Как стать гением или хотя бы оказаться ближе к нему? К какой собственности никто на свете не сможет предъявить право на наследование? Ответы на эти вопросы в предлагаемой статье.
Есть ли смысл в заучивании стихов?
Человек любого возраста может наизусть продекламировать хотя бы пару стихотворных строк. Но не все с удовольствием их учили.Для кого -то это было мучением. Но разве прекрасное, а в данном случае, поэзия, может быть мучением?
Ответ на этот вопрос человек может получить через много лет. Осознав, что благодаря закрепившимся в памяти произведениям поэтов, он обладает богатством, которым может пользоваться безраздельно и в любое время. И главное, никто никогда не предъявит прав на наследование этой собственности!
Прежде чем человек придет сам к таким выводам, его принуждают заучивать сначала короткие стишки под началом взрослых.
Затем более объемные и серьезные стихотворения:
- Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы… - Научитесь душой расцветать…
- Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся… - Будет счастье за вами бежать!
- Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких - Есть желание – счастье познать…
- Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться, - Значит, в чём-то ему не везло…
Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть
(Источник: millionstatusov.ru/stihi/positive.html)
Объясняется все благими намерениями по развитию его памяти и мозга. При заучивании,строки сначала откладываются в кратковременной (так сказать оперативной) памяти, а затем, при повторении, переходят в долговременную.
Умные люди говорят, что заученные поэтические строки помогают человеку приблизить свой мозг к образу мыслей гениев. Бесспорно, что стихи обогащают речь, помогают усвоению иностранных языков, придают особый шарм окружающему миру.
Как видим, одно важное предназначение стихов: они развивают и укрепляют память и взрослых и детей.
Стихи всем возрастам покорны
Универсальным методом развития памяти вне зависимости от возраста человека считается заучивание стихов. Оно помогает не только запоминанию информации, но и улучшению биохимических реакций в мозге, возникновению новых нейронных связей, повышению учебных способностей.
Последнее особенно актуально для детей дошкольного и школьного возраста.
Детство – самый оптимальный возраст для запоминания. Если это стихи, первым условием их выбора должна быть их простота и понятность.
Обилие непонятных и трудных слов вряд ли привлечет ребенка к их заучиванию. Ритм, мелодичность, образность стихотворных строчек, содержание всего произведения должны соответствовать возрасту маленького и одновременно большого человека.
Быть привлекательными не только в плане развития памяти, но и доставления ему эмоционального наслаждения.
Для детей в 5 – летнем возрасте
Если для детей до 5 лет предпочтительнее небольшие четверостишия или короткие стишки с глаголами, существительными и увлекательным содержанием, то требования к стихам для пятилетних малышей более серьезные.
а смену стихотворным текстам с описаниям знакомых предметов и действий приходят стихи о природе, о самих детях. У них появляется мотивация: рассказать выученное перед аудиторией: родителями.
Да и вам сам разве не понравиться декламация произведений вашим ребенком перед друзьями или на утреннике в детском саду?
При разучивании таких произведений можно развивать актерские способности ребенка, предлагая разыграть сценку или прочитать его в лицах.
Логопедические стихи
Отдельно можно рассмотреть необходимость разучивать логопедические задания. Детям будет гораздо интересней тренировать свое произношение в стихотворной форме, чем в обычном повторении.
Они же могут быть и скороговорками. Сейчас у каждого есть смартфон с диктофоном. Запишите чтение ребенком стихов и скороговорок и дайте ему его прослушать. Тогда ему самому сразу будут видны (слышны) свои ошибки. А еще вы вместе весело посмеетесь! Пример:
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!
Для детей 6 лет
Начиная с этого возраста, рекомендуется знакомить ребенка со стихами большего объема. Это дальнейшая тренировка мозга и логического мышления. В 6 лет он должен научиться отвечать на вопросы по содержанию текстов.
Для взрослых
С возрастом изменяются темпы восприятия стихов. Так, легче выучиваются произведения любимых авторов. Однако, для улучшения памяти следует выбирать строфы поэтов, остававшихся раньше вне поля зрения. Заучивание стихов в зрелом возрасте – это гарантия хорошей памяти и постоянного оздоровление головного мозга.
Замечено: взрослым достаточны ежедневные 15 минут для запоминания поэтических строк, чтобы в дальнейшем не терять ясность мысли, оставлять в голове нужную информацию, мыслить быстро и эффективно. Такие тренировки полезны для профилактики и лечения склероза.
- А еще они имеют смысл, как это стихотворение Александра Яшина:
- Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось - Хоть чем-нибудь порадовать его.
- Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, —
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал: - «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
- Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, - Хлеба воз куплю.
- Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал, - И дня того не возвратят века.
- Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла… - Спешите делать добрые дела!
Эффективность запоминания
От индивидуальных особенностей восприятия информации зависит эффективность запоминания стихов. Визуалы, у которых превалирует восприятие информации через зрительные каналы, легче воспримут и запомнят строки по печатному тексту в книге.
Аудионоситель, например телефон, или проговаривание стихотворения вслух поможет быстрее освоить текст аудиалам: им проще запомнить услышанное, чем увиденное. Пантомима и жестикуляция – это помощники в запоминании материала для людей с развитой моторной памятью.
Большую помощь могут оказать современные технологии с приложениями для запоминания стихов на смартфоне. Вот пример, где вы можете найти такое:
«Лисьи» приемы для развития памяти
Для ее улучшения и развития применяют так называемые мнемостихи. Они закладывают в хранилища мозга информацию, которой можно будет воспользоваться в нужный момент. Мнемоническая техника запоминания – один из увлекательнейших и действенных методов развития памяти, чем тренировка мозга обычными стихами.
Этим приемом часто пользуются лингвисты, когда необходимо запомнить сложные правила. Для этого скучный текст научного стиля, список действий или перечень товаров превращают в стихотворную строфу. Таким хитрым, или лисьим, приемом легче усвоить и запомнить трудное правило. Например, об особенностях спряжения следующих глаголов:
- Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья, - Их на -е- спрягать нельзя.
Как заучивать стихи
Есть разница в том, как их запоминать взрослому человеку, школьнику и ребенку дошкольного возраста.
Взрослому человеку
Первичному восприятию стихотворения способствует неоднократное прочтение его вслух. Звуковое восприятие совместно с визуальным повысит скорость запоминания. Не лишним будет мысленное воспроизведение образов и событий стихотворения, выделение действующих лиц и осознание чувств, передаваемых автором.
Записанное стихотворение поможет его зрительному восприятию. Заучивание стихотворения можно сравнить с возведением снеговика, где строфа – это накатанный «ком» из нанизанных друг к другу строчек. Шпаргалка из первых букв строчки или подсматривание забытого слова также помогут в запоминании произведения.
Эти же правила заучивания можно использовать школьникам, прибавив к ним рисунки по содержанию стиха. Впрочем, и взрослые могут проверить свои художественные навыки.
Посмотрите видео и оцените предложенный способ запоминания стихотворений. Он называется «метод шторки» (на 2 мин 40 сек):
Ребенку
- Вышесказанное в видео так-же может подойти и для ребенка. Но еще можно добавить хороший сервис для запоминания:
- В картинке выше видно, как просто им пользоваться.
Чем раньше ребенку начинают читать книги, тем быстрее в скором будущем он с интересом будет их заучивать. Конечно, лежа в коляске, он будет воспринимать лишь голос читающего. При этом в памяти ребенка остаются его голос, интонации. По достижении примерно трехлетнего возраста взрослые должны знакомить его с короткими стишками, раскрывать лексическое значение новых слов. Привыканию к стихотворной речи способствует повторение выученного в любой удобный для этого момент. Не менее увлекательным для малышей бывает задание по воспроизведению содержания запомненного в рисунке. Также можно мотивировать ребенка возможностью прочитать выученное стихотворение близким или друзьям.
Так стоит ли тратить время на заучивание стихотворений?
А если они вам не понадобятся в жизни?
Стоит. Развитый с помощью стихов интеллект окажет человеку помощь в накоплении полезной информации, которая поможет в достижении поставленных целей.
Богатый лексикон, хорошая дикция окажут неоценимую услугу в налаживании отношений с людьми, а также в личностном росте.
Об этом стихотворение Б.Пастернака. (Сможете его выучить?)
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе.
Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать — не мать
Что ты — не ты, что дом — чужбина.
Что делать страшной красоте
Присевшей на скамью сирени,
Когда и впрямь не красть детей?
Так возникают подозренья.
Так зреют страхи. Как он даст
Звезде превысить досяганье,
Когда он — Фауст, когда — фантаст?
Так начинаются цыгане.
Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.
Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре твоим зрачком,
Так затевают ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом.
Какие стихи заучивать
Дети до 5 лет любят активные, с глаголами и существительными. В этом возрасте им нравятся считалки, которые применяются в игре, тренируют возможности запоминания и развивают речь. Один из таких примеров:
- Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить — - Тому и водить!
Пятилетнему ребенку для усовершенствования мыслительной деятельности подойдут стихотворения примерно такого стиля:
Если кончится мороз,
Снег растает белый
Что же дедушка мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол.
С бороды его тогда
Тоже станет капать.
Добрый дедушка мороз
Миленький, любименький
Спрячься дедушка мороз
В нашем холодильнике!
Ребенок с 6 лет должен знакомиться уже с более объемными стихотворениями и серьезным смыслом. Например, с таким:
Я проснулся утром рано.
Только солнышко встает
И своим лучом румяным
Путешествовать зовет.
Мимо папы, мимо мамы
Я на цыпочках иду.
А за дверью птичий гомон,
Шелест лиственный в саду.
Сколько лета! Сколько света!
В нашем утреннем саду!
И меня счастливей нету!
Путешествовать иду!
Н. Антонова
Детская память активная, цепкая. Как только ребенок начинает осознанно разговаривать, можно начинать знакомить его со стихами. Тогда заучивание их будет не только тренировкой мозга, но и обогащать лексикон.
- Корней Чуковский
- Агния Барто
- Самуил Маршак
- Сергей Михалков
- Эдуард Успенский
- Борис Заходер
и многие другие поэты – создатели стихов для детей любого возраста, помогающих стать лучше в плане развития мышления и личностного роста.
Взрослые сами решают вопрос подбора литературы для развития или укрепления памяти. Конечно, выбор у них огромный. Все зависит от вкуса и желаний выбирающего.
Человеку, знающему много поэтических строф, легче воспринимать окружающее. Ему до конца жизни не грозит потеря ясного ума и твердой памяти.
Источник: https://uznayki.ru/kakie-stihi-uchit-dlya-razvitiya-pamyati/
Стихи для развития памяти у взрослых и детей
Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.
Стихи для улучшения памяти — наиболее популярный, доступный и действенный способ повысить объем запоминаемой информации.
Зачем учить стихи?
Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.
Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.
Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:
- Происходит развитие речи. Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
- Улучшается дикция. Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.
Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.
Учить стихи, считал Бродский, необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.
Какие стихи лучше учить для улучшения памяти?
Заучивание стихов должно быть не обычной зубрежкой, а осознанным восприятием информации.
Именно ритмическое построение и (дополнительно) эмоциональная наполненность стихотворений позволяют быстро выучить заданный материал, что намного тяжелее при заучивании прозы.
Однако обязательность осознанности порождает определенные различия между заучиванием поэзии взрослым человеком и нюансами при осуществлении того же процесса у детей.
Стихотворения для развития памяти у взрослых
При выборе подходящего произведения для заучивания вначале остановите свое внимание на любом классике: Пушкин, Ахматова, Есенин, Бродский, Шекспир, Пастернак.
Главное правило — поэзия должна вам нравиться.
Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом.
Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.
Примеры стихов развивающих память для взрослых
- Пушкин Александр Сергеевич — «Возрождение»
Показать стихотворение — ВозрождениеХудожник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней. - Есенин Сергей Александрович — «Звезды»Показать стихотворение — ЗвездыЗвездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие! - Пастернак Борис Леонидович — «Недотрога, тихоня в быту…»Показать стихотворение — Недотрога, тихоня в быту…Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
Дай запру я твою красоту
В тёмном тереме стихотворенья.Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?
Детская поэзия для развития памяти
Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:
- Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
- Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.
Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.
Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.
Примеры стихов развивающих память для детей
- Стихи для детей до 4 лет
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.Ох, и модница овечка,
Вся в кудряшках,
Вся в колечках.
Даже рожки впереди
Завила на бигуди!Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Хочешь, попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь! - Стихи для детей от 4 до 6 лет
Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,
Леса шумят кругом.
Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.
Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!
Кукушкин крик последний
Как осени звонок.
Увянет скоро летний
Ромашковый венок.
Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты. - Стихи для детей от 6 лет
Солнце золотое
Колесом скатилось,
Ласковое солнце
В маму превратилось,
Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!
Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!
Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!
Все сказки в мире непохожи,
Всегда присниться сказка может.
Но в детстве, говорю вам я,
Есть сказки наяву, друзья!
Да неужели жизнь – не сказка?
А быль? Природы красота
Не может сказкой называться?
И сказка – это доброта!
Она нас всех отучит злиться,
Научит всех людей дружить…
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!
Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.- Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания. - Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение. - Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается. - Как же нам не загадать
Скромное желание —
На «отлично» выполнять
Школьные задания. - Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!
- Могут даже у ребят
Как правильно учить стихотворения взрослому?
Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:
- Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
- Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
- Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
- Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
- Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
- Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
- Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
- Составить шпаргалку из первых букв строчек.
При заучивании не бойтесь подсмотреть отдельное слово, однако не старайтесь выучить сразу все стихотворение. Учите вслух — мозг воспринимает звуковую информацию так же хорошо, как и зрительную, а иногда — даже лучше.
Как учить стихи ребенку?
Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:
- Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
- Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
- Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
- Следует объяснять ребенку непонятные слова;
- Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.
Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.
[table “2” not found /]
Источники
- Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
- Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
- Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
- Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L. (1992).Improving memory performance in the aged through mnemonic training: A meta-analytic study. Psychology and Aging, 7(2),242-251.doi:10.1037/0882-7974.7.2.242
- Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16, 297-335.
- Воронина, Т. А. Современные проблемы фармакологии ноотропов: состояние и перспективы / Т. А. Воронина // Фармакология и токсикология. 1987. -№ 3.
Источник: https://smartguy.ru/stihi-dlya-razvitiya-pamyati-dlya-vzroslyh-i-detey/
Стихи для развития памяти детей школьного возраста
Детские стишки — развиваем речь и память
1.
Тили-бом! Тили-бом!
- Загорелся кошкин дом!
- Загорелся кошкин дом,
- Идет дым столбом!
- Кошка выскочила!
- Глаза выпучила.
- Бежит курочка с ведром
- Заливать кошкин дом,
- А лошадка — с фонарем,
- А собачка — с помелом,
- Серый заюшка — с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
- И огонь погас!
- 2.
- Аты-баты, шли солдаты,
- Аты-баты, на базар,
- Аты-баты, что купили?
- Аты-баты, самовар.
- Аты-баты, сколько стоит?
- Аты-баты, три рубля.
- Аты-баты, он какой?
- Аты-баты, золотой.
- 3.
- — Гуси, гуси!
- — Га-га-га!
- — Есть хотите?
- — Да-да-да!
- — Нет, нет, нет!
- — А чего?
- — Конфет, конфет.
- 4.
- Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
- Наши гуленьки вверху —
- Грру-грру-угрру-у-грру-у!
- Наши курочки в окно —
- Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
- А как Петя-петушок
- Ранним-рано поутру
- Нам споет ку-ка-ре-ку!
- 5.
- Пошел котик на торжок,
- Купил котик пирожок,
- Пошел котик на улочку,
- Купил котик булочку.
- Самому ли съесть
- Или Васе снесть?
- Я и сам укушу,
- Да и Васе снесу.
- 6.
- Шел пес
- Через мост,
- Четыре лапы,
- Пятый — хвост.
- 7.
- Саша в зеркало гляделся,
- Сам собою любовался:
- Рубашечка красная,
- Шубейка атласная,
- Шапочка с ушами,
- Головка с кудрями.
- Ладен телом,
- А хорош ли делом?
- 8.
- Раным-рано поутру
- Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
- А коровки в лад ему
- Затянули: «Му-му-му!»
- Ты, Буренушка, ступай,
- В чисто поле погуляй,
- А вернешься вечерком,
- Нас напоишь молочком.
- 9.
- Киса, кисанька, коток,
- Киса — серенький хвосток,
- Приди, киса, ночевать,
- Приди Васеньку качать.
- Уж как я тебе, коту,
- За работу заплачу —
- Дам кусок пирога
- И кувшин молока.
- Ешь ты, котя, не кроши,
- Котя, больше не проси.
- 10.
- В маленьком скверике
- Возле Волхонки
- Играли мальчишки,
- Играли девчонки.
- Вместе играли
- В салки и в прятки
- И вдруг увидали
- Девчонку с лопаткой,
- С лопаткой и мишкой,
- Зажатым под мышкой,
- Тихую слишком,
- Скучную слишком.
- — Чего ты скучаешь? —
- Спросили ребята. —
- Чего не играешь
- Своею лопатой?
- Побегаем вместе!
- Пошли поиграем!
- Ведь так интересней!
Мы знаем! Мы знаем!
- Довольна девчонка
- Светловолосая,
- С носом курносым,
- С лентами в косах,
- С мишкой под мышкой,
- С лопатой в руке:
- — Пошли поиграем!
- Хотя бы в песке!
- Довольна девчонка,
- Довольна и рада.
- Но мама сказала:
— Аленка! Не надо!
- Тебе мы купили
- Лопатку и мишку.
- При чем здесь девчонки?
- При чем здесь мальчишки?
- И, кроме того,
- Мы их вовсе не знаем!
- Играй, дорогая,
- Пока мы гуляем!
- Удрали ребята,
- А девочке стыдно.
- Ей очень,
- Ей очень,
- Ей очень
- Обидно!
- Удрали девчонки,
- Мальчишки удрали.
- — Прощай, задавака! —
- Они ей сказали.
- И плачет девчонка
- От мамы в сторонке
- В маленьком скверике
- Возле Волхонки.
- А мама читает
- На лавке газету,
- Читает-вздыхает
- О том и об этом.
- В сквере вовсю
- Зеленеет трава.
- Плачет девчонка,
- Девчонка права!
- 11.
- Шапка
- Да шубка,
- Вот и весь
- Мишутка.
- 12.
- Катя, Катя маленька,
- Катенька
- Удаленька,
- Пройди, Катя, горенкой,
- Топни, Катя, ноженькой.
- 13.
- Наша Маша
- Маленька,
- На ней шубка
- Аленька,
- Опушка бобровая.
- Маша чернобровая.
- 14.
- Расти, коса,
- До пояса,
- Не вырони
- Ни волоса.
- Расти, коса,
- Не путайся,
- Маму, дочка, слушайся.
- 15.
- Ты умница-разумница,
- Про то знает вся улица,
- Петух да кошка,
- Да я немножко.
- 16.
- Большие ноги
- Шли по дороге:
- ТОП, ТОП,
- ТОП, ТОП,
- ТОП, ТОП,
- ТОП, ТОП.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке:
- топ, топ, топ, топ, топ,
- топ, топ, топ, топ, топ.
- 17.
- Конь бежит,
- Вся земля дрожит,
- В поле травушка-муравушка
- Ничком лежит.
- Для какого молодца?
- Это конь-богатырь
- Для Алеши-удальца!
- 18.
- Та-ра-ра!
- Та-ра-ра!
- На лугу стоит гора,
- На горе растет дубок,
- А на дубе воронок
- Сидит в красных сапогах,
- В позолоченных серьгах,
- Сидит ворон на дубу
- Да играет во трубу.
- Труба тОченая,
- Позолоченная.
- Труба ладная,
- Песня складная.
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…
- Потерял мужик дугу,
- Дугу тОченую,
- Позолоченную.
- Шарил, шарил,
- Не нашел,
- Сам заплакал и пошел.
- 19.
- Кошка на окошке
- Рубашку шьет,
- Курочка в сапожках
- Избенку метет.
- 20.
- Ах ты совушка-сова,
- Ты большая голова!
- Ты на дереве сидела,
- Головою ты вертела —
- Во траву свалилася,
- В яму покатилася!
- 21.
- Идет коза рогатая,
- Идет коза бодатая.
- Ножками топ-топ,
- Глазками хлоп-хлоп.
- Кто каши не ест,
- Молока не пьет,
- Забодает,
- забодает,
- забодает!
- 22.
- Барашеньки — крутороженьки
- По лесам ходили,
- По дворам бродили,
- В скрипочку играли,
- Настю потешали.
- А совища из лесища
- Глазищами хлоп-хлоп!
- А козлище из хлевища
- Ножищами топ-топ!
- 23.
- Ваня, Ваня-простота
- Купил лошадь без хвоста.
- Сел задом наперед
- И поехал в огород.
- 24.
- На улице
- Две курицы
- С петухом дерутся.
- Две девицы-красавицы
- Смотрят и смеются:
- — Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
- Как нам жалко петуха!
- 25.
- Из-за леса, из-за гор
- Едет дедушка Егор:
- Сам на лошадке,
- Жена на коровке,
- Дети на телятках,
- Внуки на козлятках.
- 26.
- Мамонт и папонт гуляли на речке,
- Бабант и дедант лежали на печке.
- А внучок сидел на крылечке
- И сворачивал хобот в колечки.
- 27.
- Электрическую бритву на столе забыл отец,
- Электрическую бритву на столе увидел сын.
- Он увидел и подумал: «Вот, побреюсь, наконец,
- И никто не помешает, потому что я один».
- Сунул бритву он в розетку, бритва начала гудеть,
- На себя он, словно папа, начал в зеркало глядеть.
- Ну а так как не имел он ни усов, ни бороды,
- То проделал на макушке две широких борозды.
- Быстро кончив это дело, лишних слов не говоря,
- Подозвал щенка Ерошку, на спине пробрил дорожку,
- А потом зубные щетки в ванной комнате побрил.
- Если не пришел с работы ни отец, ни старший брат,
- Значит, он и до сих пор там бреет, бреет все подряд.
- 28.
- Вы послушайте, ребята,
- Моей сказки небогатой
- От конька-горбунка
- И медведя-плясунка:
- Уж как пестрая свинья
- На дубу гнездо свила.
- Гнездо свила, детей вывела.
- Шестьдесят поросят
- По сучочкам сидят.
- Поросята визжат,
- Полететь хотят.
- Полетели, полетели.
- Уж как по небу медведь летит.
- Медведь летит,
- Головой вертИт.
- А несет-то он коровушку,
- Черно-пеструю, белохвостую.
- А коровушка мычит
- Да хвостищем-то вертИт!
- Знай медведю кричит:
- — Давай вправо,
- Давай влево,
- А теперь вот напрямик!
- 29.
- — Петь, здорово!
- — Здравствуй, Вова!
- — Как уроки?
— Не готовы…
- Понимаешь, вредный кот
- Заниматься не дает!
- Только было сел за стол,
Слышу: » Мяу… » —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
- Видишь, занят я наукой,
- Так что брысь и не мяукай!»
- Он тогда залез на стул,
- Притворился, что уснул.
- Ну и ловко сделал вид —
- Ведь совсем как будто спит!
Но меня ты не обманешь…
- «А, ты спишь?
- Сейчас ты встанешь!
- Ты умен, и я умен!»
- Раз его за хвост!
- — А он?
- — Он мне руки исцарапал,
- Скатерть со стола стянул,
- Все чернила пролил на пол,
- Все тетрадки мне заляпал
- И в окошко улизнул!
- Я кота простить готов,
- Я жалею их, котов.
- Но зачем же говорят,
- Будто сам я виноват?
- Я сказал открыто маме:
- «Это просто клевета!
- Вы попробовали б сами
- Удержать за хвост кота!»
Б. Заходер.
30.
— Я Гусеница! — представилась Гусеница.
— А я Крокодил!
— Ты не Крокодил, а Крокодильчик, — уточнила Гусеница.
— Неужели это так важно? — удивился Крокодильчик.
— Очень важно! — ответила Гусеница — например, я пока не Бабочка.
— А ты что, когда вырастешь, станешь Бабочкой?! — еще больше удивился
- Крокодильчик.
- — Непременно стану, — ответила Гусеница. И, оглядевшись, шепотом
- добавила: — Если меня, конечно, никто не съест.
- — А если я тебя съем? — поинтересовался Крокодильчик, — когда вырасту, я
- стану Бабочкой?
— Как тебе не стыдно?! — возмутилась Гусеница.
Крокодильчику стало стыдно.
Прошло время… Крокодильчик вырос и стал большим взрослым Крокодилом. Он
- любит смотреть, как порхают Бабочки, надеясь, наверное, встретить давнюю
- знакомую. Крокодилу есть чем похвастаться перед ней — ведь гусениц он так и
- не ест! «А были бы родители, — думает иногда Крокодил, — воспитывали бы
меня — я бы еще кого-нибудь не ел…»
- (с) Виталий Хмельницкий.
- 31.
- Маршак, «Сказка о глупом мышонке»
- Пела ночью мышка в норке:
- — Спи, мышонок, замолчи!
- Дам тебе я хлебной корки
- И огарочек свечи.
- Отвечает ей мышонок:
- — Голосок твой слишком тонок.
- Лучше, мама, не пищи,
- Ты мне няньку поищи!
- Побежала мышка мать,
- Стала утку в няньки звать:
- — Приходи к нам, тетя утка,
- Нашу детку покачать.
- Стала петь мышонку утка:
- — Га-га-га, усни, малютка!
- После дождика в саду
- Червяка тебе найду.
- Глупый маленький мышонок
- Отвечает ей спросонок:
- — Нет, твой голос нехорош —
- Слишком громко ты поешь!
- Побежала мышка мать,
- Стала жабу в няньки звать:
- — Приходи к нам, тетя жаба,
- Нашу детку покачать.
- Стала жаба важно квакать:
- — Ква-ква-ква, не надо плакать!
- Спи, мышонок, до утра,
- Дам тебе я комара.
- Глупый маленький мышонок
- Отвечает ей спросонок:
- — Нет, твой голос нехорош —
- Очень скучно ты поешь!
- Побежала мышка мать,
- Стала свинку в няньки звать:
- — Приходи к нам, тетя свинка,
- Нашу детку покачать.
- Стала свинка хрипло хрюкать,
- Непослушного баюкать:
- — Спи, мой серенький, — хрю-хрю,
- Я морковку подарю!
- Глупый маленький мышонок
- Отвечает ей спросонок:
- — Нет, твой голос нехорош —
- Очень грубо ты поешь!
- Побежала мышка мать,
- Тетю лошадь в няньки звать:
- — Приходи к нам, тетя лошадь,
- Нашу детку покачать.
- — И-го-го, — поет лошадка. —
- Спи, мышонок, сладко-сладко.
- Повернись на правый бок,
- Дам овса тебе мешок!
- Глупый маленький мышонок
- Отвечает ей спросонок:
- — Нет, твой голос нехорош —
- Очень страшно ты поешь!
- Побежала мышка мать,
- Стала щуку в няньки звать:
- — Приходи к нам, тетя щука,
- Нашу детку покачать.
- Стала петь мышонку щука —
- Не услышал он ни звука:
- Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
- Глупый маленький мышонок
- Отвечает ей спросонок:
- — Нет, твой голос нехорош —
- Слишком тихо ты поешь!
- Побежала мышка мать,
- Стала кошку в няньки звать:
- — Приходи к нам, тетя кошка,
- Нашу детку покачать.
- Стала петь мышонку кошка:
- — Мяу-мяу, спи, мой крошка!
- Мяу-мяу, ляжем спать,
- Мяу-мяу, на кровать.
- Глупый маленький мышонок
- Отвечает ей спросонок:
- — Голосок твой так хорош —
- Очень сладко ты поешь!
- Прибежала мышка-мать,
- Поглядела на кровать,
- Ищет глупого мышонка,
- А мышонка не видать.
- роизведения для детей 6–7 лет
У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»
- Мы – бежать во все Бежалки,
- А водитель Проезжалки
- Как в Оралку заорёт,
- Что открутит нам Бежалки,
- Оторвёт Соображалки
- И Сиделки надерёт!
- Укатила Проезжалка,
- Улетела вдаль Леталка.
- Грелка по небу плывёт…
- Мы сидели на Сиделке
- И свистели в две свистелки:
Может Гавкалка пройдёт?!
Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.
Стихотворение Пушкина
Как разучить стихотворение с ребёнком
Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).
При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.
Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение.
Стихи для взрослых
В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.
Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.
Методика запоминания
Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:
Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.
Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.
Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.
- Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.
- Написать стихотворение от руки по памяти.
- Повторить стих на следующий день.
Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.
Источник: https://infourok.ru/stihi-dlya-razvitiya-pamyati-detey-shkolnogo-vozrasta-2770996.html
Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы, стишки для детей 2-5 лет для заучивания и развития памяти
Некоторые родители рассказывают своим крохам самые разные стихи и потешки с самого рождения, другие же ждут, когда ребенок станет старше и сам начнет проявлять интерес к стишкам и их заучиванию. Какой из вариантов верный?
Память маленького ребенка – чистый лист. И именно родители должны заниматься тем, чтобы этот «лист» заполнялся нужными и полезными знаниями. Важно понимать, что память, как и мышцы, можно тренировать и от того, насколько качественно вы будете это делать вместе со своим ребенком, зависит то, насколько быстро он будет запоминать информацию, в том числе стихи.
Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы
- Решать когда начинать, конечно же, только родителям, однако, нужно понимать, что чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем проще и быстрее он будет запоминать и учить стихотворения.
- Многие родители отмечают, что постоянно рассказывают деткам потешки, пробуют заинтересовать их, привлечь к заучиванию, но все безрезультатно. Почему так происходит? Потому что учить малышей запоминать стихи нужно правильно, следуя определенным правилам
Педагоги и другие специалисты предлагают применять родителям такие практические советы по изучению стишком со своими детьми:
- Выбирайте стихи в зависимости от возраста вашего ребенка. Каким бы умным и развитым не был ваш кроха, в 2 года он не может выучить большущий «взрослый» стих и с чувством, с толком рассказывать вам его. Не стоит утруждать маленьких деток огромными и серьезными произведениями, выбирайте такие стихи, которые были бы интересны и понятны крохе в его возрасте.
- Совсем маленьким детям отлично подходят потешки, например, излюбленные «Гуси, гуси га-га-га», «Сорока-ворона», «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы». Более взрослым деткам выбирайте стишки пообъемнее, однако, также учитывайте, что они должны быть им понятны.
- Объясните ребенку все непонятные слова. Этот совет касается не только изучения стихов с детьми. Представьте на секунду, что вам нужно выучить что-либо на иностранном языке, которого вы не знаете. Такое заучивание займет кучу времени, при этом, как только вы расскажете выученное в нужное время (например, на выступлении), вы практически сразу его забудете, поскольку не понимаете, о чем говорили, какой смысл был в рассказанном и т. д. Другое дело, когда вы объясните себе значение слов, текста. У вас сразу начнут работать ассоциации, рассказывая стих, текст, вы будете представлять, и понимать о чем говорите.
- Для ребенка любой язык изначально чужой и непонятный, поэтому даже простое слово, значение которого для взрослого 100% понятно, малышу, скорее всего, неизвестно.
Учим
Объяснять значение слов нужно ребенку любого возраста, однако, большее внимание этому процессу стоит уделить тогда, когда стих вы учите с ребенком 4 лет и старше:
- Для начала прочтите стих вслух самостоятельно, пусть малыш послушает его.
- Далее спросите, понимает ли ребенок, о чем этот стишок. Задавайте простые вопросы, вроде: «Про кого этот стишок?», «О ком идет речь в этом стишке?». Если вы уверены, что ребенок не знает значение какого-то слова, но при этом он говорит, что знает, сами корректно задайте вопрос и сразу предложите рассказать, показать: «А ты знаешь, что такое громоотвод, сачок и т. д.? Давай я расскажу тебе/пойдем спросим у папы/бабушки». Ребенок сможет быстро и качественно учить стихотворения только в том случае, если он будет понимать, о чем он рассказывает.
- По возможности разучивайте только те стишки, которые нашли отклик в сердце малыша, давайте ему возможность самостоятельно выбрать для себя произведение. Ну, а если такой возможности нет, например, нужно выучить стих на утренник, который воспитатель сам выбрал для ребенка, постарайтесь заинтересовать кроху, сделать так, чтобы стишок ему понравился.
Для этого воспользуйтесь такими способами:
- Прочтите стишок и покажите малышу, что он вам очень понравился, что произведение веселое и забавное.
- Читайте стих с интонацией, выразительно, подключите актерскую игру. Например, если речь в произведении идет о зверьках, показывайте крохе их, пытайтесь показать, что делают эти животные. Главное, не бойтесь быть смешным.
- Предложите ребенку перевоплотиться в зайчика/котика и т. д. из стишка. Например, наденьте на него маску животного, нарисуйте усики, сделайте из подручных средств хвостик и т. д.
- Если ребенок достаточно взрослый, объясните, чем именно вам нравится произведение, поделитесь своим опытом, возможно, это же стихотворение вы когда-то тоже учили.
- Если учите стих с маленьким ребенком, предлагайте ему выучить его, например, в подарок для мамы/бабушки/деда Мороза и т. д., но ни в коем случае не манипулируйте чувствами ребенка, если малыш отказывается учить его, не настаивайте. Нельзя говорить крохе что-то вроде: «Ты что не любишь папу? Если любишь – учи», «Ты что не хочешь подарок? Если не выучишь стих, дед Мороз не принесет тебе его» и т. д. Для большинства малышей выучить стих для кого-то большая радость, но есть и другие детки, поэтому учитывайте этот факт.
- Если крохе трудно дается заучивание строк, попробуйте изобразить их на бумаге. Просто попробуйте нарисовать каждую строку на бумаге, рисовать нужно то, о чем идет речь в строчке. Далее пробуйте рассказывать стих с ребенком, используя эти рисунки как подсказки.
- Не забывайте о том, что детям все очень быстро надоедает и приедается, поэтому не стоит требовать от них изучения стиха за 2 дня. Учите каждый день по небольшому отрывку, если речь идет о малыше 2-3 лет, достаточно пары строчек. Как только видите, что ребенок начинает скучать, сразу же постарайтесь привлечь его внимание, например, предложите ему посмотреть и послушать, как вы рассказываете этот стишок.
Пусть ребенку будет весело
- Если ребенок так ведет себя из-за усталости, предложите заняться чем-то другим, поиграть, полежать, возможно, посмотреть любимые мультики. Чуть позже снова вернитесь к изучению произведения. Лучше всего делать это в ненавязчивой форме, то есть, не надо усаживать ребенка на стул, класть перед ним книгу и 100 раз заставлять слушать и повторять стих.
Пользуйтесь свободным временем, когда одеваетесь куда-то, едете в лифте, стоите в очереди, купаете малыша. Учитесь совмещать изучение стихов с другими делами.
Как быстро учить стихи с ребенком: основные методики
Несмотря на возраст ребенка, с которым вы будете учить стих, изначально вам нужно определиться, какую методику вы будете использовать. Выделяют 4 основные методики:
- Визуальная. Заключается данный способ заучивания стихов в том, что произведение будет визуализироваться. Лучше всего прибегнуть к рисованию. Для этого изначально зачитайте ребенку стих, а после изобразите каждую строчку на бумаге. Такой рисунок будет служить для вашего крохи подсказкой.
- Двигательная. Есть детки, которые лучше всего запоминают стихи во время двигательной активности. Что это может быть? Собирание пирамидки, складывание шариков в корзинку, нанизывание бусинок на нитку и т. д. Как это работает? Все очень просто. Сначала зачитайте стих вслух вместе с ребенком. После начинайте игру-обучение. Вы зачитываете 1 строчку и бросаете мячик в корзинку, далее ребенок повторяет эту строчку и тоже бросает шарик в корзинку. После того, как малыш уже немного выучит стихотворение, пусть не повторяет строчку за вами, а называет следующую после вашей и т. д.
- Слуховая. Некоторым малышам гораздо проще учить стихи на слух. Для этого не нужно ничего рисовать, играть во время процесса и т. д. Вы просто зачитываете стихотворение, а после просите малыша повторить то, что он запомнил. Продолжайте читать с того места, на котором малыш остановился. Таким образом и происходит весь процесс заучивания.
- Логическая. Иногда используют и такую технику заучивания стихов. Для этого нужно рассказать ребенку произведение и попросить его повторить за собой. Объясняйте ребенку все, что происходит в стихотворении и причинно-следственные связи в нем, но, конечно же, простым языком. Как только ребенок забывает строчку, попросите подумать, вспомнить ассоциации и ваши объяснения.
Импровизируйте
С какого возраста учить стихи с ребенком?
Начинать учить стихи с ребенком можно в разном возрасте, все зависит от вашего желания и конечной цели. Конечно же, ребенок в возрасте 1 года вряд ли выучит стихотворение, даже если вы сильно будете этого хотеть и приложите максимум усилий – этот фактор естественно нужно учитывать.
- Начинайте рассказывать короткие стишки, потешки, прибаутки малышу с рождения. Это будет приучать кроху к ритмически организованной информации, и развивать память.
- Более того такие чтения и рассказы дадут ребенку понять, что это весело и забавно, следовательно у малыша будет приятный опыт и он будет в более сознательном возрасте без проблем изучать произведения.
- Что касается осознанного запоминания текста, специалисты утверждают, что лучший возраст это 3-5 лет. Связано это с тем, что в таком возрасте ребенок уже понимает, что он делает, получает от этого удовольствие и т. д. Также именно в возрасте 3-5 лет наша память развивается быстрее и лучше всего, поэтому малышу будет очень просто разучивать стихи, даже весьма длинные.
- Обратите внимание, что все детки разные, поэтому сильно привязываться к указанному возрасту не нужно. Если видите, что кроха проявляет интерес к изучению и чтению стишков раньше, начинайте заниматься раньше. Если даже в 5 лет малыш категорически отказывается учить стихи, не заставляйте, возможно, желание появится немного позже или не появится вообще – так бывает редко, но бывает.
- В таком случае попробуйте найти другое занятие, которое ребенку будет по душе
Как учить стихи с ребенком 2-3 лет: полезные советы по работе с детьми, особенности заучивания стихотворений, примеры
Учить стихи с ребенком очень важно и нужно, однако, делать это стоит правильно, чтобы малыш получал от процесса удовольствие, а произведения заучивались быстро и легко.
Учить важно как с малышами, так и постарше
Для того чтобы достичь положительных результатов в этом, порой нелегком деле, воспользуйтесь следующими советами:
- Если вашему крохе 2-3 года. Нужно понимать, что ребенок такого возраста не всегда хочет и может заучивать огромные стихи, более того, такое занятие может не прийтись ему по душе.
Особенность заучивания потешек и стишков с детьми 2-3 лет заключается в следующем:
- Нужно выбирать небольшие произведения, которые будут интересны и понятны вашему крохе. Для младшего возраста отлично подойдут произведения А. Барто «Игрушки», Д. Хармса «Кораблик» и т. д.
- Желательно чтобы в стихе описывались те животные, предметы, вещи, которые ваш малыш уже знает и различает, так ему будет гораздо проще представить, о чем этот стих.
- Для маленьких детей выбирайте стихи и потешки с явно выраженной рифмой, они учатся гораздо проще и быстрее других. Изначально предлагайте малышу заканчивать строчку словом, которое рифмуется, затем рассказывайте по очереди строки и только после предлагайте крохе рассказать произведение целиком.
- Превращайте процесс заучивания стихов в игру. Например, рассказывайте потешку и тут же показывайте, о чем идет речь. Для примера возьмем известный, пожалуй, всем стих А. Барто «Идет бычок, качается». Вы можете изобразить того самого бычка, показать как он идет, качается. На моменте «…вздыхает на ходу», вздохните, возьмитесь за голову. То есть изображайте все, о чем рассказывается в стихотворении. Так ребенок будет запоминать строки еще проще и быстрее, а главное, это не будет ему надоедать, поскольку все будет восприниматься как игра.
- Не заставляйте ребенка слишком долго учить стишок, так как это начнет нервировать его и быстро наскучит. Старайтесь повторять строки каждый день, но в разное время.
Малышам
К Новому году
Малышам
Легкие
Список
Как учить стихи с ребенком 4-5 лет: полезные советы по работе с детьми, особенности заучивания стихотворений, примеры
С детками 4-5 лет процесс заучивания стихотворений выглядит немного иначе. Таких ребят стоит приучать к тому, что иногда стихи нужно учить и для этого нужно соблюдать хоть и не строгую, но дисциплину:
- Детям среднего дошкольного возраста нужно ставить задачу по заучиванию произведений. Лучше всего для такого процесса выделять какое-то определенное время, но занятие должно длиться не более получаса, чтобы ребенок не уставал и не терял интерес.
- Выбирайте более объемные стихи, со смыслом, но такие, которые будут доступны в понимании ребенку 4-6 лет.
- Старайтесь учить стих целиком, а не по строчкам. Именно таким образом ребенок будет лучше понимать, о чем рассказывается в произведении и соответственно будет лучше его запоминать.
- Не забывайте деткам такого возраста так же, как и более маленьким, объяснять значение новых и непонятных для них слов.
- Не требуйте от ребенка точного запоминания стиха, да еще и в короткий срок. Изучение 1 стиха, состоящего из 2-х четверостиший, может занять несколько недель. Зато после ребенок будет рассказывать его осознанно, с живыми эмоциями и интонацией.
- Также можно проводить обучающий процесс в виде игры, например, используя мяч. Для начала несколько раз прочитайте вместе с ребенком стих, который вы будете учить. Далее зачитывайте строчку и бросайте ребенку мяч. Как только мяч окажется в его руках, он должен повторить строчку, которую вы рассказали (сначала с вашей помощью, если нужно). Таким образом вы будете изучать стих в непринужденной обстановке.
- Когда ребенок более-менее запомнит текст, предложите играть немного иначе. Мяч у вас в руках, вы говорите 1-ю строчку произведения и бросаете мяч крохе. Ребенок уже не повторяет эту строчку, а по памяти рассказывает следующую и так по очереди. Этот метод заучивания произведений пользуется большим спросом и является действенным.
От 3 лет
Деткам
Постарше
Как видите, выучить стих с ребенком не так уж сложно, однако, для этого нужно потратить немало времени и сил. Главное в этом деле не торопиться, с пониманием относиться к своему крохе и не требовать от него невозможного.
Для маленьких и больших
Для деток постарше
Видео: Учим ребенка быстро учить стихи
Источник: https://heaclub.ru/kak-bystro-uchit-stihi-s-rebenkom-prakticheskie-sovety-stishki-dlya-detej-2-5-let-dlya-zauchivaniya-i-razvitiya-pamyati