Профессии, актуальные 70-170 лет назад, канули в лету. Сегодня нет необходимости в писчих, счетоводах, стенографистах и многих других некогда почитаемых должностях — на помощь приходят компьютеры.
Но о том, что наступит момент, когда начнут исчезать такие профессии как бухгалтер, юрист, художник, мы не подозревали и 20-30 лет назад.
Эти операции может выполнять искусственный интеллект.
Насколько его можно развить и чего нам дальше ожидать? Попробуем объяснить максимально понятным образом.
Искусственный интеллект — система вычислительных технологий, действующая по образу человеческого мышления. Обучаемый механизм, который может выполнять как простейшие задачи, так и принимать решения, основанные на сложном анализе ситуации.
Есть ли у искусственного интеллекта чувства?
Нет. Это вычислительная система, действующая по определенным алгоритмам, заложенным человеком. «Хорошо ли это?» — вопрос скорее риторический, ответить на который достаточно сложно:
- Это хорошо — поскольку ИИ может принимать хладнокровные решения в тех случаях, когда человек может дать слабину. Например, проанализировать ситуацию, в которой было совершено преступление, и вынести приговор строго в соответствии с законом. Подкупить «машину» невозможно, предварительный сговор невозможен, давление на нее — бесполезно;
- Это плохо — поскольку ИИ в этой же ситуации не сможет проанализировать мотивы вероятного преступника, выявить отягчающие или смягчающие обстоятельства. Это значит, что приговор не всегда будет справедлив. Не понимая человеческих чувств, ИИ не сможет стать полноценным помощником человека, по-крайней мере в ближайшем будущем;
В теории научить ИИ мыслить как человек и имитировать человеческие чувства можно. Но это будет не более чем имитация, ведь чувства человека не всегда подчиняются разуму, зависят и от состояния здоровья, и от окружающей обстановки, и от многих других факторов.
Как искусственный интеллект обучают человеческому поведению?
Практически ни одна ситуация, с которой человек сталкивается в повседневной жизни, не имеет единственно возможного варианта решения.
Извечный вопрос, которым задавался герой, созданный Уильямом Шекспиром, Гамлет — «Быть или не быть?» — он преследует нас ежедневно, и мы даем ответ исходя из анализа огромного количества факторов, сопутствующих ситуации. Но как научить этому искусственный интеллект?
Существует целая область — машинное обучение. Специалисты работают над алгоритмами, которые позволяют системе обучаться, делая упор не на создание единственно верного решения задачи, что зачастую невозможно, а на создание механизмов, которые позволят решить её. Об этом мы подробнее расскажем позже.
Что не позволяет ИИ быть абсолютно схожим с человеческим?
Для того, чтобы понять насколько близко искусственный интеллект может подобраться к человеческому, нужно дать определение обоим понятиям. Но именно здесь мы и заходим в тупик, потому что дать однозначное, наиболее полное и емкое определение «Интеллекту» практически невозможно.
Что может отличить человека от машины? Чувства, творчество, поведение, причем последнее не всегда подчиняется разуму, так как человеку, в отличие от машины присущи такие свойства как «здоровье», «интуиция», не говоря уже о более сложных качествах, определяющих человека как существо социальное.
Проблема в том, что одни люди определяют «вдохновение» как нечто неосязаемое, не поддающееся объяснению, дарованное судьбой, в то время как другие определяют его как состояние, регулируемое гормонами, психическими особенностями, уровнем развития.
Так двояко мы трактуем практически каждое свойство человеческого разума.
Искусственный интеллект — это новая область науки.
И только когда мы сможем объяснить все процессы человеческого разума, тогда мы сможем объяснить и искусственный, а, следовательно, и обучить его так, чтобы он стал полноценным помощником человека.
А до тех пор, пока одно и то же явление не будет трактоваться кардинально противоположными способами (с религиозной точки зрения, научной, с точки зрения теории заговора или поворотов судьбы), абсолютной схожести нам не добиться.
Вторая проблема заключается в изменчивости человеческого поведения в зависимости от обстоятельств, причем не всегда объяснимым способом. Речь идет о человеке в социуме. Не будем вдаваться в подробности и психологию личности и общества, но вряд ли возможно обучить ИИ ориентироваться в ситуации, когда речь идет о группе людей.
А так ли необходимо искусственному интеллекту становиться членом общества?
На сегодняшний день — нет.
И на этом стоит акцентировать внимание, потому как очень часто люди представляют себе ИИ как робота-помощника из фильма «Я-робот» со всеми вытекающими проблемами.
Роботы-помощники, безусловно, могут быть оснащены искусственным интеллектом, но со строгим ограничением полномочий, к другому сейчас не готовы ни общество, ни технологии.
ИИ — прикладная передовая область науки, позволяющая повысить производительность труда в разных областях.
Да, сейчас множество процессов, которые раньше выполняли люди, выполняют компьютеры.
Но разница между ИИ и компьютером в том, что второму вы даете команду, которую он выполняет, в то время как первому — вы показываете каким образом это сделать, тренируя его.
Обучение искусственного интеллекта можно сравнить с обучением ребенка (уж простите нам столь грубый пример). Вы не можете подойти к своему ребенку и объяснить почему нельзя бить мячом об стену, используя причинно-следственные связи, так же, как и не можете просто приказать — ребенок не будет беспрекословно подчиняться.
Зато Вы можете показать ребенку на своем примере как нужно играть в мяч во дворе, а потом дома показать видео про то, что будет, если ударить мячом в стену перед собой — обои испортятся, мяч может отскочить, ударив человека, и разбив все любимые бабушкины сервизы на своем пути. Таким же образом обучается и искусственный интеллект.
Подробнее о видах и методах мы расскажем позже.
Где используется искусственный интеллект?
- Голосовые помощники, в том числе Алиса и Siri;
- Роботы-помощники, в том числе от SoftBank Robotics;
- Компьютерные игры, в том числе Super Mario;
- Сервисы распознавания экстренных ситуаций;
- Беспилотные автомобили. Конечно пока не для широкого пользования, но военная беспилотная техника на базе ИИ уже существует;
- Роботы-диагносты — медицинские помощники, которые пока находятся в разработке, по планам должны работать в паре с человеком;
- Системы обучения специалистов;
- Поисковые системы — пожалуй, самые известные примеры применения ИИ;
Итак, что такое искусственный интелект, какие проблемы и примеры внедрения существуют на данный момент мы разобрались. Главное, что мы выяснили, это то, что отличает искусственные интеллект от человеческого: человек обладает «здравым смыслом», который вряд ли когда-либо удастся реализовать в роботе или компьютере, обладающем даже самым мощным интеллектом.
Если Вас заинтересовала эта тема, следите за обновлениями, дальше — только интереснее!
Источник: http://drogin.ru/iskusstvennyj-intellekt-chto-eto-i-chem-on-otlichaetsya-ot-chelovecheskogo/
Мышление и интеллект: как они связаны
Одним из самых уважаемых качеств личности считается интеллект. Но признавая его ценность, люди часто не очень хорошо понимают, что это такое.
«Он интеллектуал», – можно услышать об эрудированном, много знающем человеке. Однако знания вовсе не гарантируют высокого уровня интеллекта.
Эрудиция, которая связана в большей степени с памятью и широтой интересов, имеет ценность, но интеллект относится совсем к другой сфере – к мышлению.
Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.
А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.
Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет.
Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков.
Лучше от этого нарисованная им картина не будет.
Как любая способность, интеллект представляет собой комплекс различных качеств личности. Психологи до настоящего времени не пришли к единому мнению о том, что входит в структуру интеллекта.
И дело здесь не столько в недостаточной изученности этого психического явления, сколько в том, что интеллект разный. Согласитесь, умственные способности математика и писателя отличаются, причем не количественно, а именно качественно.
Но о видах интеллекта и их особенностях мы поговорим с вами в другой статье.
- Чтобы не путаться в разнообразных проявлениях этой способности к мышлению, выделили понятие общего интеллекта или первичных умственных способностей.
- Основной, генеральный фактор (фактор G), определяющий уровень интеллекта человека – это скорость переработки информации, в том числе и скорость получения новых знаний, их осмысление, установление связей (ассоциаций) с прежним опытом и длительное сохранение в памяти.
- Кроме генерального фактора, выделяют еще несколько первичных умственных способностей, составляющих основу интеллекта:
- Вербальные способности, определяющие понимание речи и использование слов как для передачи информации, так и в процессе мышления.
- Память, в том числе объем сохраняемой информации, скорость ее запоминания и продолжительность хранения.
- Способность ориентации в пространстве, соотношение объема, размера и формы объектов.
- Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, создавать сложные мыслительные конструкции и делать выводы.
- Способность оперировать числами в рамках элементарных арифметических действий.
Это самые основные, элементарные факторы, определяющие уровень интеллекта. На самом деле их значительно больше. Например, один из известных исследователей интеллекта Дж. Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей, развитие которых может обеспечить человеку высокий уровень интеллекта.
Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:
- открывает путь для самореализации и проявления способностей;
- служит необходимым условием достижения успеха;
- гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
- позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.
Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.
Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.
- Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
- Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
- Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.
Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.
Индивидуальные особенности интеллекта
Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.
Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности.
То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.
К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.
От чего зависит уровень интеллекта
На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.
Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные задатки: скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.
Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:
- хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
- пожилой возраст родителей;
- неполноценное питание матери во время беременности;
- злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
- некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.
Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью.
Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка.
То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.
Возрастные различия интеллекта
Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет.
В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в подростковом возрасте.
Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.
Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:
- Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
- Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
- Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.
Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос.
С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием.
С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.
Гендерные различия
Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.
- Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше гениев и глупцов.
- Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
- У женщин более яркое воображение, а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.
Это интересно: Агорафобия
Можно ли развить интеллект
Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.
Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.
Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:
- Интересуйтесь новым. Новая информация требует осмысления и переработки, заставляет мозг работать активнее и повышать продуктивность мышления.
- Расширяйте круг своих интересов. Это позволит включать в мыслительный процесс разнообразную информацию и сделает мышление более сложным. К тому же интересы в различных сферах и областях активизируют ассоциации, необходимые для полноценного мыслительного процесса.
- Увлекайтесь. Найдите то, что станет вашим увлечением, хобби. Не важно, что это – собирание пробок от пивных бутылок или вышивка гобеленов. Главное – посвящайте своему увлечению время, изучайте его историю и различные аспекты, общайтесь с единомышленниками, благо сейчас интернет предоставляет такую возможность.
- Творите. Творчество – это высшая форма познавательных процессов, занятие им неизбежно повысит и уровень вашего интеллекта. Творческие виды деятельности развивают и другие важные способности, в том числе особый тип восприятия мира.
- Пишите. Можете сочинять фантастические рассказы или жизненные повести, описывать окружающее – природу, городские пейзажи, встречи с людьми, или просто вести дневник. Занятие письменной речью упорядочивает мышление, а литературное творчество делает его ярче, живее, интереснее.
- Рисуйте. Рисование прекрасно развивает образное мышление и делает вас интеллектуальнее. Вы не умеете рисовать? Ничего страшного – вы и писать когда-то не умели, и даже говорить и ходить. Но научились же? Чтобы научиться чему-то, надо этим заниматься. Рисуйте сначала для себя, старайтесь запечатлеть то, что вас поразило, заинтересовало или возмутило. След, оставленный на бумаге вашей рукой – это шаг к развитию интеллекта.
- Будьте разносторонними. Старайтесь не оставлять без внимания ни одну сферу жизни: общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, украшайте свою квартиру, играйте с детьми, совершайте прогулки на природе.
Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.
Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.
Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Источник: https://life-sup.ru/myshlenie-i-intellekt-kak-oni-svyazany/
Разница между умом и интеллектом
Ум и интеллект, имеющие отношение к работе мозга, взаимосвязаны. В некоторых случаях эти понятия употребляются как равнозначные, в других – между ними проводят грань. Рассмотрим, чем отличается ум от интеллекта в наиболее общем понимании.
- статьи
Ум – способности человека, связанные с восприятием информации, ее переработкой и применением в жизни. Когда кому-то предлагают действовать с умом, имеется в виду, что следует отбросить эмоции и руководствоваться рассудком. Свою роль в умственной деятельности играет подсознание. Существуют теории, согласно которым умом обладает не только человек, но и некоторые животные.
Интеллект выступает как качество психики и заключает в себе способность к познанию, обучению, накоплению информации, систематизации знаний, видению логических связей и т. д. Человека, обладающего хорошо развитым интеллектом и способного мыслить аналитически, называют интеллектуалом.
Сравнение
Сравнивая два понятия, необходимо отметить, что в каждом случае речь идет о некоторых знаниях. Но отличие ума от интеллекта заключается в следующем: с помощью интеллекта человек как бы аккумулирует эти знания, а используя ум, применяет их в жизни. Другими словами, совершению адекватных поступков люди обязаны больше уму, чем интеллекту.
Интеллект хранит готовую информацию, вмещает в себя готовые ответы. Но в экстренной ситуации, когда при смене обстоятельств требуется принять важное и неотложное решение, интеллект не заменит ум.
Одной из особенностей ума является способность прогнозировать последствия различных действий.
Думая, применяя ум, человек имеет возможность избегать нежелательных ситуаций, предупреждать ненужные конфликты.
Понять, в чем разница между умом и интеллектом, можно, сравнив значения выражений «умный человек» и «человек, обладающий интеллектом». В первом случае, как правило, имеется в виду тот, кто не только обладает запасом знаний, но и грамотно действует. А владение интеллектом связывают с начитанностью, эрудированностью.
Ум можно назвать основой для интеллекта. Причем важную роль здесь играет и нравственный аспект. Ведь интеллект без положительной мотивации может быть страшен – в таком случае знания иногда используются не во благо, а для достижения корыстных, недобрых целей.
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-um-ot-intellekta/
12. Психические процессы мышления . Понятие Интеллект, отличие и сходство с мышлением
Природа и основные виды мышления.
- Основные характеристики мышления.
- Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов.
- Психометрические теории интеллекта
- Взаимосвязь мышления и речи.
- Процесс выражения мысли словами по Л. С. Выготскому.
- Физиологические основы мышления.
- Классификация мышления: теоретическое, практическое.
- Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие об интеллекте. Интеллект и поведение человека. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихо- логии. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта.
Проблема мышления в работах отечественных ученых А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова и др. Экспериментальные исследования А. Вине и Т. Симона. Тест Стенфорд—Бинс. Тест Векслера. Критериально-ориентировочные тесты. Тесты достижений.
Экспериментальная концепция Дж. Гнлфорда.
Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез как основные операции мышления.
Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции.
Ошибки умозаключения.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж. Гнлфорда, Критическое и творческое мышление.
Развитие мышления. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
Теория развития и формирования умственных операций П. Я. Гальперина. Исследования проблемы формирования понятий, проведенные Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым.
Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса .
12.1. Природа и основные виды мышления
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная.
Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения.
Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод.
Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если
она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу —мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление – одна из наиболее важных способностей человека.
Она удовлетворяет его потребности в знаниях о мире, о других людях, о самом себе, в ценностных ориентациях и общении с другими, в передаче опыта от одного поколения к другому.
Благодаря мыслительному процессу возможно производство нового знания, прогнозирование и принятие решений, анализ и разрешение проблемных ситуаций, поиск новых способов существования и развития самого человека.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Мышление – высшая форма познавательной деятельности.
Сущностью мышления является установление связей и отношений между познаваемыми предметами и явлениями объективной реальности. |
Причем, в мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения. И это одна из главных особенностей, отличающих мышление от других познавательных процессов (опосредованность). Т.е.
мышление носит опосредованный характер – познается то, что непосредственно в восприятии не дано. Другой особенностью мышления является обобщенность. Т.е. мышление носит знаковый характер и выражается словом.
Материальной основой мышления является речь.
Мышление — это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при непосредственном участии речи.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 12.1). Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. В этом мы имели возможность убедиться на примере с бумагой.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому.
Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
Рис.12.1. Общая характеристика мышления как психического процесса
Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений.
Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем.
Например, опираясь на чувственное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира. Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли.
Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.
Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.
Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.
Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов.
Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Например, нередко мы специально вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас.
При этом возникающие ассоциации используются для решения нашей мыслительной задачи. Они не уводят нас от нее, а приближают к ответу. Такие ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению.
Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью.
При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Главное отличие состоит в том, что в этом случае мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку мы не решаем никакой задачи.
В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта.
Ярким примером, подтверждающим это, является исследование, проведенное П. П. Блонским.
Суть эксперимента Блонского заключалась в том, что человеку предложили описать все происходящее в его сознании, когда он услышит слово, сказанное экспериментатором.
При этом испытуемый лежал на диване в расслабленном состоянии. Было сказано слово «палочка». Ответ испытуемого был таков: «Палочка дирижера. Знакомый учитель пения. Композитор. Композитор Глинка. Видел его портрет в шапочке.
Римлянин вроде Нерона. Римский дворец, идет римлянин в
белой одежде. Сад, масса роз, аллея, там масса воинов. Громадное дерево, на нем узор елочных палочек. Вылетают белые птицы оттуда. Это стреляют. Это пули. Я вижу, как они летят, как они, вернее след их, — белые, блестят. Они превращаются в звериные лапы с белыми когтями. Последние ползут, расплываются. Это дорога. Дорога превращается в водопад на Кавказе…»
Ассоциативное течение интеллектуальных процессов очень часто наблюдается в тех случаях, когда человек утомлен и хочет отдохнуть. Вы, наверное, замечали, что иногда, перед тем как заснуть, у вас в голове пролетают разнообразные мысли, сменяя одну за другой.
Эти мысли и есть определенные ассоциации. Однако бывают случаи, когда ассоциативное течение интеллектуальных процессов может наблюдаться и в нормальном состоянии человека.
Например, начав говорить об одном, мы под воздействием возникших ассоциаций начинаем говорить о другом и постепенно вообще уходим от темы разговора.
Источник: https://intellect.icu/12-psikhicheskie-protsessy-myshleniya-ponyatie-intellekt-otlichie-i-skhodstvo-s-myshleniem-263
Развитие мышления и интеллекта
Определение 1
Развитие – это процесс перехода от одного состояния к другому на качественном уровне.
В психологии оба эти термина – мышление и интеллект – в самой своей сути близки друг другу и отражают разные стороны общего понятия.
Способность человека к мышлению является интеллектом, а мышление – это процесс восприятия, реакции и осмысления. Несмотря на это между понятиями есть разница. Для любого человека свойственно мышление, а вот интеллект нет. Термин интеллект не имеет единого определения, и разные специалисты описывают его с некоторой разницей.
Самое популярное определение – интеллект – это способность решать умственные задания.
«Кубическая» модель Д. Гилфорда описывает интеллект тремя категориями:
- о чем мы думаем – это содержание;
- как мы об этом думаем – это операции;
- что получаем в итоге умственной деятельности – это результат.
Замечание 1
Таким образом, соотношение интеллекта и мышления довольно тесное, потому что интеллект базируется на способности человека к мышлению.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Когда продуктивное мышление дает результаты, то уже можно говорить об интеллекте. Интеллект развивается у человека при нормальных условиях с детства, и скорость его развития зависит от врожденных факторов, от среды, в которой растет ребенок, от воспитания.
К врожденным факторам относится образ жизни матери, её привычки во время беременности, но всё это только исходный материал. Ребенок, растущий в благоприятной среде, активнее развивает свой интеллект.
И мышление, и интеллект являются с давних пор отличительными и важнейшими чертами человека. Люди, имеющие физические дефекты не перестают быть людьми, а потерявший разум поражается в самую человеческую суть.
Мышление осуществляется при помощи языка, который дает возможность переводить явления в символы.
Интеллект является одной из характеристик мышления, является общей способностью рационально мыслить и целенаправленно действовать. Непосредственно интеллект нельзя наблюдать, но это вовсе не означает, что его нет.
Интеллект, в общем, является собирательной функцией, которая подразумевает запас знаний в смежных областях, подразумевает возможность предвидеть последствия своих поступков и в ходе меняющейся ситуации перестраиваться. Оценивается он с учетом воспитания, образования, жизненного опыта. Исходя из этого, интеллект может быть средним, ниже среднего, выше среднего.
Обладающие интеллектом выше среднего имеют очень сильную мотивацию к познанию и преобразованию мира. Безусловно, не все интеллектуалы вносят вклад в науку или социальную практику, но это очень интересные люди и собеседники.
Обладатели интеллекта ниже среднего уровня в российской педагогике получили название умственно отсталых, а в американской – это дети с отсроченным успехом.
Причины умственной отсталости разные – это могут быть родовые травмы, нарушение в обмене веществ, на генетическом уровне, недостаточное питание и др.
Виды мышления
Виды мышления в психологии классифицируются по содержанию, по характеру задач, по степени рефлексии, по степени новизны и произвольности.
Строится данная классификация на генетическом принципе и отражает последовательные уровни развития мышления. Виды мышления определяются двумя критериями. Первый критерий представляет конкретную форму – в этой форме субъекту предъявляется познаваемый объект или ситуация. Вторым критерием являются способы, позволяющие человеку познавать окружающий мир.
При наглядно-действенном мышлении человек использует понятия о предметах и совершает определенные действия с ними. Основой этих действий являются теоретические знания и практический опыт. Например, новую игрушку ребенок ломает для того, чтобы посмотреть её внутреннее содержание.
Наглядно-образное мышление формируется ещё в дошкольном возрасте. Его основой выступают понятия, действия, эмоции и чувства. Это мышление конкретными образами. Этот вид мышления характерен для писателей, дизайнеров, музыкантов, художников.
Словесно-логическое или абстрактное мышление характерно для философов и ученых, его основа – существующие, доказанные и логически оформленные теории.
По характеру задач мышление может быть эмпирическим и практическим. Эмпирическое или теоретическое мышление происходит на основе имеющихся теоретических знаний. Его примерами являются законы физики, концепции в психологии, теоремы в математике.
Эмпирическое мышление является разновидностью теоретического, для которого тоже характерны обобщения и выявления закономерностей.
Результатом практического мышления становится практическое применение теории, на основе которых формируются способы преобразования реальности. Недостаток этот вида мышления состоит в недостаточном количестве времени для проверки гипотез, поэтому сохраняется риск провала при неправильном решении.
По степени рефлексии выделяют аналитическое мышление, когда процесс во времени растянут и происходит поэтапно и интуитивное мышление с быстро протекающим процессом – срабатывает интуиция. Здесь отсутствуют логические этапы.
При реалистическом мышлении происходит адекватная оценка окружающей действительности, подчиненная законам логики. Для людей этого типа мышления характерна критичность, поэтому любое утверждение должно быть доказано.
В основе аутистического мышления лежит внутреннее желание человека, при отсутствии критичности. Не соответствующие целям желания отбрасываются.
Незрелые личности имеют эгоцентрическое мышление и, это, прежде всего, дети – в центре находится собственное «Я», чувства других не берутся в расчет.
Также мышление классифицируется по степени новизны и по степени произвольности. По степени новизны выделяют продуктивное – творческое мышление и репродуктивное мышление, где намек на творчество отсутствует.
По степени произвольности мышление может быть произвольным, когда человек контролирует мыслительный процесс и непроизвольным, осуществляемым без волевых усилий. Бессознательное мышление осуществляется в результате работы бессознательной части личности.
- Развитие мышления у человека идет последовательно по ступеням.
- Мышление на первом этапе, когда ребенку ещё месяц, характеризуется врожденными, жестко заданными рефлексами.
- От одного месяца до 4-х месяцев идет второй этап развития мышления, в это время ребенок взаимодействует с окружающим его миром и имеет первые простые навыки.
Относительно новых предметов происходит аккомодация схем действия – появляется взаимная ассимиляция разными схемами одного предмета. Например, схемы хватания и сосания – ассимиляция между этими схемами заключается в том, что во рту ребенка оказывается всё, что он схватил и что попало ему в рот.
Немного позднее происходит взаимная ассимиляция между хватанием и зрением. Если предмет попадает в поле зрения ребенка, то он задерживает эти предметы и несет их ко рту.
Затем он хватает предмет, который видит, однако это происходит только тогда, когда в поле зрения ребенка попадает и предмет, и рука.
На завершающем этапе развития ребенок смотрит на то, что он схватил и стремится схватить уже всё, что видит.
- От 4-х до 8-ми месяцев проходит третий этап развития, когда ребенок изучает предметы внешнего мира более активно.
- На этом этапе незнакомые предметы сначала изучаются с использованием старых схем – встряхиваются, ударяются, царапаются, раскачиваются.
- Идет двигательное опознание предметов – со знакомым предметом ребенок проделывает своеобразный эскиз ранее применявшихся к предмету движений.
На четвертом этапе, к концу первого года жизни, появляется способность, когда одно действие можно использовать в качестве средства для другого действия. Например, ребенок может отстранить руку, препятствующую взять предмет – возникает предвосхищение событий.
Пятый этап характеризуется когнитивным новообразованием, который начинается примерно с 12 до 18 месяцев. Это достижение цели путем открытия новых средств активного экспериментирования.
Шестой этап – 18-24 месяца, на этом этапе ребенок становится способным к внезапному, внутреннему открытию новых средств для достижения цели.
Дальнейшее развитие интеллекта связано с переходом в символический план, когда используются уже слова.
Замечание 2
Современные исследователи склоняются к тому, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность.
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_myshleniya_i_intellekta/
Мышление и интеллект
Движущим механизмом рационального познания выступает мышление. Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине — ее мотор, т.е. самая главная деталь машины.
В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних это — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других — активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации.
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления.
Для него характерно использование понятий и логических конструкций.
Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном — повторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.
Формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Это такой компонент мысли, который выделяет из некоторой предметной области и обобщает объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Суждение — это связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами.
Умозаключение — это связь между несколькими суждениями. Понятия могут подвергаться различным операциям — делению, обобщению, ограничению и др.
Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Часто мышление заменяют другим словом — «интеллект» (от лат. intellectus — ум, разум, рассудок, способность мышления, рационального познания), которому придают не меньшее число дефиниций, нежели мышлению, — только в психологии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Так, согласно структурно-генетическому подходу Ж.
Пиаже, интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Согласно когнитивистскому подходу интеллект — это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф.
Вернон).
Один норвежский ученый уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читает в разных странах, просит аудиторию выполнить простое задание — нарисовать карту Европы.
В результате он является обладателем нескольких тысяч таких карт, ни одна из которых не похожа на другую, а все вместе — на настоящую географическую Европу.
Оказалось, что у каждого народа она, Европа, — своя, и даже очертания ее все воспринимают по-разному.
Ученого-норвежца, естественно, в значительной степени волновал вопрос, как европейцы воспринимают его родные края. Именно здесь разница оказалась особенно заметной.
Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова, например, вообще частенько забывали, то остальные европейцы, тщательно вырисовывая государства континентальной Европы, порой совсем опускали те земли, которые называются Скандинавским полуостровом, — как не играющие большой роли в настоящей Европе.
Свойства и возможности интеллекта многим кажутся безграничными, отсюда противоречивость в определении его природы и функций.
С одной стороны, интеллект — система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение, с другой — способность к познанию и логическому мышлению.
С одной стороны, интеллектом обладает тот, кто способен в знакомой проблеме выделить главное, проанализировать его, разбив на составные части, и найти способы решения задачи, с другой — интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.
В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности.
Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.
Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. К примеру, Д. Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал.
Житель Великобритании решил стать самым умным человеком в мире. По его мнению, для этого достаточно полностью прочитать Британскую энциклопедию. Редактор журнала «Эсквайр» Александр Джейкобс все же решил попытаться прочесть Британскую энциклопедию от корки до корки.
Он уже продвинулся до буквы «К», читая по сто страниц в день. Между тем, в чем заключается смысл жизни, он пока не знает—до буквы «С» еще далеко. По завершении своего титанического труда Джейкобс хочет написать автобиографию под названием «Самый умный человек в мире».
Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и на деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Источник: https://psyera.ru/myshlenie-i-intellekt_7928.htm
20. Мышление и интеллект. Соотношение понятий мышление и интеллект
Интеллект
–«ум», то есть свойство человека,
способность ставить и решать задачи.
Мышление
– «обдумывание» — процесс., то есть выходящее за пределы непосредственно
данного.
Интеллект
– способность у мышлению. Мышление –
процесс реализации интеллекта.
Мышление
– вид познания, но в отличие от восприятия,
опосредованное,то есть выходящее
за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение
о другом.
Не
просто создание умственной модели
внешних условий (восприятие), но установить
ненаблюдаемые отношения объектов и
вывести другую модель – вот задача
мышления.
Каждый
из психических процессов по-своему
снимает ограничения условий внешней
среды на формирование адекватной
внутренней картины внешнего мира.
Формирование вторичных образов
(представлений) и памяти – позволяет
человеку представлять не только «лица»
вещей, но и их спины. Становится возможным
прошлое и будущее – то есть свободное
перемещение по временной шкале.
Мышление
позволяет снять все ограничения во
времени и пространстве.
21.Виды мышления: наглядно-действенное, допонятийное. Еще один вид – понятийное мышление рассматривается в следующей лекции
Наглядно-действенное
– свойственно и животным. Обезьяны
в экспериментах Келера не могли достать
подвешенный к потолку банан, пока Султан
не догадался использовать ящик, который
был в помещении, но его необходимо было
перевернуть и использовать как подставку,
позволяющую дотянуться до банана.
Дети
Пиаже на уровне сенсомоторного интеллекта
– у них развивается наглядно действенное
мышление.
В
1980-х годах американским психологам
супругам Гарднерам удалось обучить
шимпанзе языку глухонемых (не могут
говорить в связи с ограничениями
артикуляторного аппарата и фонематического
слуха).
Обезьяны конструировали фразы
из нескольких слов, некоторые даже
употребляли слова в переносном смысле,
например, слово «грязный» — для человека,
не выполняющего их желания.
Но по уровню
развития шимпанзе не преаосходят 3-5
летнего ребенка.
Допонятийное
мышление.
Суждения
детей — единичные, о данном конкретном
предмете, относятся к наглядной
действительности. Часто это суждения
по сходству или различию. Самая ранняя
форма доказательства – пример.
Особенность
допонятийного мышления – эгоцентризм, то есть отсутствует способность к
свободному переносу начала координат,
децентрации по отношению к собственному
«я».
Другие свойства –синкретизм(тенденция связывать все со всем,
оперировать единичными случаями),трансдукция(переход от частного
к частному, минуя общее, смешение
существенных и несущественных свойств),
несогласованность объема и содержания.
Пример. На карточках представлены
следующие предметы: 2 камня, 3 ведра, 7
собак и 2 лошади. Вопрос: чего больше
живых существ или физических тел? Ответ:
живых существ.
Нечувствительность
к противоречиям.
Живое
солнце ?– да. Почему? – Оно двигается.
Смешение
отношений естественной причинности с
отношением намерения человека и его
реализации.
Опрошенные
Пиаже дети считали, что реки вырыты
людьми, а из образовавшейся при этом
земли возникли горы.
Отсутствие
представлений о сохранении количества:
судят о количестве вещества по одному
параметру, высоте жидкости в сосуде, не
учитывают объем. Шарик из теста на глазах
ребенка превращают в лепешку и кладут
на стол. Вопрос: где больше теста? – В
лепешке. Осознание тождественности
изменяющего объекта приобретается
постепенно.
Заметные,
легко воспринимаемые свойства, кажутся
более важными, чем существенные.
Большие
вещи всегда тяжелые, маленькие – легкие.
Отсюда недоступность такого фундаментального
физического понятия как масса.
Источник: https://studfile.net/preview/2082675/page:12/