Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

  • Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого
  • Здравствуйте, дорогие родители!
  • Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.

Основные показатели скорости чтения

  1. В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.

  2. Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.

  3. В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.

Средние показатели для детей начальной школы

  • 1 класс – 30-40;
  • 2 класс – минимум 50-60;
  • 3 класс – 70-90;
  • 4 класс – 100-120 слов в минуту.

Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту.

Показатель для взрослых

Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.

А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения?

Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Возрастные особенности и трудности при чтении

Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»

  • Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.
  • Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.
  • Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.
  • Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
  • Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
  • Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
  • Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
  • Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.

Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения

Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.

Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Дислексия

При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.

Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Нарушения слуха и зрения

Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).

Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.

Дизартрия

  1. Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
  2. Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.
  3. Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

Правила совершенствования навыков чтения

Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.

  • Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.

Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.

Всему свое время!

  • Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.
  • Обеспечьте ему комфортные условия.
  • Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.
  • Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.
  • Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.

Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!

  • Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.

Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!

Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!

Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.

  • Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!

Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).

Развитие способностей психики и организма

Произвольное внимание

Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.

Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.

Например, игра «Лабиринт»

Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Поле зрения

  1. Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.
  2. Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.

  3. Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.
  4. Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.

Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Возвратные движения глаз

Чтобы отучиться постоянно возвращаться к одним и тем же словам, ребенку нужно при чтении вести пальцем вдоль строки, и чем быстрее он будет это делать, тем быстрее будет и читать, понимая при этом текст.

Методики развития быстрого чтения

  • В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись.
  • Разминка
  • Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.
  • 1)      Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;
  • 2)      Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;
  • 3)      Вдохнуть и выдохнуть порциями.

Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)

  1. Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.
  2. Ра-ра-ра – начинается игра,
  3. Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
  4. Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
  5. Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.
  6. Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.

  7. БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
  8. Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Упражнения для быстрого чтения

  • В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.
  • Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.
  • Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.
  • Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!

  • Выделение главного в тексте
  1. Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе.
  2. Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.
  3. После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.

  • Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.
  • Только теперь помогите своему ребенку!
  • Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.

  • Восстановление деформированных предложений

Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.

  1. Примеры:
  2. 1)      «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;
  3. 2)      «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;
  4. 3)      «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;
  5. 4)      «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.
  6. Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.
  7. С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.
  8. Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.
  9. Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.
  10. Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.
  11. Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.

Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.

Читайте также:  Кислородное голодание: причины появления состояния

Памятка про зрительную гимнастику

Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!

  • Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.
  • 1)      В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.
  • 2)      Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.
  • 3)      Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.
  • Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого
  • 4)      Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.
  • 5)      В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.
  • Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Бонус

Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.

Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.

Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!

  1. Данная методика получила огромное распространение и множество наград.
  2. Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!
  3. Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!
  4. Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!
  5. Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!

  • В заключении  посмотрите водеоролик
  • Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?

Надеюсь, что у Вас все получится! Если статья показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог и ждите новостей!

Всем хорошего дня С уважением,

Анастасия

Источник: https://healthbeautyblog.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html

Главная

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Обучение — изучение иностранных языков, программирование, управление, продажи, психология, коммуникации, повышение квалификации и много других различных направлений.

Посещать тренинги, сейчас не только модно, но и просто необходимо, так как мир вокруг нас постоянно изменяется, и мы должно соответствовать его вызовам.

Благодаря интернету, сейчас можно найти огромнейшее количество информации на интересующие вас темы. Есть достаточное количество бесплатных материалов, или даже платные, можно покупать не отходя от компьютера. Мы собираем гигабайты информации в надежде разобраться и изучить все это самостоятельно, у некоторых это получается, большинство даже не может систематизировать накопленное

Семья — новое время делает новые вызовы по воспитанию и обучению детей.

Трехлетний ребенок уже запросто управляется со смартфоном, ученик начальных классов уверенно ориентируется в сети интернет, и помимо отличного знания игровых серверов, может рассказывать родителям новости раньше, чем они узнают об этом по телевизору.

Традиционные методы в обучении детей не всегда и всем подходят. Удержать внимание ребенка становится все труднее, а «заставить» его учиться и того сложнее. Детские курсы по развитию чтения и памяти решают этот вопрос.

  • Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослогоКурсы Скорочтения – помогут вам справиться с бурлящим потоком информации, научат её фильтровать и анализировать, позволит читать по несколько книг в неделю и болеею Также быстрое чтение способствует в освоении новых навыков.
  • Курсы по Развитию памяти – научит вас запоминать нужную и важную информацию, помогут в обучении иностранным языкам.
  • Тренировка мозга -это уже не хобби, это необходимость.

Обучение у нас это:Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

  • домашняя обстановка (свободное общение);
  • индивидуальный подход (корректировка целей до и после окончания курса);
  • результативно (при выполнении всех упражнений и техник, результа гарантирован!);
  • мини-группы до 5

Наши курсы

  • Скорочтение (развитие быстрого чтения и внимания) для взрослых и детей.
  • Эйдетика (развитие памяти и внимания) для детей и взрослых.
  • Скорочтение интенсив.
  • Эйдетика интенсив.
  • Эйдетика Pro (технологии работы с информацией).
  • Обучение онлайн (скайп и СДО).
  • Индивидуальное обучение.
  • Корпоративное обучение.
  • Выезд на территорию заказчика
  • Консультации детского психолога/дефектолога с последующими рекомендациями.

Что у вас изменится:Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

  • Скорость вашего чтения увеличится как минимум в несколько раз. Вы научитесь читать осознано, быстро и эффективно.
  • Ваше мышление станет креативным, быстрым, творческим.
  • Вы сможете запоминать разнообразную информацию (имена людей, номера телефонов, различные списки, тексты, числа и даты иностранные слова и многое другое).
  • Научитесь структурировать информацию (mind map).
  • Узнаете азы визуального конспектирования (sketch note).
  • Познакомитесь с техниками работы с состояниями.

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Источник: https://uptosmart.com/

Скорочтение и развитие памяти

Навык скорочтения позволит вам за секунды прочитать книгу и освоить ее. Скорочтение и развитие памяти, интеллектуальных возможностей и концентрации внимания также тесно связаны.

Как научиться быстро читать, освоить и развить навык скорочтения — вам понадобится:

  • книга (минимум 200 страниц);
  • карандаш;
  • таймер.

Что такое скорочтение

Скорочтение – способность быстро запомнить информацию в текстовом виде. Разработаны способы, приемы и тренинги развития быстрочтения. Тренируясь, вы развиваете мышление и интеллект.

Освоив скорочтение, вы:

  • обогатите свой словарный запас;
  • научитесь быстро выделять ключевые моменты в любом тексте;
  • быстрое и результативно приобретете новый навык;
  • Будете прочитывать в несколько раз больше книг, чем обычно.

Также техника скорочтения будет полезна тем, кто вынужден читать много нехудожественной литературы, чтобы в короткие сроки точно запоминать большой объем информации.

Тест на скорочтение

Чтобы проверить текущую скорость чтения, проводится тестирование. Проверку способности воспринимать информацию быстро можно провести онлайн. Пройти тест на скорочтение можно на портале интеллект тренажеров Викиум абсолютно бесплатно.

Как учиться читать быстро — программы по скорочтению

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Если нет времени и желания выполнять упражнения, воспользуйтесь программами, тренажерами и приложениями.

  1. Spritz (новая методика в рассматриваемой сфере, отечественный аналог – Spurtz).
  2. Psy games (обучение и приемы основываются на таблицах Шульте и иных упражнениях).
  3. Специальный курс от создателей великолепно зарекомендовавших себя онлайн тренажеров для мозга «Викиум» — онлайн курс по скорочтению.
  4. Отличный курс по скорочтению от Brainapps
  5. HiSpeedReader – программа, по которой вы можете осваивать скорочтение, а также учиться запоминать полезную информацию.
  6. eyeQ – в программу входит много упражнений (например, клиновидные таблицы).

Книги по скорочтению

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

  1. Марат Зиганов – «Скорочтение». Практический самоучитель-учебник по развитию данного умения. Пособие состоит из тренировок, способствующих формированию навыка быстро воспринимать печатную информацию.
  2. Олег Андреев – «Техника быстрого чтения». Автор разработал комплекс упражнений, рассчитанный на 2 месяца. Следуя графику, вы быстро прочувствуете первые результаты (повышение концентрации внимания, осознанность, развитие памяти).
  3. Беннет Джозеф – «Скорочтение со скоростью света». Данная книга (считается лучшей по теме) содержит основы скорочтения и рассчитана на 4 недели тренировок.
  4. Тони Бьюзен – «Учебник быстрого чтения». Книга содержит программу, которая нацелена на активизацию работы и взаимодействие зрения и мозга во время чтения.

В Екатеринбурге существует школа по скорочтению, которую основала Васильева Л. Л. В 1991 году. Учреждение предлагает несколько программ, включая не только скорочтение и развитие памяти, но и технику чтения для детей, управление информацией, языковые курсы и многое другое.

Андрей Сподин – эксперт в сфере скорочтения и развития памяти. Собственник и руководитель организации Inten, проводит много мастер-классов и тренингов.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Преимущество скорочтения в простоте обучения. Упражнения сразу приносят результат, включая повышая скорость усвоения информации, улучшая память и т. д.

Как развить боковое зрение

Одно из наиболее важных упражнений для развития скорочтения – тренировка зрения периферийного типа:

  • зафиксируйте взгляд на некой точке на уровне глаз, после чего сосредоточьтесь на предметах, находящихся по разным сторонам от нее;
  • возьмите две ручки, сфокусируйте на них взгляд, начните медленно их разводить в стороны, стремясь не выпускать их из виду;
  • сидя в общественном транспорте, сосредоточьтесь на нескольких предметах одновременно – желательно до 8.

Развивайте концентрацию

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Развивать внимание и концентрацию важно для умения быстро читать. Способность сосредотачиваться, не обращая внимания на отвлекающие факторы, разовьется в процессе выполнения упражнений по скорочтению.

  • Проговаривание текста при чтении про себя, или субвокализация

Упражнения по скорочтению направлены на то, чтобы избавиться от привычки проговаривать текст внутренне, про себя. Некоторые могут даже шевелить во время чтения губами. Максимальная скорость чтения в таком случае – 500 слов за 60 минут. Если же избавиться от этой привычки и регулярно тренироваться, то скорость восприятия текстовой информации достигнет 2 000 слов за ту же минуту.

Возьмите книгу и подходящую указку (ручку, карандаш, трубочку для сока), двигая ее быстрее, чем вы прочитываете текст. Если комфортно, то вместо указки, допускается использовать палец.

Это упражнение повышает скорость восприятия текста и развивает навыки для скорочтения. Убедитесь, что ваш взгляд не отслеживает ничего, кроме строчек, по которым вы передвигаетесь указкой или пальцем. Запрещается выпускать указку из поля зрения, чтобы вернуться к уже прочитанному куску текста.

Еще одно упражнение, развивающее способность к скорочтению. Во время чтения про себя постарайтесь подавить функционирование гортани, губ и языка. Можно выстукивать по твердой поверхности ручкой, считать обратно от 10 до 0, напевать некий мотив. В результате вы избавитесь от мысленного проговаривания текста.

У медленно читающих поле зрения составляет от 4 до 5 см – лишь малая часть текста. Посредством регулярных тренировок можно развить навык восприятия текстовой информации, которая находится в сфере периферического зрения. Данная сфера у постоянно тренирующихся людей может достигать 10 см.

«Зеленая точка» помогает воспринимать информацию, располагающуюся в области периферического зрения. Нарисуйте в центральной части страницы точку зеленого цвета и 10 минут подряд сосредотачивайтесь на ней. Когда вы ложитесь спать и закрываете глаза, визуализируйте зеленую точку прямо перед собой.

Выполняйте упражнение 10-14 дней. После этого начинайте изучать текст, который находится по вертикали и горизонтали от данной точки. Охватывайте взглядом максимальное количество слов – не читайте их, такие слова нужно постараться только увидеть.

Вспомогательное упражнение – с использованием таблиц Шульте, которые созданы для разработки периферического зрения. Их можно скачать на соответствующих веб-сайтах.

Способность к скорочтению развивается со скоростью света чтением справа налево. Это позволит улучшить концентрацию внимания и мыслительные способности. Можно начать тренироваться на стандартных текстах или на палиндромах – словах и фразах, которые и справа налево, и слева направо читаются одинаково.

  • В интернете существуют веб-сайты, где можно бесплатно скачать электронные книги с текстом справа налево.
  • Чтение книги вверх ногами также развивает навык скорочтения.
Читайте также:  Нельзя терпеть головную боль: почему не стоит мучаться

Переверните книгу вверх ногами и читайте ее таким способом. После того как вы прочитали абзац, верните книгу в нормальное положение и перечитайте его. Вы заметите, как скорость чтения заметно повысилась.

Чтобы научиться скорочтению, понадобится умение выделять самое важное в тексте всего за несколько секунд, не растрачивая время на ненужные сведения.

Для этого проделайте следующее упражнение. Выберите какой-либо предмет в помещении (вазу на столе, картину, книгу), смотрите на него в течение нескольких секунд, отмечая малейшие детали, после чего закройте глаза.

Мысленно представьте данный предмет. После этого откройте глаза, вновь посмотрите на него и отметьте детали, о которых вы забыли.

Снова закройте глаза и мысленно представьте выбранный предмет – его картинка должна стать более полной и детальной.

Читая какой-либо текст, смотрите не на каждое слово, как вам привычно, а только на начало строки и ее окончание. Вы все равно продолжите понимать прочитанное, но при этом скорость усвоения печатной информации значительно вырастет.

Читайте текст по диагонали – от верхнего левого угла страницы книги до нижнего справа, не допуская движения глаз в левую и правую сторону, а также стремления вернуться назад. Поначалу прочитанных слов будет мало, однако регулярные тренировки все решают. С течением времени вы сможете молниеносно выделять ключевую информацию, пропуская словесный мусор.

Метод полезен для подготовки к совещанию, семинару, уроку, когда требуется четко и молниеносно выделять ключевые слова целиком и запоминать их. Выберите какую-либо тему, составьте несколько ключевых слов, необходимых вам в деятельности. Подобное беглое чтение позволит запомнить только нужную информацию, уменьшив время на изучение темы.

Каждому слову в этом упражнении потребуется чистый лист бумаги. Напишите на листе длинное слово (минимум – 6 букв), после чего посмотрите на него как на единое целое, не читая его по буквам. Проговорите слово вслух. Упражнение необходимо делать несколько раз в сутки.

Другое название данного упражнения – «Метод штурма». Возьмите книгу и сделайте в ней размету, проведя карандашом по центру всех страниц вертикальные линии сверху вниз. После этого начинайте читать – на одну страницу выделяйте максимум 15 секунд.

Движение глаз должно быть исключительно вертикальным, однако текст должен охватываться полностью. После прочтения книги постарайтесь пересказать основные факты и сведения о ней, наиболее интересные события.

Найдите в интернете готовые слова, после чего вычеркните из них буквы через одну. Затем постарайтесь правильно прочитать слова, за исключением вычеркнутых букв.

Перепутайте во всех словах буквы, за исключением последней и первой. Это позволит хорошо развить память, так как словарный запас и зрительная память позволяют мозгу правильно читать слова в автоматическом режиме.

Упражнение направлено на развитие памяти зрительного типа и интуиции. Оно заключается в том, что вы читаете текст, однако пропускаете каждое второе слово. Регулярная тренировка позволит развить навык сосредотачиваться на тексте в целом, а не на отдельных словах.

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Основная задача, стоящая перед чтецом, – извлечь из книги полезную для него информацию. Попробуйте пересказывать все, что вы прочитали, хотя бы себе.

Данное упражнение окажется полезным преподавателям, тем, кто организует и проводит совещания, а также людям, занятым творческой деятельностью.

Если вы пытаетесь сосредоточиться при чтении художественной или научной литературы, когда рядом много отвлекающих факторов (например, кто-то рядом разговаривает, шумит телевизор и т. д.), то приходится возвращаться к уже прочитанному куску текста. В результате скорость чтения значительно замедляется.

Во время чтения водите пальцем по строчке. Это позволит вам лучше сосредоточиться и добиться дословного вчитывания в текст.

Если во время чтения вы понимаете, что этот конкретный параграф не несет лично для вас никаких полезных сведений, пропустите его. Однако не перестарайтесь: слишком часто пропуская куски, вы приучаете мозг расслабляться. Из-за этого в дальнейшем ему будет сложнее включаться в работу.

Воздействие аудио идет на иную часть мозга, в отличие от печатной информации, поэтому восприятие в каждом отдельном случае будет различным. Благодаря этому человек воспринимает текст как единое целое, не сосредотачиваясь на буквы.

К тому же прослушивание аудиозаписей экономит время, так как в это самое время можно заниматься и другими делами – например, добираться до работы в метро или выполнять домашние обязанности.

P.S. Читайте, развивайтесь и повышайте свой уровень каждый день! Отличная развивалка на каждый день — игровые онлайн тренажеры Викиум — вам в помощь. Если статья была полезна, оцените ее звездами ниже и поделитесь с друзьями.

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/chto-takoe-skorochtenie.html

Взаимосвязь скорочтения и работы памяти

Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, людям, профессиональная деятельность которых связана с переработкой информации, даже в быту такие навыки тоже пригодятся.

Поэтому знать, что означает техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития читательского мастерства, полезно каждому. Но навык скоростного чтения станет напрасным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.

Основные техники работы с текстом

Эксперты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать со скоростью от 2 до 10 раз выше обычной.

Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит интенсивная мозговая активность.

Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, из-за чего чтение осуществляется легко и быстро.

Чтобы научиться скоростному чтению, нужна методика, которая увеличит скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь учат тому, как правильно заниматься с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.

В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет конкретную задачу. Например, углубленным чтением осваивается научная литература, проводится анализ текста, формулируются итоги.

Для усвоения большого объёма художественной литературы подойдёт быстрое чтение, которое подразумевает высокую скорость чтения с пониманием прочитанного.

Решение такой же задачи — панорамное чтение, когда глазами охватывается большой фрагмент текста. При этом приходит в действие периферийное зрение, при котором взгляд движется вертикально по центру страницы, а не горизонтально по строчке.

Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.

Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами — при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.

Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён. С этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию, а технологии ему в этом помогут.

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Техника обучения скорочтению

Существует методика, соблюдая алгоритм которой каждый добьется высокого результата при чтении на скорость:

  1. Во время быстрого ознакомления текст изучается целиком, без остановок и перечитывания непонятных мест, так как смысл содержания улавливается автоматически. Работает память, помогая воспроизвести уже имеющиеся знания.
  2. Один из приёмов, увеличивающий скорость при чтении, — выделение ключевых слов в каждом фрагменте. При этом вовсе не обязательно читать фрагмент до конца, для восприятия материала можно выделить ключевые слова, чтобы запомнить их при помощи мнемотехнического приёма, называемого построением ассоциаций на основе образов.
  3. Начиная скоростное чтение, сосредоточьтесь и погрузитесь в содержание текста, иначе оно не даст никаких результатов.

Тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и одновременного запоминания текста.

Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что значительно увеличивает скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность — мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.

Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать такт. Сегодня для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.

Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд.

Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульце или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается скорость чтения и улучшается запоминание смысла прочитанного.

Когда человек охватывает взглядом большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.

Мнемотехника в быстрочтении

Мнемотехника используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. Кроме того, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны.

Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения (более высокого этапа скорочтения) оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.

Читайте также:  Виды интеллекта человека по г. гарднеру и т. бьюзену

Сегодня мнемотехника стала более совершенным как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.

Скорочтение и развитие памяти у ребенка и взрослого

Первый шаг сохранению в памяти прочитанного — быстрочтение или перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать начальное впечатление о тексте.

Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который помогает лучшему запоминанию информации.

Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой больше ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, нужно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.

Проблема быстрого чтения актуальна в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс гораздо результативнее.

Сазонов Михаил

Источник: https://pamyatplus.ru/razvitie/skorochtenie-i-pamyat.html

Упражнения для развития скорости чтения у детей

Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.

Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.

Что такое скорочтение

Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения.

Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного.

Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.

Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.

Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.

Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Проблемы при чтении у детей

При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:

  • Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
  • Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
  • Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
  • Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
  • Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.

Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.

Когда начинать обучение

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Как научить ребёнка читать быстро

Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.

Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.

Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:

  • Разминка. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
  • Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения.
  • Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
  • Тренировка логического мышления.

Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Упражнения

Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:

  • На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
  • Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.

Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.

Упражнения для первоклашек

  • Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
  • На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
  • Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
  • Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.

Упражнения для детей 8–10 лет

Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:

  • Исключаем артикуляцию. По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
  • Заговорённые предложения. В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
  • Поправляем буквы. В некоторых словах текста пропустить буквы, слоги или буквосочетания, которые ребёнок вставляет за определённое время.
  • Школьник в роли учителя. Ребёнок исправляет ошибки взрослого при чтении.
  • Таблица Шульте. Школьник на время отыскивает в таблице число от 1 до 30, придерживаясь очерёдности и показывая.
  • Диктант помогает развить визуальную память. Закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Далее предложение нужно написать по памяти.

Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.

Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector