Уровень эмоционального интеллекта: критерии определения

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей.

Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».

Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека.

Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет.

Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют.

Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями.

Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

  1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
  2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
  3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня  EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

Уровень эмоционального интеллекта: критерии определения

При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений.

Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей.

Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций.

Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос)  – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать.

Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

Текст опросника:

  1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
  2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
  3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
  4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
  5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
  6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
  7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
  8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
  9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
  10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
  11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
  12. Я умею успокаивать людей.
  13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
  14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
  15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
  16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
  17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
  18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
  19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
  20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
  21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
  22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
  23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
  24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
  25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
  26. Я могу поднять настроение кому угодно.
  27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
  28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
  29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
  30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.

Итоги:

  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

Источник: https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html

Определение и признаки уровня эмоционального интеллекта. Как оценить это значение?

Уровень эмоционального интеллекта: критерии определения

Всё чаще в популярной психологии можно услышать о важности эмоций. Часто встречается словосочетание «эмоциональный интеллект».

Мы расскажем, что это такое, какие уровни эмоционального интеллекта бывают и когда стоит их определять, а также узнаете какие факторы и причины влияют на его развитие.

Когда возникает необходимость определить это значение?

Если вы испытываете проблемы в какой-либо из этих сфер, нужно оценить уровень своего эмоционального интеллекта:

  • осознание причин своих состояний, понимание целей и желаний;
  • саморегуляция, контроль реакций;
  • мотивация к действиям;
  • понимание чувств других, выстраивание отношений в паре или группе.
Читайте также:  Старческий маразм: особенности, симптомы и виды слабоумия

Знание этого уровня поможет определить направление развития – самостоятельного или вместе с психотерапевтом.

Задуматься об умении понимать собственные чувства стоит, если вы обнаружили у себя такие проблемы:

  • депрессия;
  • прокрастинация;
  • профессиональное выгорание;
  • психосоматические болезни.

Некоторые компании при приёме на работу определяют уровень эмоционального интеллекта кандидатов. Это делается для того, чтобы найти лучших работников. Кандидаты с развитой рефлексией и эмпатией лучше работают в команде, из них выходят более эффективные менеджеры.

Так как эмоциональный интеллект помогает выстраивать коммуникацию, важно понимать степень его развитости у тех, кто работает с людьми:

  • врачи;
  • учителя;
  • руководители;
  • специалисты по подбору персонала;
  • психологи.

Факторы и причины, влияющие на его развитие

  1. Пример взрослых. Ребёнок наблюдает за тем, как взрослые выражают и называют чувства, решают конфликты.
  2. Анализ ситуаций, которые возникают в компании других детей: как они поддерживают друг друга, спорят, делятся игрушками и т. п.
  3. Беседы со взрослыми о том, какие бывают эмоции.

Чем лучше взрослые осознают свои чувства и потребности и чем чаще говорят о них с ребёнком, тем лучше ребёнок будет ориентироваться в собственных.

На развитие эмпатии влияют и личные качества:

  • чувствительность;
  • скорость мышления;
  • особенности темперамента.

Некоторые учёные говорят о том, что замешаны и биологические причины. Например степень развития эмоционального интеллекта родителей и работа правого полушария мозга.

Что значит: определение, описание и признаки

Низкий

Признаки низкого уровня эмоционального интеллекта:

  • непонимание чувств других людей;
  • склонность все рационализировать;
  • обвинение других излишней чувствительности;
  • обвинение посторонних в своих бедах;
  • склонность спорить и отказ принять чужую точку зрения;
  • склонность скрывать собственные чувства;
  • сложности с поддержанием дружеских или любовных отношений;
  • перфекционизм;
  • внезапные всплески агрессии, приступы грусти и усталости.

Из видео узнаете о признаках низкого эмоционального интеллекта:

Средний

Средний показатель определяется по таким признакам:

  • умение отличать эмоции друг от друга;
  • умение проживать противоречивые чувства (например, любовь к кому-то и раздражение на него);
  • возможность выбирать реакцию, которая будет наиболее эффективна в данной ситуации.

Высокий

Люди с высоким уровнем:

  • знают и могут описать большой спектр чувств;
  • интересуются другими людьми;
  • способны адаптироваться к изменениям;
  • умеют говорить «нет»;
  • умеют бескорыстно отдавать и радоваться за близких;
  • удовлетворены жизнью;
  • не подвержены резким изменениям настроения из-за действий других людей;
  • умеют переключаться с одного дела на другое;
  • не подвержены перфекционизму.

Рекомендуем посмотреть видео о признаках высокого эмоционального интеллекта:

Как оценить такой показатель?

Для определения и оценки этого уровня разработаны разные методики. Мы покажем некоторые из них.

Методика диагностики МЭИ М.А. Манойловой

В этом тесте испытуемые отвечают на 40 вопросов. Каждому утверждению нужно поставить оценку от 1 до 5, по такой шкале:

  • 5- всегда;
  • 4 – чаще всего;
  • 3 – иногда;
  • 2 – редко;
  • 1 – никогда.

Тест можно пройти тут.

В результате определяются уровни:

Как проверить с помощью теста Холла?

В этом тесте вы получите не общую оценку, а отдельные показатели разных составляющих эмоционального интеллекта.

Тест определяет такие показатели:

  • эмоциональная осведомленность – понимаете, какие эмоции вы испытываете прямо сейчас и почему;
  • управление своими эмоциями – способность контролировать эмоции и использовать их в своих целях;
  • управление эмоциями других людей – умение влиять на настроение других людей;
  • эмпатия – умение сопереживать и сочувствовать, понимать, что чувствуют другие люди;
  • самомотивация – умение замотивировать себя на какое-либо действие.

Тест можно пройти тут.

Теперь вы убедились, что развивать свой эмоциональный интеллект крайне важно. На его развитие больше всего влияет т, в каких условиях рос человек. Определить степень его развития можно с помощью тестов. Это делается, если человек испытывает психологические трудности, или при поиске лучших кандидатов для работы с людьми.

Источник: https://inBrain.top/eq/uroven-emocionalnogo-intellekta.html

Методика определение уровня эмоционального интеллекта

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. Эмоциональная осведомленность.

  2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).

  3. Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).

  4. Эмпатия.

  5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта

Инструкция

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

  • Полностью не согласен (–3 балла).
  • В основном не согласен (–2 балла).
  • Отчасти не согласен (–1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла).
Высказывание Балл (степень согласия)
3 2 1 +1 +2 +3
1 Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2 Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
3 Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4 Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5 Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6 Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7 Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8 После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9 Я способен выслушивать проблемы других людей.
10 Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11 Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12 Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13 Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14 Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15 Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16 Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17 Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18 Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19 Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20 Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21 Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23 Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24 Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25 Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26 Я способен улучшить настроение других людей.
27 Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28 Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29 Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30 Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Шкалы методики Н. Холла

Шкалы Баллы
Шкала «Эмоциональная осведомленность»
Шкала «Управление своими эмоциями»
Шкала «Самомотивация»
Шкала «Эмпатия»
Шкала «Распознавание эмоций других людей»
Интегративный уровень:

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

  • 14 и более — высокий;
  • 8–13 — средний;
  • 7 и менее — низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

  • 70 и более — высокий;
  • 40–69 — средний;
  • 39 и менее — низкий.

Ключ к методике

  • Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
  • Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
  • Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
  • Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
  • Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

  • Психология: личность и бизнес
  • Интеллект
  • эмоциональный интеллект
  • EI

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/tool/metodika-opredelenie-urovnya-emocionalnogo-intellekta

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить — ТЕСТ

О том, что такое интеллект большинство из нас имеет четкое представление. Об интеллекте с приставкой «эмоциональный» заговорили недавно. Расскажем, что означает это понятие и как применять его на практике.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоции присущи каждому индивиду независимо от пола, национальности, места жительства, религии и других факторов. Наши эмоции обычно неконтролируемы и подсознательно отражаются на лице.

Так, эмоция страха приводит к тому, что брови приподнимаются и сводятся к переносице, глаза расширяются, рот открыт и оттянут немного назад. Гормон стресса кортизол заставляет сердце биться учащенно, готовя человека к нападению или бегству.

Эти вещи происходят с нами бессознательно, на уровне физиологии.

  • Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient) — это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять).
  • Данное понятие включает в себя и возможность определять эмоциональное состояние других людей для дальнейшей конструктивной коммуникации.
  • Человек с высоким Emotional Quotient умеет сопереживать, способен к эмпатии, старается помочь человеку, находящегося под влиянием сильных негативных переживаний.

Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:

  • Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных (дежурная улыбка).
  • Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.
  • Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими. Например, человек осознает, что радость он испытывает от общения с приятным человеком или игры с домашним животным, а гнев появляется из-за обостренного чувства справедливости.
  • Способность управления эмоциями. Человеку доступна саморегуляция, то есть нейтрализация негативных либо слишком острых эмоций, он в состоянии их видоизменить, а также оказать помощь другому человеку, находящемуся в критическом эмоциональном состоянии.

Несмотря на то, что эмоциям всегда уделялось внимание в психологии, всерьез об эмоциональном интеллекте заговорили только в 90-ые годы ХХ века. Все теоретики согласны с тем, что эмоциональный интеллект нужно в себе развивать, во-первых, для сохранения собственного психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни.

Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».

Читайте также:  Вопрос специалисту на интересующую тему

Составляющие Emotional Quotient

Пять компонентов Emotional Quotient были выделены американским психологом Д. Гоулманом в работе «Эмоциональный интеллект», в их числе.

Самосознание

Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Саморегуляция

Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Мотивация

Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.

Социальные навыки

Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Эмпатия

Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.

Уровень эмоционального интеллекта

Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.

ВЫСОКИЙ

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

НИЗКИЙ

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
  • Направленность к эмоциям своим или других людей.

Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:

  • Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.

На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.

Теория Холла

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

  1. Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.

  2. Может ли он контролировать чувства.

  3. Имеет ли влияние на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности к самомотивации.

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Тест для диагностики онлайн

Предлагаем вашему вниманию тест для определения индивидуального уровня эмоционального интеллекта. Необходимо ответить на вопросы путем согласия или не согласия с высказыванием.

Ставим себе оценки по такому принципу:

  • категорически не согласен: — 3;
  • скорее не согласен: — 2;
  • частично не соглашусь: — 1;
  • частично соглашусь: 1;
  • скорее согласен: 2;
  • абсолютно согласен: 3.

Итак, приступим.

  • Любые эмоции (и плохие, и хорошие) являются основой для понимания того, как действовать.
  • Негативные эмоции вынуждают меня произвести изменения в жизни.
  • Мое спокойствие не страдает в случае давления на меня.
  • Я могу понять, как изменяются мои чувства.
  • Если это нужно, я буду спокойным и уверенным в себе.
  • При необходимости я в состоянии быть веселым, оптимистичным.
  • Я обращаю внимание на свое эмоциональное самочувствие.
  • Если я расстроился, то могу быстро прийти в норму.
  • Я способен выслушать жалобы от человека.
  • Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций.
  • Я проникаюсь чувствами других.
  • Со мной люди ощущают себя спокойно.
  • Я упорно преодолеваю трудности.
  • Мне нравится креативно решать проблемы.
  • Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции.
  • Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии.
  • Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции.
  • Я недолго переживаю.
  • Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия.
  • Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют.
  • Я вижу эмоции по мимике.
  • Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде.
  • Я без слов улавливаю истинные желания людей.
  • Окружающие считают меня способным к сопереживанию.
  • Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни.
  • Я могу развеселить и вдохновить людей.
  • Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни.
  • Мне легко поставить себя на место другого человека.
  • Я помогаю другим разобраться в себе.
  • Я не зацикливаюсь на переживаниях.
  1. Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне ЭИ:
  2. высокий – свыше 70;
  3. средний – 40-69;
  4. низкий- 0-39.
  5. Не расстраивайтесь, если «недобрали» баллы, эмоциональный интеллект можно развить.

Методы развития эмоционального интеллекта

Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

Наблюдение за эмоциями

Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

Прислушивайтесь к физическому состоянию

Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.

Выявите связи между эмоциями и поступками

Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.

Поймите, что нет неправильных эмоций

Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы. Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке.

Выбирайте достойные поведенческие модели

Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

Станьте открытым к диалогам с другими людьми

Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.

Прокачивайте способность к эмпатии

Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.

Следите за соответствием слов и мимики

Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.

Источник: https://PsyLogik.ru/71-jemocionalnyj-intellekt.html

Тест на определение уровня эмоционального интеллекта (EQ) Н. Холла

Данная методика позволит выявить способности человека контролировать и понимать свои эмоции. А так же она укажет на умение общаться и понимать чувства других людей. Эти навыки определяются уровнем эмоционального интеллекта.

Этот показатель может меняться в течение жизни. Если личность стремится к саморазвитию, внутренней гармонии, учится взаимодействовать с окружающими, то EQ, несомненно, будет расти. Он может оставаться неизменным при отсутствии у индивида желания к самосовершенствованию.

Чем выше уровень эмоционального интеллекта у человека, тем проще ему выстраивать отношения с людьми. Такая личность легко добивается поставленных целей, она живёт в гармонии с собой и окружающими.

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, могут испытывать чувство дискомфорта в коллективе, так как не понимают эмоций и настроений других людей, что может даже приводить к возникновению конфликтных ситуаций.

Часто, они не могут контролировать свое настроение и поведение, так как не осознают глубинные причины их проявлений.

Читайте также:  Кофе расширяет сосуды в головном мозге или сужает

Таким людям тяжело налаживать контакты, соответственно, сложнее добиваться своих целей и расти не только в духовном, но и профессиональном плане.

Грэнвилл Стэнли Холл

Родился в США, штат Массачусетс. Окончил Гарвард, получил степень доктора психологии. Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию (это ощущение положения частей своего тела относительно друг друга в пространстве).

Он стал основоположником педологии. Также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии.

С 1891 года под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года – «Журнал педагогической психологии».

Инструкция к прохождению теста

Вам будут предложены тридцать утверждений о Ваших эмоциях или поведении и варианты ответов, из которых нужно выбрать один, подходящий Вам.

В полученном результате будет описан уровень EQ по пяти параметрам: эмоциональная осведомленность (самосознание), управление своими эмоциями (саморегуляция), мотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей (социальные навыки).

По каждому параметру будет определена степень выраженности: высокая, средняя или низкая.

Расшифровка теста

Самосознание. Понимание своих эмоций и их последствий. При высокой выраженности человек понимает, почему испытывает те или иные чувства, осознает свои сильные и слабые стороны, склонен к размышлениям и учится на своём опыте. Уверен в себе, способен проявлять чувство юмора и принимает себя таким, какой есть.

Саморегуляция. Самоконтроль и умение сдерживать разрушительные переживания.

Высокая выраженность характеризуется ясным мышлением и сохранением самообладания в стрессовых ситуациях у индивидуума. Тактичен и обязателен.

Умеет признавать свои ошибки, берет на себя ответственность за достижение целей. Спокойно воспринимает новую информацию и смену обстановки, проявляет гибкость.

  Тест Дэвида Райбака

Мотивация. Стремление к самореализации. Выражается в ориентации на результат, поиске наиболее эффективных способов достижения цели. Человек с высокой мотивацией умеет работать в группе, стремится выполнить её миссии. Он не боится неудач, может пойти на оправданный риск.

Эмпатия. Понимание чувств других людей, заинтересованность ими. Люди, обладающие этим качеством, умеют слушать, внимательны к мимике и жестам, способны угадывать эмоции и настроения. Они проявляют уважение к другим, независимо от их происхождения или образования. Толерантны и терпимы к недостаткам окружающих.

Социальные навыки. Умение убеждать. Проявляются в умении завоёвывать расположение, идти на компромисс, убедительно представлять информацию. Субъект отличается умением вести переговоры, дипломатично общаться с «трудными» людьми, воодушевлять и вести за собой.

Описание теста взято с сайта testometrika.com

Источник: https://expertprofiler.ru/test/test-na-opredelenie-urovnya-emocionalnogo-intellekta-eq-n-xolla/

Эмоциональный интеллект: что это? — Журнал "Город женщин"

То, что эмоции влияют на наше мышление, на наши реакции и поведение, – давно известный факт. Однако большинство людей «эмоционально неграмотны», то есть не способны определить и понять, каким образом их собственные эмоции и эмоции других людей влияют на то, что они думают и делают в данный момент. Наша культура и наше воспитание превратили эмоции в плохое слово. 

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient).

Спустя 83 года американский психолог Дэниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) – эмоциональный показатель интеллекта.

Связано это с тем, что управление собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Согласно определению Дэниела Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: наш успех определяется этим коэффициентом на 85% и только на 15% – с помощью IQ. Если мы не задумываемся об эмоциональной компетентности, то результаты нашей работы могут стать плачевными как для карьерного роста, так и для личной жизни.

Развитые навыки EQ позволяют нам рассматривать свои эмоции и эмоции других людей как ресурс и благодаря этому повышают эффективность в общении с окружающими людьми, с партнерами, подчиненными, клиентами, семьей; способствуют личностному развитию, продвижению по карьерной лестнице, креативности и продуктивности, улучшают здоровье, создают ощущение удовлетворенности и счастья. EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ – в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: 1) возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа.

Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую мы можем действовать гораздо эффективнее. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию.

Интересно, что если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Методика Н. Холла для определения собственного уровня EQ

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звездочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень вашего согласия с высказыванием.

  • Обозначения баллов:
  • Полностью не согласен (-3 балла).
  • В основном не согласен (-2 балла).
  • Отчасти не согласен (-1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла).
Высказывание Балл (степень согласия)
-3 -2 -1 +1 +2 +3
1 Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2 Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
3 Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4 Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5 Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6 Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7 Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8 После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9 Я способен выслушивать проблемы других людей.
10 Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11 Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12 Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13 Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14 Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15 Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16 Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17 Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18 Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19 Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20 Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21 Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23 Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24 Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25 Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26 Я способен улучшить настроение других людей.
27 Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28 Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29 Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30 Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
  1. Ключ к методике Н. Холла на эмоциональный интеллект
  2. Шкала «Самосознание» – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
  3. Шкала «Самоконтроль» – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
  4. Шкала «Самомотивация» – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
  5. Шкала «Эмпатия» – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
  6. Шкала «Управление отношениями» – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

  • 14 и более – высокий.
  • 8–13 – средний.
  • 7 и менее – низкий.

Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта – сумма ответов на все вопросы с учетом доминирующего знака:

  • 70 и более – высокий.
  • 40–69 – средний.
  • 39 и менее – низкий.

Итак, согласно тесту, основными «ингредиентами» эмоциональной компетентности являются:

  • самосознание (self-awareness);
  • самоконтроль (self-management);
  • самомотивация (self-motivation)
  • эмпатия (empathy);
  • управление отношениями (relationship skills).

Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать собственные эмоции. Самосознание означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими.

Если мы способны контролировать свои эмоции, мы адекватно ведем себя в общении с коллегами по работе и окружающими нас людьми, принимаем взвешенные, не подверженные эмоциональным влияниям решения, не испытываем дискомфорта в состоянии неопределенности.

Самоконтроль означает не подавление, а выбор эмоции – из всех возможных вариантов реагирования на ту или иную ситуацию выбирать ту, которая заведомо приведет к ожидаемому результату.

Умение управлять своими эмоциями проявляется в следующем поведении: отходчивость, слушание, эмпатия, смелость, гибкость, вовлеченность. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется таким поведением: обвинение, защита, скованность, осуждение, отрешенность.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Управление отношениями включает в себя способность воодушевлять, вести за собой, содействовать изменениям, разрешать разногласия и конфликты. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Источник: http://gorodw.by/eq-chto-eto/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector