Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Вы, наверное, уже знаете, что сильные аналитические навыки и критическое мышление являются одними из наиболее необходимых деловых умений, широко используемых в резюме и сопроводительных письмах. Но что такое аналитические способности и как их можно улучшить?

Зачем человеку нужны аналитические способности?

Аналитические способности – это умение наблюдать и исследовать проблемы или темы для разработки более сложных представлений о ней. Ваше аналитическое мышление должно привести к дополнительным знаниям, решениям или идеям, связанным с проблемой или темой.

Процесс обычно включает в себя несколько этапов:

  1. Определение темы или проблемы.
  2. Сбор информации.
    Развитие аналитических способностей: мыслим широко
  3. Разработка решений или углубление вашего понимания темы.
  4. Тестирование решений или новых идей на основе того, что вы узнали.
  5. Пост-анализ, или обзор того, какие решения работали, или оценка ваших новых знаний.

Ключевым элементом аналитического мышления является способность быстро выявлять причинно-следственные связи. Это означает понимание того, что может произойти, например, в процессе решения проблем, и изучение того, как новые идеи связаны с исходной темой.

Развитие навыков аналитического мышления требует проб и ошибок.

Те, кто обладает сильными аналитическими способностями, часто могут быстро анализировать ситуацию, тему или проблему и часто хорошо работают в команде для достижения целей.

Как понять, что в тебе развиты аналитические способности?

На сегодняшний день в Интернете можно найти массу тестов, которые проанализируют ваши аналитические способности и покажут вам их приблизительный уровень развитости. К наилучшим из таких опросников можно отнести следующие сайты:

  • https://testometrika.com/intellectual/the-technique-of-conceptions/.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

  • https://onlinetestpad.com/ru/test/5361-test-na-analiticheskoe-myshlenie.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

  • https://www.kp.ru/putevoditel/online-test/test-na-logiku-i-myshlenie/.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Эффективные способы тренировки мозга и развития аналитических способностей

Когда дело доходит до аналитического мышления, ключевым вопросом является «Как развить аналитические навыки?». Какие факторы связаны с развитием аналитического мышления? Каждый из нас, естественно, обладает какими-то аналитическими способностями. Но их недостаточно. Аналитическое мышление дает человечеству возможность оценивать и творить.

Мы хотим быть более успешными! Мы хотим принимать правильные решения! Мы хотим решать проблемы наиболее эффективным способом! Таким образом, нам нужно учиться, развивать и совершенствовать наши аналитические навыки. И есть много способов сделать это.

Вот лучшие из них:

  1. Учитесь быть более наблюдательными. Когда дело доходит до аналитического мышления, оно начинается с внимания к деталям и наблюдения. Вы должны быть в состоянии увидеть скрытые аспекты и связи! Используйте каждый момент (когда это возможно для вас), чтобы наблюдать за ситуацией и окружающей средой.
    Развитие аналитических способностей: мыслим широко
  2. Практикуйтесь описывать процесс шаг за шагом. Выберите процесс и опишите его в письменной форме с любыми деталями, которые приходят вам на ум.
  3. Попробуйте найти связь между двумя совершенно разными объектами. Поиск скрытых связей! Скрытые связи – это то, что вы должны легко увидеть, если хотите быть человеком с хорошими аналитическими навыками.
  4. Играйте в аналитические игры. Существует множество игр, которые могут помочь вам улучшить ваши аналитические способности.
  5. Изучите техники для тренировки мозга и памяти из курсов, книг и других источников. Обучение на курсах или чтение соответствующих книг всегда является одним из лучших способов освоить новые навыки!

Литература по теме

Вот несколько отличных книг, которые помогут вам развить в себе способности к аналитическому мышлению:

  • «Как люди думают», Дмитрий Чернышев (помогает переработать пищу для ума и окружающие вас вещи в новые идеи).

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

  • «Научи свой мозг работать», Мэтью Макдональд (учит использовать все возможности своего мозга на сто процентов).
  • «Развитие критического мышления», Дайана Халперн (развивает современную технику мышления при помощи новейших достижений в области когнитивной психологии).

Заключение

Аналитические способности уже давно стали стандартом, по которому оцениваются претенденты на рабочие места. Эти востребованные навыки практического мышления легко могут использоваться не только в вашей профессии, но и в личной жизни. Развивая эти способности, вы увеличиваете свои шансы на успешную и осознанную жизнь.

Источник: https://TrenerMozga.ru/chelovek/analiticeskie-sposobnosti.html

Аналитический склад ума — что это значит? Особенности и развитие :

Аналитический склад ума – что это значит? В этом и будем разбираться в нашей статье: поговорим об особенностях его развития поэтапно.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Что такое склад разума и его виды

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

Различают:

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума — больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Аналитический склад ума – что это значит?

Аналитические способности – это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума – что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение — нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике.

Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно.

Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума – что это значит?

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам.

Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее.

Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума – что значит и как определить?

Существует множество тестов.

Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

Упражнения следующие:

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием «аналитический склад ума», и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Читайте также:  Типы течения шизофрении: классификация форм заболевания

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Практические рекомендации

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Все эти рекомендации помогут развить ваши аналитические способности. Но, главное, как и в любом деле, не переусердствуйте: нужно всегда находить время на отдых.

Источник: https://www.syl.ru/article/346380/analiticheskiy-sklad-uma—chto-eto-znachit-osobennosti-i-razvitie

Аналитическое мышление: 12 методов развития

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Наступил черёд обратить внимание на аналитическое мышление, так как без него совсем не обойтись ни в повседневной жизни, ни в рабочей деятельности. А всё потому, что именно благодаря ему мы делаем выводы, принимаем сложные и не очень решения, да и вообще, усваиваем полученную информацию.

Аналитическое мышление тесно связано с логическим, что вполне объяснимо. Когда человек получает информацию, ему необходимо не только её обработать, проанализировать, но и найти причинно-следственную связь с другими данными.

Человек, у которого развито аналитическое мышление, способен без труда:

  • Определять, что является главным, а что второстепенным;
  • Создавать план действий на ближайшее и не очень будущее;
  • Решать сложные задачи, справляться с трудностями и рассматривать ситуацию под разными ракурсами, чтобы определить её преимущества и недостатки;
  • Анализировать полученную информацию и приобретённый опыт;
  • Формировать умозаключения и создавать выводы на основе полученных данных;
  • Правильно расставлять приоритеты и структурировать сам процесс, разделяя на задачи и цели;
  • Критически оценивать происходящее, объективно рассматривая ситуации;
  • Предвосхищать вероятное развитие событий, опираясь на имеющиеся данные.

Упражнения

Но склад ума у человека может быть, к примеру, гуманитарным, отчего все вышеуказанные операции даваться ему будут с трудом. Именно поэтому существует масса упражнений, которые помогут «прокачать» этот тип мышления.

Так что принимайтесь за активные тренировки, чтобы развиваться всесторонне, объявляя бой слабым сторонам.

Задачи

Без задач никак не обойтись, особенно, если они направлены на развитие логики. Например, распутывание детективных историй Шерлока Холмса, которых очень много в интернете. Только прежде, чем делать выводы, проанализируйте все имеющиеся данные. И только тогда, отталкиваясь от них, вы сможете критически подойти к вопросу.

Отлично кстати подойдут для этого дела и обычные математические задачки. Вспомните школьные годы, попробовав решить хотя бы несколько примеров из учебника.

Кроссворды

Кроссворды, ребусы и даже кубик Рубика помогут вам повысить уровень аналитических способностей. Кстати, попробуйте ещё на досуге собрать паззл, более чем на 250 деталей. Пусть работа займёт у вас несколько недель или даже месяцев, постепенно с небольшими перерывами принимайтесь за дело.

Шахматы

Шахматы – это универсальный способ развития всех видов умственных способностей. В процессе игры человек научается планировать и прогнозировать события. Память становится крепче, улучшается внимательность, особенно к деталям.

Даже терпение, целеустремлённость и сила воли не остаются без внимания. Если не с кем играть – в интернете легко можно найти онлайн противников, в крайнем случае, устроить бой с компьютерной программой.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Чтение

Только не просто чтение, для развития кругозора или расширения словарного запаса. А представьте себя большим почемучкой. Это, кстати, положительно скажется на вашей осознанности.

Задавайте себе вопросы, почему главный герой поступил так, а не иначе. Какими теперь могут быть последствия. А если бы он выбрал другой вариант, что бы тогда изменилось.

Лучше выбирать, конечно же, детективные истории, но вполне подойдёт и художественная литература.

Интеллектуальная карта

Создание интеллектуальных карт окажется очень полезным, как для работы, так и в повседневных бытовых вопросах. В данном случае попробуйте с её помощью набросать план действий, для развития аналитических способностей.

В середине листа напишите свою цель, и делайте от неё ответвления, с помощью чего вы сможете её достичь. Придумывайте рисунки, которые будут ассоциироваться с какими-то словами, чтобы вы легко могли понять в любое время, что же имели в виду.

Возьмите себе за правило каждый день узнавать что-то новое в любой интересующей вас отрасли. Для расширения кругозора или повышения квалификации это окажется совсем нелишним. В день по факту – и со временем вы сможете похвастаться целым арсеналом знаний.

Дискуссии

Я не призываю вас вступать в споры, особенно те, которые приводят к конфликтам, разрушающих отношения. Попробуйте выбрать человека, который отличается терпимостью, особенно к другим, не похожим на его точкам зрения. И попробуйте подискутировать, задавая открытые вопросы, предполагающие развёрнутый подробный ответ.

Возможен вариант, если вы объедините свои усилия в решении какой-то задачи. Необходимость аргументировать свои идеи, донести их таким образом, чтобы они были не только понятны, но и приняты – огромный труд. Который и повысит уровень аналитических способностей.

Квесты

Компьютерные игры могут быть и полезными. Главное – не слишком увлекаться, чтобы не появилась зависимость. Проходите квесты, особенно приветствуются те, где необходимо искать какие-то предметы, артефакты и придумывать, как они могут пригодиться.

Развитие аналитических способностей: мыслим широко

Творчество

Хоть и кажется, что между анализом и творчеством нет связи – это не так. Во время прослушивания музыки или разглядывания картины у человека активизируются определённые участки мозга, которые стимулируют его деятельность в целом.

Поэтому в свободные минуты творите и создавайте. Так вы будете ощущать себя счастливым, а значит – и более энергичным, продуктивным, мотивированным на достижения, вдохновлённым на создание новых идей.

Наблюдение

Наблюдайте, какие решения принимают ваши знакомые и к чему они приводят. Так у вас появится больше опыта. Учиться на чужих ошибках – это отличное умение, которое позволяет предвосхитить неблагоприятные события в своей жизни.

Но избегайте формирования стереотипов, они нередко искажают реальность, мешая увидеть её такой, какая она действительно есть.

Ежедневник

Ведите ежедневник, планируйте свою деятельность. Данные, зафиксированные на бумаге, помогут провести их качественный анализ. Память иногда подводит, особенно, если будни насыщенны событиями, есть риск что-то упустить из виду.

А так, открыв ежедневник, вы сможете увидеть, что происходило несколько месяцев назад и как это повлияло на вас сейчас. Да и привести дела в порядок намного проще, когда есть чёткий план и схема работы.

Если не знаете, с чего начать, рекомендации, указанные в этой статье, помогут вам.

Общение

Не забывайте, что благодаря коммуникации мы познаём этот мир. Поэтому старайтесь как можно чаще общаться с людьми разных профессий и социальных слоёв. Наблюдая за ходом мыслей собеседника, его стилем поведения – вы научитесь лучше разбираться в людях. И, как приятный бонус – улучшите навыки анализа и обработки информации, поиска логических связей.

Рекомендация

А ещё вам поможет Викиум, это сайт с онлайн тренажерами, которые помогают «прокачивать» мозг. Вы станете намного эффективнее и продуктивнее работать, если будете выполнять задания, рекомендованные им.

Завершение

Не упускайте возможности потренироваться, где бы вы ни были. Даже находясь в дороге всегда можно поразмышлять о жизни, заметить в неё какие-то неточности или детали, которые помогут сделать каждый день ярче и насыщенней.

  • Рекомендуем также, почитать статью про развитие логики.
  • Успехов вам и свершений!
  • Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/analiticheskoe-myshlenie.html

Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов

Бобрович В.И.,

МОУ СОШ №5,

г.
Комсомольск-на-Амуре,
Россия

Analytical
skills
of
students
and
the need for
their
development.
The
value of
the
project activities
for
the development
of
analytical and
creative
abilities of students.

Что такое
аналитические навыки? Можно ли их
развивать? Как применяются аналитические
способности в решении практических
задач? Как повысить эффективность
работы, требующей аналитического
подхода? Эти вопросы будут рассмотрены
в данной статье, основная цель которой
— наметить конкретные шаги и определить
инструменты, позволяющие учителю быстрее
и качественнее выполнять свою работу,
применяя и развивая свои аналитические
способности.

  • Начнем с определения
    понятий.
  • Анализ (аналитический
    подход) это:
  • — разделение
    предмета, явления, проблемы на составные
    части;

  • выделение и изучение существенных
    частей, которые оказывают наиболее
    заметное влияние на рассматриваемые
    предмет /явление/ проблему;
  • — игнорирование
    несущественных деталей;
  • — определение
    взаимосвязей между выделенными значимыми
    компонентами;
  • Аналитические
    навыки — способность применять
    аналитический подход для решения
    конкретных задач.
  • Необходимость
    применения аналитических навыков в
    таких видах деятельности как наука,
    образование, разработка продуктов и
    технологий, стратегическое планирование
    ни у кого сомнений не вызывает.
  • Действительно, в
    настоящее время возросла роль некоторых
    качеств личности, ранее не обязательных
    для жизни в обществе, таких как: способность
    быстро ориентироваться в меняющемся
    мире, осваивать новые профессии и области
    знаний, умение находить общий язык с
    людьми разных профессий, культур.
  • Введение
    компетенций в нормативную и практическую
    составляющую образования позволяет
    решать проблему, когда учащиеся могут
    хорошо овладеть набором теоретических
    знаний, но испытывают значительные
    трудности в деятельности, требующей
    использования этих знаний для решения
    конкретных жизненных задач или проблемных
    ситуаций.

Решающим
звеном внедрения проектной деятельности
является учитель. Меняется роль учителя
и не только в проектном обучении. Из
носителя знаний и информации учитель
превращается в организатора деятельности,
консультанта по решению поставленной
задачи.

Какими качествами должен обладать
современный учитель, чтобы соответствовать
запросам общества по воспитанию
«свободной, высокоинтеллектуальной,
адаптивной личности, обладающей ключевыми
компетенциями, способной к адекватному
самоопределению в будущей профессиональной
сфере»? На всех этапах учебно-воспитательной
деятельности важна информационная
компетентность учителя. Составляющими
информационной компетентности являются
умения самостоятельно искать, анализировать
и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее, используя
как традиционные средства, так и новые
информационные технологии. Умеющий
«управлять» информацией учитель сумеет
научить этому и детей.

Читайте также:  Менингит - заболевание оболочек головного и спинного мозга

Основываясь
на научных знаниях, профессиональном
опыте и мастерстве, на оценках программ,
учебников, возможностей школы, на
возможностях и потребностях учащихся
учитель выбирает тот метод преподавания,
который ему наиболее приемлем, наиболее
интересен.

Таким методом на сегодняшний
день для большинства педагогов стал
метод проектов, в основе которого
находятся методики по развитию
познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном
пространстве.

Актуальность
метода проектов в наши дни обуславливается
необходимостью учащихся понимать смысл
и предназначение своей работы, уметь
самостоятельно ставить цели и задачи,
продумывать способы их осуществления.

В
настоящее время метод проектов все чаще
рассматривают как систему обучения,
при которой учащиеся приобретают знания
и умения в процессе планирования и
выполнения постепенно усложняющихся
проектов. Включение школьников в
проектную деятельность учит их размышлять,
прогнозировать, формирует самооценку.

Проектная деятельность обладает всеми
преимуществами совместной деятельности,
в процессе ее осуществления учащиеся
приобретают богатый опыт совместной
деятельности со сверстниками, со
взрослыми. В проектной деятельности
школьников приобретение знаний, умений
и навыков происходит на каждом этапе
работы над проектом.

Причем, основная
цель учебной деятельности выступает
перед школьниками в косвенной форме. И
необходимость ее достижения усваивается
школьниками постепенно, принимая
характер самостоятельно найденной и
принятой цели.

Ученик приобретает и
усваивает новые знания не сами по себе,
а для достижения целей каждого этапа
проектной деятельности. Поэтому процесс
усвоения знаний проходит без нажима
сверху и обретает личную значимость.
Кроме того, проектная деятельность
межпредметна.

Она позволяет использовать
знания в различных сочетаниях, стирая
границы между школьными дисциплинами,
сближая применение школьных знаний с
реальными жизненными ситуациями.

При использовании
метода проектов существуют два результата.
Первый – это педагогический эффект от
включения учащихся в «добывание знаний»
и их логическое применение.

Если цели
проекта достигнуты, то можно сказать,
что получен качественно новый результат,
который выражается в развитии
познавательных способностей школьника,
его самостоятельности в учебно-познавательной
деятельности.

Второй результат – это
сам выполненный проект.

Проектное обучение
создает положительную мотивацию для
самообразования. Это, пожалуй, его самая
сильная сторона. Поиск нужных материалов,
комплектующих требует систематической
работы со справочной литературой.
Выполняя проект, как показывают
наблюдения, более 70% учащихся обращаются
к учебникам и другой учебно-методической
литературе.

Таким образом, включение
проектной деятельности в учебный процесс
способствует повышению уровня
компетентности учащегося в области
решения проблем и коммуникации.

Этот
вид работы хорошо вписывается в учебный
процесс, осуществляемый в виде практикума,
эффективен при соблюдении всех этапов
проектной деятельности, обязательно
включающих презентацию.

Практичность
проектной деятельности выражается в
ее неформальном характере, а в соответствии
с направлением индивидуальной деятельности
и желания учащегося.

Учитель заранее
предлагает темы проектов, инструктирует
учащихся по ходу работы. Учащимся дается
определенный алгоритм проектировочной
деятельности. Учащиеся выбирают тему,
подбирают материал, проводят выборку,
оформляют работу, готовят защиту с
использованием компьютерной презентации.
Учитель выступает в роли консультанта,
помогает решить возникающие «технические»
проблемы.

  1. Результаты
    выполненных проектов должны быть, что
    называется, «осязаемыми»: если это
    теоретическая проблема – то конкретное
    решение, если практическая – то конкретный
    результат, готовый к внедрению, применению.
  2. В ходе исследования
    были проведены опросы учащихся во второй
    четверти 2009/10 учебного года и в начале
    2010/11 учебного года.
  3. Опросы позволили
    выявить следующую закономерность:
  4. Таблица 1.
  5. 2009/2010 учебный год
Самостоятельность Вариативность Целеустремленность Результативность
9-е классы 24% 12% 28% 24%
10-е классы 34% 26% 37% 33%
11-е классы 32% 18% 29% 25%

Рис. 1. Диаграмма,
отражающая результаты опроса в 2009/10
уч.г.

Таблица 2.

2010/2011 учебный год

Самостоятельность Вариативность Целеустремленность Результативность
9-е классы 32% 25% 44% 39%
10-е классы 57% 46% 56% 65%
11-е классы 61% 63% 42% 75%

Рис. 2. Диаграмма,
отражающая результаты опроса в 2010/11
уч.г.

Результаты опроса
2010/2011 учебного года показывают, что в
процентном соотношении улучшились
качественные показатели отношения
учащихся к проектной деятельности:

Таблица 3.

Самостоятельность Вариативность Целеустремленность Результативность
9-е классы 8% 13% 16% 15%
10-е классы 23% 20% 19% 32%
11-е классы 29% 45% 21% 50%

Рис. 2. Диаграмма,
отражающая изменения качественных
показателей отношения учащихся к
проектной деятельности.

Объективно заметны
изменения отношения учащихся к проектной
деятельности. Некоторые показатели
изменились на величину 45-50% от общего
количества учащихся среди выпускных
9-11 классов. Основными причинами могут
считаться следующие факторы и технологии:

  • Мотивация учащихся к проектной деятельности. Мотивировать учащихся к проектной деятельности можно и это происходит через участие в различных конкурсах проектов, через участие в работе школьного научного общества. В 2009/2010 учебном году в работе школьного научного общества участвовали учащиеся 9 и 10 классов.
  • Индивидуальная работа с учащимися. Работа проводится индивидуально с учащимся. При групповой проектной работе учащихся максимальное количество учащихся в группе ограничивалось двумя учениками. Делается это с целью развития у учащихся самостоятельности.
  • Самостоятельная работа школьников над выбранной темой. Учитель перешел из ранга, обучающего в ранг консультирующего руководителя, то есть стал научным руководителем.
  • Актуальность в выборе темы, а именно выбор темы происходил и происходит исходя из объективных окружающих нас реалий. Примерный перечень тем проектов по «Технологии» в 2009/2010 учебном году:
        • «Решение проблемы утилизации шин в г.Комсомольске-на-Амуре» (10 класс) – аналитический проект.
        • «Увеличение производительности при производстве корпусной мебели на базе школы №5» (9 класс).
        • «Переработка отходов при производстве корпусной мебели на базе школы №5» (9 класс).
        • «Решение проблемы обеспечения потребностей школы №5 в мебели» (9 класс).
        • «Уменьшение затрат на электроэнергию в школе №5» (10 класс).

В
случае предоставления учащимся узких
тем практического решения может
возникнуть проблема отсутствия интереса
учащихся к работе, не понимание цели
своей деятельности и привитие к учащимся
(тем более старших классов) целостного,
системного отношения к проблеме.

  • Применение проектной работы при проведении аттестационных или переводных экзаменов. В данном случае раскрывается в полной мере весь накопленный учениками объем знаний и умений.
  • Использование проектов и мини-проектов во внеучебной деятельности.

Метод проектов по
своей сути является универсальной
методикой для достижения поставленных
целей. Но помимо развития у учащихся
творческих и аналитических способностей
он в полной мере позволяет достичь того,
что бы выпускники покидающие школу
обладали основной массой ключевых
компетенций.

Это позволит выпускникам
быть более результативными в последующем
в становлении «Себя»
в социуме.

Навыки работы над проектом
позволят бывшим школьникам членами
общества, будь-то студентами, или
производственниками, или творческими
деятелями, быть компетентными в различных
областях деятельности и информации и
быть способными к самообразованию и к
самоповышению оценки своего «Я».

учебного
предмета на уроке — мощный инструмент
воздействия на структуру личности
ребенка. Но внести позитивные изменения
в эту структуру сможет только тот
педагог, который сам прекрасно освоил
этот инструмент и понимает его обучающие,
развивающие и воспитательные возможности.

Универсальность
методики позволяет ее использовать в
работе не только в образовательной
области «технология», но и в других
предметах школьного цикла.

Данный вывод
основывается на существующих в проектной
работе межпредметных связях, широко
используемых в работе учащихся над
проектом.

Вывод об универсальности
методики в дополнение ко всему основывается
на всесторонне охватывающей деятельности
учащихся во время работы, на повышении
самообразования непосредственно самих
руководителей – учителей. Что тоже
является немаловажным фактом!

Источник: https://studfile.net/preview/5552213/page:24/

Секреты мастеров. Аналитическое и системное мышление. Часть 1

Мы продолжаем цикл статей об оцениваемых в ходе Ассессмент-центра компетенциях и техниках наращивания этих компетенций. Сегодня статья посвящена компетенции «Аналитическое мышление». В прочем, порой в компании используют название «Стратегическое (системное) мышление». Попробуем разобраться в чем различия, и что эта компетенция дает в работе.

Наверняка при устройстве на работу в перечне квалификационных требований вы встречали такие: развитые аналитические способности, системное мышление, аналитическое мышление, системный подход и прочее, прочее, прочее…

Иногда соискатели вакансий сами указывают в резюме эти качества, не совсем понимая значения этих слов.

Нередко люди предполагают, что аналитические способности и системное мышление – одно и то же. Однако, это не совсем так.

Аналитические способности – это способность думать, рассуждать, анализировать ситуацию в принципе, способность разложить ситуацию на составляющие и взглянуть с разных точек зрения.

Системное мышление – это способность не просто анализировать саму ситуацию, но и видеть взаимосвязи с сопутствующими сферами, прогнозировать влияние вводимых изменений на остальные области деятельности, а на основе всего этого делать соответствующие выводы и выбирать наилучший вариант решения ситуации с учетом всех последствий и побочных действий. Системное мышление позволяет нам увидеть и понять смысл и закономерность в наблюдаемых последовательностях – образцах событий, так что мы можем подготовиться к будущему и в определенной степени повлиять на него.

Аналитические способности (умение думать в принципе) нужно любому сотруднику за исключением исполнительских должностей, где не требуются сверхсложные навыки, а лишь следование принципу «делай раз, делай два…». Умение же системно мыслить нужно в большей степени на управленческих позициях, а так же тем, кому это положено по должности (маркетологи, специалисты по персоналу, аналитики и пр.)

А теперь рассмотрим, как проявляется системное мышление в поведении человека. Итак, если наш партнер хорошо владеет системным мышлением, то он:

  • активно влияет на свою жизнь, научившись выявлять в ней те закономерности, которые управляют ходом ее событий;
  • не будет «ломиться в закрытую дверь», поскольку его способности дают ему четкое  понимание в какую сторону открывается та или иная дверь и он сможет открывать эти двери одним касанием пальцев;
  • понимает больше и видит дальше, выстраивая здоровые взаимоотношения с окружающими;
  • не ищет «виноватого», а полностью берет на себя ответственность за происходящее в его жизни;
  • разумно и эффективно управляет различными ситуациями.
Читайте также:  Как сконцентрировать внимание ребёнка и взрослого человека

Если же наш собеседник:

  • не обладает способностью влиять на свою жизнь, не видит факторов, способствующих управлению ходом событий;
  • не предпринимает попыток стучаться во все двери до тех пор, пока за какой-нибудь из этих дверей не найдет решение проблемы;
  • не берет ответственность за свою жизнь и происходящие в ней события, обвиняя во всем окружающих;
  • не может управлять ситуациями, отдаваясь на волю судьбы.
  • В этом случае, мы можем сделать вывод о том, что человек не обладает системным мышлением и не может влиять на свою жизнь самостоятельно.
  • Рассмотрим поподробнее аналитическое мышление.
  • Аналитическое мышление – способность человека видеть составные части системы или процесса, выявлять разного рода соотношения, связи и закономерности, способность сопоставлять и структурировать информацию, определять причинные взаимоотношения.
  • Как мы, общаясь с тем или иным человеком, можем определить, обладает он этим качеством, или нет. Итак, если наш собеседник легко:
  • разбирается в разнородной информации, комплексно анализирует ситуацию, верно оценивает значимость ее различных аспектов, выстраивает причинно-следственные взаимосвязи;
  • делая выводы, учитывает влияние значимых факторов, предлагает взвешенные, эффективные решения;
  • планируя деятельность, оценивает существующие возможности и риски, заранее продумывает способы реализации возможностей и минимизации рисков.

В этой ситуации мы можем с уверенностью говорить о том, что человек обладает такой способностью как аналитическое мышление.

В противном случае, такого вывода мы сделать не можем. И определяем мы это, если наш партнер:

  • не владеет навыком структурирования и систематизации поступающей информации с точки зрения полноты и достаточности, не выделяет причинно-следственные связи;
  • не способен целостно определить суть проблемы и выделить ключевые критерии эффективности их решения;
  • планируя деятельность, упускает из виду необходимость учета не только положительных вариантов развития ситуации, но и возможные риски, работу корректирует по ходу развития ситуации.

Исходя из всего вышесказанного подведем итог нашего сегодняшнего разговора. Итак, человек, обладающий аналитическим мышлением способен воспринимать и работать с большим объемом информации разного рода и при этом еще анализировать ее и видеть развитие событий на несколько шагов вперед.

Системное мышление дает человеку возможность на основе проделанного анализа выбирать наилучший вариант развития событий, при этом еще и учитывать все возможные риски или побочные действия.

У читателей наверняка возникает вопрос: «А можно ли развить в себе эти качества и как это сделать?» Можно и развить и натренировать. Как всегда, по традиции, способы развития и тренировки данных навыков мы опубликуем в наших следующих статьях.

  1. Желаем Вам успехов!
  2. Дегтярева Алеся,
  3. Асессор

Источник: http://kf-up.ru/articles/sekretyi-masterov-analiticheskoe-i-sistemnoe-myishlenie-chast-1/

А как думать? квадрант аналитического мышления — личный опыт на vc.ru

25 лет назад в мои руки попали книги Коксетера, Смаллиана, Сэма Ллойда. С тех пор задался вопросом: «А как окружающим удаётся решать головоломки, которые я не могу решить?» Спустя десятилетия поиска ответ сформулировал в виде: риск + скорость перебора + квадрант мышления.

Квадрант аналитического мышления​

Этот квадрант является обобщением многолетнего опыта проблемно-ориентированного решения аналитических задач. Речь не об оригинальном или креативном мышлении, речь об инженерной организации мыслительного процесса с целью решения поставленных задач.

Если у нас есть решение, но неясны проблемы, тогда это — тестирование. Которое заключается в применении списков, чек-листов (например на vc.ru упоминалась книга «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям». Атул Гаванде). Списки это плоские множества без иерархии.

Если мы добавляем иерархию множеств, тогда получаем интеллектовые карты (mind map). Об этом пишут отдельные книги (Стив Роулинг, «Я хочу больше идей!»).

Если у нас понятна проблема и нам нужно найти её решение, то здесь великолепно работает метод логико-графических схем Аркадия Егидеса (А.П. Егидес «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются»). Здесь используется различение родовидовых и составных отношений между понятиями.

Если у нас даже неясно, в чём состоит проблема, то на помощь нам приходит концептуальный анализ, разработанный С.П. Никаноровым (spnikanorov.ru), лично я прослушал курс у А.Г. Теслинова (teslinov.ru). Здесь используется аппарат родов структур Николя Бурбаки, а также аппарат ступеней множеств Спартака Петровича Никанорова.

Сложность данных языков мышления возрастает по порядку изложения, одновременно с этим повышается их мощность. Например, концептуальный подход используется для проектирования задач на столетия (концепция существования города Иерусалим на тысячу лет, концепция непрерывного образования в России на 500 лет).

За разработанный им подход С.П. Никаноров был включен в список 10 самых выдающихся мыслителей в истории человечества по результатам опроса, проведенного библиотекой Конгресса США.

При этом нет особой выгоды использовать концептуальный подход, если достаточно использовать метод логико-графических схем или, например, интеллектовые карты.

​«Зимний сад» lesyaline

Методы в квадранте мышления на представляют языки мышления, которые бывают различной строгости. Для программистов понятен пример с языками программирования, которые бывают со строгой или динамической типизаций, в них может быть некий «синтаксический сахар» и так далее.

Общее правило таково — чем строже язык программирования, тем меньше вероятность получить ошибку и наоборот. (В частности если Pascal заставляет тебя объявить переменные заранее и потом только их использовать, вероятность ошибиться с переменными гораздо ниже, чем с Visual Basic, с выключенной опцией Require Variable Declaration — Option Explicit)

Примеры о влиянии языка на мышление есть у Гая Дойчера в книге «Сквозь зеркало языка»:

  • Английский язык позволяет скрыть пол во фразе “I was at neighbour”, то есть был я у соседа или соседки язык позволяет не уточнять. Русский язык в этом более требователен, он заставляет упомянуть пол
  • В частности язык одного из племен аборигенов заставляет на вопрос «Сколько у тебя жён?» ответить структурой, буквально утверждающей: «Когда я их видел в последний раз, их было пять». Что в принципе логично, за это время кто-то мог погибнуть либо убежать к другому аборигену.

Таким образом, для обеспечения строгости языка мышления мы его принудительно делаем более строгим.

Учитывая замечание о том, что «язык нам дан, чтобы лгать» (в далёкой древности мужчине, чтобы завоевать женщину, нужно было принести мясо мамонта, с появлением же языка стало достаточно рассказать, что поймал вот такого мамонта), указанные языки мышления максимально приближают говоримое к действительности.

«Ежедневное тело» lesyaline

При этом существуют определенные «минимальные системные требования» к использованию того или иного языка мышления. Если сравнивать наш мозг с компьютером, то языки мышления — это пакеты программ, которые мы запускаем для решения задач.

Некоторые из пакетов программ могут требовать большего объема оперативной памяти. Поэтому полезно будет тренировать свой мозг в упражнении N-Back (см. исследования John Jonides).

Как показывают исследования, а также личные наблюдения, развитие до 6–7 уровня в Single N-Back соответствует результатам тест IQ около 120, 7–8 уровень уже ближе к 140 (измерения проводились на сайте норвежского отделения общества Mensa).

Таким образом, овладение квадрантом мышления и развитие рабочей памяти позволяют любому желающему стать гением. Поэтому прежде всего нужно знать о побочных эффектах данного пути. Для этого очень полезно посмотреть отрывок интервью самого умного человека в мире в 90-е годы

Christopher Langan

Чем развитее будет ваш интеллект, тем более неуверенным вы будете становиться. Есть пример, когда прирост рабочей памяти на 200% за полгода привёл к достаточно сильной неуверенности в себе и снижению самооценки.

Так что в повести «Цветы для Элджернона» Даниэла Киза, в фильме Limitless/«Без границ», описывающих резкий рост интеллектуальных способностей есть конкретная ошибка сюжета, главные герои данных произведений скорее уйдут в отшельники.

Поэтому тем, кто решится на развитие собственного интеллекта, следует помнить о главном: самый лучший способ узнать действительность — это действовать. То есть совершая поступки, рискуя, ставя на кон собственную шкуру, можно узнать окружающий мир точнее, богаче и тоньше. Нежели все словесные размышления.

Соответственно практическая сторона всех подходов из квадранта мышления состоит в простой экономии: быстрее делать выводы, меньше обжигаться, минимизировать цену ошибки и двигаться дальше.

Читавшие Н.Н. Талеба наверное сразу узнали идеи из книг «Черный лебедь», «Антихрупкость» и «Рискуя собственной шкурой». По моему опыту двигаться по лестнице развития интеллекта необходимо осваивая книги Н.Н. Талеба, обязательным образом практикуя изученный материал в жизни.

«И листочки, палочки​» lesyaline

Таковы выводы по итогам многолетних поисков о том, как научиться решать задачи любой сложности. В частности, при помощи описанных подходов удавалось неоднократно решать задачи, с которыми не справлялся никто из профильных исследователей в России/СНГ.

Сейчас в течение полугода проводил обучение коллег в рамках решения задачи развития деятельности аналитиков, полученные результаты обнадёжили, провёл занятия для более чем 300 школьников в день ИТ-знаний.

Как итог — подался в участие в проект «Сердце Лидера» в рамках конкурса «Лидеры России» с проектом развития аналитического мышления для всех желающих, в связи с чем и предлагаю провести просветительские вебинары, в том числе и на английском языке — бесплатно. Можно обсудить и проведение очного мастер-класса (мне понадобится видео для отчёта по конкурсу).

Также школьники навели на мысль завести Telegram-канал, где излагаю советы самому себе, если бы я сейчас начинал карьеру аналитика.

В оформлении статьи использованы работы художницы Олеси Волковой

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/life/96574-a-kak-dumat-kvadrant-analiticheskogo-myshleniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector