Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

В последнее время я стал замечать, что вокруг меня становится всё больше людей, у которых всё заметнее разница в развитии между «традиционным» интеллектом и «социальным» (или, если хотите, эмоциональным). Но обо всём по порядку.

В 1920 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк ввёл термин «социальный интеллект», который описывает способность правильно понимать поведение людей. Данная способность, развитая человеком в результате эволюции, необходима для эффективного взаимодействия между представителями нашей расы и успешной социальной адаптации новых её членов.

В 1937 году другой американский психолог, Гордон Олпорт, автор «теории черт личности», связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, «социальный интеллект» — это особый дар, позволяющий нам приспосабливаться к социуму и облегчающий взаимоотношения с людьми.

Да простят меня дотошные психологи, но к социальному интеллекту, в контексте нашей современной жизни, я бы добавил и другой термин — «эмоциональный интеллект». Ведь выражение эмоций в подавляющем большинстве случаев является социальным инструментом.

  • В подтверждение социальной роли эмоций говорит хотя бы то, что мимика у слепых от рождения людей чрезвычайно бедна.
  • Термин «эмоциональный интеллект» (EI), введённый в 1990 году Питером Сэловеем и Джеком Майером, описывает способность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.
  • Коэффициент EI, в отличие от всем понятного IQ, описывает способность человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, понимать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
  • Так вот, возвращаясь к началу данной статьи, многие психологи в последнее время приходят к тому, что уровень «общего» интеллекта никак не коррелирует с уровнем социального интеллекта.

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Шэлдон Купер, один из главных героев «Теории большого взрыва» — классический пример человека с высоким IQ (в фильме называлось число 187) и низким «социальным интеллектом».

Высокий интеллектуальный уровень является необходимым, однако отнюдь не достаточным условием социального развития личности, то есть он может помогать социальному развитию, но не замещать его.

Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться, в случае, когда его обладатель страдает «социальной слепотой».

Наверняка у многих из вас есть примеры того, как умный парень (или девушка), общаясь, ведёт себя слегка неадекватно (не вписывается в «волну», на которой находятся все остальные) и провоцирует негативное отношение к себе.

Да что там, такие «фэйлы» наверняка были в жизни каждого из нас — неудачная шутка, неуместный смех или любая другая ситуация из нашего неудачного социального опыта.

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Человек, настроенный на повышение своего социального интеллекта, постарается в деталях запомнить эту ситуацию, разобрать её «по косточкам» (что было «до», что было «после», почему такое произошло, как мне на самом деле следовало себя вести и так далее), чтобы усвоить опыт и не совершать этих ошибок в дальнейшем.

Результат осознания данного события закрепляется в когнитивных структурах психики в виде навыков, и чем больше у человека этих навыков, тем проще ему быть «своим» в социуме и достигать своих собственных целей, используя окружающих.

Как развить в себе социальный интеллект

1. Прокачивайте социальную восприимчивость

Основа социального интеллекта — эмпатия или «социальная восприимчивость». Ключ к развитию этого навыка лежит в том, чтобы выйти за рамки своего эгоизма и обратить внимание на других людей. Более того, лучше не просто обратить на них внимание, а сконцентрироваться на том, что делает объект вашего наблюдения, как он это делает, зачем он это делает и так далее.

Нам, жителям мегаполисов, тренироваться в этом достаточно просто — спускайтесь в метро и не спешите утыкаться в смартфон с Angry Birds. Просто осмотритесь и выберите 3-4 человек для наблюдения.

Постарайтесь представить, куда они едут, какие мысли у них в голове. Понаблюдайте за их мимикой: какие эмоции в данный момент они испытывают? Постарайтесь представить, как этот человек разговаривает с другими, о чём спорит, как при этом будут проявляться его эмоции.

Со временем вы вдруг поймёте, что морщины на лице объекта вашего внимания довольно быстро начнут сами собой оживать в вашем воображении и «оживлять» спокойное лицо улыбкой или недовольной гримасой.

2. Учитесь разбираться в языке тела

Современный человек — существо довольно скрытное, поэтому для того, чтобы лучше разбираться в том, что человек чувствует и какие мысли у него в голове, неплохо научиться читать «язык тела». Тут можно не изобретать велосипед и прочитать книжку Алана Пиза. Ну или в качестве краткой «шпаргалки» — 75 признаков языка тела по Максу Эггерту.

3. Учитесь читать эмоции по лицу

Согласно анатомическому атласу, у нас на лице 57 мышц. Благодаря этому наше лицо само по себе является мощным инструментом для коммуникаций, причём язык мимики зародился ещё до того, как в результате эволюции развился речевой аппарат. Соответственно и навыки чтения по лицу лежат в нашей генетической памяти глубже, чем лингвистические «надстройки», что делает их более универсальными.

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Если вы смотрели сериал, снятый по мотивам книги Пола Экмана «Обмани меня», или даже читали саму книгу, то через некоторое время вы начнёте замечать, что большая часть наблюдений профессора Калифорнийского университета очень похожа на правду.

4. Учитесь слышать

Слушать умеют большинство людей, однако вот слышать — далеко не все. Слушая собеседника, постарайтесь не просто выуживать только ценную для вас информацию (как вы это обычно делаете), а представлять через этот рассказ ту реальность, в которой живёт ваш визави. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и дополнять эту реальность новыми деталями.

Через некоторое время вы будете удивлены тем, что в глазах собеседника ваш авторитет начнёт расти. Почему? Ведь вы ничего ему не рассказали, а только слушали и задавали наводящие вопросы!

5. Учитесь улавливать настроение

Настроение людей — очень полезный индикатор для определения своевременности того или иного социального воздействия, необходимого вам. И навык быстрого определения настроения другого человека по обрывочным, на первый взгляд, сведениям, поможет вам оперативно скорректировать ваше поведение.

Вспомните, как в детстве по громкому хлопку двери и недовольному покашливанию в коридоре вы узнавали, в каком настроении пришёл ваш отец. Вам хватало всего нескольких косвенных признаков, чтобы понять, стоит ли давать дневник с двойкой на подпись или подождать, пока родитель поужинает и подобреет.

Комбинация навыков, прокаченных в чтении эмоций и языка тела, умение слушать, позволят вам с высокой точностью определить настроение нужного вам человека.

6. Прокачивайте свой актёрский талант

После того как вы немного освоите все вышеперечисленное, начинайте развивать свои актёрские таланты. Потому как одним из важных навыков социального интеллекта является способность приспосабливаться, подстраиваться под окружение.

И не стоит тут цитировать известную песню Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас» — если наша цель состоит в том, чтобы научиться управлять социумом вокруг себя, то способность правдиво играть нужную в данный момент роль становится незаменимым инструментом.

А вышеупомянутый Гордон Олпорт и вовсе называл социальное приспособление ключевым продуктом социального интеллекта.

Вы можете быть большую часть своей жизни брутальным мачо, но если вам надо успокоить девочку, потерявшую своих родителей в толпе торгового центра, то вам придётся достать из глубин своей души розового пони и дать этой девочке увидеть его.

7. Научитесь управлять своими эмоциями

Источник: https://vc.ru/flood/6595-nine-steps-social

Социальный интеллект и его роль в профессиональном и личностном развитии

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект – это знания и умения, определяющие успешность взаимодействия, своего рода дар, помогающий легко сходиться с людьми и не попадать в неловкие ситуации. Понятие нередко отождествляют с эмоциональным разумом, но чаще исследователи видят их идущими параллельно. В понятии social intelligence имеется три составляющих:

  1. Одни социологи выделяют его в отдельный вид разума, познавательной способности, и ставят в один ряд с познанием, вербальным и математическим интеллектами и др.
  2. Другая сторона явления – конкретные знание, таланты, приобретенные в процессе социализации.
  3. Третье определение – особая личностная черта, которая гарантирует успешный контакт и адаптацию в коллективе.

Социальный интеллект в психологии

В 1920 году Эдвардом Ли Торндайком в психологию было введено понятие социального интеллекта. Он расценивал его как мудрость в межличностных отношениях, так называемую «дальновидность». В дальнейших трудах такие авторы, как Г. Олпорт, Ф. Вернон, О. Конт, М. Бобнева и В. Куницына и др. внесли свой вклад в интерпретацию термина СИ. Он обрел такие характеристики, как:

  • умение ладить с отдельными людьми и понимать настроение группы;
  • независимость от интел. фактора;
  • формирование навыков в ходе социализации;
  • возможность видеть себя глазами других;
  • глобальные способности, развитые на фоне коммуникативных черт.

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Уровни социального интеллекта

Определив роль социального интеллекта в профессиональном развитии, ученые стали думать, что необходимо для социального интеллекта и какие люди обладают им. В середине ХХ века Дж. Гилфорд разработал первый тест, способный измерить СИ.

Рассматривая такие параметры, как сложность поставленной задачи, скорость и оригинальности решения, можно сказать, является ли человек подкованным в социальном плане. О наличии хорошего уровня social intelligence говорит результативность действий в различных состояниях.

Эффективность определяет несколько уровней СИ:

  • средний – действия шаблонами, результативность в обыденных жизненных ситуациях;
  • низкий – деструктивное поведение, способное испортить даже самые благоприятные стечения обстоятельств;
  • высокий – мастерство общения, управления людьми, возможность взять контроль над любой проблемой.

Математика жизни такова, что люди регулярно сталкиваются с трудно выполнимыми заданиями. Те, кто могут их решить, выходят победителями.

Социальный и эмоциональный интеллект высок, если индивид имеет желание и способность думать. Социально эрудированный человек – всегда лидер.

Он заставляет оппонентов менять мысли, убеждения, представления; быстро переваривает полученную информацию и управляет проблемой, находя верные решения в короткие сроки.

Низкий социальный интеллект

Если человек имеет низкий уровень социального интеллекта, существование его полно трудностей, которые появляются сами собой и в особенности по его вине. Люди, не умеющие выбирать вектор поведения, действуют инстинктами и порывами.

Читайте также:  Мушки перед глазами: причины и лечение заболевания

Они тяжело сходятся с окружающими, так как способны зарубить на корню возникающую симпатию и испортить отношения с важными людьми.

А трудности, возникающие в общении, неэрудированные индивиды могут преодолеть только с чужой помощью и подсказкой.

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Как развить социальный интеллект?

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе. Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:

  • понимать язык тела;
  • читать эмоции;
  • улавливать настроение собеседника;
  • слушать и слышать;
  • управлять собственными эмоциями;
  • выступать на публике без стеснения.

Социальный интеллект — литература

Понять сущность социального интеллекта можно и ознакомившись с литературой на данную тему. Это работы по психологии и социологии, труды, где рассказано о проблемах личности, а также путях их решения. Полезно ознакомиться с такими изданиями, как:

  1. Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
  2. Куницына В.Н., «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение», 1995.
  3. Альбрехт К., «Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими», 2011.

Источник: https://womanadvice.ru/socialnyy-intellekt-i-ego-rol-v-professionalnom-i-lichnostnom-razvitii

Роль интеллекта в жизни человека

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Интеллект в переводе с латинского языка означает понимание, рассудок, познание. С его помощью человек анализирует ситуацию, делает выводы, воспринимает и усваивает новые знания. Именно по его уровню оценивают и умственные способности личности. На протяжении жизни он развивается и совершенствуется.

Виды интеллекта

Существует несколько видов интеллекта человека:

  • логический;
  • вербальный;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • физический;
  • социальный;
  • эмоциональный;
  • духовный;
  • творческий.

Вербальный отвечает за человеческое общение, речь, чтение литературы. Логический – за умение грамотно осуществлять расчеты, анализировать данные и логически размышлять над ситуацией.

Пространственный интеллект отвечает за визуальное восприятие окружающего мира, физический – за координацию движений. Благодаря музыкальному интеллекту человек учится воспринимать музыку, петь, танцевать.

Общение с окружающими, коммуникабельность развиваются в тесной взаимосвязи с социальным интеллектом. Эмоциональным обеспечивается выражение эмоций и чувств.

Творческий интеллект дает возможность человеку развивать в себе новые навыки и умения, созидать что-то новое и не останавливаться на достигнутом. Духовный интеллект вызывает в личности желание самосовершенствоваться.

Значение в жизни человека

Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит.

Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими напрямую зависят от уровня интеллекта.

Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни.

Несколько способов, помогающих развить свой интеллект

  • чтение;
  • решение математических задач;
  • логические игры;
  • изучение иностранных языков;
  • просмотр познавательных фильмов;
  • изучение новой информации;
  • путешествия;
  • рисование;
  • общение с другими людьми;
  • запись собственных мыслей на бумаге;
  • правильное питание;
  • здоровый сон;
  • физические нагрузки.

Анна Сол.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +3 (из 3 оценок)

Источник: http://stimulas.ru/personal_development/rol-intellekta-v-zhizni-cheloveka.html

Интеллект – качество психики

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Интеллект довольно-таки распространённое слово в наше время. Но, что же все-таки оно обозначает? Прежде всего, это слово произошло от латинского – ощущение, разумение, восприятие, понимание и означает определенное качество психики человека, которое состоит из способности человека адаптироваться к различным вновь возникающим ситуациям, способность его к обучению, причем при использовании опыта. Также под этим термином понимается возможность применения и понимания абстрактных концепций и как результат – использование приобретенных знаний для управления окружающим миром, средой.

Это способность к общему познанию, а также решению задач, проблем встречающихся на его пути. Она объединяет познавательные способности – это восприятие, ощущение, память, мышление, а также представление и воображение.

Если мы говорим интеллектуальный человек, то имеем в виду особу с развитым интеллектом и способным к аналитическому мышлению. Он является представителем умственного, интеллектуального труда.

Роль интеллекта в жизни человека

Интеллект является основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а также построения стратегии для достижения поставленной цели. Предполагается, что животные тоже обладают небольшими зачатками интеллекта и это в свою очередь влияет на эволюцию животных, на достижение ими целей.

Изучают интеллект животных ученные, сравнительно молодой области науки, которая называется когнитивной этологией. Это интересное и прогрессивное направление. Ведь поведение животных иногда поражает своей разумностью.

Влияние интеллекта человека не ограничивается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку выделиться из среды животных. Это стало началом развития общества,  развитие диалектически переросло в развитие  человеческой цивилизации.

Влияние интеллекта не ограничивается пределами жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило, отличило его из животных и стало началом развития человеческого общества, а затем и человеческой цивилизации в целом.

Интеллект человека как способность в жизни реализуется при помощи различных других способностей.

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.

Источник: http://razmishlyajem.ru/zhizn-cheloveka/intellektualnoe-v-zhizni/intellekt-kachestvo-psihiki

Важен ли в жизни интеллект?

  • Интервью с психологом, сотрудником Гуманитарно-социального университета (SWPS) в Катовицах Мачеем Тарадаем (Maciej Taraday).
  • Gazeta Wyborcza: Важен ли в жизни интеллект?
  • — Но ведь их добиваются не только исключительно умные люди?

Мачей Тарадай: Это очень тонкий вопрос.

Мы крайне трепетно относимся к теме интеллекта: услышать, что у вас проблемы с интеллектуальным уровнем, это не то же самое, что услышать, что вы медленно бегаете.

Но да, действительно, интеллект, понимаемый как мыслительные способности, которые позволяют хорошо справляться с ситуациями, требующими решения нетривиальных проблем, играет важную роль в достижении жизненных успехов. — Тут можно провести аналогию с ростом.

Не каждый высокий человек становится звездой баскетбола, но среди выдающихся баскетболистов, низкорослых людей, скорее, нет. Кроме роста важны усилия, умение стремиться к цели, решительность. С интеллектом то же самое. Не все умные люди становятся успешными. 

— Мы отличаемся друг от друга уровнем интеллекта. От чего он зависит?

— Мы отличаемся по скорости, с которой учимся, гибкости мышления, способности понимать сложные темы. Эти черты в значительной степени наследуются генетически, но многое зависит также от нашего окружения.

— Можно ли стимулировать интеллектуальное развитие?

— Большое влияние на наши способности оказывает среда, в которой мы растем и учимся. Интеллект зависит от генов, но они реализуют свой потенциал только в благоприятной, интеллектуально стимулирующей среде.

— Если это так, люди должны становиться все умнее. Ведь мир все больше усложняется.

— Да, так происходит. С начала XX века в западных странах уровень интеллекта растет примерно на три пункта каждые 10 лет. Эту закономерность обнаружил и описал новозеландский ученый Джеймс Флинн (James Flynn), поэтому ее сейчас называют «эффектом Флинна».

  1. — Это значит, что мы стали умнее наших дедов?
  2. — Почему мы становимся умнее?
  3. — Известно ли, что такое вообще интеллект?
  4. — Вы принадлежите к третьей группе?
  5. — Звучит очень сложно.
  6. — У людей с очень хорошей памятью уровень интеллекта выше?
  7. — Эти способности можно как-то тренировать?
  8. — Как выглядела такая тренировка?
  9. — Что нужно было сделать, чтобы мозг создавал нужные волны?
  10. — А правда ли, что интеллектов несколько?
  11. — Особенно много говорят об эмоциональном интеллекте…
  12. — Подтвердили ли теорию Гарднера другие исследователи?

— Да, хотя все это не так просто. Мы развиваем несколько другие умения, связанные с техническим прогрессом и изменениями общественной среды. Распространенным явлением становится знание хотя бы одного иностранного языка. Кроме того мы учимся пользоваться сложными компьютерными программами и языками программирования. — Благодаря технологическому прогрессу и распространению образования. Стало цениться инновационное мышление, умение разрешать проблемы. Благодаря этому мы можем ориентироваться в изменчивых условиях, а цивилизация развивается. — Очень сложно создать определение, с которым согласятся все ученые из разных отраслей науки. Но это естественное понятие, мы его понимаем: хотя его значение нельзя назвать четким, мы можем без проблем привести примеры умных людей или поведения, которое свидетельствует о высоком уровне интеллекта. При этом генетик поведения, нейробиолог или когнитивный психолог будут говорить об интеллекте немного по-разному.— Да, я стараюсь найти в механизмах памяти основу гибкого интеллекта. — Речь идет о способности выявлять сложные абстрактные взаимоотношения между символами и обрабатывать их. Иными словами, я стараюсь ответить на вопрос, в чем состоит уникальность памяти очень умных людей. — Это не так просто: важно, о каком типе памяти мы говорим. Рабочая память, то есть ограниченная сфера, в которой мы активно перерабатываем информацию, такая мысленная записная книжка, у умных людей работает очень хорошо. Образно говоря, базой для интеллекта может служить объемная и быстрая «оперативная память» и исправно функционирующий поисковик данных. — Ум точно невозможно натренировать решением головоломок и кроссвордов, потому что таким образом мы разрабатываем лишь умение… решать кроссворды. Между тем любопытные результаты получили голландские ученые из Лейденского университета. Они показали, что благодаря компьютерной тренировке, нацеленной на поддержание определенного диапазона мозговых волн (гамма), можно несколько повысить уровень интеллекта. Но это пока разрозненные результаты.— Работу нашего мозга в виде мозговых волн можно зафиксировать на его «корпусе» — черепе. Биоэлектрическая активность мозга регистрируется при помощи электродов, прикрепленных к коже головы. Для этого используют прибор, который называется электроэнцефалограф. Участников эксперимента проинструктировали, что в процессе тренировки им нужно постараться увеличить темп звуков, производимых компьютером. А их скорость зависела от фиксирующегося у испытуемых диапазона мозговых волн. — Благодаря переводу электроэнцефалографического сигнала в звук или простую анимацию мы можем заставить участников эксперимента поддерживать необходимый диапазон мозговых волн. Когда эти люди сосредотачиваются, растет доля гамма–ритма, а одновременно с этим увеличивается, например, темп звуков. Такая нейротренировка позволяет регулировать пропорции колебаний разного типа. В голландских исследованиях было отмечено, что чем больше у участников эксперимента повышалась интенсивность гамма–ритма, тем умнее они становились.— Вы, видимо, имеет в виду выдвинутую в 1983 году теорию Говарда Гарднера (Howard Gardner). Он разделил интеллект на восемь типов: логико–математический, вербальный, натуралистический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный (который также называют эмоциональным) и внутриличностный. — Это понятие пропагандировал Дэниел Гоулман (Daniel Goleman). Эмоциональный интеллект — это способность замечать и правильно интерпретировать эмоциональные состояния самого себя и окружающих людей.— Пока нет, и все доступные данные свидетельствуют, скорее, не в пользу этого подхода. Гарднер утверждает, что люди могут отличаться разными видами интеллекта. Кто-то, например, может иметь отлично развитый пространственный интеллект, но быть не слишком одаренным в языковом плане. Однако в тестах, проверяющих разные аспекты общего интеллекта (логическое мышление, словарь, объем памяти), наблюдается сильная связь между этими сферами. По всей вероятности, за разными способностями, которые составляют интеллект, стоит один фактор, то есть это не, как предлагает Гарднер, изолированные друг от друга умения. 

Читайте также:  Снятие инвалидности после лечения эпилепсии: стволовые клетки

— Значит, его идеи не дали психологам ничего полезного?— Это не так. Гарднер обратил наше внимание на то, что люди отличаются друг от друга сильнее, чем может показаться, если принимать во внимание только умение видеть абстрактные взаимоотношения между символами. Это важно особенно в образовании.

Такое знание помогает нам не упустить из поля зрения тех учеников, у которых, например, есть особый талант к танцам. К сожалению, я не знаю ни одной образовательной системы, в которой телесно–кинестетические возможности ставят на первое место перед математическими.

Именно поэтому мы не можем позволить, чтобы люди с предрасположенностью к двигательной деятельности чувствовали себя лишними в системе, которая преимущественно ценит умение обрабатывать символы.

— Возможно, вместо того, чтобы тестировать интеллект, лучше наблюдать за разными людьми в разных условиях, и это расскажет нам больше об их возможностях?— Если мы хотим узнать возможности конкретного человека, это хорошая идея. Однократное измерение уровня интеллекта — это, определенно, не самый лучший метод оценить его способности.

Но у такого метода есть важные преимущества: он позволяет получить результаты, которые помещают человека в контекст популяции. Можно также предсказать, насколько успешен будет человек в образовательной сфере. Помимо прочего — это просто быстрый метод. Тесты также помогают наблюдать, как уровень интеллекта меняется с течением времени у разных поколений.

— Но тесты все упрощают.

— Конечно. Но в этом нет ничего плохого, пока эти упрощения не становятся вредными. Так что на вопрос, важен ли в жизни интеллект, следует ответить, конечно, да. Но при этом нужно помнить, что жизненный успех тестами не измеришь.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте нас ВКонтакте и будьте в курсе происходящих в мире событий. Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людей

Источник: https://inosmi.ru/world/20150927/230481362.html

Как искусственный интеллект влияет на нашу жизнь

Роль интеллекта в повседнейной и социальной жизни людейНевероятные факты

С начала 21 века нет никаких сомнений в том, что человечество сделало огромный шаг вперед в области робототехники. Хотя современные роботы сегодня достойно имитируют движения и действия человека, следующая задача, стоящая перед специалистами – это обучить роботов самостоятельно думать и реагировать на изменяющиеся условия. Эксперты в области искусственного интеллекта обещают дать машине умение мыслить аналитически с помощью достижений в области информатики, робототехники и математики.

Хотя до сих пор ученые не в полной мере смогли реализовать потенциал искусственного интеллекта, эта технология может оказать существенное влияние на человеческую жизнь уже в ближайшие годы.

10. Укрощение погоды

За счет увеличения уровня точности прогнозов погоды, программное обеспечение искусственного интеллекта может стать серьезным инструментом, помогающим развитию культуры лесного и сельского хозяйства. В настоящий момент специалисты НАСА занимаются разработками программ, которые будут направлять самолеты в потенциальные очаги опасности, даже в очень отдаленные районы.

9. Выполнение опасных или скучных задач

Эти же технологии вскоре могут позволить роботам выполнять скучную или повторяющуюся работу вдоль сборочной линии или даже сортировать мусор в центрах рециркуляции и переработки отходов.

Искусственный интеллект может также помочь заменить человека при выполнении задач, слишком опасных для людей, к которым относится горнодобывающая промышленность или пожаротушение.

Некоторые страны уже используют роботов для обезвреживания мин и даже для обращения с радиоактивными материалами, тем самым ограничивая людей от опасности.

8. Спасение планеты

Также умное программное обеспечение поможет ограничить загрязнение воздуха, происходящее в результате промышленных и производственных процессов.

В процессе сжигания топлива, заводы выбрасывают в атмосферу побочные продукты в виде двуокиси углерода и других газов.

Некоторые заводы уже пользуются программами искусственного интеллекта для того, чтобы определить «модель горения» и изменить производственные процессы, сводя, тем самым, к минимуму загрязнение окружающей среды.

7. Транспорт без водителей

Источник: https://www.infoniac.ru/news/Kak-iskusstvennyi-intellekt-vliyaet-na-nashu-zhizn.html

Значение и роль эмоционального интеллекта в жизни человека

Наверное, многие из нас порой задумывались над тем, что же позволяет некоторым людям находить правильные слова, интонации и правильно преподносить аргументы в спорных ситуациях, тогда как другие люди, возможно, не менее образованные, теряются, путаются и не достигают цели.

Мы также можем проследить примеры того, что при схожих исходных условиях (социальных, финансовых, культурных, возрастных ), одни люди обретают огромное количество друзей, уверенно продвигаются по служебной лестнице, легко выходят из конфликтных ситуаций и создают комфортные отношения как с начальниками так и с подчиненными. Другие же, пытаясь разыграть «козырную карту» своего профессионализма, амбиций и благих намерений, спотыкаются практически на каждом шагу, накапливают большое количество обид, мучаются от внутренних конфликтов и обвиняют окружающих в своих неудачах.

В данном контексте вспоминается небезызвестная шутка:

— Господа! Как же так?! Почему мой козырный туз не сыграл? — Расклад, батенька, расклад!

Мы можем называть этот феномен о-разному : интуиция, навык эффективного общения, профессионализм, личное обаяние в конце концов.

До последнего времени, мы привыкли думать, что именно уровень IQ влияет на успешность человека в жизни, и большинство из нас может вспомнить сакраментальную фразу родителей «учись!…а то…».

В конце 1980-х— начале 1990-х годов произошел настоящий переворот в сфере понимания значимости эмоционального интеллекта. Причина тому — выводы, сделанные психологами, которые изучали навыки успешных и богатых лидеров.

Выяснилось, что IQ влияет на успех очень мало: гораздо больше на него влияют эффективное взаимодействие с другими; способность воспринимать эмоции как важные сигналы; способность мотивировать себя и других, положительно влиять на людей и ситуацию в целом; способность управлять собственными эмоциями, не позволяя им мешать достижению цели.

Традиционное понимание интеллекта и уровня IQ не включало эти аспекты. Поэтому ввели новое понятие — эмоциональный интеллект (ЭИ).

Также, важнейшим моментом в вопросе детального изучения эмоционального интеллекта стал 2002 год. Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за исследование в области поведенческой экономики. Если говорить о его результатах коротко – было доказано, что чаще всего люди, принимая решения, руководствуются не логическим интеллектом, а эмоциями.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Основное определение ЭИ включает понятие способности человека к восприятию, пониманию, оцениванию и управлению своими эмоциями. Именно эмоциональный интеллект влияет на наше поведение, на наши решения и действия.

Основные пять компонентов эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, социальные навыки и эмпатия.

Интересно, что ЭИ гораздо ниже у молодых людей — потому что они отвыкают общаться вживую. С самого детства молодые люди 21 века много времени проводят за компьютером, становятся менее коммуникабельными, хуже «читают» других людей и редко устанавливают с ними живой контакт. В некоторых странах, например, США есть целые программы, по которым молодежь учат развивать ЭИ.

На самом деле очень трудно измерить эмоциональные навыки. Чаще всего тесты убеждают нас в том, что мы можем управлять своими эмоциями. Более точный результат дают отдельные тесты, направленные на измерение уровня каждой составляющей EQ.

Самыми точными считаются результаты, которые мы получаем при непосредственной работе с психологом, а не самостоятельно или на специальных интернет-сайтах.

Единственным исключением из этого правила являются вопросники на предмет умения читать мимику и язык тела человека.

По каким же признакам мы можем определить у себя низкий уровень ЭИ?

  • — Частое ощущение, что другие нас не понимают, и это расстраивает нас;
  • — мы удивляемся, когда другие обижаются на наши комментарии, в таком случае мы думаем, что они воспринимают все слишком близко к сердцу;
  • — мы ожидаем от других того, на что способны сами;
  • — мы всегда находим виноватых, но никогда не виним себя;
  • — мы находим раздражительным то, что другие ожидают от нас понимания их чувств.

Высокий же коэффициеэнт ЭИ можно смело диагностировать у себя, если:

  1. — мы умеем распознавать свои эмоции
  2. — мы признаемся себе в тех или иных эмоциях, не разделяя их на достойные и не достойные.

  3. — мы умеем контролировать свои эмоции и не становимся их рабом.
  4. — мы умеем проявлять эмпатию и понимать эмоции другий людей без слов.

Здесь будет логично задаться вопросом: что же делать, если есть признаки как высокого уровня ЭИ, так и низкого..?

  • В данном контексте дела обстоят довольно оптимистично.
  • В отличие от IQ, который существенно не меняется на протяжении всей жизни, эмоциональный интеллект можно развивать независимо от возраста.
  • Насколько хорошо человек понимает себя, настолько хорошо развит его ЭИ.

Мы влияем друг на друга, даже когда молча едем в одном лифте. Это связано с тем, что та система человека, что связана с эмоциями, в отличие от всех остальных систем, открыта: по едва уловимым и тонким, но многочисленным сигналам мы чувствуем эмоциональное состояние друг друга, даже когда ничего не говорим.

Кроме того, эмоции и состояния заразительны: побыв вместе какое-то время, люди проникаются одинаковым эмоциональным состоянием.

Если развивать эту сферу ЭИ — например, на тренингах по психологии влияния, — можно научиться заражать людей нужной идеей и эмоцией; убеждать, понимая интересы и желания оппонента; создавать нужную атмосферу и эмоциональный климат в своем коллективе.

Если говорить о том, как развивать свой эмоциональный интеллект, то здесь следует прислушаться к нескольким простым советам, которые помогут улучшить эмоциональные навыки.

Читайте также:  Головная боль и тошнота: причины состояния и избавление от него

Понимать свои эмоции. Уметь различать их тонкости, искать источники ресурсов и радости.

Замечайте свои эмоциональные реакции.

Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне.

Прислушиваться к языку своего тела. Не подавлять физические проявления чувств.

Никогда не жаловаться, но искренне признаваться себе в тех или иных эмоциях, даже если они болезненны или травматичны..( Для таких случаев следует подобрать для себя несколько мотивационных высказываний «великих» людей (на ваше усмотрение – любимые спортсмены, актеры, режиссеры, писатели, герои фильмов).

Учиться оставаться спокойным в любой ситуации и контролировать стресс.

Существует правило 6-ти секунд — именно столько проходит между первой эмоциональной и второй продуманной реакцией.

Это время нам дается, чтобы мы смолчали и тем самым не успели натворить бед, а совладали с эмоциями и отреагировали адекватно.

Успешные лидеры, переговорщики и управленцы владеют именно такой, «интеллектуально-эмоциональной», продуманной, а не бесконтрольной разрушительной реакцией.

Быть открытыми и дружелюбными в отношениях. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.

Развивать навыки эмпатии. Это научит понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.

Учиться слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь..

Быть эмоционально честными. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо.

Практиковать желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте вывод, и в следующий раз держите себя в руках.

Развивать эмоциональную память.

Можно завести специальный дневник и записывать туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать свое будущее поведение.

Наличие эмоционального интеллекта у человека делает его более уверенным в своих желаниях. Такие люди быстро оправляются от стресса, они очень устойчивы к ним, Жизнь кажется более спокойной, если у вас высокий уровень эмоционального интеллекта».

Источник: https://timeshola.ru/otnosheniya/znachenie-i-rol-emocionalnogo-intellekta-v-zhizni-cheloveka.html

Социальный интеллект: Какие навыки помогают нам налаживать связи

Логично, что многие пытаются работать над социальным интеллектом — он считается полезным и в обычной жизни, и, например, в работе.

«Основная сложность этой темы в том, что мы привыкли относиться к наличию высокого эмоционального интеллекта как к некой норме, к которой все должны стремиться, а это далеко не так, — считает психотерапевтка и автор телеграм-канала its okay Наталья Сафонова.

 — Социальные когнитивные функции включают в себя получение информации, её интерпретацию и формирование ответа на намерения, мнения, поведение других людей. Эти способности часто зависят от индивидуального устройства мозга.

Например, мозг аутичного человека обрабатывает информацию иначе, нежели мозг нейротипичного человека — это становится причиной для различий в мышлении, восприятии, способах обработки информации и эмоциональной регуляции».

Сафонова считает, что здесь можно провести сравнение со способностью к музыке: есть люди, от природы обладающие абсолютным слухом, а есть те, кому для точного воспроизведения мелодии нужно годами тренироваться. «В отличие от способностей к музыке, способность эффективно создавать социальные контакты принято считать абсолютной нормой. А сложности в социальной коммуникации часто считают отклонением — хотя с ними сталкиваются все в тот или иной момент жизни. Это становится причиной эйблизма, — считает психотерапевтка. — Вопрос не в том, чтобы все стремились развить социальный интеллект, а в том, чтобы люди с разными коммуникативными стратегиями могли находить своё место в мире и обществе».

Тем, кто всё же хочет заняться развитием социального интеллекта, Наталья Сафонова советует решать задачи на социальный интеллект: «Например, можно обсуждать подобные вопросы на консультации у психолога или психотерапевта, потренироваться в терапевтической группе, в группе поддержки или роста самосознания». Психотерапевтка советует стараться больше наблюдать за людьми и фантазировать, о чём они думают, чем живут. Она считает, что с этой задачей также могут помочь кино и сериалы, если при просмотре обращать особое внимание на коммуникацию между персонажами, пробовать угадать их эмоции, соотнести их поведение со статусом, социальным контекстом, обстоятельствами. «Любой популярный ситком подойдёт для этой задачи — здесь можно и учиться различать эмоции людей, и замечать паттерны их поведения, и учиться распознавать противоречия, которые становятся основой для шуток», — считает она.

Наблюдать за другими — один из самых частых советов о развитии социального интеллекта.

Это касается и наблюдения за теми, у кого, на ваш взгляд, хорошо развит социальный интеллект (всегда можно попробовать повторить то, что, на ваш взгляд, у них хорошо получается), и просто внимательного отношения к собеседникам — так будет легче понять, что вам пытаются сообщить другие.

Эксперты отмечают, что в этом случае может пригодиться активное слушание — привычка внимательно следить за нитью разговора, пытаться понять, что вам хочет сказать собеседник, и переспрашивать, если мысль не ясна.

Кроме того, эксперты советуют работать и над эмоциональным интеллектом. Например, можно наблюдать за собственными эмоциями и за тем, как меняется ваше общение с другими в зависимости от того, что вы испытываете. Если вы хорошо понимаете, что чувствуете, вам будет проще контролировать, как проявляются эти чувства — очень полезный навык для самой разной обстановки.

ФОТОГРАФИИ: guguart — stock.adobe.com (1, 2)

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/247291-social-intelligence

Социальный интеллект: возможности социальной адаптации

С научной точки зрения интеллект понимается, как способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому не удивительно, что процесс социальной адаптации часто напрямую связывают с развитием интеллекта.

В связи с этим не теряет актуальности вопрос: есть ли возможность с помощью доступных средств помочь больным с такими диагнозами, как ДЦП и аутизм, синдром Дауна или Аспергера, и сделать их полноценными членами общества? В этом сегодня и попробуем разобраться, уважаемые читатели.

Понятие социального интеллекта и его особенности

Социальный интеллект это интеллект, который формируется путем социализации, под воздействием условий социальной среды.

Иными, более простыми словами, это способность адекватно воспринимать человеческое поведение, умение быстро адаптироваться в обществе и строить личностные взаимоотношения.

По мнению ученых, этот процесс напрямую связан со способностью выражать автоматические суждения об окружающих и прогнозировать их реакции на те или иные обстоятельства.

Интеграция в общество людей с отклонениями умственного развития, разумеется, не может происходить также, как у здоровых, ведь имеющийся дефект разрушает социальные и культурные связи. Отсюда вытекает непринятие социальных норм и требований, которое нужно устранять на самых ранних этапах развития.

Зависимость социальной адаптации от интеллекта

Основными неблагоприятными факторами в данном случае являются слабая любознательность, плохая восприимчивость ко всему новому и, как следствие, слабая обучаемость, низкий и кратковременный интерес к предметному миру.

Именно поэтому при отсутствии грамотной коррекционной работы ребенок почти не контактирует с людьми, вне зависимости от их возраста, а, значит, не накапливает социальный опыт, что, в свою очередь, пагубно влияет на высшие психические функции, такие как воля и мышление, речь и самосознание, воображение и произвольная память.

Дети, имеющие интеллектуальные нарушения располагают неполными представлениями о своем социальном окружении, достаточно размытым пониманием жизненных перспектив и пассивным отношением к общественным поручениям.

Для них социальная адаптация – это, в первую очередь, соответствие общепринятым нормам и ценностям, т.е.

возможность взаимодействовать с изменениями, правильно оценивая их, а также достигать определенных целей в рамках существующих норм.

Поэтому первоочередной задачей в данном контексте является обеспечение их адекватного взаимоотношения с обществом, осознанного принятия установленных норм и правил и, самое главное, способности активной, полноценной жизни в социуме. Но реально ли это? Или все абсолютно безнадежно?

Возможности социальной адаптации при сниженном интеллекте

Ответ однозначный дать сложно. Многое зависит от степени поражения интеллекта. Но при условии неравнодушия общества, расширения бытового и социального опыта, социализация людей со сниженным интеллектом возможна. Эта задача успешно решается:

  • средствами специального образования, максимального приближения учебного процесса к реальным жизненным условиям, например, путем моделирования жизненных и производственных ситуаций;
  • вниманием к востребованности теоретических знаний в повседневной жизни;
  • связью теоретических понятий с окружающей действительностью;
  • формированием адекватного восприятия общественных социальных ролей;
  • повышением регулирующей роли интеллекта в человеческом поведении при разных обстоятельствах;
  • повышением и усилением мотивационной стороны речи путем стремления сделать общение понятным.

При формировании у особого ребенка социальных умений, ключевым фактором является достижение его положительного отношения. Этого возможно достичь путем постоянного обучения элементарным навыкам – обязательно с улыбкой и доброжелательным отношением, ведь такая простая вещь, как улыбка – это не врожденная способность, а качество, развивающееся под воздействием социальных факторов.

Необходимо регулярно создавать ситуации, направленные на стимуляцию речи, поощрять любые успехи, даже самые незначительные, повторять и разучивать слова и фразы на основе просьб, спрашивать о местонахождении предметов, работать с картинками и действиями, максимизировать разговоры, оречевлять каждую мелочь, происходящую в окружающем мире.

Немаловажным фактором успеха является обучение адекватному поведению в общественных местах и на улице, критическому отношению к собственному поведению, выдержке и организованности через «Я хочу». С помощью этих и других способов достигаются значительные сдвиги в соотношении интеллектуальных и аффективных компонентов личности:

  • осуществляется не только приспособление к новым социальным условиям, но и реализация потребностей, интересов и стремлений человека;
  • происходит вхождение личности в новое социальное окружение, как полноправной части общества;
  • устанавливается четкое самоутверждение индивидуальности и ее дальнейшее развития;
  • совершенствуется качество общения, поведения и предметной деятельности на основе принятых общественных устоев;
  • эволюционируют стремления, потребности и интересы, необходимые для самоопределения.

Для мотивации, или гении со сниженным интеллектом

В современном мире ни для кого не является секретом, что люди с синдромом Дауна работают, как обычные люди, хотя почти в 100% случаев заболевания их интеллект заметно снижен. А при синдроме Аспергера – разновидности аутизма – уровень интеллекта и вовсе может достигать планки выше среднего.

Истории известно множество примеров: это и гениальный физик Альберт Эйнштейн, которого считали необучаемым, и известная английская писательница Джейн Остин, и мудрейший из древних философов Сократ, и французская экспериментаторша, и педагог Мария Кюри, и Исаак Ньютон.

Каждый из них, как доказала история, по-своему гениален. И, тем не менее, каждый из них, по мнению современных экспертов мог обладать элементами аутизма.

Можно ли после всех феноменальных достижений этих людей сказать, что отсутствие социальной адаптации влияет на интеллект?

Дорогие друзья, помните, что при доброжелательном отношении и гармоничной атмосфере все невозможное становится возможным. Читайте, думайте, делитесь опытом и своими успехами!

Источник: https://dcpmama.ru/socialnyj-intellekt-vozmozhnosti-socialnoj-adaptacii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector