Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

Когда речь заходит об интеллекте, многие ошибочно представляют в голове число, полученное в ходе теста на IQ.

На самом же деле эти цифры абсолютно ничего не значат, и не могут дать объективную оценку способностям человека. Ведь каждый из нас ‒ индивидуальность.

Невозможно быть сразу сильным во всех областях, поэтому важно сразу почувствовать потенциал и двигаться в правильном направлении. 

Детский возраст и период юности ‒ золотое время, для того чтобы определиться со своим предназначением. Когда человек во взрослом возрасте так и не может определиться в том, чем он истинно хочет заниматься, из этого вырастает огромная проблема.

Поэтому родители должны своевременно распознать сильны и слабые стороны малыша, чтобы направить его энергию в нужное русло. Как распознать? Есть множество способов, но самый верный из них ‒ определить тип интеллекта по методике множественного интеллекта Гарднера.

Ниже мы опишем подробнее каждый из типов и дадим практические рекомендации, которые позволят развивать каждый тип интеллекта. 

Лингвистический тип

Эти дети из группы почемучек. Обладатели лингвистического типа сравнительно с другими детьми начинают рано говорить, задают много вопросов, любят играть в словесные игры. В школе и в саду им легко дается запоминание стихов.

Чуть позже они превращаются в настоящих книгокопателей, которые могут вечера на пролет читать увлекательную художественную литературу. Впрочем, даже сочинения, которые они читают в ходе школьной программы, их интересуют не меньше.

Кстати, изучение иностранных языков тоже очень легко дается. 

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

Допустим, ваш школьник принес двойку по математике, но при этом его дневник регулярно пестреет похвалой от учителя литературы, английского, истории. Не спешите ругать малыша за «слабую» математику! Лучше сделайте все возможное, чтобы развивать сильную лингвистическую сторону: 

  • запишите на курсы иностранного языка (это может быть не традиционный английский, а испанский, французский, итальянский); 
  • предложите каждый вечер читать сказку и пересказывать ее (будет осуществляться тренировка памяти);
  • предлагайте чаще учить стихи; 
  • предложите «додумать» историю, рассказ которой вы начнете. 

Эти простые действия помогут постоянно держать в тонусе интеллект малыша и стимулировать его на поиск новых истин. 

Натуралистический тип

Маленький исследователь, который любит рассматривать листики, траву, камушки и любит заботиться о животных ‒ представитель натуралистического типа мышления.

Дети, которые имеют данный тип интеллекта, любят обустроить свою собственную химическую лабораторию на подоконнике или во дворе. В этой химической лаборатории он будет капошиться со стеклышками, с водой, искать идеальную консистенцию каши-малаши.

Забота о животных и прогулки в парке ‒ тоже слабость маленького натуралиста. 

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

В школе такие дети отлично показывают себя в изучении предмета «Окружающий мир», сильный в биологии и географии. Развивать натуралистический тип интеллекта несложно: 

  • организуйте свою домашнюю метеостанцию: проводите эксперименты (можно вручную сделать дождемер, снегомер), изучите с малышом приметы касаемо поведения птиц, познакомьте с барометром; 
  • делайте гербарии; 
  • заведите дома рыбок/птиц/котенка, приобщайте ребенка к уходу за животными. 

Казалось бы, как натуралистический интеллект поможет ребенку в жизни? Какую профессию он сможет выбрать? Да уйму! Люди с натуралистическим типом интеллекта работают ветеринарами, метеорологами, учеными. Думаете, что таких людей мало? Однако они есть! 

Логико-математический тип

Дети с логико-математическим типом мышления, в сравнении с малышами с лингвистическим типом, могут показаться излишне молчаливыми. О таких говорят: «себе на уме». Это и действительно так! Дети уже с раннего возраста любят играть с цифрами, что-то считать, раскладывать по полкам.

Аналитический ум, пунктуальность, любовь к точным дисциплинам ‒ все это о них. В школе они делают успехи в арифметике, а попозже выбирают любимыми предметами алгебру, геометрию, физику. Не нужно от них ожидать быстрого запоминания стихов и нежной любви к литературе.

Важно развивать желание изучать науку. 

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

Как развивать? Всеми доступными способами! Например: 

  • записать в кружок юных интеллектуалов; 
  • предложить посещать курсы программирования (да-да, сейчас есть курсы программирования для детей); 
  • предложить посещать курсы ментальной арифметики.

Там где математика с логикой ‒ туда и предлагайте пойти своему малышу! Поверьте, результаты вас потом и впечатлят, и вдохновят! Такие дети найдут себя в профессиях, где нужны точные науки: инженер, IT-специалист, менеджер по продажам.

Телесно-кинестетический тип 

Малыш слышит музыку и начинает танцевать? Ему нравится посещать спортивные секции, танцы, гимнастику? Все его разговоры ‒ о победах во внешкольной жизни? Поздравляем, у вашего ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта.

Это вечные энергичные живчики, двигатели прогресса, которые оживляют все вокруг. Но, увы, им не нравятся рутинные школьные будни. Обычно радуют родителей такие дети золотыми медалями, полученными на соревнованиях. А вот в дневнике могут встречаться замечания о плохом поведении, неусидчивости.

Да и табеля нередко пестреют тройками. Стоит ли ругать? Или остается смириться? 

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

Такие дети, хоть и не слишком усидчивы в школьной жизни, дома любят что-то мастерить. Девочки шьют одежду куклам, мальчики ‒ постоянно помогают папе что-то смастерить руками. Развивая интеллект своего ребенка, следует учитывать эти особенности. Отнеситесь с пониманием к очередной тройки, и в следующий раз постарайтесь правильно мотивировать своего ребенка, хвалить, не забывать о поощрении. 

Люди с телесно-кинестетическим типом мышления отлично реализовывают себя в спорте, танцах, тренерстве, механике, организаторской деятельности. 

Межличностный тип

Если ваша кроха находит общий язык со всеми людьми еще с пеленок, а, чуть повзрослев, приобретает огромное количество друзей и становится любимчиком учителей ‒ перед вами представитель межличностного типа интеллекта.

О таких людях говорят «душа компании», ведь они могут найти общий язык с кем угодно. В школе такие дети не имеют проблем с обучением.

Да, нередко они не могут стать экспертом ни в том, ни в том предмете, однако обычно ‒ это твердые хорошисты, ведь они любят презентовать себя, брать на себя лидерство, работая в группах. 

Развивать такой тип интеллекта можно, предложив ребенку вступить в школьное самоуправление, поощрять участие в олимпиадах, стимулировать к новым победам грамотной мотивацией. 

У людей с межличностным интеллектом выбор профессии ‒ огромен! Они отлично приспосабливаются к любому коллективу и быстро учатся. 

Визуально-пространственный тип 

Если вы удивляетесь, откуда у малыша фотографическая память, и немного переживаете, когда ребенок углубляется в себя и тихонько разрисовывает альбом, то ваш малыш является обладателем визуально-пространственного типа мышления. Такие дети во всем стараются увидеть красоту.

В литературе они запоминают моменты, когда автор детально описывает местность или внешность героя, им интересны уроки рисования, и не без интереса такие дети посещают художественные музеи.

Они довольно усидчивы и неплохо учатся, но настоящее моральное удовлетворение им приносит возможность творить красоту, чувствовать форму. 

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, можно записать ребенка: 

  • в художественную школу; 
  • на спортивное ориентирование;
  • в археологический кружок. 

Люди с этим типом интеллекта находят свою реализацию в сфере архитектуры и дизайна, скульптуре, инженерном деле. 

Музыкальный тип 

Само название говорит за себя! Дети, у которых преобладает музыкальный тип интеллекта, с ранних лет испытывают интерес к музыке.

Сначала у них в фаворе музыкальные игрушки, потом ‒ музыкальные занятия в детском саду, а в школе они могут открыть в себе желание научиться играть на настоящем музыкальном инструменте или записаться на уроки вокала.

Препятствовать и навязывать свою позицию не стоит! Лучше постарайтесь дать больше свободы в выборе музыки, найдите хорошую музыкальную школу или учителя пения. Кто знает, возможно, перед вами будущий композитор или певец? 

Экзистенциальный тип 

Маленький мыслитель с мудрыми глазами ‒ так можно охарактеризовать ребенка с экзистенциальным типом мышления. Обычно они задумываются о том, о чем не задумываются другие дети их возраста. Родителям могут задавать вопросы: «Как я пришел в этот мир?», «Что будет после смерти?», «Почему эта девочка поступила так?».

Некоторые родители несколько напуганы такими вопросами и начинают считать ребенка не таким, как все. Но причин для паники нет! Скорее всего, у вашего чада экзистенциальный тип мышления. Ему интересны вопросы психологии, он владеет выраженной эмпатией, сразу же видит скрытые мотивы любого действия.

Такого малыша не отвлечешь и не проведешь! 

Как развивать такой тип интеллекта? Постоянно беседовать, контактировать, рассуждать. Чуть позже ‒ предлагать интересную литературу. Дети с таким типом мышления во взрослом возрасте становятся отличными психологами, психотерапевтами, философами, учителями. 

Редко когда у человека выражен только 1 тип интеллекта. Обычно происходит смешение: лингвистический с экзистенциальным, логико-математический с визуально-пространственным, натуралистический с межличностным и так далее.

Родители должны наблюдать за поведением ребенка, подмечать его фразы, любимых героев из сказок, наблюдать за любимыми занятиями.

Правильно выстроив отношения с малышом, предложив ему занятия, которые соответствуют его увлечениям, вы поможете ребенку найти себя и максимально успешно реализоваться в интересной ему сфере! 

Источник: https://buki.com.ua/ru/news/yakyy-intelekt-u-vashoyi-dytyny-typy-intelektu-i-metody-rozvytku-kozhnoho-z-nykh/

Как развивать в маленьком ребенке внутриличностный и коммуникативный типы интеллекта

У меня наибольшие сложности возникают в коммуникативном и внутриличностном развитии. Почему-то трудно мне даётся выдумка занятий по этой теме. Можем сказку почитать, начала мультики добрые ставить, пару раз показывала, а вот с обсуждением, с постановкой вопросов какие-то сложности. Можете развёрнуто или на каком-то своём примере рассказать вообще основную суть таких занятий, т.

е. на чём ещё их можно построить (помимо сказок и мультиков), как правильно формулировать вопросы ребёнку и подводить его к размышлению на тему общения, понимания другого человека, своих каких-то внутренних ощущений? Вообще немного побольше по этой теме, о способах развития этого типа интеллекта, примеры игр, потому что именно по этой части информации не так-то много.

Елена Устинова

Уважаемая Елена, спасибо за вопрос.
Совсем неудивительно, что именно с этими типами интеллекта возникает больше всего сложностей.

В российской педагогике долгое время вообще не было такого понятия, как “эмоциональный интеллект”, только последние лет пять об этом стали говорить, предлагать тренинги по развитию данного типа интеллекта, переводить соответствующую литературу.

В Европе и в Америке давно существуют школы и курсы развития эмоционального интеллекта, обучение в которых рассчитано на разные возрастные группы, от дошкольников до бизнесменов.

Между тем, уже давно не секрет, что успеха в жизни (социального признания, карьерного роста, материального благополучия) достигает человек не с высоким IQ, а с высоким EQ, то есть человек с развитым эмоциональным (коммуникативным) интеллектом. Прежде чем перейти к описанию приемов развития эмоционального и внутриличностного типов интеллекта у детей с ранних лет жизни, я хотела бы разобраться в сути понятий коммуникативного и внутриличностного интеллектов.

Читайте также:  Депрессия после измены: как справиться с угнетённым состоянием

Итак, коммуникативный интеллект предполагает умение делать следующее:
1. слушать;
2. обращаться за помощью;
3. следовать полученной инструкции;
4. вступать в обсуждение;
5. предлагать помощь взрослому;
6. признавать и исправлять ошибки;
7. знакомиться;
8. вливаться в компанию;
9.

играть по правилам;
10. просить об одолжении;
11. предлагать помощь сверстнику;
12. выражать симпатию и принимать комплименты;
13. проявлять инициативу;
14. делиться;
15. извиняться;
16. распознавать собственные чувства;
17. выражать чувства;
18. распознавать чувства другого;
19.

обращаться с собственным гневом;

20. реагировать на гнев другого человека;

21. переживать печаль;
22. отстаивать свои интересы мирным путем;
23. выражать недовольство;
24. адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят;
25. проявлять толерантность;
26. справляться с импульсивностью;
27. справляться со страхом;
28. проигрывать;
29. быть бережливым;
30. говорить “нет”;
31. справляться со стрессом;

32. расслабляться.

Внутриличностный интеллект предполагает наличие:

1. положительных качеств личности (доброта, честность, забота и уважение, усидчивость, трудолюбие, чистоплотность, оптимизм, сила воли, смелость, организованность, эмпатия, романтизм, самостоятельность,
чувство юмора);
2. правильной системы ценностей (семья, дружба, экологическое воспитание, мир, здоровье);
3.

умения бороться с собственными недостатками (ябедничество, жадность, непослушание, хвастовство, обидчивость);
4. позитивного мышления и мировоззрения;
5. развитого воображения;
6. хорошей памяти;
7. восприятия действительности всеми органами чувств;
8. умения концентрировать и удерживать внимание;
9.

эстетического воспитания.

Безусловно, наибольшую информацию о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации получает ребенок из примера родителя. Именно поэтому очень важно общаться с ребенком и другими взрослыми и детьми уважительно, тактично, не выходя за рамки дозволенного.

Помните и о том, что если вы что-то запретили ребенку, это же должны запретить все взрослые члены семьи, а если вы не сошлись во мнениях с кем-то из членов семьи, то обсуждать и тем более на повышенных тонах при ребенке ни в коем случае нельзя.

Уважайте всех членов семьи, покажите ребенку пример правильного отношения к старшим, заботы о слабых и больных, охраны природы, борьбы за справедливость и других проявлений порядочного поведения человека.

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнкаВторым источником информации о том, “что такое хорошо, а что такое плохо”, являются книги и фильмы (мультфильмы), которые смотрит ребенок. Выбирайте качественную художественную литературу, обязательно несущую добро и учащую ребенка порядочности, совести, чести, сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Внимательно относитесь к тому, что ваш ребенок смотрит на экране телевизора или компьютера. В настоящее время очень много “монстрообразных насаждений”, коммерчески выгодных продуктов детской культуры, которые не только не несут в себе зерна воспитания и образования ребенка, но и оказывают губительное воздействие на неокрепшую детскую психику и нервную систему. Отдавайте предпочтение добрым фильмам и мультфильмам, в которых ребенок учится трудится и уважать труд других, быть вежливым, внимательным, смелым, говорить правду, делиться, ценить прекрасное.

Третьим источником информации о том, каким надо быть человеком, является окружение вашего ребенка (коллектив детского сада, школьный класс, спортивная секция, языковая группа, друзья на детской площадке). Внимательно относитесь к выбору развивающего центра, детского сада, школы, старайтесь контролировать круг общения вашего ребенка, держать руку на пульсе в отношении новых друзей.

Четвертый источник формирования характера и эмоционального интеллекта человека – поведение авторитета.

Часто в жизни ребенка появляется человек или художественный персонаж, на которого ребенок хочет походить, ко мнению которого прислушивается больше всего, ради которого готов измениться к лучшему.

В раннем детском возрасте таким персонализированным стимулом может стать герой любимого мультфильма или книги, в школьном возрасте – учитель, тренер в спортивной секции, отец, дед или старший брат.

Пятый источник эмоционального и внутриличностного воспитания – игры, организованные специально для того, чтобы объяснить и наглядно продемонстрировать ребенку, как необходимо поступать в той или иной ситуации, развивающие определенные черты характера и умения ребенка.

Шестой источник развития эмоционального интеллекта и формирования правильной системы ценностей у ребенка – беседы. В процессе обсуждения того или иного поступка, а также в процессе рассуждения на ту или иную морально-нравственную тематику ребенок получает информацию о том, как надо поступать, а как не стоит и почему.

Седьмой источник – опыт только что пережитой ситуации. Это очень важный источник формирования личности в целом, а также наиболее частотный источник пополнения эмоционального и нравственного багажа ребенка.

Пережитая только что ситуация обиды, отчаяния, гнева, унижения, радости, восторга, удивления должна тут же найти вербальное объяснение со стороны родителей. Именно таким образом маленький ребенок учится различать положительные и отрицательные эмоции, называть свои ощущения и передавать свои чувства словами.

Очень важное умение как для познания самого себя, так и для понимания человека окружающими.

Итак, мы определили источники – ресурсы обогащения эмоционального и внутриличностного потенциала ребенка. Пришло время выделить из них наиболее приемлемые для ребенка от года до трех лет и подробно описать возможности каждого источника.

Ребенок до трех лет очень многое получает из наблюдения, поэтому первый источник – пример родителей- будем считать приоритетным.

Художественная литература, мультфильмы – второй источник, который тоже можно выделить в качестве приоритетного, так как читать мы начинаем ребенку еще во младенчестве, а на период от года до трех приходится не мало произведений, в которых уже можно выделить положительных и отрицательных героев, поговорить об их поступках, сравнить свое поведение с их действиями и т.д.

Третий источник – окружение ребенка. В возрасте до трех лет, как правило, общение ребенка с внешним миром ограничивается прогулками с мамой на детских площадках и совместными “выходами в свет”.

Если ваш ребенок не посещает развивающего центра или студии раннего развития, то определенного коллектива, в котором он занимал бы какое-то место, пока у него нет.

Однако в настоящее время все больше и больше детей занимаются в детских центрах развития чуть ли не с 6-и месячного возраста, поэтому позволю себе отнести и этот источник к приоритетным.

Четвертый источник – поведение авторитета. В возрасте от года до трех лет, как правило, авторитетами у детей являются разные художественные или мультипликационные персонажи: дядя Степа, Айболит, Бармалей, Дед Мороз и т.п.

Однако родителям следует понимать, что авторитетный вымышленный персонаж – герой, которого ребенок уважает, а не боится. Не редко родители пугают детей полицейскими, бармалеями, домовыми, чего делать не стоит.

А вот приводить в пример доблестный поступок, храбрость и честь героев очень даже приветствуется. Оставляем и этот источник в приоритете.

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнкаПятый источник – игры. Конечно, да, да и еще раз да. Через игры малыш от года до трех может узнать, а главное понять очень много того, что поможет ему управлять своими чувствами, распознавать эмоции других, адекватно вести себя в различных ситуациях повседневного общения и многое другое. Безусловно, это приоритетный источник.

Шестой источник – беседа. Вот мы и дошли наконец до пункта, который не является приоритетным для данной возрастной группы.

Действительно, очень сложно представить себе двухлетку-непоседу, внимательно слушающего маму, распинающуюся по поводу того, что бабушек надо переводить через дорогу и уступать им место в автобусе, что любой конфликт следует решать мирным путем, а если порвалась книга, ее надо тут же заклеить скотчем.

Слова, слова, слова…не подтвержденные пережитым опытом, наглядным примером или просто сказочной историей вряд ли оставят должный след в сознании карапуза. А поэтому оставим этот источник для более старшего возраста.

Седьмой источник – опыт только что пережитой ситуации – замечательная возможность для крохи увидеть, почувствовать, услышать, а затем осознать то, что с ним только что произошло и понять, как это было: хорошо или плохо. Несомненно, ставим этот источник в число приоритетных.

  • Таким образом, давайте подытожим, что могут и должны делать родители для развития эмоционального и внутриличностного типов интеллекта своего карапуза в возрасте от года до трех лет?
  • – показывать пример;
    – читать правильные книги и включать добрые мультфильмы;
    – способствовать развитию контактов ребенка с внешним миром;
    – находить героев-авторитетов и приводить их поступки в пример;
    – обеспечивать игровую среду как потенциал для нравственного и эмоционального развития;
  • – комментировать опыт только что пережитой ситуации.
  • Надеюсь, что на данном этапе все предельно ясно, а повторений достаточно, чтобы осознать всю значимость перечисленных выше источников.

Теперь перейдем непосредственно к практике. На своем сайте я писала немало о различных способах развития коммуникативного интеллекта.

Это статьи: «15 способов рассмешить малыша» , «Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка» , «Игры на развитие эмоционального интеллекта», , «Эмоциональный (коммуникативный) интеллект». .

Однако в этой статье я хотела бы пойти от противного и привести несколько примеров на то, как родителями упускался шанс использовать каждый из вышеперечисленных источников. Я опишу несколько ситуаций, которые мне “посчастливилось” наблюдать, а вы попробуйте сами определить, в чем была ошибка родителей.

Игнорирование источников развития внутриличностного и коммуникативного типов интеллекта на примере реальных ситуаций общения родителей с ребенком.

1) Мама и мальчик лет трех идут по улице. Их догоняет нищий и просит милостыню. Мама: “Идите, куда шли”. Нищий уходит. Ребенок: “Мама, почему мы не помогли этому дяде, у меня же в кармане есть целый рубль!”

2) Ребенок трех лет в ресторане с родителями и их друзьями. Перед ребенком стоит IPod со сменяющими друг друга сериями Angry Birds. Женщина- подруга семьи интересуется: “Почему вы включили ему эту гадость?” Мама: “Там много серий, успеем и поесть и пообщаться”.

3) Мама привела девочку около 2,5 лет в группу раннего развития. Детям дали задание нарисовать дерево, раздали шаблоны – заготовки. Девочка: “Мама, я не хочу рисовать дерево, я хочу рисовать травку”. Педагог: “Не нарисуешь дерево, – не получишь зеленую краску для травки”. Мама девочки: “Либо ты рисуешь дерево, либо идем домой”.

4) Мама и мальчик в возрасте от 1,5 до 2 лет на прогулке. Мама тащит мальчика домой силой: “Я тебе сказала, если ты не пойдешь домой, тебя Бармалей утащит”.

5) Сын 2 лет: “Мама, поиграй со мной в машинки”. Мама: “Опять! Сколько можно играть в эти машинки, катаем- катаем их с тобой уже весь день”.

6) Мама и девочка 3,5 лет на прогулке. Мама везет девочку на велосипеде. На встречу идут мама с мальчиком 2 лет. Мальчик останавливается рядом с девочкой на велосипеде и говорит: “Здравствуйте. Меня зовут Паша. Хочу познакомиться. Как тебя зовут?” Девочка молчит. Мама девочки: “Лера, ну что ты молчишь? Не хочешь разговаривать? Настроения нет? Ну ладно, мы поехали.”

На самом деле вариантов правильного поведения со стороны родителей в каждом их вышеперечисленных примеров намного больше одного, поэтому я не стала критиковать эти ситуации и приводить возможные альтернативы родительской реакции. Думаю, с этой задачей справится каждый мыслящий человек.

Читайте также:  Кровоизлияние в глаз: причины скопления крови

Но, чтобы пищи для размышлений было чуть поменьше, приведу теперь примеры правильного использования каждого источника.

Правильное использование источников развития внутриличностного и коммуникативного типов интеллекта на примере реальных ситуаций общения родителей с ребенком.

1) Мама и ребенок 2 лет выходят из продуктового магазина. Возле магазина маленький щенок. Мама достает из сумки только что купленную вареную колбасу, отламывает кусочек и дает щенку со словами: “Здравствуй, дружок. Ты проголодался, наверное. На поешь!”

2) Мама дочитывает ребенку 2,5 лет “Сказку про золотую рыбку”: “Вот, Сеня, как рыбка наказала старуху, оставила ее снова с дырявым корытом. Как ты думаешь, почему? Какая была старуха? А старик? А рыбка? Вот видишь, надо и своим желаниям меру знать. Смотри, как много у тебя машинок, а ты хочешь все больше и больше, как бы не остаться тебе с одной сломанной машинкой”.

3) Мама и ребенок 1,8 лет приходят в группу раннего развития. Ребенок новенький. Мама: “Яна, смотри, как много деток здесь. Им весело, они играют и радуются. Давай познакомимся с ними. Иди поздоровайся с детишками”.

4) Ребенок 2,5 лет оттолкнул сверстника на детской площадке от песочницы. Мама мальчика: “Дима, дядя Степа не любит драчунов, он их наказывает, а сам никогда никого не толкает. Думаю, ему очень не понравится то, что ты сейчас сделал”.

5) Мама учит ребенка проявлять инициативу через игру. Перед ребенком на полу лежат машинки, трубочки от сока, палочки, игрушка – пассажир, строительный материал.

Мама: “Леша, машина сломалась, что делать?” Далее (после решения, предложенного Лешей и его обыгрывания) мама: “Леша, смотри две машины стоят у одной бензоколонки, каждая хочет быть первой, что делать?” Далее (после решения, предложенного Лешей и его обыгрывания) мама: “Леша, смотри – на дороге пробка, а скорая помощь мчится на вызов к мишке, как же ей проехать?” Леша предлагает решение.

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка6) Мама с сыном 2 лет на прогулке. Сын подходит к песочнице, в которой играют две девочки 1 года и 3 лет (сестры). Мама девочек сидит рядом на лавочке и общается с соседкой. Мальчик: “Привет. Можно с вами поиграть?” Девочки молчат. Мальчик: “Привет. Я – Боря. Как зовут тебя?” -заглядывает в глаза одной из девочек. Девочки берут формочки и выходят молча из песочницы. Мама мальчика: “Боря, девочки просто не умеют еще знакомиться, их обязательно научит этому мама и в следующий раз они тебе ответят, а пока давай поиграем с тобой вдвоем”.

На этом я, пожалуй, остановлюсь. Говорить о развитии эмоционального и внутриличностного типов интеллекта можно много, еще больше практических советов вы найдете в книгах Клауса Фопеля, Линды Сибли, Дэниела Гоулмана, И.П. Ильина, Н. Козлова, Г.А.

Широковой, О.В. Танковой, А. Лопатиной и М. Скребцовой. Кроме того в рамках марафона есть еще пара вопросов, связанных с этими типами интеллекта.

Надеюсь, что после прочтения этого ответа и ответов на смежные вопросы, данная тема станет для вас более понятна.

Источник: https://kidsmi.ru/kak-razvivat-v-malenkom-rebenke-vnutrilichnostnyj-i-kommunikativnyj-tipy-intellekta/

8 типов интеллекта: а какой у вас и у вашего ребенка?

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка

По многочисленным просьбам выдаю эту полезную инфу и в виде текста. Это 8 типов интеллекта, которые выделяет психолог Говард Гарднер. Этот список поможет понять, какой тип у вашего ребенка и у вас.

Не существует «неталантливых» детей. Есть только учителя, которые считают, что один тип важнее другого. Сохраняйте себе и покажите друзьям! Давайте спасем детей, которых с детства приучают, что одно лучше другого. Не лучше. Все типы равны.

И расскажите, какой тип/типы у вас?

1. Логико-математический

Таким детям интересны цифры и числа. Они решают любую математическую задачу и любят все считать, вплоть до ступенек на лестнице. Им легко устанавливать причинно-следственные связи. Профессии для такого ребенка: аналитик, логист, бухгалтер, математик, ученый.

2.Визуально-пространственный

Такие дети любят играть вместо развивающих игрушек с простыми коробками, ложками. У них очень хорошо развито воображение, они любят лабиринты, паззлы. Такие дети могут стать дизайнерами, архитекторами, инженерами, скульпторами, художниками.

3.Телесно-кинетический

Эти дети любят выражать себя через тело. У них может быть активная моторика, они выражают себя через танцы. Им нравится привлекать внимание, они обожают сцену.

Они могут найти себя как спортсмены, артисты, танцоры,  фотомодели, механики.

4. Музыкальный

Самое главное для таких детей – это ритм и музыка. Они любят музыкальные инструменты, много стучат, притоптывают, подпевают.  Таким детям нужно развиваться как музыкант, певец, артист, дирижер, музыкальный критик.

5. Натуралистический

Эти дети  могут долго наблюдать за природой, птицами, животными, деревьями. Они любят возиться с букашками и наблюдать за миром. Они могут реализовать себя как ветеринар, генетик, археолог, эколог.

6. Экзистенциальный

Такие дети хорошо чувствуют себя, свои эмоции и других людей. Обычно они спокойные, сдержанные и здравомыслящие. Они любят генерировать теории, гипотезы, идеи. Они хороши как психологи, политики, священники, философы.

7. Межличностный  

Эти дети развиты коммуникативно, у них хорошие ораторские способности, они умеют убеждать и становятся душой компании. Профессии: переговорщик, педагог, оратор, тренер.

8.Лингвистический

О, тут все наши! Это люди, у которых есть любовь к письму, словам и созданию смыслов. Например, это я — человек, который регулярно пишет с 7 лет.  Таким детям нравится изучать стихи, слушать рассказы, они рано учатся говорить и читать. Профессии для таких детей: писатель, журналист, филолог, политик, драматург.

Какой тип/типы нашли у себя?

И, конечно, приходите прокачивать лингвистический интеллект на мой авторский курс  по написанию текстов «Текстура», который стартует 11 февраля.

Я пишу уже 24 года. Хотите получить выжимку основных принципов за 21 день и научиться круто писать? Кликай: www.textura.pro  

Источник: https://larisaparfenteva.ru/8-tipov-intellekta-a-kakoj-u-vas-i-u-vashego-rebenka/

Определите, как развиты различные виды интеллекта у вашего ребёнка

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнка 05.02.2019

С помощью представленных вопросов вы можете понять, какие виды интеллекта на данном этапе развития ребёнка выходят на первых план. Если вы ответите «да» на все или большинство вопросов раздела, это означает, что данный вид интеллекта хорошо развит у вашего ребёнка.  

Восприятие пространства в точной форме и способность работать в нём. Этот вид интеллекта развит у охотников, моряков, инженеров, изобретателей, хирургов, архитекторов, дизайнеров, скульпторов.  

  • Ваш ребенок: 
  • — помнит визуальные детали увиденного объекта?
  • — с легкостью понимает карты или схемы в книге? 
  • — часто мечтает? 
  • — любит изобразительное искусство? 
  • — проявляет способность создавать объемные объекты, например, на рисунке или в форме скульптуры? 
  • — любит презентации с использованием видеоматериалов? 
  • — получает множество информации с иллюстраций в книге? 
  • — любит калякать, чертить или рисовать на всех доступных поверхностях? 

Использование тела для решения проблем и выражения идей и чувств. Этот вид интеллекта помогает актёрам, спортсменам, танцорам, а также скульпторам, механикам и другим мастерам, работающим руками. 

  1. Ваш ребёнок: 
  2. — проявляет успехи более чем в одном спорте? 
  3. — с удовольствием проводит время вне дома? 
  4. — двигает различными частями тела, когда ему необходимо сидеть ровно продолжительное время? 
  5. — может легко и правдоподобно повторять жесты и мимику других людей? 
  6. — с удовольствием разбирает и собирает различные вещи? 
  7. — старается всё потрогать? 
  8. — с удовольствием бегает, прыгает, занимается другими активными упражнениями? 
  9. — занимается оригами, сборкой моделей и другими хобби, которые задействуют мелкую моторику, например, вязание или лепка из глины? 
  10. — успешно использует язык тела для выражения своих мыслей?

Относится к взаимодействию с музыкой с разных сторон. Такой вид интеллекта свойственен для композитора, исполнителя, критика.  

  • Ваш ребенок: 
  • — может распознать фальшивые ноты? 
  • — с легкостью запоминает мелодии песен и поет их? 
  • — обладает хорошим голосом? 
  • — играет на музыкальном инструменте? 
  • — говорит или двигается в ритме? 
  • — часто напевает или насвистывает? 
  • — постукивает пальцами по столу во время занятий? 
  • — восприимчив к шумам вокруг? 
  • — эмоционально отвечает на музыку, которую слышит? 

Эффективное использование слов, в письменной или устной форме. Этот вид интеллекта наблюдается у писателей, политиков, комиков, журналистов. 

  1. Ваш ребенок: 
  2. — пишет лучше по сравнению с детьми своего возраста? 
  3. — с удовольствием рассказывает шутки или истории? 
  4. — обладает хорошей памятью на имена, места, даты и другую информацию? 
  5. — с радостью играет в разные игры со словами, как визуальные (например, Скрабл), так и устные (например, игра в города) 
  6. — любит читать книги 
  7. — пишет слова с меньшим количеством ошибок по сравнению с другими детьми этого возраста 
  8. — любит скороговорки, игру слов и рифмы? 
  9. — любит слушать аудиокниги без необходимости видеть саму книгу? 
  10. — с удовольствием слушает истории, даже если не видел книгу? 
  11. — обладает отличным словарным запасом для своего возраста? 
  12. — хорошо передает свои мысли, чувства и идеи?  

Понимание и эффективное использование цифр, а также хорошее построение причинно-следственных связей. Такой вид интеллекта характерен для математиков, ученых, программистов и бухгалтеров, инженеров. 

  • Ваш ребенок: 
  • — интересуется тем, как функционируют вещи? 
  • — любит числа?
  • — легко считает в уме? 
  • — с удовольствием занимается математикой в школе? 
  • — любит компьютерные игры? 
  • — играет в стратегические игры, такие как шахматы или шашки? 
  • — любит головоломки и загадки? 
  • — с легкостью распределяет вещи по категориям? 
  • — любит проводить эксперименты как в школе, так и самостоятельно? 
  • — с удовольствием посещает палеонтологические и научные музеи и выставки? 

Восприятие настроения, чувств, потребностей других. Этот интеллект помогает стать успешными в так называемых «помогающих» профессиях: это учителя, продавцы, кураторы, тренеры, психологи.  

  1. Ваш ребёнок: 
  2. — с удовольствием общается с друзьями? 
  3. — ведет себя как прирожденный лидер? 
  4. — предпочитает командный спорт? 
  5. — любит помогать друзьям советами? 
  6. — обладает хорошей смекалкой? 
  7. — с удовольствием является членом клубов и организаций? 
  8. — любит учить, объяснять что-то другим детям – ровесникам или более младшим? 
  9. — имеет двух и более близких друзей? 
  10. — не боится большого скопления людей? 
  11. Это хорошо развитое осознание себя, которые помогает успешно ориентироваться в этом мире.  
  12. Ваш ребёнок: 
  13. — проявляется потребность в независимости? 
  14. — обладает сильной волей? 
  15. — реалистично оценивает свои сильные и слабые стороны? 
  16. — без проблем играет или занимается в одиночестве? 
  17. — делает всё по-своему, как в жизни, так и школе? 
  18. — занимается хобби, о котором мало рассказывает? 
  19. — хорошо контролирует свое поведение? 
  20. — предпочитает работать в одиночку? 
  21. — четко выражает то, как он себя чувствует? 
  22. — извлекает уроки из провалов и успеха? 
  23. — имеет хорошую самооценку? 
  24. Узнавание и определение категории животных и растений, понимание того, как функционирует природа. 
  25. Ваш ребенок: 
  26. — много говорит о любимых животных или любимых местах на природе? 
  27. — любит зоопарк и музей естественных наук? 
  28. — любит играть в воде? 
  29. — много времени проводит с животным в школе или дома? 
  30. — с удовольствием изучает окружающую среду, природу, растения и животных? 
  31. — говорит о правах животных и охране окружающей среды? 
  32. — собирает жуков, цветы, листья или другие природные объекты, чтобы показать их другим? 
  33.  Важно помнить, что согласно теории множественных интеллектов, преобладание определённых видов не постоянно и может меняться в разные отрезки времени в зависимости от многих факторов.
Читайте также:  Болит голова в области лба и висков: как избавиться

Источник: https://tochka-rosta.ru/blog/kak_raviti_vidi_intellekta_u_detei/

8 типов интеллекта или Как не профукать будущее своего ребёнка

Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.

Типы интеллекта: какой лучше развивать у ребёнкаГовард Гарднер • Mif-facts.com.ua

Фактрум публикует полезный обзор существующих типов, чтобы вы могли вовремя обнаружить талант своего ребёнка и развить его, а не закопать в землю.

Проявляется в любви к слову — письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко осваивают иностранные языки.

В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг.

В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.

В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.

Логико-математический

Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.

Визуально-пространственный

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет.

Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство — сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели.

Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.

В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.

Телесно-кинестетический

Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят.

У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов.

Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.

В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.

Музыкальный

Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу.

Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.

В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.

Натуралистический

Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные — это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями.

Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав.

В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.

В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.

Экзистенциональный

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы.

Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов.

Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.

Межличностный

Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики.

В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки.

За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.

В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер.

10 предосторожностей, которым мы должны научить своих детей

Подготовлено по материалам HowardGardner.com, перевод Adme.ru

Источник: https://www.factroom.ru/deti/8-types-of-intelligence

Какой тип интеллекта у вашего ребенка?

Когда я учился в школе, в моем классе был один молодой человек, который отличался отвратительной успеваемостью почти по всем предметам. При этом он прекрасно играл в шахматы, занимал призовые места на многих соревнованиях, мог обыграть каждого из нас. Мы уважали его за, как тогда говорили, высокий «шахматный интеллект».

Как психологи определяют понятие интеллект. Это совокупность умственных способностей человека, позволяющая решать различные задачи и эффективно адаптироваться в обществе. Интеллектуальные особенности конечно передаются по наследству, но также и развиваются, если имеют для этого соответствующую внешнюю среду.

Теория множественного интеллекта, разработанная Говардом Гарднером, говорит, что у каждого человека есть один или несколько типов интеллекта, которые превосходят по уровню развития другие типы.

Обычно считается, что ребенок умный, если он хорошо решает логические и математические задачи, либо хорошо и правильно говорит. Но это — только два типа интеллекта, и такой ребенок может, например, плохо устанавливать социальные связи. Выдающиеся ученые и бизнесмены нередко плохо учились в школе.

Чтобы преуспеть в бизнесе, спорте, академической науке и т. д., нужно быть умным, но при этом используются различные типы интеллектов. Поэтому нельзя, например, оценивать кто умнее Месси или Эйнштейн, поскольку они оба достигли выдающихся результатов имея «разные интеллекты».

Итак, типы интеллекта:

Лингвистически-вербальный интеллект:

способность эффективно использовать слова, манипулировать структурой или синтаксисом языка, фонетикой, семантикой. Дети с таким типом интеллектуального развития любят писать, читать, рифмовать слова, учить и произносить скороговорки, изучать иностранные языки.

Физически-кинестетический интеллект:

это способность использовать свое собственное тело для выражения идей, эмоций и чувств. Эти люди обладают высокой координацией движений, ловкостью, силой, гибкостью и скоростью. Дети этого типа преуспевают в спортивных, танцевальных и других подобных видах деятельности. Месси, видимо, относится к этой группе.

Логико-математический интеллект:

способность эффективно управлять числами, логическими структурами, оперировать абстрактными функциями. Такие дети успешно анализируют различные ситуации, решают сложные проблемы. Они с энтузиазмом выполняют численные расчеты, хорошо считают деньги.

Пространственный интеллект:

способность уверенно оперировать визуальными и пространственными образами, графически представлять свои идеи. Такие люди хорошо воспринимают и оценивают цвета, линии, формы, фигуры, пространства и их взаимосвязи. Именно у таких детей наблюдается лучшая успеваемость по рисованию. Они любят рисовать карты, хорошо понимают визуальные планы и наброски.

Музыкальный интеллект:

способность воспринимать, различать, преобразовывать и выражать ритм, тон и темп музыкальных звуков. Таких детей привлекают звуки природы и различные мелодии. Они часто отбивают ритм ногой или рукой.

Социальный интеллект:

способность распознавать и воспринимать эмоциональные состояния других людей и эффективно реагировать на эти состояния. У таких людей развита эмпатия. Это дети, которым нравится находиться в группах, они успешно договариваются со сверстниками и старшими.

Натуралистический интеллект:

это способность различать, классифицировать и использовать элементы окружающей среды, предметы, животных или растения. Это включает в себя навыки наблюдения, экспериментирования, изучения нашей окружающей среды. Встречается у детей, которые любят животных, собирают растения, изучают характеристики мира природы и человека.

Как мы видим, интеллект не ограничен только способностью к логическим рассуждениям или успешному манипулированию словами или числами.

Однако, большинство существующих программ обучения ограничены развитием только лингвистического и математического интеллекта, оставляя другие в стороне. Поэтому дети имеют разный уровень способностей к обучению.

Ученики, которые не преуспели в этих типах интеллекта, приходят к выводу, что они не умны и не способны учиться, хотя, на самом деле, это просто ограничение и подавление возможностей развития своего настоящего таланта.

Школьная система и родители должны принимать этот факт во внимание и постараться выявить преобладающий тип интеллекта учащихся, чтобы обеспечить подходящую среду для развития их интеллектуальных способностей. И если школьник плохо понимает материал с помощью того интеллектуального типа, который выбран для его информирования, попробуйте войти в эту дверь через другой тип интеллекта.

Источник: https://zen.yandex.com/media/poznaj/kakoi-tip-intellekta-u-vashego-rebenka-5d10ea847fc34f00af913246?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=1968861233.520.1571270001339.19027&integration=publishers_platform_yandex

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector