А вы знали, что для нейробиологов фраза «У меня слишком плохая память» означает то же самое, что «Мне лень ходить в спортивный зал, поэтому я полный»? А всё потому, что память — это что-то вроде мышцы, которую можно и нужно накачивать. Она не может быть плохой или хорошей — могут быть только ленивые или, наоборот, трудолюбивые люди.
Сегодня мы поговорим о том, как в домашних условиях развить свою память, дадим рекомендации по её улучшению и приведём примеры полезных упражнений.
Для начала немного теории. Довольно продолжительное время память считалась чем-то напоминающим большую картотеку, а процесс её ослабления с течением времени сравнивали с выцветанием чернил. В наши дни этот подход утратил актуальность, так как было доказано, что не существует одного-единственного участка мозга, отвечающего за запоминание информации и её воспроизведение.
Механизмы памяти учёными по сей день до конца не изучены. Единственное, в чём они сходятся — это то, что данную функцию нашего мозга можно и нужно развивать точно так же, как и все остальные. Этой проблемой занимались ещё древнегреческие мыслители, и многие придуманные ими упражнения дошли до наших времён через тысячи лет.
Предлагаем вашему вниманию самые популярные методы тренировки мыслительных процессов, которые при регулярных занятиях позволят вам многократно повысить скорость и качество запоминания необходимых вам данных.
Самый простой и интересный способ, знакомый нам ещё с детства, — это головоломки с отличиями. Здесь человеку предлагаются картинки, на которых изображены практически идентичные рисунки, но с небольшими различиями.
Для детей и взрослых задания могут отличаться — самым юным дают простые изображения, количество отличий в них обычно не превышает 10, а для взрослых предлагаются более сложные изображения с большим количеством деталей и мелких элементов, соответственно, и число различий тоже увеличивается.
С самого раннего возраста детей учат запоминать стихи и тексты. Этот навык нужно постоянно тренировать, даже если школьная программа больше не требует от вас подобных заданий. Когда человек часто заучивает небольшие стишки или рифмованные песенки, то со временем его память улучшается.
Конечно, намного проще работать с какими-то интересными материалами, однако, школьникам всё же стоит обратить внимание на ту информацию, которая, так или иначе, будет связана с учебным процессом.
С написанием слов связано сразу несколько довольно оригинальных упражнений.
- Первое позволяет прокачивать линейную память. Вам нужно взять листок бумаги и записать на нём 10–20 слов, несколько раз перечитать их, сначала вслух, а потом про себя. После этого бумагу нужно перевернуть и написать всё то, что вы помните. Постепенно задание можно усложнить и написать эти слова в том порядке, в котором они были написаны первоначально. Ещё более сложным вариантом данного упражнения является задание воспроизвести все слова по памяти по алфавиту.
- Второе упражнение тоже может показаться игрой: нужно придумать слова на каждую букву алфавита. Эта задача особенно актуальна, поскольку в процессе её выполнения человеческий мозг возобновляет доступ ко многим полузабытым словам. Таким образом он активизирует те связи между нервными клетками, которые вне решения данной задачи находились в «спящем» состоянии.
- Это задание напоминает известную игру, когда каждому игроку необходимо придумать слово, начинающееся с буквы, на которую заканчивалось слово, произнесённое предыдущим игроком. Играйте со своими детьми 10–15 минут в день и вы гарантированно улучшите качество своей памяти.
Пересказ — это очень полезный навык, помогающий натренировать чтение, речь и, конечно же, память. Любому человеку, у которого имеются проблемы с запоминанием, необходимо давать сначала небольшие абзацы для прочтения, после чего он должен их пересказать. Постепенно можно переходить к большим объёмам информации.
В целом пересказ книг, рассказов и текстов позволяет не только натренировать процесс запоминания в мозге, но ещё и даёт возможность узнать какие-то новые интересные сведения, задуматься и поразмышлять над актуальными проблемами.
Довольно эффективная техника, которую можно использовать с самых ранних лет. Она нацелена на то, чтобы развить кратковременную память.
Задание сводится к тому, что человеку нужно запомнить три простых слова из 2–3 слогов, а затем воспроизвести их в обратной последовательности.
Постепенно задачу можно усложнять, увеличивая слова, затем переходя к словосочетаниям и даже длинным предложениям.
Если вы намереваетесь улучшить качество своей оперативной памяти, то здесь невозможно обойтись без некоторых опорных точек, которые не дадут вам заблудиться в сложном лабиринте всех мыслительных процессов, происходящих в голове.
На деятельность мозга влияет не только время, потраченное на упражнение, но и понимание самой сути мнемотехники.
Именно поэтому существенный вклад в улучшение памяти человека могут внести упражнения, так или иначе связанные с ассоциативным мышлением.
Как известно, человек может лучше всего запоминать понятные для него вещи: говоря другими словами, информация остаётся в голове лишь в том случае, если индивид способен её осознать.
Поэтому ассоциации становятся хорошим помощником в процессе запоминания.
Принцип упражнений строится на том, что каждый новый образ в человеческом мышлении вызывает уже существующие образы и так или иначе связывает некоторые понятия.
Данные могут ассоциироваться по смежности (например, зима и холод), по контрасту (горячий и холодный) и некоторым другим критериям. Как показывает практика, лучше всего идёт запоминание в том случае, если используется не логическое мышление, а фантазия.
Поясним на примере. Детям будет намного легче запоминать цифры, если к каждой из них подобрать какую-то ассоциацию, допустим, записать числа на бумаге, а потом подумать, на что они похожи.
Так, цифра ноль похожа на яйцо, а число 8 напоминает снеговика. Кстати, такая практика позволит в дальнейшем лучше запоминать телефонные номера.
Очень важно использовать методику соощущений, при этом подключать лучше сразу пять органов чувств.
Например, если вам нужно запомнить словосочетание «жареная картошка», то здесь можно привести сразу несколько ассоциаций: вспомнить, как она выглядит, какой у неё вкус, запах, и с какими звуками она жарится.
Если при получении новой информации вы будете сосредотачиваться на своих чувствах и ощущениях, то воспринять эти данные и запомнить их будет намного проще. Согласитесь, сложно забыть все сведения, которые вызвали активность сразу нескольких анатомических структур вашего организма.
Обратите особое внимание на пиктограммы — такие «иконки» в нашей жизни мы встречаем повсюду: в книгах, логотипах торговых марок, телефонах. Пиктограммы служат хорошим средством для запоминания любых сведений.
Выполнить упражнение несложно: нужно придумать какое-то предложение и постараться к каждому слову нарисовать соответствующий значок. Например, глагол «видеть» можно попробовать изобразить в виде глаза, а слово «вдохнуть» – через изображение носа и струйки пара.
После того как вы прорисуете несколько предложений, нужно попробовать воспроизвести зашифрованный текст.
Ещё одно интересное упражнение на зрительные ассоциации. Человеку необходимо закрыть глаза и постараться вспомнить все объекты, которые он видел по дороге от работы к дому или к любому другому пункту. После этого их необходимо записать на листе бумаги по порядку либо нарисовать маршрут.
Такое упражнение позволяет развить последовательную память так, чтобы научить человека запоминать предметы и вещи в правильном порядке.
Улучшение памяти невозможно без работы с картинками и развития лексики. Такие упражнения относятся к развивающим, направленным на концентрацию внимания.
В самом простом исполнении вам потребуется любое изображение: на него следует смотреть около 3–5 минут, после этого нужно отвести глаза и постараться описать эту картинку.
Такое упражнение желательно повторять несколько раз в день, причём делать это можно лёжа в кровати, сидя в кресле или занимаясь домашними делами.
Ещё одно упражнение. Необходимо взять несколько карточек с изображениями разных птиц и зверей, внимательно посмотреть на них, запомнить. После этого иллюстрации убирают и на листе бумаги записывают всех увиденных существ. Очень важно картинки регулярно менять — это позволит улучшить качество тренировки.
Более сложное упражнение. В нём карточки представляют собой не картинки, а содержат текстовые данные, например, имена людей и даты, связанные с теми или иными событиями в их жизни.
К примеру:
- Катя и Женя поженились 15 июня 1996 года;
- Маша родилась 3 декабря 2008 года;
- Катя окончила институт 21 июля 2010 года;
- новый торговый комплекс откроется 21 ноября 2021 года.
После того как вы прочтёте карточку, её необходимо перевернуть и попробовать по памяти воспроизвести всё то, что на ней было написано.
Это очень полезная гимнастика для ума — если прибегать к упражнению регулярно, то уже через некоторое время вы сможете заметить, что ваша память стала намного лучше.
Многие делают упражнения, позволяющие улучшить зрительную память, и совершенно забывают о слуховой, развивать которую нужно так же активно.
Лучше всего в этом помогает чтение книг: каждый день следует читать вслух по меньшей мере 10–15 минут.
Кстати, школьники могут использовать для этого учебники — таким способом можно совместить выполнение домашних заданий с тренировкой памяти.
Довольно необычное задание можно выполнить вне дома. Например, по дороге на работу или просто в общественном транспорте незаметно слушать разговоры сидящих рядом людей и запоминать их, а после этого повторять отрывки из услышанного.
Если для передвижения человек использует свой личный транспорт, то тогда повторять можно новости и рекламу.
Обращаем внимание на то, что повторение полученных данных принципиально при выполнении этого упражнения, в противном случае метод попросту не будет работать.
Японские учёные полагают, что самым лучшим способом «прокачать» свой мозг и улучшить память является устный счёт, поскольку он предполагает активное вовлечение процессов, именуемых кратковременной или рабочей памятью, то есть той, что позволяет удерживать в голове всю необходимую текущую информацию.
Наверное, каждый сталкивался с такой ситуацией, когда вы приходили в магазин с намерением что-то купить, а оказавшись внутри, забывали, что именно вам нужно. Это указывает на то, что вас подвела кратковременная память. Здесь можно порекомендовать несколько упражнений.
Самое простое – быстро посчитать в обратном порядке, например, от ста до единицы. Можно чуть более усложнить задание, например, выполнить обратный счёт тройками: 300… 297… 294 и так далее.
Это упражнение лучше всех остальных способствует улучшению качества кратковременной памяти.
Шахматы – очень полезное упражнение на логику, которое уже давно воспринимается людьми как нечто большее, чем просто игра. Они вовлекают в работу все возможные виды мозговой активности.
Это и неудивительно, ведь игрок должен наперёд просчитать ходы (и свои, и противника) и на основании этих вычислений выработать стратегию взаимодействия.
Игра даёт большое количество впечатлений, а следовательно, улучшает нагрузку на рабочую память и тем самым способствует поддержанию мозга в активном состоянии.
Для повышения концентрации внимания и укрепления процесса сохранения полученной информации используют игры с поиском одинаковых изображений или фигур.
Для этого на столе раскладывают 18–20 парных карточек, по очереди их переворачивают и запоминают, где какая находится. Цель игры: открыть карточки по парам и отложить в сторону.
Кстати, такие тренажёры можно найти в интернете и использовать для ежедневных тренировок мозга, например, в общественном транспорте по пути на работу.
Большое внимание следует уделить тренировкам памяти у пациентов после перенесённого инсульта. Эта болезнь нарушает мозговое кровообращение, поражает доли и полушария головного мозга — в результате нейроны отмирают, и это вызывает ухудшение работы органа.
К сожалению, после инсульта в полном объёме восстановить память практически невозможно, однако, добиться существенного улучшения ситуации вполне реально.
Работа с пациентами начинается с самых элементарных упражнений.
- Больному называют 1–2 буквы, после этого дают текст, в котором он должен их найти.
- Перед пациентом ставят 3–4 любых простых предмета, он должен их хорошенько рассмотреть на протяжении нескольких минут, после этого убрать, перечислить названия и описать то, что видел. Такое задание необходимо постепенно усложнять и добавлять новые предметы или использовать более детальные.
- Дайте больному изображения детей с указанием их имён. Каждый ребёнок на картинке должен отличаться каким-то элементом одежды — это может быть синий бант на голове, зелёные шорты или красное платье. Карточки следует перевернуть и попросить пациента описать, во что был одет каждый ребёнок.
Восстановление памяти у человека, перенёсшего инсульт, – это сложный, трудоёмкий и длительный процесс и, конечно же, здесь нельзя обойтись одними упражнениями – больному в любом случае нужно медикаментозное лечение. Однако регулярная практика позволяет существенно ускорить процесс реабилитации. Кстати, эти же задания будут полезны при начавшихся признаках деменции.
В целом можно сказать, что упражнения, направленные на тренировку памяти, позволяют существенно улучшить качество жизни человека и оптимизировать функции головного мозга.
Улучшить память и концентрацию внимания помогают йога, физические упражнения, гимнастика на пальцах.
Такие виды активности улучшают кровоснабжение мозга и позволяют добиться максимально возможных результатов запоминания информации.
Тренировать память нужно с раннего детства — это позволит ребёнку намного легче освоить школьный материал. В противном случае осилить программу, в которой с каждым годом приходится запоминать всё больше и больше новой информации, причём подчас совершенно неинтересной, будет сложно.
Особенное внимание тренировкам памяти нужно уделять людям старшего возраста. Только активные действия и постоянные мнемонические упражнения позволят им избежать многих проблем, с которыми сталкивается каждый человек, перешагнувший 60-летний рубеж.
Источник: https://vplate.ru/pamyat/uprazhneniya-dlya-razvitiya/
Мнемотехника в упражнениях: запоминаем быстро и со вкусом
Главная страница > Интеллект
Юрий Окунев
Дата: 20.05.2016
Рубрика: Интеллект, спецстатьи
Мой день
Школа Юрия Окунева
Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.
Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.
Мнемотехника и мнемоника
В статье «Как развивать память» мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.
Напомню:
Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.
Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.
Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.
Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.
Методы мнемотехники
Довольно теории! Возьмем практический пример.
Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:
- Апельсины;
- Кефир;
- Докторская колбаса;
- Молоток;
- Гвозди;
- Шляпа;
- Мыло;
- Салфетки.
Что мы делаем?
- Бежим за бумажкой – записать!
- Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
- Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.
Какой из этих ответов ваш?
Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.
Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.
Соединяем все наши предметы попарно: • Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА; • КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА; • На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее; • Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми; • Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями; • Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями; • МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.
А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки. • Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА; • Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ; • На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.
В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.
- Запоминание числовых комбинаций
Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.
Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.
Тренинг мнемотехники
Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.
Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.
Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.
Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ. Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.
Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.
На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять». Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.
Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.
Источник: http://my-day.pro/mnemotekhnika-v-uprazhneniyakh-zapomina/
Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста
Мнемотехника для развития памяти для детей представляет собой определенные методы, материалы, которые основываются на психологии и восприимчивости человека.
Их использование помогает сделать обучение малышей более легким для них, они способствуют улучшению индивидуальных характеристик и лучшему запоминанию информации.
Особенно актуальна мнемоника при познавательной активности детей с ЗПР.
Эффективные методики запоминания
Запоминать — это выстраивать надолго воображаемую связь с чем-то: дату с событием, информацию с программой или определенным курсом. Психологи называют такие процессы «ассоциативными связями».
Запоминание цифр по мнемотехнике
Важно! Случается так, что человек начинает плохо воспроизводить материал. Такой процесс характеризуется частыми провалами в памяти, забыванием. Подобные явления могут быть у людей разных возрастов. Не стоит сразу переживать на этот счет.
Как правило, обычно такое происходит ввиду того, что мозг отсеивает ненужную информацию. Происходит «чистка» от тех знаний, которые не использовались долгие годы. Такие моменты очень индивидуальны и зависят от строения мозга.
Также следует помнить о том, что детский организм отличен от взрослого и формируется вплоть до юношеских лет.
В настоящее время существует множество эффективных методик запоминания. Их используют авторы, для создания своих книг, многие из которых можно найти в формате аудиокниги и прослушать онлайн либо скачать. Также сегодня есть авторские курсы по техникам запоминания, которые ведут профессиональные психологи и специалисты.
Самые распространенные методы:
- Мультисенсорная рецепция. Воздействия в процессе запоминания на рецепторы.
- Мнемоника. Используется в логопедической и педагогической практиках при работе с детьми от 3х лет и в дошкольный период при изучении стихов, рассказов и другой информации.
- Ассоциативная практика. Способствует погружению мозга в лабиринт логических цепей, научиться связывать предмет с нужным событием.
- Сортировка материала. Он подходит тому, кому нравится развивать память способом классификации материала на темы и блоки.
- «Шведский стол». Запоминание информации подряд, без разбивки на подтемы.
- Отбрасывание слов. Подразумевает выписывание материала вручную и отбрасывание ненужного текста.
- Рифма и цифры. Рифма используется при запоминании правил, а цифры — при изучении цифр (например, 0-бублик, 2 — лебедь).
Мнемотехника и мнемоника
Мнемоника используется для следующего:
- Облегчения запоминания и увеличения объёма памяти;
- Развития познавательной активности;
- Развития главных психических процессов, а также слуховой и зрительной памяти;
- Улучшения навыков мышления, воображения, связной речи и мелкой моторики.
Мнемотаблица по посуде
С использованием мнемотехники облегчаются следующие процессы:
- Обогащения словарного запаса;
- Составления рассказов;
- Отгадывания загадок;
- Заучивания стихотворений.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью — что это такое
Правила запоминания информации детьми
7 главных правил:
- Сначала пробудить интерес у малыша, заинтриговать.
- Создать ассоциации. Чем лучше она — тем лучше информация воспримется.
- Запоминать частями. Ни в коем случае не требовать от ребенка наизусть знать текст за один присест.
- Повторять то, что запоминали.
- Попытаться понять материал — значит, создать логические цепи в мышлении.
- Постановка цели «запомнить».
- Применять знание этой информации на практике. Например, при заучивании стихотворения наизусть почаще его рассказывать родителям, воспитателям и группе.
Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей, игры
Упражнения для начинающих по мнемотехнике для детей всегда увлекательны и интересны. Это могут быть и мнемотаблицы, и мнемоприемы, упражнения.
Мнемотаблица своими руками
Обратите внимание! Принципом мнемотехники является создание визуальных, аудиальных и чувственных представлений.
Упражнения:
- Созвучия. Благодаря постоянному повторению запоминается слово: «Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег. А на горке спит медведь! Тише-тише, не греметь!»
- Таблицы. Помогают малышу выстроить связную речь. С их помощью изучают сказки, времена года, стихи.
- Рифмы. К трудно запоминающимся словам подбираются рифмы: трава-сова, молва, куда.
- Схемы. Для запоминания цифр. Например, к каждой цифре пишется слово-ассоциация: 4 — стул или кресло.
Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
Тренировки памяти у детей проводятся и в ДОУ воспитателями. Из мнемоники в таком случае выбирают опорные схемы и мнемотаблицы. Обучение начинают с года или двух лет, поскольку в этот период кроха уже знает какие-то сказки и может их рассказать. Однако зачастую он путает персонажей из разных сказок. Мнемотаблицы как раз и помогут запомнить главных героев заданной сказки.
Мнемотаблица по сказке «Колобок»
В ячейки таблицы помещаются иллюстрации персонажей сказки. Особенно удобна для обучения сказка «Колобок», поскольку в ней много персонажей.
Дополнительная информация! Для самых маленьких учеников достаточно четырех ячеек или не более девяти.
В процессе обучения воспитатель рисует в ячейках таблицы с детьми изображения. Это очень увлекает детей, впоследствии они могут начать сами придумывать такие таблицы и изображения.
Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру
Память улучшается за счет постоянной кодировки информации в картинки и наоборот, также подкрепляется словесно.
Методики диагностики памяти дошкольников
Диагностика памяти у дошкольников с помощью методик необходима для выявления эффективности и адекватности проведенного обучения, улучшения дальнейших техник образования. После диагностики корректируется план развития, модель обучения детей.
Важно! Диагностирование процесса запоминание у детей в раннем возрасте поможет избежать возможные нарушения в данном процессы и вовремя предпринять необходимые меры.
Методики на память для дошкольников:
- Усвоение материала,
- Воспроизведение,
- Качество сохранения информации.
В процессе диагностики работают зрительная, слуховая и двигательная память.
Школы развития памяти
В школах памяти используются различные методики по развитию памяти, улучшению процессов запоминания, обретению новых навыков и раскрытия потенциала. Такие организации есть практически в каждом городе, в которых проходят обучение и дети, и взрослые.
Многие школы опираются на авторские методики из книг:
- Самвел Гарибян «Школа памяти». Книга поможет обрести приемы более рационального мышления и развить их образность, что улучшит коммуникабельность и гибкость при общении с партнером.
- В книге Шамиля Ахмадуллина «Развитие памяти у детей» дается полное обоснование выбранной методики, а также расписаны упражнения по дням для детей разных возрастных категорий: 6-9, 10-12 и 13-16 лет.
Занятия в школе развития памяти и скорочтения «Бибрейн»
- Авторская система упражнений Ахмадуллина для скорочтения для детей входит в программу обучения в школах Шамиля Тагировича. В пособии представлен упрощенный вариант методики, которую в домашнем обучении с детьми могут использовать родители. При этом можно не обладать педагогическими навыками и знаниями, а обучить скорочтению своего ребенка за 10 дней. Автор обещает увеличение скорости чтения за этот период почти в 3 раза. Пособие рекомендовано для занятия с детьми 6-16 лет, а также для педагогов образовательных учреждений при работе со школьниками и студентами. В комплекте к изданию идут рабочие тетради и карточки.
Мнемоника сможет научить детей и взрослых легко запоминать нужную информацию. Ее приемы обучения просты, полезны и надежны. Мнемотехника — помощник для того, чтобы развить детскую память, логику и мышление в процессе познавания окружающего мира.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
vk.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/metodiki-diagnostiki-i-razvitiya-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
Рабочие способы развития памяти и Мнемотехники
Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.
Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки
У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.
Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.
Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы
Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?
До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.
Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:
- мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
- цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.
Выделяют такие виды мнемотехники:
- классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
- педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
- цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
- спортивный – запоминание чисел;
- современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.
Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.
Советы начинающим:
- метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
- преобразовывайте инфрмацию в образы;
- для достижения результата регулярно тренируйтесь;
- во время тренировки должна быть абсолютная тишина.
Основные принципы мнемотехники:
- осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
- интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
- предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
- готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
- ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
- повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
- торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
- последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.
После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.
Основные приемы
Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.
В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:
- придумывайте первое, что пришло в голову;
- ассоциация должна быть смешной, необычной;
- образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
- ассоциация должна быть нелогичной;
- образ должен касаться вас.
Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.
Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.
«Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная с коридора.
Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика.
Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.
«Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:
- 0 – ноль – н;
- 1 – раз – р;
- 2 – д;
- 3 – т;
- 4 – ч;
- 5 –п.
Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.
«Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:
- 0 – моль, соль, фасоль;
- 1 – блин, господин;
- 2 – слова, трава;
- 3 – пузыри, подари;
- 4 – шире, в мире;
- 5 – опять, зевать, гулять;
- 6 – сесть, месть;
- 7 – зачем, гарем;
- 8 – просим, носим;
- 9 – делать, сеять.
Из перечня подобранных слов выбирайте одно и запоминайте для конкретной цифры.
«Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.
«Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.
«Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.
Итого
Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.
Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!
Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/mnemotehniki-i-sposoby-razvitiya.html
Развитие памяти — эффективные способы тренировки
Вы стали замечать, что долго подбираете слова? Забываете важные даты? Пропустили прием врача или деловую встречу? С возрастом память действительно ухудшается. Проблема может быть не только в этом. Плохая память может говорить о:
- Развитии неврологического заболевания;
- Сильном стрессе;
- Большой загруженности;
- Неправильном режиме сна и отдыха.
Мозг напоминает операционную систему компьютера, которая начинает «зависать», если в ней открыто много «вкладок».
Большое количество обязанностей и дел, которые надо запомнить, ослабляют наши способности держать все в голове. Именно поэтому человечество придумало ежедневники.
Но из-за плохой памяти забывать можно даже ежедневник! Поэтому мы предлагаем вам развивать память. Оказывается, что ее тоже можно натренировать!
Что делать, если я ничего не помню?
- Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
- Посетить невролога.
Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
- Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
- Приступайте к работе по развитию памяти.
Виды памяти
Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.
Память бывает:
- Долговременная
- Кратковременная
- Оперативная
Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно.
Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память.
Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.
Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.
Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.
Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!
Развитие памяти: методики
Читайте также — В чем опасность раннего развития
Тренируйте процесс запоминания
Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.
Воспроизводите детали
Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку.
Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей.
Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.
Повторяйте себе нужную информацию
Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.
Все время считайте
Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг.
Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.
Учите иностранные языки
Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.
Упражнения для развития памяти
Каждый вечер вспоминайте события дня
Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.
Записывайте сны
У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!
Скачайте на телефон игры для развития памяти
Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.
Запоминайте ценники на продукты
Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».
Читайте также — Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка
Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт
Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.
Картинки найди 10 различий
Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.
Источник: https://www.pravmir.ru/razvitie-pamyati-i-vnimaniya/
Мнемотехника: приемы запоминания в упражнениях
Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.
Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.
Мнемотехника для дошкольников
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.
Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
- Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
- Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
- Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.
Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра.
Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно.
Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.
Мнемотаблицы в детском саду бывают:
- Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
- Таблицы, которые рассказывают истории.
- Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.
Мнемонические приемы в детском саду:
- Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
- Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
- Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).
После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.
Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:
- Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
- Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
- Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
- Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
- Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.
Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»
Владимир Козаренко – автор книги «Мнемотехника шаг за шагом». Козаренко не просто разработал приемы запоминания информации, этот учебник мнемотехники развивает феноменальную память.
«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.
Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.
Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.
Виды мнемотехники
Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:
- Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
- Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
- Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
- Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
- Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.
Мнемотехника для произношения звуков
Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.
Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:
- Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
- Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
- Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.
Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.
Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.
Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.
В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.
Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Источник: https://yourspeech.ru/training/memory/mnemotehnika-v-uprazhneniyah.html