Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет — его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже.
Теперь жизнь наполнена красками.
Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми — все это помогает им эмоционально развиваться.
Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.
Мир детства — фантазия и сказка
Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.
Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем. В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка.
Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.
Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать.
Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.
Дошкольный возраст
Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю». Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи.
В его голове есть некий план того, как пойдет игра.
Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово.
Для воображения нет пределов — самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка — «троном», кубики — «молодильными яблочками», заколка для волос — «королевской короной».
Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.
Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех.
Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.
У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям. Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами.
«Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку — он сразу выздоровел». Психика ребенка — тонкий и сложный инструмент.
Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.
Зачем нужно воображение?
Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?
Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:
- опыт и знания;
- возможность объяснить явление;
- желание объяснить то, чего не понимаешь;
- интерес к жизни.
Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.
Воображение — реакция нашей психики на впечатления, переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.
В 3-4 года формируются новые нейронные связи. Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.
Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.
Виды воображения
Воображение принято делить на два вида:
Непроизвольно-пассивное
Отличный пример — сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами. Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.
Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов. Для него необходимо знание о мире.
Произвольно-активное
Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.
Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.
Важность развития воображения
Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.
Наш мозг сам строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.
Развитие воображения — один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить. Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.
Речь и фантазия
Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление, фантазия ребенка тоже отстает.
Речь — связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.
Речь делает человека свободным выражать свои чувства, высказывать впечатления. Для детей раннего возраста это важно, ведь их мир состоит из открытий. От своих воображений мы тоже под впечатлением. Дети придумывают что-то, хотят поделиться своей задумкой, идеей новой игры со взрослыми или сверстниками. Если нет слов и речи, значит, нет переноса ощущений в реальный мир.
Занятия с ребенком 3-5 лет
Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны.
Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.
Рисование
Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу. Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков — пусть ребенок увидит все цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо. Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.
В 4-5 малыш он уже сам может рисовать. Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает.
У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты — это как раз развитие воображения.
Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.
Позже предлагайте ему тему — пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце — что-то не так с его логическим мышлением и восприятием.
Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.
Диалоги с куклами
Разыгрывать маленькие сценки с куклами — одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.
Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль. Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев.
Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.
Игра в ассоциации
Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:
- мама;
- дом;
- лето;
- семья;
- друзья;
- детский сад;
- дружба;
- вкусно.
Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций.
Комфортная среда для психического развития
Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками.
Реальность и воображение — разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты.Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например.
Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой — это тяжелая работа.
Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя любые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения — это очень важно для психического развития.
Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.
Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.
Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного — разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.
Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/pomogaem-rebenku-razvivat-fantaziyu-i-voobrazhenie.html
Развитие воображения — основа воспитания творческой личности
Воображение в развитии личности
Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем.
А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели.
И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.
Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?
Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся.
Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования.
Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Шагаем по ступенькам воображения
К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.
Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов. Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:
- Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики — построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
- Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным — оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются. Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы — заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш). Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
- К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения
На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек.
Виды воображения
Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.
- Воссоздающий — основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу — придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей — готов!
- Для второго вида — творческого — характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид — наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.
Какими приёмами можно развивать воображение у детей?
Совет родителям! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество — самые доступные способы развития воображения у дошкольников.
Игра — эффективное средство для фантазии
В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошколенка.
Виды игр, способствующих развитию фантазии и воображения
Сюжетные игры. Малыши, фантазируя в игре, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин». На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль». Главное в них — расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.
Игры — драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов.
В семье очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки».
В таких играх надо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.
Развивающие (дидактические) игры. Не смотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:
- «Если бы… (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
- «Скажи наоборот (веселый — грустный, низкий — высокий, огонь — вода)»;
- «Сказка — чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
- «Добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается от доброго?)».
Творческая деятельность как основа творческого мышления
Повседневные приемы развития воображения у дошкольников
Как можно еще развивать воображение и фантазию у дошкольников? Помимо классических, родители с успехом могут использовать разнообразные частные методы развития воображения, используя «мир вокруг нас».
Наблюдения за окружающей жизнью
Очень хорошо развивают фантазию и воображение у детей дошкольного возраста наблюдения за окружающим миром и природой. Родители могут использовать любую, самую повседневную, ситуацию для тренировки творческого мышления.
Например, увидев на улице сверстников своего ребенка, предложить ему вообразить, куда они идут, чем занимаются.
Или полюбовавшись необычной архитектурой здания, пофантазировать: сколько лет дому, кто его мог построить, какие люди живут в нем, что было в нем раньше?
Прогулки
Благодатно способствуют развитию творческого воображения прогулки в природу (на даче, в лесу, парке). Во время прогулки побуждать ребенка замечать необычное, обсуждать происходящее вокруг.
Например, рассмотреть облака на небе и придумать небольшую сказку при помощи вопросов: на что похожи, куда летят, что с ними произойдет дальше? Дополнить рассказ песенкой: «Облака, белогривые лошадки! Облака, что вы мчитесь без оглядки! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!»
Домашняя среда
- природный материал, собранный во время прогулок по лесу, на даче (шишки, желуди, листья);
- дополнительный материал (коробочки, обрезки ткани, картон, цветная бумага).
Используя разные вещи, дошколята с успехом дают волю своей фантазии, что развивает их творческое воображение и мыслительные процессы.
Как влияет речь на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Психологи говорят о том, что воображение и речь неразрывно связаны между собой, так как речь помогает не только создавать конкретные новые образы, но и оперировать отвлеченными понятиями и представлениями, что особенно актуально для старших дошкольников при подготовке их к школе. Например, творчески мыслить о красоте, доброте, дружбе, или о космосе, роботах, звездолете, то есть речь как бы помогает воображению от образов в действия перейти к их словесному выражению.
Совет родителям! Хорошо, если родители смогут помочь дошколенку сформировать активный словарь, обогатить детскую речь новыми словами и выражениями. Тогда ребенку легче и интереснее будет формулировать свои творческие замыслы, ставить цель, искать способы ее воплощения не только во время специальных занятий, но и повседневной обстановке.
Важным условием формирования творческого мышления детей является пример самих родителей. Если взрослые в семье сами увлечены творчеством, изобретательством, поиском нестандартных решений, имеют привычку конструировать новые образы и воплощать их в жизнь, то можно быть уверенным в том, что и их ребенок разовьется в творчески одаренного человека.
Удачи вам, уважаемые взрослые, в воспитании творческой личности!
Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-voobrazheniya-osnova-vospitaniya-tvorcheskoj-lichnosti
Как развить воображение взрослому и ребенку?
Фантазировать и придумывать нечто невероятное свойственно подавляющему большинству детей. Малыши отказываются спать в темной комнате, боясь чудовищ, а школьники рассказывают о собаках, питающихся тетрадками с домашней работой. Подобные плоды бурной фантазии одних родителей только забавляют, а других приводят в ярость. Это неудивительно, ведь многие взрослые давно разучились воображать и фантазировать. Постараемся выяснить, насколько полезна фантазия и как развить воображение.
Что это такое?
Детские психологи утверждают, что воображать и фантазировать малышу просто необходимо для нормального психического развития. В первые годы жизни ребенок призывает фантазию на помощь во всех ситуациях, которые не может объяснить самостоятельно. По мере накопления жизненного опыта мечты и фантазии обретают большую связь с реальностью. Взрослые люди уделяют мечтам очень мало времени и внимания. И действительно, зачем серьезному человеку мир иллюзий, если в реальности забот достаточно? На самом же деле хорошая фантазия не только не помешает никому, но и может помочь во многих сферах жизни. Воображение – это абстрактное понятие, выражающее способность фантазировать и представлять себе нечто, не существующее в действительности. Слово «воображать» можно считать синонимом таких популярных сегодня определений, как «креативность» и «творческое мышление».
Польза фантазии
Определяем творческий потенциал и уровень развития воображения
Ошибочно считать фантазию врожденным навыком. Скорее, это одна из психологических техник, которой при желании и регулярных тренировках может овладеть каждый. И все же действительно можно заметить, что у кого-то воображение развито в большей, а у кого-то в меньшей мере.
Постарайтесь здраво оценить, насколько легко и быстро вы придумываете план действий в нестандартной ситуации? Задуматься над развитием собственного воображения следует тем, кто подолгу думает над подарками для своих близких.
Если вы не любите читать и лишь немногие книги производят впечатление, проблема может быть также в недостаточно развитой фантазии. Считается что в наибольшей степени воображение полезно детям.
И это действительно так, ведь чем раньше человек начнет заниматься каким-то творчеством и мыслить креативно, тем больших успехов он добьется.
Простые приемы, тренирующие фантазию
Подобная игра будет полезна и взрослому. Поиграйте с ребенком, представив себя каким-то животным или вымышленным героем. Можно попробовать выполнить это упражнение в одиночестве. Вообразите себя в другом месте или человеком противоположного пола. Главное — отбросить стеснение и предрассудки. Играйте выбранную роль так, как будто вы профессиональный актер.
Как развить воображение у взрослых и детей? Достаточно просто – фантазировать при любой возможности. Можно с вечера продумывать свое завтрашнее утро, представляя его во всех красках. Используйте техники медитации – закрывайте глаза и представляйте целые новые миры.
Как развить воображение у ребенка 8-9 лет при помощи простых упражнений? Знакомьте сына или дочь с новыми для него видами искусства. Обсуждая конкретное произведение, спрашивайте, что в нем можно было бы изменить. Время от времени просите ребенка попробовать написать рассказ, не ленитесь вместе искать созвездия и обсуждать, на что похожи облака.
Стимулируют фантазию и правильные игрушки: все виды конструкторов и некоторые головоломки.
Учитесь мыслить и действовать нестандартно
Как развить воображение для рисования взрослому или ребенку?
В это сложно поверить, но иногда недостатком фантазии страдают творческие люди. Простой пример: человек умеет хорошо рисовать или лепить, но не знает, что именно изобразить. Важно понимать, что любой вид визуального искусства рождается в мыслях творца. А это значит, что отдельной техники, как развить воображение для рисования не существует, вам следует просто больше фантазировать. Для того чтобы создать рисунок, можно взять за основу персонажа или пейзаж, которые вы уже видели или придумали ранее. Далее вам останется только продумать детали, и помните: запретов нет. А еще рисовать можно непосредственно в мире грез. Как развить воображение с помощью данного приема? Закройте глаза и представьте себе белый лист бумаги, затем мысленно нарисуйте на нем какой-то рисунок. Постарайтесь действительно увидеть весь этот процесс и разглядеть все детали и пропорции. Выполняя данное упражнение регулярно, вы научитесь рисовать настоящие шедевры. После чего вам останется только переносить на бумагу их настолько же качественно, как их создает ваше воображение.
Тренируем фантазию ежедневно
Источник: https://autogear.ru/article/259/479/kak-razvit-voobrajenie-vzroslomu-i-rebenku/
Развитие воображения у взрослых посредством упражнений
Под этим понятием понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Благодаря развитию воображения дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.
Средства развития
Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в психологии, касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.
Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.
Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника.
Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка.
Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на мышление, станут способом развития фантазии вместе с воображением.
Зачем развивать?
Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность расширить сознание, создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя практических действий.
Применяя рекомендованные психологией игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.
Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.
Способы развития фантазии
Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.
Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.
Разработка ритма внимания
Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.
Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.
Запечатление
Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.
Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.
Манипуляция фотографиями
Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.
Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.
Умение видеть
Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова.
Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек.
Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.
Создание образов
Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:
- Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
- Агглютинация. Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
- Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
- Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
- Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
- Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.
Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.
Развитие творческого восприятия
Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.
При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:
- Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
- Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.
Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:
- улучшить собственные творческие способности;
- развить память одновременно с мышлением;
- интеллектуально обогатиться.
Развивающие книги
Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:
- М. Михалков;
- Эдвард де Боно;
- И. Матюгина.
Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:
- Михаил Булгаков;
- Джоан Роулинг;
- Стивен Кинг;
- Майкл Крайтон;
- Патрик Зюскинд.
Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.
В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.
Источник: https://myself-development.ru/chto-takoe-voobrazhenie-i-kak-ego-trenirovat/
Как стать фантазером: нужна ли гимнастика для развития воображения?
Ведь фантазия, в отличие от вранья, абсолютно бескорыстна. Более того, человек, наделенный богатым воображением, зачастую становится предметом белой зависти тех, кто этого качества лишен. Как развить фантазию и воображение (по сути это одно и то же) – проблема не такая уж и праздная и далеко не детская. Решать ее никогда не поздно, даже если вам уже далеко «за».
Как определить, богатая ли у вас фантазия?
Часто ли вы представляете себе образы героев литературных произведений во время чтения? Способны ли вы мысленно смоделировать несколько вариантов развития событий, даже если один из них очевиден на 100%? Часто ли вам хотелось снять продолжение своего любимого фильма или написать вторую часть полюбившегося романа?
Если на эти и другие подобные вопросы вы с легкостью отвечаете «да», то можете себя поздравить – с вашим воображением все в порядке. Но стоит ли волноваться, если ответы строго отрицательны? Нет, не стоит, если фантазия и воображение не являются для вас жизнеобразующими компонентами (см. Визуал, аудиал, кинестетик).
Но если их недостаточное развитие вас тяготит, если вы чувствуете, что без способности предвидеть и предугадывать реальность существующую, и моделировать реальность параллельную, ваша жизнь становится скучной и пресной – все равно не нужно унывать. Ведь современная психология предлагает упражнения на развитие воображения в большом разнообразии. Главное – понять, в какой степени вам требуется подобная помощь.
Как вы думаете, какого человека можно назвать эрудитом? Вопросы и задания для эрудита.
Узнайте, что такое аналитические способности. Как развить аналитический склад ума.
Воображение: виды, свойства и функции
Хорошая новость: людей без воображения не бывает. Если вы в принципе способны мыслить, значит, вы можете представлять мир в своем сознании и мысленно производить с его деталями различные манипуляции. Другой вопрос в том, что вы, возможно, для этого используете недостаточно богатый набор инструментов. Давайте проверим, так ли это:
- вы умеете создавать нечто новое, компилируя части известного вам целого: к примеру, используя несколько картинок из разных глянцевых журналов, вы можете создать единый гармоничный образ;
- вы с легкостью выделяете в каком-либо предмете, человеке, явлении или процессе одну доминирующую черту и через нее можете представить весь образ целиком;
- вы способны придумать что-то такое, чего до сих пор не существовало ни в реальной жизни, ни в художественном мире.
Приемы создания образов воображения разнообразны (см. Шесть шляп мышления). Иной скептик спросит: и зачем все это нужно? И будет несколько неправ в своем консервативном скептицизме. Ведь чем богаче наша фантазия, тем особеннее и индивидуальнее мы сами. Воображение дано нам не просто так:
- с ним проще узнавать новое, расширяя границы уже изведанного;
- появляется возможность предвидения конечного результата, даже если процесс еще в самом начале;
- легче понимать других людей, повышается способность к эмпатии;
- тренируется способность к планированию, по сути – к предвидению будущего, что защищает нас от возможных ошибок;
- развиваются творческие способности;
- можно путешествовать во времени через воспоминания: из прошлого в будущее через настоящее.
Конечно, чтобы человек обладал всеми этими умениями, нужно начинать развитие воображения в дошкольном возрасте.
Как тренировать фантазию у детей
Начало формирования воображения у детей приходится на возраст около 1,5 лет, когда ребенок открывает в себе способность узнавать уже виденное. Потом, ближе к трем-четырем годам, он учится играть и через игру моделировать окружающий мир.
- рисуйте, лепите, делайте аппликации, конструируйте —творите при любой возможности и с помощью любых материалов;
- гуляйте осмысленно: фантазируйте, представляя, на что похожи встречающиеся вам по пути предметы;
- разыгрывайте сценки, в которых главными действующими лицами могут выступать либо игрушки, либо вы сами;
- моделируйте невероятные ситуации. Допустим, поинтересуйтесь у ребенка, как бы он жил, если бы был рыбкой, почему зайчику может быть страшно в лесу и каким будет наша планета, если исчезнут все цветы (см. Вербальный интеллект).
По мере взросления ребенка упражнения для развития воображения становятся сложнее и серьезнее. Методики диагностики воображения младших школьников различны:
- самостоятельное придумывание сюжета к небольшому художественному произведению с заданными героями;
- дополнение деталями готового или незавершенного рисунка;
- придумывание новой игры;
- представление себя в роли человека той или иной профессии;
- одушевление предметов;
- составление отзывов (устных или письменных) об увиденных фильмах или прочитанных книгах;
- фантазии о будущем;
- придумывание новых слов как альтернативы привычным наименованиям;
- характеристика литературных героев.
Главная задача взрослых на этом этапе – поощрять полет детской мысли. Не нужно одергивать свое чадо, даже если вы уже утомились внимать его бесконечным фантазиям, наоборот, включайтесь активно в этот процесс сами. И тогда вы воспитаете не прагматичного скептика, а творческого человека, которому гораздо легче будет приспособиться ко всем нюансам суровой взрослой жизни.
Читайте про игры на логику и мышление для ребенка: самым маленьким и детям постарше.
Знаете ли вы, как пользоваться интуицией? Почему мы прислушиваемся к себе?
Узнайте, почему ухудшается концентрация внимания и как её развить.
Как развить фантазию у взрослого человека
Развивать фантазию никогда не поздно. Другой вопрос, что взрослым гораздо труднее решиться на какие-то шаги в этом направлении. Прежде всего, потому что человек в возрасте уже является состоявшейся личностью.
Но если вы разменяли не один десяток, но все равно чувствуете необходимость внести в свою внешнюю жизнь и внутреннюю сущность немного ярких иррациональных красок, то дерзайте.
Как развить воображение – упражнения, решающие подобную задачу, существуют и для взрослых:
- нужно больше читать – совет универсальный для всех возрастов, но для тех, кому «от и старше» при нехватке времени и общей усталости от жизни он особенно актуален (см. Незаурядный интеллект);
- нужно больше мечтать. Нет, превращаться в современных Маниловых не стоит, но почему бы не представлять время от времени свои желания в идеальных образах, так сказать, визуализировать планы;
- нужно больше времени уделять своему творческому хобби, а если его нет, то непременно его завести (вяжите, рисуйте, мастерите, шейте, в конце концов, играйте в компьютерные игры, только не в обычные стрелялки, а в симуляторы, создающие города и новые вселенные);
- слушайте радиоспектакли и аудиокниги, станьте сами себе режиссерами хотя бы мысленно, и наоборот – озвучивайте по-новому известные фильмы;
- при встрече с друзьями не сидите банально за столом, а играйте: в ассоциации или «крокодила».
Только учтите: мир фантазий затягивает. Так что не теряйте связь с реальностью и следите, чтобы ваше воображение не поработило ваш здоровый разум.
(2
Источник: https://golmozg.ru/interesno/kak-razvit-fantaziyu.html