Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Чтобы родители и педагоги находили индивидуальный подход к каждому ребенку, расскажите им о трех типах восприятия. В статье есть анкета для родителей и педагогов, которая поможет определить, к какому типу относится ребенок: визуал он, аудиал или кинестетик.

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Расскажите педагогам и родителям, как определить и учитывать тип восприятия ребенка.

Аудиалы, визуалы и кинестетики разными способами получают знания, взаимодействуют с окружающими, по-разному видят мир, ведут себя, думают, запоминают.

Так, если ведущий канал восприятия ребенка – слух, то зрение и тактильные ощущения для него вторичны. Это нужно учитывать при общении и во время занятий с ним.

Как учитывать особенности визуала

Речь визуалов наполнена словами и фразами типа: «Посмотрите», «Вы видели?», «Красивый», «Яркий», «Красный». Они быстро говорят и обрабатывают информацию. Смотрите им в глаза и говорите на их языке: «Я вижу / смотрю, что делаешь», «Я смотрю на тебя…». Соблюдайте дистанцию, чтобы визуал мог видеть вас с головы до ног.

Следите за своим внешним видом. От этого зависит, примет ли визуал вас или другого ребенка. Помогайте ему выглядеть аккуратно: для него это важно. Ребенок-визуал обращает внимание на чистоту, стиль, красоту, аккуратность в одежде, приветливое выражение лица.

Показывайте и давайте зарисовать.

Используйте дома и в детском саду наглядные пособия, иллюстрации, цветные карандаши, доску для рисования, достаточное количество бумаги, тетрадей для письма и рисования и др.

Лучше один раз показать, чем много раз объяснить. То, что визуал воспримет на слух, без зрительного подкрепления, он не услышит или быстро забудет. Станет много раз переспрашивать, что сделать.

Создайте для визуала возможность всегда чертить, рисовать, писать. Если на занятии у него отсутствующий взгляд, то это не значит, что он не слушает. Как раз в этот момент, скорее всего, идет напряженная умственная работа. Не стоит ее прерывать.

Обозначьте понятную цель любого действия. Визуалы фантазируют, думают образами, картинками. Идеи иногда их захлестывают. Поэтому они возьмутся за дело, только когда знают, что будет в результате.

Обучайте визуалов основную задачу разбивать на промежуточные этапы, обращать внимание на детали. Это нужно делать, так как они торопятся выполнить задание, не дослушивают инструкцию до конца, часто не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.

Соблюдайте личные границы. Иначе возможны вспышки гнева, истерики, агрессия. Личностное пространство визуала – до 1,5 м. Им необходимо время, чтобы привыкнуть к человеку и подпустить его ближе.

Среди малознакомых людей могут держаться обособленно, хотя дома общительны и контактны.

Не любят, когда к ним прикасаются без разрешения: обнимают, целуют, берут за руку или когда перекладывают или переставляют игрушки и вещи без спросу.

Обучайте визуалов коммуникативным навыкам. Учите ребенка общаться, в том числе с малознакомыми людьми, знать и соблюдать правила вежливого общения. В проблемных ситуациях подводите ребенка к правильному решению проблемы незаметно, чтобы он поверил, что принял это решение самостоятельно. Это поможет ему стать увереннее.

Как учитывать особенности аудиала

Совет
Развивайте дополнительные каналы восприятия, чтобы разгрузить ведущие, снизить утомляемость, повысить познавательную и творческую активность Аудиалы часто употребляют слова и фразы типа: «Послушайте», «Слышишь», «Я вас слышу». Описывают ситуацию словами «шумно», «тихо», «громко». Когда вокруг тихо, начинают издавать звуки – мурлычут себе под нос, свистят, сами с собой разговаривают. Говорите им: «Я тебя слушаю», «Послушай», «Слышу тебя».

Старайтесь всегда говорить спокойным голосом. В разговоре для аудиалов важен тембр голоса и интонация.

Неприятный звук: крик, резкий голос, а также критика, нравоучения, угрозы сильно влияют на эмоциональное состояние такого ребенка и способность учиться. При эмоциональном дискомфорте он может стать рассеянным, невнимательным, плаксивым.

Обеспечьте дома и в группе психологический комфорт. Тогда аудиал будет психологически устойчивее, меньше склонен к стрессу.

Обучайте через восприятие на слух. Аудиалам нужно много рассказывать, обсуждать, объяснять, читать вслух книги. Чтобы аудиал запомнил стихотворение, выразительно и четко несколько раз прочитайте его, разъясните незнакомые слова, общий смысл.

Не отвлекайте аудиала от задания. Аудиал не может одновременно делать два дела: слушать и рисовать и др. Ему трудно переключать внимание. Не делайте замечаний в этот момент. При выполнении заданий такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой.

Давайте время обдумать ответ. Не торопите аудиалов. Они думают посредством внутренней речи. Мысленно проговаривают свои реплики и ответы собеседника, предполагают, какой у него будет голос, какая интонация. Поэтому реакция на вопрос, особенно неожиданный, у них может быть немного замедленной, отсроченной.

Не сбивайте ритм речи аудиалов. Для аудиала главное – ритм. Ритм внутренней речи – причина заторможенности, отсутствия реакции, долгого выполнения заданий. Ритм замедляется, если аудиал расстроен или чувствует отрицательный настрой со стороны взрослых.

Постепенно учите говорить сжато, передавать суть. Аудиалы очень любят общаться со взрослыми. Тема не так уж важна, главное – процесс. Они настоящие «почемучки», задают много вопросов. Такие дети любят рассказывать о событиях в деталях, подробно. Внимательно и терпеливо выслушивайте их.

Развивайте зрительное восприятие и мелкую моторику. Аудиалам тяжело даются письмо, рисование. Предлагайте им искать отличия на картинках, собирать разрезные картинки, пазлы, раскрашивать фигуры, прописи, лабиринты и др.

Соблюдайте режим дня. Особенно дома. Правильный режим учитывает возрастные возможности ребенка. Он укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешную деятельность, предохраняет от переутомления. Это важно и для детей других типов.

Выбери самые интересные и популярные  творческие направления, которые наполнят вашу жизнь новыми яркими эмоциями!

Получать знания с ЧПОУ «СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ» и«Мобильный центр развития ребёнка от 3 лет «Коровка»»не только интересно, но и выгодно! Не упустите шанс получить скидку на обучение до 50%! Узнать подробнее об акции Kinder — пятница  

В настоящее время на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения анализа и переработки информации, новые навыки и технологии.

Проект «Мобильный центр развития ребёнка от 3 лет «Коровка»» — яркое отражение современных требований и тенденций в образовании.

Наши дистанционные мероприятия постепенно складываются в мозаику, из которой каждый участник может сложить собственную образовательную траекторию. Здесь самовыражение приносит радость, а свобода выбора и соревнование дают дополнительный стимул.

Как учитывать особенности кинестетика

Справка
Если у взрослого и ребенка ведущие каналы восприятия совпадают, то ребенок без труда усваивает новые знания

Кинестетики говорят о чувствах, ощущениях, эмоциях, мыслях: «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко», «я не понимаю», «мне трудно/тяжело», «я чувствую, что…», «я ощущаю, как…». В речи много качественных прилагательных. Если визуал опишет игрушку: «красивая, большая», то кинестетик – «мягкая, пушистая».

Ласково прикасайтесь, чтобы поддержать. Обнимайте ребенка, похлопывайте по спине. Личностное пространство кинестетика – вблизи тела. Ему необходимо касаться собеседника. В подкрепление похвале лучше погладить, поцеловать, обнять. При необходимости успокоить – просто положите руку на плечо ребенку.

Обучайте посредством тактильных ощущений. Кинестетик хорошо усваивает информацию, когда может ее «пощупать». Запомнит буквы, если вылепит их из пластилина, вырежет из картона.

Сопровождайте обучение практикой: потрогать, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, попробовать на вкус. Если кинестетик будет только слушать или смотреть, то не воспримет и половины информации.

Кинестетики при обучении часто не смотрят в глаза взрослому: их глаза опущены вниз. Так им легче учиться и сразу действовать.

Совет
Учитывайте, что кинестетики в дошкольном возрасте сильно копируют родителей и особенно привязаны к маме

Детально объясняйте задачу. Разложите все по полочкам, объясните этапы, говорите несложно и медленно. Жестикулируйте, используйте прикосновения.

Контролируйте. Не стоит рассчитывать, что кинестетик додумается до решения сам. Такие дети стремятся выделить и проанализировать детали, частности, нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

Не торопите и не ругайте. Дайте возможность довести мысль до конца, не перебивайте наводящими вопросами. Не пытайтесь ускорить, не говорите: «Все ясно, дальше!» Это бессмысленно – ребенок начнет «зависать», остановится и начнет сначала или замолчит, обидевшись.

Дайте кинестетику время, чтобы спокойно обработать информацию. Ему сложно восстанавливать нить разговора. Рассказывать такой ребенок будет обстоятельно, со всеми деталями. Буквально расставит все по полочкам. Так он упорядочивает впечатления.

Приучайте доводить начатое до конца. Также учите делать все старательно, аккуратно. Внимание кинестетиков всегда приковано к передвигающимся объектам, поэтому им трудно концентрироваться, их легко отвлечь.

Обеспечивайте безопасное пространство. Кинестетик – ребенок действия, ему необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать.

Иногда кажется, что именно рядом с ним все падает, ломается, разбивается, рвется. Кинестетики не всегда подвижные дети, но их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие.

Если визуал сначала изучит инструкцию, разберется, то кинестетик сразу действует. Поэтому его игрушки недолговечны.

Важно
Терпеливо приучайте кинестетика к порядку, а не ругайте: он не поймет, за что его наказывают

Не вынуждайте долго сидеть. Неподвижность для кинестетика – серьезное испытание. Дайте возможность походить, подвигаться. Таким детям необходимы игры на свежем воздухе с полноценной физической нагрузкой. Поощряйте ребенка гулять, прыгать, вращаться на карусели, двигаться с разной интенсивностью и в разном темпе.

Приучайте к порядку, но не наказывайте. Кинестетики могут играть и заниматься в окружении беспорядка, в котором чувствуют себя комфортно.

В их шкафу, за столом, в игрушках часто рабочий беспорядок. Целенаправленно приучайте их к порядку, но не требуйте идеальной чистоты. Они не в состоянии выполнить такое требование.

Неудачи приведут к ощущению стойкой неуспешности и к нежеланию помогать вообще.

Обучайте их навыкам самоконтроля. Кинестетики очень эмоциональны, бурно реагируют на неудачи, запреты. Чувства выражают мимикой, реагируют действиями. Могут бросить что-то, ударить, хлопнуть дверью, выбежать из комнаты. Поэтому нужно мягко учить их контролировать себя.

Анкета Какой тип восприятия у ребенка ведущий. Отметьте качества, которые характерны для ребенка в повседневной деятельности. Подсчитайте количество отмеченных утверждений в каждой из трех групп. Наибольшее количество укажет на ведущий канал восприятия. Если получилось практически одинаковое число, то у ребенка смешанный тип восприятия.

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информацииАудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информацииАудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Скачать АНКЕТУ

© Материал из Справочной системы «Образование»Галина Лимонцева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 35» г. Воркуты, Республика Коми https://vip.1obraz.ru

Источник: http://anna-muratova-school.ru/news/vizual-audial-kinestetik-kak-vospityivat-detey-s-uchetom-ih-tipa-vospriyatiya/

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информацииДиагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

  • Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
  • Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
  • Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
  • Дискрет (дигитальное восприятие) — по тому, что подсказывает логика.

(Кто такие дискреты — смотрите далее)

Интерпретация результатов

Шкала, по которой испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему (ведущий тип восприятия). Уровни ведущего типа восприятия:

  • 13-16 баллов – высокий;
  • 8-12 баллов – средний;
  • 0-7 баллов – низкий.

Для аудиалов огромное значение имеет всё, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием.

В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны.

Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: «перестань скрипеть»; «я услышал твою проблему», «не выношу таких громких мелодий».

Читайте также:  Сотрясение мозга: причины, степени, первая помощь

К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубнящий звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления. Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи.

Визуалы моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают.

Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно – ведь именно ею они пользуются чаше всего.

Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко, так как в речи он часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например: «я хорошо вижу эту проблему»; «я смотрю на этот вопрос шире»; «это, конечно, проясняет всё дело» – и так далее.

В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причём и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пищи иногда значит для них больше, чем её вкус. Этот тип личности не может говорить, если собеседник от него отвернулся, ему обязательно «участие в беседе». Визуалы любят привлекать к себе внимание, и именно про них можно сказать – «встречает по одежке». Визуалы не любят, когда до них дотрагиваются, когда нарушают их личное пространство и влезают в зону комфорта. Подавляющее число художников, дизайнеров относятся к визуалам.

Кинестетики – это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно.

Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная – им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если собеседник при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь – просто он кинестетик.

Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже», «атмосфера в квартире невыносимая», «её слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на тёплый дождь». Вообще же любимое слово кинестетика – чувствую, его они употребляют к месту и не к месту.

Кинестетики обожают всё, что даёт им сильные телесные ощущения – спорт, танцы и т.п. Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов.

Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.

В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам.

Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых.

В их лексиконе часто встречаются выражения: «где тут логика?», 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…» Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки Аудиальный тип
Способ получения информации Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками
Восприятие окружающего мира Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей
На что обращают внимание при общении с людьми На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова
Речь Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди
Движения глаз Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему
Память Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
Отличительные признаки Визуальный тип
Способ получения информации Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего мира Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают внимание при общении с людьми На лицо человека, его одежду и внешность
Речь Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей
Движения глаз Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза
Память Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде
Отличительные признаки Кинестетический тип
Способ получения информации Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении
Восприятие окружающего мира Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться
На что обращают внимание при общении с людьми На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается
Речь Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику
Движения глаз Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону
Память Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

Неформальный вариант теста

Если у вашего знакомого или у вас нет возможности или времени пройти тест С Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, «отпуск мечты»).А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ.

В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.2.

Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик. 3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информацииДля точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: «Как вы хотели бы отметить Новый год?», «Какие планы на ближайшие выходные?», «Вспомнить самое приятное событие за последний месяц» и т.д.Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: «Где лучше провести отпуск?», человек при ответе использует следующие эпитеты:1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал. 2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик. 3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.Визуалам крайне сложно запомнить информацию на слух, а кинестетик вряд ли сможет оценить вашу новую прическу (оценит визуал), а вот парфюм или умение делать массаж – запросто!

Аудиал/кинестетик обращаясь к визуалу для лучшего донесения информации могут сказать что-то типа: «Для меня твоё словесно/тактильное молчание, как для тебя чёрная комната, непроглядная темнота, где ничего не видно».

Источник: https://psychojournal.ru/tests_online/2012-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyuschey-perceptivnoy-modalnosti.html

12. Типы восприятия (визуальный, аудиальный и кинестический)и их особенности в общении

Модальность
— это составляющая психической установки
(предрасположенность к определенным
действиям).

Модули, как типы установки,
связаны с типами восприятия: Визуальный
тип — это личность, которая быстрее из
всей информации воспринимает информацию
посредством зрения (любит смотреть
кино, читать, ходить в музеи). Ориентирована
на неодушевленные предметы.

Работают
с документами, знаками, техникой. Трепетны
к порядку. Аудиальный тип личности
воспринимает больший объем информации
и быстрее. Важен звуковой формат
поступающей информации. Хорошо владеют
экстралингвистикой. Легко находят общий
язык другими людьми.

Работают в сфере
человек-человек. Кинестетический тип
— быстро воспринимает информацию через
восприятие изменений, движений. Сама
личность активна, в постоянном движении,
неусидчива, неспособна к рутинной
работе.

Такие
различия соответствуют четырем основным
типам восприятия — визуальный (зрительный),
аудиальный (слуховой), кинестетический
(двигательный) и дигитальный (мыслительный).

Это определяется тем, какая из сенсорных
систем у человека развита лучше: слуховая,
зрительная, кинестетическая или
мыслительная.

Человек неосознанно
старается использовать преимущественно
ту систему, которая у него более развита.

Каждый
человек, так или иначе, использует все
четыре сенсорные системы, но одна из
них обязательно доминирует. Поэтому
для установления доверительного контакта
с клиентом, нужно использовать те же
слова, мимику, темп речи, частоту дыхания,
которые соответствуют его типу восприятия.

Читайте также:  Альфа-активность головного мозга: что это такое?

Для
того чтобы определить тип восприятия
собеседника, продавцу нужно внимательно
слушать и наблюдать за манерой поведения
своего потенциального покупателя.

У
людей разных типов свои специфические
особенности в поведении, типе тела и
движениях, в речи, дыхании, свой стиль
одежды.

Итак, кто же ваш собеседник
-визуал, аудиал, кинестетик или дигитал?
В этом номере мы подробно рассмотрим
наиболее распространенный тип восприятия.

ВИЗУАЛЫ

У
визуалов есть определённые секреты в
мимике лица. Когда они что-то пытаются
вспомнить, взгляд направлен вверх-влево.
Когда их взгляд направлен вверх-вправо,
они рисуют образы будущего, придумывают.

Первый признак того, что перед вами
задумавшийся визуал – это расфокусированный
взгляд куда-то прямо и вдаль (обычно в
таких случаях говорят, что задумались).

Если вы точно знаете, что человек
напротив — визуал
в большей степени, его достаточно просто
подловить на лжи или не искренности.
При этом его глаза ответят за него. Когда
при ответе на конкретный вопрос взгляд
устремлен вверх и вправо, человек
неискренен.

Он думает о будущем, рисует
в воображении события, которые еще не
произошли. Но если он вспоминает о том,
что было на самом деле в прошлом, взгляд
будет направлен вверх и влево.

Для
людей-визуалов важна видимая часть
нашего мира. При общении с ним используйте
описательные слова, особенно те, которые
употребляет он сам. Говорите быстро,
жестикулируйте, рисуйте образы руками,
применяйте все возможные инструменты
мимики. Визуал отдает приоритет тому,
что видит.

Он, прежде всего, обращает
внимание на выражение лица, а только
затем на интонацию. Поэтому необходимо,
чтобы на него смотрели, когда он говорит,
иначе ему кажется, что его не слушают.
«Смотри на меня, когда я говорю!», —
скажет он.

Помните так же, что для визуалов
важна внешность, так как он оценивает
именно визуальную опрятность собеседника,
его умение хорошо выглядеть и подчёркивать
это различными вещами.

Используйте
эти советы и тогда общение с визуалом
будет простым и продуктивным.

ВИЗУАЛ
лучше всего воспринимает информацию в
виде образов. Он, как бы рисует в голове
определённые картины того, что вы ему
пытаетесь донести. Человек визуального
типа легко понимает, когда с ним общаются
понятиями, присущими визуальному типу
мышления.

Это такие слова, как — увидеть,
смотреть, взгляните, давайте посмотрим,
рассмотрим, обратите внимание и им
подобные. Ему близки схемы, графики,
рисунки и изображения.

Рассказывая
что-нибудь, такой человек жестикулирует,
как бы рисуя в воздухе воображаемые
объекты, любит пользоваться листом
бумаги и карандашом, чтобы проиллюстрировать
свое предложение.

Если
ваш собеседник часто употребляет фразы:
«Представьте себе…», «Посмотрите…»,
«Обратите внимание, это выглядело так..
«Я вижу, что ты имеешь в виду», «Ясно»,
«Посмотри, что я имею в виду», «Представь
себе, что…», и при этом используют
всевозможные описательные термины и
слова, знайте — вы говорите с визуалом.

  • часть
    2 —
  • Продолжая
    тему «Типы восприятия», в этом номере
    мы рассмотримаудиальный,
    кинестетический
    и дигитальный
    типы
    восприятия.
  • АУДИАЛЫ

Они
чаще всего обращаются к описанию
окружающего мира через звуки. Их
доминирующее чувство — слух, поэтому
они имеют, как правило, сильные
коммуникативные навыки. Аудиалы
наслаждаются музыкой, у них постоянно
работает радио, телевизор или проигрываются
компакт-диски.

Они очень редко записывают
что-нибудь, полагаясь на свою память.
Человек аудиального типа восприятия
постоянно что-то шепчет себе под нос,
бормочет, и проговаривает вслух, чтобы
лучше понять и запомнить.

При разговоре
он редко смотрит в глаза и чаще всего
поворачивается к собеседнику боком
(ухом). В своей речи использует такие
словосочетания, как: — «Послушайте
меня», «Почему вы разговариваете со
мной таким тоном?», «Звучит заманчиво»,
«Это звучало так…

», «Я спрашиваю себя»,
«Это мне говорит о многом».
Другими
словами, они обращаются к тону, к звуку
и тембру речи.

Если
вы хотите понимать, насколько откровенен
с вами ваш собеседник- аудиал, следите
за его глазами. Он, как и визуал, обращается
к воспоминаниям прошлого и обрисовкой
будущего. Только эти воспоминания
связаны не с конкретными визуальными
образами, а со звуковым восприятием
мира.

Он начнёт вспоминать не образ, а
звуковую составляющую этого образа. «Как
же это он сказал….?», «Я помню в рассказе
говорилось», «А его презентацию приятно
было слушать», «Что он ответил на этот
довод?».
Таким
образом, глаза аудиала бегают то влево,
то вправо.

Если взгляд направлен влево,
это говорит о том, что он вспоминает
прошлое, а если вправо — размышляет о
будущем или о том, чего на самом деле не
было. Когда аудиал направляет взгляд
вниз-влево, он обдумывает сказанное.

В
этом случае лучше помолчать и подождать,
пока он снова обратит на вас внимание,
потому что он всё равно вас не услышит.

Итак,
аудиал — человек, воспринимающий
подавляющее большинство информации
через звуки. Используйте в общении с
ним аудиальные слова, которые ему
нравятся. Обращайте внимание на тембр,
интонации и быстроту своей речи. Им не
сильно важно, что мы говорим. Зато очень
важно, как мы говорим.

Для аудиала речь
собеседника будет восприниматься вне
зависимости от выражения его лица. Ему
достаточно просто услышать, чтобы
понять, и он дольше остается сосредоточенным
на содержании. Для аудиалов предпочтительнее
знать факты, им ни к чему много подробностей.

Им не нужно ни плана, ни схемы, ни рисунка.

ДЛЯ
ЛЮДЕЙ-АУДИАЛОВ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ЗНАТЬ
ФАКТЫ, ИМ НИ К ЧЕМУ МНОГО ПОДРОБНОСТЕЙ.

Аудиалы
приятно удивляются, когда их собеседник
имеет в своём арсенале яркий и сочный
голос, который схож с его собственным
голосом. Здесь важно всё — тембр, ритм,
быстрота речи.

Чем больше вы схожи с
вашим аудиальным собеседником по этим
параметрам тем быстрее установятся
контакт и доверительные отношения.

Следите за этими характеристиками
своего голоса и успех в общении с аудиалом
вам обеспечен.

КИНЕСТЕТИКИ

Для
этих людей в первую очередь важен
чувствительный опыт, эмоциональное
подкрепление. Они хорошо вспоминают
ощущения, движения, запахи и в большей
степени ориентируются на чувства.

Поэтому
при разговоре употребляют слова,
связанные с теплом/холодом,
легкостью/тяжестью.

От человека
кинестетического типа восприятия можно
услышать: «Я
так взволнован, что у меня тяжелая голова
и мороз идет по коже», «Мне было так
страшно, что я облился холодным потом»,
«Это приводит меня в трепет», «Это меня
раздражает».

Кинестетик
лучше общается и понимает, когда можете
прикоснуться или почувствовать физическую
близость собеседника. При обычном
разговоре они подходят практически в
упор и постоянно дотрагиваются до своего
собеседника. Ему очень трудно оставаться
на месте или слушать внимательно долгое
время.

Кинестетики любят близко
располагаться к людям, прикасаться к
ним, класть руку на плечо. Он быстро
теряете нить разговора, если говорят
слишком быстро. Вспоминая что-либо,
смотрит вниз или прямо перед собой.
Многие кинестетики, когда говорят,
что-то крутят в руках, теребят, поглаживают.

Соответственно,
чтобы кинестетик почувствовал к вам
доверие, пользуйтесь тем же правилом,
что и при общении с аудиалом и с визуалом.
А правило очень простое старайтесь
оперировать теми словами, которыми
пользуется ваш кинестетик. Наполните
свою речь словами, выражающими чувства
и эмоции.

Пока кинестетик почувствует,
какое решение он примет, пройдёт некоторое
время. Это связано с тем, что он должен
буквально нутром прочувствовать, что
в данный момент поступает и говорит
правильно. Так что при общении с ним
учтите его эмоциональные потребности.
Кинестетик обязательно захочет к вам
прикоснуться.

Если вы знаете, что ваш
собеседник — кинестетик, позвольте ему
это сделать (от вас не убудет, а ему
приятно, да и в контакт быстрей войдёте,
если вам это, конечно же, надо).

Есть
мнение, что кинестетики сильно зависят
от температуры окружающего пространства
и они обязательно будут себя не комфортно
чувствовать, если в комнате слишком
тепло или прохладно. Говорите с ними на
понятном им языке и у вас всё получится.

Источник: https://studfile.net/preview/1763978/page:9/

Пройдите тест на тип восприятия информации и узнайте кто вы – визуал, аудиал, кинестетик или дигитал?

Психология, как наука, так определяет восприятие (перцепцию): чувственное познание предметов окружающего мира с помощью анализаторов.

Различают такие виды (в зависимости от того, какой тип анализатора является доминирующим на данной стадии познания):

  • зрительное;
  • слуховое;
  • осязательное;
  • вкусовое;
  • обонятельное.

Восприятие также подразумевает кинестезические ощущения, которые задействованы при осязательном познании, а также в зрительном (при движении глаз), вкусовом (движении языка), слуховом (движении артикуляционного аппарата) и обонятельном (двигательной работе органов дыхания).

В психологии принято разделять восприятие на непроизвольное и произвольное. В первом случае познание предмета осуществляется под воздействием внешних обстоятельств, а человек не руководствуется заданными целями.

Произвольное восприятие активно – оно изначально происходит под регулировкой определенной цели (воспринять объект).

Этот тип перцепции может выступать в виде самостоятельной деятельности, которая определена целью проследить явление, установить свойства объекта.

Перцептивный процесс проходит несколько определенных стадий. Вначале происходит получение информации из внешнего мира, после чего – ее переработка, а далее складывается представление об объекте/ явлении, которое становится основой для дальнейшего действия человека.

Эти этапы едины для всех людей, однако психология установила, что они носят субъективный характер: на заключительной стадии процесса любой человек обнаруживает собственную информацию, которая разнится с таковой у других людей. Часто это может зависеть от того, какой ведущий канал задействован в процессе перцепции – то есть тот канал, с помощью которого определенный индивид лучше всего воспринимает большую часть информации. Различают три типа:

  • визуальный – при котором информация представляется в виде комплекса зрительных образов;
  • аудиальный – в виде комплекса звуков;
  • кинестетический – комплекса ощущений (вкусовые, осязательные, обонятельные).

Каждый канал обладает определенными свойствами. Наиболее быстрым является визуальный, менее – аудиальный, самым медленным – кинестетический. В зависимости от того, какой тип восприятия преобладает, реципиент информации может выступать как визуал, аудиал, кинестетик.

Краткая характеристика  

  • Визуалы в процессе перцепции предпочитают опираться на зрительные образы.

Это люди, которые придают большое значение внешности и выражении лица человека, любят пристально смотреть в глаза собеседника.

Этот тип восприятия, если он преобладает, обусловливает у визуала речевые особенности: такой человек быстро говорит («тараторит»), часто на высоких тонах. Для того чтобы определить, визуал ты (или твой друг) или нет, можно провести простой тест: нужно вспомнить, какая характеристика дается проблемам, явлениям, вещам.

Типичными фразами являются такие: «Это выглядит не очень хорошо», «Это как посмотреть», «Посмотри, какое сегодня яркое солнце» и т. д.  

  • Аудиалы легче всего воспринимают информацию с помощью слуховых органов.

Они быстро и прочно запоминают разговоры, лекции и редко переспрашивают вопрос, так как хорошо его понимают с первого раза. Аудиал любит поддерживать беседы, его голос при этом становится чистым, выразительным, а голова часто наклонена набок (впечатление, что человек прислушивается к чему-то).

Читайте также:  Невроз: симптомы, диагностика и лечение расстройства

Иногда можно заметить, что он разговаривает сам с собой: повторяет только что услышанное, проговаривает свои задачи. Это необязательно происходит громко – часто можно увидеть только шевеление губ.

Быстрый тест на то, являешься ли ты аудиалом: использование фраз «Это звучит интересно», «Мне приятно вас слушать», «Прозвучало угрожающе», «Мне нравится ваш голос», «Я слушал, затаив дыхание».

  • Кинестетики большое значение придают чувствительному опыту.

Они лучше остальных могут запомнить запахи, стремятся к тактильному контакту и эмоциональному подкреплению. Этих людей можно узнать по движениям – нерезким, спокойным, плавным. Часто кинестетик не смотрит на человека, с которым разговаривает, но может дотрагиваться до него.

Как правило, его голос низкой тональности, а сам он говорит медленно.

Тест, позволяющий определить являешься ли ты или собеседник кинестетиком, – это частое использование фраз «Я так чувствую», «Это затрагивает мои мысли», «Это меня не касается», «Только почувствую, как это», «Не трогай меня».

Дискретный тип

Психология также описывает такого человека, как дигитал. Это не вполне традиционное разделение, так как в этом случае не задействован традиционный канал восприятия (анализатор). Но такой индивид старается воспринимать информацию на уровне логики. Каждую минуту дигитал может анализировать реальность и соотносить с опытом и знаниями.

Некоторые исследователи полагают, что этот человек может легко становиться манипулятором. Часто стандартный тест, который определяет ведущий тип перцепции, у дигитала не дает однозначного результата. Тем не менее, заподозрить его можно по таким фразам: «Почему мы делаем это вот так?», «Правильно ли я понимаю?..

», «Так будет логичнее», «Как вы это обоснуете?».

Если ты хочешь обратить внимание дигитала, то следует говорить с ним его же языком: «Давайте предположим, что…», «Ваше мнение мне помогло справиться с…», «Давайте это проанализируем»

Тестирование

Тест-онлайн на определение ведущего типа восприятия предполагает прохождение 13 вопросов, при ответе на которые нужно выбрать одно из четырех утверждений.

  • Оцените эту статью:

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-vizual-kinestetik-audial.html

Визуалы, аудиалы, кинестетики



  • В статье собраны основные теоретические данные по восприятию и трем основным типам восприятия: визуальный тип, аудиальный и кинестетический.
  • Ключевые слова: восприятие, органы чувств, визуалы, аудиалы, кинестетики.
  • Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес у разных людей.
  • Известно, что с рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием, вкусом.
  • Среди этих пяти, выделяют три самых важных:
  • ‒ слух,
  • ‒ зрение,
  • ‒ осязание.
  • Данным органам чувств дали названия, слух — это аудиальный способ восприятия, зрение — визуальный, а осязание — кинестетический.
  • Прежде, чем перейти к описанию визуалов, аудиалов и кинестетиков, стоит ознакомиться с некоторыми моментами из истории развития знания о восприятии, в общем.

О различных способах восприятия мира, стали говорить с давних времен.

Считается, что все началось с философов у которых появились мысли об особенностях восприятия того или иного человека, произошло это примерно с 6го века до н. э.

В будущем тема восприятия все больше заинтересовывала философов, ученых, психологов, социологов и т. д. Различными видами восприятия, занимались такие известные личности, как: Выготский Л. С., Кравков С. В., Люшер М., Вертгеймер М, Осгуд Ч., Лурия А. Р., Дружинина В. Н., Рубинштейн С. П., Майерс Д. Э. и многие другие.

  1. Расцвет изучения восприятия пришелся на 19–20 век и неспроста, в данный период активно стала развиваться социальная психология, исследователи стали проводить различные эксперименты, стали создавать тесты, цель которых заключалась в выявлении различий в восприятии у людей.
  2. Что же такое восприятие?
  3. Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.
  4. Существует не один подход к изучению восприятия. В развитие восприятия свой вклад вложили, например, следующие подходы:
  5. Структуралистский — сторонники данного подхода воспринимали восприятие, как комбинацию отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы.
  6. Гештальт-психология выступала за то, что восприятие — это только целостный механизм.

Конструктивистский подход, обращал внимание на активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Восприятие, это не просто констатация самого факта воздействия раздражителя. Идея была основана на том, что воспринимаемое в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем прошлом опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании.

Экологический подход, данный подход был разработан Джеймсом Дж. Гибсоном и относится к зрительному восприятию.

Он сделал предположение о том, что внутренние мыслительные процессы играют в зрительном восприятии небольшую роль, либо вовсе в нем не участвуют.

Зрительный образ, который видит человек, содержит в себе всю необходимую информацию, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке.

Информационный подход — основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте.

Окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагается, что есть характеристики, например, как форма или очертания которые требуют дополнительной обработки получаемой информации.

Нейрофизиологический подход — восприятие может восприниматься только с позиций нейрофизиологии.

Остановимся на этих подходах, они являются самыми основными.

Вернемся к визуалам, аудиалам и кенестетикам.

У каждого человека преобладает, какой-то один из этих способов восприятия, конечно, может идти и совмещение, но даже в таком случае, обычно человек говорит, что таким-то способом мне легче воспринимать внешний мир.

Идеально, когда сам человек может переключаться с одного способа на другой, на лекции использует аудиальный тип восприятия, при рисовании визуальный, а при подборе ниток для вязания мягкого пледа, кинестетический.

Разберем подробнее в чем особенности, того или иного типа.

‒ Визуальный тип восприятия

Эти люди воспринимают мир чаще всего через глаза. Конечно, это не значит, что они не воспринимают информацию через другие органы восприятия, просто для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются.

Они легко составляют рассказ по картинке или описывают, что увидели. Обычно они прекрасно умеют всё систематизировать. Для работы им нужны отработанные схемы и алгоритмы, без этого им сложно включиться в рабочий процесс.

Наглядность для них это все.

‒ Аудиальный тип восприятия

Придают большое значение словам, музыке и вообще любым звукам, которые несут для них положительное или отрицательное. Чаще всего они обладают красноречивостью, хорошей памятью и острым слухом. Для разговора им не нужно видеть человека, главное ля них это слышать. Такие люди любят поговорить. Им сложно сосредоточиться в шумных местах.

‒ Кинестетический тип восприятия

Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь, например им не важно, как выглядит, какая-либо вещь, им важно, чтобы она была удобной и приятной на ощупь. Они ценят прикосновения и дружеские объятия.

Такие люди достаточно чувствительны, но не каждому они откроют свой внутренний мир. Им легко все воспринимать на ощупь, вкус и даже запах. Им так же важна практика, если они хотят, что-то понять.

Если аудиал может прослушать лекцию и все понять, а визуал прочитать или посмотреть схемы и разобраться во всем, то кинестетикам важно все опробовать на практике.

  • Тип восприятия можно выявить не одним способом, для этого созданы различные тесты, но даже без тестов можно определить с каким типом восприятия тот или иной человек.
  • Частенько люди употребляют определенные слова и фразы, которые стали относить к тому или иному типу восприятия, например:
  • Визуал: Я вижу, что; видите ли; а давайте рассмотрим; видно, что и другие фразы, которые связаны со зрительным восприятием.
  • Аудиал: Я вас слушаю; звучит заманчиво; я хочу вам сказать; это звучит как; давайте обсудим это и многие другие фразы, связанные со слуховой деятельностью
  • Кинестетик: Я чувствую что; не давите на меня; дело движется; холодает и другие, главное, что фразы связаны с чувствами и телесными ощущениями
  • Невербальные признаки, так же могут выдать человека с тем или иным типом восприятия, например:

Взгляд у визуалов при общении направлен вверх, они смотрят на собеседника, отмечая детали лица и положение тела, для этого они становятся подальше, чтобы иметь хороший обзор. Почти всегда свои речи сопровождают активной жестикуляцией.

Аудиалы смотрят перед собой, при разговоре любят наклонить голову вбок, чтобы лучше слышать.

Кинестетики любят поближе подходить к человеку, прикоснуться к своему собеседнику, чаще всего при разговоре они смотрят вниз.Нет никакой активной жестикуляции, только плавные и размеренные движения.

В последнее время стали выделять еще одну группу людей с типом восприятия, который основан на логике, это дигиталы или дискреты. Такие люди воспринимают, прежде всего, логику. Им важно все систематизировать, добраться до самой сути, разобрать все на молекулы, а потом на атомы.

Им не важна картинка, а также звук, им не важно, как это на ощупь. Для них важнее, получить отчего-либо информацию, такую, как: что это может дать или в чем цель существования того или этого. Частенько они произносят такие фразы, как: следовательно; логично; интересно, а что если…; правильно ли я понимаю, что…

; насколько это обоснованно; зачем мы это делаем; а почему именно так.

Еще раз стоит повторить, что люди не обладают только одним типом восприятия, в человеке всегда есть все, просто, какими-то ему легко пользоваться, а какими-то нет. Существуют различные способы, которые помогают развить все три основных вида восприятия, чтобы в будущем человек мог легко переключаться с одного на другой.

Считается, что легче всего развить все три канала восприятия через творчество, например:

‒ Визуалу, изначально можно вспомнить, какой-нибудь предмет, например картину Пабло Пикассо «Натюрморт с фруктами», далее хорошо представить и попробовать рассказать о ней, как расположены предметы, какие цвета и оттенки использует художник, говорить сначала медленно, потом быстро, менять интонацию, тем самым развивается аудиальный канал. Для развития кинестетического типа восприятия, нужно не просто рассказать, а представить, какие фрукты на ощупь, на вкус, какая поверхность у графина гладкая или шероховатая.

‒ Аудиулу, лучше сначала рассказать о картине, рассказать, какие предметы, какие они на ощупь, вкус, а потом все это изобразить.

‒ Кинестетику будет легче начать с развития визуального канала восприятия, например, нарисовать картину, а потом рассказать о ней.

Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, восприятие, зрительное восприятие, способ восприятия, подход, ощупь, орган чувств, кинестетический тип восприятия, дополнительная обработка, фраза.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31787/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector