Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Главная страница > Интеллект

Юрий Окунев

Дата: 03.06.2016

Рубрика: Интеллект, спецстатьи

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Мой день

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ваше вихрастое чудо подросло и заметно вытянулось. Еще вчера оно с азартом гоняло паровозики по полу, качало и укладывало спать плюшевого мишку. А сегодня, взгромоздясь на стул и закусив от напряжения губу, старательно выводит букву за буквой, вписывает столбиком цифры, сражается с таблицей умножения.

Малыш пытается успеть за современной школьной программой, которая предъявляет столь высокие требования к своим ученикам. Времени на раскачку нет. Промешкаешься, чего-то не поймешь – и вот ты уже в отстающих.

Нынешняя школа делает ставку на учеников с хорошей памятью. Не все дети обладают таковой от рождения, но память можно и нужно развивать. Итак, друзья, сегодня мы разберем, какие бывают упражнения для развития памяти у младших школьников.

Особенности развития памяти у младших школьников

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Дети 6-10 лет весьма любопытны, они впитывают, как губка все новое и неизведанное, с удовольствием запоминают, а потом используют в своей речи новые термины и понятия.

Происходит переход от фантастического мира выдумок и сказок к более реалистическому восприятию действительности. Как и в дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает виды памяти:

Только теперь уже школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память. Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшешкольника – самая важная деятельность. Маленький человечек сам стремится к постижению новых знаний, меняются его ценности, уклад жизни.

Вся проблема в том, что в начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить.

Научить школьника правильно пользоваться своей памятью – задача родителей.

Что нужно младшему школьнику для успешной учебы?

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований.

Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.

Мы знаем, что работа памяти состоит из трех этапов:

  • Запоминание;
  • Хранение информации;
  • Воспроизведение (воспоминание).

В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения.

Факторы эффективного запоминания

Как нужно организовать информацию, чтобы она запоминалась легко учеником младших классов? Существуют следующие условия оптимальной работы памяти:

  1. Желание учиться. Если оно есть – проблем с запоминанием не будет;
  2. Установление связей. В первую очередь запомнится та информация, которая будет связана с уже имеющимися знаниями во-первых и будет иметь практическое значение для школьника во-вторых;
  3. Яркость и эмоциональность. Информация должна быть связана с эмоциями и яркими впечатлениями, тогда она запомнится легко и надолго;
  4. Внимание. Если ученик пропустил новый материал мимо ушей, то запомнить он ничего не может.

Как известно, память делится на несколько видов:

  • Зрительная (лучше запоминается то, что находится перед глазами);
  • Слуховая (запоминаем, если слышим на слух);
  • Двигательная (определенное монотонное движение способствует запоминанию).

Проведите диагностику дома: понаблюдайте, каким видом памяти ваш школьник пользуется чаще всего. В дальнейшем при подготовке домашних заданий опирайтесь на этот вид. Например, если доминирует двигательная память, то информацию, сложную для запоминания, следует переписывать от руки.

Рекомендации родителям

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Любой родитель может помочь своему ребенку справиться со школьными нагрузками и достичь должного развития памяти. Все, что для этого нужно – всего лишь следовать этим рекомендациям:

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;
  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих). Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;
  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;
  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;
  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.
  • Обязательно занимайтесь развитием внимания своего чада. Упражнения можете найти в моей статье: «Как троечнику стать отличником».

Как развить память в младших классах?

Выделите время в течение дня для специальных занятий, когда вы будете заниматься с ребенком – выполнять упражнения и играть в игры на развитие памяти у младших школьников. Приведу ориентировочные задания, которые можно использовать:

  • Решайте ребусы и головоломки, разгадывайте кроссворды;
  • Разучивайте стихи, считалки, скороговорки;
  • Составляйте логические цепочки из слов;
  • На прогулке в парке или в лесу попросите ребенка услышать и запомнить как можно больше звуков. По возвращении домой вспомните, что вам удалось услышать;
  • Занимайтесь рисованием. Пусть школьник почаще срисовывает различные геометрические узоры и картинки из книжек.

Очень эффективное и полезное задание – писать диктанты. Тут есть два варианта:

ВАРИАНТ А: ребенок предварительно читает небольшой отрывок текста – строчек 6-8, не больше. Находит в тексте слова с новыми, недавно изученными орфограммами. Далее школьник пишет этот текст под диктовку. По окончании сверяется с образцом, подсчитываются допущенные ошибки.

ВАРИАНТ В: текст читается взрослым в достаточно быстром темпе и с разделением на предложения. Читается первое предложение – пауза (ребенок по памяти пытается все записать) – звучит второе предложение – пауза (снова записывает). И так весь текст. При анализе результатов приоритет отдается степени точности записанных слов.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Цветной ряд Выложите перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.

Картинка Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

Зоопарк Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Уберите карточку. Пусть младший школьник припомнит и изобразит с помощью цветных карандашей каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Чемодан Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Пары слов Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Остановка Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.

Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Упражнения на развитие памяти с использованием ассоциаций

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Мы уже говорили с вами, друзья, что основная задача младшего школьника – освоить эффективные методы запоминания. Эти упражнения призваны помочь ребятам научиться приемам ассоциативного мышления. Для детей это, пожалуй, один из лучших методов запоминания. Про создание ассоциаций для запоминания можете почитать в статье «Мнемотехника».

Подсказка На столе лежит два десятка карточек с изображенными на них предметами и животными. Приготовьте набор из 8-10 слов.

Читая по порядку слова из набора, предложите школьнику найти на столе карточку, которая может помочь запомнить это слово. Карточка откладывается в сторону, читается следующее слово из набора.

 В завершение попросите перечислить все слова из списка, опираясь на карточки-подсказки.

Придумай Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Картинки-небылицы Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Пусть школьник представит в виде смешной картинки каждую пару слов из вашего списка. Вторая часть задания – читаете одно слово из каждой пары, учащийся припоминает второе, пользуясь уже созданной картинкой.

На сегодня это все. Для занятий на развитие памяти у младших школьников можете использовать также игры на развитие памяти у дошкольников.

 В качестве онлайн-тренировки рекомендую воспользоваться  сервисом Викиум , где все тренажеры представлены в виде увлекательных, захватывающих и вместе с тем полезных флеш-игр, направленных на развитие памяти и внимания.

Я думаю, ваши дети будут выполнять эти задания с восторгом. Мои впечатления о сервисе можно почитать здесь.

На этом заканчиваю. Жду ваших комментариев, не забывайте подписаться на новости блога.

Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

Источник: http://my-day.pro/uprazhneniya-na-razvitie-pamyati-u-mladsh/

Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения

Слуховая память является разновидностью образной памяти. С ее помощью мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим слуховые образы.

Начинать работу над развитием слуховой памяти необходимо еще в дошкольном возрасте. Поскольку, приступив к обучению в школе, ребенок значительную часть информации воспринимает на слух.

Развитие слуховой памяти у младших школьников должно иметь регулярный характер.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Такая работа в форме игр и упражнений поможет ребенку хорошо освоить учебную программу: овладеть навыками выразительного чтения, правописания, решения устных задач и т.д.

Читайте также:  Мрт сосудов головного мозга:алгоритм диагностики

Как развить слуховую память у ребенка?

Если Вас волнует вопрос: как развить слуховую память у ребенка, то в домашних условиях можете применять описанные ниже способы.

  • Выполнение упражнений. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны упражнения в игровой форме.
  • Прослушивание сказок. Дети обычно любят, когда им читают сказки. Возьмите себе за правило ежедневно читать ребенку по 1 сказке перед сном, например. А после прочтения, спросите ребенка, о чем была сказка. Также полезно для развития слуховой памяти слушать аудиосказки.
  • Разучивание стихотворений и песен.
  • Прослушивание музыкальных произведений. Музыка запоминается намного лучше, чем услышанная или прочитанная информация. В этом способе можно сочетать приятное с полезным.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Вы можете выбрать любой из способов. Но лучше задействовать все и регулярно их чередовать.

Упражнения для развития слухового внимания и памяти

Упражнение «Запомни цвета»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Необходимо подготовить цветные карандаши, картинку и рассказ, составленный по сюжету выбранной картинки. Тему можно выбрать любую.

Например, “Поиски клада”, “Цветочная поляна”, “Зимние забавы”, “Прогулка по зоопарку”, “Овощи на грядке”, “Собираемся на праздник” и т.д.

Ребенок должен внимательно слушать Вашу историю и запомнить цвета предметов на представленной картинке.  Затем ребенку необходимо правильно раскрасить рисунок.

Упражнение «Художник»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Упражнение представляет собой усложненный вариант предыдущего. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то не стандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге  то, что Вы описали.

Упражнение «Пчелы собирают мед»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Перед проведением упражнения необходимо подготовить фигурку пчелы и цветы, с которых она будет собирать мед. Возьмите цветную бумагу и вырежьте 10 кругов диаметром 5-6 см (это задание может выполнить ребенок).  Цветы пронумеруйте. В качестве пчелы подойдет яйцо от киндер-сюрприза.

Разложите цветы в произвольном порядке. Затем озвучьте маршрут. Ребенок, держа пчелу, перебирается с одного цветка на другой по обозначенному маршруту. Начните с простых команд, называя по 2 — 3 номера или цвета. Постепенно усложняйте задание. Если ребенок легко справляется с упражнением, то увеличивайте количество цветов до 15.

Игру также можно проводить в качестве соревнования между 2-3 детьми. Выигрывает ребенок, пчела которого в правильной последовательности облетела все цветы.

Упражнение «Список»

Это упражнение не требует особой подготовки. Вы произносите 10 слов в медленном темпе. Затем ребенок повторяет слова, которые он запомнил. Для большего интереса со стороны ребенка, можете предложить игру.

Например, сказать, что Вы составляете список товаров, которые собираетесь купить в супермаркете. То, что он вспомнит из списка и будет куплено. Или, например, пусть ребенок представит, что ему нужно собрать вещи в путешествие.

Он сможет взять с собой только то, что запомнит из списка.

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Эту игру можно проводить с 2-3 детьми. Например, если к Вашему ребенку пришли друзья. Один ребенок называет слова, которые запомнил, а друзья дополняют оставшимися словами. Другой вариант: ребенок с друзьями по очереди называют услышанные слова по одному. Выигрывает тот, кто вспомнил больше слов.

Также можно попросить ребенка (детей) объединить слова в пары. Например, велосипед-колесо, чашка-блюдце, мышь — нора. Или попросить объединить слова по родовым признакам: одежда, мебель, транспорт, птицы, посуда и т.д.

Еще вариант игры. Трижды произносить последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. В третий раз добавить лишнее слово. Ребенок должен его назвать.

Пояснение: Если у ребенка очень слабо развита слуховая память и он затрудняется запомнить 10 слов, начните упражнение с 6-7 слов, а затем наращивайте их количество. Если ребенок очень легко запоминает  10 слов, можете усложнить задание до 15 слов.

Упражнение «Снежный ком»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Многим известно это упражнение. Суть его заключается в многократном повторении слов и постепенном увеличении их количества. Все слова необходимо запоминать.  Сначала выбираете определенную тему.

Если Вы играете вдвоем с ребенком, то по очереди называете слова, повторяя все предыдущие. Например, выбираете тему “животные”. Вы говорите “заяц”, ребенок повторяет за Вами“заяц” и добавляет “лошадь”, Вы говорите “заяц, лошадь, верблюд” и т.д.

Игра может проводиться до 15-20 слов. Если Вы играете всей семьей, то по кругу произносите слова.

Это упражнение можно провести по принципу предложения. Вы или ребенок произносите предложение из двух слов, а затем постепенно его расширяете, добавляя по одному слову.

Упражнение «Страна сказок»

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Подготовка к упражнению: Вам необходимо подобрать сказку, где есть разнообразные персонажи. Вы читаете сказку. Ребенок после прослушивания должен вспомнить всех персонажей. Если сказка хорошо знакома ребенку, то можно изменить имена персонажей.

Например, в сказке “Теремок” Вы озвучиваете других животных, которых нет первоисточнике. В сказках “Бременские музыканты” и “Волк и семеро козлят” придумываете имена животным. В сказке “Белоснежка и семь гномов” называете гномов по именам. В сказке “Репка” изменяете персонажей.

Можете придумать авторский рассказ.

Используйте регулярно описанные упражнения для развития слуховой памяти у младших школьников. Благодаря этому Вы сможете не только улучшить память своего ребенка и повысить его успеваемость по различным предметам. Вы будете интересно проводить время и сохранять хорошие, теплые отношения с ребенком.

Источник: https://KinderBoo.ru/razvitie-sluhovoy-pamyati-u-mladshih-shkolnikov/

Развиваем память у младших школьников: простые и полезные упражнения и игры

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Современное образование значительно отличается от образования, которое получили многие родители будущих и нынешних первоклассников. Мы все удивляемся, как ребенок в 1-ом классе изучает то, что раньше мы делали только в 3-5 классе. Поэтому перед поступлением в школу, родители должны заранее заняться подготовкой ребенка и развитием его внимания, концентрации и памяти, чтобы он успевал за школьной программой и справлялся с домашним заданием.

  • Предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут детям от 4-х до 8 лет развить память.
  • Упражнения для развития памяти у детей младшей школы:
  • Для развития зрительной памяти
  • “Цветной ряд” — разложите 5-7 разноцветных кубиков перед ребенком. Засеките 30 сек и закройте ряд. Попросите ребенка расставить другие кубики (или нарисовать) по цвету в точно такой же последовательности. Проделывайте так несколько раз с разными комбинациями, пока ребенок не будет каждый раз выставлять правильно. Потом можно увеличивать количество кубиков и сокращать время для запоминания.
  • “Зоопарк” — Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте. Уберите карточку. Пусть он припомнит и нарисует каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось. Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры
  • “Картинка” — эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.
  • “Кручу-верчу” — Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера (линейка, карандаш, заколка и т.д.). Дайте ему 30 сек на запоминание, потом он отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.

Для развития слуховой памяти

  • “Чемодан” — несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…карту». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту и…компас!». Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту, компас и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.
  • “Пары слов” — Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Как лучше устраивать такие игры ребенку?

  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.
  • Если ребенок справился с заданием, похвалите его и можно вручить небольшие призы и поощрения.

И еще несколько простых советов от нас для развития памяти ребенка. Это уже не игры, а не навязчивые действия:

  1. По дороге из школы расспрашивайте ребенка о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета учительница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же — за что?) и т.д.
  2. Вместо того, чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легким конструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а также зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.
  3. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры.
  4. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  5. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов.

Как видите, упражнения для развития детской памяти выполнять совсем не сложно. Родителям важно уделять этому внимание и время. Так вы поможете ребенку без проблем запоминать информацию.

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/razvivayem-pamyat-u-mladshikh-shkol-nikov-prostyye-i-poleznyye-uprazhneniya-i-igry/

Игры для развития памяти школьников

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игры

Упражнения на развитие памяти у младших школьников: игрыКак чудесно, что человек может помнить то, что было с ним много лет назад, да и еще в таких подробностях. Что же это? Наша память. Память дана человеку с самого рождения. Главное, постоянно ее развивать.

Данные игры предлагаются для детей школьного возраста. С помощью них можно развить слуховую, зрительную и другие виды памяти. Играйте с удовольствием!

Скороговорки различной длины (слуховая память)

  1. Купила бабуся бусы Марусе.
  2. Муха-горюха села на ухо.
  3. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок – сорок морок.
  6. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  7. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  8. Слишком много ножек у сороконожек.

«На ком оборвется?» (слуховая память)

Число игроков должно быть парным. Все садятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые — одна команда, вторые — другая.

Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым; третий повторяет первые два слова и говорит свое (например: крыша, булка, Иван и т.д.).

Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает.
Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.

Читайте также:  Инсульт: последствия приступа для головного мозга и всего организма

«Увидел, услышал — запомни!» (слуховая и зрительная память)

Память на числа очень часто нужна на практике.
Игроки садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый должен написать их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа, проверяет их у всех.

Затем его сосед, написав 5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 5-7 секунд.
Когда его бумажка уже спрятана, каждый пишет эти числа у себя, и вновь происходит проверка.

Затем один за другим играющие последовательно пишут 6, 7 однозначных, 3,4,5 двузначных, 2,3,4 трехзначных числа, все время чередуя тренировку зрительной и слуховой памяти.

Игра проводится в течение 7-10 минут.

«Цвет и форма» (зрительная память)

У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши.

Кто-то, отойдя в сторону, быстро чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5-10 секунд показывает остальным играющим свой рисунок.
Все должны как можно точнее его скопировать.

Трое, сделавших это лучше других, поощряются.
Теперь другой игрок за несколько секунд делает свой рисунок, другие копируют его по памяти.

Игра продолжается до тех пор, пока то же самое не сделают 5-8 человек, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.

«Движение по памяти» (зрительная память)

Двое играющих чертят сами для себя на полу или на земле одну зигзагообразную линию.
Один чертит два метра, другой продолжает эту линию тоже на два метра.

Они могут несколько минут изучать ее, чтобы хорошо запомнить, и после этого пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один движется по линии, а другой громко считает, сколько раз тот с нее сошел, затем они меняются ролями.

«Запомни фигуры»

Для этой игры лучше всего иметь обычную школьную доску, но можно использовать и любой фанерный щит. Главное, чтобы на нем было удобно рисовать мелом (белым или цветным).

Ведущий рисует одну за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая.

Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Игру можно усложнить, разделив всех играющих на две команды и устроив соревнование, какая из них быстрее и точнее выполнит задание.

(Как вариант — все фигуры могут быть нарисованы заранее на отдельных листах и показываться ребятам по очереди. Основное условие игры — все фигуры должны быть просты для запоминания и их количество не должно превышать 16.

)
Какие это могут быть фигуры? Равносторонний треугольник, квадрат, окружность, вписанная в квадрат, окружность, описанная вокруг равностороннего треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю; окружность с воткнутым в нее крестом; маленький круг внутри большого; крест и т.п.

  • «Где стереть?» (зрительная память)
  • На листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы…
  • «Скопируй позы»

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями.

Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой.

И вновь пары меняются ролями.

Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвел позы.

После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д. , и игра продолжается по тем же правилам.

«Восстанови память» (зрительная память)

Для игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой. (Можно нарезать их из тетради в клетку.

)
На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах.

Смысл игры заключается в том, что играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.

Выигрывают те ребята, которые выполнили это задание правильно.

Игру при желании можно усложнить, зачеркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачеркнуты, но еще и то, какого они цвета.

«Вспомни, не глядя» (зрительная память)

Каждый ли из нас хорошо представляет себе то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живет, в классе, где учится?

Внезапно, никого не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше — Коля или Витя и т.п.

«Рисование со слов» (слуховая и зрительная память)

Для проведения игры необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы.

Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать.

То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

«Рука все помнит» (сенсорная память)

Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения.

При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д.

Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов и т. д.

Источник: https://nattik.ru/razvivauschie-igri/razvitie-obuchenie/igry-dlja-razvitija-pamjati-shkolnikov.html

Упражнение на развитие зрительной памяти

Игры
и упражнения на развитие памяти

Как развить память у ребенка

Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра спарами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с дошкольного возраста.Итак, запишите себе на лист 10
пар слов, связанных между собой по смыслу,например, стул — стол, кошка — собака, вилка — тарелка. Теперь следует прочитатьэти слова малышу 3 раза.

 Обязательно выделяйте пары слов с помощьюинтонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенкупервые слова из пары,
в то время как он должен следом за каждым вашим словомповторять его пару.

 Таким образом, тренируется кратковременная память,
а
дляразвития долговременной — выполните то же упражнение спустя полчаса.

Как развить тактильную память ребенка? Завяжите глаза малышу, кладите в
егоруки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в
том порядке,
вкотором он их трогал.
При этом работает узнавание и запоминание.

Также рекомендуем развивать зрительную память детей.
Для упражнениянеобходимо склеить 2 башни из коробков.
В одной башне будет 3 коробка,
а вдругой —
4. Сначала положите пуговицу в один из коробков,
а задача ребенка -назвать,
в какой башне и
в каком отделении находится пуговица. Далее можнобудет использовать 2 пуговицы в разных башнях. Начинать выполнять упражнениеможно ребенку с
3 лет.

Чтобы развить память и внимание, хорошо работать с картинками «найдиотличия». Концентрируйтесь на деталях, шагая по улице, пытайтесь как можнобыстрее находить вещи по определенному признаку, например, окна с голубымизанавесками.

  • Яндекс.Директ
  • Слушаем и рисуем
  • Цель: развить слуховую память и внимание.
  • Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы,
    о которых в
    нём говорится.
  • Матрешек будем рисовать:
  • Раз,
    два, три, четыре, пять.
  • Всех больше первая матрешка:
  • Зеленый сарафан, кокошник.
  • За ней сестра — вторая,
  • В жёлтом платье выступает.
  • Третья меньше второй:
  • Сарафанчик голубой.
  • У четвертой матрешки
  • Рост поменьше немножко,
  • Сарафанчик синий,
  • Яркий и красивый.
  • Пятая матрешка —
  • В красненькой одежке.
  • Всех запомнить постарайся,
  • За рисунок принимайся!
  • По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще
    раз.
  • ***
  • Цель: развить слуховую память и внимание.
  • Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий егосодержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комковснега. Один получился большой, другой — поменьше,
а третий —  совсем крохотный.Руки первого
и второго —  снежные комки, а у третьего
— из сучков.
Вместо носа вставлены морковки.
Глаза из угольков.

  1. Прогулка
    в картинках
  2. Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание,
    восприятие и воображение ребенка.
  3. Ход
    игры:
    во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные
    знаки, рекламные щиты, витрины магазинов,
    побеседуйте с ребенком о том, зачем это
    всё нужно.
  4. По возвращении
    домой попросите ребенка нарисовать то,
    что запомнил.

На
каждой прогулке ребенок с помощью взрослых
может узнать для себя что-то новое. Эту
игру можно проводить
регулярно, знакомя ребенка с
деревьями, цветами и др.

Разрезанные
картинки

Цель: развить зрительную память,
восприятие.

Для
проведения игры следует использовать 2
картинки.Одна целая, другая
-разрезанная по линиям.
Можно взять для игры иллюстрации к
сказкам, календарики, открытки.

Задание:
предложите ребенку собрать
картинку, используя образец. Затемобразец
нужно убрать, а ребенка попросить
собрать картинку по памяти.

Какой
игрушки не хватает?

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход
игры: поставьте перед ребенком на 15-20
секунд 5 игрушек. Затем  попроситеребенка отвернуться
и уберите одну игрушку. Спросите ребенка:»Какой
игрушки нехватает?»

  • игру можно усложнить.

  • увеличив количество игрушек;

  • ничего не убирая,
    только менять игрушки местами.
  • Игрушки
    для проведения игры могут быть следующие:
    заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься
ребенком как новая, если брать другой набор
игрушек. Играть можно 2-3 раза в
неделю.

  1. Где
    спрятана игрушка?
  2. Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
  3. Для
    организации и проведения
    игры необходимо склеить между собой три
    спичечных коробка.

Ход
ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить
какую- нибудь маленькую игрушку или
предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу,
колечко от пирамидки и
др.) Затем коробки на некоторое время уберите.
Попросите ребенкадостать
спрятанную игрушку.

  • Игру можно несколько
    усложнить:
  • -убрать
    коробки на более
    длительное время;
  • -спрятать
    2, а затем и 3 игрушки;
  • -заменить
    игрушки.
  • «Опиши
    игрушку!»(для детей 5-7 лет)
  • Цель: развить непроизвольную
    образную память.

Ход
игры: предложите ребенку в
течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую
игрушку, а затем описать её. После этого
игрушку следует убрать. Через 30
минут предложите ребенку по памяти описать
игрушку, её свойства.

Эту
игру можно проводить
неоднократно, предлагая новые игрушки.
Можно усложнить задание, предлагая не одну,
а две игрушки.

Развиваем
смысловую память

Медленно
зачитываются 10 пар слов, между которыми
имеется смысловая
связь.Затем через небольшой интервал времени зачитываются
лишь первые слова изкаждой пары.
Учащиеся должны припомнить
и назвать вторые слова,
а затем записать те пары слов,
которые запомнили.

  1. ШУМ
    -ВОДА, МОСТ — РЕКА, ЛЕС — МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ —
    ВЫСТРЕЛ, ЧАС — ВРЕМЯ, СТОЛ — ОБЕД, РУБЛЬ
    — КОПЕЙКА, ДУБ — ЖЕЛУДЬ, РОЙ — ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ
    — ДОСКА.
  2. (Если
    правильно воспроизведено 6
    пар из 10, то смысловая память развита
    удовлетворительно)
  3. Развиваем внимание и память
  4. 3
        5     4     7     8
  5. Постарайтесь запомнить ряд
    чисел в порядке следования за 30
    секунд.
  6. Закройте
    цифры и ответьте на вопросы:
  7. *
    Какое число находится справа
    от четверки?
  8. *
    Какая цифра расположена между тройкой
    и четверкой?
  9. *
    Какие числа составят в сумме семь?
  10. *
    Какое число получится при сложении
    первых трех чисел?

Это
задание опять для тренировки слуховой памяти.
На этот раз вам предлагаются
ряды из трех слов,
которые вам должен произнести
напарник. После этого он называет
лишь первое слово в каждом ряду,
вы же произносите
два остальных:

  • *
    ПРЯЖА — НИТКА — СВИТЕР;
  • *
    СИРЕНЬ — ВАЗА — ЦВЕТЫ;
  • *
    РЕЛЬСЫ — ШПАЛЫ — ПОЕЗД;
  • *
    МУКА — ТЕСТО — БУЛКА;
  • *
    ОКНО — КРЫША — ДОМ;
  • *
    МАЛЫШ — ВЗРОСЛЫЙ — СТАРИК;
  • *
    ДЕТИ — МАМА — ПАПА.
  • Задание на развитие слуховой памяти
  • Пусть
    кто- нибудь прочитает вслух один раз
    следующие пары слов,
    которые вам предстоит запомнить:
  • БУЛКА
    — МУКА
  • СЕСТРА
    — БРАТ
  • СВИТЕР
    — НИТКА
  • ПАПА
    — СЫН
  • ВАГОН
    — РЕЛЬСЫ

Запомнили?
А теперь проверим: из каждой пары ваш
партнер будет называть
лишь первое слово, а второе произносите
сами.

Память

-Выделите
последние слоги в ответах на вопросы.
Прочитайте их по порядку.
При правильном выполнении задания в
каждом варианте должно получиться новое
слово.

  1. ВАРИАНТ
    1.
  2. -Как
    называется морожение с шоколадной
    глазурью на палочке?
  3. -Без
    чего нельзя изготовить ни окно, ни очки,
    ни бинокль?
  4. -Как
    называется слово, противоположное слову
    БЛИЗКО?
  5. ВАРИАНТ
    2.
  6. -Как
    называется слово, противоположное слову
    НИЗКО?
  7. -Где
    в известной русской народной песне
    стояла кудрявая береза?
  8. -Из какой деревяшка
    папа Карло сделал Буратино?
  9. Упражнение на развитие памяти на цифры,
    буквы, слова
  10. Покажите ребенку цифровой
    ряд, написанный на карточке,
    и попросите его
    повторить в той же последовательности
    эти цифры, затем увеличивайте этот
    рядна одну
    цифру:
  11. 6  
    2
  12. 2  
    8   3
  13. 3  
    7   1   4
  14. 6  
    3   9   1   5
  15. 8  
    1   4   9   2   6
  16. 7  
    4   1   8   3   9  
    2
  17. Отметьте,
    какое максимальное количество цифр
    может повторить ребенок.
  18. Далее предложите ребенку выполнить то же самое
    задание, но только зачитывая цифры без
    показа. (В первом случае вы
    определяли зрительную память,
    а во втором — слуховую)

В
третьей серии попробуйте
научить ребенка одному из способов
расширения способности к запоминанию.
Начните с того цифрового ряда, который
ребенок ужене смог
повторить.

Для того чтобы легче запомнить каждую
цифру, научитеребенка отыскивать
какую-нибудь аналогию с соответствующим
числом. Например, какое — то число
совпадает с возрастом ребенка,
какое — то —
с номером квартиры и т.д.

 Теперь ему будет легче
воспроизвести этот цифровой ряд.

Продолжите
подобную тренировку, но пусть ребенок
сам пытается найти какие — либо аналогии
для того чтобы затем воспроизвести
цифровой ряд.

Тот же самый
прием можно использовать и
для тренировки на запоминание
букв ислов.
Постоянно учите ребенка использовать свое
воображение, находитьассоциации,
придумывать истории, связанные с тем,
что нужно запомнить.
Это помогает более надежно закрепить
нужную информацию в долговременнойпамяти.

Читайте также:  Постоянно болит голова: причины регулярных недомоганий

Развиваем
ассоциативную память.

-Напишите
к словам определения, не забывая,
что русский язык — самый богатый язык в
мире. Он дает возможность точно и
красиво описать любое явление. Например,
утро может быть ранним, туманным, свежим,
солнечным, ненастным, долгожданным…
Помните, что ни одно определение у
вас не должно
повторяться.

  • КУКЛА
  • МАМА
  • РЕКА
  • ДЕРЕВО
  • ДРУГ
  • КОНВЕРТ
  • ИГРУШКА
  • СУП
  • СТОЛ
  • ДОМ
  • ПИСЬМО
  • НЕБО
  • А
    теперь давайте проверим, сможете ли
    вы, не подсматривая,
    написать исходное слово около определения.
  • Развиваем слуховую память

Это
задание рассчитано на работу
с партнером. Вам медленно и лишь один раз
читают ряды слов.
Ваша задача- запомнить их в
каждом ряду в том же порядке,
а затем произнести вместе
лишь первые буквы из ряда слов.
СЫН, ОБЛАКО, КОШКА- получается закодированное
слово СОК.

  1. -МАМА, 
    ИСКРА,  РОДИНА
  2. -КРАСКА, 
    РОМАШКА,  ЕДА,  МОРЕ
  3. -ГРАЧ,
    ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН
  4. -СОН,
    ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА
  5. ИГРА
    «Я — фотоаппарат»

Предложите ребенку представить
себя фотоаппаратом, который может
сфотографировать любой предмет, ситуацию,
человека и т.д.

Например,
ребенок в течение нескольких секунд
внимательно рассматривает всепредметы,
находящиеся на письменном
столе. Затем закрывает глаза и
перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развить у детей не только память,
но и внимание.
Помните: всегда лучше запоминается то,
что интересно ребенку.
Поэтому старайтесь придумыватьразные игры.
Например, играйте с ребенком в Шерлока
Холмса или в разведчика.

Игра на развитие памяти:

Я
положил в мешок…

В
эту игру можно играть
с детьми во время длительных
поездок.

Взрослый
начинает игру и говорит:»Я положил в
мешок яблоки». Следующий играющий
повторяет сказанное и добавляет еще
что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки
и бананы». Третий игрок повторяет
фразу и добавляет что — то от
себя. И так далее.Можно просто
добавлять по одному
слову, а можно подбирать слова поалфавиту:
«В саду у бабушки растут…» (Порядок
тот же)

В
этих играх неважно, кто становится
победителем, а кто проигравшим. Важно,
чтобы ребенок развивал в себе способность
вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение на развитие объема
кратковременной слуховой памяти «Каскадслов»

Попросите ребенка повторять за вами слова.
Начинайте с одного слова,
затемназывайте два слова,
ребенок повторяет обязательно в этой
последовательности, три слова и
т.д.

( интервалы между словами-
1 секунда) Когда ребенок не сможет
повторить определенный словесный ряд,
зачитайте ему такое же количество слов,
но других ( для
этого следует подготовить другой список слов).

Если во второйпопытке
ребенок справился с этим словесным
рядом, то переходите
к следующему ряду, и так до тех пор, пока
и во втором прочтении ребенок несможет
воспроизвести заданное количество слов.

  • 1.
    огонь
  • 2.
    дом, молоко
  • 3.конь,
    гриб, игла
  • 4.петух,
    солнце, асфальт, тетрадь
  • 5.
    крыша, пень, вода, свеча, школа
  • 6.карандаш,
    машина, брат, мел, птица, хлеб
  • 7.орел, игра,
    дуб, телефон, стакан, пальто, сын
  • 8.
    гора, ворона, часы, стол,
    снег, книга, сосна, мед
  • 9.
    мяч, яблоко, шапка, морковка, стул,
    бабочка, метро, цыпленок, носки

10.грузовик,
камень, ягоды, портфель, санки, молоток,
девочка, скатерть, арбуз, памятник.

То
количество слов,
которое ребенок может повторить за вами,
есть объем егослуховой кратковременной памяти на слова.

Ребенок
6-7 лет правильно воспроизводит
ряд из 5-6 слов.

Разложите на столе
перед ребенком палочки, из которых сделайте
какую- либо простую фигуру ( домик,
квадрат, треугольник и т.д.)
Попросите ребенкапосмотреть
внимательно на эту
фигуру в течение 2 секунд, затем закройте
эту фигуру и попросите ее 
повторить, сложить так же.

Усложнить
это упражнение можно,
складывая эту фигуру из палочек
разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение
палочек по цвету
и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой
вариант: вы просите ребенка сосчитать
палочки, из которых сделана
фигура, и затем сложить
фигуру из такого же количества
палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память,
но и умение считать.

Дополнительные игры

Игра
«Найди куклу» для детей 1,5—4
лет. Ребенок уходит в другую комнату
или отворачивается, а взрослый в
это время прячет
куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала? Маша, Маша
(имя ребенка),
поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева)
Ребенок находит куклу, пляшет с ней.
Вместо куклы можно использовать любую
игрушку.

Игра «Кто больше запомнит?»
для 2-6 летних. Детям последовательно,
одна за другой,
показывают картинки с изображением
различных предметов, которые они должны
рассмотреть изапомнить,
и просят назвать,
кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто
назовет максимальное количество. Игра
в «Магазин» (для малышей, начиная с
3-х лет) нравится всем детям.

Она
также хорошо развивает память,
если создает мотив, побуждающий запомнить и
припомнить. Например, ребенок, выступающий
в роли покупателя, должен пойти
в «магазин» и «купить»… (называется
3-7 слов).
Чембольше слов малыш
воспроизводит правильно, тем большего
поощрения ондостоин.
Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй
фигуру».

Ребенку показывают 4-6
геометрических фигур, а потом просят
его нарисовать на бумаге те,
что он запомнил.
Более сложный вариант – попросить юного
художника воспроизвести фигуры,
учитывая их размер
и цвет. Игра «Кто знает больше»
также предназначена для
старшего дошкольного возраста.
Ребенку предлагают за одну
минуту назвать 5
предметов заданной формы или цвета.

Например, — 5 круглых предметов, или 5
красных предметов. Выбывает из игры
тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время.
Повторы не считаются!
Конечно, предложенные занятия потребуют
от взрослых немало времени и
сил. А возможно, и заставят отказаться
от каких-то собственных интересов.
Но за это
родители будут вознаграждены сторицей.

Во-первых, их отпрыск
приобретет репутацию умника, а во-вторых,
подобные игры с ребенком подарят
бесценную возможность ненадолго
оказаться в волшебной поре детства,
познавая мир вместе со своим малышом.

Двигательную память детей 3-6
лет развивает игра «Делай, как
я».
 На
первом этапе взрослый
становится за спиной ребенка и
проделывает несколько манипуляций с
его телом – поднимает его руки,
разводит их в
стороны, поднимает ногу и так далее, а
потом просит малыша повторить эти
движения.

На втором, более сложном этапе,
взрослый сам делает несколько движений,
а ребенок повторяет их,
потом малыш совершает свои движения, а
взрослый повторяет заним.
Слуховую память старших
дошкольников развивает игра «Чудесные слова».

Необходимо подобрать
20 слов, связанных между собой по смыслу:
должно получиться 10 пар, например:
еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос,
яблоко-банан, кошка-собака.
Эти слова читаются ребенку 3 раза,
причем, пары интонационно
выделяются. Через некоторое время малышу повторяют
только первые слова пар,
а вторые он должен вспомнить.

Это тренировка кратковременной слуховойпамяти.
Для развития долговременного
запоминания нужно попросить дошколенка
вспомнить вторые слова пар не сразу,
а спустя полчаса.

Источник: https://studfile.net/preview/4466350/

Сборник игр и упражнений на развитие памяти младшего школьника

  • Упражнение «Повторяй за мной»
  • Цель: развитие памяти.
  • Ход проведения: Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют.

От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

  1. Упражнение «Группировка слов»
  2. Цель: развитие памяти.
  3. Ход проведения: Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов.

Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов.

Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»).

Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова.

Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2.

  • См. приложение 1
  • Игры на развитие памяти.
  • «Пары слов»
  • Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.
  • «Заметить все»
  • Цель: Развитие памяти.

Ход проведения: Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

«Ищи безостановочно»

Цель: Развитие памяти.

Ход проведения: В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

  1. «Запомни порядок»
  2. Цель: 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке.
  3. Ход проведения: Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.
  4. «Свяжи пару»
  5. Цель: Развитие памяти.
  6. Ход проведения: Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу.

Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой.

«Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить.

Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».

  • Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.
  • Упражнение «Фигуры»
  • Цель: развитие памяти.

Ход проведения: Внимательно рассмотри и постарайся запомнить фигуры в таблице слева. Затем закрой левую таблицу и по памяти запомни такими же фигурами таблицу справа. Важно запомнить не только все фигуры, но и их положение в ячейках. Только не подсматривай! Проработай постепенно все таблицы.

  1. См. приложение 2
  2. Упражнение «Предмет»
  3. Цель: Развитие памяти.

Ход проведения: Внимательно рассмотри предметы на полке. Когда будешь готов, закрой верхнюю картинку и на нижней найди предметы, которые лежали на полке. Только не подсматривай!

  • См. приложение 3
  • Игра «Я положил в мешок»
  • Цель: Развитие памяти.
  • Ход проведения: В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы…» (порядок тот же).

  1. Упражнение «Словечки»
  2. Цель: Развитие памяти.
  3. Ход проведения: Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
  4. Воздух
  5. Ваза
  6. Кот
  7. Солнце
  8. Вода
  9. Медведь
  10. Тележка
  11. Пчела
  12. Колокольчик
  13. Ромашка
  • «Разноцветная лесенка»
  • Цель: Развитие памяти.
  • Ход проведения: Для занятия вам потребуется 5 карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность слов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались слова друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

  1. См. приложение 4
  2. Игра «Я — фотоаппарат»
  3. Цель: Развитие памяти и внимания

Ход проведения: Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

  • Упражнение «Картинка»
  • Цель: Развитие памяти и внимания.
  • Ход проведения: Внимательно посмотри на картинку, постарайся как можно лучше ее запомнить.

См. приложение 5.1

Посмотри что изменилось?

См. приложение 5.2

Источник: https://infourok.ru/sbornik-igr-i-uprazhneniy-na-razvitie-pamyati-mladshego-shkolnika-2362958.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector