от нормы на ранних этапах развития.
  1. Способность к овладению учебными навыками в объеме 4 класса начальной школы.
  2. Невозможность овладения учебными предметами, которые изучаются в старших классах.
  3. Требуется специальное обучение, особенно в средней школе (обучаемый).
Способность к социально-профессиональной адаптации при соответствующем обучении.Время от времени нуждается в руководстве и наблюдении в условиях сложных стрессовых ситуаций.

Итак, разделение детей с интеллектуальной
недостаточностью по уровню снижения
интеллекта и уровню социальной адаптации
получило широкое распространение.

Эти
классификации имеют большое практическое
значение, так как на их основе происходит
отбор и дифференциация детей для обучения
по программе вспомогательной школе.

Ниже даны характеристики детей с разной
степенью интеллектуальной недостаточности
в соответствии с МКБ-10.

Глубокая умственная отсталость
представляет собой наиболее тяжелую
степень олигофрении, при которой имеется
грубое нарушение всех функций, в том
числе сенсорных и перцептивных. Мышление
практически отсутствует, речь может
представлять собой набор нечленораздельных
звуков либо звукокомплексов.

В обращенной
речи ребенок способен уловить интонацию,
но не общий смысл. С детьми возможны
лишь самые простые формы невербальной
коммуникации. Элементарные эмоции
связаны с физиологическими потребностями
и выражают собственное состояние
ребенка, свидетельствуют о его комфорте
или дискомфорте.

Формы выражения эмоций
примитивны, они выражаются в крике,
гримасах, двигательном возбуждении. В
случае более легких нарушений возможна
привязанность к ухаживающим людям,
общая ориентировка в пространстве
(узнают, где их дом, квартира, где принимают
пищу, куда ходят на прогулку и т.п.).

Навыки самообслуживания фактически не
формируются. Поведение направлено на
удовлетворение элементарных физиологических
потребностей или ограничивается
реагированием на внешние стимулы.
Прогноз развития таких детей
неблагоприятный.

Они могут воспитываться
в семье, но могут быть определены в
интернатные учреждения Министерства
труда и социальной защиты, где специальное
обучение не организуется, а осуществляется
только присмотр.

Тяжелая умственная отсталостьи
тяжелая степеньумеренной умственной
отсталости
характеризуется меньшей
выраженностью интеллектуальной
недостаточности. У детей имеется
ограниченная способность к накоплению
некоторого запаса представлений,
сведений, возможность выделения
простейших признаков предметов и
ситуаций.

Доступно понимание и произнесение
простых слов и элементарных фраз.
Формируются простейшие навыки
самообслуживания. В эмоциональной сфере
обнаруживается переживание обиды,
насмешек, общее понимание своих
ограничений.

В более легких случаях
дети могут обучиться элементам чтения,
письма, счета, но на это требуется много
времени и большое число повторений,
однако они не могут или могут очень
ограниченно использовать приобретенные
навыки. Детям доступен также простой
физический труд.

Они способны к внешней
подражательности движениям и действиям
другого человека, поэтому могут освоить
действия в быту и по самообслуживанию
(подметать пол, мыть посуду).

Благодаря
подражанию дети также могут освоить
элементы рисования, но их рисунки
схематичные, они сделаны по подражанию,
они рисуют упрощенные схемы реальных
предметов. Дети направляются на обучение
во вспомогательную школу (IIотделение), где обучаются по специальной
программе.

Дети с тяжелой и умеренной
интеллектуальной недостаточностью
могут также обучаться в центрах
коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации (ЦКРОиР). Люди с тяжелой и
умеренной умственной отсталостью
нуждаются в присмотре на протяжении
всей жизни. В зрелом возрасте некоторые
из них способны к простой практической
работе при тщательном построении заданий
и обеспечении квалифицированного
надзора.

Легкие степени умеренной умственной
отсталости, легкая умственная отсталость
наиболее легкая по степени и наиболее
распространенная форма интеллектуальной
недостаточности. Дети способны
ориентироваться в простых практических
ситуациях, они овладевают навыками
самообслуживания.

Мышление у них имеет
конкретно-образный характер, доступна
фразовая речь, иногда неплохая механическая
память. Дети направляются на обучение
во вспомогательные школы по программамIотделения. В пределах
определенной им программы обучения они
овладевают навыками чтения, письма,
счета, знаниями об окружающем, с ними
проводится профориентация.

Эти дети
могут также обучаться в классах
интегрированного обучения и воспитания.
В дальнейшем они могут стать социально
адаптированными, а также найти работу
в соответствии со своими возможностями.
Они работают малярами, переплетчиками,
слесарями-ремонтниками низких разрядов,
сапожниками, швеями, уборщицами,
подсобными рабочими, сельскохозяйственными
рабочими.

Как правило, дети трудолюбивы,
но малоинициативны, они нуждаются в
присмотре и помощи других работников.

Источник: https://studfile.net/preview/1725919/page:29/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector