Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Ирина Балманжи

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

  • Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета». Вот несколько из них:
  • Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  • Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую — продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным.

500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 — в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало.

Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 — легкие.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

  1. В книге  «Память не изменяет» известный психолог Анхельс Наварро предлагает интересные игровые упражнения для улучшения памяти. К примеру, такие:
  2. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  3. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  4. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  5. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  6. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

3. Размышляйте над сложными вопросами

Популяризатор науки Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентам Оксфорда и Кембриджа нередко задают на вступительных экзаменах каверзные вопросы, которые тренируют аналитическое мышление. Некоторые из них Фарндон опубликовал в книге «Вопрос на засыпку». Сначала подумайте над ними самостоятельно, а потом почитайте рассуждения автора. Вот несколько примеров:

Эта сумка когда-нибудь опустеет? Пустая сумка вовсе не пуста. Помимо пыли, крошек, клочков бумаги и микроорганизмов, она полна воздухом, который занимает все свободное место. А что если выкачать воздух? Сумка все равно будет переполнена бурлящей квантовой энергией, которую производят появляющиеся и исчезающие частицы и волны.

Работают ли советы Овидия сегодня? Поэмы Ars Amatoria, написанная Овидием 2000 лет назад, имеет очевидный практический характер. По сути, она мало чем отличается от статей «как завоевать девушку (парня)», которые десятками появляются в интернете каждый день. Советы Овидия идентичны рекомендациям нашего времени во всем, включая их сексистскую сущность.

Как раскрутить рок-группу?

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/08/31/12-sposobov-razvit-intellekt/

Как улучшить интеллект ребёнка и не утратить собственный

Интеллект — качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку

Ричард Нисбетт: способыспособов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка

Интеллект — качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Долгое время считалось, что интеллект целиком определяется наследственностью. Воспитание и образование если и оказывают какое-то влияние на интеллектуальные способности, то несущественное.

Школы и университеты передают определённый набор знаний и помогают освоить специфические операции вроде счёта и письма, но не делают людей умнее. Если ты умный, то это у тебя «гены такие».

Сегодня этот взгляд полностью опровергнут.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Многие выводы о главенстве наследственных факторов были основаны на банальных ошибках. К примеру, учёные сравнивали близнецов, которые с самого раннего возраста воспитывались в разных семьях. Различие в уровне интеллекта между ними было минимальным.

Из этого следовал вывод: воспитание и окружение не имеют большого значения. Но исследователи не учли, что семьи, которые берут на своё попечение приёмных детей, тоже почти не отличаются друг от друга — всё это семьи с достаточно высоким доходом и уровнем образования.

Люди становятся умными не потому, что у них «гены такие», а потому, что у них была возможность такими стать.

Это совсем не означает, что наследственность ни на что не влияет, или что ребёнок — «чистая доска», на которой семья и окружение могут изобразить то, что им вздумается. Врождённые способности имеют значение. Но то, как вы будете их использовать и развивать — не менее важно.

Основываясь на многочисленных исследованиях психологического развития детей, известный психолог Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) в книге «Что такое интеллект и как его развивать» предложил несколько способов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка.

Интеллект формируется до наступления периода зрелости, но поддерживать его необходимо и в более позднем возрасте, поэтому эти правила будут полезны и взрослым.

1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Хотя будущие мамы могут волноваться, что физические упражнения рискованны, есть данные, что они повышают интеллект новорожденного без всякого риска, как для матери, так и для ребёнка.

В прекрасно организованном исследовании 40 беременных женщин, привыкших часто и активно выполнять физические упражнения, половину из них учёные попросили энергично упражняться не менее трех раз в неделю — бегать, заниматься аэробикой, кататься на лыжах. А другой половине предложили ограничить нагрузки ходьбой.

К пяти годам IQ детей занимавшихся женщин был на 9 пунктов выше. Исследование, пожалуй, имеет смысл повторить, так как такая разница кажется неправдоподобно большой.

Физические упражнения полезны для ребенка, для будущей матери и вообще для всех.

Тренировка крупных мышечных групп действительно способствует более интенсивному росту нейронов, а эксперименты — по крайней мере, на животных — показывают, что физические упражнения улучшают кровоснабжение головного мозга. Упражнения положительно влияют на интеллект, даже если начать заниматься относительно поздно.

У пожилых людей, которые занимаются физкультурой, способности к решению задач сохраняются на неизменном уровне дольше, чем у тех, кто ведет менее активный образ жизни.

Силовые тренировки в сочетании со специальными нагрузками для сердца полезнее, чем только специальные упражнения.

Те, кто регулярно занимается физкультурой в зрелом возрасте, в три раза реже становятся жертвами болезни Альцгеймера в возрасте старше 70 лет по сравнению с теми, кто не занимается.

Даже начав заниматься после 60 лет, вы снижаете риск болезни Альцгеймера вполовину!

2. ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОГО ИНТЕЛЛЕКТА  

  • Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  • Вопреки распространённому мнению, компьютерные стрелялки не снижают, а иногда даже повышают уровень интеллекта.
  • Улучшить подвижный интеллект можно при помощи разных видов деятельности, причём не только в детском возрасте.
  • Вспомните, что такое подвижный интеллект: это способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными.

К задачам такого типа относятся Прогрессивные матрицы Равена. В этом тесте испытуемому предлагаются геометрические фигуры, изменённые определенным образом, и он должен оперативно вывести правило, на основании которого можно будет предсказать следующий этап трансформации этих фигур. К занятиям, стимулирующим развитие подвижного интеллекта, относятся компьютерные игры, тренирующие контроль внимания и рабочую память.

Нейрофизиолог Розарио Руэда и ее коллеги описали несколько типов игр, которые способствуют развитию подвижного интеллекта у маленьких детей. Один из них — так называемые прогностические упражнения.

Вариант игры этого типа, который использовали Руэда с коллегами, заключался в том, что дети должны были угадать, где вынырнет утка, которая перед этим нырнула в пруд.

С помощью джойстика дети управляли на экране кошкой, передвигая её туда, где, как они предполагали, должна появиться утка.

Тренировка подвижного интеллекта при помощи таких упражнений помогает детям справляться с Прогрессивными матрицами Равена, которые требуют хорошего контроля внимания и рабочей памяти. Эти функции подвижного интеллекта играют особенно важную роль в обучении детей, которые ещё не достигли подросткового периода.

3. САМОКОНТРОЛЬ  

  1. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  2. Знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с маршмеллоу.
  3. Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высок, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.
  4. Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT [Scholastic Aptitude Test — стандартный тест оценки академической успеваемости в США].
  5. Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.
  6. Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.

Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.

Читайте также:  Томография головного мозга как безболезненный метод диагностики

К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться.

Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же.

А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.

4. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГИБКОСТИ — И ХВАЛИТЕ ЗА УСЕРДИЕ  

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Для родителей очень важно внушить детям, что их интеллект — в их власти. Азиаты очень склонны считать, что способности нужно развивать.

Неудивительно, что американцы азиатского происхождения прилагают больше усилий для достижения лучших результатов во время обучения, чем евроамериканцы.

Причем неудачи больше, чем успех, служат для них стимулом для еще более упорного труда.

Очень важно внушать ребёнку: если что-то не получается с первого раза, нужно постараться ещё.

Вероятно, не стоит вознаграждать детей за их ум. Лучше отмечать и поощрять усердную работу, которая напрямую зависит от их воли.

Если ребенка хвалят за то, что он проявляет ум, он специально старается продемонстрировать свои возможности, выбирая задачи, с которыми успешно справляется, и стараясь уклониться от тех, которые не даются ему так легко.

Другими словами, если ребёнка хвалят за ум, он стремится избегать трудностей и даже не пытается браться за то, что могло бы дать ему какие-то новые знания и опыт.

В одном весьма интересном эксперименте, иллюстрирующем это соображение, возрастные психологи Клаудия Мюллер и Кэрол Двэк говорили детям, что они очень хорошо справились с заданиями теста прогрессивных матриц Равена, и награждали их как за сообразительность, так и за усердие. Затем они предлагали детям выполнить другие задания — либо простые («значит, я легко с ними справлюсь»), либо сложные, требующие усилий и нестандартного подхода («значит, я многому научусь, пусть и не буду выглядеть умнее всех»).

Из тех детей, кого хвалили за ум, 66% выбирали легкие задания, благодаря которым могли еще раз продемонстрировать свою сообразительность; а из детей, которых награждали за усердие, более 90% выбирали более сложные задания, выполнение которых помогало им узнать нечто новое.

Если ребёнок достигает успеха благодаря способностям, он не хочет рисковать и обнаруживать, что, может быть, не такой уж он и умный. Если результат достигается усердным трудом, то ребёнок стремится и дальше браться за задачи, которые позволят ему проверить пределы собственных возможностей и приобрести больше разнообразного опыта.

Те, кого хвалили за способности, меньше стремились продолжать работу и реже говорили о том, что им интересно решать другие задачи, в сравнении с теми, кого хвалили за упорный труд. Те, кого изначально хвалили за интеллект, справлялись с меньшим количеством задач, чем те, кого хвалили за старание. Мораль: вознаграждайте прилежание, а не ум.

5. НЕ НАГРАЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ИМ УДОВОЛЬСТВИЕ  

  • Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  • Неправильно обещать ребёнку вознаграждение за то, что он сделает что-то, что вы хотите поощрить, если ребёнку это и так интересно.
  • Совместно с возрастными психологами Марком Леппером и Дэвидом Грином я наблюдал за воспитанниками детского сада, которые занимались новым для них делом — рисовали «волшебными» маркерами.

Большинству детей очень нравилось это занятие. Потом мы пообещали некоторым детям награду, если они нарисуют маркерами что-нибудь для нас, что они с радостью и сделали. Затем, пару недель спустя, детям снова предложили маркеры. Дети, которых до этого награждали за рисунки, стали рисовать меньше, чем те, кого не награждали, и рисунки их были хуже.

Получается, что заключенный с детьми «контракт» превратил игру в работу.

Мы похвалили рисунки других детей, которым не обещали вознаграждения, и впоследствии эти дети рисовали маркерами больше, чем те, которые не получили ни награды, ни похвалы. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок делал что-то, хвалите его за уже сделанное. Не нужно обещать награду за то, что он сделает.

Однако иногда вознаграждение оправдано. Если ребёнок не собирается сам сделать что-то без вознаграждения, тогда, возможно, стоит заключить с ним договор. Если его начальный интерес к деятельности низок, обещание награды может побудить ребёнка заняться этим, а затем, возможно, он сам заинтересуется этим делом.

6. ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

  1. Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей
  2. Воспитывая своих детей, постарайтесь держать в голове правило «пяти С» Марка Леппера (control, challenge, confidence, curiosity, context): поощряйте в ребёнке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотносите его контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ.
  3. Кроме того, не нужно заострять внимание на небольших ошибках, например, если ребёнок забыл поставить знак «-»; старайтесь предотвращать ошибки, за исключением тех случаев, когда из них можно извлечь урок; не упрощайте материал ради самооценки ребёнка, а лучше измените способ его подачи; задавайте наводящие вопросы; и не захваливайте ребёнка сверх меры.

7. ШКОЛЫ

Наконец, некоторые соображения по поводу школ. Насколько это в ваших силах, постарайтесь определить вашего ребёнка в класс с лучшими учителями, особенно в самом начале обучения.

Избегайте неопытных учителей. Если в школе, где учится ваш ребёнок, не используются эффективные компьютерные программы для обучения чтению, математике и естествознанию, попробуйте обсудить с администрацией возможность их применения.

Если в школе не используются методики кооперативного обучения, при которых дети работают над решением задач и приобретением знаний совместно, предложите использовать их в школе.

Выясните, в курсе ли директор вашей школы, кто из учителей имеет наилучшую квалификацию, и узнайте, есть ли возможность поощрять лучших.

Если таких возможностей нет, попробуйте воздействовать на общественный совет школы, чтобы это стало возможным.

Высказывайтесь против пристрастного отношения к наличию у учителей разного рода сертификатов и учёных степеней.

Нет никаких доказательств, что учителя с сертификатами и степенями лучше работают с детьми. Учителя должны уделять больше времени наработке педагогических навыков с помощью коллег и специалистов, которые наблюдали бы за их работой и обеспечивали поддержку и обратную связь.опубликовано econet.ru. 

  • Олег Матфатов
  • Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/181625-kak-uluchshit-intellekt-rebyonka-i-ne-utratit-sobstvennyy

Развитие интеллекта у детей: виды, методы, упражнения, игры

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать  физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.
Читайте также:  Головокружение при вставании и когда ложишься: причины и лечение

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу  исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать. Таким образом, дети начинают поэтапно приобщаться к учебной деятельности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями,  кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант — онлайн тренажеры для мозга «Викиум».
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

Психологи советуют родителям учесть следующие факторы во время занятий с детьми:

  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Такие игры необходимы  для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток  будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

  • Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.
  • Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…
  • Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/razvitie-intellekta-u-detej.html

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Относительно недавно в интеллектуальном развитии личности стали выделять социальный аспект. А именно, интеллектуальные способности, помогающие человеку общаться и адаптироваться в социуме. Представляет интерес, как формируется социальный интеллект у дошкольников, и насколько данное понятие применимо к дошкольному возрасту. 

Что понимают под социальным интеллектом

Далеко не все различают понятия интеллекта, как такового, и социального интеллекта, считая, что это одна и та же характеристика. Прежде чем рассматривать их развитие в дошкольном возрасте, нужно уяснить, в чем состоит различие этих структур.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Напомним, что общий интеллект представлен умением мыслить и широким багажом знаний. Невозможно изъять эти характеристики и у социального интеллекта, только поле применения здесь иное – отношения в социуме.

Нельзя сказать, что социальный является частью общего интеллекта. Это подтверждают примеры общественных отношений. Нередко бывает так, что эрудированный и отлично оперирующий знаниями человек ведет себя среди людей, как слон в посудной лавке. То ли по незнанию, то ли из-за прихоти, он не проявляет стремления понимать окружающих или желания быть понятым другими.

Человек с развитым социальным интеллектом может многого не знать из общедоступных научно-практических сфер, но при этом удивительно легко находит общий язык с людьми, разными и по характеру, и по статусу, и по возрасту.

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • предвидение последствий поведения
  • умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  • умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  • способность анализировать ситуации взаимодействия людей.

Перечисленные способности заметны при непосредственном наблюдении. Но также созданы специальные методики, позволяющие диагностировать уровень их развития. Самой известной из них является стандартизированный тест Дж. Гилфорда.

Читайте также:  Головокружение: причины вертиго у женщин разного возраста

Методику удобно применять, начиная с подросткового возраста. Измерить социальный интеллект маленьких детей с ее помощью невозможно. Да в этом и нет необходимости. Социальный интеллект у детей дошкольного возраста нужно развивать, а не измерять.

Формирование социального интеллекта в дошкольном возрасте

Как и другие способности, умение эффективно общаться с окружающими нужно развивать с детства. Знание структуры социального интеллекта дает понятную подсказку, на формировании каких умений следует сконцентрироваться.

Дошкольник, даже в 6-7 лет, не сможет проанализировать ситуации взаимодействия, что подразумевается развитым социальным интеллектом. Но ему доступны для понимания невербальная и вербальная экспрессия.

Невербальная экспрессия включает мимику, позы, жесты, выражающие определенное настроение и чувства человека. Вербальная – это характер речевых высказываний, который определяется тоном, акцентированием, мелодичностью звучания.

Уже трехлетний малыш отлично понимает, что имеют в виду взрослые, когда грозят ему пальчиком. И тональность речи он также воспринимает в соответствии с тем, что она выражает.

В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребенка, способность сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту – способность порадоваться за другого. Эти качества — естественное проявление социального и эмоционального интеллекта.

Умение распознавать эмоции по мимике и жестам

Иногда малыши удивляют тем, как они, обидевшись, переплетают руки на груди и отворачиваются. Как будто их специально обучили этим закрывающим жестам. Очевидно, что все дети используют мимику и жесты в соответствии со своим состоянием и настроением.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Задача состоит в том, чтобы расширить их язык жестов, а также научить пониманию невербальных сигналов других людей.

Обучаясь элементам выразительных движений, дошкольники станут чаще замечать мимические и жестовые сигналы окружающих. Им проще будет выразить свои чувства и эмоции, а также понять чувства сверстников.

Самый подходящий способ научить дошкольника выразительным движениям — познакомить с основными эмоциональными состояниями. Как известно, к фундаментальным относят 10 эмоций:

  • Интерес
  • Радость
  • Удивление
  • Страдание
  • Гнев
  • Презрение
  • Отвращение
  • Страх
  • Стыд
  • Чувство вины

Разумеется, не нужно ребенка знакомить с приведенным списком. Обращать внимание дошкольника, как он выражает ту или иную эмоцию необходимо в игровой форме. И обязательно вместе анализировать, как проявляется интерес, или удивление, или гнев и т.д.

Например, можно заинтриговать малыша:  «В моей руке зажат маленький предмет. Что это?». Ребенок проявит активность и нетерпение, чтобы разжать руку и посмотреть на загадочный объект.

После этого нужно объяснить ребенку, что он был очень настойчив, потому что ему было интересно. Изобразить ту же мимику заинтересованности, которая отражалась на лице малыша. Пояснить, что, когда человек чем-то очень увлечен, он может быть нахмуренным.

У него сосредоточенный взгляд, направленный на предмет своего интереса.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают коротенькие этюды на отображение эмоций. «Представь, что ты откусил конфету, а она… соленая» — в мимике живо отразится эмоция отвращения. «Твоя собачка поранила лапу» — в ответ лицо ребенка выражает сострадание.

Подобные упражнения принесут наибольшую пользу, если обсуждать с ребенком эмоциональные реакции, отзеркаливать его мимику и жесты, обращать внимание на нахмуренные или приподнятые брови, линию рта, положение рук и подобные признаки.

Развитие способности улавливать оттенки речи

Мелодику и тональность речи дети начинают различать гораздо раньше, чем сами заговорят. Ласковые радостные нотки голоса – первое, что слышит ребенок. В дальнейшем добавится понимание строгих высказываний. Это базовый характер речи, обращенной к ребенку.

Еще взрослые успешно тренируют детей на восприятие речевой тональности, связанной болью и страданием. В общении с ребенком распространено демонстрировать, что от его небрежного поведения может кто-то пострадать.

Швырнул кубик, стукнул машинкой – боль от подобных действий неизбежна. И совершенно правильно то, что взрослые показывают малышу и мимикой, и голосом, что он причинил страдание.

Воспроизведение чувств комплексно – эффективный способ развития социального интеллекта.

Как развить интеллект у детей разного возраста и взрослых людей

Старшие дошкольники хорошо владеют речью, у них уже сформирована звуковая культура высказываний, и они отличают гораздо больше нюансов речевого звучания. Они замечают прерывчатый голос под действием страха, чувствуют насмешливый тон и другие особенности.

Следует заметить, что при высоком уровне социального интеллекта и дети, и взрослые чутко улавливают презрительный, насмешливый, агрессивный тон речи. Но сами подобного неуважительного характера речи не допускают.

Хамство, наглость, надменность – признаки низкого уровня социального интеллекта того человека, который их демонстрирует.

Если эту истину дети будут знать с дошкольного возраста, появится шанс уменьшить негативные тенденции в социуме.

Развитие понимания причин и следствий в поведении

С детства нужно прививать ответственность за свои действия и поступки. Простейшие причинно-следственные связи ребенок начинает осознавать, осваивая предметную область.

Включаясь в активное общение со сверстниками, дошкольнику предстоит научиться выделять причины и следствия конкретных поступков и эмоциональных проявлений. Что гораздо сложнее, чем на бытовом уровне.

«Чашка разбилась, потому что упала» – это ребенку понятно. «Почему Даша не хочет со мной дружить?» — это непонятно.

Дошкольники остро чувствуют несправедливость, проявленную со стороны сверстников. Они обижаются и ссорятся, но не связывают действия причинами и следствиями. Поэтому дети так часто обращаются с жалобами к взрослым. Причем, характер жалоб может быть разным:

  • Обида за себя самого (не принимают в игру, мешают заниматься своим делом, обзываются).
  • Обижают другого и его нужно защитить.

В любом из подобных случаев дети ожидают, что взрослый вмешается и восстановит справедливость. Зачастую взрослые реагируют на сиюминутный факт, не вникая в предшествующие события детских взаимоотношений. Хотя, самое время не только выступить в качестве арбитра, но выяснить более глубокие причины и обсудить их с детьми.

В силу малого опыта дошкольники слабо осознают причины поступков окружающих людей, а часто и своего поведения. Особенно им трудно понять переживания и чувства других. Взрослые помогают детям больше разобраться в причинно-следственных связях, если обсуждают с ними не только отношения со сверстниками, но и поступки литературных персонажей, сказочных героев.

Особенности социального интеллекта дошкольников

Взрослые люди получают достоверную информацию в общении, в большой мере ориентируясь на невербальные сигналы.

Многие психологи подчеркивают значимость мимики и жестов и отмечают их преобладающую роль по отношению к речи.

В то время как взрослые люди отлично управляют речью, скрывая за правильными фразами истинные чувства и мотивы, мимика и пантомимика гораздо меньше поддается контролю.

Дошкольникам сложнее ориентироваться на язык жестов. Это объясняется особенностями развития познавательных процессов детей и становлением форм общения.

В дошкольном возрасте только формируется внеситуативное общение. На первый план выходит развитие речевых навыков как основы отношений между людьми.

Дети слышат слова и буквально воспринимают смысл сообщений. Вербальная информация для них является главной.

Ребенок не будет искать иной смысл, даже, если его сверстник протягивает ему игрушку под настойчивые уговоры мамы, что нужно делиться с друзьями. Все мимические сигналы останутся проигнорированными, а дошкольник радостно возьмет эту игрушку.

Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития. Предстоит развивать каждый структурный компонент интеллекта. И в дальнейшем он будет работать на достижение главной цели – устранение барьеров в общении и развитие взаимопонимания в каждом отдельном случае.

Источник: https://alldoshkol.ru/osobennosti/razvitie-sotsialnogo-intellekta

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Попробуйте наши игры и упражнения на тренировку внимания и памяти.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

  • Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
  • Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
  • Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

Источник: https://logiclike.com/razvitie/intellekt

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector