Как развивать мышление

Мышление – человеческая способность рассуждать, отображать окружающую действительность суждениями и понятиями, считается высшим способом познания мира. Без этих способностей невозможно представить повседневную жизнь и преуспеть в работе. Как и любой другой навык, способность мыслить можно развивать.

Как развивать мышление

Мужчина думает

Как развивать мышление

Человеческий мозг, как и мышцы, нужно тренировать – без регулярной работы способность размышлять ослабевает. Многие не знают, с чего начать и как развить мышление, для каждой возрастной категории есть свои требования.

Взрослому человеку

Существует ошибочное мнение, что у взрослого человека мышление окончательно сформировалось, и дальнейшее развитие невозможно. На самом деле, не зависимо от возраста и профессии, человек способен развивать возможности своего мозга.

Для развития мышления в целом мозг взрослого человека необходимо постоянно развивать в следующих направлениях:

  • Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
  • Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
  • Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
  • Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
  • Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
  • Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.

Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса.

Как развивать мышление

Мужчина и женщина говорят

Детям и подросткам

Первые годы жизни ребенок руководствуется инстинктами, ему знакомы чувство голода, заботы, но мыслительные процессы еще не работают. В 6-7 лет дети уже способны образно мыслить, в этом возрасте они учатся в младших классах, успешность обучения зависит от умственного развития. Дошкольный возраст – это период жизни, в котором закладываются умения, необходимые для дальнейшего развития.

Как развивать мышление ребенка? Онтогенез мышления проходит несколько этапов. Дети отличаются тем, что их физические действия – средство выражения мыслей.

Малышу тяжело разбирать и собирать информацию, но он стремиться провести эти манипуляции с реальными предметами. Наглядный пример – детская пирамидка, которую ребенок собирает и разбирает на части.

Любой процесс обучения должен проходить в игровой форме, поэтому развитие малыша полностью зависит от родителей, которые решают, во что он будет играть.

Если дошкольник воспринимает всё в действии, подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.

Как развивать мышление

Умный школьник

Разновидности мышления

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:

  1. Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
  2. Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
  3. Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
  4. Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
  5. Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
  6. Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
  7. Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.

Полезные развивающие упражнения

Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.

Желтый цвет в психологии — что означает для женщины, мужчины, ребенка

Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:

  • В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше. Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;
  • Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;
  • Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её. Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;
  • Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ. Игра помогает улучшить сообразительность.

Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка.

Как развивать мышление

Кисточки и краски

Эффективные упражнения для развития логического мышления:

  • Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;
  • Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;
  • «Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;
  • Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;
  • Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.

Обратите внимание! Развитию логики способствуют игра в шахматы, шашки, решение примеров и задач, а также чтение детективов.

Как развивать мышление

Игра в шахматы

Как развить мышление у взрослого человека в повседневной жизни:

  • Выполнять незнакомые действия. Можно приготовить блюдо по незнакомому рецепту, выучить стихотворение на иностранном языке;
  • Писать или рисовать левой рукой. Левши пробуют писать правой рукой;
  • С закрытыми глазами определить предметы и их фактуру;
  • Пройтись по комнатам с закрытыми глазами. Этот прием развивает координацию и интуицию;
  • Есть с закрытыми глазами, разбирать вкусы и запахи еды;
  • Поехать домой с работы по другой дороге, выбрать краткий или длинный путь.

Роль мышления в жизни людей

Положительные черты характера человека — что к ним относится

Мышление позволяет человеку совершать осознанные действия, делать выводы и систематизировать информацию.

Высокий уровень развития позволяет быстрее усваивать и накапливать знания, на основе которых производить новое: научные работы, произведения искусства, алгоритмы решения задач.

Без этих навыков невозможно преуспеть ни в какой сфере деятельности.

Как определить плохое развитие

Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.

Признаки недостаточного развития взрослого:

  • Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
  • Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
  • Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
  • Напряжение и мигрени во время принятия решений;
  • Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
  • Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.

Как развивать мышление

Девушке тяжело думать

Школьник недостаточно развит, если:

  • Он плохо читает;
  • Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
  • У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
  • У него плохая память;
  • Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.

Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед.

Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.

Видео

Источник: https://srazu.pro/razvitie/razvitie-myshleniya-vzroslogo-rebenka.html

15 способов развить аналитическое мышление

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление — последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять приоритеты, отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко ценятся в компаниях. В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва простые задачки, постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните школьные годы. Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы — отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать детективы, например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы — ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

Читайте также:  Мнемотехника для развития памяти: упражнения и процесс

11. Участвуйте в дискуссиях

Обсуждайте книги, фильмы, исторические события — всё что угодно. Вы услышите мнение другого человека и сможете поделиться своим об одном и том же событии, привести аргументы и потренироваться в последовательном изложении мыслей. Попросите собеседника об обратной связи: пусть расскажет, насколько ваши аргументы были убедительны, а мысли — последовательны.

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта (mind map) — это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления».

К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины — всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента.

И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

Как развивать мышлениеjean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи специальных инструментов. Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении — ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно — большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Читайте также

Источник: https://Lifehacker.ru/analiticheskoe-myshlenie/

ак развить мышление. Несколько мощных упражнения и рекомендаций!

С чего начать?

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

  • Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.
  • Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.
  • И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться  “мышца интеллекта”.
  • Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.
  • С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.
  • В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Упражнения для развития мышления

Упражнений очень много, если почитать интернет или какую-то литературу, то можно найти целую кучу разного рода тренировочных упражнений для развития вашего интеллекта.

Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.

  1. Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.
  2. Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.
  3. Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.
  4. Это самое ценное.
  5. Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.
  6. Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.

Чашка кофе

Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.

Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.

Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.

Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.

Итак, для начала возьмите чашку для кофе или  какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.

Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.

Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.

Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали  упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.

Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.

Упражнение  увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то.  Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится  поможет воспитать из ваших детей гениев.

Свободные ассоциации.

Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.

  • И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.
  • Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.
  • Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.
  • Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно  дает эффекта.
  • Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.
  • Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.

Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.

Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.

Игры

Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.

Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.

Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.

Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.

Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд.  Старайтесь запоминать расположение фигур и  внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.

Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.

Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.

P.S

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

Источник: https://dramtezi.ru/sekret/kak-razvit-myshlenie.html

Как развить мышление

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна.

Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире.

Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее.

Читайте также:  Послеродовая депрессия: почему возникает и как избавиться

При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов.

И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему.

Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ.

Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации.

Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос.

Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека.

А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление.

Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями.

Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем.

А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове.

Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить.

Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”.

Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них.

Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным.

Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления.

Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные.

И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс.

Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос.

Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом.

То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы.

Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их.

И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов.

А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми.

Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей.

Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен.

Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

Читайте также:  Лечение шизофрении: условия, методы, советы

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление.

Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны.

И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко.

Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов.

Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов.

Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление.

У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете.

А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию.

А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

Источник: https://psichel.ru/kak-razvit-myshlenie/

Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого

В предыдущих статьях мы рассказывали о том, как развить мышление у ребёнка. А как же взрослые? Неужели тут уровень мышления, которого мы достигли в детстве и в школьные годы, не может быть повышен? Неужели остаётся только совершенствовать память, внимание, восприятие, получать новые знания, а мышление останется на прежнем уровне?

Рады вас разубедить: мышление – это процесс познания, это деятельность, которая требует освоения и совершенствования, формирования мыслительных навыков. Формируя эти навыки, мы обогащаемся новыми приёмами и способами мышления и, что немаловажно, способствуем развитию нашего мозга. Каким же образом?

Как развить мышление у взрослого

Развивая мозг, мы создаем предпосылки для развития мышления, а улучшая работу мозга, мы улучшаем мышление.

Дело в том, что наш мозг предназначен для активной работы, он обладает свойством пластичности, то есть до глубокой старости способен обрабатывать новую информацию, приспосабливаться к новым, изменившимся условиям, создавать новые связи между нейронами, восстанавливаться после перенесённых травм и даже восполнять утраченные нейронные связи. Предоставляя мозгу для обработки интересную, важную информацию – «пищу» – мы способствуем созданию новых нейронных сетей, обеспечиваем активность работы мозга. О том, какое питание необходимо для улучшения работы мозга, можно прочитать здесь: 

Как развить абстрактно-логическое мышление

Развитие абстрактно-логического мышления предполагает развитие речи, ведь именно понятийная форма отличает этот вид мышления. Чтобы развить речь, нужно больше читать. Развивать речи можно, пересказывая текст. Стихотворный или прозаический, художественный, научный или публицистический, устно или письменно – неважно, просто выберите то, что подходит именно Вам, и пробуйте.

Письменная речь хороша своей упорядоченностью, её легче логически выстраивать. Вспомните, как писали сочинение в школе: прочитав написанное, нередко хотелось внести в черновик правки, один кусок убрать, другой переместить, что-то дополнить, что-то исправить. Устно так не поработаешь.

  • Логическое мышление предполагает использование некоторых операций. Они общеизвестны, и все же назовём их:
  • • Анализ – процесс деления целого на составляющие его части, осмысление структуры и принципов организации.
  • • Синтез – процесс перехода от частей к целому, объединение, а нередко и комбинирование этих частей по-новому.
  • • Сравнение – сопоставление с чем-либо, выявление сходства и различий.
  • • Абстрагирование – замена конкретных предметов и образов отвлечёнными понятиями, или оперирование формулами и цифрами (то есть абстрактными понятиями), или отвлечение от чего-то несущественного.

Как развить логическое мышление с помощью упражнений?

Давайте попробуем немного поиграть.

Упражнение «Логические цепочки»

Ваша задача – найти, что может быть общего у двух любых предметов, названия которых придут Вам в голову. Постарайтесь выбрать несколько объектов, совершенно не похожих друг на друга, и попробуйте найти то, чтобы их могло бы связывать. Например, сахарница и пинцет:

  1. — это приспособления;
  2. — перед их изготовлением требуется выполнить чертежи;
  3. — они твёрдые;
  4. — они имеют соизмеримые размеры;
  5. — они могут использоваться на кухне;
  6. — их можно использовать совместно (например, доставать кусочки сахара из сахарницы пинцетом);
  7. — их поверхности могут быть блестящими;

— и т.д.

  • Или рассмотрим ещё пример, кактус и молоток:
  • — и тем, и другим можно пораниться;
  • — это материальные объекты;
  • — оба из органического материала (если молоток с деревянной ручкой);
  • — соизмеримы по размеру;
  • — могут иметь вытянутую, удлиненную форму;
  • — могут использоваться в пределах квартиры

— и т.д.

Второй вариант «Логических цепочек»:

Придумайте два любых события, между которыми прошло сравнительно немного времени. Например:

1. Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту.

2. С тополя упал жёлтый лист.

  1. Задание: Попробуйте найти промежуточные события, логически вытекающие друг из друга и приведшие в конце концов от первого события ко второму. Например:
  2. Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту => поэтому она замешкалась и опоздала на работу => была раздражена => сорвала зло на коллеге => получила в ответ негативную эмоцию => выбежала, расстроенная, не разбирая дороги => налетела на молодое тополиное деревце => с тополя упал жёлтый лист.
  3. Если игроков много, можно придумать и сравнить несколько вариантов и выбрать самый интересный, который и станет «победителем».

Как развить логическое мышление другим способом?

Попробуйте ввести дневник, или займитесь стихосложением, или попробуйте в письменном виде рассказать о чем-то. Неважно, рассказ получится, или заметка, или зарисовка, или стихотворение (белый стих тоже приветствуется!)

Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий.

Что делать, если творчество – «не ваш конёк»?

Во-первых, стоит всё-таки попробовать, а если не хочется даже пробовать, можно пойти и по другому пути. Для этого назовите наугад три любых объекта, например: слон, стул, веер. А теперь придумайте предложение, в котором логически можно уместить все три выбранных объекта. Например:

На стуле стояла тарелка с нарезанными фруктами, а Тимка сидел на ковре, смотрел мультик про слона, жевал ломтик яблока и помахивал бабушкиным веером.

Или проявите фантазию, сочетая в предложении слова молоток, рыба, гейзер. Например, так: «Зашвырнул дед молоток в гейзер, а из глубины на самую верхушку фонтана взлетела самая настоящая рыба, да не простая, а золотая, и погрозила деду плавником.»

Как развить вербальное мышление у взрослого?

Вербальное мышление (мышление, в основе которого лежат слова) – основа логического. Его можно тренировать и в компании, и без таковой. Всё очень просто: берёте любое предложение, содержащее законченную мысль, и пробуете пересказать его таким образом, чтобы не использовать ни одного слова из тех, что содержатся в исходном предложении. Например:

  • На озере раскрылись кувшинки.
  • В пруду расцвели белые лилии.
  • Над гладью водоема красовалась цветущая одолень-трава.
  • Сила образного мышления

Образное мышление, управляемое правым полушарием головного мозга, тоже нуждается в развитии.

Будучи детьми, мы активно используем его (примерно в трёхлетнем-пятилетнем возрасте), но потом на смену приходит абстрактно-логическое мышление, помогающее осваивать счёт, письмо, речь – а это сфера ответственности левого полушария.

А ведь творчество, креативность без работы с образами невозможны. Образное мышление позволяет нам вспоминать и воспроизводить запахи и звуки, картины и движения, комбинировать их и анализировать.

Доказано, что мыслительный процесс не только протекает, будучи тесно связанным с образом, но и начинается с его рождения. Творчество – самый эффективный способ развития образного мышления. Правое полушарие активно работает во время творческого процесса, поэтому элементы творчества содержатся во многих упражнениях и заданиях.

Как развить мышление?

Благодаря книгам, учителям, Интернету и прочим источникам наши знания постоянно пополняются. Некоторая информация устаревает, и на смену ей приходит другая.

Знания, разумеется, очень важны, но ещё важнее то, как мы сумеем ими распорядиться, то есть развитое мышление, ведь именно благодаря ему мы можем работать с полученной информацией, использовать её, придумывать что-то новое, совершенствовать уже сделанное, получать пользу, решать текущие задачи и проблемы, находить выход из создавшейся ситуации. Всякий раз, когда мы интересуемся чем-то, любопытствуя, изучая, задаваясь новыми вопросами, – мы тренируем своё мышление.

Развивать мышление, память, восприятие, внимание в увлекательной форме можно с помощью развивающих игр на тренажёрах для мозга онлайн . Только заниматься нужно ежедневно и удовольствием!

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Источник: https://b-trainika.com/blog/razvit-myshlenie-vzroslogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector