Каждый прожитый день или год, каждое мгновенье полны впечатлений, которые непременно хочется сохранить в памяти.
К сожалению, в пожилом возрасте не так уж редки проблемы с как запоминанием новой информации, так и с попытками вспомнить что-то давно прошедшее.
Но, несмотря на то, что мозг “стареет” вместе со всем организмом, тренировка памяти поможет как можно дольше сохранять счастливые моменты, интересные факты и все то, что человеку важно, что он забывать не хотел бы.
Вы способны на все!
Три правила жизни для улучшения мнестических процессов
Крайне важно придерживаться таких правил:
Создаем здоровые окружающие условия. Хорошая работа мозга возможна при правильной организации режима труда и отдыха. Поэтому так необходимо:
|
![]() |
Не пренебрегаем физической нагрузкой. Несложные упражнения способствуют стимулированию кровообращения мозга. Полезны силовые нагрузки, бег. Корректно подобрать программу тренировки с учетом возрастных особенностей и анамнеза поможет врач лечебной физкультуры. |
![]() |
Питаемся правильно и вкусно. Рацион должен быть разнообразным, в меню следует включать такие продукты, полезные для мозга:
|
![]() |
Обратите внимание! Полезны и витаминно-минеральные комплексы, и другие препараты для улучшения памяти. Однако, не стоит скупать содержимое прилавков аптек бездумно. Подобрать лекарства (Глицин, Фенибут, Ноопепт) и БАДы (Витрум Мемори, средства с Гинкго Билоба) в подходящей комбинации поможет специалист.
Простые упражнения — отличная память!
Прежде всего, не нужно себя ругать за то, что не можете что-то вспомнить. Нельзя опускать руки, ведь память можно тренировать в любом возрасте! В этом могут помочь следующие приемы.
Нагрузка памяти
Важно заниматься такой деятельностью, которая потребует от мозга анализа информации.
Для этого подойдет:
- изучение языков;
- решение логических задач — ребусов, судоку, ключвордов и прочих;
- разгадывание кроссвордов.
Такие тренировки должны быть регулярными. Не обязательно заниматься чем-то одним — можно составить себе программу на неделю (понедельник — кроссворд, вторник — урок английского, среда — решаем судоку) или план на месяц (по два урока языка еженедельно).
Кстати, тренировать память могут помочь близкие — говорите с внуками на английском, устраивайте соревнования — на решение судоку, например — такой досуг не только улучшит память, но и позволит сплотить семью.
Использование органайзера
Органайзер, планер или обычный блокнот — запись ежедневных дел, планирование занятий, внесение важных меток — это способствует укреплению памяти. В процессе письма вы “знакомите” мозг с новой информацией, планами.
Далее вы перечитываете написанное — вот уже мозг “узнает” уже известные ему данные, закрепляет их. А завтра, может быть, вам и не потребуется заглядывать в ежедневник, чтобы вспомнить то, что нужно было сделать.
Чтение
На свете есть великое множество разных книг, и вряд ли вы уже успели прочесть все то, что когда-либо хотели. Нельзя терять такую возможность!
Заучивание стихотворений
Школьные годы давно позади, но теперь чтение и заучивание рифмованных строк приносит совершенно другие эмоции: во-первых, смысл слов осознается гораздо глубже, во-вторых, цитирование стихов с чувством, с переживаниями (а не просто в форме зазубренного материала) позволяет насладиться словесным кружевом и вызвать восторг у окружающих.
Музыкальные занятия.
Можно включить и прослушивание музыки — как классической, так и эстрадной, и обучение игре на инструменте, и пение. Во многих городах сейчас открываются музыкальные школы для взрослых учеников.
Да что там, даже на телевидении запускают проект Голос 60 — для тех, кто старше 60 лет, и кто хочет удивить публику своим талантом!
Освоение мнемотехники.
Мнемотехника позволяет упростить запоминание путем ассоциативного мышления. То есть, абстрактные понятия заменяются на визуальные, аудиальные и кинестетические образы. Вот пример, многим знакомый с детства: чтобы узнать, убывает или нарастает луна, нужно всего лишь мысленно приставить палец к месяцу — если получится буква “Р” — луна растет, а если в небе светится буква “С” — стареет.
Аудиопамять превосходно тренируется при помощи азбуки Морзе — почему бы не начать ее учить? А помните поговорку про радугу? Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан — это тоже отличный пример мнемотехники. По первым буквам слов этого предложения можно воспроизвести порядок цветов в радуге.
Настольные игры.
Собраться компанией можно и не за столом с вкусностями, а за различными играми.
Это не только привычные шахматы, шашки и домино, но и такие, как:
- Элиас (нужно объяснить напарнику слова на карточке без использования однокоренных слов);
- стикеры (нужно угадать, какое слово загадано на стикере, приклеенном на лоб);
- Крокодил (нужно показать без слов загаданное слово);
- Эрудит.
Такие игры отлично тренируют и память, и ассоциативное мышление. Полезно и собирание пазлов.
Освоение новых технологий.
Кто сказал, что гаджеты — это для молодежи? Вы можете освоить смартфон, планшет, ноутбук, электронную книгу — нет никаких ограничений. Все большую популярность приобретают курсы компьютерной грамотности для пожилых — и во многих городах они абсолютно бесплатны.
Еще немного полезных советов
Искусство помогает жить.
Кроме того, рекомендуется:
- подбирать синонимы к разным словам и использовать их в повседневной жизни;
- делать привычные дела не той рукой — для правшей — левой, для левшей — правой;
- менять маршруты прогулок, порядок домашних дел;
- писать изложения или воспроизводить услышанный текст устно — чем чаще тренировки, тем быстрее вы заметите, как запоминаете все больше и больше деталей;
- рисовать, используя разные материалы — акварель, гуашь, пастель, фломастеры (тренируется мелкая моторика и память — прорисовка деталей в этом отлично помогает);
- посещать музеи, выставки, концерты — и обязательно делиться впечатлениями;
- высыпаться и избегать стрессовых ситуаций.
По разным поводам — улыбка!
И самое важное — мыслите позитивно!!! Это главное, неукоснительное, железобетонное правило! Хорошее настроение — залог здоровья нервной системы и организма в целом.
Источник: https://stopstarenie.info/obraz-zhizni/trenirovka-pamyati-dlya-pozhilyh-lyudej-148
Упражнения для мозга и памяти пожилого человека
Не секрет, что с возрастом у мужчин и женщин существенно снижается память. Первое, что приходит в голову в такой ситуации — аптека и большой ассортимент лекарственных препаратов, производители которых утверждают, что их средство непременно поможет улучшить память. Но не спешите есть горстями таблетки, ведь вместо них можно использовать щадящие методы.
Ухудшение памяти у людей в возрасте – явление абсолютно нормальное, физиологическое. Связаны такие особенности развития памяти с возрастными повреждениями головного мозга, органическими расстройствами или неврологическими заболеваниями.
Отсутствие внимания со стороны родственников, друзей, коллег, неудовлетворенность собой и своей жизнью, накопившая усталость – все это может влиять на нашу память.
Причем это необязательно должно случиться в старости, лет этак в 70. Память может стать плохой и в весьма трудоспособном возрасте. Кому из нас не приходилось, зайдя на кухню, вспоминать, зачем мы туда вообще пришли? Вот несколько характеристик ситуаций, которые считаются допустимыми в солидном возрасте.
- Все чаще вы тратите время на поиски вещей повседневного пользования, например, очков или ключей от квартиры.
- Заходя в комнату, ванную или на кухню, вам нужно некоторое время на то, чтобы вспомнить, для чего вы сюда пришли.
- Вы с трудом вспоминаете имена и фамилии знакомых, путаете имена детей, внуков, соседей.
- Вы испытываете существенные трудности при попытке высказать вслух то, что хочется. Проблемы возникают с оперативным подбором нужных слов для изложения своих мыслей.
- Вы быстро утрачиваете информацию, которую только что получили из выпуска новостей, прочитанной статьи или книги.
Если такое происходит периодически, самое время задуматься о том, как избежать или сократить число таких «провалов» в памяти. Возрастное старение клеток мозга неизбежно. Но в наших силах минимизировать последствия нарушений.
Начнем с того, что голова должна быть постоянно занята. Для сохранения памяти нам просто необходима постоянная умственная активность. Хорошо, если человек продолжает работать, а если нет, то его просто нужно чем-то занять. Итак, какие же «игры разума» предлагаются для пенсионеров?
Самое простое и доступное средство – побольше читать. Неплохо помогают игры в шахматы или шашки. Если не с кем раскинуть партию, то можно найти виртуального соперника в интернете.
Сегодня в такие игры вполне можно играть в виртуальном пространстве.
Это поможет улучшить и навыки владения компьютером, что очень важно после определенного возраста, например, для 60-летних людей и старше.
Во многих регионах существуют специальные компьютерные курсы, где пенсионеров обучают бесплатно. Ну а если не по душе современные технологии, самое время заняться творчеством. Музыка, рисование, пение, вязание – все это может помочь восстановить память. Есть и другие методы. Остановимся на некоторых из них более подробно.
Всю жизнь мечтали разговаривать на языке Шекспира или, возвращаясь с иностранного курорта, решали изучить язык жителей своей любимой страны и все не хватало времени? Пенсионный возраст — оптимальный период для реализации заветных желаний. Это и память поможет наладить, и новые впечатления получить. Специалисты провели исследование и пришли к выводу, что подобные занятия продлевают молодость, помогают жить без оглядки на паспортный возраст.
У некоторых людей пенсионного возраста успехи в изучении иностранного языка появляются куда быстрее, чем у студентов и школьников. Кстати, в некоторых городах тоже существуют бесплатные курсы для тех, кому за… Есть, конечно, и платные занятия в частных языковых школах. Да и в интернете можно найти множество предложений онлайн-изучения любого языка мира.
А если вам по душе великий и могучий русский язык, тогда вам подойдет другая тренировка для мозга.
Английские ученые утверждают, что такой вид деятельности омолаживает мозг.
Профессор Иэн Робертсон из колледжа Тринити, расположенного в городе Дублин, уверяет, что решение кроссвордов и логических задачек настолько улучшает кровообращение головного мозга, что эффект вполне сравним с воздействием физических упражнений и применением нейростимуляторов. Он и его коллеги заявляют, что люди, регулярно проводящие время за кроссвордами и ребусами, реже страдают потерей памяти.
То же можно сказать и о решении различных логических задач. Найти их можно в любом книжном магазине, газетном киоске, наконец, на просторах все того же интернета. Если хотя бы десять минут в день уделять логическим задачам, направленным на тренировку образного мышления, интеллекта, памяти, это поможет в кратчайшие сроки улучшить потенциал памяти примерно на 25%.
Существуют и другие виды тренировки мозга для пожилого и не только пожилого человека. Среди них: заучивание стихов наизусть, а если не нравится поэзия – займитесь изучением прозы. Не хотите заучивать, есть и другие способы и методы тренировать память. Например, всем хорошо знакомая игра в города, имена, слова. Это отличное занятие для мозга.
Улучшение памяти — комплексная задача, которая требует не только специальных тренировок. Нужны сбалансированное питание, режим сна и отдыха, прогулки на свежем воздухе, витамины. Разнообразьте свой досуг.
Составьте расписание занятий, как это делают для школьных уроков. К примеру, понедельник – решение задачек на логику, вторник и четверг – иностранный язык, среда – рисование и так далее.
Главное – не разрешайте себе и своему мозгу лениться.
Специалисты в области геронтологии дают и другие советы, как улучшить свою память. Среди них – расширение лексикона. Попробуйте вместо привычных слов использовать в общении их синонимы.
Еще один совет – начните в повседневной жизни пользоваться не только своей рабочей рукой, но и другой. Если вы правша, то начните хотя бы иногда делать что-нибудь левой рукой. Это тоже способствует развитию памяти.
Например, запишите увиденное или услышанное в виде изложения. Так вы устроите сразу две тренировки для мозга одновременно.
Ищите вдохновение на концертах, в театрах, музеях и на выставках. И обязательно делитесь ими. Чем больше вы рассказываете о впечатлениях, тем больше тренируете свою память. Не бойтесь отказаться от привычки ходить в магазин только одной дорогой, меняйте маршруты.
Кстати, время выполнения того или иного ежедневного занятия тоже рекомендуется периодически менять. Вечером проговорите вслух все, что произошло с вами за день.
Что же нужно нашей голове, чтобы уменьшить забывчивость? Главное – это здоровый сон. От восьми до девяти часов в сутки здоровый человек должен проводить во сне.
Бессонница способствует нарушению памяти даже в молодом возрасте. Важны и прогулки на свежем воздухе. Пусть они войдут в ежедневную привычку. Желательно выходить на улицу дважды в день – утром и вечером.
Это поможет работе не только головного мозга, но и всего организма в целом.
Избегайте стрессовых ситуаций и ни в коем случае не перенапрягайтесь. Ни умственно, ни физически. Устраивайте перерыв в любой работе. И не игнорируйте свое право на отпуск. Всех денег мира не заработаешь, а вот потерять в трудах и заботах способность размышлять и запоминать вполне возможно.
Также займитесь физкультурой. Даже несложные физические упражнения хорошо стимулируют кровообращение мозга. Неплохо подходит для этого бег. Но прежде чем заняться спортом, обязательно проконсультируйтесь с медицинским специалистом и выясните, какой объем нагрузок вам подходит.
Ну и куда без здорового питания! Включите в свой рацион полезную для ума пищу. В вашем меню для мозга должны быть шпинат, брокколи, томаты, орехи, мед, жирная рыба. Не помешают и лечебные настои. Заваривайте плоды рябины, корень женьшеня, лимонник. Эффективность таких средств народной медицины уже давно подтверждена и специалистами.
Не забивайте свою голову ненужной информацией. Необязательно помнить даты рождения всех друзей, знакомых и родственников наизусть. Для этого существуют специальные календари и записные книжки.
Занесите в них важные для вас даты, а освободившуюся от ненужной информации часть памяти используйте себе на здоровье. Не мучайтесь в магазинах, размышляя, не забыли ли вы чего купить. Прежде чем отправиться за покупками, напишите список необходимого из головы на бумагу. То же касается сборов для поездки на курорт или на любимую дачу.
И, конечно, побольше общайтесь. Чем больше вы проводите время, разговаривая с людьми, а не молча в четырех стенах, тем меньше проблем с памятью у вас будет.
Ну а если холодными зимними вечерами не хочется выходить в свет, оставайтесь дома, но не замыкайтесь. Пригласите гостей, поговорите со старым приятелем по телефону или устройте видеосвязь через интернет.
И тогда в вашей жизни будет куда больше счастливых моментов, которые останутся в вашей памяти надолго.
Как поется в известной песне, «хорошее настроение не покинет больше вас». А позитивный настрой, между прочим, тоже очень важен для сохранения молодости души, тела и, конечно, мозга. Ведь всем известно, что гормоны стресса способны привести не только к ухудшению памяти, но и к возникновению большого спектра психосоматических заболеваний.
Источник: https://vplate.ru/pamyat/uprazhneniya-pozhilogo-cheloveka/
Развитие слуховой памяти у младших школьников: упражнения
Евгения Климкович
Здравствуйте, дорогие друзья! На связи Евгения Климкович!
Нашим любимым детям нередко приходится слышать в свой адрес: «У тебя в одно ухо влетело, а из другого вылетело! Чем ты слушал?» Учителя ругаются, родители злятся. Только вот ребенок тут не причем. Это все слуховая память виновата. Это она не может ловушку для слов между ушами поставить. Чтобы слово в ухо влетало, а потом раз и в ловушку, и в голове оставалось.
И это, несомненно, мешает учебе. Ведь более 70% информации в школе ученик воспринимает именно на слух. Поэтому развитие слуховой памяти у младших школьников – дело нужное и важное. К счастью, существуют специальные интересные упражнения, которые помогут научиться не просто слушать, но и слышать. Да еще и запоминать услышанное.
«Снежный ком»
Это упражнение знакомо многим. Но наверняка не всем. Поэтому немного о нем расскажу.
Вариантов упражнения множество. Давайте, для примера, будем в отпуск собираться и складывать вещи в чемодан.
- Я говорю: «У меня в чемодане купальник»
- Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»
- Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»
- Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлепки»
И так далее. Слов становится все больше, как снега в снежном коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить. Очень полезная забава.
Причем тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп», при этом начинаем со слов: «У меня в кастрюле…». Или «открываем зоопарк». Тут все только вашей фантазией ограничивается.
«Художник — иллюстратор»
Чем отличается обычный рисунок от иллюстрации? Когда художник рисует рисунок, то он ничем не ограничен, что хочет, то и рисует. А если это художник-иллюстратор, то он ограничен содержанием рассказа, сказки или другого литературного произведения. Иллюстрация должна передавать смысл того, о чем написано в книге.
Для упражнения потребуются:
- Картинка – раскраска.
- Цветные карандаши.
- Заранее подготовленный небольшой рассказик, соответствующий картинке из пункта 1.
Добавим наглядности. Картинка может быть вот такой.
А рассказ вот таким.
У меня много игрушек. Этот паровозик подарил мне папа. Сама паровоз красный, с черной крышей, а вагончик зеленый. На паровозе я часто катаю куклу моей сестренки. Когда кукла едет на поезде, ее желтые волосы развеваются по ветру. Правда один раз я нечаянно порвал ее фиолетовое платье, и мне пришлось его зашивать.
Когда я иду купаться, то беру с собой оранжевого утенка и парусник. Мне нравится смотреть, как синяя лодка качается на волнах, а на ней развеваются голубой парус и красный флажок.
Во дворе мы с ребятами часто играем в футбол большим зеленым мячиком с желтыми полосками. А моя самая любимая игрушка — это плюшевый коричневый медведь Тедди, он по ночам спит в моей кровати.
Порядок действий:
- Отдайте ребенку картинку.
- Попросите его внимательно послушать рассказ, который вы прочитаете.
- С выражением прочитайте рассказ.
- Дайте цветные карандаши и просите раскрасить картинку в соответствии с тем, о чем говорилось в рассказе.
- Проверьте правильность выполнения задания.
Вроде понятно объяснила, да? Картинки выбирайте любые, сначала не слишком замороченные, а потом уже и посложнее можно. Тексты составьте самостоятельно, опираясь на вашу картинку. Это упражнение тренирует еще и внимательность.
«Планета роботов»
Еще одно упражнение на рисование.
Вам потребуется:
- Лист бумаги.
- Карандаш.
- Заранее подготовленный текст.
Текст может быть вот таким.
Наш космический корабль благополучно добрался до планеты роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три местных жителя — робота. Один из них был очень высоким, у него было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску. Вместо рук и ног — пружины.
Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством, а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.
Третий робот был самым красивым. У него было небольшое овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у трактора. А руки напоминали два полукруга.
Порядок действий:
- Попросите своего юного школьника внимательно прослушать текст.
- Прочитайте текст.
- Дайте ребенку лист бумаги и карандаш.
- Попросите нарисовать второго робота.
- Еще раз прочитайте текст и проверьте правильность выполнения задания.
Это упражнение можно усложнить, если попросить нарисовать не одного робота, а двух. Можно добавить в описание цвета. То есть глаза будут не просто квадратными, а еще и красными, а туловище прямоугольным и синим.
«Ловец слов»
Не путать с «ловцом снов»)
Вам потребуется:
- Заранее подготовленная история.
Давайте сразу к примеру.
В тексте, который размещен ниже нужно «поймать» (услышать и запомнить) все слова, которые обозначают мебель.
Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки справились. А потом принялись за письменный стол.
Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.
Порядок действий:
- Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова, которые обозначают мебель.
- Читаете текст.
- Выясняете, что услышал и запомнил ребенок.
Достаточно трех-пяти слов. Тексты могут быть разными. Если это текст про лес, то ищем названия животных, если про школу, то имена школьников, если про обед, то названия блюд и т.п.
«Стоп сигнал»
«Зачем зайцу стоп-сигнал?» Слышали такую поговорку? Зайцу он может быть и не нужен, а нам очень даже пригодится! В этом упражнении.
Смысл его в том, что вы читаете отрывок из какого-нибудь рассказа или сказки, не знакомых ребенку. И когда он услышит стоп-сигнал, то должен вас остановить.
Что еще за стоп-сигнал? Это одно из предложений текста. Его нужно сообщить ребенку еще до того, как вы начнете читать. Например, для текста про мебель, который вы видели чуть выше, стоп-сигналом может быть предложение «Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках».
Только читайте с выражением, не обращая внимания на какой-то там сигнал. Не выделяйте его паузой или интонационно. Если и ребенок заслушается и не обратит на него внимания, то читайте до конца. А потом попросите его вспомнить, что было за задание, и попробуйте снова.
Ну как вам упражнения? По-моему, супер! Интересные, простые и в тоже время действенные. Много времени они не занимают, но зато требуют регулярности. Но ведь ради счастья дочки или сыночка не сложно найти 15 – 20 минут в день для занятий?
Развивая слуховую память, не забудьте о памяти зрительной, она тоже нуждается в вашем внимании. А еще было бы неплохо научиться своей памятью пользоваться. Научиться искусству запоминания.
О том, как проверить слуховую память узнаете из этого видео.
Небольшое дополнение к видюшке. Эта проверка больше подойдет для родителей, для взрослых людей. Принцип проверки памяти у детей тот же. Только будет достаточно 10 слов, состоящих из одного – двух слогов. Если удастся вспомнить 6 – 7 из них, то память на высоком уровне.
На сегодня все! Занимайтесь, развивайтесь и будьте счастливы!
Буду ждать ваших комментариев и новых интересных встреч на страницах блога!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/razvitie-sluhovoy-pamyati-u-shkolnikov/
Упражнения для тренировки памяти у пожилых людей
Делу время – потехе час
Мозг функционирует наиболее эффективно при регулярной смене различных видов деятельности. Так, после длительной умственной нагрузки полезно погулять, заняться спортом или уделить время домашним бытовым делам. Периодический отдых позволяет новой информации усвоиться, позволяет сберечь зрение.
Простые занятия, которые мы нередко относим к разряду «разгрузочных», также могут стать отличными упражнениями для тренировки умственной деятельности и памяти. Собирание паззла отлично тренирует различные виды памяти, внимание, мелкую моторику, что, как известно, стимулирует работу мозга наилучшим образом.
Шахматы, шашки, ребусы и другие досуговые занятия позволяют поддерживать активность памяти, способствуют собранности, внимательности. Также можно помогать внукам с домашним заданием, решать вместе задачи, вспоминать правила русского языка.
Самые простые упражнения
Среди несложных, но очень эффективных упражнений для развития памяти можно назвать следующие:
- Вспоминать синонимы для разных слов.
- Перед сном вспоминать прошедший день, вызывая в памяти мельчайшие детали.
- Играть в слова
- Актуализировать различные ощущения, например, концентрироваться на тактильном чувстве или на слухе или на обонятельных впечатлениях.
- Писать планы на день и пытаться воспроизвести х в памяти, е подглядывая в список.
- Время от времени делать привычные дел не правой (для правшей), а левой рукой.
- Делать что-то непривычным, новым способом. Например, изменить маршрут ежедневных прогулок.
- Тренировать зрительную память, время т времени воспроизводя перед умственным взором обстановку комнаты, пейзажи.
Существует множество способов поддерживать память в хорошем состоянии.
Лучшие дома престарелых предлагают своим гостям возможность развивать память, устраивая праздники и спектакли, проводя различные мероприятия, которые способствуют сохранению умственной деятельности на долгие годы.
Если вы хотите быть активным и деятельным даже в глубокой старости, помните, что многое зависит от вас и вашей мотивации и целеустремлённости.
Помогите своему близкому
Оставьте свой номер, мы оперативно подберем комфортабельный пансионат для пожилых людей в Подмосковье по подходящей цене и перезвоним вам.
Источник: https://www.seniorgroup.ru/information/recommendations/uprazhneniya-dlya-trenirovki-pamyati-u-pozhilykh-lyudey/
11 упражнений на развитие слуховой памяти ребенка
Слуховая память, также как и зрительная, является одной из самых важных составляющих успешного и полноценного развития ребенка.
Совершенная слуховая память станет прекрасным помощником вашему малышу в период любой адаптации или перемен – детский сад, дополнительные занятия, школа, новый коллектив, где ему придется воспринимать и анализировать не только увиденную, но и услышанную информацию.
Зачем нужно развивать слуховую память?
Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают.
Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить.
Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.
Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос.
Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов.
В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала.
Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.
- Они невнимательны.
- Слабо запоминают даже элементарные стишки.
- Не могут сосредоточиться.
- Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
- С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.
Детки, у которых слуховая память развита хорошо поражают способностью воспроизводить все услышанное в разных местах, запоминать новости, сказки, связно и красиво они разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями и смежными событиями.
Упражнения на развитие слуховой памяти
Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти слуховую и в частности. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только деткам, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе.
- Что говорит тишина. Попробуйте слушать тишину, которая является большой редкостью в городах. Вместе с малышом из общей какофонии звуков постарайтесь выделять отдельные ее составляющие – вот проехал грузовик, а вот сосед стучит молоточком, а там птички дерутся за кусочек сухарика, лает собака и т.д.
- Учим наизусть. Все что угодно: идете в магазин, пусть ребенок заучит список покупок, для поздравления любимой тети или бабушки, отрывки сказок, названия цветов, растущих в саду, стихи и прозу.
- Увеличиваем объем памяти. Еще одна старая игра, когда нужно к какому-то перечню добавить что-то свое. Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем вот этот чемодан, я положу в него… книгу», затем подхватывает ребенок, повторяет дословно все, что сказала мама и добавляет в «чемодан» что-то свое. Чем больше играющих, тем интереснее, каждый игрок повторяет сказанное предыдущим и вносит свою «лепту» в бездонный чемодан.
- Я писатель. Фантазируйте и сочиняйте истории. Сегодня одну, завтра другую, потом постарайтесь связать их вместе при помощи каких-то героев, событий. Это может быть просто описание похода в магазин, а потом процесса приготовления супа. Или прогулка в зоопарке, а потом, кем я стану, когда вырасту.
- Свободное время посвящайте прослушиванию и обсуждению аудиокниг. Разных – художественных, научно-популярных, потом обсуждайте, высказывайте свои гипотезы. Можете немного недослушать книгу и предложить ребенку закончить историю, как он это видит, а потом сравнить с оригиналом.
- Учим слова. Озвучьте ребенку 8-10 слов, любых, вначале это могут быть только названия предметов, а по мере тренировок, разбавляйте их глаголами, прилагательными. Попросите повторить запомнившиеся, а те, которые он пропустил, повторите еще раз и устройте контрольную проверку через некоторое время – час-два.
- Игра в ассоциации. Эту игру часто практикуют педагоги в начальных классах школ. Подготовьте картинки с изображением разных предметов, механизмов, зверей, продуктов. Разложите перед ребенком и произнесите несколько слов, логически связанных с картинками – мастерская, зоопарк, магазин, ресторан и т.п. Попросите ребенка подобрать к каждому слову подходящую картинку и повторить само слово и то, что изображено к нему.
- Найди пару. Составьте пары слов, имеющих отношение друг к другу: огород-помидор, машинка – колесо, альбом – фломастеры. Зачитайте их ребенку, а потом называйте, только первое слово, а парное к нему ребенок должен назвать по памяти.
- Раскрашиваем по памяти. Возьмите самые обычные раскраски и набор карандашей из шести, а позже более цветов. Скажите ребенку какой элемент картинки каким цветом разукрасить и пусть он это сделает по памяти.
- Хитрые тексты. Подберите или составьте такие тексты, где есть описания, перечисления. Длина 8-10 предложений. А затем озвучьте ребенку задание: «Я текст читаю, а ты запоминаешь всех зверушек, которые в нем будут встречаться». Кстати для такого задания идеально подойдет сказка «Колобок». Вы ее прочтете, а ребенок пусть назовет всех, кто хотел съесть Колобка. Также можно подобрать тексты с цифрами, названиями конфет, цветов. Главное, чтобы на фоне массы слов ребенок смог выделить и запомнить те, которые соответствуют заданию. Количество слов для запоминания нужно менять – начинать с двух-трех, потом четыре, пять и так далее, текст длиннее – слов больше.
- Игра в «Стоп». Выбираете ребенку незнакомую книгу, не взрослую, конечно, сказки, соответствующую возрасту энциклопедию, сборник стишков. Из средины текста берете одно предложение и читаете его вслух, задача ребенка запомнить и повторить. Если с первого раза не получается – делаете следующую попытку. Когда достигнете успеха, зачитайте небольшой отрывок, в который входит выбранное предложение. Ребенок должен сказать «Стоп», как только вы начнете его читать.
Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!
Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/04/11-uprazhneniy-na-razvitie-slukhovoy-pamya/
Улучшение памяти у пожилых людей
Чем старше становится человек, тем хуже здоровье. Каждая система организма оказывается затронутой процессами старения, прогрессируют различные заболевания.
Одна из основных проблем, которой не удается избежать пожилым людям, заключается в ухудшении памяти. Не обращая на это внимание, мы совершаем серьезную ошибку.
Улучшение памяти у пожилых людей вполне возможно, и именно об этом пойдет речь в нашей статье.
Почему происходит ухудшение памяти у пожилых людей
8 из 10 пожилых людей жалуются на проблемы с памятью. Проявления недуга могут быть различными, на них влияют индивидуальные особенности организма.
По мнению специалистов, развитие склероза происходит постепенно, так как человеческому мозгу требуется время на привыкание к столь специфичным изменениям. Медики относятся к возрастному склерозу спокойно, поскольку такого рода реакция после 60 лет вполне нормальна, в ее основе лежат определенные факторы.
Они заключаются в следующем:
- В ухудшении кровотока в головном мозге. Стенки капилляров истощаются, сосуды утрачивают гибкость, на них образуются холестериновые отложения – эти факторы отрицательно сказываются на кровообращении. Не способствуют хорошей работе мозга и частые скачки давления.
- В перенесенных инсультах и ишемических атаках, способствующих ускоренному снижению памяти.
- В травмировании вещества мозга. Ухудшение памяти может быть вызвано различными повреждениями, нарушениями целостности сосудов, менингитом, другими заболеваниями. Даже при успешном перенесении названных патологий, их последствия скажутся на мозге. Пожилой возраст характеризуется истощением резервов организма, а значит, эти состояния станут в дальнейшем причиной стремительного склероза.
Недостаток витаминов и минералов (возможен в связи с неправильным усвоением поступающих продуктов) может быть вызван:
- Нарушениями обмена веществ в связи с дисфункцией щитовидной железы, сахарным диабетом, артритом. Эти заболевания влекут выделение организмом токсинов, отрицательно влияющих на работу клеток мозга.
- Дисбактериозом кишечника.
- Врожденной либо приобретенной деменцией.
- Болезнью Альцгеймера. Обычно возникает после семидесятилетнего рубежа, однако возможно развитие в более раннем возрасте. Скорость снижения памяти при этом быстро прогрессирует. Улучшение памяти у пожилых людей с этим заболеванием, после 60–70 лет невозможно, поскольку сама по себе болезнь Альцгеймера не лечится.
Средства для улучшения памяти у пожилых людей
Существуют многочисленные упражнения для улучшения памяти у пожилых людей, такому эффекту способствуют также различные медицинские препараты и народные средства. Например, добиться результатов можно при помощи диеты, которая будет оказывать положительное воздействие на мозговые клетки и структуры.
- Также возможно применение лекарств для улучшения памяти у пожилых людей. Повысить работоспособность мозга, улучшить кровообращения и нормализовать сон можно с помощью:
- – «Глицина» (кладут под язык по 1 таблетке до 3 раз в день).
- – «Ноопепта», принимаемого внутрь для того, чтобы улучшить память, повысить устойчивость мозга.
- – «Пирацетама», нормализующего концентрацию внимания, активизирующего память в случае частых головокружений, смены настроения.
- – «Фенотропила», принимаемого в случае заболеваний ЦНС, при ухудшении концентрации внимания и памяти.
- – «Ноотропила», показанного для улучшения памяти у пожилых людей (старикам порой сложно вспомнить собственное имя, адрес, объяснить свое местонахождения).
– «Витрум Мемори», активизирующего мозговую деятельность. Он способствует улучшению у пожилых людей не только памяти, но и слуха, и зрения.
– «Пирацетама», психотропного средства, назначаемого врачом индивидуально. В качестве противопоказаний к его применению выступают беременность и проблемы с почками.
– «Энцефабазола», назначаемого детям, у которых с рождения протекают патологические процессы в головном мозгу.
– «Аминалона», аминокислотного препарата, улучшающего обмен веществ, нормализующего усвояемость мозгом глюкозы, повышающего и восстанавливающего память после инсульта. Показан в случае алкогольной интоксикации, а также людям, страдающим сахарным диабетом.
- – «Интеллана», назначаемого в случае стрессов, депрессий, снижения памяти.
- Улучшению памяти у пожилых людей способствуют также гомеопатические средства, которые стимулируют и активируют мозговую деятельность, оказывают положительное влияние на психическую и эндокринную системы. К ним относятся:
- – «Церебрум композитум», повышающий активность мозга и деятельность иммунной системы;
- – «Золотой йод», нормализующий мозговое кровообращение, улучшающий сон, снижающий частоту головных болей и головокружений;
- – «Мемория», укрепляющая сосуды мозга, нормализующая обменные процессы в мозгу;
- – «Полимнезин», улучшающий мыслительные процессы.
- Среди препаратов на растительной основе, безвредных для людей независимо от возраста, отметим:
- – барвинку;
- – БАДы, состав которых способствует улучшению памяти у пожилых людей;
- – имбирь, усиливающий кровообращение, повышающий концентрацию внимания;
- – черный перец, активизирующий умственные процессы, повышающий усвояемость веществ;
- – плауну, способствующую улучшению памяти, насыщению мозга кислородом, глюкозой и антиоксидантами.
- Человеческий организм (в том числе и мозг) не может работать в полную силу, если он испытывает недостаток витаминов.
- Взрослые и пожилые люди для решения этой проблемы могут принимать:
- – «Интеллан», улучшающий интеллектуальные возможности, память, устраняющий стрессы, депрессивное состояние;
- – «Циковит», способствующий улучшению умственных возможностей школьников и пожилых людей (особенно в межсезонье);
- – «Витрум Мемори», усиливающий усвояемость информации.
Улучшению памяти у пожилых людей способствуют также диеты (особенно, низкокалорийные). За счет правильно подобранного рациона можно на 30 % улучшить работоспособность мозга.
- Лучшему удержанию информации, повышению функционирования мозга способствуют глюкоза и сахар, омолаживающие память, а также пряности, нормализирующие работу мозга:
- – анис;
- – куркума;
- – имбирь;
- – тмин;
- – укроп;
- – кардамон;
- – базилик.
- Различные пряности могут смешиваться между собой.
- Улучшения памяти у пожилых людей можно добиться, употребляя:
- – рыбу (лососевых пород), рыбий жир;
- – мясо (курицу, индейку);
- – грецкие орехи, тыквенные семечки;
- – куриные яйца;
- – крупу (гречневую), зерна, отруби;
- – молоко, творог, кефир;
- – помидоры, огурцы, морковь, капусту;
- – чернику, чернослив.
- Постоянное употребление полезных продуктов, выполнение упражнений, способствующих развитию памяти, физическая активность – существенно замедлят процессы старения, помогут дольше сохранить память и хорошее функционирование мозга.
- Основное предназначение диеты, подобранной диетологом или врачом, заключается в насыщении мозга кислородом, нормализации обменных процессов, улучшении кровоснабжения мозга.
Кровообращение, как организма в целом, так и мозговое в частности, улучшается за счет даже легких физических упражнений. Выполнение зарядки в течение дня укрепит здоровье, а любые нагрузки пойдут на пользу.
Регулярные разминки, прогулки на свежем воздухе, зарядка – важные элементы для людей, задумывающихся о сохранении памяти после 50 лет. Зимой подойдут занятия скандинавской ходьбой, лыжи.
Хорошая физическая форма позволяет кататься на коньках и заниматься активными видами спорта. Людям, преимущественно проводящим время дома, не стоит сразу вставать на коньки, поскольку это может быть травмоопасным.
При наличии дачи работа на огороде обеспечит пожилого человека достаточными физическим нагрузками.
1. Утренняя гимнастика.
Улучшению памяти у пожилых людей будет способствовать специальный комплекс упражнений для утренней гимнастики, который положительно скажется на кровообращении. Зарядка должна выполняться каждый день, без пропусков.
Она станет прекрасным дополнением к классической зарядке, при этом начинать день надо именно с гимнастики, выполняя упражнения прямо в кровати.
Для начала следует потереть ладони друг о друга, чтобы разогреть и активизировать организм.
Начинайте с приведенных ниже упражнений:
– Медленно поднесите руки к лицу, костяшками больших пальцев потрите под глазами.
– Расправьте ладонь, вытяните большой палец. Погладьте переднюю часть шеи, выполняя растирающие движения.
– Возьмитесь большими пальцами за нижнюю часть подбородка, а ладонями растирайте щеки.
Растирающими движениями необходимо пройтись по всем частям головы, плечам и рукам. Их можно выполнять не только ладонями, но и подушечками пальцев.
2. Хобби.
Для улучшения памяти и работы мозга отлично подходит хобби. Его выбор зависит от личных возможностей и интересов человека. Некоторым нравятся серьезные занятия:
- – изучать иностранные языки;
- – обучаться игре на музыкальных инструментах;
- – заниматься с техникой или осваивать современные технологии.
Большинству пожилых людей такие занятия даются тяжело. Им лучше остановиться на более простых вариантах: кроссвордах, судоку, паззлах, головоломках, шахматах, домино. При наличии компьютера или смартфона, улучшению памяти у пожилых людей будут способствовать игры, направленным на укрепление памяти и развитие интеллекта.
Отличным вариантом будет чтение литературы, в процессе которого происходит активизация отделов мозга, отвечающих за мышление и память. Запоминанию, однако, способствует тщательный анализ прочитанного. Быстрое чтение книг не принесет заметного результата. Кроме того, для улучшения памяти подходит заучивание стихов.
3. Упражнения.
Кроме утренней зарядки, полезно выполнять также гимнастику для ума.
Есть ряд несложных упражнений, выполняемых после пробуждения, не вставая с постели. Уделять им необходимо 7–10 минут, проговаривая все вслух или хотя бы шепотом.
– Нужно проговорить последовательно буквы алфавита, придумать слово на каждую из них. Задумавшись над какой-либо буквой более чем на 15 секунд, ее следует пропустить, переходя к следующей.
– Быстро выполнить обратный счет от 100 до 1.
– Назвать 20 мужских имен с присвоением им порядкового номера (например, Александр – 1, Виктор – 2 и т. д.).
– Выполнить то же самое с женскими именами.
– Назвать по порядку 20 продуктов (батон, помидоры, тефтели, уха и т. п.).
- – Назвать 20 слов, которые начинаются с одной буквы, присваивая им номера (1 – автомобиль, 2 – авокадо, 3 – алфавит).
- – Сосчитать до 20 на иностранном языке.
- – Выполнить обратный отсчет от 300 до 1.
– Выписать на листок 20 слов. Запоминать их в течение 30 секунд. Убрав листок, написать все слова на новом.
Можно воспользоваться и другими упражнениями для улучшения памяти у пожилых людей. Их можно также придумать самим, беря за основу известные головоломки.
Также можно использовать специальную мнемотехнику, суть которой заключается в применении аналогий, помогающих в запоминании важной информации и укреплении памяти. Сокращайте фразы до первых букв, визуализируйте мысли, придумывайте рифмы, разбивайте информацию на части.
Добиться улучшения памяти у пожилых людей можно, воспользовавшись народными способами. Результат появиться спустя несколько недель после начала приема таких средств.
Улучшить память после 60 лет можно:
– Настоем сосновых почек. 2 ч. л. почек заливают 200 мл кипятка, ставят на огонь на 10 минут, затем остужают и процеживают. Настой принимают по 2 ч. л. после еды. Эффективное средство после инсульта.
– Настойкой из чеснока. Головка чеснока измельчается, заливается 200 мл масла, оставляется на 3 недели, после чего процеживается. Принимают по 1 ч. л. перед едой.
– Настойкой из клевера. Цветки клевера заливаются 500 мл водки, оставляются на 2 недели. Настойку принимают перед сном в течение трех месяцев по 1 ст. л.
– Смесью лимона, хрена и меда. 100 г хрена и 3 лимона натирают на терке, добавляют 3 ст. л. меда и оставляют на 3 недели в холодильнике. Принимают 2 раза в день во время еды.
– Настойкой из шалфея. 2 ст. л. измельченных листьев шалфея заливают 200 мл кипятка и укрывают на 20 минут полотенцем. Принимают дважды в день за 30 минут до еды по 2 ст. л.
Кроме того, улучшению памяти у пожилых людей способствуют:
- Справиться со стойкой потерей памяти помогут стакан отстоявшейся воды, в который добавляют 200 г крапивы, 100 г корней ириса, 50 г золотого корня, по 1 ч. л. гвоздики красной и семян подорожника большого. Настой доводится до кипения, после чего снимается с огня. Настаивается, процеживается, принимается по 3 ст. л. 6-7 раз в день.
- Улучшить память, уменьшить головные боли можно с помощью следующего сбора. Необходимо взять по 3 ст. л. листьев брусники и малины, 4 ст. л. измельченных листьев бадана, 1 ст. л. душицы обыкновенной. Столовая ложка смеси заваривается двумя стаканами кипятка, кипятится в течение 10 минут, настаивается в закрытой посуде 2 часа, после чего процеживается. Принимать необходимо по 1 стакану дважды в день.
- Улучшению памяти у пожилых людей способствует девясил. Столовая ложка корней девясила заливается 500 мл водки, время от времени встряхивается. Настойка принимается за полчаса до еды трижды в день по 1 ст. л. в течение месяца.
- Также улучшению памяти способствует кора рябины. Отвар употребляется курсами два-три раза в год. Столовая ложка измельченной коры рябины заливается 250 мл воды и кипятится 10 минут, после чего настаивается в течении минимум 6 часов, а затем процеживается. Принимается трижды в день по 1 столовой ложке. Продолжительность курса 3-4 недели. Наилучшее время для употребления – весна, осень и зима. Кора рябины способствует очищению сосудов от холестерина, является мерой профилактики атеросклероза.
Использование настоек и других народных средств может продолжаться не более трех месяцев, затем необходим перерыв на 3-4 недели. Некоторые травы имеют противопоказания, поэтому прежде чем прибегать к народным средствам для улучшения памяти у пожилых людей, лучше получить консультацию врача. Таким образом можно избежать негативных последствий для здоровья.
Источник: https://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/uluchshenie-pamyaty-u-pozhilych-ludei/