Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Предлагаем рассмотреть 14 простых и эффективных способов улучшения памяти, чтобы повысить собственную академическую и/или профессиональную производительность.

Используйте мнемонику

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Мнемоника подразумевает использование простых ассоциаций для запоминания информации. Например, хорошо знакомые вам образы, слова, запахи и другие вещи, которые можно связать с новой информацией. Для освоения этой техники улучшения памяти используйте воображение.

Узнавайте что-то новое

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Чтобы улучшить память и сохранить производительность мозга, как можно чаще узнавайте что-то новое. Нет рецепта долголетия, но для всех долгожителей характерна общая черта (кроме здорового питания): они постоянно используют свой ум. Выучите новый танец, новый язык, новую игру…. При этом вы ещё и обретёте новых друзей, а общительность также очень важна, но об этом чуть позже.

Высыпайтесь

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли изучили процесс ухудшения памяти у взрослых и обнаружили, что он связан с плохим сном. А другое исследование показало, что полноценный сон помогает детям повысить успеваемость. Объединив эти результаты, получаем главный вывод: чтобы улучшить память, нужно высыпаться вне зависимости от того, сколько вам лет. Каждому взрослому человеку необходимо восемь часов сна, возможно, немного больше или меньше, это индивидуально.

Лучший способ запомнить нужную информацию состоит в том, чтобы сосредоточиться на ней как раз перед тем, как вы ложитесь спать.

Сосредоточьтесь на физкультуре

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Следите за своим питанием

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Предыдущие, менее известные исследования, показали, что ваниль, розмарин и шалфей также могут стимулировать память.

Жевательная резинка — ещё один проверенный способ улучшить память, так как увеличивает частоту сердечных сокращений и выделяет определенные ароматы. И то, и другое активирует воспоминания.

Практикуйте медитацию и правильное дыхание

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Во-первых, медитация может ускорить частоту сердечных сокращений, тем самым увеличить приток крови к мозгу и обогатить его кислородом. Во-вторых, такая практика поможет вам расслабиться и сосредоточиться, что на удивление благотворно влияет на умственные способности и на общее самочувствие.

Большинство медитативных техник включает глубокое дыхание, которое также способствует улучшению памяти и снятию стресса. Всего за несколько минут в день вы улучшите собственное состояние здоровья, обретёте позитивный настрой и почувствуете себя более энергично. Кроме того, это бесплатно.

Наслаждайтесь природой

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

В следующий раз, когда вы о чём-нибудь позабудете, откройте в компьютере картинки с зелеными лесами и память к вам вернётся.

Играйте

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Используйте нейролингвистическое программирование (НЛП)

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

По большому счёту это работает как плацебо. Медитация отлично подойдёт в качестве прелюдии к НЛП, а в сочетании с диетой, ароматерапией и тренировками вы эффективно улучшите свою память и умственные способности.

Используйте ароматерапию

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Эксперименты, проведённые на мышах, подтвердили, что розмарин повышает внимательность и помогает предотвратить возрастную потерю памяти. Аналогичными свойствами обладает мята перечная, поэтому в следующий раз перед подготовкой к экзамену запаситесь мятной жевательной резинкой.

Сделайте точечный массаж или иглоукалывание

На протяжении веков в китайской медицине используют акупунктуру, которая приводит к отличным результатам почти в любой области, поэтому не удивительно, что она эффективна и для улучшения памяти.

Каждую часть вашего тела пронизывают нервные и энергетические каналы. Вы можете активировать определённые точки с помощью очень тонкой иголки или нажатием пальцев.

Чтобы стимулировать память и вспомнить нечто важное, мягко надавите подушечками пальцев на виски в течение нескольких секунд. Таким образом, вы снимите стресс и вспомните, например, куда положили ключи.

Визуализируйте воспоминания

Исследование, проведённое в Университете Хельсинки, подтвердило, что у людей мощно развита визуальная память. Сопоставление определенных изображений с новой информацией помогает припомнить эту информацию, снова увидев ту же картинку. Вот почему так легко прослезится при просмотре старых фотографий.

Откажитесь от многозадачности

Многозадачность — одно из самых больших заблуждений в истории рода человеческого с точки зрения производительности. Несмотря на то, что все компании ищут этот навык в будущих сотрудниках, он на самом деле значительно снижает количество и качество вещей, которые можно выполнить в течение определенного времени.

Чтобы улучшить память и стать более продуктивным, перестаньте делать много всего одновременно и начните фокусироваться на чём-то одном. В первую очередь выполняйте важнейшие задачи, затем делайте небольшой перерыв. Самые несложные задания оставляйте напоследок. Встречи лучше планировать в первой половине дня.

Общайтесь

Общение полезно для мозга и для общего настроения. Не стоит недооценивать силу хорошего разговора, даже если он вам не очень интересен. Простая болтовня о последних происшествиях может улучшить память, так как одновременно стимулирует несколько участков головного мозга.

Процесс говорения поддерживает в активном состоянии места контакта между нейронами, синапсы, что необходимо для хорошей памяти.

Чем больше советов вы примените, тем больше пользы получите.

Источник: https://cameralabs.org/5869-14-prostykh-i-effektivnykh-sposobov-uluchshit-pamyat

Как тренировать память и внимание у взрослого человека: упражнения и приемы

Память необходимо тренировать всегда, чтобы облегчить процесс усвоения и воспроизведения нужной информации. С возрастом она становится хуже, особенно без стимуляции. При отсутствии новой информации, изучения неизвестного материала, способности мозга ослабевают, что отражается на внимании, сообразительности и памяти.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Память человека

Цель тренировки памяти

Память является одним из свойств мозга. Поэтому работа над ее улучшением развивает внимание, мышление и восприятие. Различают кратковременную и долговременную память.

Первая предназначена для хранения информации в течение короткого промежутка. Позволяет запомнить номер телефона, адрес, список покупок в магазине. Все, что хранится мозгом дольше, становится объектом долговременной памяти.

Она составляет основу жизненного опыта человека. Для ее тренировки необходимы техники запоминания.

Дошкольники не понимают, как работать с памятью, не видят способов воздействия на нее. Она носит выборочный характер. Навык управления появляется на следующих этапах онтогенеза. В дошкольном возрасте упражнения и игры, стимулирующие работу мозга, должны быть инициативой родителей.

Для приобретения знаний и освоения новой информации необходимо тренировать оперативную память, без которой невозможно развитие долговременной. Техники, направленные на улучшение памяти, влияют на развитие внимания и наблюдательности.

Нужно научиться получать информацию, анализировать. Выделять необходимое для запоминания, именно это сохраняется в памяти. В будущем можно воспроизводить необходимую информацию, сопоставлять новую с ранее полученной.

Так строится процесс обучения, познания.

Можно ли развить память

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Память – это способность копить, сохранять и применять знания, умения.

Она есть у каждого человека, является необходимым условием качественной жизни. Чтобы улучшить процесс запоминания и сохранения информации, можно развивать мозговую активность.

Она поддается тренировке, при которой используются различные упражнения для развития памяти.

Обратите внимание! Определенные условия жизни способствуют улучшению процесса запоминания. Главное – стимулировать активность мозга, использовать методики по усвоению информации.

Как развить память без упражнений:

  1. Человеку необходим полноценный сон, не менее 8 часов за сутки;
  2. Отказаться от вредных привычек и придерживаться принципов правильного питания. Прием здоровой пищи, богатой витаминами и полезными веществами, способствует развитию внимания, памяти;
  3. Физические нагрузки благотворно влияют на активность мозга. Достаточно небольшой разминки, но ежедневно. Можно качать пресс, простоять минуту в планке, покататься на велосипеде.

При желании и некотором упорстве создаются комфортные условия для развития памяти.

Память взрослого человека

С возрастом память ослабевает при отсутствии стимуляции мозговой деятельности. Если взрослый человек много читает, находится в поиске и изучении новой информации, ведет здоровый образ жизни, то его память будет оставаться хорошей и в старости.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Книги как источник новой информации

По мнению ученых, пик познавательных способностей происходит при достижении 27 лет. После этого активность мозга начинает снижаться, процессы замедляться, что отражается на памяти, сообразительности, скорости мышления. Чтобы препятствовать процессам торможения и вернуть память, необходимо поддерживать активность работы мозга.

Выделяют несколько способов фиксации информации, а именно:

  • Зрительная память;
  • Слуховая;
  • Вкусовая;
  • Образная;
  • Осязательная и другие.

Важно развивать все виды для продуктивного запоминания информации. У взрослого человека лидирует тот вид, который связан с его деятельностью. У детей, особенно младшего школьного возраста, обычно развиты все виды памяти, важно продолжать стимулировать их работу.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Обучение ребенка

Обратите внимание! Если человек, взрослый или подросток, постоянно находится в стрессовых ситуациях, не высыпается, то страдает нервная система. В результате снижается интенсивность работы мозга, что отражается на памяти.

Как восстановить память:

  • Избегать стрессов и недосыпа;
  • Научиться планировать;
  • Организовать рабочее место;
  • Чередовать физическую, умственную активность.

Природные особенности закладывают основу развития памяти, ведущий тип и скорость запоминания. Психология утверждает, что можно повлиять на процесс, стимулируя мозговую активность. Тогда способности человека после 60 лет не будут отличаться от возможностей школьников. Тренировка памяти и внимания у взрослых и детей содержит упражнения, способствующие улучшению процесса.

Как улучшить память и внимание

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

Для тренинга кратковременной памяти подойдут упражнения, в которых задействован устный счет.

Можно просто называть в уме числа от 50 до 1, если просто, начать со 100. Далее усложнить задачу: каждый раз отнимать от числа 3, пока не получится ноль.

В этом случае начать упражнение с 300, то есть следующее число – 297, потом – 294.

Как тренировать память играми со словами:

  1. Нужно называть слово на каждую букву алфавита или выбрать одну и упражняться с ней. Такое задание поможет вспомнить о той информации, которая редко используется, находится глубоко в памяти.
  2. Упражнение со словами, написанными в столбик. Нужно запомнить последовательность их нахождения и воспроизвести в правильном порядке. Использовать нужно от 10 до 20 слов либо написать рядом с каждым число и запоминать их вместе. Затем попробовать вспомнить как можно больше пар из цифр и слов. Это более сложный вариант, нужно начинать с 6-7 предметов, постепенно увеличивая их количество.

Долговременную память поможет тренировать упражнение, связанное с описанием увиденного. Можно рассказывать о картине или событии. Каждый день повторять предыдущую информацию и дополнять ее новыми деталями.

Как натренировать зрительную память и внимание:

  • Выйдя из дома, замечать все, что имеет синий цвет, подсчитывая количество. Оттенок предмета может быть любым, главное – заранее его обозначить;
  • Разложить предметы на столе, перемешать и попытаться воспроизвести первоначальный порядок. В проведении упражнения лучше задействовать домашних, для сопоставления результатов.
Читайте также:  Заболевания нервной системы: причины, симптомы, классификация

Эти методы помогут не только укрепить память, но и поспособствуют ее восстановлению, при существовании подобной проблемы.

Факторы, влияющие на развитие памяти

На эффективность запоминания влияют возраст и состояние здоровья. Со временем память ухудшается. После 30 лет нужно прилагать больше усилий, чтобы сохранить функции запоминания и сообразительность в пожилом возрасте.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Пожилая женщина читает

Важно! Стресс, переутомление, тревожность отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии, оказывают влияние на способность быстрого запоминания информации. Ухудшают память некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кофеин в неконтролируемых количествах.

Информация лучше усваивается, если:

  • Она вызывает интерес, процесс познания идет легко, с удовольствием;
  • Связана с яркими положительными эмоциями, впечатлениями;
  • Используется на практике;
  • Понятна, подается легко доступным языком;
  • Часто встречается.

Подаваемая информация должна быть логически построена, именно это позволит ее анализировать и запечатлеть надолго.

Человек может прибегать к механическому запоминанию, когда в памяти остаются данные в том виде, в котором преподносились, зазубриваются. Такая информация не останется в распоряжении человека надолго.

Нужно обдумывать услышанное, уметь выделять главную мыль, прослеживать связь и логику. Тогда в памяти отложатся основные моменты, передающие суть повествования.

Принципы запоминания информации

При запоминании важно понимать, о чем идет речь. Провести аналогию с уже известной информацией, тогда новая станет ясной и легко усвоится.

Повторение услышанного материала полезно, считается одним из принципов овладения новой информацией. Нужно передавать сведения своими словами, не пытаться точно воспроизвести услышанное или прочитанное. Главное – фиксировать суть и прослеживать логику. Можно проговаривать вслух или рассказывать знакомым. Эти действия способствуют укоренению фактов в памяти.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Запоминание, мыслительный процесс в действии

Новые знания пытаются вытеснить старые. Чтобы не лишиться их, нужно периодически возвращаться к ним для повторения. Лучше запоминать информацию частями, разделив ее на логические блоки, составить план.

Можно придумать ассоциации для каждой части, они могут быть связаны с объектом или эмоцией. Главное, чтобы они были яркими и хорошо знакомыми. Такая связь поможет легко воспроизвести новую информацию.

Хорошо применять полученные знания на практике. Использование информации в жизни поможет надолго запомнить, снабдив жизненным опытом.

Как часто тренировать мозг

Мозг человека меняется, его состояние и работа зависят от окружающих факторов. Поэтому тренировать его можно на протяжении жизни. В любом возрасте способности человека совершенствуются.

Тренировка мозга поможет развить не только память, но и внимательность, мышление. Регулярные занятия, пошаговое выполнение упражнений способствуют развитию функций мозга, поэтому эффект от их проведения станет заметен в ближайшее время.

Всегда важно уметь мыслить, быть наблюдательным и обладать хорошей памятью.

Программы и таблицы, развивающие память

В настоящее время разработано немало программ, которые подскажут, как развивать память, логику, внимание. Можно воспользоваться ими онлайн или установить на гаджет.

Таблицы Шульте направлены на тренировку зрительной памяти, внимания и логики. Они содержат цифры, разбросанные по полю. Нужно расположить их в определенной последовательности: от большего к меньшему или наоборот. Таблицы содержат разное количество элементов, отличаются оформлением. Многие настолько запутаны, что приходится потратить достаточно времени, чтобы отыскать число.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Вариант таблицы Шульте

Дополнительная информация. Популярный сайт Викиум поможет определить, какая память хорошо развита, с чем нужно работать, предложит необходимые тренажеры.

Существуют тесты, помогающие оценить эффективность запоминания, чтобы понять, в каком направлении работать, их часть собрана в приложении «MemoryTester».  Популярно приложение «Mnemonics», основанное на работе со словами и числами.

Программа «Меморадо» нацелена на улучшение внимания, концентрации, содержит задания, которые помогут улучшить память и оставаться спокойным в любой ситуации.

Приложение «NeuroNation» позволяет сравнивать результаты достижений с другими участниками, повторять пройденные уровни, что повышает внимание, логику, память.

Программ и приложений много, каждый сможет подобрать интересное и полезное. Они позволяют в игровой форме тренировать не только память, но и развивать мышление, логику.

Тренировка памяти необходима в любом возрасте. Для этого следует выполнять упражнения, способствующие развитию мозга, и вести здоровый образ жизни. Человеческие способности безграничны, совершенствовать их можно на протяжении всей жизни.

Видео

Источник: https://srazu.pro/razvitie/trenirovka-pamyati.html

Как работает и из чего состоит память любого человека?

В повседневной жизни мы воспринимаем окружающую нас информацию, запоминаем часть этой информации. При этом, нам все равно, почему мы запомнили именно ту, а не другую информацию, почему забываем какие-либо моменты и вообще, как работает память человека.

Что такое память?

Память — это способность человека запоминать, накапливать и извлекать полученную информацию. На количество и качество запоминаемого оказывает влияние внимание человека. Также при запоминании очень важное значение имеют чувства. Память включает в себя следующие процессы:

  • запоминание — это процесс запечатления в памяти новых фактов;
  • хранение — накопление, переработка и хранение полученной информации;
  • воспроизведение — процесс извлечения полученного материала.

Запоминание и воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание и воспроизведение сопровождается усилием человека, а непроизвольное — осуществляется без усилия.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Запоминание информации

Если постоянно мысленно повторять какой-либо материал, то он сохранится в памяти на протяжении непродолжительного времени. Для запоминания чего-либо на более продолжительное время потребуется затратить больше усилий.

Здесь запоминание происходит на уровне эмоций. Сильные эмоции, оставляя в памяти человека неизгладимые следы, помогают запоминать информацию, которую сопровождают эти эмоции.

Причем, во время сильных эмоциональных потрясений человек запоминает самое важное.

В долговременной памяти человека остается 10-24 % того, что ему хотел передать другой человек. В среднем человек запоминает 20% услышанного и 60 % увиденного.

При объяснении увиденной информации человек способен запомнить около 80 %. Лучше всего человек запоминает новое в промежутке времени от 10 до 12 и после 20 часов.

Именно в это время организм человека проявляет максимальную устойчивость к кислородному голоданию.

На уровне подсознания усвоение нового материала более эффективно происходит во время сна. Причем, с каждой новой фазой сна запоминание происходит интенсивнее. Наилучшее время сна для запоминания — примерно за два часа до пробуждения. Лучшим временем года для работы памяти является лето.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Экспериментально доказано, что человек лучше запоминает начало и конец однородной информации, а средняя часть доставляет максимальные трудности. При повышении сложности запоминаемого материала, работа памяти улучшается. При повторении изучаемой информации обязательно делать перерывы.

Структуры мозга, отвечающие за память

На работу памяти влияют некоторые участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий.

Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов.< Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

На содержание ацетилхолина влияет количество энергии, благодаря которой он появляется. Эта энергия получается благодаря процессу окисления жиров и глюкозы. Нехватка нейромедиаторов может быть результатом, например, стрессов или депрессии.

Факторы, влияющие на качество памяти

Важным фактором, влияющим на работу памяти, является доверие к ней. Если человек уверен в том, что он все важное запомнит, не переживает из-за того, что забудет что-либо незначительное, то и память не будет его подводить.

Основные факторы, оказывающие влияние на запоминание, лежат в области психологии. Как показывает практика, неудовлетворительная работа памяти в основном происходит из-за страхов, сильных переживаний. Нервное переутомление чревато негативными последствиями.

Именно стресс и депрессия являются основными причинами забывчивости. При депрессии ум человека поглощен негативными мыслями. В таком состоянии трудно сконцентрироваться на чем-либо другом. В этом случае важно переключить внимание на какой-либо посторонний момент.

На качество памяти оказывают влияние различные седативные препараты, антидепрессанты. Эти вещества тормозят работу нервной системы, что приводит к ухудшению работы памяти. Например, если человек принимает много снотворного, то он впоследствии начинает жаловаться на ухудшение внимания и заторможенность.

Пагубное влияние на работу головного мозга оказывает алкоголь. Употребление алкоголя негативно сказывается на усвоении и хранении нового и замедляет мыслительные процессы. Даже малая доза алкоголя негативно влияет на память, прежде всего, кратковременную.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Также негативное влияние на память оказывают курение и кофеин. Курение, также как и алкоголь, оказывает пагубное воздействие, прежде всего, на кратковременную память. А большое содержание в крови кофеина чревато нервозностью, учащенным сердцебиением. А эти факторы притупляют внимание.

Еще ухудшение памяти может произойти при травмах головы, различных заболеваниях, авитаминозе и прочих факторах.

Как улучшить память

Важным моментом, влияющим на безупречную работу памяти, является размеренный образ жизни. Этому способствует спокойное, взвешенное отношение к любым жизненным обстоятельствам и позитивный образ мышления.

Для улучшения памяти существуют эффективные способы. Например, можно использовать «переключатель памяти». Это значит, что в ситуации, когда нужно запомнить что-то важное, можно использовать какой-либо жест. Это могут быть скрещенные пальцы или что-то другое. Этот жест будет сигналом к повышению уровня внимания.

Если нужно вспомнить какую-нибудь ситуацию, следует представить себя в данной ситуации. При этом необходимо подробно описать обстановку, которая сопутствовала этой ситуации.

Чтобы найти нужную вещь, необходимо вспомнить ситуацию, при которой последний раз была использована эта вещь. Надо подробно представить, как был использован этот предмет.

А затем в памяти будет определено место, где находится нужная вещь.

Чтобы лучше концентрировать внимание, нужно заниматься каким-то одним делом, не распыляясь на несколько занятий сразу. А использование записной книжки помогает сделать все важные дела, не упустив из виду ни одно из них.

Семь принципов качественной памяти

  1. Принцип паузы позволяет сделать небольшой перерыв в делах. Он позволяет избежать какого-нибудь поспешного решения.
  2. Используя принцип расслабления, человек повышает концентрацию внимания и снимает блокировку механизмов памяти, которая получилась в результате спешки или стресса.
  3. Принцип осознания позволяет сконцентрироваться на наиболее важном. Этот метод также позволяет лучше запоминать окружающие обстоятельства.
  4. Визуальная проработка дает возможность запомнить, например, расположение предметов. Это позволяет также обратить внимание на разные мелочи, которые могут играть важную роль.
  5. Во время вербальной проработки человек как бы оставляет личный комментарий относительно окружающих событий. Такая собственная оценка событий помогает лучшему запоминанию обстоятельств.
  6. Оценка событий с использованием категорий дает возможность классифицировать любое событие по нескольким признакам. Этот принцип позволяет затем лучше вспомнить эти события.
  7. Просмотр и периодическое использование информации позволяет легче запомнить материал, а затем быстро извлечь его из памяти. Если постоянно обращаться к каким-либо фактам, они лучше запоминаются.
Читайте также:  Как избавиться от бессонницы: народные средства и медицина

Лаухина Екатерина

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/rabota.html

Что влияет на память человека? Факторы запоминания — Психология жизни

С 1930 года было проведено множество психологических экспериментов, в которых ученых интересовало комплексное изучение факторов и условий, влияющих на процесс обучения и запоминания. Все полученные результаты доказывают, что окружающая обстановка и состояние человека значительным образом влияют на процесс запоминания и работу памяти в целом.

Так в 1999 году состоялось исследование, в котором приняли участие 40 студентов. Их просили прочитать определенный текст и затем выполнить письменный тест.

Половина группы читала текст в тихой комнате, другая половина — в шумной обстановке. Затем обе группы прошли два теста.

Один тест писался в тишине, второй тест приходилось выполнять участникам с различными отвлекающими факторами. Как заставить себя учиться?

Результат оказался поразительным: студенты, которые изучали текст в тишине, лучше написали тест тоже в тишине. Студенты, читавшие статью в шумной комнате, показали более высокий результат с тестом в таких же шумных условиях.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Что влияет на память человека?

Другой интересный эксперимент был проведен среди аквалангистов. Их просили учить слова во время погружения в воду, после чего они прошли два теста — под водой и на суше. Несложно догадаться, что подводный тест был выполнен ими лучше. Упражнения для тренировки мозга

И наиболее недавний эксперимент был проведен в 2015 году с использованием компьютеров. Группа студентов проходила тренировочное задание на компьютере. Затем им давали тест.

Некоторым студентам во время тренировочного и тестового заданий давали еще одно дополнительное: им требовалось считать числа, появлявшиеся на мониторе. В результате студенты, которым давалось дополнительное задание только во время теста, выполнили его значительно хуже тех, у кого дополнительное задание было и на тренировочном, и на тестовом этапе.

Все вышеперечисленные исследования ярко демонстрируют важность условий при запоминании информации перед экзаменом.  Как лучше запоминать?

Что влияет на память человека? Роль контекста в процессе запоминания

Результаты экспериментов показали, что в запоминании задействуется контекстуальная память человека. Это означает, что информация вспоминается лучше, если контекст, в котором была получена информация, повторяется на самом экзамене. При чем контекстом может выступать как окружающая обстановка так и круг людей и другие условия. Что такое эмоциональный интеллект человека?

Второй значимый фактор, влияющий на процесс запоминания и концентрацию внимания участников исследования — это их личное состояние непосредственно в процессе обучения и тестирования.

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание

Психическое состояние влияет на память человека

Считается, что память зависит от физического и психического состояния. Если человек во время обучения здоров и чувствует себя хорошо, но заболел перед экзаменом, то его результат будет не самым высоким.

На процесс запоминания влияют также депрессия, сильное волнение, похмелье, грусть, нервное возбуждение и т. д. Такие отвлекающие внимание факторы значительно влияют на процесс обучения и запоминания информации.

  Развитие и тренировка памяти

Фактор отвлечения влияет на нашу память

Идея позитивного влияния отвлекающих факторов может быть, тем не менее, понята превратно. За ее неправильным пониманием могут последовать такие выводы как: «я могу спокойно отвлекаться на игры или общение во время обучения и это не скажется на результатах».

На самом деле нельзя откладывать работу на потом и называть это отвлечением. Ведь речь идет только о положительных факторах отвлечения внимания: тех, которые могут помочь во время экзамена. Игры или фильмы совершенно не относятся к таким факторам.

Итак, универсальная истина не изменилась — в целом, отвлечение внимания сказывается на учебном процессе отрицательно. Поэтому для улучшения внимания и концентрации лучше найти спокойное место, убрать все искушения подальше и целиком сконцентрироваться на учебе. Ученые доказали еще раз лишь то, что контекст и состояние очень влияют на выполнения заданий и их результативность.

Что влияет на память человека? Рекомендации по запоминанию

Если вы знаете, что ваши друзья, скорее всего, будут отвлекать вас во время теста, то учиться и готовиться к нему действительно лучше в их обществе. Постарайтесь создать условия похожие на те, в которых вы окажетесь на экзамене и вы с ним хорошо справитесь.

Помочь может и схожее эмоциональное состояние как перед самим экзаменом так и во время прохождения теста. Но обязательно помните о том, что это всего лишь контекст, а важно в действительности лишь одно — знания. Учиться следует усердно, стараться не только и не столько запоминать информацию, но стремиться ее понять. Это поможет сохранить ее в памяти на годы, а не только до конца сессии.

Источник: http://psylive.com.ua/yeto-interesno/faktory-vliyayushhie-na-process-zapomina.html

Факторы запоминания

Что улучшает память человека: факторы, влияющие на запоминание    Память — целостный психический процесс, но в нем можно выделить целый ряд подпроцессов. Запоминание является, возможно, самым главным подпроцессом памяти. По-крайней мере основная функция памяти — удержание информации, поступающей из внешней среды — невозможна без запоминания. Работа памяти с каждым новым объектом, который предстоит удержать в памяти, начинается именно с запоминания.

  • Как известно, память в целом обладает рядом определенных характеристик:
  • — объем,
  • — быстрота запечатления,
  • — точность воспроизведения,
  • — длительность сохранения,
  • — готовность к использованию сохраненной информации.

От работы запоминания зависят все эти характеристики памяти. Объем памяти — важнейшая интегральная характеристика памяти — связан с возможностями запоминания информации. Говоря об объеме памяти, обычно в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации (наблюдаемых объектов).

Быстрота запечатления характеризует способность человека оперативно запоминать информацию.

Быстрота запоминания зависит от ряда факторов, в том числе от подвижности нервной системы, общего тонуса человека в настоящее время (психического состояния).

Способ запоминания имеет очень большое значение для быстроты запечатления. Некоторые способы замедляют этот процесс, но делают его более качественным, другие — наоборот.

Пожалуй, большинство людей предъявляют к своей памяти требование — чтобы она работала максимально точно, не давая сбоев, то есть, чтобы характеристика памяти — точность воспроизведения — была на высоте. На точность воспроизведения оказывает большое влияние ряд факторов.

Например, органические поражения головного мозга могут значительно снизить точность воспроизведения. На точность воспроизведения, как уже было отмечено выше, большое значение оказывает и способ запоминания.

Так, если при запоминании какой-то порции информации, человеко воспользовался тем или иным мнемотехническим приемом, точность воспроизведения может быть гарантирована на многие годы вперед.

Важнейшей характеристикой памяти является длительность хранения информации, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Процесс запоминания тоже оказывает значительное влияние на длительность хранения информации.

Например, если студент торопится, «глотает» главу за главой из учебника, не делая пауз и не обдумывая прочитанное, то, очевидно, такая информация не сможет удержаться в памяти дольше двух-трех дней.

Это обстоятельство может кому-то показаться забавным, но если представить сколько вокруг ходит таких «специалистов», успешно сдавших все экзамены в своем вузе, но не помнящих из учебников и лекций практически ничего…

Однако это совсем не значит, что для лучшего процесса запоминания надо дозировать знания как лекарство.

Да, необходима размеренность и последовательность, но, тем не менее, иногда бывает очень полезным устраивать «мозговые штурмы» для глубокого проникновения в проблему.

Для многих дисциплин, особенно для точных и естественных наук, бывает очень полезным глубоко проникнуть в проблему. Это сильно облегчает понимание и — соответственно — запоминание.

Условия, в которых происходит запоминание, имеют большое значение для последующего воспроизведения информации.

Каждому знакомо, когда сначала долго не можешь вспомнить какую-либо информацию, тебе кажется, что ее хорошо забыл, но потом она всплывает в сознании как бы сама собой, часто — тогда, когда необходимость в ней уже отпала. Для облегчения запоминания можно пользоваться ассоциациями с окружающей средой.

Известен ораторский прием — чтобы запомнить речь, надо ходить по комнатам, останавливаться у тех или иных предметов обихода. Потом, когда придет время произнести речь, надо представить в уме процесс хождения по квартире.

Если человек запоминал какую-то информацию в спокойной обстановке, ему потом будет сложнее ее вспомнить в стрессовой ситуации. Во время закрепления информации (например повторения в уме стихотворения) не будет лишним, скажем, пройти по шумной улице и повторить это стихотворение там.

  1. Запоминание — процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:
  2. — непреднамеренное (непроизвольное) запоминание,
  3. — преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание

   Непреднамеренное запоминание — запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Этот вид запоминания можно было бы еще назвать бесцельным, потому что это запоминание очень во многом случайное, хотя зачастую и связано с нашими привычками, интересами и склонностями. Так, например, зубной врач в силу своих персональных особенностей может запомнить особенности зубов случайного прохожего.

Однако и в этом случае такое запоминание будет бесцельным, хотя и небезосновательным.

Непреднамеренное запоминание связано с тем, что наши глаза обычно открыты в состоянии бодрствования, а уши вообще открыты всегда, в том числе и в состоянии сна.

Поэтому то, что без задействования нашего произвольного внимания воздействовало на органы чувств, сохраняет некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека:

  • — связанное с привычками, интересами и склонностями,
  • — связанное с психическим состоянием (если мы расстроены, то с большей вероятностью заметим в толпе тоже расстроенное лицо),
  • — связанное с текущими целями и задачами деятельности,
  • — просто ассоциированное с какими-то другими значимыми ситуациями.
Читайте также:  Давление при инсульте повышается или понижается

Произвольное запоминание

   Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель, связанную с запоминание, то есть — запомнить некую информацию. Произвольность связана не только с постановкой цели, но и с выбором способа.

Если человек для запоминания той или иной информации пользуется мнемотехническими приемами, это однозначно свидетельствует о том, что процесс запоминания носит произвольный характер.

Произвольное запоминание это не просто антоним к непроизвольному запоминанию.

Оно представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить то, что надо. Бывает так, что человек напрягает все свои мыслительные способности, — ради запоминания.

Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели в области запоминания. Самое характерное такое действие — заучивание, то есть многократное повторение заучиваемой информации.

Это может быть повторение какого-то текста или повторение музыкантом музыкального опуса, а танцором — заучиваемого танца. Заучивание — сугубо человеческое достижение. Только человек сознательно использует этот механизм, потому что знает, что «repetitio — mater studiorum» («повторение — мать учения»).

Характерная особенность произвольного запоминания — проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить.

Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным.

Постановка специальных задач играет существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. С. Л. Рубинштейн считал, что запоминание очень сильно зависит и от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он полагал, что нельзя делать однозначные выводы о большей эффективности произвольного или непроизвольного запоминания.

Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования известного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания.

В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Мнемическая деятельность

   Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность — специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений.

Мнемическая деятельность, таким образом, всегда носит избирательный характер.

Осмысленное и механическое запоминание

   Если человек учит какое-то стихотворение, не задумываясь над смыслом слов, которые учит, и над идеями автора, если он учит какой-то физический закон, просто тупо повторяя: «Сила действия равна силе противодействия», такое запоминание называется механическим.

Осмысленное запоминание всегда сопровождается пониманием, моделированием в своем сознании того, что запоминается. Для осмысленного запоминания стихотворения необходимо представлять то, чем говорится, представлять и автора, как и зачем он написал это стихотворение, о чем хотел сказать своим читателям.

Для осмысленного запоминания физических законов надо иметь представление о связанных с этим другими законами, надо понять, что именно запрещает этот физический закон (ведь любой закон что-то запрещает), представить, что было бы, если этот закон перестал действовать (не будет действовать третий закон Ньютона — ударишь рукой в стенку — стенка проломится, а ты даже ничего не почувствуешь).

Осмысленное не следует путать с произвольным запоминанием. Произвольное запоминание может быть и механическим, и осмысленным.

Основой для механического запоминания являются ассоциации по смежности: одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени или пространстве. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание обычно продуктивнее механического. Однако не всегда оно возможно. Если просто нужно запомнить несколько адресов, по которым предстоит разослать письма, то как не понимай, а все равно не поймешь, какая связь между «улицей Ленина, дом 119, кв. 22» и «проспект Петрова-Водкина, дом 7, кв. 84».

Волей-неволей, придется многократно повторить эти адреса, чтобы не забыть. Можно использовать «псевдопонимание», то есть те же самые мнемотехнические приемы.

Например, можно «понять», что бывший проспект Ленина разжаловали до улицы, и сделано это было «службой 911» (но только наоборот) 22-го числа, перед Днем защитника Отечества…

Механическое запоминание обычно неэкономно, требует многих повторений и при этом не дает гарантию на то, что важная информация оказалась запомненной.

Нам может показаться, что мы хорошо запомнили номер телефона (благо он не сложный), но потом этот номер совершенно «вылетает» из головы.

Если же мы используем понимание или псевдопонимание (мнемотехнику), нам не составляет труда проверить, правильно ли мы запомнили информацию.

В экспериментах было показано, что при механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %. В случае же осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала

   Полезным приемом осмысления материала, например, является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д. Одним из вариантов сравнения как метода запоминания является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее.

Так, изучая с детьми новый материал, учитель часто сопоставляет его с уже изученным, тем самым включая новый материал в систему знаний. Для успешного понимания сравнение не должно быть по формальным признакам, но по существу («Все познается в сравнении»).

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Запоминание
   RSS  
  azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/faktory_zapominaniya.html

Что негативно влияет на память?

Чтобы улучшить мозговую активность, пореже забывать о важных вещах, научиться отделять действительно ценную информацию от второстепенной, нужно иметь четкое представление о слабых местах нашей памяти. Забывчивость может наблюдаться у людей различного возраста и рода занятий, и на ее развитие влияет целый ряд факторов.

Внешние негативные факторы

Ученые до сих пор проводят эксперименты, целью которых является изучение степени влияния того или иного внешнего фактора на ухудшение нашей памяти. К настоящему моменту они успели прийти к определенным выводам и отнести к разряду однозначно негативных следующие факторы:

  • Регулярное употребление в пищу определенных продуктов – сахара, жареной пищи, красного мяса, сладких соков, консервированных фруктов, слишком соленых продуктов, прошедших промышленную обработку колбас, сосисок.
  • Алкоголь и курение. Табак и спирт вредны хотя бы потому, что задерживают поступление крови к мозгу. Более того, именно в результате регулярного воздействия этих двух факторов (или даже одного из них) возникают сбои в важнейших функциях мозга – обработке и передаче информации.
  • Недосыпание, храп. Беспокойный, недостаточно продолжительный сон приводит к тому, что отдельные участки мозга в самый неподходящий момент просто отключаются в хаотическом порядке. Именно этим можно объяснить, что мы неожиданно для себя не можем вспомнить какое-то слово или термин.
  • Отсутствие физической активности. Результаты сразу нескольких экспериментов подтвердили тот факт, что регулярные физические упражнения хорошо развивают память и познавательные способности. Для улучшения памяти не обязательно каждый день изводить себя в тренажерном зале (сверхнагрузки тоже вредны), достаточно будет 30-40-минутных пробежек раз в 2 дня.
  • Состояние стресса, утрата близкого человека, посттравматическое расстройство – в основе всех этих причин эмоциональные и психологические факторы, негативно влияющие на память.

Внутренние факторы, приводящие к ухудшению памяти

Внутренние негативные факторы распознать не так легко, как внешние, обычно подобные явления связывают с переизбытком информации или особенностями работы мозга конкретного человека. На самом деле, здесь также можно выделить различные причины возникновения проблем:

  • Большое время, которое прошло с момента запоминания информации. Любые знания, если ими долго не пользоваться, с течением времени забываются.
  • Вытеснение плохих воспоминаний. Этот один из защитных механизмов нашего организма, который исправно работает вне зависимости от нашей воли.
  • Искажение. Любую новую информацию мы «фильтруем» в соответствии с нашими ценностями и жизненной позицией, поэтому запоминаем уже в искаженном виде.
  • Ошибки воспроизведения. Иногда воспоминания не исчезли и не исказились, но мы все равно не можем вспомнить, например, где лежит паспорт или как зовут соседа снизу. Это происходит потому, что нашему мозгу иногда трудно найти место, где хранится конкретное воспоминание.

Не зря говорят «в здоровом теле – здоровый дух»! Абсолютно то же самое можно утверждать и в отношении памяти. Соблюдайте режиме сна, питания, отдыха и физических нагрузок, по возможности избегайте стрессов, не изводите себя работой – и вы увидите, как уже через несколько недель ваша память значительно улучшится.

Что негативно влияет на память?

Источник: http://treninginlp.ru/chto-negativno-vliyaet-na-pamyat/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector